Psychological health of the future teacher in the process of professional development within the framework of the ecopsychological approach

Cover Page


Cite item

Full Text

Abstract

The development of a high level of psychological health among university students is closely connected with an active life and professional position, or in other words, with their subjectivity. In conditions of the ecopsychological approach to the development of the psyche, the subjective qualities of the student must go through seven stages. According to the principle of fractality, the effectiveness of the development of each stage is determined by the development of seven cognitive-regulatory abilities in their subject. The importance of strengthening the psychological health of students is especially relevant today, when the main indicator of personality-oriented education is the interaction and mutual development of the personalities of the teacher and student, and the development of a system of professional values and goals of future teachers begins during university training. The research is aimed at identifying priority vectors of psychological health among university students at various stages of subjectivity formation, and their relationship with cognitive-regulatory abilities that ensure the formation of each of the stages, as well as to determine the development of the structure of psychological health. The study was conducted by methods of diagnostics of the stages of subjectivity development, the ability to perform educational actions and "Individual model of psychological health". This pilot study shows the relationship between the components of the model of psychological health of future teachers, the process of subjectivity development and fostering the ability to perform educational actions during their studies at the university. If at the beginning of the training, the interaction of students in a group was at the initial stage, students were just beginning to show their individuality, reveal their creative abilities, then by the end of the training, communication in a group, joint activity, creative expression and self-expression became more significant.

Full Text

Введение

Понятие психологического здоровья объединяет в себе наиболее значимые составляющие личности, образующие интеллектуальный, эмоциональный, психический и соматический баланс. Чем выше человек оценивает каждую из них и чем активнее предпринимает соответствующие целенаправленные действия, тем выше становится уровень его психологического здоровья.

На протяжении всей жизни человек определяет для себя достойное место в социуме, стремится к состоянию гармонии и равновесия. Одним из способов поддержания психологического здоровья на соответствующем уровне является рефлексия. Условием для формирования у индивида здоровой рефлексии может стать благоприятная самооценка, которая в процессе развития претерпевает всевозможные изменения. У психологически здорового человека между его самовосприятием «Я – реальное» и «Я – идеальное» существует правильная, нормальная связь, а у нездорового она нарушена. Например, психологически здоровый человек может испытывать чувства одиночества, потерянности, но они не берут над ним верх. Эти душевные переживания подталкивают его искать новые источники и варианты контакта с социальным миром, пересматривать прошлые, деструктивные и формировать новые, эффективные жизненные установки, ставить цели и разрабатывать стратегии. Ему всегда достаточно энергии, чтобы оставаться в душевном равновесии, придерживаться позитивного настроя, помогающего адаптироваться, здраво оценивать ситуацию, свои действия и поведение окружающих; кроме того, он обладает критическим мышлением [1 – 3].

Исследование психологического здоровья является актуальным по той причине, что оно выступает в качестве одного из центральных понятий в современной профессиональной деятельности педагога. Используемая педагогом в работе модель психологического здоровья – это необходимый инструмент для оценки состояния не только самого педагога, но и обучающегося. От выбора педагогом модели психологического здоровья будут зависеть содержание, стратегия и эффективность учебно-воспитательного процесса и взаимодействия с обучающимися. Психологическое здоровье рассматривается как динамичная, постоянно развивающаяся система. Помимо этого, экопсихологический подход к образовательной системе направлен на то, чтобы организация учебно-воспитательного процесса и технологий обучения оказывала влияние на физическое, психическое, социальное и духовное развитие обучающихся. Новизна данной работы заключается в поиске взаимосвязей между компонентами двух «подвижных» моделей: психологического здоровья и экопсихологической модели становления субъектности с точки зрения онтологической парадигмы.

Роль модели психологического здоровья в становлении субъектности студентов заключается в том, чтобы определить, какая направленность психологического здоровья наиболее проявлена на той или иной стадии субъектности студента в период его обучения в вузе, ведь студенческий возраст – наиболее благоприятный этап для профессионального и личностного развития, формирования смысложизненных ориентаций, взглядов, ценностей и постановки целей. Анализ полученных взаимосвязей покажет, какие векторы психологического здоровья способствуют переходу на следующую стадию становления субъектности обучающегося, а какие не влияют совсем. Это позволит выявить те направленности психологического здоровья, на которые стоит обратить особое внимание в процессе обучения и взаимодействия с обучающимися, а также при разработке оздоровительных программ по укреплению психологического здоровья.

Целью данного исследования является выявление приоритетных направленностей психологического здоровья у студентов вуза, находящихся на различных стадиях становления субъектности, и их взаимосвязи с когнитивно-регуляторными способностями, а также определение уровня развития психологического здоровья в ходе обучения. Объект исследования – психологическое здоровье будущего педагога в процессе его профессионального становления в рамках экопсихологического подхода.

Гипотезой настоящего исследования выступило предположение, что существует взаимосвязь между компонентами модели психологического здоровья будущих педагогов, процессом становления субъектности и формированием способностей выполнения учебных действий за время обучения в вузе.

Обзор литературы

Понятие «психологическое здоровье» впервые возникает в научной литературе благодаря И.В. Дубровиной, обозначая при этом различие между понятием «психическое здоровье» и «психологическое здоровье». Термин «психическое здоровье» ввел основоположник гуманистической психологии А. Маслоу. Согласно его концепции человек изначально биологически здоров, гармоничен и открыт для собственного развития. Невротическая личность – это личность, отказавшаяся от процесса самоактуализации и испытывающая в связи с этим неудовлетворение. О концепции «позитивного психического здоровья» говорили и такие представители гуманистической психологии, как Р. Мэй, Г. Олпорт, К. Роджерс [3–5]. Они считали, что психическое здоровье необходимо рассматривать с точки зрения образа жизни индивида в рамках активной деятельности и личностного развития. Другие известные отечественные психологи, такие как Б.Г. Ананьев, В.Н. Мясищев, С.Л. Рубинштейн, исследовали отдельные факторы, относящиеся к экономическому, социальному благополучию, счастью и душевному равновесию [6–8]. По мнению И.В. Дубровиной, к «психическому здоровью» относятся отдельные психические процессы и механизмы, а «психологическое» характеризует личность в целом [1]. При этом следует заметить, что «психическое здоровье» не является понятием независимым от «психологического здоровья», оно является его структурной составляющей. Психологическое здоровье в целом исследуется нами в процессе своего развития. А это возможно в том случае, если мы рассматриваем его с точки зрения онтологической парадигмы, а не гносеологической (поскольку по С.Л. Рубинштейну основными критериями оценки человека в качестве социального субъекта в экзистенциальности, непостоянстве и противоречивости его жизни являются решения этих противоречий и принятие ответственности за свои действия как определение сущности индивида).

Уровень психологического здоровья обучающихся вуза тесно связан с активностью их жизненной и профессиональной позиции, или, иначе, с их субъектностью. С точки зрения экопсихологического подхода к развитию психики субъектные качества учащихся проходят семь стадий становления с условными обозначениями: Мо – «субъект мотивации», Н – «наблюдатель», П – «подмастерье», У – «ученик», К – «критик», М – «мастер» и Т – «творец» [9]. В соответствии с принципом фрактальности, иными словами самоподобия, действенность каждой из перечисленных стадий определяется сформированностью у субъекта семи когнитивно-регуляторных способностей (по А.В. Капцову), подобных стадиям становления субъектности:

а) способности к осознанию целевой необходимости, условно – «целеполагание»;
б) способности к такому восприятию образца осваиваемого действия, благодаря которому формируются его перцептивный и ментальный образы, условно – «наблюдение»;
в) способности к репродуктивному воспроизведению действия-образца с применением существующего образца, условно – «подражание»;
г) способности к учебному освоению действия-образца, условно – «ученичество»;
д) способности критически мыслить, условно – «критика»;
е) способности к такому комплексному использованию перечисленных способностей, которое обеспечивает высокий уровень освоения данной стадии субъектности, условно – «мастерство»;
ж) способность к такому функциональному использованию системы перечисленных способностей, которое позволит обучающемуся перейти к освоению следующей стадии, условно – «созидание» [10].

Суть экологического подхода к системе образования заключается в том, чтобы особенность организации учебно-воспитательного процесса и технологий обучения соотносилась с естественными закономерностями физического, психического, социального и духовного развития. В этом смысле взаимосвязь «человек – среда» оказывает благоприятное влияние на исследование и раскрытие человеком индивидуальных психических процессов и состояний, а также на развитие его индивидуальности. В онтологическом аспекте постижение психики в качестве объекта и предмета исследования требует понимания, что взаимодействие человека с внешней и внутренней средой не происходит исключительно по объект-субъектному или, например, субъект-совместному типу. Напротив, элементы системы взаимодействия изменяются. «Окружающая среда» из объекта восприятия со временем переходит в объект преобразования и, как следствие, в условие развития субъектности индивида как элемента системы «человек – среда» [11].

В процессе становления субъектности как способности индивида быть субъектом психической деятельности факторы внешней среды постепенно становятся объектами целенаправленных активных действий со стороны данного индивида. Следовательно, тип взаимодействия становится субъект-объектным или субъект-субъектным. Это объясняется совместно-распределенной деятельностью между участниками образовательного процесса, для которых характерен субъект-порождающий тип взаимодействия. Отсюда следует, что при онтологическом подходе типы взаимодействия в системе «человек – среда» должны исследоваться не как обособленные друг от друга, а как единая целая, динамическая система экопсихологических (субъект-средовых) взаимодействий [11].

Рассмотрим ресурсную модель психологического здоровья В.Г. Петрова и К.В. Злыгостевой. Данная модель расширяет концепцию «салютогенеза», предложенную А. Антоновским, и делает ее более завершенной и логичной. По А. Антоновскому, психологическое здоровье представляется определенной точкой на отрезке «психическое расстройство – психологическое благополучие». При этом психологическое благополучие описывается А. Антоновским следующими характеристиками: способность к совладающему поведению, творческому приспособлению и росту; готовность к самоотдаче и бескорыстному контакту с другими; переживание радости и т. д. [12]. В рамках ресурсной модели психологическое здоровье рассматривается как потенциал возможного с одной стороны и потенциал достигнутого с другой. Потенциал возможного определяется как баланс между внешними (средовыми и культурно-историческими) и внутренними (ресурсы и ограничения) условиями. Потенциал достигнутого рассматривается как иерархическая структура, которая включает в себя четыре уровня:

1) уровень отклонений и нарушений психологического здоровья;
2) уровень нормы;
3) уровень психологического благополучия;
4) уровень экзистенциально переживаемого счастья [13].

В антропологической модели психологического здоровья А.В. Шувалова условия и критерии формируются из онтологии человеческой жизни. Основными аспектами здесь выделены сознание, деятельность и общность. Каждый из них имеет свою специфику, но при этом они взаимно дополняют друг друга. В поиске своего места и предназначения в мире человек начинает действовать: размышлять, выбирать, принимать решения и совершать поступки. Но это – не только поиски своего «настоящего Я». На каждом возрастном этапе жизни человек оказывается перед сложным выбором и, как следствие, определением достойного или недостойного существования. Необходимость нравственности пробуждает самую основу внутреннего мира – «духовное Я». В нем раскрывается тайна личности [14].

Проведенный анализ различных моделей психологического здоровья показывает, что в общем виде данная модель включает интеллектуальные, эмоциональные, духовные, психические и соматические составляющие.

В качестве ведущей для нашего исследования была выбрана «Индивидуальная модель психологического здоровья», разработанная А.В. Козловым, так как, на наш взгляд, данная методика достаточно компактно объединила в себе все вышеперечисленные условия и критерии феномена психологического здоровья. Кроме того, методика стандартизирована и имеет психометрический паспорт. Это психодиагностический инструмент, позволяющий выявлять выраженность восьми векторов реализации психологического здоровья: «стратегический вектор», «просоциальный вектор», «Я-вектор», «творческий вектор», «духовный вектор», «интеллектуальный вектор», «семейный вектор», «гуманистический вектор».

Формирование и укрепление психологического здоровья будущих педагогов особенно актуально в период вузовской подготовки, ввиду реализации личностно ориентированного подхода в образовательном процессе и во взаимодействии «педагог-учащийся» и формирования системы профессиональных взглядов и ценностей. когда начинается.

Одним из критериев, определяющих психологическое здоровье студентов, является уровень сформированности у них психолого-педагогической культуры, то есть степень овладения педагогическим опытом улучшения и трансформации учебно-воспитательного процесса. Психологическая подготовка педагогов в вузе должна этому способствовать, так как изученный материал психологических курсов позволит будущим педагогам самостоятельно, опираясь на современные психологические знания о законах познавательной деятельности, разрабатывать план своего предмета. Эффективное межличностное взаимодействие в системе «преподаватель – студент» – это гармоничный тандем внутренних состояний (чувств, ощущений, мыслей, которые вызывают у преподавателя студенты и собственная деятельность) и внешних проявлений (общения, поведения, в которых выражается, трансформируется и закрепляется отношение) [15].

Материалы и методы

В качестве респондентов выступили 12 студентов 1-го курса и 7 студентов 4-го курса (всего 19 человек). Исследование проводилось по методикам диагностики стадий становления субъектности ОСС-С5 [16], способностей выполнения учебных действий ОСС-СФ3 [10] и индивидуальной модели психологического здоровья А.В. Козлова, которая состоит из 8 шкал: стратегический вектор (СтВ); просоциальный вектор (ПВ); Я-вектор (ЯВ); творческий вектор (ТВ); духовный вектор (ДВ); интеллектуальный вектор (ИВ); семейный вектор (СВ); гуманистический вектор (ГВ) [17]. Из-за небольшого количества испытуемых предполагаем, что не все значения соответствуют нормальному закону распределения. В этом случае целесообразно использовать коэффициент корреляции тау Кендалла, так как он является более информативным непараметрическим критерием. Математическая обработка данных осуществлялась в среде STATISTICA 10.0.

Результаты исследования

Сравнительный анализ взаимосвязей стадий субъектности и векторов психологического здоровья представлен в табл. 1. Полужирным шрифтом отмечены статистически значимые значения переменной.

 

Таблица 1. Взаимосвязь стадий субъектности и векторов психологического здоровья (1-й курс)

Стадии/

векторы

Тау корреляции Кендалла

СтВ

ПВ

ЯВ

ТВ

ДВ

ИВ

СВ

ГВ

Мо

0,071

-0,241

0,000

-0,223

-0,22

-0,22

0,241

0,464

Н

0,141

0,119

-0,352

-0,318

-0,531

-0,338

0,215

0,724

П

-0,094

0,072

-0,054

0,22

0,145

-0,386

0,072

0,435

У

-0,07

-0,141

-0,08

-0,484

0,024

-0,454

0,519

0,215

К

-0,07

-0,048

0,274

-0,049

-0,122

-0,22

0,048

0,171

М

0,518

-0,167

0,271

0,269

-0,097

0,483

-0,167

0,000

Т

0,214

0,096

-0,055

-0,099

-0,122

-0,073

0,000

0,22

 

Студенты 1-го курса, находящиеся на стадии «мастер», обладают навыком самостоятельной регуляции правильности выполнения действия-образца, способны стратегически мыслить, стремиться к будущему, планировать и анализировать (взаимосвязи стратегического и интеллектуального вектора со стадией «мастер», далее условно СтВ-М, ИВ-М). В плане духовного развития и гуманистической направленности студенты-первокурсники находятся на стадии «наблюдатель», что объяснимо условиями и формальным уровнем коммуникативного взаимодействия между одногруппниками (ДВ-Н, ГВ-Н). Связи СВ-У и ТВ-У указывают на то, что первокурсник на стадии «ученик» получает образование по необходимости, он зависит от родительского влияния и контроля правильности своих действий преподавателем; творческое проявление на данном этапе обучения отсутствует (связь ТВ-У отрицательная).

Студенты 4-го курса (табл. 2), напротив, больше ориентированы на себя.

 

Таблица 2. Взаимосвязь стадий субъектности и векторов психологического здоровья (4-й курс)

Стадии/

векторы

Тау корреляции Кендалла

СтВ

ПВ

ЯВ

ТВ

ДВ

ИВ

СВ

ГВ

Мо

0,271

0,41

0,217

-0,359

-0,108

0,718

-0,217

0,478

Н

0,294

0,501

0,471

0,167

0,529

-0,278

0,353

0,583

П

0,159

-0,35

-0,37

0,551

-0,582

-0,15

0,159

-0,583

У

-0,265

-0,25

-0,582

-0,15

-0,265

0,15

0,053

0,117

К

0,557

0,474

0,111

0,316

-0,278

0,263

0,167

0,674

М

0,053

0,35

0,265

-0,551

0,159

0,551

-0,37

0,467

Т

0,056

0,579

0,723

-0,263

0,501

0,053

-0,056

0,613

 

Они имеют собственную потребность в получении знаний, способны творчески мыслить (ИВ-Мо, ЯВ-Т). Гуманистический ориентир переместился на стадию «критик» (ГВ-К).

Сравнительный анализ взаимосвязей когнитивно-регуляторных способностей и векторов психологического здоровья представлен в табл. 3.

 

Таблица 3. Взаимосвязь способностей выполнения учебных действий и векторов психологического здоровья (1-й курс)

Способности/

векторы

Тау корреляции Кендалла

СтВ

ПВ

ЯВ

ТВ

ДВ

ИВ

СВ

ГВ

Целеполагание

-0,014

0,09

0,036

0,077

0,204

0,167

0,172

0,099

Наблюдение

0,157

0,33

0,343

0,251

0,258

0,381

-0,109

0,413

Подражание

0,164

0,124

0,558

0,376

0,516

0,526

-0,177

0,21

Ученичество

-0,042

-0,279

0,058

0,148

0,113

0,239

0,18

0,234

Критика

0,316

-0,118

0,374

0,611

0,33

0,369

-0,021

0,077

Мастерство

0,238

0,205

0,534

0,361

0,424

0,628

-0,265

0,125

Созидание

0,242

0,16

0,58

0,375

0,523

0,611

-0,235

0,106

 

Наблюдая за другими обучающимися, сомневаясь в правильности их действий, сравнивая и анализируя, студенты, таким образом, взаимодействуют в своей группе (взаимосвязи Я-вектора, интеллектуального и гуманистического со способностью к наблюдению). Также у студентов 1-го курса выявлены взаимосвязи таких направлений психологического здоровья, как Я-вектор, творческий, духовный и интеллектуальный вектор, со способностями к подражанию, критике, мастерству и созиданию. Обучающиеся способны и к самостоятельному выполнению заданий, и к копированию действий других, и к творческому самовыражению, включая критическое мышление.

К четвертому году обучения (табл. 4) коммуникативное взаимодействие в группе меняется.

 

Таблица 4. Взаимосвязь способностей выполнения учебных действий и векторов психологического здоровья (4-й курс)

Способности/

векторы

Тау корреляции Кендалла

СтВ

ПВ

ЯВ

ТВ

ДВ

ИВ

СВ

ГВ

Целеполагание

0,434

0,41

0,217

0,308

-0,108

0,103

0,217

0,777

Наблюдение

0,265

0,651

0,159

0,05

0,159

0,05

0,37

0,583

Подражание

0,053

-0,05

-0,159

0,451

0,159

-0,651

0,582

-0,233

Ученичество

0,167

0,789

0,278

0,000

0,278

0,053

0,334

0,368

Критика

0,217

0,103

0,108

0,205

-0,217

0,000

0,000

0,657

Мастерство

0,434

0,41

0,108

0,359

-0,217

0,103

0,271

0,657

Созидание

0,434

0,41

0,108

0,359

-0,217

0,103

0,271

0,657

 

Студенты уже хорошо знают друг друга, возникает просоциальный ориентир (ПВ-наблюдение, ученичество). Их психологическое здоровье связано со способностями к обучению, анализу, постановке целей, взаимопомощи, совместной работе в группе (ГВ-целеполагание, критика, мастерство, созидание). Соответственно, чем меньше обучающийся копирует действия другого, тем больше он раскрывает свои интеллектуальные способности (связь ИВ-подражание – отрицательная).

Обсуждение и заключение

Пилотажное исследование показывает, что существует взаимосвязь между компонентами модели психологического здоровья будущих педагогов, процессом становления субъектности и формированием способностей выполнения учебных действий за время обучения в вузе.

На начальном этапе обучения взаимодействие в группе имеет формат «наблюдения», студенты знакомятся, присматриваются друг к другу, пробуют проявлять и раскрывать свои творческие способности. К концу обучения коммуникация в группе, совместная деятельность, творческое проявление и самовыражение выходят на первый план и становятся особенно значимыми для учащихся. В целом в результате проделанной работы гипотеза подтвердилась.

В процессе изучения феномена психологического здоровья становится очевидной многогранность данного направления. Это подтверждает множество предложенных и описанных выше критериев, уровней и направленностей психологического здоровья. Исследование позволило определить взаимосвязи некоторых компонентов модели психологического здоровья с экопсихологической моделью становления субъектности и способностями выполнения учебных действий, что дает почву для проведения дальнейшей работы в этом направлении.

Полученные результаты могут быть полезны при разработке оздоровительных программ по укреплению психологического здоровья обучающихся, а также при формировании процесса обучения и взаимодействия студентов и педагогов.

Благодарность: выражаю благодарность своему научному руководителю Александру Васильевичу Капцову за ценные советы при планировании исследования и рекомендации по оформлению статьи.

Acknowledgements: We express my gratitude to my supervisor Kaptsov Alexander Vasilyevich for valuable advice when planning research and recommendations on the design of the paper.

×

About the authors

Irina S. Filonenko

Samara Branch of the Moscow City Pedagogical University

Author for correspondence.
Email: Filonenko-395@mgpu.ru
SPIN-code: 9815-2997

Postgraduate Student of Pedagogical and Applied Psychology Department

 

Russian Federation, 76, Stara Zagora str., Samara, 443081

References

  1. Dubrovina I.V. Psikhicheskoye i psikhologicheskoye zdorov’ye v kontekste psikhologicheskoy kul’tury lichnosti [Mental and psychological health in the context of psychological culture of personality]. Vestnik prakticheskoy psikhologii obrazovaniya. 2009. No. 3. Рр. 17–21.
  2. Khukhlayeva O.V. Osnovy psikhologicheskogo konsul’tirovaniya i psikhologicheskoy korrektsii [Fundamentals of psychological counseling and psychological correction]. Moscow: Academy Publ., 2001. 208 р.
  3. Rogers K. The formation of a personality. A look at psychotherapy – M.: EKSMO-Press, 2001. – 416 p.
  4. Maslou A. Motivatsiya i lichnost’. Per. s angl. A.M. Tatlybayevoy [Motivation and Personality. Translated from English by A.M. Tatlybaeva]. Saint Petersburg: Evraziya Publ., 1999. 479 р.
  5. Maslou A., Mey R., Ollport G. i dr. Ekzistentsial’naya psikhologiya [Existential psychology]. Moscow: Institut obshchegumanitarnykh issledovaniy, Initsiativa Publ., 2005. 160 р.
  6. Anan’yev V.A., Nikiforov G.S. Psikhologiya zdorov’ya [Psychology of Health]. Saint Petersburg: Rech Publ., 2006. 384 р.
  7. Myasishchev V.N. Psikhologiya otnosheniy. Pod red. A.A. Bodaleva [Psychology of Relationships. Ed. by A.A. Bodalev]. Moscow: MPSI; Voronezh: MODEK Publ., 2003. Р. 17.
  8. Rubinshteyn S.L. Bytiye i soznaniye [Being and consciousness]. Moscow: Akademiya nauk SSSR Publ., 1957. 332 р.
  9. Panov V.I. Ekopsikhologiya: paradigmal’nyy poisk [Ecopsychology: Paradigm Search]. Moscow: PI RAO; Saint Petersburg: Nestor-Istoriya Publ., 2014. 304 р.
  10. Panov V.I., Kaptsov A.V., Volkova E.S. Vzaimosvyaz’ stadiy stanovleniya sub”yektnosti i kognitivno-regulyatornykh sposobnostey vypolneniya uchebnykh deystviy starsheklassnikov [Interrelation of stages of subjectivity formation and cognitive-regulatory abilities to perform educational actions of high school students]. Aktual’nyye problemy razvitiya lichnosti v usloviyakh sovremennykh realiy: Sbornik materialov III Mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii. Yerevan, 2022. Рр. 482–488.
  11. Leont’yev A.N., Panov V.I., Maryutina T.M. Ekopsikhologicheskiye aspekty razvitiya individual’nosti [Ecopsychological aspects of individuality development]. Moscow: Psikhologicheskiy institut RAO Publ., 1997. 147 р.
  12. Antonovsky A. The salutodenic model as a theory to guide health promotion. Health promotion international. 1996. Vol. 11. No. 1. Рр. 11–18.
  13. Petrov V.G., Zlygosteva K.V. Schast’ye i psikhologicheskoye blagopoluchiye v strukture resursnoy modeli psikhologicheskogo zdorov’ya [Happiness and psychological well-being in the structure of the resource model of psychological health]. Byulleten’ VSNTs SO RAMN. 2015. No. 4 (104). Рp. 79–83.
  14. Shuvalov A.V. Antropologicheskiy podkhod k probleme psikhologicheskogo zdorov’ya [Anthropological approach to the problem of psychological health]. Voprosy psikhologii. 2011. No. 5. Рp. 3–16.
  15. Kolominskiy Ya.L., Chekel’ L.V. Psikhologicheskoye zdorov’ye budushchikh pedagogov [Psychological health of future teachers]. Psikhologicheskoye zdorov’ye v kontekste razvitiya lichnosti: materialy 2-y Mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii, Brest, 3–4 fevr. 2005 g. Brest, 2005. Рр. 130–132.
  16. Panov V.I., Kaptsov A.V., Kolesnikova E.I. Metodika otsenki stadiy sub”yektnosti uchastnikov obrazovatel’nogo protsessa [Methodology for assessing the stages of subjectivity of participants in the educational process]. Effektivnost’ lichnosti, gruppy i organizatsii: problemy, dostizheniya i perspektivy: materialy Vserossiyskoy nauchno-prakticheskoy konferentsii. Moscow: CREDO Publ., 2017. Pp. 294–296.
  17. Kozlov A.V. Metodika diagnostiki psikhologicheskogo zdorov’ya [Methods of diagnosis of psychological health]. Perspektivy nauki i obrazovaniya. 2014. No. 6 (12). Pp. 110–117.

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML

Copyright (c) 2024 Filonenko I.S.

Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License.

This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies