Psychological adaptation of a person experiencing loneliness to the conditions of studying at a university

Cover Page


Cite item

Full Text

Abstract

The experience of loneliness is one of the most important problems of society, which has existed for many years. The feeling of loneliness experienced by students of pedagogical training fields can negatively affect the success of mastering educational material, adaptation to a new social status, as well as negatively affect the development of the teaching profession image. It is most relevant to investigate the problem of experiencing loneliness in people who, by the nature of their professional activity, are involved in constant interaction with other members of society. The aim of our research is to study the psychological characteristics of the adaptation of a person experiencing loneliness to the study conditions at a university. It is one of the urgent problems caused by the influence of the success or failure of the adaptation process on the development of students’ attitudes to study, as well as to future professional pedagogical activity. The study was conducted on the basis of the Southern Federal University. The total number of respondents who took part in the study was 290 first-year students of pedagogical specialties of full-time education. The following methods were used in the study: "Methodology for diagnosing socio-psychological adaptation" by K. Rogers and R. Diamond, "Diagnosis of experiencing loneliness" by E.E. Rogovoy, methods of mathematical data processing Correlation criterion r-Spearman. As a result of the study, data were obtained indicating that there is a statistically proven relationship between the loneliness experienced by a person and the characteristics of adaptation to the study conditions at a university. The results of the study will make it possible to determine the features of individual work with students of pedagogical areas with different levels of loneliness and to develop an individual program for the adaptation of students, depending on the loneliness actually experienced by the individual, especially in the 1st year of study.

Full Text

Введение

Социальные изменения, происходящие в настоящее время во многом, оказывают влияние на личность и ее переживания. Важность изучения проблемы психологических особенностей адаптации личности, переживающей одиночество, к условиям обучения в вузе состоит в том, что залог успеха человека в жизни во многом зависит от умения эффективно взаимодействовать с социумом, а умение личности легко и успешно адаптироваться к нормам и правилам общества является основой эффективного взаимодействия. Проблема адаптации личности к изменяющимся социальным условиям все чаще освещается в психологических исследованиях. Современное общество стремительно изменяется, и к личности благодаря непредсказуемости и неустойчивости социальных процессов предъявляется гораздо больше требований; в данной ситуации личности необходимо соответствовать социальным требованиям, а также стремиться сохранять равновесие и внутреннюю стабильность.

Обзор литературы

На современном этапе развития науки можно сделать вывод о наличии теоретических и практических наработок по проблематике исследования, но отсутствуют обобщающие работы по выявлению психологических особенностей адаптации личности, переживающей одиночество, к условиям обучения в вузе. Проблема исследования адаптации студентов в период обучения в вузе представлена следующими работами: А.С. Авдеенко, И.В. Агличева, Н.А. Богачкина – комплексное исследование особенностей личностной адаптации студентов вуза [1]; В.В. Батколина, Н.Г. Григорьева, Л.К. Гришанов, В.Д. Цуркан – особенности адаптации студентов вузов в процессе обучения [2]; S.Di. Battista, M. Pivetti, G. Melotti, C. Berti, Д.А. Данилин – системный анализ психофизической и социальной адаптации студентов [3]; Г.Е. Алексеева, С.В. Дроздов – динамика мотивационно-смысловых образов личности студентов в процессе адаптации к учебе [4]; В.П. Казначеев, G. Oliveira Silva, N. Del Angelo, H. Galdino-Junior – современные аспекты адаптации [5]; Н.Г. Колызаева – формирование адаптационных характеристик личности у студентов в начальном периоде обучения; А.М. Кураева, Т.В. Ледовская, А.А. Луну, А.А. Любякин, B. Gargallo, I. Morera, E. Garcia – психологическая поддержка студентов в период адаптации к образовательному процессу вуза [6–10]; Л.М. Волосникова, С.А. Пакулина, Б.А. Сосновский, Ren-Zhong Peng, Wei-Ping Wu – адаптивные способности студентов педагогического вуза: структура, факты, средства развития [11, 12]; И.П. Миронов, Е.В. Решетникова – психологическая адаптация и сопровождение студентов-первокурсников на начальных этапах обучения [13, 14].

В рамках работы над данным исследованием под термином «адаптация» понимаются психологические возможности и механизмы личности, позволяющие ей эффективно функционировать в условиях изменяющихся условий внешней среды.

В процессе адаптации к обучению в вузе студенты закладывают основу предстоящего профессионального развития, так как именно в данный период происходит осознание значимости выбранной профессии, конкретизация положительных и отрицательных сторон, требований, которые предъявляет профессиональная деятельность; благополучное прохождение адаптации способствует целенаправленному и личностно значимому обучению в вузе [15, 16]. Успешное прохождение процесса адаптации к обучению в вузе определяется такими критериями, как формирование траектории профессиональной эффективности в выбранной сфере деятельности, формирование здоровьесберегающей тактики будущей профессиональной деятельности, в педагогической деятельности выражающимися в формировании индивидуального педагогического стиля деятельности [17].

Основой для исследования одиночества выступили следующие работы: A.A. Артамонова, Е.В. Кудрявцева, C. So, K. Fiori, Y. Ti, J. Wei, Z. Hao – переживание одиночества как фактор развития личностного потенциала студентов-первокурсников [18–20]; В. Вейс, Z. Narita, R. Banawa, S. Zhou, J. DeVylder, A. Koyanagi, H. Oh – вопросы изучения одиночества [21]; О.Б. Долгинова, H.A. Рождественская, Е.Е. Рогова, W. Chen Lu – изучение одиночества как психологического феномена [22, 23]; А.Н. Белышева, H.A. Николаева, M.K. Nottage, N.Y.L. Oei, N. Wolters, A. Klein, C.M. Van der Heijde, P. Vonk, R.W. Wiers, J. Koelen – понимание и переживание изолированности в юношеском возрасте [24, 25]; Е.Е. Чурилова – теоретические подходы к одиночеству [26].

В статье понятие «одиночество» интерпретируется как специфическая ситуация, проявляющаяся в системе социальных, межличностных взаимоотношений и характеризующаяся изолированностью данных связей и отношений. Анализ ряда теоретических подходов и исследований позволяет нам делать заключение, что в подавляющем числе случаев возникновение и переживание одиночества на уровне межличностных отношений происходит вследствие отсутствия сформированной социальной роли, низкого уровня аттракции и аффилиации. Недостаточность развитости приведенных механизмов способствует формированию неадекватной личностной самооценки, неэффективному межличностному взаимодействию, что в результате приводит к социальной изоляции [27].

Переживание одиночества для студентов педагогических направлений может выступать личностной деформацией, которая впоследствии может стать профессиональной деструкцией. То есть переживание одиночества будущими педагогами неразрывно связано с особенностями проявления Я‑концепции и может негативно сказаться на личностной целостности и личностном развитии [28].

Целью данного исследования является изучение психологических особенностей адаптации личности, переживающей одиночество, к условиям обучения в вузе.

В соответствии с целью исследования нами были определены следующие задачи:

  • – выявить доминирующий вид переживаемого одиночества;
  • – определить социально-психологические показатели адаптации респондентов;
  • – обработать и проанализировать полученные эмпирические данные с помощью методов математико-статистической обработки.

Новизна исследования заключается в качественно новом подходе к  изучению проблем адаптации студентов во взаимосвязи с переживаемым ими одиночеством. Дальнейшая разработка данной проблематики позволит разработать программу психологической адаптации личности, переживающей одиночество, к новым социальным условиям.

Теоретическая значимость исследования заключается в следующем: предложено научное суждение о влиянии различных видов одиночества у студентов педагогических направлений на особенности протекания процесса адаптации к обучению в вузе.

Практическая значимость исследования обусловлена актуальностью вопроса организации профессионального обучения и становления будущих педагогов с различным уровнем чувства одиночества. Результаты исследования позволят определить особенности индивидуальной работы со студентами педагогических направлений с различным уровнем одиночества и разработать рекомендации для корректировки профессиональных представлений в период адаптации к обучению в вузе. Результаты исследования позволят определить особенности индивидуальной работы со студентами педагогических направлений с различным уровнем одиночества и разработать индивидуальную программу адаптации обучающихся в зависимости от актуально переживаемого личностью одиночества.

Материалы и методы

В исследовании приняли участие 290 человек (58 юношей, 232 девушки) в возрасте от 18 до 19 лет, обучающихся на 1-м курсе очной формы педагогических направлений подготовки Южного федерального университета, г. Ростов-на-Дону, РФ.

С целью выявления доминирующего вида одиночества применялась методика «Диагностики переживания одиночества» Е.Е. Роговой, которая позволяет определить вид переживаемого личностью одиночества: временное, постоянное, эмоциональное, поведенческое, когнитивное. Для диагностики показателей адаптации нами была использована «Методика диагностики социально-психологической адаптации» К. Роджерса и Р. Даймонда. Статистическая обработка проводилась с помощью корреляционного критерия rs-Спирмена.

Результаты исследования

Результаты диагностики, направленной на выявление доминирующего переживания одиночества, представлены на рис. 1.

 

Рис. 1. Распределение исследуемой выборки по актуально переживаемому виду одиночества, %

 

Анализируя полученные данные, можно сделать вывод, что у большинства студентов 1-го курса выражено временное одиночество (103 студента), которое является весьма распространенным и часто встречаемым видом одиночества и для которого характерны непродолжительные по времени приступы переживания личностью одиночества. Переживание респондентами данного вида одиночества может объясняться тем, что переход от школьного обучения к условиям обучения в вузе является значимым стрессором ввиду того, что происходит резкая смена социального окружения, структуры учебной деятельности.

Следующим видом переживания личностью одиночества по частоте выявления в данной выборке является эмоциональное одиночество (65 респондентов). Для данного вида одиночества характерным является переживание одиночества вследствие отсутствия эмоционально значимых взаимосвязей с окружающими. Полученные данные можно объяснить тем, что у студентов, принявших участие в исследовании, ввиду того, что они находятся на 1-м курсе обучения, еще не установились достаточно тесные эмоциональные связи с одногруппниками, что способствует развитию эмоционально негативного отношения к процессу обучения и предстоящей профессиональной педагогической деятельности.

Переживание поведенческого одиночества выявлено у 14,8 % (43 респондента), данный вид одиночества проявляется в повышении конфликтности с окружающими, что приводит к потере межличностных взаимосвязей. Переживание данного вида одиночества может быть обусловлено вхождением респондентов в качественно новые социальные условия взаимодействия, овладением новой социально ролью, что влечет за собой проблемы в выстраивании межличностных отношений и, как следствие, переживание потери связи с окружающими людьми.

Следующим по частоте переживания является постоянное одиночество (42 респондента). Данный вид одиночества является весьма проблематичным с точки зрения его преодоления, так как для него характерно отсутствие значимых межличностных связей на протяжении долгового времени. Подобные показатели можно объяснить тем, что студенты, переживающие постоянное одиночество, испытывают острый стресс, связанный с изменением привычных условий обучения (переход от школьного обучения к обучению в вузе).

Заключительным видом одиночества, которое было выявлено в исследуемой выборке, является когнитивное одиночество (37 респондентов). Такие результаты можно объяснить резкой сменой привычной обстановки и социального окружения.

Распределение респондентов внутри каждой группы по индивидуальным параметрам представлено в таблице.

 

Индивидуальные параметры респондентов внутри каждой группы

Переживаемое одиночество

Пол

Возраст, лет

Место проживания

Жен.

Муж.

18

19

20

Вместе с родителями

Съемная квартира

Общежитие

Поведенческое

33

10

33

9

1

23

10

10

Эмоциональное

50

15

53

10

2

29

13

23

Временное

81

22

81

18

4

25

32

46

Постоянное

36

6

37

5

0

18

12

12

Когнитивное

32

5

30

4

3

21

6

10

Всего:

232

58

234

46

10

137

69

84

 

Как показано в таблице, преобладающее количество респондентов относится к женскому полу и соответствует возрасту 18 лет. Более качественный анализ показывает, что респонденты, относящиеся к группе с преобладанием временного одиночества и относящиеся к группе риска, проживают в основном в общежитии и в съемных квартирах, и лишь 25 студентов проживают с родителями. Такое распределение также может оказывать влияние на переживание данными респондентами ярко выраженного временного одиночества, связанного с вынужденной сепарацией от родителей, переездом в другой город, отрывом от устоявшихся социальных и личностно значимых отношений. Респонденты с преобладанием эмоционального одиночества преимущество проживают вместе с родителями и в общежитии; респонденты, включенные в группу с переживанием поведенческого одиночества, в основной своей массе проживают вместе с родителями. Группа, соответствующая преобладанию постоянного одиночества, содержит в своем составе студентов, которые распределились практически равномерно по условиям проживания: 18 человек проживают вместе с родителями, по 12 студентов в съемных квартирах и в общежитиях. Заключительная группа, в которую входят респонденты с выявленным когнитивным одиночеством, преимущественно проживает вместе с родителями.

Далее нами была использована методика, позволяющая выявить социально-психологические показатели адаптации. Полученные результаты представлены на рис. 2.

 

Рис. 2. Интегральные показатели социально-психологической адаптации:

1 – адаптация; 2 – самоприятие; 3 – приятие других; 4 – эмоциональная комфортность; 5 – интернальность; 6 – стремление к доминированию; 7 – эскапизм

 

По полученным эмпирическим данным можно сделать вывод о том, что в данной выборке респондентов отмечаются высокие показатели по следующим интегральным показателям: самоприятие (80,7 %) – показатель отношения личности к себе и оценки своих действий; приятие других (71,2 %) – высокий уровень потребности личности в образовании близких межличностных связей; интернальность (70,6 %) – преобладание внутреннего локуса контроля над внешним.

Для соотнесения и выявления статистически значимых взаимосвязей между переживаемым личностью одиночеством и показателями социально-психологической адаптации нами был использован корреляционный критерий rs-Спирмена. Значимые корреляционные связи были обнаружены нами в группах респондентов, которые переживают такие виды одиночества, как постоянное, поведенческое, когнитивное. В группах респондентов с преобладанием временного и эмоционального одиночества статистически значимой взаимосвязи с интегральными показателями социально-психологической адаптации обнаружено не было. Это может быть объяснено тем, что данные виды одиночества отличаются от остальных кратковременностью и ситуативностью.

Полученные данные свидетельствуют о наличии отрицательных корреляционных связей между переживанием постоянного и поведенческого одиночества и такими показателями социально-психологической адаптации, как адаптация (-0,437 при rs=0,000, -0,373 при rs=0,000), самоприятие (-0,458 при rs=0,000, -0,460 при rs=0,000), приятие других (-0,407 при rs=0,000, -0,438 при rs=0,000), эмоциональная комфортность (-0,452 при rs=0,000, -0,378 при rs=0,000), интернальность (-0,362 при rs=0,000, -0,312 при rs=0,000), а также о положительной корреляционной связи с эскапизмом (0,228 при rs=0,000, 0,263 при rs=0,000). Переживание когнитивного одиночества отрицательно взаимосвязано с адаптацией (-0,513 при rs=0,000), самоприятием (-0,460 при rs=0,000), приятием других (-0,438 при rs=0,000), эмоциональной комфортностью (-0,517 при rs=0,000), интернальностью (-0,448 при rs=0,000), стремлением к доминированию (-0,137 при rs=0,020) и положительно – с проявлением эскапизма (0,316 при rs=0,000).

Обсуждение и заключение

Полученные в результате проведенного нами эмпирического исследования данные позволяют сделать вывод о том, что существует взаимосвязь между переживаемым личностью одиночеством и показателями социально-психологической адаптации в условиях обучения в вузе. Так, чем глубже переживается постоянное или поведенческое одиночество, тем ниже показатели внутреннего контроля, но выше стремление к избеганию проблем. Полученные данные могут быть интерпретированы тем, что данные виды одиночества оказывают достаточно негативное влияние на личность, ее поведенческие, эмоциональные и коммуникативные составляющие. Для коррекции данных видов одиночества и оказания помощи личности в адаптации к новым социальным условиям, в частности в адаптации к условиям обучения в вузе, важно оказывать психологическое сопровождение с проведением коррекционных мероприятий.

Респонденты, переживающие когнитивное одиночество, показывают низкие результаты по показателям адаптации, приятия себя и других, у них отмечается переживание эмоциональной неудовлетворенности социальными связями, внешний локус контроля преобладает над внутренним, ниже показатели стремления к лидерству, но существенно повышается стремление к эскапизму – даже в ущерб собственным интересам и ценностям.

Представленные данные свидетельствуют о том, что изучение и своевременное выявление актуального вида одиночества, переживаемого личностью на этапе обучения в вузе, подтверждает свою значимость, так как результаты исследования позволяют сделать вывод о взаимосвязи между переживаемым одиночеством и показателями социально-психологической адаптации.

В качестве выводов следует отметить возможность дальнейшей разработки методологии и инструментария оценки эффективности адаптации личности; расширение теоретических знаний о целях, содержании, технологиях и результатах профессиональной подготовки студентов. Практическая значимость рассматриваемого вопроса обусловлена актуальностью вопроса организации профессионального обучения и становления студентов в период адаптации под влиянием различных факторов. Дальнейшие разработки по данной теме позволят разработать и апробировать психологическую программу сопровождения адаптации личности, переживающей одиночество. Также становится возможным определить особенности индивидуальной работы со студентами и своевременно скорректировать переживания личности в период адаптации к обучению в вузе, обеспечив тем самым эффективный переход от процесса профессионального обучения к процессу профессионального становления и развития в выбранной сфере деятельности.

×

About the authors

Zinaida I. Berezina

Rostov State Medical University of the Health Ministry of the Russian Federation

Author for correspondence.
Email: brigak_zinaida@mail.ru
ORCID iD: 0000-0002-3787-2019
SPIN-code: 3859-3932
Scopus Author ID: 57221197149

Doc. Psych. Sci., Head of the General and Clinical Psychology Departmen

Russian Federation, 29, Nakhichevan Lane, Rostov-on-Don, 344022

Irina N. Ulybysheva

Southern Federal University

Email: iren537@yandex.ru
ORCID iD: 0000-0003-4072-5586
SPIN-code: 9837-1858
Scopus Author ID: 57351505700
ResearcherId: ABD-1404-2021

Senior Lecturer of Psychology and Pedagogy Academy

Russian Federation, 105/42, Bolshaya Sadovaya st., Rostov-on-Don, 344006

References

  1. Avdeenko A.S. Psikhologicheskaya adaptatsiya studentov vuza [Psychological adaptation of university students]. Vestnik Soveta molodykh uchrnykh i spetsialistov Chelyabinskoy oblasti. 2016. Vol. 4. No. 2 (13). Pp. 4–8. https://www.elibrary.ru/item.asp?id=26224617 (accessed May 01, 2023).
  2. Batkolina V.V. K voprosu ob adaptacii studentov k usloviyam obucheniya v universitete [On the issue of adaptation of students to the conditions of study at the university]. Tsivilizatsiya znaniy: rossiyskiye realii: Trudy 19-y Mezhdunarodnoy nauchnoy konferentsii, Moskva, 20–21 aprelya 2018 goda. Moscow: Rossiyskiy novyy universitet, 2018. https://www.elibrary.ru/item.asp?id=37325560 (accessed May 01, 2023).
  3. Di Battista S., Pivetti M., Melotti G., Berti C. Lecturer Competence from the Perspective of Undergraduate Psychology Students. A Qualitative Pilot Study. Education Sciences. 2022. Vol. 12. No. 2. https://www.researchgate.net/publication/358780287 (accessed June 21, 2023).
  4. Alekseeva G.E. Mezhdistsiplinarnyj podkhod k analizu ponyatiya sotsial’naya adaptatsiya [Interdisciplinary approach to the analysis of the concept of social adaptation]. NovaInfo.Ru. 2017. Vol. 2. No. 60. Pp. 516–524. https://www.elibrary.ru/item.asp?id=28427536 (accessed June 01, 2023).
  5. Oliveira Silva G., Del Angelo N., Galdino-Junior H. Academic performance, adaptation and mental health of nursing students: A cross-sectional study. Nurse Education in Practice. 2021. Vol. 55. Pр. 103145.
  6. Kuraeva A.M. Problema professional’noy adaptatsii studentov [The problem of professional adaptation of students]. Nauchno-metodicheskiy elektronnyy zhurnal "Kontsept". 2017. No. 32. Pp. 352–354. https://www.elibrary.ru/item.asp?id=29072950 (accessed June 01, 2023).
  7. Ledovskaya T.V. Individual’no-psikhologicheskiye osobennosti i uspeshnost’ uchebnoy deyatel’nosti studentov s organizatorskimi sposobnostyami [Individual psychological characteristics and educational success of students with organizational abilities]. Vestnik Vyatskogo gosudarstvennogo universiteta. 2020. No. 1. Pp. 138–148.
  8. Lunu A.A. Osobennosti adaptatsii pervokursnikov k sotsiokul’turnoy srede vuza [Features of adaptation of first-year students to the socio-cultural environment of the university]. Sotsial’no-kul’turnaya deyatel’nost’: vektory issledovatel’skikh i prakticheskikh perspektiv: Materialy Mezhdunarodnoy elektronnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii, Kazan’, 19–20 maya 2017 goda. Kazan: Brig Publ., 2017. https://www.elibrary.ru/item.asp?id=30020565 (accessed May 02, 2023).
  9. Lyubyakin A.A. Issledovaniye sub”yektivnogo oshchushcheniya odinochestva i adaptivnosti u studentov [Study of the subjective feeling of loneliness and adaptability among students]. Pedagogicheskoe obrazovanie v Rossii. 2018. No. 9. Pp. 101–107.
  10. Gargallo B., Morera I., Garcia E. Innovative methodology at the university. Its effects on learning processes of university students. Anales de Psicologia. 2015. Vol. 31. No. 3. Pp. 901–915. https://www.researchgate.net/publication/283025386 (accessed June 26, 2023).
  11. Volosnikova L.M. Samoorganizaciya studentov-pedagogov kak determinanta blagopoluchiya v usloviyax distancionnogo obucheniya [Self-organization of student teachers as a determinant of well-being in conditions of distance learning]. Vestnik Vyatskogo gosudarstvennogo universiteta. 2022. No. 3 (145). Pp. 148–154.
  12. Ren-Zhong Peng, Wei-Ping Wu. Measuring communication patterns students in adaptation. International Journal of Intercultural Relations. 2019. Vol. 70. Pp. 78–88.
  13. Mironov I.P. Adaptatsiya studentov vuza k uchebnomu protsessu v postkarantinnyy period obucheniya [Adaptation of university students to the educational process in the post-quarantine period of education]. Izvestiya Ural`skogo federal`nogo universiteta. Seriya 1: Problemy` obrazovaniya, nauki i kul`tury. 2022. Vol. 28. No. 2. Pp. 200–212. https://journals.urfu.ru/index.php/Izvestia1/article/view/5966 (accessed June 01, 2023).
  14. Reshetnikova E.V. Psikhologicheskiye problemy adaptatsii studentov pervogo kursa v vysshem uchebnom zavedenii (na primere instituta sotsial’nykh nauk IGU) [Psychological problems of adaptation of first-year students in a higher educational institution (on the example of the Institute of Social Sciences of ISU)]. Problemy teorii i praktiki sovremennoy psikhologii: Materialy XVII Vserossiyskoy (s mezhdunarodnym uchastiyem) nauchno-prakticheskoy konferentsii, Irkutsk, 26–27 aprelya 2018 goda. Irkutsk: Irkutskiy gosudarstvennyy universitet, 2018. Pp. 215–218. https://www.elibrary.ru/item.asp?edn=hetnri (accessed June 21, 2023).
  15. Rol’ lichnostno-oriyentirovannogo podkhoda v obrazovanii v stanovlenii budushchego spetsialista [The role of a student-centered approach in education in the development of a future specialist]. Sbornik statey po materialam nauchno-tekhnicheskoy konferentsii Instituta tekhnologicheskikh mashin i transporta lesa po itogam nauchno-issledovatel’skikh rabot 2018 goda, Sankt-Peterburg, 30 yanvarya – 06 fevralya 2019 goda / otv. red. V.A. Sokolova. Saint Petersburg: Sankt-Peterburgskiy gosudarstvennyy lesotekhnicheskiy universitet imeni S.M. Kirova, 2019. https://www.elibrary.ru/item.asp?edn=lpebwk (accessed June 21, 2023).
  16. Khripunova O.G., Luneva E.V., Bobkova N.D., Bryzgalova O.N. Formirovaniye professional’no-tsennostnykh oriyentatsiy studentov [Formation of professional value orientations of students]. Alma Mater (Vestnik vysshey shkoly). 2020. No. 8. Pp. 38–42. https://almavest.ru/ru/archive/3264/4769 (accessed June 21, 2023).
  17. Ulybysheva I.N. Dinamika adaptacii studentov k obrazovatel`noj srede vuza [Dynamics of students' adaptation to the educational environment of the university]. Lichnost’ v kul’ture i obrazovanii: psikhologicheskoye soprovozhdeniye, razvitiye, sotsializatsiya: materialy Mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii. 2022. No. 10. Pp. 81–86. https://www.elibrary.ru/item.asp?id=50284763 (accessed June 21, 2023).
  18. Kudryavceva E.V. Psikhologo-akmeologicheskaya programma preodoleniya destruktivnogo otchuzhdeniya v yunosheskom vozraste [Psychological and acmeological program for overcoming destructive alienation in adolescence]. Vestnik Tambovskogo universiteta. Seriya: Gumanitarnyye nauki. 2011. No. 10 (102). Pp. 134–140. https://www.elibrary.ru/item.asp?id=17009351 (accessed May 21, 2023).
  19. So C., Fiori K. Attachment anxiety and loneliness during the first-year of college: Self-esteem and social support as mediators, Personality and Individual, Differences. 2022. Vol. 187. Pp. 111405. https://www.sciencegate.app/document/10.1016/j.paid.2021.111405 (accessed June 21, 2023).
  20. Ti Y., Wei J., Hao Z. The longitudinal association between loneliness and self-esteem among Chinese college freshmen. Personality and Individual Differences. 2022. Vol. 193.
  21. Naritaa Z., Banawab R., Zhouc S., DeVylderd J., Koyanagief А., Oh H. Loneliness and psychotic experiences among US university students: Findings from the Healthy Minds Study. Psychiatry Research. 2022. Vol. 308. Pp. 114362.
  22. Malysheva C.B., Rozhdestvenskaya H.A. Osobennosti chuvstva odinochestva u podrostkov [Peculiarities of feelings of loneliness in adolescents]. Vestnik MGU. Seriya 14. Psikhologiya. 2001. No. 3. Pp. 63–68.
  23. Chen Lu W. Future work-self salience and proactive career behavior among college student in Taiwan: A career construction model of adaptation, Journal of Hospitality, Leisure, Sport & Tourism Education. 2020. Vol. 27. Pp. 100259. https://www.researchgate.net/publication/343698670 (accessed June 21, 2023).
  24. Belysheva A.N. Osobennosti tsennostno-smyslovoy sfery sub”yektivno-odinokikh studentov [Features of the value-semantic sphere of subjectively lonely students]. Nizhegorodskiy psikhologicheskiy al’manakh. 2022. No. 2. Pp. 98–106. https://www.elibrary.ru/item.asp?id=50173720 (accessed June 21, 2023).
  25. Nottage M.K., Oei N.Y.L., Wolters N., Klein A., Van der Heijde C.M., Vonk P., Wiers R.W., Koelen J. Loneliness mediates the association between insecure attachment and mental health among university students. Personality and Individual. 2022. Vol. 185. Pp. 111233. https://www.semanticscholar.org/paper/Loneliness-mediates-the-association-between-and-Nottage-Oei/ 3ec338392ec7f06e64050cf3099a879c15c22e37 (accessed June 28, 2023).
  26. Churilova E.E. Fenomen odinochestva v filosofii i psikhologii [The phenomenon of loneliness in philosophy and psychology]. Vestnik Vyatskogo gosudarstvennogo universiteta. 2020. No. 1. Pp. 114–129.
  27. Ryzhakova E.V. Problema odinochestva sovremennoj studencheskoj molodezhi [The problem of loneliness of modern student youth]. Nizhegorodskiy psikhologicheskiy al’manakh. 2018. No. 1. http://psykaf417.esrae.ru/pdf/2018/1/150.pdf (accessed June 21, 2023).
  28. Ulybysheva I.N. Osobennosti izucheniya odinochestva u budushchikh pedagogov [Features of the study of loneliness in future teachers]. Internet-zhurnal "Mir nauki". 2019. No. 6. https://www.elibrary.ru/item.asp?id=4259648 (accessed June 21, 2023).

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML
2. Fig.1.

Download (44KB)
3. Fig.2.

Download (41KB)

Copyright (c) 2023 Berezina Z.I., Ulybysheva I.N.

Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License.

This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies