Structure of the concept of «musical patriotic culture of schoolchildren»

Cover Page


Cite item

Full Text

Abstract

The relevance of the study is due to the increased attention to the patriotic education of the younger generation and the search for new forms and means of its implementation. The paper substantiates the need to introduce the concept of “musical patriotic culture of schoolchildren” and proposes its structure. Music adds a bright emotional component to develop a sense of patriotism in schoolchildren. The systematic introduction of elements of musical culture, reflecting the history of the country, into the targeted educational process, introducing schoolchildren to musical national traditions enriches and makes the process of patriotic education of schoolchildren more effective.

Full Text

Введение

Одной из главных задач образовательного процесса является формирование патриотизма у подрастающего поколения как базовой национальной ценности. На важность воспитания патриотического сознания именно в школе указывают исследования различных педагогов. Например, согласно исследованиям И.И. Зарецкой 30 % школьников и молодежи в разных регионах нашей страны абстрактно воспринимают духовные ценности, не дорожат Родиной, а также готовы легко уехать из страны [1, с.4]. Личность современного школьника формируется сегодня во многом стихийно, основываясь на влиянии современной молодежной культуры, широко транслируемой средствами Интернета. Низкопробные вкусы, чуждые нравы и идеалы зачастую целенаправленно прививаются нашей молодежи в стремлении подорвать ценностную систему и мировоззрение подрастающего поколения страны. Таким образом, не теряет актуальности задача совершенствования системы патриотического воспитания школьников, включающей и диктуемую интересами общества культуру, и аутентичные духовные ценности. Одним из путей развития системы патриотического воспитания школьников может стать формирование музыкальной патриотической культуры у подрастающего поколения, которая способствовала бы сохранению национальной идентичности и при этом давала бы возможность детям вносить свой личностный вклад в культурное наследие страны.

Цель исследования – теоретическое обоснование и разработка структуры понятия «музыкальная патриотическая культура школьника». Приобщение к данному виду культуры позволит расширить рамки патриотического воспитания в образовательном процессе. Данная цель определяет следующие задачи исследования:

– обзор и сравнительный анализ понятий «патриотическая культура школьников» и «музыкальная культура»;
– обоснование структуры и определение понятия «музыкальная патриотическая культура школьников».

Обзор литературы

Анализ научной литературы по теме исследования показывает, что в настоящее время существует достаточная теоретическая база для решения задач в сфере патриотического воспитания подрастающего поколения. Особое внимание уделяется формированию патриотизма на основе культурного наследия. Например, С.Н. Филипченко в своем исследовании приводит точку зрения педагогов В.И. Лутовинова и В.В. Макарова, что культура и патриотизм выступают как диалектически взаимосвязанные понятия, что позволяет говорить о таком феномене, как «патриотическая культура», а исследователи Н.И. Корниец и Г.В. Здерева считают, что патриотизм является одним из важных элементов культуры. Так же Филипченко отмечает, что проблемы формирования патриотической культуры исследовали М.В. Васильева, О.Ю. Курганский, М.А. Мазур [2, с. 73].

В настоящее время внимание отечественных исследователей привлекает явление музыкальной культуры в сфере патриотического воспитания. Несмотря на то, что термин «музыкальная культура» довольно широко употребляется, теоретические работы, в которых обосновывалась бы сущность музыкальной культуры и анализировался ее воспитательный потенциал, встречаются редко. О недостаточной разработанности научного аппарата данного явления в своём исследовании упоминал Р.Н. Шафеев, опираясь на работы М.М. Бухмана, О.П. Кеериг, Э.В. Скворцовой, А.Н. Сохора и др. [3, с. 5]. Целую группу статей середины 20-х годов XX века Б.В. Асафьев посвятил вопросам музыкального воспитания в школе. В них он говорил о развитии у учащихся широкого эстетического восприятия музыкального искусства, понимания его глубокой социальной значимости. Он утверждал, что воспитание не будет успешным, если не вызвать у детей творческий инстинкт и не воспитать творческие навыки [4, с. 10].

Историко-педагогические аспекты воспитания патриотизма подробно рассмотрены в работах Ретивиной В.В., которая указывает, что сущность, принципы и задачи патриотического воспитания рассматривались В.Б. Рожковским, Т.М. Дульневой, В.С. Шиловой, а методы и средства формирования патриотических взглядов и убеждений молодежи в учебном и внеучебном процессах исследовались Г.Я. Гревцевой, А.С. Нефедовой. Так же Ретвина ссылается на работы В.А. Грибановой и С.Н. Томилиной, в которых описаны возможные направления совершенствования деятельности по формированию гражданско-патриотического самосознания описаны и др. [5, с. 236].

Патриотическое воспитание школьников подробно рассматривается в трудах О.К. Поздняковой [6]. Она выделяет патриотическую культуру как часть социальной культуры личности, а также отмечает, что сегодня в патриотическом воспитании сформулированы положения и подходы, но все же в научной базе остается ряд вопросов, которые еще не стали предметом научного изучения [6, с. 132]. Одним из таких вопросов является вопрос формирования музыкальной патриотической культуры и оценки ее воспитательного потенциала.

Материалы и методы

Для решения целей и задач исследования был использован комплекс взаимодополняющих друг друга методов, соответствующих предмету исследования: теоретический анализ педагогической и музыкальной отечественной литературы по теме патриотического воспитания, изучение и сравнение педагогического опыта в сфере патриотического воспитания школьников, систематизация и обобщение научных представлений.

Результаты исследования

Актуальность задачи формирования патриотического самосознания молодежи определяется необходимостью создания благоприятного духовного пространства с целью сохранения и приумножения исторического и культурного наследия и определением перспектив дальнейшего развития государства. В настоящее время в школьной среде прослеживается ситуация пассивной патриотической позиции и разобщенности во взглядах по отношению к национальным культурным традициям. Данный кризис системы ценностей на социальном и личностном уровнях проявляется в изменении отношения школьников к истории своего народа, к нравственным идеалам, к готовности служения на благо Родины. Сегодня формирование патриотической позиции у школьников является, таким образом, задачей государственной важности. В связи с этим не перестает быть актуальной педагогическая задача поиска новых подходов к воспитанию у молодого поколения страны качеств гражданина-патриота. Например, наблюдается недостаточность систематизированного патриотического воспитания в школе, которая всесторонне погружала бы ребенка в многообразие национальной культуры; в том числе остается без внимания воспитательный потенциал русского музыкального наследия. Решение задачи совершенствования и повышения эффективности патриотического воспитания в современном образовательном процессе требует анализа научных представлений о воспитании патриотизма молодежи, а также теоретических представлений о формировании культуры патриотизма у школьников. В поиске новых педагогических средств формирования патриотической культуры наше внимание привлекло понятие «музыкальная культура» с присущим ему мощным воспитательным потенциалом. Возникла идея синергии – усиливающего воспитательного эффекта этих двух понятий, взаимодействие которых значительно превосходит простую сумму действий каждого из них.

Понятие «патриотическая культура школьника» было введено В.И. Верещагиной и характеризуется как сложное личностное образование, которое есть единство когнитивного (знания, представления), ценностного (ценности) и поведенческого (поступки) компонентов. Анализируя процесс формирования патриотической культуры школьника согласно В.И. Верещагиной, можно сделать вывод, что он обширный и требует системного внедрения педагогических форм, методов и способов воспитания [7, с. 87].

В поисках новых путей развития патриотического воспитания школьников стоит обратить внимание на сформированность у них музыкальной культуры. Музыка в значительной степени способствует формированию личностных качеств и мировоззрению человека, а также оказывает положительное психоэмоциональное влияние. Музыка является мощным средством общения и сплочения людей, выступает способом художественной коммуникации, выделяет наиболее значимые черты культуры определенного народа и позволяет наделить его конкретными колористическими характеристиками [8, с. 18].

На протяжении всей истории музыка развивается совместно с обществом, создавая те произведения, которые соответствуют его мировоззрению, условиям существования, окружающей природной среде, традициям и ценностям. Благодаря этому формируется определенная, характерная именно для данного народа музыкальная культура. В данном случае музыка выступает в качестве культурологического и социологического связующего и отражает эмоциональное состояние народа, которое проявляется в музыкальной культуре. Музыкальная культура часто характеризуется как историческое образование, делающее упор на социальное наследие и традиции и приобщающее к музыке в процессе обучения. Часто музыкальную культуру представляют как систему, в которой элементы – музыкальные знания, умения, навыки, обучение и воспитание – тесно переплетаются между собой. Музыкальная культура как научный феномен исследуется сравнительно недавно.

Музыкальная культура является неотъемлемой частью национальной культуры любого этноса. Она несет в себе этнические особенности наряду с другими видами культуры. Музыкальная культура является одним из главных составляющих процесса инкультурации личности, может служить средством, с помощью которого выявляются национальные черты того или иного народа [9, с. 10].

В разные времена уделялось большое внимание воспитательному потенциалу музыкальной культуры, который опирался на нравственные, этические и мировоззренческие установки. Под музыкальной культурой педагог Я.Ю. Смирнов подразумевает результат сложного длительного процесса формирования личности, в котором есть и объективное влияние микросреды, наполненной музыкой, и последствия целенаправленной деятельности по музыкально-эстетическому просвещению, и вовлечение индивида в различные виды музыкально-образовательной деятельности [10, с. 229]. На воспитательный потенциал музыки в духовном развитии школьников указывал педагог В.А. Сухомлинский: «Музыка – могучий источник мысли. Без музыкального воспитания невозможно полноценное умственное развитие ребенка». Василий Александрович писал, что музыка пробуждает мышление даже у пассивных детей, то есть является «эмоциональным толчком мышления» [11, с. 55].

Б.В. Асафьев полагал, что одним из главных элементов музыкальной культуры является познавательная деятельность человека. Познавательная деятельность создает необходимые предпосылки и среду для формирования представлений о культурных традициях народа, приобщает к нравственным ценностям и ориентирам.

Можно сказать, что музыкальная культура является одним из эффективных гарантов воспитания патриотизма у подрастающего поколения. В рамках формирования музыкальной культуры происходит знакомство с богатым историческим музыкальным наследием страны, а также закрепляются психологические и эмоциональные образы духовного осмысления мира.

Рассмотрим структуру понятия «музыкальная культура». Р.Н. Шафеев утверждает, что она состоит из следующих элементов: музыки как носителя духовных ценностей; музыкальной теории и критики; музыкального образования и воспитания. Данные элементы находятся в тесной диалектической связи, взаимно дополняя друг друга. Музыка выступает в качестве носителя духовных и патриотических ценностей [3, с. 33].

Анализируя структуру понятий «патриотическая культура школьника» и «музыкальная культура», находим сходство их компонентов, а именно: оба понятия включают когнитивный, аксеологический и поведенческий компоненты; оба понятия направлены на формирование нравственных ценностей и патриотической позиции средствами приобщения к знаниям о культуре и истории родной страны и народа. Данный анализ приводит нас к идее введения интегрального понятия «музыкальная патриотическая культура школьника», которое бы синергетически усиливало воспитательный эффект структурных компонентов данных понятий. Таким образом, музыкальная патриотическая культура сосредоточена на формировании у школьников чувства патриотического сознания средствами изучения музыки. К последней могут относиться и русская классическая музыка, и патриотические гимны, и фольклор.

Для более четкого определения понятия «музыкальная патриотическая культура школьника» стоит обратиться к его структуре. Структура данного понятия будет являться образованием взаимодействий когнитивного, ценностного, поведенческого и эмоционального компонентов (см. рисунок).

Знания школьников об истории Отечества, патриотизме, героических подвигах, традициях, об ответственности, долге, служении и достоинстве, дополненные знаниями об отечественной музыке, национальных инструментах, фольклоре народов России, и в частности малой Родины, включает в себя когнитивный компонент.

 

Структура понятия «музыкальная патриотическая культура школьника»

 

Основу музыкальной патриотической культуры составляют традиционные ценности, на которые ориентированы обучение и воспитание. Любовь к Родине, долг, патриотизм, честь составляют основу ценностного компонента музыкальной патриотической культуры школьника.

В дальнейшем ценностный компонент проявляется в виде поступков школьника, направленных на созидание и благо семьи, школы, родной страны, которые вызывают уважение и общественное признание, что составляет суть поведенческого компонента.

Немаловажную роль в формировании музыкальной патриотической культуры играет эмоциональный компонент. Отечественные ученые Т.М. Буякас и О.Г. Зевина, проведя психологический опыт условий формирования общечеловеческих ценностей в индивидуальном сознании, пришли к выводу, что современный человек для сознательного существования должен поместить себя в мир этих ценностей, чтобы сформировать свое ценностно-смысловое пространство. При этом недостаточно только осмыслить ценности, необходимо прожить и прочувствовать их внутри себя. Именно при таких условиях ценность становится достоянием личного индивидуального сознания. Именно на основе пережитого опыта человек в дальнейшем сможет развивать свои способности, а также действовать, опираясь на эти ценности [12, с. 75]. Эмоциональный компонент в структуре музыкальной патриотической культуры выражается в формировании с помощью художественно-музыкального образа чувства сопереживания и проживания патриотической линии прослушанных произведений, в раскрытии собственных резервов внутренней активности, в коррекции взаимоотношений в семье и школе, в развитии мотивации к познанию нового и стремлении делиться своим опытом с другими людьми.

Поведенческий компонент реализуется через мотивы и поступки школьников, к которым относится проявление уважения к государственным символам, традициям, культуре, к героям страны. Также при формировании музыкальной патриотической культуры у школьников появляется возможность внести свой личный вклад в культурную историю России – создавать научно-исследовательские работы на музыкально-патриотическую тематику, участвовать в мероприятиях, акциях и конкурсах патриотической направленности, транслировать свои знания окружающим в формате выступлений и мастер-классов, совершать нравственные поступки на благо общества и родной страны.

Таким образом, изучение богатого музыкального национального наследия способствует ощущению личной причастности к историческому прошлому и настоящему родной страны. Введение в научный дискурс понятия «музыкальная патриотическая культура школьника» обогатит научные представления о сложном процессе формирования патриотического сознания школьников.

Обсуждение и заключение

Патриотизм является национальной ценностью и определяется как любовь к Родине и народу, выражающаяся в поступках, деятельности и служении Отечеству. Воспитание патриотизма школьников должно реализовываться системно в рамках формирования интегративных личностных культурных образований, последовательность которых обеспечивается собственными содержательными компонентами. Предложенное авторами понятие «музыкальная патриотическая культура школьника» может рассматриваться как именно такое образование, где осознанно используется особый воспитательный потенциал музыки. Одно и то же событие – например, подвиг, совершенный при защите Отечества, – может быть представлен различными способами в школьной программе. Многие значимые исторические события отражены в музыкальных произведениях – былинах, русской классической музыке, патриотических гимнах. В таком формате школьникам легче знакомиться с патриотическим наследием, так как воспринимается не только текст, но и музыкально-психологический образ героев.

В настоящее время педагоги утверждают, что духовно-нравственные ценности воспринимаются школьниками абстрактно и поверхностно. В процессе формирования музыкальной патриотической культуры данная проблема может быть решена, так как школьники не просто изучают историю или осваивают музыкальные техники, а эмоционально погружаются в среду определенного времени или культурных традиций народа, вдохновляются героическими образами и хотят соответствовать им. Средства музыкальной выразительности глубоко воздействуют на психоэмоциональное состояние обучающихся, вызывая сопереживание. Все это формирует у школьников нравственно-этические чувства, так как именно у детей и подростков закладывается фундамент творческой личности, закрепляются нормы поведения в обществе, формируется духовность. Знакомство с музыкальными национальными традициями значительно расширяет кругозор, заставляя более детально окунуться в историю нашей страны, формирует уважительное отношение к прошлому, к носителям культуры, а значит, и к семье, где из поколения в поколение передаются личные устои и традиции. У школьников появляются новые духовные и нравственные ориентиры, которые приобретены в процессе личного изучения национальных традиций [13, с. 72].

Теоретическая значимость данного исследования заключается в совершенствовании системы патриотического воспитания школьников. Авторами выдвинута идея синергии двух культур: патриотической и музыкальной. Когда патриотическая культура и музыкальная культура объединяются, они создают мощный симбиоз, способный усилить влияние обоих явлений на обучающихся. Музыка становится не только источником культурного наследия и эмоционального восприятия, но и средством передачи патриотических идеалов, вдохновляющих нации на великие свершения, объединяющих людей в стремлении к общей цели. Решая задачу патриотического воспитания школьников, авторы приходят к необходимости введения нового понятия «музыкальная патриотическая культура школьника» и определяют его как многоаспектное личностное системное образование.

При определении состава структурных компонентов введенного авторами понятия учитывался широкий функциональный спектр музыкальной культуры, из которого были выбраны функции, адекватные цели патриотического воспитания школьников, а именно: аксиологическая, воспитательная, познавательная, образовательная, коммуникативная, преобразующая.

Формирование музыкальной патриотической культуры школьников будет результативным при разработке модели формирования данного вида культуры. Таким образом, авторам предстоит разработать методологические основания деятельности по формированию музыкальной патриотической культуры школьников, включающей в том числе особые, соответствующие цели педагогические средства.

Благодарности: выражаем благодарность О.В. Юсуповой за ценные указания, рекомендации и консультации по проблеме исследования, а также всем рецензентам за внимательное изучение данной работы.

Acknowledgements: We express my gratitude to Olga V. Yusupova for valuable instructions, recommendations and consultations on the research problem, as well as to all reviewers for a careful study of this work.

×

About the authors

Ol’ga V. Yusupova

Samara State Technical University

Email: yusupova.ov@samgtu.ru

Doc. Ped. Sci., Vice-Rector, Head of Higher Mathematics Department

Russian Federation, 244, Molodogvardeyskaya st., Samara, 443100

Galina N. Maximenko

Samara State Technical University

Author for correspondence.
Email: zvonaritsa@mail.ru

Postgraduate student of Higher Mathematics Department

Russian Federation, 244, Molodogvardeyskaya st., Samara, 443100

References

  1. Zaretskaya I.I. Sotsial'nyi opyt kak istochnuk stanovleniia patrioticheskogo soznaniia detei i molodezhy [Social experience as a source of development of patriotic consciousness of children and youth]I.I Zaretskaya. Vospitanie shkolnikov. 2015. No 6. Pp. 3-8
  2. Filipchenko S.N. “Patrioticheskaya kul'tura” kak nauchnaya kategoriya [“Patriotic culture” as a scientific category]. Vestnik Samarskogo universiteta. Istoriya, pedagogika, filologiya. 2019. No. 2 (25). Pp. 71–75.
  3. Shafeev R.N. Musical'naya kul'tura kak sistema: dis. kand. filos. nauk [Musical culture as a system: thesis cand. of philos. sci.]. Kazan, 2007. 120 pp.
  4. Chechina S.N. Vospitatel'nyj potencial muzykal'nogo iskusstva [Educational potential of musical art]. Sovremennyye problemy nauki i obrazovaniya. 2014. No. 2. Pp. 2–7. https://science-education.ru/ru/article/view?id=12920 (accessed November 11, 2023).
  5. Retivina V.V. Russkoe muzykal'noe iskusstvo kak sredstvo patrioticheskogo vospitaniya studentov vuzov [Russian musical art as a means of patriotic education of university students]. Problemy sovremennogo pedagogicheskogo obrazovaniya. 2021. No. 72 (2). Pp. 235–238.
  6. Pozdnyakova O.K., Vereshchagina N.I. Model' formirovaniya patrioticheskoj kul'tury shkol'nikov [Model for the formation of patriotic culture among schoolchildren]. Vestnik Orenburgskogo gosudarstvennogo universiteta. 2017. No. 10 (210). Pp. 132–136.
  7. Vereshchagina N.I. Formirovanie patrioticheskoj kul'tury shkol'nikov v obsheobrazovatel'nom uchrezhdenii: dis. kand. ped. nauk [Formation of patriotic culture of schoolchildren in educational institutions: thesis cand. of ped. sci.]. Samara, 2020. 240 p.
  8. Dolgushina M.Yu. Fenomenologiya muzykalʹnoj kulʹtury [Phenomenology of musical culture]. Analitika kulʹturologii. 2012. No. 22. Pp. 15–19.
  9. Bukhman M.M. Etnicheskoye svoyeobraziye muzykal’noy kul’tury: dis. kand. filos. nauk [Ethnic originality of musical culture: thesis cand. of philos. sci.]. N. Novgorod, 2005. 155 р.
  10. Smirnov Ya.Yu. Muzykal’naya pedagogika kak metodologiya i metodika formirovaniya muzykal’noy kul’tury [Musical pedagogy as a methodology and technique for the formation of musical culture]. Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo universiteta kul'tury i iskusstv. 2015. No. 3 (65). Pp. 227–234.
  11. Sukhomlinskiy V.A. O vospitanii [About education]. Moscow: Politizdat Publ., 1988. 270 р.
  12. Buyakas T.M., Zevina O.G. Opyt utverzhdeniya obshchechelovecheskikh tsennostey – kul’turnykh simvolov v individual’nom soznanii [Experience of affirming universal human values – cultural symbols in individual consciousness]. Voprosy psihologii. 1997. No. 5. Рр. 55–56.
  13. Maksimenko G.N. Metody i priyemy dukhovno-nravstvennogo vospitaniya shkol’nikov sredstvami muzykal’nykh natsional’nykh traditsiy [Methods and techniques of spiritual and moral education of schoolchildren using national musical traditions]. Mezhdunarodnyy zhurnal ekonomiki i obrazovaniya. 2023. No. 1. Рр. 55–74.

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML
2. The structure of the concept of “musical patriotic culture of a schoolchild”

Download (240KB)

Copyright (c) 2024 Yusupova O.V., Maximenko G.N.

Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License.

This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies