Личностно-типологические особенности финансового поведения молодежи

Обложка


Цитировать

Полный текст

Аннотация

Одной из форм взаимодействия человека с другими субъектами выступают финансовые отношения. Их результаты могут различаться по степени рациональности принимаемых решений. В этой связи возникает вопрос о влиянии личностно-типологических особенностей субъектов различных возрастных групп на финансовое поведение в целом и принимаемые финансовые решения в частности. Целью исследования было выявление психологических факторов, оказывающих влияние на финансовое поведение молодежи. Материал получен в ходе анкетирования респондентов – студентов экономического вуза, обучающихся на 2–4-х курсах направлений подготовки бакалавриата и специалитета (средний возраст опрашиваемых – 20 лет). Общая численность выборки составила 230 человек, из которых 135 человек – девушки, 95 человек – юноши. Опрос включал в себя несколько этапов и предполагал оценку влияния на финансовое поведение молодежи таких личностных характеристик, как экстраверсия, нейротизм, рациональность, добросовестность, склонность к сотрудничеству и взаимодействию при принятии финансовых решений, ценностные ориентиры. Для выявления данных качеств и определения степени их взаимосвязи с принимаемыми рациональными финансовыми решениями подготовлена анкета, включающая как фактологические вопросы (позволяет выявить рациональность финансовых решений), так и вопросы, позволяющие идентифицировать личностные характеристики участников опроса. Для выявления личностных характеристик использованы: опросник конструктивного мышления Ш. Шварца, опросник «Большой пятерки», опросники Г. Айзенка, М. Селигмана, опросник структуры темперамента Русалова, цветовой тест М. Люшера. Результаты проведенного исследования позволяют выявить психологические закономерности финансового поведения объекта исследования (молодежи в возрасте 18–22 года) и предложить направления анализа психологических факторов рационального финансового поведения как для данной, так и для других возрастных групп. Анализ показал наличие влияния большей части рассмотренных личностных характеристик на рациональность финансового поведения. Выявлена высокая степень связи рациональности финансового поведения с такими чертами, как ценностные характеристики, эмоциональная устойчивость и экстраверсия. Выявлены взаимосвязи личностных характеристик молодежи с уровнем рациональности их финансового поведения. Результаты исследования могут быть важны для формирования культуры финансового поведения личности.

Полный текст

Введение

В последнее десятилетие вопросы финансового образования и финансовой грамотности являются достаточно обсуждаемыми на различных уровнях. Это связано как с активной разработкой и практической реализацией различных программ по финансовой грамотности (включая проекты с международным участием), так и с усложнением финансовых продуктов и услуг. Вышеуказанные тенденции должны были оказать положительное влияние на финансовое поведение население, что могло выразиться в снижении числа нерациональных и импульсивных финансовых решений со стороны участников финансовых отношений. Но несмотря на рост расходов на финансовое образование финансовая грамотность населения и степень осознанности финансовых поступков далеко не всегда достигают требуемого уровня.

На наш взгляд, недостаточная эффективность государственных программ в области финансового обеспечения и финансовой грамотности может быть обусловлена учетом неполного перечня факторов, оказывающих влияние на финансовое поведение. При этом особый интерес представляет такая референтная группа, как молодежь, по следующим основаниям. Первое связано с относительно недавним обучением в школе, что позволяет оценить значимость современных программ и проектов в области финансового просвещения. Второе – данная группа только начинает формировать собственные паттерны финансового поведения, что существенно ограничивает перечень факторов, способных оказать на него влияние. Необходимо отметить, что большая часть привычек, составляющих модель поведения человека, формируется именно в подростковом возрасте [1].

Обзор литературы

Особенности поведения молодежи достаточно подробно рассматриваются в работах российских и зарубежных авторов. Фундаментальные основы выявления особенностей психологических и поведенческих установок людей разных возрастов представлены в работах А.Н. Леонтьева и Д. Эльконина [2]. Базовым фактором, объясняющим различие в принимаемых решениях, здесь выступает ведущая деятельность. А.А. Поплавская [3] рассматривает ценностные факторы выбора современной молодежи, основываясь на методике интервью. Обоснование особенностей категории молодежи при проведении меж- и кросспоколенческих исследований содержится в работе М.Б. Глотова [4]. Здесь он останавливается на наличии типичных антропогенетических, социально-психологических и иных характеристик, которые схожи для представителей одного поколения. Вопросы уровня психологического развития и его влияния на поведенческие установки представлены у И.П. Дьяченко [5]. Прежде всего данные различия состоят в системе ценностей, что может быть связано с такими психологическими особенностями личности, как мотивация, спонтанность, экстраверсия, интроверсия, рациональность. Достаточно часто особенности современного поколения молодежи преимущественно ограничиваются цифровыми навыками [6, 7]. При этом следует отметить значимость оценки влияния цифровизации на когнитивные особенности личности, что также составляет ее поведенческие особенности [7].

В отдельных исследованиях авторы подробно останавливаются на психологических характеристиках, влияющих на готовность подростков к определенной финансовой деятельности. Здесь можно выделить работу О.Н. Борисовой и Н.В. Вязововой [8], в которой обосновываются психологические характеристики готовности подростков к предпринимательской деятельности. По мнению авторов, к таким относятся прагматический тип личности, стремление к самоактуализации, организаторские способности, ориентация во времени, самопонимание [8]. На наш взгляд, большая часть данных характеристик зависит от уровня нейротизма, экстраверсии, а также рациональности исследуемой личности. О.В. Решетников рассматривает особенности формирования карьерной траектории представителями поколения Z [9]. В данном исследовании автор выделяет характеристики среды, которые, по его мнению, способы оказать влияние на поведенческие установки нынешнего поколения молодежи [9]. К аналогичным выводам приходят И.М. Гурова, С.Ш. Евдокимова [10]. Но в отличие от предыдущего автора данные исследователи обнаруживают существенное влияние социально-личностных установок как на образование (включая финансовое), так и на личностное и поведенческое развитие субъекта [10].

Отметим, что ряд зарубежных авторов отрицает влияние как поколенческих, так и психологических характеристик на психологические мотивы и установки, в частности в сфере финансовых отношений [11]. Отдельные отечественные авторы ограничивают круг рассматриваемых факторов уровнем мотивации [12].

При признании доминирования либо существенного влияния психологических факторов на поведенческие особенности личности возникает вопрос, связанный с природой происхождения данных факторов. Здесь можно выделить исследование И.Н. Андреевой [13], которая показывает уровень эмоционального интеллекта родителей, правополушарный тип мышления, свойства темперамента и способности перерабатывать информацию как значимые личностно-психологические особенности, влияющие на поведение личности. Данный автор не отрицает и влияние социальных факторов, связанных прежде всего с условиями социализации и взросления подростка. Отдельные авторы останавливаются на исследовании психологических особенностей личности при отдельных типах финансового взаимодействия – например, получении займа [14]. На проявление финансового поведения в данном случае психологические особенности оказывают влияние по трем направлениям: социальные убеждения, долгосрочные ориентации, временные перспективы личности. На основе данных характеристик были выявлены психологические типы личности, наиболее склонные к различным типам займа. Психологические особенности могут оказывать влияние и на степень добросовестности финансового поведения личности [15]. Так, на вероятность возврата кредита, по мнению авторов исследования, оказывают влияние следующие характеристики: осведомленность заемщика; настороженное отношение к кредитам, восприятие их в качестве потенциального источника угроз; отсутствие избегающего поведения, стремления к уходу от решения финансовой проблемы в случае ее возникновения; отсутствие выраженного стремления разделить ответственность за выплату кредита со своими родными, близкими, коллегами и трезвая оценка возможностей своего социального окружения; рациональность; нежелание рисковать. Психологические факторы могут оказать значительное влияние и на экономическое благополучие личности [16]. Психологические характеристики личности могут выступать факторами доверия к финансовым институтам и рынку [17].

Как видно из вышеприведенного обзора, достаточно сильное влияние на психологию финансового поведения оказывают свойства темперамента человека [18–23]. Представленные авторы исследует как свойства темперамента в части его проявления и способов оценки, так и связи темперамента с когнитивными особенностями личности, гендерной принадлежностью, возрастными характеристиками, что является существенными качествами социального поведения личности.

