Pedagogical culture development of the teacher of the future: scientific and practical point of view

Cover Page


Cite item

Full Text

Abstract

The need for scientific understanding and rethinking of modern problems in the theory and practice of education, as well as their adequate understanding and search for their effective solutions cannot be achieved without turning to the pedagogical heritage of the American pragmatist philosopher, sociologist and political scientist, psychologist and teacher, outstanding scientist and public figure John Dewey. In 1988, UNESCO recognized him as one of the four people who defined the way of pedagogical thinking in the twentieth century. Based on the above, the goal of the study is to create an attractive and open environment for current philosophical discussion, its cultural codes and scientific rethinking of the pedagogical heritage of D. Dewey. The author of the paper focuses on the pedagogical support of the teacher of the future in the field of popularization of science, which became possible due to the organization and holding of the International Competition of Scientific Research and Creative Works of Students “In the World of the Wise Thoughts of Nikolai Aleksandrovich Berdyaev and John Dewey.” In the study, the author’s attention is focused on the key idea of John Dewey in the development of the pedagogical culture of the teacher of the future, from which all his pedagogical principles stemmed. The applied value of the conducted research is determined by the expansion of the range of scientific and professional knowledge, the field of scientific knowledge, comprehension, and free choice of “personal research action” within the framework of updating the ideas of John Dewey. In modern pedagogical science and practice, the presented results of scientific research can be used as a tool for attracting educational subjects to the field of popularization of science.

Full Text

Введение

Актуальность проведенного исследования подтверждается вниманием научного сообщества и государства к проблеме популяризации науки. О понимании важности популяризации науки со стороны государства свидетельствует Указ президента Российской Федерации В.В. Путина о праздновании 300-летия Российской академии наук в 2024 году [1].

Философско-педагогическое наследие сторонника гуманитарной константы педагогической сущности в XX в. Джона Дьюи в последние десятилетия приобрело популярность во всем мире. В 1988 году он признан ЮНЕСКО одним из четырех педагогов, определивших способ педагогического мышления в ХХ веке, однако до сих пор ощущается недостаток глубоких историко-педагогических работ о Дж. Дьюи, исследований его наследия в контексте трансформации отечественной системы образования.

С целью поддержки Десятилетия науки и технологий, обсуждения актуальных проблем и научных достижений, определения приоритетных задач развития науки и образования, а также в соответствии с Программой развития ФГБОУ ВО «ОГПУ» в целях реализации проекта «Трансфер научного знания» в 2024 году состоялся Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ студентов «В мире мудрых мыслей Николая Александровича Бердяева и Джона Дьюи», приуроченный к 150-летию великого русского мыслителя конца XIX века Н.А. Бердяева и 165-летию американского философа и педагога, представителя философского направления прагматизм Джона Дьюи.

Обзор литературы

Понятие «культура» неразрывно связано с историческим развитием человечества. В разные эпохи люди вкладывали в него всевозможные смыслы. Это понятие является междисциплинарным и единого определения, которое объединяло бы разные подходы к трактовке, не имеет. В эпоху Возрождения культуру связывают с таким течением, как гуманизм, где первостепенными являются ценность жизни человека, саморазвитие и самовоспитание. В идеях философов эпохи Просвещения понятие «культура» тождественно понятию «цивилизация» и характеризуется диалектическим единством. Мыслители XIX–XX веков Н.А. Бердяев и Н.К. Рерих наделяют культуру такими свойствами, как пластичность и индивидуализация, предполагая более глубокий смысл [2, 3].

В понимании Э. Тейлора культура – это сумма всех видов деятельности: обычаи, религия, книги, картины, этикет; все то, что создавалось веками, смысл [3]. Однако некоторые ученые все же обобщают данное понятие и определяют его как уровень развития общества, выраженный в разных типах и формах организации жизни и деятельности людей, в их взаимоотношениях, а также в создаваемых ими материальных и духовных ценностях [4].

Культура как общественно-исторический феномен описывается в гуманитарных исследованиях С.И. Архангельского, Г.Н. Волкова, Н.В. Кузьминой, В.А. Разумного, Ю.У. Фохт-Бабушкина и др. и раскрывается через понятие «педагогическая культура». Основой гармоничного формирования личности педагога и его профессионального роста является именно педагогическая культура (Я.А. Коменский, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский, К.Д. Ушинский, С.Т. Шацкий).

В.А. Сластёнин считает, что носителями педагогической культуры могут являться люди, которые осуществляют ситуативное воспитание на непрофессиональном уровне, поэтому сузил это понятие до профессионально-педагогической культуры. Это понятие можно трактовать как характеристику педагогической реальности, в которой учитель способен подстраиваться под современную динамично развивающуюся социальную среду [5].

Необходимость научного осмысления и переосмысления теоретических оснований педагогической культуры представлена в контексте утверждения идей и представлений Джона Дьюи, которые историко-педагогическое сообщество считает достойными для изучения и применения в современной образовательной практике. Джон Дьюи – одна из самых ярких личностей в мировой педагогике, философ по своей натуре, представитель и сторонник такого философского направления, как прагматизм, базирующегося на практике как критерии истины и практической значимости. Педагогическое наследие Джона Дьюи свидетельствует, что именно идеи истинности, полезности и значимости поднимает в своей практике педагог [6–8].

Материалы и методы

В ходе проведения исследования для решения поставленных задач использованы следующие теоретические методы: историко-генетический анализ трудов отечественных и зарубежных ученых-педагогов с целью прочтения по-новому историко-педагогического наследия Дж. Дьюи как конструкта реализации современных образовательных практик, теоретический анализ научно-педагогической литературы российских авторов, изучение и обобщение передового педагогического опыта, анализ результатов педагогической деятельности.

Эмпирическую основу исследования представляет Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ студентов «В мире мудрых мыслей Николая Александровича Бердяева и Джона Дьюи».

Методология исследования представлена результатами 35 конкурсных работ субъектов образования образовательных организаций высшего образования (уровень подготовки – бакалавриат, магистратура).

Результаты исследования

В теории и практике отечественной педагогики представлена позиция ученых, выделяющих педагогическую культуру как часть общей культуры народа, которая является совокупностью накопленных знаний и представлений об окружающей действительности, как их интеллектуальную и эмоциональную переработку, а также как личностные особенности, особенности педагогического мышления, убеждения и духовные ценности, определяющие взгляды учителя на свою профессиональную деятельность.

Педагогическая культура позволяет эффективно реагировать на возникающие проблемные ситуации, удовлетворяя потребности как ученика, так и учителя [9].

Как показал анализ научных исследований по заявленной проблеме, в структуру профессионально-педагогической культуры входят знания и компетенции на профессиональном уровне: аксиологическом, технологическом и личностно-творческом. Рассмотрим более подробно каждый уровень.

Аксиологический компонент представлен совокупностью ценностных ориентиров и профессиональных мотивов, определяющих подход учителя к педагогической деятельности. Педагогические ценности помогают педагогу определить верную траекторию профессионального роста и верные смыслы, которые он будет транслировать обучающимся.

Технологический компонент подразумевает приемы и методы эффективного воздействия в педагогической деятельности. Культура, в том числе и педагогическая, немыслима без деятельности, так как является ее результатом. Данный компонент при правильном использовании помогает решить множество задач: конструктивно-прогностических, организационно-деятельностных, аналитико-рефлексивных и др.

Личностно-творческий компонент отражает взгляды, приемы и методы воздействия учителя через призму его творческой деятельности. Это помогает учителю самореализоваться как личности и преобразовать имеющийся педагогический опыт в соответствии с быстро развивающимся современным обществом, что делает процесс коммуникации с учениками эффективнее и интереснее [5].

Все вышеизложенные составляющие нашли отражение в трудах выдающихся мастеров в педагогической области на мировом уровне, одним из которых является американский философ, психолог и педагог Джон Дьюи, чьи идеи существенно повлияли на формирование педагогической культуры учителей будущего и активно используются в настоящее время. Джон Дьюи – это не только известная личность в педагогике, но и человек, который превратил образование в настоящее искусство, где каждый шаг – это шаг к познанию мира, где прогрессивные педагогические идеи сочетаются с глубиной философского мышления. Его философия служит своеобразным маяком в бурном море современного образования, помогая нам найти лучшие способы учить и, самое главное, учиться. Идеи Дж. Дьюи освещают путь, которым следуют все учителя и воспитатели.

Исследовательский поиск показал, что особое внимание педагог уделял «обу- чению через деятельность», технологическому компоненту, методу проектов, где через практическое дело познаются культурная и ценностная составляющие воспитанника. В результате такой деятельности ученик не только получает новые знания, но и развивает творческое мышление, умение выстраивать причинно-следственные связи и принимать решения. Грамотная реализация данной технологии возможна, только если учитель освоит ее в достаточной мере, что является одним из показателей педагогической культуры [10]. Педагог должен овладеть педагогической техникой, которая поможет стимулировать интерес и развить у учеников самостоятельность и мотивацию к учебной деятельности; он должен иметь достаточный запас знаний в области преподаваемого предмета и в окружающем мире, что тоже является неотъемлемым компонентом культуры педагога [11–14].

Методологические аспекты изучения педагогического наследия Дж. Дьюи в последнее десятилетие приобретают популярность, во всем мире его называют «учителем учителей». Ученый не только разработал приемы работы с учениками, но и внес большой вклад в формирование личности и культуры учителя. Педагог призывал учителей мыслить и действовать, осознавать свое предназначение для общества и вкладывать смыслы в свою педагогическую деятельность, быть активными, а также постоянно самосовершенствоваться и продолжать учиться на протяжении всего педагогического пути. Для учителя будущего описанные критерии являются первостепенными, ему важно владеть разнообразными современными технологиями, чтобы поддерживать интерес учеников и совершенствовать процесс обучения и воспитания, быстро реагировать на меняющиеся условия современного общества, а также стать для ребенка в образовательном процессе наставником, помочь ему развить самостоятельность и умение принимать решения.

Философско-педагогическое наследие Дж. Дьюи актуально, его идеи отражаются в настоящее время в государственной программе Российской Федерации «Развитие образования» до 2030 года и в Концепции подготовки педагогических кадров. В данных нормативных документах особое значение придается формированию эффективной системы выявления и поддержки потенциала детей и молодежи, помощи в самоопределении, а также непрерывности и разносторонности педагогического образования, выработке единого подхода к профессионально-педагогической культуре в соответствии с запросами современного общества [15, 16].

Широкое распространение получило представление о том, что педагогическая культура – это некая характеристика личности педагога, учителя, которая заключается в том, что данный человек обладает способностью успешно, удачно, с результатами осуществлять учебно-педагогическую деятельность, эффективно взаимодействовать с обучающимися.

Результаты проведенного научного поиска позволяют подчеркнуть важность того, чтобы педагогическая культура учителя будущего соответствовала запросам субъектов образовательной деятельности. Поэтому с целью выявления представлений о педагогической культуре современного учителя и соотнесения ее с образом учителя будущего было проведено исследование в сервисе YandexForms в формате опроса. Оно включало в себя вопросы как с выбором вариантов, так и предполагающие развернутые ответы. Репрезентативную выборку исследования составили 75 респондентов, из них – 50 подростков в возрасте 13–17 лет, среди которых были включенные в воспитательную систему Регионального молодежного центра «Авангард» и активисты регионального отделения Российского движения детей и молодежи «Движение первых» Оренбургской области, и 25 учителей общеобразовательных школ Оренбуржья, осуществляющих реализацию проекта «Базовые школы» Программы развития ФГБОУ ВО «ОГПУ». Для оценки результатов проведенного опроса применялся качественно-количественный контент-анализ.

Цель контент-анализа – нахождение в результатах проведенного опроса качественных характеристик, отображающих представления о педагогической культуре современного учителя и соотнесение ее с образом «учителя будущего» разных поколений. Предметом исследования стали слова и словосочетания, которые отражают позицию респондента по данной проблематике. Понятийно-категориальный аппарат представлен качественными единицами анализа в виде следующей группы категорий: «Положительные черты современного учителя», «Отрицательные черты современного учителя», «Представления о педагогической культуре учителя будущего», «Как современному учителю приблизиться к образу учителя будущего». К количественным единицам анализа отнесена частота упоминаний категорий и подкатегорий в анализируемых анкетах. Текст обрабатывался вручную, кодировочный бланк контент-анализа представлен в табл. 1.

 

Таблица 1

Кодировочный бланк контент-анализа

Код

Качественные единицы анализа

С точки зрения обучающихся

С позиции педагогов

А

Положительные черты современного педагога

А1

Стремление дать знания

10

5

А2

Доброжелательное отношение к ученикам

5

3

А3

Использование различных технологий

16

10

А4

Грамотная речь

6

2

А5

Отзывчивость

4

Б

Негативные черты современного учителя

Б1

Неравноценное отношение к ученикам

10

Б2

Отсутствие мотивации к работе

8

4

Б3

Отсутствие любви к работе

4

3

Б4

Отсутствие стремления к саморазвитию

5

3

В

Представления о педагогической культуре учителя будущего

В1

Широкий кругозор

7

20

В2

Владение современными технологиями

20

16

В3

Мотивация к работе

10

8

В4

Стремление к саморазвитию

4

7

В5

Внедрение новых технологий в процесс обучения

6

12

В6

Неравнодушие к ученикам

12

6

В7

Умение быть наставником для подростков

9

5

В8

Понимание подростков

20

В9

Соблюдение личных границ учеников

5

В10

Поиск индивидуального подхода

8

15

Г

Как современному учителю приблизиться к образу учителя будущего

Г1

Саморазвитие учителей

5

6

Г2

Участие учителей в очных педагогических форумах и семинарах

4

3

Г3

Проведение дополнительного тестирования с целью выявления педагогической направленности у абитуриентов педагогических вузов

1

2

Г4

Повышение заработной платы учителя

7

5

Г5

Повышение уровня творческой свободы учителя

2

3

Г6

Обучение служением в контексте поиска своей личностной уникальности, построения индивидуальной траектории профессионального роста

6

3

Г7

Повышение качества образования учителей

4

13

 

Контент-анализ опроса показал, что ученикам небезразличен уровень культуры учителя. Но в некоторых критериях педагоги не придают значения тому, что действительно важно для учеников. Для повышения профессиональной культуры современным педагогам необходимо больше времени уделять саморазвитию, следить за современными тенденциями общества, проявлять личностную активность, раскрывать творческий потенциал и прислушиваться к потребностям учеников. Чтобы современному педагогу приблизиться к образу учителя будущего, важно содействие со стороны института образования и государства с целью создавать ему комфортные условия для работы и самореализации в области педагогической деятельности. Профессиональная культура учителя будущего является неотъемлемой частью общей культуры общества и должна соответствовать запросам участников образовательного процесса, чтобы педагогическая работа стала более эффективной.

В своей педагогической деятельности Джон Дьюи всегда отстаивал идею истинности только того, что полезно. В результате своих экспериментов он приходил к выводу о том, что истинно и полезно только то, что мы можем использовать на практике, эмпирически доказать или опровергнуть, ибо все остальное является лишь нашими догадками и не несет информационной и практической значимости. Ребенок в данной теории занимает центральное положение, является исходной точкой, началом и концом всего, так как постоянно развивается, учится на собственных ошибках. Джон Дьюи считал воспитание именно процессом накопления практического опыта с целью формирования личности сильной, уверенной, умеющей приспосабливаться, адаптироваться к различным ситуациям. Именно из этих идей и представлений Джон Дьюи выдвинул теорию «инструментальной педагогики». Данный вид педагогики представляет собой активное включение в процесс обучения игровой и трудовой деятельности, в процессе которой обучающийся учится самостоятельно находить решения различных ситуаций, самостоятельно достигает истины, делает открытия, накапливает опыт. В качестве итогов подобной практики Джон Дьюи видит приобретение ребенком навыков самообучения и умений находить выход из любой жизненной проблемы, овладение творческими навыками и изобретательским опытом. Конечной точкой становится то, что у ребенка отлично развивается критическое мышление, которое в дальнейшем станет его главным «инструментом» для реализации задуманных планов и успешной жизни [17, 18].

На наш взгляд, в современной педагогике идеям Джона Дьюи полностью соответствует понятие функциональной грамотности. Данное направление строится на основных идеях американского педагога. Развитие функциональной грамотности школьников – одно из основных направлений в современном образовании, которое динамично развивается и требует нововведений. Что же такое функциональная грамотность в общем понимании? Советский педагог А. Леонтьев определял функциональную грамотность прежде всего как умение работать с информацией. В мире, где информация встала на первое место и занимает большую часть жизни общества, необходимость быть функционально грамотным возрастает в разы. Сегодня это понятие подразумевает умение работать с информацией, применять теоретические знания на практике, решать множество повседневных задач, грамотно существовать в социуме, давать оценку происходящему с разных точек зрения. В условиях современной школы реализация данного аспекта является показателем качества образования школьников, которые, в свою очередь, дают запрос не только на знания, но и на практическое их применение [19].

В данном аспекте представляется возможным рассмотреть и педагога, который использует в своей образовательной практике идеи Джона Дьюи, тем самым повышая функциональную грамотность школьников. Можем ли мы говорить о том, что вместе с этим формируется и высокая педагогическая культура данного учителя? Педагогическая культура является одним из условий благополучной работы с детьми. Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что наравне с получением методических знаний, изучением инструментов педагогики учителю необходимо уделять внимание развитию педагогической культуры. Конечно, нужно понимать, что развитие педагогической культуры во многом зависит от того методического и теоретического материала, на который опирается педагог в своей работе. В данном случае мы предлагаем обратить внимание на педагогические рекомендации Джона Дьюи и сопоставить его идеи с понятием функциональной грамотности. Рассмотрим наглядно, как можно реализовывать все вышеизложенное с позиции образовательной практики.

Показательно, что функциональная грамотность в первую очередь отличается метапредметностью, благодаря чему ее можно сформировать при проведении уроков гуманитарного и естественно-научного циклов. На уроках русского языка и литературы в рамках функциональной грамотности отлично реализуется формирование читательской грамотности, которая заключается в осмысленном чтении текста, аргументации своей точки зрения по прочитанному, а также расширении практических знаний. Кроме того, уроки литературы – это прекрасная площадка для развития коммуникативных навыков обучающихся, которое может быть построено на дискуссиях, дебатах, работе в парах и группах, проектной и творческой деятельности. Физика – учебный предмет, в рамках которого реализовать практическую значимость обучения возможно множеством способов, где обучающиеся не просто имеют возможность познакомиться с теоретическими законами науки, но и поставить огромное количество опытов, проанализировать самостоятельно то или иное явление, сделать собственные выводы после проведения опытов. Трудовая деятельность, которую также отстаивает Джон Дьюи, может быть реализована на уроках труда у мальчиков и технологии у девочек. Основой данных занятий изначально является практическая направленность, но если педагог сможет еще более грамотно и полно интегрировать в урок практическую часть, то такие уроки станут интересными, полезными, а главное – принесут обучающимся знания, которые они один раз реализуют на практике в школе и в дальнейшем уже смогут самостоятельно применять в жизни.

Вышеизложенное свидетельствует, что если педагог все больше и больше включает идеи Джона Дьюи в свою практическую деятельность, проводит уроки игрового, дискуссионного, практического, трудового характера для обучающихся, то подобные уроки проходят незаметно. Ученики увлечены процессом, самостоятельно предлагают множество идей, решений, вариантов, делают открытия; они заинтересованы предметом просто потому, что им нравится развиваться самостоятельно. Им дают возможность для самореализации и накопления новых знаний, которые они сами проверяют на практике, убеждаясь в их правильности и приобретая собственный опыт, который смогут реализовать в дальнейшем. И совсем скоро обучающиеся самостоятельно, без принуждений спешат на урок к данному педагогу, чтобы сделать новое личное открытие [20].

В связи с этим педагог должен обладать высоким уровнем технического мастерства и профессиональных знаний – именно это Джон Дьюи считал основными компонентами подготовки учителя [13].

Показательно, что педагогическая деятельность данного учителя проходит успешно и приносит положительные результаты, а вместе с обучающимися педагог развивается и сам. Это очень важно в педагогической деятельности и становится показателем эффективности его работы, именно в этом и состоит первостепенно педагогическая культура, которая во многом определяет образ учителя будущего [21].

Свидетельствуя о прогрессивности идей Джона Дьюи для своего времени, мы не можем не отметить, что педагогическая культура идеального учителя, которая в XX веке только начинала зарождаться, в настоящее время активно продвигается на государственном уровне, а проблемное обучение и его элементы становятся обязательной составляющей работы современного педагога в условиях цифровой трансформации образования [22].

Обсуждение и заключение

Исследование обозначенной проблемы доказало, что в философско-педагогическом наследии и практическом опыте Дж. Дьюи педагог в широком смысле – это своего рода психолог, поэтому согласно идее и представлениям Джона Дьюи помимо теоретических (академических) и практических знаний он должен обладать умением истолковывать положения психологии применительно к конкретным ситуациям школьного обучения, то есть выступать не только педагогом-теоретиком и педагогом-практиком, но и педагогом-концептуалистом или же посредником [14].

Историко-научная реконструкция педагогического наследия Дж. Дьюи по проблеме формирования педагогической культуры учителя будущего выводит на системный уровень анализа, где учитель будущего, обладающий педагогической культурой и руководствующийся в своей деятельности идеей Джона Дьюи, должен ориентироваться на уже имеющиеся у обучающихся знания, принимать во внимание их возрастные и индивидуальные особенности и работать на опережение, создавая для учеников ситуацию развития за счет новых интересных для них проблемных заданий [23].

Наследие Джона Дьюи в последнее десятилетие приобрело популярность во всем мире. В нем учитель будущего представляет собой идеального, образцового специалиста, обладающего необъятным багажом академических и житейских знаний, умеющего из совокупности этих познаний, являющихся актуальными и востребованными одновременно как для общества, так и своих учеников, создать для обучающихся ситуацию поиска решений, с помощью которых они могли бы реализоваться как личности и познать самих себя [24].

Представленная в табл. 2 динамика Международного конкурса научно-исследовательских и творческих работ студентов «В мире мудрых мыслей отечественных и зарубежных ученых-педагогов» подтверждает актуальность педагогического сопровождения учителя будущего в сфере популяризации науки на основе интеграции историко-педагогического наследия прошлого в современных условиях путем организации международного конкурса в контексте научного осмысления философско-педагогического наследия Джона Дьюи.

 

Таблица 2

Динамика Международного конкурса научно-исследовательских и творческих работ студентов «В мире мудрых мыслей отечественных и зарубежных ученых-педагогов»

Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ студентов «В мире мудрых мыслей отечественных и зарубежных ученых-педагогов»

Количество конкурсных работ

Количество образовательных организаций

Количество научных руководителей

«В мире мудрых мыслей В.А. Сухомлинского»

44

15

33

«В мире мудрых мыслей К.Д. Ушинского»

57

11

24

«В мире мудрых мыслей Я. Корчака»

94

18

42

«В мире мудрых мыслей М. Монтессори»

64

19

32

«В мире мудрых мыслей Н.И. Пирогова»

45

15

27

«В мире мудрых мыслей С. Френе»

71

11

24

«В мире мудрых мыслей К.Д. Ушинского»

112

22

50

«В мире мудрых мыслей Н.А. Бердяева и Дж. Дьюи»

35

7

15

 

×

About the authors

Lyubov’ A. Kochemasova

Orenburg State Pedagogical University

Author for correspondence.
Email: lkochem@mail.ru

Cand. Ped. Sci., Associate Professor of Pedagogy and Sociology Department

Russian Federation, 19, Sovetskaya st., Orenburg, 460014

References

  1. Ukaz Prezidenta Rossiyskoy Federatsii ot 06.05.2018 № 197 “O prazdnovanii 300-letiya Rossiyskoy akademii nauk“ [Decree of the President of the Russian Federation dated May 6, 2018 № 197 “On the celebration of the 300th anniversary of the Russian Academy of Sciences“]. http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001201805070001 (access March 26, 2024).
  2. Dergacheva I.N. Evolyutsiya ponyatiya “kul’tura“: ot istokov k vozrozhdeniyu [Evolution of the concept of “culture”: from origins to revival]. Omskiy nauchnyy vestnik. 2004. № 1 (26). Pp. 160–165.
  3. Biryukova Ye.A. O znachenii ponyatiya “kul’tura“ [On the meaning of the concept of “culture”]. Aktual’nyye problemy gumanitarnykh i estestvennykh nauk. 2016. № 12–4. Pp. 131–134.
  4. Ozhegov S.I. Tolkovyy slovar’ russkogo yazyka: 100 000 slov, terminov i vyrazheniy. Pod obshch. red. L.I. Skvortsova. 28-e izd., pererab. [Explanatory Dictionary of the Russian Language: 100,000 words, terms and expressions. Under general ed. L.I. Skvortsov. 28th ed., revised]. Mosvow: Mir i obrazovaniye Publ., 2018. 1375 p.
  5. Slastënin V.A. i dr. Psikhologiya i pedagogika: uchebnik dlya vuzov [Psychology and pedagogy: a textbook for universities]. Mosvow: Yurayt Publ., 2023. 541 p.
  6. D’yui Dzh. Demokratiya i obrazovaniye [Democracy and Education]. Mosvow: Pedagogy-press Publ., 2000. 384 p.
  7. D’yui Dzh., D’yui E. Shkoly budushchego [Schools of the future]. Narodnoye obrazovaniye. 2000. № 8. Pp. 239–269.
  8. D’yui Dzh. Obshchestvo i ego problemy. Per. s angl. I.I. Myurberg, A.B. Tolstova, E.N. Kosilovoy [Society and its problems. Trans. from English I.I. Murberg, A.B. Tolstova, E.N. Kosilova]. Mosvow: Idea-Press Publ., 2002. 159 p.
  9. Shomurodov B.B. Pedagogicheskaya kul’tura kak sotsial’nyy fenomen [Pedagogical culture as a social phenomenon]. Vestnik MGUKI. 2009. № 1. Pp. 116–121.
  10. Lazarev V.S. O nauchnykh osnovakh podgotovki budushchikh pedagogov k proyektnoy deyatel’nosti [On the scientific foundations of preparing future teachers for project activities]. Pedagogika. 2023. № 10. Pp. 5–17.
  11. Misharina M.M. Metod proyektov Dzh. D’yui [Project method by J. Dewey]. Voprosy obrazovaniya: istoriya, teoriya, praktika: Sbornik nauchnykh statey. V 2 ch. / nauch. red. M.A. D’yachkova, otv. red. O.N. Tomyuk. Ekaterinburg: UrGPU Publ., 2016. Part 1. Pp. 52–56.
  12. Moskvina O.N. Spetsial’nosti budushchego. Uchitel’ lyuboznatel’nosti [Specialties of the future. Teacher of curiosity]. Vestnik TOGIRRO. 2021. № 2 (47). Pp. 37–38.
  13. Rogachëva E.Yu. Vklad Dzhona D’yui v osmysleniye kontseptsii novogo uchitelya i ego professional’noy podgotovki [John Dewey’s contribution to understanding the concept of a new teacher and his professional training]. Izvestiya Volgogradskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta. 2019. № 1 (134). Pp. 12–17.
  14. Rogachova Ye.Yu. Progressivizm Dzhona D’yui v pedagogicheskom diskurse Rossii nakanune i posle revolyutsii 1917 goda kak instrument modernizatsii obrazovaniya [Progressivism of John Dewey in the pedagogical discourse of Russia on the eve and after the revolution of 1917 as a tool for modernizing education]. Psikhologo-pedagogicheskiy poisk. 2017. № 2 (42). Pp. 67–77.
  15. Gosudarstvennaya programma Rossiyskoy Federatsii «Razvitiye obrazovaniya». Strategicheskiye prioritety v sfere realizatsii gosudarstvennoy programmy Rossiyskoy Federatsii “Razvitiye obrazovaniya“ do 2030 goda (v red. Postanovleniya Pravitel’stva RF ot 07.10.2021 № 1701) [State program of the Russian Federation “Development of Education“. Strategic priorities in the implementation of the state program of the Russian Federation “Development of Education“ until 2030 (as amended by Decree of the Government of the Russian Federation dated October 7, 2021 № 1701). 150 p. https://docs.edu.gov.ru/document/f9321ccd1102ec99c8b7020bd2e9761f/download/4444/ (accessed February 28, 2024).
  16. Rasporyazheniye Pravitel’stva RF ot 24 iyunya 2022 g. № 1688-r “O Kontseptsii podgotovki pedagogicheskikh kadrov dlya sistemy obrazovaniya na period do 2030 g.“ [Order of the Government of the Russian Federation of June 24, 2022 № 1688 “On the Concept of training teaching staff for the education system for the period until 2030“]. 18 p. https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/404830447/ (accessed February 27, 2024).
  17. Valeyeva L.A. Didakticheskaya sistema Dzhona D’yui: stanovleniye i realizatsiya v pedagogicheskoy praktike: monografiya [John Dewey’s didactic system: formation and implementation in pedagogical practice. Monograph]. Kazan: TGTPU Publ., 2008. 134 p.
  18. Krasushkina A.V. Obrazovaniye budushchego: k 160-letiyu so dnya rozhdeniya Dzhona D’yui [Education of the future: to the 160th anniversary of the birth of John Dewey]. Vestnik Cherepovetskogo gosudarstvennogo universiteta. 2019. № 6. Pp. 181–189.
  19. Teacher guide “Using Project-Based Learning to Develop Students’ Key Competences“. European policy network on Key Competences in School Education, 2014. http://keyconet.eun.org/c/document_library/get_file?uuid=d2e33016-9c19-4901-aa00-5d25c5d734f2&groupId=11028 (accessed April 04, 2024).
  20. Khutorskoy A.V. Shkola Dzh. D’yui i didaktika progressivistov [The school of J. Dewey and the didactics of the progressives]. Vestnik Instituta obrazovaniya cheloveka. 2015. № 2. Pp. 1–10. http://eidosinstitute.ru/journal/2015/200/ (accessed April 6, 2024).
  21. Panov V., Plaksina I., Ivlev V. Psycho-didactic Conditions for the Agency Development in the Educational and Professional Activities of Students. 2nd International Conference on Contemporary Education, Social Sciences and Ecological Studies (CESSES 2019). Atlantis Press: Advances in Social Science, Education and Humanities Research. Vol. 356. Pp. 457–463.
  22. Kochemasova L.A. Ideynyye konstrukty pedagogicheskogo soprovozhdeniya uchitelya budushchego v kul’turno-prosvetitel’skoy deyatel’nosti [Ideological constructs of pedagogical support for future teachers in cultural and educational activities]. Sovremennaya biblioteka: poisk novykh vozmozhnostey: sbornik trudov mezhvuz. nauch.-prakt. konf. Orenburg, 2023. Pp. 31–38. http://elib.osu.ru/bitstream/123456789/14880 (accessed April 7, 2024).
  23. Postizheniye pedagogicheskoy real’nosti proshlogo i nastoyashchego v pervoy chetverti XXI veka: monografiya. E.N. Astaf’yeva, N.B. Barannikova, G.B. Kornetov, A.A. Lubskiy; pod red. G.B. Kornetova [Comprehension of the pedagogical reality of the past and present in the first quarter of the 21st century. Monograph. E.N. Astafieva, N.B. Barannikova, G.B. Kornetov, A.A. Lubsky; edited by G.B. Kornetova]. Ministerstvo obrazovaniya Moskovskoy oblasti, Akademiya sotsial’nogo upravleniya, 2023. 190 p.
  24. Farrow J.M., Schneider K.S., Samudra P. Exploring relationships between professional development and teachers’ enactments of project-based learning. Education Sciences. 2022. Vol. 12. No. 4. Pp. 282–286.

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML

Copyright (c) 2024 Kochemasova L.A.

Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License.

This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies