Психологическое здоровье будущего педагога в процессе профессионального становления в рамках экопсихологического подхода

Обложка


Цитировать

Полный текст

Аннотация

Уровень психологического здоровья обучающихся вуза тесно связан с активностью их жизненной и профессиональной позиции, или, иначе, с их субъектностью. Согласно экопсихологическому подходу к развитию психики субъектные качества обучающегося проходят семь стадий становления. В соответствии с принципом фрактальности эффективность развития каждой стадии определяется сформированностью у субъекта семи когнитивно-регуляторных способностей. Формирование и укрепление психологического здоровья будущих педагогов особенно актуально в период вузовской подготовки, когда начинается формирование системы профессиональных взглядов и ценностей. Основным показателем личностно ориентированного образования является контактирование и взаиморазвитие личностей учителя и ученика. Исследование направлено на выявление приоритетных направленностей психологического здоровья у студентов вуза, находящихся на различных стадиях становления субъектности, и их взаимосвязи с когнитивно-регуляторными способностями, обеспечивающими сформированность каждой из стадий, а также на определение уровня развития структуры психологического здоровья. Исследование проводилось с помощью методик диагностики стадий становления субъектности, способностей выполнения учебных действий, а также методики «Индивидуальная модель психологического здоровья». Данное пилотажное исследование показывает взаимосвязь между компонентами модели психологического здоровья будущих педагогов, процессом становления субъектности и формированием способностей выполнения учебных действий за время обучения в вузе.

Если в начале обучения взаимодействие студентов в группе находится на стадии наблюдения, когда обучающиеся присматриваются друг к другу, только начинают проявлять свою индивидуальность, раскрывать творческие способности, то к концу обучения коммуникация в группе, совместная деятельность, творческое проявление и самовыражение становятся более значимыми.

Полный текст

Введение

Понятие психологического здоровья объединяет в себе наиболее значимые составляющие личности, образующие интеллектуальный, эмоциональный, психический и соматический баланс. Чем выше человек оценивает каждую из них и чем активнее предпринимает соответствующие целенаправленные действия, тем выше становится уровень его психологического здоровья.

На протяжении всей жизни человек определяет для себя достойное место в социуме, стремится к состоянию гармонии и равновесия. Одним из способов поддержания психологического здоровья на соответствующем уровне является рефлексия. Условием для формирования у индивида здоровой рефлексии может стать благоприятная самооценка, которая в процессе развития претерпевает всевозможные изменения. У психологически здорового человека между его самовосприятием «Я – реальное» и «Я – идеальное» существует правильная, нормальная связь, а у нездорового она нарушена. Например, психологически здоровый человек может испытывать чувства одиночества, потерянности, но они не берут над ним верх. Эти душевные переживания подталкивают его искать новые источники и варианты контакта с социальным миром, пересматривать прошлые, деструктивные и формировать новые, эффективные жизненные установки, ставить цели и разрабатывать стратегии. Ему всегда достаточно энергии, чтобы оставаться в душевном равновесии, придерживаться позитивного настроя, помогающего адаптироваться, здраво оценивать ситуацию, свои действия и поведение окружающих; кроме того, он обладает критическим мышлением [1 – 3].

Исследование психологического здоровья является актуальным по той причине, что оно выступает в качестве одного из центральных понятий в современной профессиональной деятельности педагога. Используемая педагогом в работе модель психологического здоровья – это необходимый инструмент для оценки состояния не только самого педагога, но и обучающегося. От выбора педагогом модели психологического здоровья будут зависеть содержание, стратегия и эффективность учебно-воспитательного процесса и взаимодействия с обучающимися. Психологическое здоровье рассматривается как динамичная, постоянно развивающаяся система. Помимо этого, экопсихологический подход к образовательной системе направлен на то, чтобы организация учебно-воспитательного процесса и технологий обучения оказывала влияние на физическое, психическое, социальное и духовное развитие обучающихся. Новизна данной работы заключается в поиске взаимосвязей между компонентами двух «подвижных» моделей: психологического здоровья и экопсихологической модели становления субъектности с точки зрения онтологической парадигмы.

Роль модели психологического здоровья в становлении субъектности студентов заключается в том, чтобы определить, какая направленность психологического здоровья наиболее проявлена на той или иной стадии субъектности студента в период его обучения в вузе, ведь студенческий возраст – наиболее благоприятный этап для профессионального и личностного развития, формирования смысложизненных ориентаций, взглядов, ценностей и постановки целей. Анализ полученных взаимосвязей покажет, какие векторы психологического здоровья способствуют переходу на следующую стадию становления субъектности обучающегося, а какие не влияют совсем. Это позволит выявить те направленности психологического здоровья, на которые стоит обратить особое внимание в процессе обучения и взаимодействия с обучающимися, а также при разработке оздоровительных программ по укреплению психологического здоровья.

Целью данного исследования является выявление приоритетных направленностей психологического здоровья у студентов вуза, находящихся на различных стадиях становления субъектности, и их взаимосвязи с когнитивно-регуляторными способностями, а также определение уровня развития психологического здоровья в ходе обучения. Объект исследования – психологическое здоровье будущего педагога в процессе его профессионального становления в рамках экопсихологического подхода.

Гипотезой настоящего исследования выступило предположение, что существует взаимосвязь между компонентами модели психологического здоровья будущих педагогов, процессом становления субъектности и формированием способностей выполнения учебных действий за время обучения в вузе.

Обзор литературы

Понятие «психологическое здоровье» впервые возникает в научной литературе благодаря И.В. Дубровиной, обозначая при этом различие между понятием «психическое здоровье» и «психологическое здоровье». Термин «психическое здоровье» ввел основоположник гуманистической психологии А. Маслоу. Согласно его концепции человек изначально биологически здоров, гармоничен и открыт для собственного развития. Невротическая личность – это личность, отказавшаяся от процесса самоактуализации и испытывающая в связи с этим неудовлетворение. О концепции «позитивного психического здоровья» говорили и такие представители гуманистической психологии, как Р. Мэй, Г. Олпорт, К. Роджерс [3–5]. Они считали, что психическое здоровье необходимо рассматривать с точки зрения образа жизни индивида в рамках активной деятельности и личностного развития. Другие известные отечественные психологи, такие как Б.Г. Ананьев, В.Н. Мясищев, С.Л. Рубинштейн, исследовали отдельные факторы, относящиеся к экономическому, социальному благополучию, счастью и душевному равновесию [6–8]. По мнению И.В. Дубровиной, к «психическому здоровью» относятся отдельные психические процессы и механизмы, а «психологическое» характеризует личность в целом [1]. При этом следует заметить, что «психическое здоровье» не является понятием независимым от «психологического здоровья», оно является его структурной составляющей. Психологическое здоровье в целом исследуется нами в процессе своего развития. А это возможно в том случае, если мы рассматриваем его с точки зрения онтологической парадигмы, а не гносеологической (поскольку по С.Л. Рубинштейну основными критериями оценки человека в качестве социального субъекта в экзистенциальности, непостоянстве и противоречивости его жизни являются решения этих противоречий и принятие ответственности за свои действия как определение сущности индивида).

Уровень психологического здоровья обучающихся вуза тесно связан с активностью их жизненной и профессиональной позиции, или, иначе, с их субъектностью. С точки зрения экопсихологического подхода к развитию психики субъектные качества учащихся проходят семь стадий становления с условными обозначениями: Мо – «субъект мотивации», Н – «наблюдатель», П – «подмастерье», У – «ученик», К – «критик», М – «мастер» и Т – «творец» [9]. В соответствии с принципом фрактальности, иными словами самоподобия, действенность каждой из перечисленных стадий определяется сформированностью у субъекта семи когнитивно-регуляторных способностей (по А.В. Капцову), подобных стадиям становления субъектности:

а) способности к осознанию целевой необходимости, условно – «целеполагание»;
б) способности к такому восприятию образца осваиваемого действия, благодаря которому формируются его перцептивный и ментальный образы, условно – «наблюдение»;
в) способности к репродуктивному воспроизведению действия-образца с применением существующего образца, условно – «подражание»;
г) способности к учебному освоению действия-образца, условно – «ученичество»;
д) способности критически мыслить, условно – «критика»;
е) способности к такому комплексному использованию перечисленных способностей, которое обеспечивает высокий уровень освоения данной стадии субъектности, условно – «мастерство»;
ж) способность к такому функциональному использованию системы перечисленных способностей, которое позволит обучающемуся перейти к освоению следующей стадии, условно – «созидание» [10].

Суть экологического подхода к системе образования заключается в том, чтобы особенность организации учебно-воспитательного процесса и технологий обучения соотносилась с естественными закономерностями физического, психического, социального и духовного развития. В этом смысле взаимосвязь «человек – среда» оказывает благоприятное влияние на исследование и раскрытие человеком индивидуальных психических процессов и состояний, а также на развитие его индивидуальности. В онтологическом аспекте постижение психики в качестве объекта и предмета исследования требует понимания, что взаимодействие человека с внешней и внутренней средой не происходит исключительно по объект-субъектному или, например, субъект-совместному типу. Напротив, элементы системы взаимодействия изменяются. «Окружающая среда» из объекта восприятия со временем переходит в объект преобразования и, как следствие, в условие развития субъектности индивида как элемента системы «человек – среда» [11].

В процессе становления субъектности как способности индивида быть субъектом психической деятельности факторы внешней среды постепенно становятся объектами целенаправленных активных действий со стороны данного индивида. Следовательно, тип взаимодействия становится субъект-объектным или субъект-субъектным. Это объясняется совместно-распределенной деятельностью между участниками образовательного процесса, для которых характерен субъект-порождающий тип взаимодействия. Отсюда следует, что при онтологическом подходе типы взаимодействия в системе «человек – среда» должны исследоваться не как обособленные друг от друга, а как единая целая, динамическая система экопсихологических (субъект-средовых) взаимодействий [11].

Рассмотрим ресурсную модель психологического здоровья В.Г. Петрова и К.В. Злыгостевой. Данная модель расширяет концепцию «салютогенеза», предложенную А. Антоновским, и делает ее более завершенной и логичной. По А. Антоновскому, психологическое здоровье представляется определенной точкой на отрезке «психическое расстройство – психологическое благополучие». При этом психологическое благополучие описывается А. Антоновским следующими характеристиками: способность к совладающему поведению, творческому приспособлению и росту; готовность к самоотдаче и бескорыстному контакту с другими; переживание радости и т. д. [12]. В рамках ресурсной модели психологическое здоровье рассматривается как потенциал возможного с одной стороны и потенциал достигнутого с другой. Потенциал возможного определяется как баланс между внешними (средовыми и культурно-историческими) и внутренними (ресурсы и ограничения) условиями. Потенциал достигнутого рассматривается как иерархическая структура, которая включает в себя четыре уровня:

1) уровень отклонений и нарушений психологического здоровья;
2) уровень нормы;
3) уровень психологического благополучия;
4) уровень экзистенциально переживаемого счастья [13].

В антропологической модели психологического здоровья А.В. Шувалова условия и критерии формируются из онтологии человеческой жизни. Основными аспектами здесь выделены сознание, деятельность и общность. Каждый из них имеет свою специфику, но при этом они взаимно дополняют друг друга. В поиске своего места и предназначения в мире человек начинает действовать: размышлять, выбирать, принимать решения и совершать поступки. Но это – не только поиски своего «настоящего Я». На каждом возрастном этапе жизни человек оказывается перед сложным выбором и, как следствие, определением достойного или недостойного существования. Необходимость нравственности пробуждает самую основу внутреннего мира – «духовное Я». В нем раскрывается тайна личности [14].

Проведенный анализ различных моделей психологического здоровья показывает, что в общем виде данная модель включает интеллектуальные, эмоциональные, духовные, психические и соматические составляющие.

В качестве ведущей для нашего исследования была выбрана «Индивидуальная модель психологического здоровья», разработанная А.В. Козловым, так как, на наш взгляд, данная методика достаточно компактно объединила в себе все вышеперечисленные условия и критерии феномена психологического здоровья. Кроме того, методика стандартизирована и имеет психометрический паспорт. Это психодиагностический инструмент, позволяющий выявлять выраженность восьми векторов реализации психологического здоровья: «стратегический вектор», «просоциальный вектор», «Я-вектор», «творческий вектор», «духовный вектор», «интеллектуальный вектор», «семейный вектор», «гуманистический вектор».

Формирование и укрепление психологического здоровья будущих педагогов особенно актуально в период вузовской подготовки, ввиду реализации личностно ориентированного подхода в образовательном процессе и во взаимодействии «педагог-учащийся» и формирования системы профессиональных взглядов и ценностей. когда начинается.

Одним из критериев, определяющих психологическое здоровье студентов, является уровень сформированности у них психолого-педагогической культуры, то есть степень овладения педагогическим опытом улучшения и трансформации учебно-воспитательного процесса. Психологическая подготовка педагогов в вузе должна этому способствовать, так как изученный материал психологических курсов позволит будущим педагогам самостоятельно, опираясь на современные психологические знания о законах познавательной деятельности, разрабатывать план своего предмета. Эффективное межличностное взаимодействие в системе «преподаватель – студент» – это гармоничный тандем внутренних состояний (чувств, ощущений, мыслей, которые вызывают у преподавателя студенты и собственная деятельность) и внешних проявлений (общения, поведения, в которых выражается, трансформируется и закрепляется отношение) [15].

Материалы и методы

В качестве респондентов выступили 12 студентов 1-го курса и 7 студентов 4-го курса (всего 19 человек). Исследование проводилось по методикам диагностики стадий становления субъектности ОСС-С5 [16], способностей выполнения учебных действий ОСС-СФ3 [10] и индивидуальной модели психологического здоровья А.В. Козлова, которая состоит из 8 шкал: стратегический вектор (СтВ); просоциальный вектор (ПВ); Я-вектор (ЯВ); творческий вектор (ТВ); духовный вектор (ДВ); интеллектуальный вектор (ИВ); семейный вектор (СВ); гуманистический вектор (ГВ) [17]. Из-за небольшого количества испытуемых предполагаем, что не все значения соответствуют нормальному закону распределения. В этом случае целесообразно использовать коэффициент корреляции тау Кендалла, так как он является более информативным непараметрическим критерием. Математическая обработка данных осуществлялась в среде STATISTICA 10.0.

Результаты исследования

Сравнительный анализ взаимосвязей стадий субъектности и векторов психологического здоровья представлен в табл. 1. Полужирным шрифтом отмечены статистически значимые значения переменной.

 

Таблица 1. Взаимосвязь стадий субъектности и векторов психологического здоровья (1-й курс)

Стадии/

векторы

Тау корреляции Кендалла

СтВ

ПВ

ЯВ

ТВ

ДВ

ИВ

СВ

ГВ

Мо

0,071

-0,241

0,000

-0,223

-0,22

-0,22

0,241

0,464

Н

0,141

0,119

-0,352

-0,318

-0,531

-0,338

0,215

0,724

П

-0,094

0,072

-0,054

0,22

0,145

-0,386

0,072

0,435

У

-0,07

-0,141

-0,08

-0,484

0,024

-0,454

0,519

0,215

К

-0,07

-0,048

0,274

-0,049

-0,122

-0,22

0,048

0,171

М

0,518

-0,167

0,271

0,269

-0,097

0,483

-0,167

0,000

Т

0,214

0,096

-0,055

-0,099

-0,122

-0,073

0,000

0,22

 

Студенты 1-го курса, находящиеся на стадии «мастер», обладают навыком самостоятельной регуляции правильности выполнения действия-образца, способны стратегически мыслить, стремиться к будущему, планировать и анализировать (взаимосвязи стратегического и интеллектуального вектора со стадией «мастер», далее условно СтВ-М, ИВ-М). В плане духовного развития и гуманистической направленности студенты-первокурсники находятся на стадии «наблюдатель», что объяснимо условиями и формальным уровнем коммуникативного взаимодействия между одногруппниками (ДВ-Н, ГВ-Н). Связи СВ-У и ТВ-У указывают на то, что первокурсник на стадии «ученик» получает образование по необходимости, он зависит от родительского влияния и контроля правильности своих действий преподавателем; творческое проявление на данном этапе обучения отсутствует (связь ТВ-У отрицательная).

Студенты 4-го курса (табл. 2), напротив, больше ориентированы на себя.

 

Таблица 2. Взаимосвязь стадий субъектности и векторов психологического здоровья (4-й курс)

Стадии/

векторы

Тау корреляции Кендалла

СтВ

ПВ

ЯВ

ТВ

ДВ

ИВ

СВ

ГВ

Мо

0,271

0,41

0,217

-0,359

-0,108

0,718

-0,217

0,478

Н

0,294

0,501

0,471

0,167

0,529

-0,278

0,353

0,583

П

0,159

-0,35

-0,37

0,551

-0,582

-0,15

0,159

-0,583

У

-0,265

-0,25

-0,582

-0,15

-0,265

0,15

0,053

0,117

К

0,557

0,474

0,111

0,316

-0,278

0,263

0,167

0,674

М

0,053

0,35

0,265

-0,551

0,159

0,551

-0,37

0,467

Т

0,056

0,579

0,723

-0,263

0,501

0,053

-0,056

0,613

 

Они имеют собственную потребность в получении знаний, способны творчески мыслить (ИВ-Мо, ЯВ-Т). Гуманистический ориентир переместился на стадию «критик» (ГВ-К).

Сравнительный анализ взаимосвязей когнитивно-регуляторных способностей и векторов психологического здоровья представлен в табл. 3.

 

Таблица 3. Взаимосвязь способностей выполнения учебных действий и векторов психологического здоровья (1-й курс)

Способности/

векторы

Тау корреляции Кендалла

СтВ

ПВ

ЯВ

ТВ

ДВ

ИВ

СВ

ГВ

Целеполагание

-0,014

0,09

0,036

0,077

0,204

0,167

0,172

0,099

Наблюдение

0,157

0,33

0,343

0,251

0,258

0,381

-0,109

0,413

Подражание

0,164

0,124

0,558

0,376

0,516

0,526

-0,177

0,21

Ученичество

-0,042

-0,279

0,058

0,148

0,113

0,239

0,18

0,234

Критика

0,316

-0,118

0,374

0,611

0,33

0,369

-0,021

0,077

Мастерство

0,238

0,205

0,534

0,361

0,424

0,628

-0,265

0,125

Созидание

0,242

0,16

0,58

0,375

0,523

0,611

-0,235

0,106

 

Наблюдая за другими обучающимися, сомневаясь в правильности их действий, сравнивая и анализируя, студенты, таким образом, взаимодействуют в своей группе (взаимосвязи Я-вектора, интеллектуального и гуманистического со способностью к наблюдению). Также у студентов 1-го курса выявлены взаимосвязи таких направлений психологического здоровья, как Я-вектор, творческий, духовный и интеллектуальный вектор, со способностями к подражанию, критике, мастерству и созиданию. Обучающиеся способны и к самостоятельному выполнению заданий, и к копированию действий других, и к творческому самовыражению, включая критическое мышление.

К четвертому году обучения (табл. 4) коммуникативное взаимодействие в группе меняется.

 

Таблица 4. Взаимосвязь способностей выполнения учебных действий и векторов психологического здоровья (4-й курс)

Способности/

векторы

Тау корреляции Кендалла

СтВ

ПВ

ЯВ

ТВ

ДВ

ИВ

СВ

ГВ

Целеполагание

0,434

0,41

0,217

0,308

-0,108

0,103

0,217

0,777

Наблюдение

0,265

0,651

0,159

0,05

0,159

0,05

0,37

0,583

Подражание

0,053

-0,05

-0,159

0,451

0,159

-0,651

0,582

-0,233

Ученичество

0,167

0,789

0,278

0,000

0,278

0,053

0,334

0,368

Критика

0,217

0,103

0,108

0,205

-0,217

0,000

0,000

0,657

Мастерство

0,434

0,41

0,108

0,359

-0,217

0,103

0,271

0,657

Созидание

0,434

0,41

0,108

0,359

-0,217

0,103

0,271

0,657

 

Студенты уже хорошо знают друг друга, возникает просоциальный ориентир (ПВ-наблюдение, ученичество). Их психологическое здоровье связано со способностями к обучению, анализу, постановке целей, взаимопомощи, совместной работе в группе (ГВ-целеполагание, критика, мастерство, созидание). Соответственно, чем меньше обучающийся копирует действия другого, тем больше он раскрывает свои интеллектуальные способности (связь ИВ-подражание – отрицательная).

Обсуждение и заключение

Пилотажное исследование показывает, что существует взаимосвязь между компонентами модели психологического здоровья будущих педагогов, процессом становления субъектности и формированием способностей выполнения учебных действий за время обучения в вузе.

На начальном этапе обучения взаимодействие в группе имеет формат «наблюдения», студенты знакомятся, присматриваются друг к другу, пробуют проявлять и раскрывать свои творческие способности. К концу обучения коммуникация в группе, совместная деятельность, творческое проявление и самовыражение выходят на первый план и становятся особенно значимыми для учащихся. В целом в результате проделанной работы гипотеза подтвердилась.

В процессе изучения феномена психологического здоровья становится очевидной многогранность данного направления. Это подтверждает множество предложенных и описанных выше критериев, уровней и направленностей психологического здоровья. Исследование позволило определить взаимосвязи некоторых компонентов модели психологического здоровья с экопсихологической моделью становления субъектности и способностями выполнения учебных действий, что дает почву для проведения дальнейшей работы в этом направлении.

Полученные результаты могут быть полезны при разработке оздоровительных программ по укреплению психологического здоровья обучающихся, а также при формировании процесса обучения и взаимодействия студентов и педагогов.

Благодарность: выражаю благодарность своему научному руководителю Александру Васильевичу Капцову за ценные советы при планировании исследования и рекомендации по оформлению статьи.

Acknowledgements: We express my gratitude to my supervisor Kaptsov Alexander Vasilyevich for valuable advice when planning research and recommendations on the design of the paper.

×

Об авторах

Ирина Сергеевна Филоненко

Самарский филиал ГАОУ ВО «Московский городской педагогический университет»

Автор, ответственный за переписку.
Email: Filonenko-395@mgpu.ru
SPIN-код: 9815-2997

аспирант кафедры педагогической и прикладной психологии

Аспирант

Россия, 443081, Самара, ул. Стара Загора, 76

Список литературы

  1. Дубровина И.В. Психическое и психологическое здоровье в контексте психологической культуры личности // Вестник практической психологии образования. – 2009. – № 3. – C. 17–21.
  2. Хухлаева О.В. Основы психологического консультирования и психологической коррекции. – М.: Академия, 2001. – 208 с.
  3. Роджерс К. Становление личности. Взгляд на психотерапию – М.: ЭКСМО-Пресс, 2001. – 416 с.
  4. Маслоу А. Мотивация и личность / пер. с англ. А.М. Татлыбаевой. – СПб.: Евразия, 1999. – 479 с.
  5. Маслоу А., Мэй Р., Оллпорт Г. и др. Экзистенциальная психология. – М.: Институт общегуманитарных исследований, Инициатива, 2005. – 160 с.
  6. Ананьев В.А., Никифоров Г.С. Психология здоровья. – СПб.: Речь, 2006. – 384 с.
  7. Мясищев В.Н. Психология отношений / под ред. А.А. Бодалева. – М.: МПСИ; Воронеж: МОДЭК, 2003. – С. 17.
  8. Рубинштейн С.Л. Бытие и сознание. – М.: Академия наук СССР, 1957. – 332 с.
  9. Панов В.И. Экопсихология: парадигмальный поиск. – М.: ПИ РАО; СПб.: Нестор-История, 2014. – 304 с.
  10. Панов В.И., Капцов А.В., Волкова Е.С. Взаимосвязь стадий становления субъектности и когнитивно-регуляторных способностей выполнения учебных действий старшеклассников // Актуальные проблемы развития личности в условиях современных реалий: Сборник материалов III Международной научно-практической конференции. – Ереван, 2022. – С. 482–488.
  11. Леонтьев А.Н., Панов В.И., Марютина Т.М. Экопсихологические аспекты развития индивидуальности. – М.: Психологический институт РАО, 1997. – 147 с.
  12. Antonovsky A. The salutodenic model as a theory to guide health promotion. Health promotion international. 1996. Vol. 11. No. 1. Рр. 11–18.
  13. Петров В.Г., Злыгостева К.В. Счастье и психологическое благополучие в структуре ресурсной модели психологического здоровья // Бюллетень ВСНЦ СО РАМН. – 2015. – № 4 (104). – С. 79–83.
  14. Шувалов А.В. Антропологический подход к проблеме психологического здоровья // Вопросы психологии. – 2011. – № 5. – С. 3–16.
  15. Коломинский Я.Л., Чекель Л.В. Психологическое здоровье будущих педагогов // Психологическое здоровье в контексте развития личности: материалы 2-й Международной научно-практической конференции, Брест, 3–4 февр. 2005 г. – Брест, 2005. – С. 130–132.
  16. Панов В.И., Капцов А.В., Колесникова Е.И. Методика оценки стадий субъектности участников образовательного процесса // Эффективность личности, группы и организации: проблемы, достижения и перспективы: материалы Всероссийской научно-практической конференции. – М.: КРЕДО, 2017. – С. 294–296.
  17. Козлов А.В. Методика диагностики психологического здоровья // Перспективы науки и образования. – 2014. – № 6 (12). – С. 110–117.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

© Филоненко И.С., 2024

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.

Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах