Psychological and pedagogical prevention of teachers ' emotional burnout


Cite item

Abstract

The paper presents an analysis of the phenomenon of teachers emotional burnout. The relevance of the study is noted in connection with a large number of stressful factors in the professional activity of teachers. The symptoms of emotional burnout are considered. The reasons and factors that influence the formation and development of emotional burnout are highlighted. The emergence and development of emotional burnout is individual and depends on both external conditions and internal characteristics of the teacher's personality. The result of emotional burnout is deformation, when the protective mechanisms do not cope and the process of destruction of the personality is started.The content of psychological and pedagogical prevention of emotional burnout of teachers is determined. The main goals of psychological and pedagogical prevention of emotional burnout of teachers are following: awareness and understanding of professional motivation, development of positive self-attitude, increase of autopsychological competence, regulation of emotional state through understanding and acceptance of the entire repertoire of their own emotions, actualization of the value of their own physical and psychological health, development of effective communication skills, improvement of the psychological climate in the team.The results of the study of the dynamics of manifestations of emotional burnout during the implementation of a cycle of classes on psychological and pedagogical prevention of emotional burnout of teachers are presented. The content of the classes was aimed at updating the value of physical and mental health, increased levels of autopsychological competence of teachers, the development of positive self, learning of self-regulation of emotional state through the understanding and acceptance of the entire repertoire of own emotions, development of effective communication skills, improvement of the psychological climate in the team. Based on the results of repeated diagnostics, the conclusion is made about the effectiveness of the conducted cycle of classes, which can be used in the practice of teachers-psychologists of any educational institutions.

Full Text

Введение Современная система образования находится в состоянии постоянного рефор- мирования. Каждое новое поколение федеральных образовательных стандартов предъявляет все более высокие требования к профессиональным и личностным ка- чествам педагогов, что является дополнительным источником напряженности в дея- тельности преподавателей всех уровней. При невозможности совладания с профес- сиональными стрессорами у педагогов возникает эмоциональное выгорание как один из способов психологической защиты, который проявляется в физическом и эмоциональном истощении [1, с. 368]. Сложность природы и разрушительность влияния эмоционального выгорания не только на личность педагога, но и на образовательный процесс в целом обуславливает интерес к нему многих исследователей. Ведущие отечественные психологи, занимаю- щиеся изучением эмоционального выгорания педагогов: В.В. Бойко, Н.Е. Водопьянова, Э.Ф. Зеер, Л.М. Митина, Н.С. Пряжников, А.А. Реан, Е.С. Старченкова, Э.Э. Сыманюк, Т.И. Ронгинская, Т.В. Форманюк, О.В. Хухлаева. Интерес к заявленной теме проявляют и практики-педагоги, и психологи образовательных учреждений всех уровней: Т.Г. Глу- хова [2, с. 23-25], Е.Н. Нецветайлова [3, с. 21-27], Д.Г. Сайбуллаева [1, с. 368-371], И.М. Слободчиков [4, с. 9-63], Н.А. Соловова [5, с. 60-69], А.Г. Тулегенова [6, с. 93- 102], Т.Н. Шевцова [7, с. 477-482], Е.В. Юрченко [8, с. 136-141]. 1. Обзор литературы В изучении проблемы эмоционального выгорания педагогов в науке выделяется несколько подходов. Рассматриваемый феномен описывается несколькими синони- мичными терминами: В.В. Бойко пишет об «эмоциональном выгорании»; Е.И. Ло- зинская трактует его как «эмоциональное перегорание»; Т.И. Ронгинская называет «профессиональное выгорание»; Т.В. Форманюк использует понятие «эмоциональ- ное сгорание»; Н.Е. Водопьянова - «психическое выгорание», что вытекает из раз- личных переводов английского слова burnout. Несмотря на то, что речь идет об од- ном и том же явлении, имеются некоторые смысловые отличия. М.А. Черкасова счи- тает, что эмоциональный компонент полностью не отражает сути явления, а термин «психическое выгорание» можно отнести к слишком обширной группе психических состояний, и наиболее точным считает «профессиональное выгорание», так как опи- сываемый феномен встречается исключительно в профессиональной сфере [9, с. 55]. И зарубежные, и отечественные специалисты сходятся во мнении, что последствия эмоционального выгорания затрагивают не только профессиональную, но и другие сферы бытия человека, представляя собой его экзистенциальные последствия. В на- стоящее время синдром эмоционального выгорания внесен в международную клас- сификацию болезней МКБ-10 под кодом Z73 (проблемы, связанные с трудностями управления своей жизнью), то есть признан проблемой, требующей медицинского вмешательства [10, с. 377]. В рамках нашего исследования мы рассматривали эмоциональное выгорание как способ психологической защиты при воздействии профессиональных стрессоров, про- являющийся снижением энергетики эмоций и оказывающий негативное влияние на личность педагога, то есть опирались на определение, данное В.В. Бойко [11, с. 87]. Все симптомы эмоционального выгорания можно разделить на пять групп: Поведенческие: импульсивность, навязчивое желание сделать перерыв. Физические: усталость, бессонница, общая вялость, утомляемость. Эмоциональные: подавленность, чувство вины, отсутствие ярких эмоций, безразличие, возможны истеричность и депрессия. Интеллектуальные: чувство скуки, отсутствие желания развиваться, выпол- нять поставленные задачи. Социальные: снижение социальной активности, избегание контактов, ощу- щение изолированности [12, с. 81]. Для профилактики эмоционального выгорания педагогов должны быть подоб- раны средства, адекватные проявлениям симптомов из всех названных групп. Анализируя причины, влияющие на возникновение и развитие эмоционального выгорания у педагогов, выделяют следующие группы факторов: личностные - индивидуально-психологические особенности личности, такие как эмпатичность, увлеченность, агрессивность, экстернальность/интернальность локуса контроля, акцентуации, выбор стратегий преодолевающего поведения; ролевые - конфликтогенность и неопределенность профессиональных ролей, социальное сравнение, отсутствие социальной поддержки; организационные - временная, содержательная и оценочная неопределен- ность, кадровая политика, характер отношений с администрацией; экзистенциальные - отсутствие ощущения собственной ценности и соответст- венно невозможность признать ценность другого, чувство социальной незащищен- ности и переживание социальной несправедливости; мотивационные - преобладание внешних мотивов профессиональной деятель- ности над внутренними, неудовлетворенность работой, отсутствие возможности реализации карьерных устремлений, низкий уровень оплаты труда, неоправданные ожидания от профессиональной деятельности [13, с. 52]. Н.С. Пряжниковым были выделены дополнительные факторы, способствующие эмоциональному выгоранию и относящиеся исключительно к педагогической дея- тельности: обилие показательных мероприятий, безответственность, лень и низкая культура обучающихся, отсутствие материально-технического обеспечения, систе- матическая резкая смена деятельности (необходимость заменять отсутствующих коллег и неожиданные задания руководства), конфликты педагогов с родителями и обучающихся друг с другом [14, с. 90]. Наряду с перечисленными факторами Т.С. Шевцова и Н.Н. Коровушкина отме- чают также наличие в современной школе детей с ограниченными возможностями здоровья, взаимодействие с которыми приводит к высокой эмоциональной напря- женности педагогов из-за рассогласованности между ожиданиями и реальными об- разовательными результатами таких обучающихся [7, с. 478]. Анализ научных публикаций показал, что несмотря на значительный исследова- тельский интерес к теме эмоционального выгорания профилактическое ее направле- ние освещено не так широко. Тем не менее грамотно выстроенная психолого- педагогическая профилактика может не только приостановить начавшийся процесс выгорания, но и предотвратить его возникновение, сохранив психологическое и фи- зическое здоровье педагога и результативность его работы. Определение путей психолого-педагогической профилактики эмоционального выгорания педагогов основано на анализе причин, вызывающих данный феномен. Можно выделить две крупные группы факторов, вызывающих эмоциональное выго- рание педагогов, на которые следует воздействовать с целью профилактики: социально-психологические (психофизиологические, личностные особенно- сти, характер взаимоотношений с обучающимися, родителями, коллегами, админи- страцией); организационные (материально-технические условия, содержание работы, временные рамки) [15, с. 53]. В соответствии с перечисленными факторами следует организовать работу в двух направлениях, с одной стороны - психолого-педагогическая профилактика в сфере личностных свойств и межличностных отношений педагогов, с другой - оп- тимизация условий труда. Если первое направление подвластно педагогу-психологу, то второе целиком и полностью находится в ведении администрации и профсоюзных организаций, по этой причине в рамках нашего исследования мы сосредоточили свое внимание на тех аспектах, которые доступны влиянию педагога-психолога. Многие авторы видят психолого-педагогическую профилактику эмоционального выгорания педагогов в качестве приоритетного направления деятельности педагога- психолога образовательного учреждения, так как влияние эмоционального состоя- ния педагога распространяется и на его личность, и на обучающихся, и на образова- тельный процесс в целом [16, с. 3; 17, с. 46]. Основной мерой преодоления эмоцио- нального выгорания является комплексность и систематичность его профилактики, охват всех доступных направлений: психологического просвещения, диагностики, коррекции. Традиционно первичная профилактика включает мероприятия по преду- преждению возникновения эмоционального выгорания, определение «группы рис- ка». Вторичная профилактика направлена на предотвращение неблагоприятной ди- намики, облегчение течения и благополучный выход у тех педагогов, у которых эмоциональное выгорание уже выявлено. Для педагогов с высокой степенью эмо- ционального выгорания необходимы мероприятия третичной профилактики, смяг- чающие неблагоприятные последствия и предупреждающие рецидивы. Результативной, по мнению многих исследователей, является организация регу- лярной групповой работы [3; 4; 8; 18; 19; 20]. Основными мишенями психолого- педагогической профилактики эмоционального выгорания педагогов представляют- ся: осознание и осмысление профессиональной мотивации, развитие позитивного самоотношения, повышение аутопсихологической компетентности, регуляция эмо- ционального состояния через понимание и принятие всего репертуара собственных эмоций, актуализация ценности собственного физического и психологического здо- ровья, развитие навыков эффективной коммуникации, улучшение психологического климата в коллективе. Материалы и методы исследования Настоящее исследование проводилось на базе средней общеобразовательной школы № 10 г. о. Кинель Самарской области. Методы исследования: теоретические - анализ и обобщение научных публика- ций по исследуемой проблеме; эмпирические - «Опросник эмоционального выгорания» (В.В. Бойко) [11, с. 98]; «Мотивация профессиональной деятельности» (К. Зам- фир, в модификации А.А. Реана); «Удовлетворенность избранной профессией» (А.А. Реан, модифицированный вариант методик В.А. Ядова, Н.В. Кузьминой); «Мотивация успеха и боязнь неудачи» (опросник А.А. Реана); методика диагностики самоотношения «Кто Я?» (модификация М. Куна) [5, с. 103-141]; методы количест- венной и качественной обработки результатов. Выборку исследования составили 20 педагогов, 10 - в экспериментальной и 10 - в контрольной группах. Все участники - женщины в возрасте от 23 до 63 лет, педа- гогический стаж варьируется от 2 до 46 лет. Результаты исследования Для решения поставленных в исследовании задач было проведено психодиагно- стическое исследование профессионально-личностных характеристик и показателей 20 испытуемых педагогов. Участие в эксперименте осуществлялось на основе доб- ровольного информированного согласия. Диагностика осуществлялась с помощью взаимодополняющих методик, позво- ляющих выявить факторы, влияющие на возникновение эмоционального выгорания. Полученные данные позволили составить представление об уровне развития синдрома эмоционального выгорания и определить направления психолого- педагогической работы по его профилактике. Результаты констатирующего этапа показали, что большая часть респондентов находится в той или иной фазе эмоцио- нального выгорания. Исходя из результатов, полученных в ходе теоретического ана- лиза научных публикаций и проведенного констатирующего эксперимента, состав- лен и реализован цикл занятий по психолого-педагогической профилактике эмоцио- нального выгорания педагогов. Основной целью занятий являлось создание комплекса условий для сохранения и укрепления психологического здоровья, формирования и развития аутопсихологи- ческой компетентности, способствующей регуляции эмоционального состояния пе- дагогов и являющейся основой психолого-педагогической профилактики эмоцио- нального выгорания. Задачи проведенных занятий: Информирование о синдроме эмоционального выгорания и способах его про- филактики. Улучшение психологического климата через создание условий для открытого, доверительного общения участников. Развитие позитивного самоотношения. Создание условий для осмысления и осознания профессиональной мотивации. Повышение аутопсихологической компетентности педагогов. Укрепление профессиональной и личностной самооценки. Развитие навыков эффективной коммуникации через освоение техники «я- сообщений» и безоценочных высказываний. Формы организации занятий: интерактивная беседа, социально- психологический тренинг, балинтовская группа. Все занятия проводились в кругу для того, чтобы каждый говорящий видел лица всех участников. Весь цикл занятий состоял из трех блоков: информационный, адаптационный, практический. Информационный блок Цель: информирование педагогов об особенностях формирования, развития и протекания синдрома эмоционального выгорания. Основная задача ведущего - соз- дание атмосферы принятия и понимания, исключение обвинительных интонаций. Таким образом, задавалась тональность поддержки педагога в дружественной ему среде не с целью «разобраться» и «устранить неполадки», а с целью знакомства с собой и разрешения себе «быть не всегда правильным». Адаптационный блок Цель: создание условий для осознания и принятия педагогами собственного перфекционизма, то есть боязни совершать ошибки. Основная задача ведущего со- стояла в соблюдении участниками принятых правил, перенаправлении обсуждений в сторону чувств, испытываемых участниками, уходе от оценочных суждений, форми- ровании атмосферы принятия, поддержки, эмоциональной безопасности, где не страшно проявлять любые личностные качества. Практический блок Цель: формирование аутопсихологической компетентности педагогов. Основной задачей ведущего на данном этапе являлось создание условий для осознания педаго- гами собственной ценности для себя и других, получения эмоциональной поддержки со стороны группы, закрепление и развитие навыков эффективной коммуникации, эмоциональной саморегуляции, умения оказывать и принимать поддержку, прояв- лять себя в группе, говорить о своих чувствах, принимать свои и чужие чувства. В конце каждого занятия проводилась рефлексия, то есть обсуждение чувств и мыс- лей, возникших в его процессе, формулирование своего отношения к происходящему. По завершении формирующего эксперимента была проведена повторная диаг- ностика. Сравнение показателей первичной и повторной диагностики в обеих груп- пах испытуемых приведено в таблице. Результаты первичной и повторной диагностики экспериментальной и контрольной групп, % Изучаемые показатели Экспериментальная группа Контрольная группа Первичная диагностика Повторная диагностика Первичная диагностика Повторная диагностика Фаза напряжения Фаза резистенции Фаза истощения «Опросник эмоционального выгорания В.В. Бойко» Не сформирован 70 70 30 20 В стадии формирования 10 30 50 50 Сформирован 20 0 20 30 Не сформирован 30 50 0 0 В стадии формирования 50 50 40 50 Сформирован 20 0 60 50 Не сформирован 80 90 50 30 В стадии формирования 20 10 40 50 Сформирован 0 0 10 20 Изучаемые показатели Экспериментальная группа Окончание таблицы Контрольная группа Первичная диагностика Повторная диагностика Первичная диагностика Повторная диагностика «Мотивация профессиональной деятельности» (К. Замфир, в модификации А.А. Реана) Оптимальный мотивационный комплекс 30 60 30 30 Неоптимальный мотивационный комплекс 70 40 70 70 «Удовлетворенность избранной профессией» (А.А. Реан: модифицированный вариант методик В.А. Ядова, Н.В. Кузьминой) Низкий ИУ 0 0 0 0 ИУ ниже среднего 10 0 20 20 Средний ИУ 20 20 0 0 ИУ выше среднего 40 50 30 40 Высокий ИУ 30 30 50 40 «Мотивация успеха и боязнь неудачи» (опросник А.А. Реана) Мотивация на н еудачу 0 0 20 10 Мотивационны выражен й комплекс неярко 20 10 50 60 Мотивация на у спех 80 90 30 30 Методика диагностики самоотПолярность Позитивная ношения «Кто60 Я?» (модификация методики80 40 М. Куна)40 высказываний Нейтральная 40 20 60 50 Негативная 0 0 0 10 Обсуждение и заключение Результаты повторной диагностики показали, что в экспериментальной группе положительная динамика прослеживается в показателях несформированности фазы резистенции и истощения: у 50 и 90 % испытуемых против 30 и 80 %; в стадии фор- мирования фазы истощения: 10 против 20 %; сформированности фаз напряжения и резистенции: 0 и 0 % против 20 и 20 %. Присутствует и отрицательная динамика - в стадии формирования напряжения показатели выросли с 10 до 30 %. В контрольной группе преобладает отрицательная динамика. Так, в стадии не- сформированности фаз напряжения и истощения показатели понизились с 30 и 50 % до 20 и 30 % испытуемых; по стадии формирования фаз резистенции и истощения показатели повысились с 40 и 40 % испытуемых до 50 и 50 %; по стадиям сформи- рованности фаз напряжения, резистенции и истощения повысились с 20 и 10 % до 30 и 20 % испытуемых. Также присутствует и положительная динамика: в стадии сформированности фазы резистентности показатели снизились с 60 % испытуемых до 50 %. Сравнив полученные результаты в экспериментальной и контрольной груп- пах, мы видим, что в экспериментальной доминирует положительная динамика, в контрольной - отрицательная. Этот факт может объясняться высокой насыщенно- стью рабочих будней осенних месяцев, на которые традиционно приходится макси- мальное количество отчетов и мероприятий, а также адаптацией и педагогов, и детей к меняющимся требованиям (в этом учебном году школа поменяла систему оцени- вания и полностью перешла на использование электронного журнала и дневников). По методике «Мотивация профессиональной деятельности» в экспериментальной группе показатели выбора оптимального мотивационного комплекса выросли с 30 % испытуемых до 60 %, соответственно показатели неоптимального мотивационного ком- плекса снизились с 70 до 40 %. Показатели контрольной группы не изменились. Сравнивая результаты первичной и повторной диагностики по методике «Удов- летворенность избранной профессией», видим, что показатели индекса удовлетво- ренности ниже среднего уровня снизились с 10 до 0 %, показатели удовлетворенно- сти выше среднего уровня повысились с 40 % испытуемых до 50 %. В контрольной группе также присутствует определенная динамика, показатели индекса удовлетво- ренности выше среднего уровня повысились с 30 до 40 %, показатели высокого уровня удовлетворенности снизились с 50 до 40 %, что нельзя однозначно тракто- вать как отрицательную динамику, скорее как ситуативные изменения. По методике «Мотивация успеха и боязнь неудачи» согласно полученным ре- зультатам и в экспериментальной, и в контрольной группах присутствует положи- тельная динамика. В экспериментальной группе по показателю мотивации на успех рост составил с 80 % испытуемых до 90 %, в контрольной группе за счет уменьше- ния показателя мотивации на неудачу с 20 до 10 % прослеживается рост показателя неопределенного полюса мотивации с 50 % испытуемых до 60 %. Показатели позитивности самоотношения в экспериментальной группе выросли с 60 % испытуемых до 80 %. В контрольной группе наблюдается снижение показа- телей нейтрального полюса самоотношения с 60 до 50 % за счет прироста в показа- телях негативной направленности с 0 до 10 %. Таким образом, сравнительный анализ динамики показателей эксперименталь- ной и контрольной групп позволяет сделать вывод о результативности проведенного цикла занятий по психолого-педагогической профилактике эмоционального выгора- ния педагогов. Данный цикл занятий может использоваться в практике педагогов- психологов любых образовательных учреждений, что является обоснованием его практической значимости. Изучение предложенных средств психолого-педагогической профилактики эмо- ционального выгорания педагогов может быть включено в содержание профессио- нального образования будущих педагогов.
×

About the authors

Аnastasiya V. Dolgopolova

Samara National Research University

Email: avdolgopolova@mail.ru
Cand. Ped. Sci., Associate Professor of Pedagogy Department. 34, Moskovskoe shosse, Samara, 443086, Russian Federation

Anastasiya M. Manukhina

Samara National Research University

Email: manana063@yandex.ru
Master Student of Pedagogy Department. 34, Moskovskoe shosse, Samara, 443086, Russian Federation

References

  1. Сайбулаева Д.Г., Кагирова П.М. Особенности проявления синдрома «эмоционального выгорания» педагогов // Мир науки, культуры, образования. - 2018. - № 3 (70). - С. 368- 371 [Электронный ресурс]. - URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=35330402 (дата обращения: 20.05.2020).
  2. Глухова Т.Г., Солнцева Н.В. Актуализация восприятия педагогами психологического здоровья как приоритетной ценности // Образование и психологическое здоровье: сборник материалов научно-практической конференции 9-10 ноября 2016 г. - Самара: Региональный социопсихологический центр, 2016. - С. 23-25 [Электронный ресурс]. - URL: http://rspc-samara.ru/function/rediz/obrpsyh/docs/2016/sbornik.pdf (дата обращения: 21.05.2020).
  3. Нецветайлова Е.Н. Тренинговые технологии в профилактике эмоционального выгорания педагога (акмеологический подход) // Наука и образование: новое время. НО ЧУ ДПО «Экспертно-методический центр». - Чебоксары, 2014. - № 1 (1). - С. 21-27 [Электронный ресурс]. - URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=22678023 (дата обращения: 27.04.2020).
  4. Удовик С.В., Молокоедов А.В., Слободчиков И.М. Эмоциональное выгорание в профессиональной деятельности. - М.: Левъ, 2018. - 160 с.
  5. Соловова Н.А. Здоровье педагога: теория, диагностика, тренинг, рекомендации: учеб.- метод. пособие. - Самара: АСГАРД, 2016. - 147 с.
  6. Тулегенова А.Г. К вопросу исследования феномена эмоционального выгорания как проблемы профессиональной деятельности педагога // Ученые записки СПбГИПСР. - 2014.- Вып. 1. - Т. 21. - С. 93-102 [Электронный ресурс]. - URL: https://psyjournals.ru/ scientific_notes/2014/n1/71086.shtml (дата обращения: 20.05.2020).
  7. Шевцова Т.Н., Коровушкина Н.Н. Синдром эмоционального выгорания у педагогов, работающих с детьми с ограниченными возможностями здоровья // Проблемы современного педагогического образования. - 2018. - № 4 (59). - С. 477-482 [Электронный ресурс]. - URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=35130415 (дата обращения: 23.05.2020).
  8. Юрченко Е.В. Возможности балинтовской группы в преодолении профессиональной деформации учителя // Развитие современного образования: теория, методика и практика. - Чебоксары, 2015. - № 2. - С. 136-141 [Электронный ресурс]. - URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=24930911 (дата обращения: 23.05.2020).
  9. Черкасова М.А. Теоретические подходы к выявлению сущности понятия «профессиональное выгорание» // Пенитенциарная наука. - 2011. - Т. 15. - С. 54-56 [Электронный ресурс]. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/14705744 (дата обращения: 29.05.2020).
  10. Великанова Л.П., Костина Л.А., Потапова Н.В. Диагностика и профилактика синдрома эмоционального выгорания на ранних этапах формирования // Современные проблемы науки и образования. - 2014. - № 2. - С. 377-386 [Электронный ресурс]. - URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=21471374 (дата обращения: 29.05.2020).
  11. Бойко В.В. Энергия эмоций в общении: взгляд на себя и на других. - М.: Филинъ, 1996. - 336 с.
  12. Кильпа Е.А. Эмоциональное выгорание педагогов // Дискурс. - 2017. - № 11 (13). - С. 78-83 [Электронный ресурс]. - URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=30575912 (дата обращения: 29.05.2020).
  13. Водопьянова Н.Е., Старченкова Е.С. Синдром выгорания: диагностика и профилактика.- СПб.: Питер, 2008. - 258 с.
  14. Пряжников Н.С., Ожогова Е.Г. Стратегии преодоления синдрома «эмоционального выгорания» в работе педагога // Психологическая наука и образование. - 2008. - № 2. - С. 87-95 [Электронный ресурс]. - URL: https://psyjournals.ru/files/8445/psyedu_ n2_2008_Pryajnikov_Ojogova.pdf (дата обращения: 28.05.2020).
  15. PV De Silva, Hewage SG., Fonseka P. Burnout: en emerging occupation health problem. Galle Medical Journal. Vol. 14. No. 1. September 2009. Pр. 52-55. doi: 10.4038/gmj.v14i1.1175.
  16. Хухлаева О.В. Эмоциональное выгорание учителей // Школьный психолог. - 2006. - № 4 [Электронный ресурс]. - URL: https://psy.1sept.ru/article.php?ID=200600411 (дата обращения: 28.05.2020).
  17. Мелетичев В.В., Шингаев С.М. Мотивация профессиональной деятельности и профессиональное выгорание педагогов: теория, диагностика, взаимосвязь, профилактика: монография. - СПб.: СПб АППО, 2014. - 100 с. [Электронный ресурс]. - URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=23158177 (дата обращения: 28.05.2020).
  18. Солодкова Т.И. Тренинг развития эмоционального интеллекта как психологическое средство профилактики и коррекции синдрома «выгорания» // Психопедагогика в правоохранительных органах. - 2011. - № 2 (45). - С. 55-57 [Электронный ресурс]. - URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=16921260 (дата обращения: 28.05.2020).
  19. Манухина А.М. Психолого-педагогическая профилактика эмоционального выгорания педагогов // XXI веку - здоровое поколение: сборник трудов XVII региональной научно-практической конференции / Под науч. ред. В.А. Пылева, Л.Ю. Панариной, Н.М. Манаховой. - Самара: СИПКРО, 2019. - С. 81-84.
  20. Красненкова С.А., Гридяева Л.Н. Социально-психологические аспекты синдрома эмоционального выгорания психологов разных профессиональных сфер деятельности // Прикладная юридическая психология. - 2017. - № 3. - С. 60-64 [Электронный ресурс]. - URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=30487023 (дата обращения: 28.05.2020).

Copyright (c) 2020 Dolgopolova А.V., Manukhina A.M.

Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License.

This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies