Психологическое здоровье будущего педагога в процессе профессионального становления в рамках экопсихологического подхода
- Авторы: Филоненко И.С.1
-
Учреждения:
- Самарский филиал ГАОУ ВО «Московский городской педагогический университет»
- Выпуск: Том 21, № 1 (2024)
- Страницы: 99-110
- Раздел: Психология образования
- URL: https://vestnik-pp.samgtu.ru/1991-8569/article/view/601833
- DOI: https://doi.org/10.17673/vsgtu-pps.2024.1.9
- ID: 601833
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Уровень психологического здоровья обучающихся вуза тесно связан с активностью их жизненной и профессиональной позиции, или, иначе, с их субъектностью. Согласно экопсихологическому подходу к развитию психики субъектные качества обучающегося проходят семь стадий становления. В соответствии с принципом фрактальности эффективность развития каждой стадии определяется сформированностью у субъекта семи когнитивно-регуляторных способностей. Формирование и укрепление психологического здоровья будущих педагогов особенно актуально в период вузовской подготовки, когда начинается формирование системы профессиональных взглядов и ценностей. Основным показателем личностно ориентированного образования является контактирование и взаиморазвитие личностей учителя и ученика. Исследование направлено на выявление приоритетных направленностей психологического здоровья у студентов вуза, находящихся на различных стадиях становления субъектности, и их взаимосвязи с когнитивно-регуляторными способностями, обеспечивающими сформированность каждой из стадий, а также на определение уровня развития структуры психологического здоровья. Исследование проводилось с помощью методик диагностики стадий становления субъектности, способностей выполнения учебных действий, а также методики «Индивидуальная модель психологического здоровья». Данное пилотажное исследование показывает взаимосвязь между компонентами модели психологического здоровья будущих педагогов, процессом становления субъектности и формированием способностей выполнения учебных действий за время обучения в вузе.
Если в начале обучения взаимодействие студентов в группе находится на стадии наблюдения, когда обучающиеся присматриваются друг к другу, только начинают проявлять свою индивидуальность, раскрывать творческие способности, то к концу обучения коммуникация в группе, совместная деятельность, творческое проявление и самовыражение становятся более значимыми.
Полный текст
Введение
Понятие психологического здоровья объединяет в себе наиболее значимые составляющие личности, образующие интеллектуальный, эмоциональный, психический и соматический баланс. Чем выше человек оценивает каждую из них и чем активнее предпринимает соответствующие целенаправленные действия, тем выше становится уровень его психологического здоровья.
На протяжении всей жизни человек определяет для себя достойное место в социуме, стремится к состоянию гармонии и равновесия. Одним из способов поддержания психологического здоровья на соответствующем уровне является рефлексия. Условием для формирования у индивида здоровой рефлексии может стать благоприятная самооценка, которая в процессе развития претерпевает всевозможные изменения. У психологически здорового человека между его самовосприятием «Я – реальное» и «Я – идеальное» существует правильная, нормальная связь, а у нездорового она нарушена. Например, психологически здоровый человек может испытывать чувства одиночества, потерянности, но они не берут над ним верх. Эти душевные переживания подталкивают его искать новые источники и варианты контакта с социальным миром, пересматривать прошлые, деструктивные и формировать новые, эффективные жизненные установки, ставить цели и разрабатывать стратегии. Ему всегда достаточно энергии, чтобы оставаться в душевном равновесии, придерживаться позитивного настроя, помогающего адаптироваться, здраво оценивать ситуацию, свои действия и поведение окружающих; кроме того, он обладает критическим мышлением [1 – 3].
Исследование психологического здоровья является актуальным по той причине, что оно выступает в качестве одного из центральных понятий в современной профессиональной деятельности педагога. Используемая педагогом в работе модель психологического здоровья – это необходимый инструмент для оценки состояния не только самого педагога, но и обучающегося. От выбора педагогом модели психологического здоровья будут зависеть содержание, стратегия и эффективность учебно-воспитательного процесса и взаимодействия с обучающимися. Психологическое здоровье рассматривается как динамичная, постоянно развивающаяся система. Помимо этого, экопсихологический подход к образовательной системе направлен на то, чтобы организация учебно-воспитательного процесса и технологий обучения оказывала влияние на физическое, психическое, социальное и духовное развитие обучающихся. Новизна данной работы заключается в поиске взаимосвязей между компонентами двух «подвижных» моделей: психологического здоровья и экопсихологической модели становления субъектности с точки зрения онтологической парадигмы.
Роль модели психологического здоровья в становлении субъектности студентов заключается в том, чтобы определить, какая направленность психологического здоровья наиболее проявлена на той или иной стадии субъектности студента в период его обучения в вузе, ведь студенческий возраст – наиболее благоприятный этап для профессионального и личностного развития, формирования смысложизненных ориентаций, взглядов, ценностей и постановки целей. Анализ полученных взаимосвязей покажет, какие векторы психологического здоровья способствуют переходу на следующую стадию становления субъектности обучающегося, а какие не влияют совсем. Это позволит выявить те направленности психологического здоровья, на которые стоит обратить особое внимание в процессе обучения и взаимодействия с обучающимися, а также при разработке оздоровительных программ по укреплению психологического здоровья.
Целью данного исследования является выявление приоритетных направленностей психологического здоровья у студентов вуза, находящихся на различных стадиях становления субъектности, и их взаимосвязи с когнитивно-регуляторными способностями, а также определение уровня развития психологического здоровья в ходе обучения. Объект исследования – психологическое здоровье будущего педагога в процессе его профессионального становления в рамках экопсихологического подхода.
Гипотезой настоящего исследования выступило предположение, что существует взаимосвязь между компонентами модели психологического здоровья будущих педагогов, процессом становления субъектности и формированием способностей выполнения учебных действий за время обучения в вузе.
Обзор литературы
Понятие «психологическое здоровье» впервые возникает в научной литературе благодаря И.В. Дубровиной, обозначая при этом различие между понятием «психическое здоровье» и «психологическое здоровье». Термин «психическое здоровье» ввел основоположник гуманистической психологии А. Маслоу. Согласно его концепции человек изначально биологически здоров, гармоничен и открыт для собственного развития. Невротическая личность – это личность, отказавшаяся от процесса самоактуализации и испытывающая в связи с этим неудовлетворение. О концепции «позитивного психического здоровья» говорили и такие представители гуманистической психологии, как Р. Мэй, Г. Олпорт, К. Роджерс [3–5]. Они считали, что психическое здоровье необходимо рассматривать с точки зрения образа жизни индивида в рамках активной деятельности и личностного развития. Другие известные отечественные психологи, такие как Б.Г. Ананьев, В.Н. Мясищев, С.Л. Рубинштейн, исследовали отдельные факторы, относящиеся к экономическому, социальному благополучию, счастью и душевному равновесию [6–8]. По мнению И.В. Дубровиной, к «психическому здоровью» относятся отдельные психические процессы и механизмы, а «психологическое» характеризует личность в целом [1]. При этом следует заметить, что «психическое здоровье» не является понятием независимым от «психологического здоровья», оно является его структурной составляющей. Психологическое здоровье в целом исследуется нами в процессе своего развития. А это возможно в том случае, если мы рассматриваем его с точки зрения онтологической парадигмы, а не гносеологической (поскольку по С.Л. Рубинштейну основными критериями оценки человека в качестве социального субъекта в экзистенциальности, непостоянстве и противоречивости его жизни являются решения этих противоречий и принятие ответственности за свои действия как определение сущности индивида).
Уровень психологического здоровья обучающихся вуза тесно связан с активностью их жизненной и профессиональной позиции, или, иначе, с их субъектностью. С точки зрения экопсихологического подхода к развитию психики субъектные качества учащихся проходят семь стадий становления с условными обозначениями: Мо – «субъект мотивации», Н – «наблюдатель», П – «подмастерье», У – «ученик», К – «критик», М – «мастер» и Т – «творец» [9]. В соответствии с принципом фрактальности, иными словами самоподобия, действенность каждой из перечисленных стадий определяется сформированностью у субъекта семи когнитивно-регуляторных способностей (по А.В. Капцову), подобных стадиям становления субъектности:
Суть экологического подхода к системе образования заключается в том, чтобы особенность организации учебно-воспитательного процесса и технологий обучения соотносилась с естественными закономерностями физического, психического, социального и духовного развития. В этом смысле взаимосвязь «человек – среда» оказывает благоприятное влияние на исследование и раскрытие человеком индивидуальных психических процессов и состояний, а также на развитие его индивидуальности. В онтологическом аспекте постижение психики в качестве объекта и предмета исследования требует понимания, что взаимодействие человека с внешней и внутренней средой не происходит исключительно по объект-субъектному или, например, субъект-совместному типу. Напротив, элементы системы взаимодействия изменяются. «Окружающая среда» из объекта восприятия со временем переходит в объект преобразования и, как следствие, в условие развития субъектности индивида как элемента системы «человек – среда» [11].
В процессе становления субъектности как способности индивида быть субъектом психической деятельности факторы внешней среды постепенно становятся объектами целенаправленных активных действий со стороны данного индивида. Следовательно, тип взаимодействия становится субъект-объектным или субъект-субъектным. Это объясняется совместно-распределенной деятельностью между участниками образовательного процесса, для которых характерен субъект-порождающий тип взаимодействия. Отсюда следует, что при онтологическом подходе типы взаимодействия в системе «человек – среда» должны исследоваться не как обособленные друг от друга, а как единая целая, динамическая система экопсихологических (субъект-средовых) взаимодействий [11].
Рассмотрим ресурсную модель психологического здоровья В.Г. Петрова и К.В. Злыгостевой. Данная модель расширяет концепцию «салютогенеза», предложенную А. Антоновским, и делает ее более завершенной и логичной. По А. Антоновскому, психологическое здоровье представляется определенной точкой на отрезке «психическое расстройство – психологическое благополучие». При этом психологическое благополучие описывается А. Антоновским следующими характеристиками: способность к совладающему поведению, творческому приспособлению и росту; готовность к самоотдаче и бескорыстному контакту с другими; переживание радости и т. д. [12]. В рамках ресурсной модели психологическое здоровье рассматривается как потенциал возможного с одной стороны и потенциал достигнутого с другой. Потенциал возможного определяется как баланс между внешними (средовыми и культурно-историческими) и внутренними (ресурсы и ограничения) условиями. Потенциал достигнутого рассматривается как иерархическая структура, которая включает в себя четыре уровня:
В антропологической модели психологического здоровья А.В. Шувалова условия и критерии формируются из онтологии человеческой жизни. Основными аспектами здесь выделены сознание, деятельность и общность. Каждый из них имеет свою специфику, но при этом они взаимно дополняют друг друга. В поиске своего места и предназначения в мире человек начинает действовать: размышлять, выбирать, принимать решения и совершать поступки. Но это – не только поиски своего «настоящего Я». На каждом возрастном этапе жизни человек оказывается перед сложным выбором и, как следствие, определением достойного или недостойного существования. Необходимость нравственности пробуждает самую основу внутреннего мира – «духовное Я». В нем раскрывается тайна личности [14].
Проведенный анализ различных моделей психологического здоровья показывает, что в общем виде данная модель включает интеллектуальные, эмоциональные, духовные, психические и соматические составляющие.
В качестве ведущей для нашего исследования была выбрана «Индивидуальная модель психологического здоровья», разработанная А.В. Козловым, так как, на наш взгляд, данная методика достаточно компактно объединила в себе все вышеперечисленные условия и критерии феномена психологического здоровья. Кроме того, методика стандартизирована и имеет психометрический паспорт. Это психодиагностический инструмент, позволяющий выявлять выраженность восьми векторов реализации психологического здоровья: «стратегический вектор», «просоциальный вектор», «Я-вектор», «творческий вектор», «духовный вектор», «интеллектуальный вектор», «семейный вектор», «гуманистический вектор».
Формирование и укрепление психологического здоровья будущих педагогов особенно актуально в период вузовской подготовки, ввиду реализации личностно ориентированного подхода в образовательном процессе и во взаимодействии «педагог-учащийся» и формирования системы профессиональных взглядов и ценностей. когда начинается.
Одним из критериев, определяющих психологическое здоровье студентов, является уровень сформированности у них психолого-педагогической культуры, то есть степень овладения педагогическим опытом улучшения и трансформации учебно-воспитательного процесса. Психологическая подготовка педагогов в вузе должна этому способствовать, так как изученный материал психологических курсов позволит будущим педагогам самостоятельно, опираясь на современные психологические знания о законах познавательной деятельности, разрабатывать план своего предмета. Эффективное межличностное взаимодействие в системе «преподаватель – студент» – это гармоничный тандем внутренних состояний (чувств, ощущений, мыслей, которые вызывают у преподавателя студенты и собственная деятельность) и внешних проявлений (общения, поведения, в которых выражается, трансформируется и закрепляется отношение) [15].
Материалы и методы
В качестве респондентов выступили 12 студентов 1-го курса и 7 студентов 4-го курса (всего 19 человек). Исследование проводилось по методикам диагностики стадий становления субъектности ОСС-С5 [16], способностей выполнения учебных действий ОСС-СФ3 [10] и индивидуальной модели психологического здоровья А.В. Козлова, которая состоит из 8 шкал: стратегический вектор (СтВ); просоциальный вектор (ПВ); Я-вектор (ЯВ); творческий вектор (ТВ); духовный вектор (ДВ); интеллектуальный вектор (ИВ); семейный вектор (СВ); гуманистический вектор (ГВ) [17]. Из-за небольшого количества испытуемых предполагаем, что не все значения соответствуют нормальному закону распределения. В этом случае целесообразно использовать коэффициент корреляции тау Кендалла, так как он является более информативным непараметрическим критерием. Математическая обработка данных осуществлялась в среде STATISTICA 10.0.
Результаты исследования
Сравнительный анализ взаимосвязей стадий субъектности и векторов психологического здоровья представлен в табл. 1. Полужирным шрифтом отмечены статистически значимые значения переменной.
Таблица 1. Взаимосвязь стадий субъектности и векторов психологического здоровья (1-й курс)
Стадии/ векторы | Тау корреляции Кендалла | |||||||
СтВ | ПВ | ЯВ | ТВ | ДВ | ИВ | СВ | ГВ | |
Мо | 0,071 | -0,241 | 0,000 | -0,223 | -0,22 | -0,22 | 0,241 | 0,464 |
Н | 0,141 | 0,119 | -0,352 | -0,318 | -0,531 | -0,338 | 0,215 | 0,724 |
П | -0,094 | 0,072 | -0,054 | 0,22 | 0,145 | -0,386 | 0,072 | 0,435 |
У | -0,07 | -0,141 | -0,08 | -0,484 | 0,024 | -0,454 | 0,519 | 0,215 |
К | -0,07 | -0,048 | 0,274 | -0,049 | -0,122 | -0,22 | 0,048 | 0,171 |
М | 0,518 | -0,167 | 0,271 | 0,269 | -0,097 | 0,483 | -0,167 | 0,000 |
Т | 0,214 | 0,096 | -0,055 | -0,099 | -0,122 | -0,073 | 0,000 | 0,22 |
Студенты 1-го курса, находящиеся на стадии «мастер», обладают навыком самостоятельной регуляции правильности выполнения действия-образца, способны стратегически мыслить, стремиться к будущему, планировать и анализировать (взаимосвязи стратегического и интеллектуального вектора со стадией «мастер», далее условно СтВ-М, ИВ-М). В плане духовного развития и гуманистической направленности студенты-первокурсники находятся на стадии «наблюдатель», что объяснимо условиями и формальным уровнем коммуникативного взаимодействия между одногруппниками (ДВ-Н, ГВ-Н). Связи СВ-У и ТВ-У указывают на то, что первокурсник на стадии «ученик» получает образование по необходимости, он зависит от родительского влияния и контроля правильности своих действий преподавателем; творческое проявление на данном этапе обучения отсутствует (связь ТВ-У отрицательная).
Студенты 4-го курса (табл. 2), напротив, больше ориентированы на себя.
Таблица 2. Взаимосвязь стадий субъектности и векторов психологического здоровья (4-й курс)
Стадии/ векторы | Тау корреляции Кендалла | |||||||
СтВ | ПВ | ЯВ | ТВ | ДВ | ИВ | СВ | ГВ | |
Мо | 0,271 | 0,41 | 0,217 | -0,359 | -0,108 | 0,718 | -0,217 | 0,478 |
Н | 0,294 | 0,501 | 0,471 | 0,167 | 0,529 | -0,278 | 0,353 | 0,583 |
П | 0,159 | -0,35 | -0,37 | 0,551 | -0,582 | -0,15 | 0,159 | -0,583 |
У | -0,265 | -0,25 | -0,582 | -0,15 | -0,265 | 0,15 | 0,053 | 0,117 |
К | 0,557 | 0,474 | 0,111 | 0,316 | -0,278 | 0,263 | 0,167 | 0,674 |
М | 0,053 | 0,35 | 0,265 | -0,551 | 0,159 | 0,551 | -0,37 | 0,467 |
Т | 0,056 | 0,579 | 0,723 | -0,263 | 0,501 | 0,053 | -0,056 | 0,613 |
Они имеют собственную потребность в получении знаний, способны творчески мыслить (ИВ-Мо, ЯВ-Т). Гуманистический ориентир переместился на стадию «критик» (ГВ-К).
Сравнительный анализ взаимосвязей когнитивно-регуляторных способностей и векторов психологического здоровья представлен в табл. 3.
Таблица 3. Взаимосвязь способностей выполнения учебных действий и векторов психологического здоровья (1-й курс)
Способности/ векторы | Тау корреляции Кендалла | |||||||
СтВ | ПВ | ЯВ | ТВ | ДВ | ИВ | СВ | ГВ | |
Целеполагание | -0,014 | 0,09 | 0,036 | 0,077 | 0,204 | 0,167 | 0,172 | 0,099 |
Наблюдение | 0,157 | 0,33 | 0,343 | 0,251 | 0,258 | 0,381 | -0,109 | 0,413 |
Подражание | 0,164 | 0,124 | 0,558 | 0,376 | 0,516 | 0,526 | -0,177 | 0,21 |
Ученичество | -0,042 | -0,279 | 0,058 | 0,148 | 0,113 | 0,239 | 0,18 | 0,234 |
Критика | 0,316 | -0,118 | 0,374 | 0,611 | 0,33 | 0,369 | -0,021 | 0,077 |
Мастерство | 0,238 | 0,205 | 0,534 | 0,361 | 0,424 | 0,628 | -0,265 | 0,125 |
Созидание | 0,242 | 0,16 | 0,58 | 0,375 | 0,523 | 0,611 | -0,235 | 0,106 |
Наблюдая за другими обучающимися, сомневаясь в правильности их действий, сравнивая и анализируя, студенты, таким образом, взаимодействуют в своей группе (взаимосвязи Я-вектора, интеллектуального и гуманистического со способностью к наблюдению). Также у студентов 1-го курса выявлены взаимосвязи таких направлений психологического здоровья, как Я-вектор, творческий, духовный и интеллектуальный вектор, со способностями к подражанию, критике, мастерству и созиданию. Обучающиеся способны и к самостоятельному выполнению заданий, и к копированию действий других, и к творческому самовыражению, включая критическое мышление.
К четвертому году обучения (табл. 4) коммуникативное взаимодействие в группе меняется.
Таблица 4. Взаимосвязь способностей выполнения учебных действий и векторов психологического здоровья (4-й курс)
Способности/ векторы | Тау корреляции Кендалла | |||||||
СтВ | ПВ | ЯВ | ТВ | ДВ | ИВ | СВ | ГВ | |
Целеполагание | 0,434 | 0,41 | 0,217 | 0,308 | -0,108 | 0,103 | 0,217 | 0,777 |
Наблюдение | 0,265 | 0,651 | 0,159 | 0,05 | 0,159 | 0,05 | 0,37 | 0,583 |
Подражание | 0,053 | -0,05 | -0,159 | 0,451 | 0,159 | -0,651 | 0,582 | -0,233 |
Ученичество | 0,167 | 0,789 | 0,278 | 0,000 | 0,278 | 0,053 | 0,334 | 0,368 |
Критика | 0,217 | 0,103 | 0,108 | 0,205 | -0,217 | 0,000 | 0,000 | 0,657 |
Мастерство | 0,434 | 0,41 | 0,108 | 0,359 | -0,217 | 0,103 | 0,271 | 0,657 |
Созидание | 0,434 | 0,41 | 0,108 | 0,359 | -0,217 | 0,103 | 0,271 | 0,657 |
Студенты уже хорошо знают друг друга, возникает просоциальный ориентир (ПВ-наблюдение, ученичество). Их психологическое здоровье связано со способностями к обучению, анализу, постановке целей, взаимопомощи, совместной работе в группе (ГВ-целеполагание, критика, мастерство, созидание). Соответственно, чем меньше обучающийся копирует действия другого, тем больше он раскрывает свои интеллектуальные способности (связь ИВ-подражание – отрицательная).
Обсуждение и заключение
Пилотажное исследование показывает, что существует взаимосвязь между компонентами модели психологического здоровья будущих педагогов, процессом становления субъектности и формированием способностей выполнения учебных действий за время обучения в вузе.
На начальном этапе обучения взаимодействие в группе имеет формат «наблюдения», студенты знакомятся, присматриваются друг к другу, пробуют проявлять и раскрывать свои творческие способности. К концу обучения коммуникация в группе, совместная деятельность, творческое проявление и самовыражение выходят на первый план и становятся особенно значимыми для учащихся. В целом в результате проделанной работы гипотеза подтвердилась.
В процессе изучения феномена психологического здоровья становится очевидной многогранность данного направления. Это подтверждает множество предложенных и описанных выше критериев, уровней и направленностей психологического здоровья. Исследование позволило определить взаимосвязи некоторых компонентов модели психологического здоровья с экопсихологической моделью становления субъектности и способностями выполнения учебных действий, что дает почву для проведения дальнейшей работы в этом направлении.
Полученные результаты могут быть полезны при разработке оздоровительных программ по укреплению психологического здоровья обучающихся, а также при формировании процесса обучения и взаимодействия студентов и педагогов.
Благодарность: выражаю благодарность своему научному руководителю Александру Васильевичу Капцову за ценные советы при планировании исследования и рекомендации по оформлению статьи.
Acknowledgements: We express my gratitude to my supervisor Kaptsov Alexander Vasilyevich for valuable advice when planning research and recommendations on the design of the paper.
Об авторах
Ирина Сергеевна Филоненко
Самарский филиал ГАОУ ВО «Московский городской педагогический университет»
Автор, ответственный за переписку.
Email: Filonenko-395@mgpu.ru
SPIN-код: 9815-2997
аспирант кафедры педагогической и прикладной психологии
Аспирант
Россия, 443081, Самара, ул. Стара Загора, 76Список литературы
- Дубровина И.В. Психическое и психологическое здоровье в контексте психологической культуры личности // Вестник практической психологии образования. – 2009. – № 3. – C. 17–21.
- Хухлаева О.В. Основы психологического консультирования и психологической коррекции. – М.: Академия, 2001. – 208 с.
- Роджерс К. Становление личности. Взгляд на психотерапию – М.: ЭКСМО-Пресс, 2001. – 416 с.
- Маслоу А. Мотивация и личность / пер. с англ. А.М. Татлыбаевой. – СПб.: Евразия, 1999. – 479 с.
- Маслоу А., Мэй Р., Оллпорт Г. и др. Экзистенциальная психология. – М.: Институт общегуманитарных исследований, Инициатива, 2005. – 160 с.
- Ананьев В.А., Никифоров Г.С. Психология здоровья. – СПб.: Речь, 2006. – 384 с.
- Мясищев В.Н. Психология отношений / под ред. А.А. Бодалева. – М.: МПСИ; Воронеж: МОДЭК, 2003. – С. 17.
- Рубинштейн С.Л. Бытие и сознание. – М.: Академия наук СССР, 1957. – 332 с.
- Панов В.И. Экопсихология: парадигмальный поиск. – М.: ПИ РАО; СПб.: Нестор-История, 2014. – 304 с.
- Панов В.И., Капцов А.В., Волкова Е.С. Взаимосвязь стадий становления субъектности и когнитивно-регуляторных способностей выполнения учебных действий старшеклассников // Актуальные проблемы развития личности в условиях современных реалий: Сборник материалов III Международной научно-практической конференции. – Ереван, 2022. – С. 482–488.
- Леонтьев А.Н., Панов В.И., Марютина Т.М. Экопсихологические аспекты развития индивидуальности. – М.: Психологический институт РАО, 1997. – 147 с.
- Antonovsky A. The salutodenic model as a theory to guide health promotion. Health promotion international. 1996. Vol. 11. No. 1. Рр. 11–18.
- Петров В.Г., Злыгостева К.В. Счастье и психологическое благополучие в структуре ресурсной модели психологического здоровья // Бюллетень ВСНЦ СО РАМН. – 2015. – № 4 (104). – С. 79–83.
- Шувалов А.В. Антропологический подход к проблеме психологического здоровья // Вопросы психологии. – 2011. – № 5. – С. 3–16.
- Коломинский Я.Л., Чекель Л.В. Психологическое здоровье будущих педагогов // Психологическое здоровье в контексте развития личности: материалы 2-й Международной научно-практической конференции, Брест, 3–4 февр. 2005 г. – Брест, 2005. – С. 130–132.
- Панов В.И., Капцов А.В., Колесникова Е.И. Методика оценки стадий субъектности участников образовательного процесса // Эффективность личности, группы и организации: проблемы, достижения и перспективы: материалы Всероссийской научно-практической конференции. – М.: КРЕДО, 2017. – С. 294–296.
- Козлов А.В. Методика диагностики психологического здоровья // Перспективы науки и образования. – 2014. – № 6 (12). – С. 110–117.