Сравнительные характеристики подготовки кадров высшей квалификации в университетах России и Беларуси



Цитировать

Полный текст

Аннотация

В России, так же как и в других странах постсоветского пространства, на институт аспирантуры возложена миссия подготовки научных и научно-педагогических кадров как для науки, высшего образования, так и для производства. В данной статье представлены сравнительные характеристики подготовки кадров высшей квалификации в аспирантурах России и Беларуси. На примере двух университетов - Казанского национального исследовательского технологического университета и Полоцкого государственного университета - показано, как осуществляется подготовка аспирантов, рассмотрены имеющиеся проблемы, перспективы обучения и сотрудничества между вузами-партнерами. В заключение сделаны выводы о подходах к обучению аспирантов, показаны общие и отличительные особенности, их влияние на подготовку кадров, возможные перспективы по улучшению качества подготовки специалистов данного уровня.

Полный текст

Введение Аспирантура c момента своего основания и по сей день является основ- ным элементом воспроизводства кадров высшей квалификации, направлен- ным на подготовку специалистов, обладающих навыками планирования и самостоятельного проведения научных исследований, глубокими теоретиче- скими знаниями, позволяющими подготовить диссертацию на соискание уче- ной степени кандидата наук [1, 2]. От эффективности данного процесса зави- сит успешное развитие науки и влияния научных знаний на промышленность и экономику. Впервые аспирантура в СССР была организована в 1925 году. При распаде Советского Союза системы подготовки кадров высшей квалификации в России и в странах ближнего зарубежья, в т. ч. и в Республике Беларусь, до момента ре- формирования функционировали примерно одинаково в рамках единой для всех республик системы подготовки кадров высшей квалификации. За последнее десятилетие система подготовки кадров высшей квалификации в России и на всем постсоветском пространстве претерпела значительные изме- нения, да и в дальнейшем планируются масштабные трансформации. Как в России, так и в Беларуси в системе подготовки произошли определен- ные изменения, которые повлияли на прием, обучение и выпуск аспирантов. Однако общий итог подготовки в аспирантурах на все постсоветском простран- стве остался прежним - подготовка диссертационной работы на соискание уче- ной степени кандидата наук. Таким образом, к достижению главной цели - под- готовке и защите диссертации - государства идут различными путями. В данной статье рассматриваются общие черты, отличия и проблемы, существующие в системе подготовки кадров высшей квалификации двух стран, на примере Казанского национального исследовательского технологи- ческого университета и Полоцкого государственного университета. Обзор литературы Вопросам подготовки кадров высшей квалификации через аспирантуру и ее проблемам уделено достаточно большое внимание такими исследовате- лями, как И.В. Вершинин [3], В.П. Шестак [4], Д.Ю. Райчук и Н.В. Минина [5], Б.И. Бедный [6] и др. Авторы рассматривают различные подходы и ас- пекты подготовки научных кадров: образовательные, дисциплинарные, со- циологические, педагогические и т. д. В Беларуси основным документом, определяющим общие требования к ор- ганизации и осуществлению образовательной деятельности в сфере образования, является Кодекс об образовании [2], а общие требования к образовательной дея- тельности в аспирантуре устанавливаются на основании «Положения о подго- товке научных работников высшей квалификации в Республике Беларусь» [7]. Сравнительной характеристике существующих структур образования в Рос- сии и бывших советских республиках практически не уделялось внимание. В каждом государстве при подготовке научных кадров существуют свои дости- жения и проблемы. Обмен опытом между аспирантурами стран постсоветского пространства зачастую отсутствует. К тому же отсутствует обмен опытом по подготовке кадров высшей квалификации и с государствами Евросоюза. Возможность провести какие-либо аналогии и параллели в процессах подготов- ки кадров высшей квалификации появилась в связи с реализацией грантов Eras- mus+, одним из которых является «Модернизация обучения в аспирантуре по естественным наукам и улучшение педагогических методик». Руководителем гранта выступает Латвийский университет, а участниками являются университе- ты России, Беларуси, Армении, Великобритании, Польши и Финляндии. Таким образом, международная проектная деятельность значительно способствует ин- теграции университетов в мировое научно-образовательное пространство и яв- ляется ресурсом для решения важных задач вузов по развитию научно- исследовательской и инновационной деятельности, повышению качества обра- зования, развитию академической мобильности. Материалы и методы Данное исследование выполнено на основе анализа процесса подготовки кадров высшей квалификации в России и Республике Беларусь на примере Казанского национального исследовательского технологического универси- тета (КНИТУ) и Полоцкого государственного университета (ПГУ). В процессе исследования был проведен анализ федеральных и государ- ственных документов, которыми руководствуются университеты двух стран, локальных нормативных актов университетов, требований к поступающим и выпускникам аспирантуры, учебных планов по различным направлениям подготовки аспирантов, блоков учебных планов, рабочих программ дисци- плин, изучаемых в рамках учебных планов. Кроме того, было проведено сравнение деятельности аспирантур двух университетов за период четыре года с учетом количества поступающих в аспирантуру, количества отчисленных, успешно окончивших и защитивших диссертационные исследования на основе усредненных данных приема, вы- пуска и отчисления. Результаты исследования До 2013 г. в России подготовка кадров высшей квалификации осуществля- лась в системе послевузовского профессионального образования. Согласно ФЗ от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» ас- пирантура в России 1 сентября 2013 г. стала третьей ступенью высшего образо- вания - подготовка кадров высшей квалификации [1]. Это повлекло за собой из- менение всей системы подготовки кадров высшей квалификации в России. По новым требованиям обучение в аспирантуре заканчивается не защи- той диссертации на соискание ученой степени кандидата наук, а прохождени- ем итоговой государственной аттестации с дальнейшим присвоением квали- фикации «Исследователь. Преподаватель-исследователь» и выдачей диплома об окончании аспирантуры. В соответствии с данными требованиями в подготовке аспирантов кроме научной составляющей появилась еще и образовательная. Отнесение аспи- рантуры к высшему образованию вызвало много вопросов и дискуссий в научной среде. Так, к целям и задачам аспирантуры сохраняются различные подходы. Многие ученые, действующие научные руководители полагают, что целью обучения в аспирантуре является выполнение научной работы и защи- та диссертации на соискание ученой степени кандидата наук в диссертацион- ном совете, а появление образовательной составляющей только отвлекает ас- пирантов от занятий реальной наукой. В Беларуси с введением Кодекса об образовании 13.01.2011 № 243-З основ- ное образование, включающее в том числе высшее и послевузовское, стало де- литься на уровни. Так, послевузовское образование представлено двумя ступе- нями: аспирантура - первая ступень послевузовского образования, докторантура - вторая ступень послевузовского образования. В Кодексе также определены новые подходы к процедурам приема, обучения и выпуска аспирантов. Основные изменения коснулись обязательного наличия сданных канди- датских экзаменов (зачетов) по образовательным дисциплинам до поступле- ния в аспирантуру на дневную и заочную формы получения образования. Введены текущие аттестации аспирантов в форме отчета о выполнении инди- видуального плана работы и кандидатских экзаменов по научной специаль- ности. При завершении освоения программ послевузовского образования ас- пиранты проходят итоговую аттестацию в форме отчета о выполнении инди- видуального плана работы. На основании вышеизложенного можно сказать, что трансформация дан- ного вида образования началась в двух странах примерно в один и тот же пе- риод и привела к значительным изменениям в структуре образования. В России подготовка аспирантов осуществляется по направлениям и направленностям. В Беларуси образовательные программы послевузовского образования реализуются по специальностям и отраслям наук, которые соот- ветствуют номенклатуре специальностей научных работников Республики Беларусь, утвержденной Высшей аттестационной комиссией (ВАК РБ). Для сравнения рассмотрим одно направление (см. таблицу). Как видно из приведенного материала, наименования специальностей аспи- рантуры Полоцкого университета соответствуют наименованиям направленно- стей аспирантуры Казанского национального исследовательского технологиче- ского университета, однако имеются различия в шифрах и кодах. В Беларуси обучение в аспирантуре и защита кандидатской диссертации осуществляются по научным специальностям, шифры и наименования которых совпадают с шифрами отраслей и научных специальностей, по которым происхо- дит защита диссертации на соискание ученой степени кандидата наук в России. Сравнение научных специальностей и направленностей на примере «Химической технологии» Казанский национальный исследовательский технологический университет Код Направление подготовки Программа аспирантуры (направленность) 18.06.01 Химическая технология Технология неорганических веществ Технология электрохимических процессов и защита от коррозии Технология органических веществ Технология и переработка полимеров и композитов Химическая технология топлива и высокоэнергетических веществ Процессы и аппараты химических технологий Технология силикатных и тугоплавких неметаллических материалов Полоцкий государственный университет Шифр Отрасль науки, группа специальностей, специальность 05.00.00 Технические науки 05.17.00 Химическая технология 05.17.07 Химическая технология топлива и высокоэнергетических веществ 05.17.08 Процессы и аппараты химических технологий В России и в Беларуси прием в аспирантуру мало чем отличается. Перечень документов и сроки их подачи имеют территориальные особенности, что явля- ется естественным. Но существует некоторое отличие, касающееся вступитель- ных испытаний. В Республике Беларусь в качестве вступительного экзамена для приема в аспирантуру на дневную или заочную форму получения образования сдается только экзамен по специальной дисциплине. Экзамены кандидатского минимума по таким дисциплинам, как «Философия и методология науки», «Иностранный язык», а также дифференцированный зачет по дисциплине «Ос- новы информационных технологий» должны быть сданы лицами, поступающи- ми в аспирантуру, в обязательном порядке до поступления в аспирантуру. Сдача кандидатских минимумов не входит в программу подготовки аспирантов в Бе- ларуси и проводится либо в магистратуре (вторая ступень высшего образова- ния), либо как отдельная подготовка с последующим поступлением в аспиран- туру по общим правилам приема [8]. В отличие от Беларуси, в Российской Федерации перечень вступительных испытаний определяет сам вуз. Это может быть и один экзамен, например по специальной дисциплине, а могут быть и все три, например философия, ино- странный язык и специальная дисциплина. Так, в КНИТУ в перечень вступи- тельных испытаний включены только два экзамена: иностранный язык и специальная дисциплина. Сдача кандидатских экзаменов входит в программу подготовки аспиранта. Существуют некоторые отличия по срокам обучения. Срок обучения в аспирантуре Беларуси по очной (дневной) форме составляет не более трех лет, по заочной - не более четырех лет. В России срок обучения по очной форме составляет в зависимости от направления подготовки три или четыре года, по заочной форме - четыре или пять соответственно. Также следует отметить, что в России основная профессиональная обра- зовательная программа аспирантуры формируется на основании требований Федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС), кото- рые включают в себя требования к структуре, условиям реализации и резуль- татам освоения основных образовательных программ. Все вузы России вы- страивают свою траекторию формирования программ всех уровней образова- ния, включая и аспирантуру, согласно ФГОС. Обратимся к структуре образовательной программы аспирантуры. В рос- сийских вузах она состоит из четырех блоков. В Республике Беларусь такая образовательная структура отсутствует. Аспиранты занимаются научно- исследовательской работой и осуществляют подготовку и сдачу кандидатско- го экзамена по научной специальности на основании индивидуального плана работы, учебного плана и вузовских локальных нормативных документов. Рассмотрим структуру программы аспирантуры в России в сравнении с Беларусью. Блок 1 «Дисциплины (модули)» относится к базовой и к вариативной ча- стям программы. Дисциплины, относящиеся к базовой части, в том числе направленные на подготовку и сдачу кандидатского минимума, являются обязательными. В Республике Беларусь лица, поступающие в аспирантуру на дневную и за- очную формы получения образования, принимаются с уже сданными дисципли- нами кандидатского минимума. При этом аспиранты не имеют каких-либо обя- зательных курсов для изучения и занимаются научно-исследовательской рабо- той по теме диссертации на протяжении всего периода обучения. У вузов со- гласно требованиям и условиям, возникающим на рынке труда и связанным с адаптацией к успешной работе после окончания обучения, есть возможность введения различных дополнительных курсов для аспирантов. В основном данные курсы направлены на развитие у аспирантов гибких навыков. Так, в Полоцком государственном университете были внедрены следующие гибкие курсы: «Эффективная коммуникация с группами», «Эф- фективное построение карьеры». «Методология научного исследования», «Базовый курс ANSYS» и другие курсы - уже более специализированные под технические и естественнонаучные направления подготовки. Обучение по каждой дисциплине проводится по утвержденной экспериментальной про- грамме, учебному плану и графику учебного процесса. Блок 2 «Практики» в полном объеме относится к вариативной части про- граммы в России. В КНИТУ в данный блок входят две практики: педагогическая и научно-исследовательская. Хотя в Полоцком государственном университете в плане аспирантуры нет такого блока, аспиранты изначально закрепляются за профильными кафедрами и в течение всего периода своего обучения должны проводить лабораторные или практические занятия для студентов, обучающихся на данной кафедре, тем самым повышая свой педагогический уровень. Блок 3 «Научные исследования» относится к вариативной части про- граммы. В КНИТУ в данный блок включены научно-исследовательская дея- тельность и подготовка научно-квалификационной работы (диссертации) на соискание ученой степени кандидата наук. В Беларуси за время обучения ас- пирант должен опубликовать основные результаты своего исследования в из- даниях, включенных в перечень научных изданий Республики Беларусь для опубликования результатов диссертационного исследования, утверждаемый Высшей аттестационной комиссией Республики Беларусь, а также выступить с научными докладами не менее чем на двух конференциях. Блок 4 «Государственная итоговая аттестация» относится к базовой части программы и завершается присвоением квалификации «Исследователь. Пре- подаватель-исследователь» в России. Государственная итоговая аттестация состоит из двух этапов: подготовка к сдаче и сдача государственного экзаме- на; представление научного доклада об основных результатах подготовлен- ной научно-квалификационной работы (диссертации). Обучение в Беларуси также завершается присвоением квалификации «Исследователь». Отнесение российской аспирантуры к третьей ступени высшего образо- вания привело к возникновению проблем дополнительно к уже существую- щим. В частности, эксперты и практики в области аспирантского образования говорят о том, что трудности для современных российских аспирантов могут быть связаны со значительным увеличением образовательной нагрузки, а также повышением формальных требований к соискателям [9]. В связи с этим сравним цифры приема, выпуска и отчисления аспирантов по двум моделям аспирантур (рис. 1). image Рис. 1. Прием, выпуск и отчисление в КНИТУ и ПГУ Из гистограмм видно следующее: процент поступающих аспирантов несколько больше в Полоцком госу- дарственном университете; выпускников больше в Казанском национальном исследовательском технологическом университете; процент отчисленных примерно одинаков. Для более точного сравнения введем средние относительные показатели за четыре года по вузам по приему, выпуску и отчислению аспирантов. image Рис. 2. Усредненные показатели приема, выпуска и отчисления в КНИТУ и ПГУ Как видно из усредненных показателей гистограммы, прием в аспиранту- ру по относительным показателям практически на 37 % больше в Полоцком государственном университете, а вот выпуск на 36 % выше в Казанском национальном исследовательском технологическом университете, при этом процент отчисленных в двух вузах практически одинаков. Анализ выпуска аспирантов за последние несколько лет показывает, что для обучающихся в аспирантуре Полоцкого государственного университета научные исследования не являлись одним из главных интересов. Подходя к окончанию обучения, многие из них уходили в академические отпуска, свя- занные либо с финансовым положением, либо с возможностью более доско- нальной работы над диссертацией для того, чтобы представить ее к предвари- тельной экспертизе до конца срока обучения при восстановлении. С учетом этого фактора можно сказать, что общая динамика по двум вузам практически не отличается. Поэтому увеличение образовательной нагрузки в аспирантуре не является в данном случае главной причиной непредставле- ния диссертаций к концу срока обучения. Хотя стоит отметить, что самообразование белорусских аспирантов в области гибких навыков и приобретения знаний в смежных дисциплинах является существенной дополнительной нагрузкой и может отвлекать их от защиты диссертаций в срок обучения. Следует отметить, что в плане подготовки ученых в обеих странах суще- ствуют определенные проблемы. И там, и там очень низок процент защища- ющихся в срок. Так, удельный вес выпуска из аспирантуры в Республике Бе- ларусь с защитой в срок составил в 2018 г. 9,8 % (в 2017 г. - 7,8 %) [10]. В Российской Федерации этот процент чуть больше - 12,4 % (в 2017 - 13,1 %). В начале 2000-х годов эффективность составляла порядка 31 %. Начиная с 2013 г. эффективность аспирантуры в целом по стране начала сни- жаться - с 26,9 до 12,4 % [11]. Что касается завершения образования, то в России при выполнении тре- бований ФГОС и успешном освоении программы аспирантуры присуждается квалификация «Исследователь. Преподаватель-исследователь» и выдается диплом государственного образца с приложением к диплому. В Беларуси ли- цам, успешно завершившим обучение в аспирантуре, присваивается научная квалификация «Исследователь» и также выдается диплом исследователя гос- ударственного образца, однако в связи с тем, что аспиранты занимаются ис- ключительно научной деятельностью и у них нет каких-либо обязательных курсов для изучения, к диплому не предусматривается приложение, но при- кладывается удостоверение о сдаче кандидатского экзамена по специально- сти государственного образца. В российской аспирантуре ожидаются масштабные изменения. Напри- мер, планируется отменить государственную аккредитацию образовательной деятельности по программам аспирантуры, федеральные государственные образовательные стандарты и ввести вместо них федеральные государствен- ные требования. Также планируется уточнить требования к государственной итоговой аттестации. Обсуждение и заключение Несмотря на разные системы получения образования, уровень защит дис- сертаций не является высоким в обеих странах. В первую очередь это связано с падением престижа научно-педагогической работы, с постоянно растущим прагматизмом поколений, вступающих в активную трудовую жизнь, что при- водит к оттоку наиболее способных молодых людей в различные отрасли эко- номики и бизнеса, где более заметна отдача сил. К тому же во многом результативность выпуска аспирантов зависит от тандема аспирант - руководитель. Сегодня научный руководитель должен планировать наличие доступной информационной базы, а также прогнозиро- вать финансовую затратность исследования (расположение библиотек, архи- вов, исследовательских центров, необходимость приобретения материалов, образцов для исследований и прочее). В связи с возрастающей потребностью Союзного государства в высоко- квалифицированных научных кадрах на основании анализа приема в аспиран- туру, обучения и выпуска можно сделать следующие выводы: необходимо проводить профориентационную работу со студентами, проявившими склонность к научной работе в вузах, показывать привлека- тельность карьеры молодого ученого, привлекать способных, талантливых молодых людей к работе во временных научных коллективах для выполне- ния исследований по заказам предприятий и организаций; следует считать работу в качестве научного руководителя аспирантов одной из приоритетных по кафедрам, создавать условия для подготовки ру- кописи диссертации в тандемах аспирант - научный руководитель, а также выпускник - заведующий кафедрой. С учетом вышеперечисленного следует отметить, что поддержка на госу- дарственном уровне престижа научно-педагогических работников высшей квалификации поможет повысить успешность обучения в аспирантуре и уве- личить количество желающих построить карьеру ученого.
×

Об авторах

Эльмира Рашитовна Кушаева

Казанский национальный исследовательский технологический университет

Email: kushaeva-257@mail.ru
кандидат экономических наук, начальник отдела аспирантуры и докторантуры, доцент кафедры «Экономика и управление». Российская Федерация, 420015, Республика Татарстан, г. Казань, ул. К. Маркса, 68

Елена Геннадьевна Кремнева

Полоцкий государственный университет

Email: e.kremneva@psu.by
кандидат технических наук, доцент кафедры «Строительные конструкции» Республика Беларусь, 211440, г. Новополоцк, Витебская обл., ул. Блохина, 29

Список литературы

  1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https:/www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174
  2. Кодекс Республики Беларусь об образовании от 13.01.2011 № 243-З (ред. от 18.07.2016) // Консультант Плюс. Республика Беларусь [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.consultant.ru/?utm_source=sps
  3. Вершинин И.В. Дискуссия об аспирантуре за рубежом // Наука. Инновации. Образование. - 2016. - № 2. - С. 133-155.
  4. Шестак В.П., Шестак Н.В. Аспирантура как третий уровень высшего образования: дискуссионное поле // Высшее образование в России. - 2015. - № 12. - С. 22-33.
  5. Райчук Д.Ю., Минина Н.В. О позиционировании аспирантуры в структуре высшего образования // Высшее образование в России. - 2016. - № 4 (200). - С. 33-41.
  6. Бедный Б.И. К вопросу о цели аспирантской подготовки (диссертация и квалификация) // Высшее образование в России. - 2016. - № 3. - С. 44-52.
  7. Указ Президента Республики Беларусь от 01.12.2011 № 561 (ред. от 20.01.2017)«О некоторых вопросах подготовки и аттестации научных работников высшей квалификации» (вместе с «Положением о подготовке научных работников высшей квалификации в Республике Беларусь») // Консультант Плюс. Республика Беларусь. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.consultant.ru/?utm_source=sps
  8. Постановление Министерства образования Республики Беларусь от 12.06.2012 № 62 «О перечне документов, представляемых лицами, поступающими в аспирантуру, докторантуру» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.etalonline.by/document/?regnum=w21226134&q_id=0
  9. Груздев И., Терентьев Е. Данные против мифов: результаты социологического исследования аспирантов ведущих вузов // Высшее образование в России. - 2017. - № 7. - С. 89-97.
  10. О состоянии и перспективах развития науки в Республике Беларусь по итогам 2018 года: Аналитический доклад / под ред. А.Г. Шумилина, В.Г. Гусакова. - Минск: ГУ «БелИСА», 2019. - С. 121.
  11. Подготовка научных кадров высшей квалификации в России // Информационно- статистический материал «Статистика науки и образования». - 2018. - Вып. 3.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

© Кушаева Э.Р., Кремнева Е.Г., 2020

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.