The role of visualization in learning a foreign language


Cite item

Abstract

In the article, the necessity to introduce visual aids to improve the effectiveness of the learning process is actualized. It is noted that the correct use of visualization is a means of gaining knowledge and makes it easier to remember the material. A number of modern methods of teaching a foreign language are distinguished and a description of possibilities of various visual aids is given in detail. The authors come to the conclusion that it is expedient to use visualization in the educational process, the effectiveness of which is confirmed by the growing cognitive activity of students, the possibility of individualizing the learning process, raising the level of positive motivation of future specialists.

Full Text

Введение Жизнь человека непрерывно находится под влиянием зрительных обра- зов: мы воспринимаем наш мир сквозь призму зрительных образов, именно зрительное восприятие воздействует на наш мозг и определяет наше восприя- тие мира. Сегодня использование визуализации является одним из самых популяр- ных и эффективных методов обучения, и прежде всего из-за широкого спек- тра визуальных средств. Кроме того, применение этого метода является эф- фективным для любой целевой аудитории независимо от уровня владения языком. Преследуя такие важные задачи в обучении иностранному языку, как сопровождение текста посредством визуального представления, разъяснение сложных языковых структур и облегчение процесса понимания, этот метод, упрощая коммуникацию, стимулирует мотивацию и интерес учащихся. Поэтому целью данного исследования является выявление преимуществ и сложностей использования принципа наглядности, изучение его эффектив- ности, а также переосмысление принципа наглядности в условиях современного мира. Особое внимание в статье уделяется практической направленно- сти исследования, т. к. именно применение данного принципа имеет практи- ческую ценность. Обзор литературы Впервые о принципе наглядности в обучении заговорил великий чешский педагог Я.А. Коменский, который еще в XVII в. выпустил первую энцикло- педию с картинками. Использованные им иллюстрации должны были облег- чить восприятие и способствовать пониманию содержимого энциклопедии. Он предлагал опираться в обучении на «чувственный опыт ребенка» путем внедрения рисунков, иллюстраций, таблиц в учебный материал [5, с. 48]. В дальнейшем о необходимости внедрения принципа наглядности в обучение говорили И.Т. Песталоцци, К.Д. Ушинский и другие педагоги [6]. Проблема использования наглядности при обучении, в том числе иностранному языку, остается актуальной до сих пор. Наглядные средства не следует просто приравнивать к изображениям. Это средства, которые транслируют информацию, получаемую человеческим глазом и передаваемую в мозг, это визуальное представление сообщения, ко- торое нужно уяснить [12]. Наглядные средства могут быть представлены от- дельными картинками, иллюстрациями, таблицами, плакатами, флипчартами, фотографиями, слайдами и др. Использование визуальных средств обучения на занятиях по иностранному языку значительно упрощает восприятие ино- язычной речи и позволяет добиться более высоких результатов обучения. Научно-технический прогресс, несомненно, оказал большое влияние на раз- витие методики преподавания иностранного языка, расширив, в том числе, и возможности использования наглядных средств, выдвинув их в последнее время на передний план. Материалы и методы В основе методологии настоящего исследования лежит анализ и обобще- ние результатов научных исследований ведущих российских и зарубежных ученых, в которых отражаются идеи актуальных на данный момент подходов к обучению с использованием визуализации. Кроме того, мы представим не- которые применяемые нами средства наглядности. Одним из первых, но актуальных и по сей день наглядных средств обуче- ния, несомненно, является доска. Эволюция от меловой доски, сделанной из аспидного сланца, до интерактивной свидетельствует о том, что доска бы- ла и остается самым популярным средством визуализации. Ее популярность объясняется большим количеством преимуществ - это простое и удобное в использовании средство наглядности, оно всегда готово к использованию; ошибки могут быть немедленно устранены, могут быть добавлены необходи- мые пояснения. Любой тип доски (от маркерной до сенсорной) можно ис- пользовать на любом этапе обучения и в любой группе обучения. Доска нуж- на не только для иллюстрации и запоминания информации, она также подхо- дит для поэтапного введения информации с установлением причинно- следственных связей, выделения главного, подведения итогов. При этом таб- личные изображения помогают иллюстрировать учебный материал, способ- ствуют структурированию и пояснению. Хорошая таблица часто более зна- чима, чем любое объяснение. Информация на занятии может быть представ- лена на доске самыми разными способами: от текста с подчеркиванием или выделениями до диаграммы. Другим преимуществом доски является ее ди- намичность. В отличие от работы с готовым рисунком учащиеся сами участ- вуют в процессе создания учебного материала, отслеживая каждый этап. Они могут наблюдать все необходимые шаги, а любые ошибки могут быть немед- ленно исправлены. Доска отображает все процессы обучения и работы в те- чение урока. Учитель может запечатлеть важные ключевые слова или слова с трудным правописанием. Учащиеся могут использовать доску при выступ- лении с докладом, представляя ход работы, результаты собственных исследо- ваний или групповой работы наглядно и доступно для других. Однако у доски также есть и недостатки: написанное на доске непостоян- но, и если оно не будет использовано своевременно, вернуться к изображе- нию на доске невозможно. Поэтому часто визуализация с помощью доски до- полняется другим средством наглядности, например проектором, который успешно применяется сегодня как в школах, так и в университетах. Преимущество данного устройства по сравнению с доской состоит среди прочего в том, что слайды с текстом и изображением могут быть заранее подго- товлены и использованы повторно, но при этом сохраняется контакт педагога с обучающимися [5, с. 42]. Положительным фактором является и то, что проектор позволяет спроектировать слайды заранее, а не в перерыве перед уроком. При подготовке к работе с проектором следует обратить внимание, что слайды могут быть трех типов: полностью заготовленные, частично заготов- ленные и life-слайды. Полностью заготовленный слайд не изменяется во вре- мя презентации; частично заготовленный слайд состоит из готовых элемен- тов и предполагает дополнения во время презентации. Life-слайд создается на глазах у студентов во время объяснения материала [7, с. 40). При подготовке слайдов следует учитывать следующие важные аспекты: на одном слайде не следует давать слишком много информации, основное содержание отображается либо в тексте, либо на изображении, диаграмме и т. д.; текст и изображения должны перекликаться друг с другом, при этом доля иллюстраций существенно преобладает над долей текста; следует использовать несколько цветов, чтобы привлечь внимание уча- щихся; рекомендуется объединять слайды с другими мультимедийными эле- ментами с целью повышения положительной мотивации. Проектор многофункционален, его можно использовать для представле- ния содержания и плана лекции или для иллюстрации отдельных разделов. Методы презентации могут быть также различны - от постепенного раскры- тия информации до техники Overlay (наложение слайдов друг на друга). Проектор также помогает осуществлять проецирование изображений с экрана компьютера. В этом случае может быть загружено до 30 слайдов, которые затем будут представлены с помощью пульта дистанционного управления в нужное время. В последнее время лекции со слайдами все чаще заменяются компьютерными презентациями PowerPoint посредством проек- тора. При этом появляется возможность вставлять дополнительные мульти- медийные элементы, например видеоклипы, фотографии, фрагменты филь- мов и т. д. Все эти элементы помогают сделать занятие для студентов привле- кательным и повысить эффективность обучения. Другой способ визуализации - плакат, печатное изображение, которое пред- ставлено в виде больших листов бумаги и часто сопровождается краткой ин- формацией наряду с изображениями. Сегодня это средство наглядности часто недооценивается, а порой и вовсе игнорируется. Однако плакаты на уроках ино- странного языка не только имеют функцию иллюстрации информации, но и ис- пользуются в качестве материала для расширения словарного запаса. При создании плаката следует учитывать следующие аспекты: на плакате ясно отслеживается тематика, она бросается в глаза, привле- кая внимание учащихся; используются образные элементы; заголовки связаны с основным содержанием и перекликаются с иллю- страциями; изображения доминируют над текстом, привлекая внимание; используется крупный шрифт и яркие цвета. Результаты исследования Анализ современных средств наглядности и их возможностей для препо- давания иностранного языка позволяет сделать выводы об их значительном разнообразии и огромном потенциале в учебном процессе. Не вызывает со- мнения тот факт, что предпочтение конкретного наглядного средства на том или ином занятии зависит как от степени необходимости в иллюстрации учебного материала, так и от технических условий аудитории. Обзор источ- ников показал, что многие авторы останавливаются на возможностях исполь- зования конкретного наглядного средства как способа реализации конкрет- ных учебных целей. И нам также хотелось бы подробнее остановиться на возможных способах практического применения описанных средств наглядности. Систематизацию знаний в области грамматики целесообразно проводить в таблицах с опорой на доску. В таблице приведены примеры структурирования знаний по теме «Perfekt - сложное прошедшее время». Слева выписаны глаголы, а справа - ассоциации, которые возникли у обучаемых с этими глаголами, в цен- тре записывается предложение с этими глаголами в прошедшем времени, при этом используется информация как из правой колонки, так и из левой. Perfekt Verben Satzmuster Assoziative Ergänzungen fahren Ich bin sehr schnell gefahren. schnell Autonach Frankfurt zum Arzt lesen Ich habe diesen Roman gelesen. diesen Roman gesterndie ganze Nacht Лексическое упражнение на выделение тематических групп по семанти- ческому признаку и сфере употребления, представленное ниже, также не- сложно выполнить с использованием доски: Verkehrsmittel Familie Bus Mutter Straßenbahn Großvater Flugzeug Schwiegermutter .... .... Работа с однокоренными словами с целью расширения словарного запаса также требует визуализации и может быть представлена как на доске, так и на слайде проектора (см. рисунок). die Gründung begründen Grund der Gründer gründen Работа с однокоренными словами При организации самостоятельной работы учащихся мы предлагаем со- здавать обучающие плакаты самим учащимся. При этом выделяются [7, с. 35] два типа учебных плакатов: индивидуальный обучающий плакат, созданный автором для себя, и обучающий плакат, предназначенный для большой груп- пы. Сталкиваясь с заданием создать плакат, учащийся должен не только пе- редать информацию, но и существенно сократить ее, структурировав таким образом свои знания. Обсуждение и заключение Современные цели образования заставляют выбирать методы и формы организации работы, которые способствуют быстрому процессу запоминания и развивают умение учиться: находить и структурировать необходимую ин- формацию, запоминать, думать, решать, организовывать себя к работе. Именно поэтому использование наглядных средств обучения в образовании необходимо, а научно-технический прогресс открывает их новые возможно- сти. Эффективность использования визуализации на занятиях по иностран- ному языку подтверждается ростом познавательной активности учащихся, повышением уровня положительной мотивации. Важной особенностью явля- ется также и способность преподавателя правильно использовать наглядные средства в образовательном процессе, его умение подбирать оптимальные средства визуализации исходя из уровня развития студентов.
×

About the authors

Elena V. Revina

Samara State Technical University

Email: rev.e.v@mail.ru
Senior Lecturer of Foreign Languages Department 244, Molodogvardeyskaya St., Samara, Russia, 443100

References

  1. Грибан О.Н. Применение учебных презентаций в образовательном процессе: виды, этапы и структура презентаций // Историко-педагогические чтения. - 2016. - № 20-3. - С. 23-32.
  2. Доброва Т.Е. Презентация в формате Power Point Presentation как средство формирования коммуникационно-технологической компетенции студента- международника // Проблемы и перспективы развития образования в России. - 2010. - No 1. - С. 208-210.
  3. Жданов С.С. Видео как средство наглядности при представлении иноязычного лингвострановедческого материала [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/video-kak-sredstvo-naglyadnosti-pri predstavleniiinoyazychnogo-lingvostranovedcheskogo-materiala (дата обращения: 02.12.2018).
  4. Уэмпен Ф. Microsoft Office Power Point 2003. Библиография пользователя: пер. с англ.- М.: Диалектика, 2005. - 768 с.
  5. Хабибуллина Ф.Г., Куренова Н.А., Зиганшина Г.Г. Использование наглядности на начальном этапе обучения в условиях реализации нового стандарта // Проблемы и перспективы развития образования: мат-лы VI Междунар. науч. конф. (г.Пермь, апрель 2015 г.) [Электронный ресурс]. - Пермь: Меркурий, 2015. - С. 47-50. - Режим доступа: https://moluch.ru /conf/ped/archive/149/7797 (дата обращения: 01.04.2019).
  6. Frankenberg B., & Fuhr L. Visuelle Medien im Deutschunterricht, Erprobungsfassung 4/97, Berlin/München: Langenscheidt, 1997.
  7. Geldmacher M. Präsentationskompetenz im gymnasialen Deutschunterricht. Ziele, Inhalte, Methoden, Baltmannsweiler: Schneider Verlag Hohengehren, 2010.
  8. Collen Meyers, Sheryl Holt. Success with Presentations. A Course for Non-native Speakers of English. Aspen Productions. Burnsville. MN 55337. 2002. p. 118.
  9. Renfrow D., Impara Ja.C. Making Academic Presentations Effectively. Educational Researcher. 1989. V. 18. No. 2. P. 20-21.
  10. Besedova Petra. Die Rolle der Musik im DaF-Unterricht: eine Einführung in produktiv-kreative Techniken. - Frankfurt am Mein: Universitätsbibliothek Johann Cristian Senkenberg, 2018, s-18.
  11. Strecker Bruno. Grammatik aus funktionaler Sicht im DaF-Unterricht. - Mannheim: Institut für deutsche Sprache, Bibliothek, 2018, s-25.
  12. Surkamp Carola. Metzler Lexikon Fremdsprachendidaktik:Ansätze Methoden Grundbegriffe - 2, aktualisierte und erweiterte Auflage - Stuttgart: J.B. Metzler Rizopoulou, Aikaterini.Verlag, 2017, s-89.
  13. Fokus-auf-Forum und Noticing im DaF-Unterricht. Eine Pilotstudie - Bielefeld - Universitätsbibliothek Bielefeld, 2018.
  14. Vorderwülbecke Klaus. Sprache kommt von Sprechen - Gesprochene Sprache im DaF-Unterricht - Mannheim: Institut für deutsche Sprache, Bibliothek, 2018
  15. Yang Mengying. Effektivität von Vokabelnstrategien im DaF-Unterricht in China. - Marburg, 2017
  16. Kobelt Ann-Kathrin. Deutsch von Anfang an für Flüchtlinge fördern: DaF-Angebote für Geflüchtete im Spannungsfeld von Theorie und Praxis, Institut und Ehrenamt Dokumentation des 1. Fachtags DAFF - Dresden: Saechsische Landesbibliothek - Staats und Unversitätsbibliothek Dresden, 2017, s-78.
  17. Vorderwülbecke Klaus. Arbeitstechniken der Lehrenden - Mannheim: Institut für Deutsche Sprache, Bibliothek, 2018, s-17.
  18. Vorderwülbecke Klaus. Methoden der linguistischen Beschreibung und didaktische Verwertung ihrer Ergebnisse - Mannheim: Institut für Deutsche Sprache, Bibliothek, 2018.
  19. Hayircil Selmin. Die Rolle des Smartphones beim Lernen des Deutschen als Fremdsprache - Gießen, 2017.
  20. Herberg Dieter. Liste der wissenschaftlichen Publikationen - Mannheim: Institut für Deutsche Sprache, Bibliothek, 2017.
  21. Zifonun Gisela. Die Grammatik der deutschen Sprache: eine wissenschaftliche Grammatik als Schlüssel zu authentischem Gegenwartdeutsch - Mannheim: Institut für Deutsche Sprache, Bibliothek, 2017.
  22. Faseli Sarah. Schreibkompetenz entwickeln und evaluieren: eine Studie im Bereich Deutsch als Fremdsprache in Afganistan - Bochum: Ruhr-Universität Bochum, 2017.
  23. Tölle Michael. Deutsch als Zweitsprache: wo der Markt (zu gut) funktioniert. - Wien: Bundesministerium für Unterricht, Kunst u. Kultur, 2017.
  24. Anand Manveen, Mitra Anita. Mobiltelefone im Daf-Unterricht mit großen Schulklassen. In: Fremdsprache Deutsch 56, 2017. S. 19-25.
  25. Aufenanger Stefan: Zum Stand der Forschung zum Tableteinsatz in Schule und Unterricht aus nationaler und internationaler Sicht. In: Jasmin Bastian und Stefan Aufenanger (Hg.): Tablets in Schuleund Unterricht: Forschungsmethoden und perspektiven zum Einsatz digitaler Medien: Springer Science and Business Media; Springer VS, 2017. S. 119-138.
  26. Strasser Thomas: Mind the App! Inspiring internet tools and activities to engage your students [Innsbruck]: Helbling Languages (The Resourceful Teacher Series), 2017.

Copyright (c) 2019 Revina E.V.

Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License.

This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies