Personality-typological features of financial behavior of young people
- Authors: Bitkina I.K.1
-
Affiliations:
- Russian Academy of National Economy and Public Administration under the President of the Russian Federation
- Issue: Vol 21, No 4 (2024)
- Pages: 151-164
- Section: Developmental psychology
- URL: https://vestnik-pp.samgtu.ru/1991-8569/article/view/634447
- DOI: https://doi.org/10.17673/vsgtu-pps.2024.4.11
- ID: 634447
Cite item
Full Text
Abstract
One of the forms of human interaction with other subjects is financial relations. The results of the latter may differ in the degree of rationality of the decisions taken. In this regard, the question arises about the influence of personality and typological characteristics of subjects of different age groups on financial behavior in general and financial decisions in particular. The aim of the study was an identification of psychological factors influencing the financial behavior of young people. The material was obtained during the survey of respondents-students of an economic university studying in the 2nd–4th year of bachelor’s and specialist degree courses (the average age of the respondents is 20 years). The total sample size is 230 people, of which 135 people are girls, 95 people are boys. The survey included several stages and assumed an assessment of the impact on the financial behavior of young people of such personal characteristics as extroversion, neuroticism, rationality, conscientiousness, a tendency to cooperate and interact when making financial decisions, value orientations. To identify these qualities and determine the degree of their relationship with the rational financial decisions made, a questionnaire was prepared that includes both factual questions (allows you to identify the rationality of financial decisions) and questions that allow you to identify the personal characteristics of the survey participants. To identify personal characteristics, questionnaires of constructive thinking, Sh. Schwartz, the «Big Five», G. Eysenck, M. Seligman, M. Lusher color test were used. The conducted research makes it possible to identify psychological patterns of financial behavior of the object of study (youth aged 18–22 years) and to propose directions for analyzing psychological factors of rational financial behavior both for this and for other age groups. The analysis showed the presence of the influence of most of the considered personal characteristics on the rationality of financial behavior. The high correlation of the rationality of financial behavior with such features as value characteristics, emotional stability and extroversion. The interrelations of personal characteristics of young people with the level of rationality of their financial behavior are revealed.
Full Text
Введение
В последнее десятилетие вопросы финансового образования и финансовой грамотности являются достаточно обсуждаемыми на различных уровнях. Это связано как с активной разработкой и практической реализацией различных программ по финансовой грамотности (включая проекты с международным участием), так и с усложнением финансовых продуктов и услуг. Вышеуказанные тенденции должны были оказать положительное влияние на финансовое поведение население, что могло выразиться в снижении числа нерациональных и импульсивных финансовых решений со стороны участников финансовых отношений. Но несмотря на рост расходов на финансовое образование финансовая грамотность населения и степень осознанности финансовых поступков далеко не всегда достигают требуемого уровня.
На наш взгляд, недостаточная эффективность государственных программ в области финансового обеспечения и финансовой грамотности может быть обусловлена учетом неполного перечня факторов, оказывающих влияние на финансовое поведение. При этом особый интерес представляет такая референтная группа, как молодежь, по следующим основаниям. Первое связано с относительно недавним обучением в школе, что позволяет оценить значимость современных программ и проектов в области финансового просвещения. Второе – данная группа только начинает формировать собственные паттерны финансового поведения, что существенно ограничивает перечень факторов, способных оказать на него влияние. Необходимо отметить, что большая часть привычек, составляющих модель поведения человека, формируется именно в подростковом возрасте [1].
Обзор литературы
Особенности поведения молодежи достаточно подробно рассматриваются в работах российских и зарубежных авторов. Фундаментальные основы выявления особенностей психологических и поведенческих установок людей разных возрастов представлены в работах А.Н. Леонтьева и Д. Эльконина [2]. Базовым фактором, объясняющим различие в принимаемых решениях, здесь выступает ведущая деятельность. А.А. Поплавская [3] рассматривает ценностные факторы выбора современной молодежи, основываясь на методике интервью. Обоснование особенностей категории молодежи при проведении меж- и кросспоколенческих исследований содержится в работе М.Б. Глотова [4]. Здесь он останавливается на наличии типичных антропогенетических, социально-психологических и иных характеристик, которые схожи для представителей одного поколения. Вопросы уровня психологического развития и его влияния на поведенческие установки представлены у И.П. Дьяченко [5]. Прежде всего данные различия состоят в системе ценностей, что может быть связано с такими психологическими особенностями личности, как мотивация, спонтанность, экстраверсия, интроверсия, рациональность. Достаточно часто особенности современного поколения молодежи преимущественно ограничиваются цифровыми навыками [6, 7]. При этом следует отметить значимость оценки влияния цифровизации на когнитивные особенности личности, что также составляет ее поведенческие особенности [7].
В отдельных исследованиях авторы подробно останавливаются на психологических характеристиках, влияющих на готовность подростков к определенной финансовой деятельности. Здесь можно выделить работу О.Н. Борисовой и Н.В. Вязововой [8], в которой обосновываются психологические характеристики готовности подростков к предпринимательской деятельности. По мнению авторов, к таким относятся прагматический тип личности, стремление к самоактуализации, организаторские способности, ориентация во времени, самопонимание [8]. На наш взгляд, большая часть данных характеристик зависит от уровня нейротизма, экстраверсии, а также рациональности исследуемой личности. О.В. Решетников рассматривает особенности формирования карьерной траектории представителями поколения Z [9]. В данном исследовании автор выделяет характеристики среды, которые, по его мнению, способы оказать влияние на поведенческие установки нынешнего поколения молодежи [9]. К аналогичным выводам приходят И.М. Гурова, С.Ш. Евдокимова [10]. Но в отличие от предыдущего автора данные исследователи обнаруживают существенное влияние социально-личностных установок как на образование (включая финансовое), так и на личностное и поведенческое развитие субъекта [10].
Отметим, что ряд зарубежных авторов отрицает влияние как поколенческих, так и психологических характеристик на психологические мотивы и установки, в частности в сфере финансовых отношений [11]. Отдельные отечественные авторы ограничивают круг рассматриваемых факторов уровнем мотивации [12].
При признании доминирования либо существенного влияния психологических факторов на поведенческие особенности личности возникает вопрос, связанный с природой происхождения данных факторов. Здесь можно выделить исследование И.Н. Андреевой [13], которая показывает уровень эмоционального интеллекта родителей, правополушарный тип мышления, свойства темперамента и способности перерабатывать информацию как значимые личностно-психологические особенности, влияющие на поведение личности. Данный автор не отрицает и влияние социальных факторов, связанных прежде всего с условиями социализации и взросления подростка. Отдельные авторы останавливаются на исследовании психологических особенностей личности при отдельных типах финансового взаимодействия – например, получении займа [14]. На проявление финансового поведения в данном случае психологические особенности оказывают влияние по трем направлениям: социальные убеждения, долгосрочные ориентации, временные перспективы личности. На основе данных характеристик были выявлены психологические типы личности, наиболее склонные к различным типам займа. Психологические особенности могут оказывать влияние и на степень добросовестности финансового поведения личности [15]. Так, на вероятность возврата кредита, по мнению авторов исследования, оказывают влияние следующие характеристики: осведомленность заемщика; настороженное отношение к кредитам, восприятие их в качестве потенциального источника угроз; отсутствие избегающего поведения, стремления к уходу от решения финансовой проблемы в случае ее возникновения; отсутствие выраженного стремления разделить ответственность за выплату кредита со своими родными, близкими, коллегами и трезвая оценка возможностей своего социального окружения; рациональность; нежелание рисковать. Психологические факторы могут оказать значительное влияние и на экономическое благополучие личности [16]. Психологические характеристики личности могут выступать факторами доверия к финансовым институтам и рынку [17].
Как видно из вышеприведенного обзора, достаточно сильное влияние на психологию финансового поведения оказывают свойства темперамента человека [18–23]. Представленные авторы исследует как свойства темперамента в части его проявления и способов оценки, так и связи темперамента с когнитивными особенностями личности, гендерной принадлежностью, возрастными характеристиками, что является существенными качествами социального поведения личности.
Доминирование социальных факторов показано в исследовании Т.В. Дробышевой [24]. В рамках данного направления выделяется такое понятие, как «вторичная экономическая социализация», к основной функции которой относят адаптацию к изменяющейся среде. Поскольку финансовое поведение личности может трансформироваться, то, на наш взгляд, выделенное качество является весьма значимым. Это связано с динамикой внешней финансовой среды. Результатом данного процесса, по мнению авторов, является экономико-психологическая зрелость, которая трактуется как интегративное образование, включающее феномены зрелости в систему отношений с другими людьми, в сферу материального, финансового самообеспечения и обеспечения своей семьи, а также личностной зрелости. Определяющими качествами здесь выступают финансовая независимость, самостоятельность; уровень экономических притязаний, толерантность к представителям экономических групп.
Несмотря на комплексный характер большей части исследований, в них в недостаточной степени показано взаимодействие психологических и социальных факторов при формировании финансового поведения и не приведена возможная группировка типов моделей финансового поведения, которая может быть полезна при развитии мероприятий по корректировке существующих негативных черт финансовой культуры.
На основании обзора проблематики литературы нами определен круг гипотез настоящего исследования:
- ценностные ориентиры в большей степени оказывают влияние на подверженность финансовому мошенничеству и недобросовестным финансовым практикам;
- рациональность финансовых решений связана с уровнем эмоциональной устойчивости, ценностными характеристиками, зависимостью от мнения других людей;
- на стабильность финансового поведения влияют черты темперамента субъекта.
При этом мы также не исключаем ситуационные влияния на финансовое поведение исследуемой группы, что обусловило выбор методов и материалов исследования.
Целью исследования стало выявление психологических факторов, оказывающих влияние на финансовое поведение молодежи.
В исследовании приняли участие 230 человек в возрасте от 18 до 22 лет включительно – студенты одного из экономических вузов г. Волгограда (135 девушек и 95 юношей). В качестве возрастной группы была выбрана молодежь по двум следующим основанием. Первое связано с относительно недавним обучением в школе, что позволяет оценить значимость современных программ и проектов в области финансового просвещения. Второе – данная группа только начинает формировать собственные паттерны финансового поведения, что существенно ограничивает перечень факторов, способных оказать на него влияние. С целью выявления личностно-типологических особенностей, влияющих на финансовое поведение, проведен кластерный анализ выборки.
Материалы и методы
Опрос состоял из двух этапов. На первом этапе испытуемым предстояло выбрать цвет, который у них больше всего ассоциируется с финансами. Данный этап был основан на подходе теста Люшера. На втором этапе студенты выборки дали ответы на вопросы анкеты, включающей в себя закрытые вопросы. Данный этап позволил выявить личностно-психологические особенности, оказывающие влияние на финансовый выбор и модели финансового поведения. Опрос носил авторский характер и основывался на подходах опросников, представленных ниже.
Ответы на вопросы анкеты стали материалом для проведения исследования и верификации составленных гипотез. Использовались следующие опросники:
- опросник конструктивного мышления Ш. Шварца [25–27];
- опросник «Большой пятерки» некогнитивных навыков [28–31];
- опросник темперамента Г. Айзенка [32–34];
- опросник М. Селигмана [35, 36], позволяющий выявить открытость новому опыту;
- опросник структуры темперамента Русалова [37];
- цветовой тест М. Люшера [38–40].
Для оценки подверженности мошенничеству и недобросовестным финансовым практикам за основу были взяты: опросник конструктивного мышления, опросник «Большой пятерки навыков», опросник М. Селигмана (первая гипотеза исследования). Рациональность финансовых решений определялась как в рамках ответов на фактологические вопросы (оценка правильности выбора финансового продукта, определение ответственности респондента за собственное финансовое благополучие, знание основ финансовой грамотности и т. д.), так и на основе цветового теста Люшера, опросников темперамента Айзенка и Русалова (вторая гипотеза исследования). Данные опросники позволяют также оценить мотивацию респондента к повышению благосостояния и уровень спонтанности финансового поведения. Для оценки стабильности финансового поведения определялся уровень эмоциональной устойчивости, экстраверсии и нейротизма (третья гипотеза исследования). Выявлено, что самостоятельность принимаемых финансовых решений связана со стабильностью финансового поведения.
Был использован метод полуструктурированного интервью. В ходе опроса выявлены психологические факторы, оказывающие влияние на финансовое поведение респондентов и принимаемые финансовые решения.
Результаты исследования
Большая часть эмпирических данных характеризовалась нормальным распределением, что позволяет нам распространить их на объект исследования и верифицировать выдвинутые гипотезы.
В результате проведенного исследования получены следующие зависимости между чертами рационального финансового поведения (согласно подходу Банка России) и личностными чертами респондентов (табл. 1).
Таблица 1
Связь характеристик рационального финансового поведения с личностными психологическими чертами
Черты рационального финансового поведения (модель Банка России) | Благоприятствующие психологические черты |
Позитивное отношение к богатству | Эмоциональная устойчивость. Ценностные характеристики |
Низкий уровень авантюризма и склонности к риску | Эмоциональная устойчивость |
Готовность выбрать время и приложить усилия к осознанному выбору финансовой организации | Способность делать выводы на основе информации. Самостоятельность мысли |
Локус контроль и готовность брать на себя ответственность | Эмоциональная устойчивость. Ценностные характеристики |
Низкий уровень паттернализма | Готовность принимать на себя ответственность |
Доверие к финансовой системе | Негативное отношение к тому, чтобы брать деньги в долг |
Зависимость от стороннего мнения | Быстрота взаимодействия с другими людьми. Общительность. Негативное отношение к тому, чтобы брать деньги в долг. |
Таким образом, по представленным данным можно сделать вывод о доминирующем влиянии таких личностных характеристик, как ценностные характеристики, эмоциональная устойчивость и экстраверсия.
На основе выделенного сопоставления черт финансового поведения и психологических черт выделены личностно-типологические модели финансового поведения молодежи. За основу мы взяли две взаимоисключающих пары факторов: «продуманность – спонтанность» финансовых решений; «автономия – зависимость» принимаемых финансовых решений. Материалом для определения моделей поведения послужили данные опроса, проведенного среди респондентов выборки. На основе обработки и обобщения данных выявлены четыре модели финансового поведения.
Модель 1: характеризуется продуманностью и автономией финансового поведения. В большей степени характерна для респондентов с холерическим типом темперамента. Отдается предпочтение самостоятельному поиску информации. Принятие финансовых решений носит концентрированный и критический характер. Доминирует рациональный тип мышления. Средний и высокий уровень нейротизма.
Модель 2: характеризуется продуманность финансового поведения и его зависимостью от различных внешних факторов – таким образом, мы обосновываем наличие влияния и внешних социальных факторов, о чем говорилось в исследованиях из приведенного обзора. Выделенный тип финансового поведения характерен для флегматического типа темперамента. Отмечается автономия от информации рекламного характера, но в то же время зависимость от ближнего социального окружения (в частности, по поводу уровня благосостояния и/или наличии долговых обязательств). Отдается предпочтение длительному взаимодействию с финансовым посредником. Доминирует рациональный тип мышления. Средний и низкий уровень нейротизма.
Модель 3: характеризуется спонтанностью финансового поведения и его зависимостью. Представленный паттерн финансового поведения достаточно часто встречается у представителей сангвинического темперамента: зависимость финансового поведения достаточно часто объясняется информационной перегруженностью и быстрой утомляемостью при самостоятельном поиске финансовой информации для принятия решений. Представители данной модели поведения склонны к групповому поведению и финансовым стереотипам, а также не всегда верно оценивают влияние макроэкономической ситуации. Доминирует интуитивное принятие финансовых решений. Средний и низкий уровень нейротизма.
Модель 4: в данном типе финансового поведения сочетаются спонтанность и автономность финансового поведения. Данный тип характерен для представителей меланхолического темперамента: финансовые решения принимаются достаточно быстро и основаны на объективных характеристиках финансовых продуктов и услуг без ориентации на мнение окружающих или рекламу. Доминирует интуитивное принятие финансовых решений. Средний и высокий уровень нейротизма.
Для оценки влияния темперамента в части эмоциональной устойчивости и экстраверсии на особенности финансового поведения проведен тест Люшера. Получено следующее распределение предпочитаемых цветов и типов темперамента (табл. 2).
Таблица 2
Связь цветовых предпочтений с темпераментом
Темперамент | Предпочитаемые цвета |
Холерик | Красный Желтый Черный |
Меланхолик | Фиолетовый |
Сангвиник | Зеленый |
Флегматик | Синий Коричневый Серый |
Результаты проведенного теста показали связь выбранных цветов и возможных моделей финансового поведения. Так, выбор красного цвета для представителей темперамента холерика указывают на необходимость активного взаимодействия при выборе финансовой услуги или финансового посредника. Предпочтение желтого цвета означает в целом позитивное отношение к финансовому выбору. Цветовой выбор у сангвиника может быть связан с возможностью выбора статусных финансовых продуктов и услуг: представители данного темперамента сильнее подвержены данному влиянию. Выбранный синий цвет у флегматика может быть связан с определенным консерватизмом при выборе финансовых услуг и принятии финансовых решений. Выбор нескольких цветов для представителей с темпераментами холерик и флегматик свидетельствуют и большей вариации моделей финансового поведения по сравнению с представителями темпераментов сангвиник и меланхолик. Выбор цветов в тесте также позволил оценить влияние экстраверсии и нейротизма на принятие финансовых решений. Можно отметить, что данные характеристики являются значимыми в рамках рассматриваемой модели финансового поведения. В наибольшей степени они проявляются у представителей с темпераментами холерик и флегматик.
Таким образом, при проведении опроса были учтены все цвета из теста. Данный цветовой выбор подтверждает выводы о характерных чертах моделей финансового поведения.
Ценностными характеристиками, определяющими рациональность финансового поведения, выступают самостоятельность, открытость к чужим мнениям, самодисциплина. Подобные черты выявлены у 85 % опрошенных, продемонстрировавших признаки рационального финансового поведения. При соотнесении с темпераментом данные черты в лучшей степени проявляются у обладателей сангвинического и флегматического типов, в меньшей степени – холерического. Такая характеристика, как негативное отношение к тому, чтобы брать деньги в долг, проявляется в рамках опросника темперамента Г. Айзенка. В большей степени это соотносится с эмоционально неустойчивыми типами темперамента (холерик и меланхолик). Таким образом, эмоциональная стабильность оказывает влияние на направления взаимоотношений с финансовыми институтами. В рамках некогнитивных навыков наибольшее влияние на финансовое поведение оказывают такие факторы, как «сотрудничество» и «добросовестность» (в части применения опыта других при использовании финансовых услуг), иные некогнитивные факторы в рамках нашего исследования не оказывают существенного влияния. Положительное влияние на финансовое поведение оказывает открытость новому опыту – отмечается высокая связь с уровнем экстраверсии опрошенных. Таким образом, подтверждаются поставленные гипотезы исследования о наличии влияния ценностных ориентиров, эмоциональной устойчивости и уровня экстраверсии на модели финансового поведения.
Обсуждение и заключение
Наибольший уровень рациональности финансового поведения отмечается у людей со средним уровнем нейротизма, экстраверсией и аналитическим способом мышления. Это связано с такими чертами данных типов личности, как открытость новому, готовность к общению, гибкость мышления. Позитивный характер финансового поведения здесь объясняется критическим анализом информации о предыдущем финансовом опыте знакомых, рекламы финансовых услуг и предложений финансовых посредников, условий получения финансовых продуктов. Данные респонденты чаще всего имеют стратегию финансового поведения на средне- и долгосрочную перспективу (положительное качество) и способны определять значимость финансового предложения для своих характеристик. При этом обладатели сангвинического и флегматического типа темпераментов характеризуются большим уровнем финансовой рациональности. Отмечается определенный внутренний конфликт у респондентов с высоким уровнем нейротизма: как они «должны» вести себя в финансовых вопросах и как они «хотят» себя вести. Данный конфликт в большей степени характерен для обладателей холерического и меланхолического типов темпераментов. Ценностные характеристики также выступают значимыми при формировании финансового поведения исследуемой группы – в частности по таким качествам, как «сотрудничество», «добросовестность», а также «открытость новому опыту». Обладатели данных качеств в целом положительно относятся к богатству и деньгам, имеют стремление к обучению по вопросам финансовой грамотности и финансовой культуры, характеризуются самостоятельностью и ответственностью по финансовым вопросам. В ценностных характеристиках следует отметить возможность формирования стереотипов финансового поведения: при их наличии в последнем случае респонденты в рамках финансового выбора ориентируются на мнение знакомых и родственников, а не на объективные характеристики финансового продукта и/или услуги (даже если объективные качества респонденту оказываются понятными). Склонность к стереотипам финансового поведения в большей степени выражена у респондентов с экстраверсией. Данные особенности выявлены у обладателей сангвинического и холерического темпераментов. Исходя из выделенных черт финансового поведения для представителей второй и третьей моделей большую эффективность могут иметь коллективные проекты обучения финансовой грамотности, тогда как для представителей первой и четвертой – индивидуальные. Долгосрочные финансовые программы покажут большую эффективность для первой и второй моделей.
About the authors
Irina K. Bitkina
Russian Academy of National Economy and Public Administration under the President of the Russian Federation
Author for correspondence.
Email: bitkina-ik@ranepa.ru
ORCID iD: 0000-0003-1917-7570
Cand. Econ. Sci., Associate Professor of Economics and Finance Department, Volgograd Institute of Management – Branch
Russian Federation, 8, Gagarin st., Volgograd, 400131References
- Aarts H., Paulussen T., Schaalma H. Physical exercise habit: On the conceptualization and formation of habitual health behaviours. Health Education Research. 1997. No. 12 (3). Рр. 363–374.
- Elkonin D.B. K probleme periodizacii psihicheskogo razvitiya v detskom vozraste [On the problem of periodization of mental development in childhood]. Voprosy psihologii. 1971. No. 4. Рp. 6–20.
- Poplavskaya A.A. Cennost’ truda dlya studentov rossijskih vuzov: logiki obosnovaniya vybora v pol’zu lichnoj vygody ili obshchestvennoj pol’zy raboty [The value of work for students of Russian universities: the logic of justifying the choice in favor of personal benefit or public benefit of work]. Ekonomicheskaya sociologiya. 2023. No. 2. Рp. 11–49.
- Glotov M.B. Pokolenie kak kategoriya sociologii [Generation as a category of sociology]. Sociologicheskie issledovaniya. 2004. No. 10. Pp. 42–48.
- Dyachenko I.P. Osobennosti psihologicheskogo razvitiya pokoleniya «Igrek» [Features of the psychological development of the generation «Y»]. V International Student scientific conference «Student Scientific Forum – 2013». https://scienceforum.ru/2013/article/2013007182 (accessed May 05, 2024).
- Soldatova G.U., Rasskazova E.I., Nestik T.A. Cifrovoe pokolenie Rossii: kompetentnost’ i bezopasnost’ [The digital generation of Russia: competence and security]. Moscow: Smysl Publ., 2017. 375 р.
- Soldatova G.U., Rasskazova E.I., Vishneva A.E., Teslavskaya O.I., Chigarkova S.V. Rozhdennye cifrovymi: semejnyj kontekst i kognitivnoe razvitie [Born digital: family context and cognitive development.]. Moscow: Akropol’ Publ., 2022. 356 р.
- Borisova O.N., Vyazovova N.V. Otnoshenie podrostkov k biznes-deyatel’nosti kak uslovie samorealizacii lichnosti [The attitude of teenagers to business activities as a condition for self-realization of personality]. Vestnik TGU. 2012. No. 8. Рp. 186–191.
- Reshetnikov O.V. Pokolenie Z i nedalekoe budushchee rynka truda [Generation Z and the near future of the labor market]. Shkol’nye tekhnologii. 2020. No. 1. Рp. 58–71.
- Gurova I.M., Evdokimova S. Sh. Teoriya pokolenij kak instrument analiza, formirovaniya i razvitiya trudovogo potenciala [Theory of generations as a tool for analysis, formation and development of labor potential]. MIR (Modernizaciya. Innovacii. Razvitie). 2016. No. 3 (27). Pp. 150–159.
- Hoover E. The Millennial Muddle. https://www.chronicle.com/article/The-Millennial-Muddle-How/48772/ (accessed May 21, 2024).
- Fernholz T. The pseudoscience that prepared America for Steve Bannon’s apocalyptic message. https://qz.com/970646/the-world-has-already-bought-into-steve-bannons-apocalyptic-ideology/ (accessed May 26, 2024).
- Konstantinovsky D.L., Popova E.S. Otnoshenie molodezhi k obrazovaniyu v sovremennoj Rossii [The attitude of youth to education in modern Russia]. Obshchestvennye nauki i sovremennost’. 2016. No. 1. Pp. 5–19.
- Andreeva I.N. Predposylki razvitiya emocional’nogo intellekta [Prerequisites for the development of emotional intelligence]. Voprosy psihologii. 2007. No. 5. Pp. 57–65.
- Yemelyanova T.P., Vikentieva E.N., Gagarina M.A. Social’no-psihologicheskie osobennosti potrebitelej razlichnyh vidov zajmov [Socio-psychological characteristics of consumers of various types of loans]. Voprosy psihologii. 2022. Vol. 68. No. 1. Pp. 73–83.
- Dyomin A.N., Kireeva O.V. Psihologicheskie faktory vozvrata kredita [Psychological factors of loan repayment]. Voprosy psihologii. 2018. No. 3. Рp. 66–75.
- Shamionov R.M. Vzaimosvyaz’ zavistlivosti i harakteristik ob»ektivnogo i sub»ektivnogo ekonomicheskogo blagopoluchiya lichnosti [The relationship between envy and the characteristics of objective and subjective economic well-being of a person]. Eksperimental’naya psihologiya. 2019. Vol. 12. No. 2. Pp. 87–97.
- Yurevich A.V. Psihologicheskie faktory doveriya bankam [Psychological factors of trust in banks]. Psihologicheskij zhurnal. 2019. Vol. 40. No. 3. Pp. 110–118.
- Krupnov A.I., Shlyakhta N.F. Svyaz’ chert lichnosti so svojstvami temperamenta [Connection of personality traits with temperament properties]. Vestnik Rossijskogo universiteta druzhby narodov. Seriya: Psihologiya i pedagogika. 2003. No. 1. Pp. 66–72.
- Rusalov V.M. O prirode temperamenta i ego meste v strukture individual’nyh svojstv cheloveka [On the nature of temperament and its place in the structure of individual human properties]. Voprosy psihologii. 1985. No. 1. Рp. 19–32.
- Rusalov V.M. Pol i temperament [Gender and temperament]. Psihologicheskij zhurnal. 1993. Vol. 14. No. 6. Pp. 55–64.
- Rusalov V.M. Predmetnyj i kommunikativnyj aspekty temperamenta cheloveka [Subject and communicative aspects of human temperament]. Psihologicheskij zhurnal. 1989. Vol. 10. No. 1. Pp. 10–21.
- Rusalov V.M., Paralis S.E. Temperament i svoeobrazie kognitivnoj sistemy lichnosti [Temperament and originality of the cognitive system of personality]. Psihologicheskij zhurnal. 1991. Vol. 12. No. 1. Pp. 118–123.
- Drobysheva T.V. Ekonomiko-psihologicheskaya zrelost’ lichnosti v razlichnyh usloviyah vtorichnoj ekonomicheskoj socializacii: razrabotka problemy i rezul’taty issledovaniya [Economic and psychological maturity of personality in various conditions of secondary economic socialization: problem development and research results]. Psihologicheskij zhurnal. 2021. Vol. 42. No. 4. Рp. 40–49.
- Enikolopov S.N., Chudova N.V. Agressivnost’ i implicitnaya teoriya nasiliya [Aggressiveness and the implicit theory of violence]. Prikladnaya yuridicheskaya psihologiya. 2017. No. 2 (39). Pp. 18–26.
- Meshkova N.V., Kudryavtsev V.T., Enikolopov S.N. K psihologichskomu porttreu zhertv telefonnogo moshennichestva [To the psychological portal of victims of telephone fraud]. Vestnik Moskovskogo universiteta. Seriya 14: Psihologiya. 2022. No. 1. Pp. 138–157.
- Schwartz Sh., Butenko T.P., Sedova D.S., Lipatova A.S. Utochnennaya teoriya bazovyh individual’nyh cennostej: primenenie v Rossii [The refined theory of basic individual values: application in Russia]. Psihologiya. Zhurnal Vysshej shkoly ekonomiki. 2012. Vol. 9. No. 1. Pp. 43–70.
- Goldberg L.R., Shmelev A.G. Mezhkul’turnoe issledovanie leksiki lichnostnyh chert: «Bol’shaya pyaterka» faktorov v anglijskom i russkom yazykah [Intercultural study of the vocabulary of personality traits: The «Big Five» factors in English and Russian]. Psihologicheskij zhurnal. 1993. No. 4. Pp. 32–39.
- Zudina A.A. Nekognitivnye navyki molodezhi NEET v Rossii [Non-cognitive skills of NEET youth in Russia]. Voprosy obrazovaniya. 2022. No. 4. Рp. 154–183.
- Rozhkova K.V., Roshchin S.Yu. Nekognitivnye harakteristiki i vybor v sfere vysshego obrazovaniya [Non-cognitive characteristics and choice in higher education]. Voprosy obrazovaniya. 2021. No. 4. Рp. 35–73.
- Anger S., Camehl G., Peter F.H. Involuntary Job Loss and Changes in Personality Traits. Journal of Economic Psychology. 2017. No. 60.
- Egorova M.S., Parshikova O.V. Psihometricheskie harakteristiki Korotkogo portretnogo oprosnika Bol’shoj pyaterki [Psychometric characteristics of the short-ported questionnaire of the big Five]. Psihologicheskie issledovaniya. 2016. Vol. 9. No. 45. Р. 9.
- Sorokoumova S.N., Elshansky S.P., Puchkova E.B., Sukhovershina Yu.V. Kognitivnye sitili i personilizaciya obucheniya studentov-psihologov [Cognitive skills and personification of teaching psychology students]. Vestnik Mininskogo universiteta. 2020. Vol. 8. No. 1 (30). Pp. 10.
- Eysenck H.J. Personality, genetics, and behaviour. N.Y.: Praeger, 1982. 340 р.
- Bubnova S.S. Russkoyazychnyj variant «Oprosnika optimisticheskogo-pessimisticheskogo stilya ob»yasneniya M. Seligmana» [Russian-language version of the questionnaire of the optimistic-pessimistic style of explanation and M. Seligman]. Mir nauki. Pedagogika i psihologiya. 2021. No. 5. Pp. 1–25.
- Seligman M.E.P., Reivich K., Jaycox L., Gillham J. The Optimistic Child. Boston, Mass.: Houghton Mifflin, 1995. 336 р.
- Rusalov V.M., Volkova E.V. Lichnostno-kognitivnye stili i ih svyaz’ s temperamentom i harakterom cheloveka v period rannej yunosti [Personality-cognitive styles and their connection with human temperament and character in early adolescence]. Psihologicheskij zhurnal. 2015. Vol. 36. No. 5. Pp. 32–42.
- Alasheev S.Yu. Vospriyatie cveta v massovom soznanii [Perception of color in mass consciousness]. Politika i obshchestvo. 2017. No. 8. Pp. 117–129.
- Sugonyaev K.V. Mozhno li ocenit’ lichnostnye harakteristiki s pomoshch’yu testa Lyushera? [Is it possible to evaluate personal characteristics using the Lusher test?]. Psihologiya. Psihofiziologiya. 2019. Vol. 12. No. 2. Pp. 41–59.
- Lüscher M. Konfliktfreie Liebe ein Wegweiser zur Harmonie; mit Farbtest zur Beurteilung des erotischen Erlebens. Bergisch Gladbach Bastei-Verl: Lübbe, 1997.
Supplementary files