Доминирование социальных факторов показано в исследовании Т.В. Дробышевой [24]. В рамках данного направления выделяется такое понятие, как «вторичная экономическая социализация», к основной функции которой относят адаптацию к изменяющейся среде. Поскольку финансовое поведение личности может трансформироваться, то, на наш взгляд, выделенное качество является весьма значимым. Это связано с динамикой внешней финансовой среды. Результатом данного процесса, по мнению авторов, является экономико-психологическая зрелость, которая трактуется как интегративное образование, включающее феномены зрелости в систему отношений с другими людьми, в сферу материального, финансового самообеспечения и обеспечения своей семьи, а также личностной зрелости. Определяющими качествами здесь выступают финансовая независимость, самостоятельность; уровень экономических притязаний, толерантность к представителям экономических групп.

Несмотря на комплексный характер большей части исследований, в них в недостаточной степени показано взаимодействие психологических и социальных факторов при формировании финансового поведения и не приведена возможная группировка типов моделей финансового поведения, которая может быть полезна при развитии мероприятий по корректировке существующих негативных черт финансовой культуры.

На основании обзора проблематики литературы нами определен круг гипотез настоящего исследования:

  1. ценностные ориентиры в большей степени оказывают влияние на подверженность финансовому мошенничеству и недобросовестным финансовым практикам;
  2. рациональность финансовых решений связана с уровнем эмоциональной устойчивости, ценностными характеристиками, зависимостью от мнения других людей;
  3. на стабильность финансового поведения влияют черты темперамента субъекта.

При этом мы также не исключаем ситуационные влияния на финансовое поведение исследуемой группы, что обусловило выбор методов и материалов исследования.

Целью исследования стало выявление психологических факторов, оказывающих влияние на финансовое поведение молодежи.

В исследовании приняли участие 230 человек в возрасте от 18 до 22 лет включительно – студенты одного из экономических вузов г. Волгограда (135 девушек и 95 юношей). В качестве возрастной группы была выбрана молодежь по двум следующим основанием. Первое связано с относительно недавним обучением в школе, что позволяет оценить значимость современных программ и проектов в области финансового просвещения. Второе – данная группа только начинает формировать собственные паттерны финансового поведения, что существенно ограничивает перечень факторов, способных оказать на него влияние. С целью выявления личностно-типологических особенностей, влияющих на финансовое поведение, проведен кластерный анализ выборки.

Материалы и методы

Опрос состоял из двух этапов. На первом этапе испытуемым предстояло выбрать цвет, который у них больше всего ассоциируется с финансами. Данный этап был основан на подходе теста Люшера. На втором этапе студенты выборки дали ответы на вопросы анкеты, включающей в себя закрытые вопросы. Данный этап позволил выявить личностно-психологические особенности, оказывающие влияние на финансовый выбор и модели финансового поведения. Опрос носил авторский характер и основывался на подходах опросников, представленных ниже.

Ответы на вопросы анкеты стали материалом для проведения исследования и верификации составленных гипотез. Использовались следующие опросники:

  • опросник конструктивного мышления Ш. Шварца [25–27];
  • опросник «Большой пятерки» некогнитивных навыков [28–31];
  • опросник темперамента Г. Айзенка [32–34];
  • опросник М. Селигмана [35, 36], позволяющий выявить открытость новому опыту;
  • опросник структуры темперамента Русалова [37];
  • цветовой тест М. Люшера [38–40].

Для оценки подверженности мошенничеству и недобросовестным финансовым практикам за основу были взяты: опросник конструктивного мышления, опросник «Большой пятерки навыков», опросник М. Селигмана (первая гипотеза исследования). Рациональность финансовых решений определялась как в рамках ответов на фактологические вопросы (оценка правильности выбора финансового продукта, определение ответственности респондента за собственное финансовое благополучие, знание основ финансовой грамотности и т. д.), так и на основе цветового теста Люшера, опросников темперамента Айзенка и Русалова (вторая гипотеза исследования). Данные опросники позволяют также оценить мотивацию респондента к повышению благосостояния и уровень спонтанности финансового поведения. Для оценки стабильности финансового поведения определялся уровень эмоциональной устойчивости, экстраверсии и нейротизма (третья гипотеза исследования). Выявлено, что самостоятельность принимаемых финансовых решений связана со стабильностью финансового поведения.

Был использован метод полуструктурированного интервью. В ходе опроса выявлены психологические факторы, оказывающие влияние на финансовое поведение респондентов и принимаемые финансовые решения.

Результаты исследования

Большая часть эмпирических данных характеризовалась нормальным распределением, что позволяет нам распространить их на объект исследования и верифицировать выдвинутые гипотезы.

В результате проведенного исследования получены следующие зависимости между чертами рационального финансового поведения (согласно подходу Банка России) и личностными чертами респондентов (табл. 1).

 

Таблица 1

Связь характеристик рационального финансового поведения с личностными психологическими чертами

Черты рационального финансового поведения (модель Банка России)

Благоприятствующие психологические черты

Позитивное отношение к богатству

Эмоциональная устойчивость. Ценностные характеристики

Низкий уровень авантюризма и склонности к риску

Эмоциональная устойчивость

Готовность выбрать время и приложить усилия к осознанному выбору финансовой организации

Способность делать выводы на основе информации. Самостоятельность мысли

Локус контроль и готовность брать на себя ответственность

Эмоциональная устойчивость. Ценностные характеристики

Низкий уровень паттернализма

Готовность принимать на себя ответственность

Доверие к финансовой системе

Негативное отношение к тому, чтобы брать деньги в долг

Зависимость от стороннего мнения

Быстрота взаимодействия с другими людьми. Общительность. Негативное отношение к тому, чтобы брать деньги в долг.

 

Таким образом, по представленным данным можно сделать вывод о доминирующем влиянии таких личностных характеристик, как ценностные характеристики, эмоциональная устойчивость и экстраверсия.

На основе выделенного сопоставления черт финансового поведения и психологических черт выделены личностно-типологические модели финансового поведения молодежи. За основу мы взяли две взаимоисключающих пары факторов: «продуманность – спонтанность» финансовых решений; «автономия – зависимость» принимаемых финансовых решений. Материалом для определения моделей поведения послужили данные опроса, проведенного среди респондентов выборки. На основе обработки и обобщения данных выявлены четыре модели финансового поведения.

Модель 1: характеризуется продуманностью и автономией финансового поведения. В большей степени характерна для респондентов с холерическим типом темперамента. Отдается предпочтение самостоятельному поиску информации. Принятие финансовых решений носит концентрированный и критический характер. Доминирует рациональный тип мышления. Средний и высокий уровень нейротизма.

Модель 2: характеризуется продуманность финансового поведения и его зависимостью от различных внешних факторов – таким образом, мы обосновываем наличие влияния и внешних социальных факторов, о чем говорилось в исследованиях из приведенного обзора. Выделенный тип финансового поведения характерен для флегматического типа темперамента. Отмечается автономия от информации рекламного характера, но в то же время зависимость от ближнего социального окружения (в частности, по поводу уровня благосостояния и/или наличии долговых обязательств). Отдается предпочтение длительному взаимодействию с финансовым посредником. Доминирует рациональный тип мышления. Средний и низкий уровень нейротизма.

Модель 3: характеризуется спонтанностью финансового поведения и его зависимостью. Представленный паттерн финансового поведения достаточно часто встречается у представителей сангвинического темперамента: зависимость финансового поведения достаточно часто объясняется информационной перегруженностью и быстрой утомляемостью при самостоятельном поиске финансовой информации для принятия решений. Представители данной модели поведения склонны к групповому поведению и финансовым стереотипам, а также не всегда верно оценивают влияние макроэкономической ситуации. Доминирует интуитивное принятие финансовых решений. Средний и низкий уровень нейротизма.

Модель 4: в данном типе финансового поведения сочетаются спонтанность и автономность финансового поведения. Данный тип характерен для представителей меланхолического темперамента: финансовые решения принимаются достаточно быстро и основаны на объективных характеристиках финансовых продуктов и услуг без ориентации на мнение окружающих или рекламу. Доминирует интуитивное принятие финансовых решений. Средний и высокий уровень нейротизма.

Для оценки влияния темперамента в части эмоциональной устойчивости и экстраверсии на особенности финансового поведения проведен тест Люшера. Получено следующее распределение предпочитаемых цветов и типов темперамента (табл. 2).

 

Таблица 2

Связь цветовых предпочтений с темпераментом

Темперамент

Предпочитаемые цвета

Холерик

Красный

Желтый

Черный

Меланхолик

Фиолетовый

Сангвиник

Зеленый

Флегматик

Синий

Коричневый

Серый

 

Результаты проведенного теста показали связь выбранных цветов и возможных моделей финансового поведения. Так, выбор красного цвета для представителей темперамента холерика указывают на необходимость активного взаимодействия при выборе финансовой услуги или финансового посредника. Предпочтение желтого цвета означает в целом позитивное отношение к финансовому выбору. Цветовой выбор у сангвиника может быть связан с возможностью выбора статусных финансовых продуктов и услуг: представители данного темперамента сильнее подвержены данному влиянию. Выбранный синий цвет у флегматика может быть связан с определенным консерватизмом при выборе финансовых услуг и принятии финансовых решений. Выбор нескольких цветов для представителей с темпераментами холерик и флегматик свидетельствуют и большей вариации моделей финансового поведения по сравнению с представителями темпераментов сангвиник и меланхолик. Выбор цветов в тесте также позволил оценить влияние экстраверсии и нейротизма на принятие финансовых решений. Можно отметить, что данные характеристики являются значимыми в рамках рассматриваемой модели финансового поведения. В наибольшей степени они проявляются у представителей с темпераментами холерик и флегматик.

Таким образом, при проведении опроса были учтены все цвета из теста. Данный цветовой выбор подтверждает выводы о характерных чертах моделей финансового поведения.

Ценностными характеристиками, определяющими рациональность финансового поведения, выступают самостоятельность, открытость к чужим мнениям, самодисциплина. Подобные черты выявлены у 85 % опрошенных, продемонстрировавших признаки рационального финансового поведения. При соотнесении с темпераментом данные черты в лучшей степени проявляются у обладателей сангвинического и флегматического типов, в меньшей степени – холерического. Такая характеристика, как негативное отношение к тому, чтобы брать деньги в долг, проявляется в рамках опросника темперамента Г. Айзенка. В большей степени это соотносится с эмоционально неустойчивыми типами темперамента (холерик и меланхолик). Таким образом, эмоциональная стабильность оказывает влияние на направления взаимоотношений с финансовыми институтами. В рамках некогнитивных навыков наибольшее влияние на финансовое поведение оказывают такие факторы, как «сотрудничество» и «добросовестность» (в части применения опыта других при использовании финансовых услуг), иные некогнитивные факторы в рамках нашего исследования не оказывают существенного влияния. Положительное влияние на финансовое поведение оказывает открытость новому опыту – отмечается высокая связь с уровнем экстраверсии опрошенных. Таким образом, подтверждаются поставленные гипотезы исследования о наличии влияния ценностных ориентиров, эмоциональной устойчивости и уровня экстраверсии на модели финансового поведения.

Обсуждение и заключение

Наибольший уровень рациональности финансового поведения отмечается у людей со средним уровнем нейротизма, экстраверсией и аналитическим способом мышления. Это связано с такими чертами данных типов личности, как открытость новому, готовность к общению, гибкость мышления. Позитивный характер финансового поведения здесь объясняется критическим анализом информации о предыдущем финансовом опыте знакомых, рекламы финансовых услуг и предложений финансовых посредников, условий получения финансовых продуктов. Данные респонденты чаще всего имеют стратегию финансового поведения на средне- и долгосрочную перспективу (положительное качество) и способны определять значимость финансового предложения для своих характеристик. При этом обладатели сангвинического и флегматического типа темпераментов характеризуются большим уровнем финансовой рациональности. Отмечается определенный внутренний конфликт у респондентов с высоким уровнем нейротизма: как они «должны» вести себя в финансовых вопросах и как они «хотят» себя вести. Данный конфликт в большей степени характерен для обладателей холерического и меланхолического типов темпераментов. Ценностные характеристики также выступают значимыми при формировании финансового поведения исследуемой группы – в частности по таким качествам, как «сотрудничество», «добросовестность», а также «открытость новому опыту». Обладатели данных качеств в целом положительно относятся к богатству и деньгам, имеют стремление к обучению по вопросам финансовой грамотности и финансовой культуры, характеризуются самостоятельностью и ответственностью по финансовым вопросам. В ценностных характеристиках следует отметить возможность формирования стереотипов финансового поведения: при их наличии в последнем случае респонденты в рамках финансового выбора ориентируются на мнение знакомых и родственников, а не на объективные характеристики финансового продукта и/или услуги (даже если объективные качества респонденту оказываются понятными). Склонность к стереотипам финансового поведения в большей степени выражена у респондентов с экстраверсией. Данные особенности выявлены у обладателей сангвинического и холерического темпераментов. Исходя из выделенных черт финансового поведения для представителей второй и третьей моделей большую эффективность могут иметь коллективные проекты обучения финансовой грамотности, тогда как для представителей первой и четвертой – индивидуальные. Долгосрочные финансовые программы покажут большую эффективность для первой и второй моделей.

×

Об авторах

Ирина Константиновна Биткина

Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации

Автор, ответственный за переписку.
Email: bitkina-ik@ranepa.ru
ORCID iD: 0000-0003-1917-7570

кандидат экономических наук, доцент кафедры «Экономика и финансы», Волгоградский институт управления – филиал

Россия, 400131, г. Волгоград, ул. Гагарина, 8

Список литературы

  1. Aarts H., Paulussen T., Schaalma H. Physical exercise habit: On the conceptualization and formation of habitual health behaviours. Health Education Research. 1997. No. 12 (3). Рр. 363–374.
  2. Эльконин Д.Б. К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте // Вопросы психологии. – 1971. – № 4. – С. 6–20.
  3. Поплавская А.А. Ценность труда для студентов российских вузов: логики обоснования выбора в пользу личной выгоды или общественной пользы работы // Экономическая социология. – 2023. – № 2. – С. 11–49.
  4. Глотов М.Б. Поколение как категория социологии // Социологические исследования. – 2004. – № 10. – С. 42–48.
  5. Дьяченко И.П. Особенности психологического развития поколения «Игрек» // V Международная студенческая научная конференция «Студенческий научный форум – 2013» [Электронный ресурс]. – URL: https://scienceforum.ru/2013/article/2013007182 (дата обращения: 05.05.2024).
  6. Солдатова Г.У., Рассказова Е.И., Нестик Т.А. Цифровое поколение России: компетентность и безопасность. – М.: Смысл, 2017. – 375 с.
  7. Солдатова Г.У., Рассказова Е.И., Вишнева А.Е., Теславская О.И., Чигарькова С.В. Рожденные цифровыми: семейный контекст и когнитивное развитие. – М.: Акрополь, 2022. – 356 с.
  8. Борисова О.Н., Вязовова Н.В. Отношение подростков к бизнес-деятельности как условие самореализации личности // Вестник ТГУ. – 2012. – № 8. – С. 186–191.
  9. Решетников О.В. Поколение Z и недалекое будущее рынка труда // Школьные технологии. – 2020. – № 1. – С. 58–71.
  10. Гурова И.М., Евдокимова С.Ш. Теория поколений как инструмент анализа, формирования и развития трудового потенциала // МИР (Модернизация. Инновации. Развитие). – 2016. – № 3 (27). – С. 150–159.
  11. Hoover E. The Millennial Muddle. https://www.chronicle.com/article/The-Millennial-Muddle-How/48772/ (accessed May 21, 2024).
  12. Fernholz T. The pseudoscience that prepared America for Steve Bannon’s apocalyptic message. https://qz.com/970646/the-world-has-already-bought-into-steve-bannons-apocalyptic-ideology/ (accessed May 26, 2024).
  13. Константиновский Д.Л., Попова Е.С. Отношение молодежи к образованию в современной России // Общественные науки и современность. – 2016. – № 1. – С. 5–19.
  14. Андреева И.Н. Предпосылки развития эмоционального интеллекта // Вопросы психологии. – 2007. – № 5. – С. 57–65.
  15. Емельянова Т.П., Викентьева Е.Н., Гагарина М.А. Социально-психологические особенности потребителей различных видов займов // Вопросы психологии. – 2022. – Т. 68. – № 1. – С. 73–83.
  16. Дёмин А.Н., Киреева О.В. Психологические факторы возврата кредита // Вопросы психологии. – 2018. – № 3. – С. 66–75.
  17. Шамионов Р.М. Взаимосвязь завистливости и характеристик объективного и субъективного экономического благополучия личности // Экспериментальная психология. – 2019. – Т. 12. – № 2. – С. 87–97.
  18. Юревич А.В. Психологические факторы доверия банкам // Психологический журнал. – 2019. – Т. 40. – № 3. – С. 110–118.
  19. Крупнов А.И., Шляхта Н.Ф. Связь черт личности со свойствами темперамента // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Психология и педагогика. – 2003. – № 1. – С. 66–72.
  20. Русалов В.М. О природе темперамента и его месте в структуре индивидуальных свойств человека // Вопросы психологии. – 1985. – № 1. – С. 19–32.
  21. Русалов В.М. Пол и темперамент // Психологический журнал. – 1993. – Т. 14. – № 6. – С. 55–64.
  22. Русалов В.М. Предметный и коммуникативный аспекты темперамента человека // Психологический журнал. – 1989. – Т. 10. – № 1. – С. 10–21.
  23. Русалов В.М., Паралис С.Э. Темперамент и своеобразие когнитивной системы личности // Психологический журнал. – 1991. – Т. 12. – № 1. – С. 118–123.
  24. Дробышева Т.В. Экономико-психологическая зрелость личности в различных условиях вторичной экономической социализации: разработка проблемы и результаты исследования // Психологический журнал. – 2021. – Т. 42. – № 4. – С. 40–49.
  25. Ениколопов С.Н., Чудова Н.В. Агрессивность и имплицитная теория насилия // Прикладная юридическая психология. – 2017. – № 2 (39). – С. 18–26.
  26. Мешкова Н.В., Кудрявцев В.Т., Ениколопов С.Н. К психологическому портрету жертв телефонного мошенничества // Вестник Московского университета. Серия 14: Психология. – 2022. – № 1. – С. 138–157.
  27. Шварц Ш., Бутенко Т.П., Седова Д.С., Липатова А.С. Уточненная теория базовых индивидуальных ценностей: применение в России // Психология. Журнал Высшей школы экономики. – 2012. – Т. 9. – № 1. – С. 43–70.
  28. Голдберг Л.Р., Шмелев А.Г. Межкультурное исследование лексики личностных черт: «Большая пятерка» факторов в английском и русском языках // Психологический журнал. – 1993. – № 4. – С. 32–39.
  29. Зудина А.А. Некогнитивные навыки молодежи NEET в России // Вопросы образования. – 2022. – № 4. – С. 154–183.
  30. Рожкова К.В., Рощин С.Ю. Некогнитивные характеристики и выбор в сфере высшего образования // Вопросы образования. – 2021. – № 4. – С. 35–73.
  31. Anger S., Camehl G., Peter F.H. Involuntary Job Loss and Changes in Personality Traits. Journal of Economic Psychology. 2017. No. 60.
  32. Егорова М.С., Паршикова О.В. Психометрические характеристики Короткого портретного опросника Большой пятерки // Психологические исследования. – 2016. – Т. 9. – № 45. – С. 9.
  33. Сорокоумова С.Н., Елшанский С.П., Пучкова Е.Б., Суховершина Ю.В. Когнитивные стили и персонализация обучения студентов-психологов // Вестник Мининского университета. – 2020. – Т. 8. – № 1 (30). – С. 10.
  34. Eysenck H.J. Personality, genetics, and behaviour. N.Y.: Praeger, 1982. 340 р.
  35. Бубнова С.С. Русскоязычный вариант «Опросника оптимистического-пессимистического стиля объяснения М. Селигмана» // Мир науки. Педагогика и психология. – 2021. – № 5. – С. 1–25.
  36. Seligman M.E.P., Reivich K., Jaycox L., Gillham J. The Optimistic Child. Boston, Mass.: Houghton Mifflin, 1995. 336 р.
  37. Русалов В.М., Волкова Е.В. Личностно-когнитивные стили и их связь с темпераментом и характером человека в период ранней юности // Психологический журнал. – 2015. – Т. 36. – № 5. – С. 32–42.
  38. Алашеев С.Ю. Восприятие цвета в массовом сознании // Политика и общество. – 2017. – № 8. – С. 117–129.
  39. Сугоняев К.В. Можно ли оценить личностные характеристики с помощью теста Люшера? // Психология. Психофизиология. – 2019. – Т. 12. – № 2. – С. 41–59.
  40. Lüscher M. Konfliktfreie Liebe ein Wegweiser zur Harmonie; mit Farbtest zur Beurteilung des erotischen Erlebens. Bergisch Gladbach Bastei-Verl: Lübbe, 1997.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

© Биткина И.К., 2024

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.