Comparative characteristics of doctoral education at universities of Russia and Belarus



Cite item

Full Text

Abstract

Doctoral education in Russia and post-Soviet countries aims at training researchers for different spheres of national economies, including science, education, and industry. The paper presents comparative characteristics of doctoral education in Russia and Belarus, using the examples of two universities, Kazan National Research Technological University and Polotsk State University. The paper compares the forms and contents of doctoral education, the problems faced, and prospects of cooperation between the universities. In conclusion, the authors summarize similarities and differences in doctoral education, and their influence on the overall results of training. The authors show prospects to improve doctoral education as a whole.

Full Text

Введение Аспирантура c момента своего основания и по сей день является основ- ным элементом воспроизводства кадров высшей квалификации, направлен- ным на подготовку специалистов, обладающих навыками планирования и самостоятельного проведения научных исследований, глубокими теоретиче- скими знаниями, позволяющими подготовить диссертацию на соискание уче- ной степени кандидата наук [1, 2]. От эффективности данного процесса зави- сит успешное развитие науки и влияния научных знаний на промышленность и экономику. Впервые аспирантура в СССР была организована в 1925 году. При распаде Советского Союза системы подготовки кадров высшей квалификации в России и в странах ближнего зарубежья, в т. ч. и в Республике Беларусь, до момента ре- формирования функционировали примерно одинаково в рамках единой для всех республик системы подготовки кадров высшей квалификации. За последнее десятилетие система подготовки кадров высшей квалификации в России и на всем постсоветском пространстве претерпела значительные изме- нения, да и в дальнейшем планируются масштабные трансформации. Как в России, так и в Беларуси в системе подготовки произошли определен- ные изменения, которые повлияли на прием, обучение и выпуск аспирантов. Однако общий итог подготовки в аспирантурах на все постсоветском простран- стве остался прежним - подготовка диссертационной работы на соискание уче- ной степени кандидата наук. Таким образом, к достижению главной цели - под- готовке и защите диссертации - государства идут различными путями. В данной статье рассматриваются общие черты, отличия и проблемы, существующие в системе подготовки кадров высшей квалификации двух стран, на примере Казанского национального исследовательского технологи- ческого университета и Полоцкого государственного университета. Обзор литературы Вопросам подготовки кадров высшей квалификации через аспирантуру и ее проблемам уделено достаточно большое внимание такими исследовате- лями, как И.В. Вершинин [3], В.П. Шестак [4], Д.Ю. Райчук и Н.В. Минина [5], Б.И. Бедный [6] и др. Авторы рассматривают различные подходы и ас- пекты подготовки научных кадров: образовательные, дисциплинарные, со- циологические, педагогические и т. д. В Беларуси основным документом, определяющим общие требования к ор- ганизации и осуществлению образовательной деятельности в сфере образования, является Кодекс об образовании [2], а общие требования к образовательной дея- тельности в аспирантуре устанавливаются на основании «Положения о подго- товке научных работников высшей квалификации в Республике Беларусь» [7]. Сравнительной характеристике существующих структур образования в Рос- сии и бывших советских республиках практически не уделялось внимание. В каждом государстве при подготовке научных кадров существуют свои дости- жения и проблемы. Обмен опытом между аспирантурами стран постсоветского пространства зачастую отсутствует. К тому же отсутствует обмен опытом по подготовке кадров высшей квалификации и с государствами Евросоюза. Возможность провести какие-либо аналогии и параллели в процессах подготов- ки кадров высшей квалификации появилась в связи с реализацией грантов Eras- mus+, одним из которых является «Модернизация обучения в аспирантуре по естественным наукам и улучшение педагогических методик». Руководителем гранта выступает Латвийский университет, а участниками являются университе- ты России, Беларуси, Армении, Великобритании, Польши и Финляндии. Таким образом, международная проектная деятельность значительно способствует ин- теграции университетов в мировое научно-образовательное пространство и яв- ляется ресурсом для решения важных задач вузов по развитию научно- исследовательской и инновационной деятельности, повышению качества обра- зования, развитию академической мобильности. Материалы и методы Данное исследование выполнено на основе анализа процесса подготовки кадров высшей квалификации в России и Республике Беларусь на примере Казанского национального исследовательского технологического универси- тета (КНИТУ) и Полоцкого государственного университета (ПГУ). В процессе исследования был проведен анализ федеральных и государ- ственных документов, которыми руководствуются университеты двух стран, локальных нормативных актов университетов, требований к поступающим и выпускникам аспирантуры, учебных планов по различным направлениям подготовки аспирантов, блоков учебных планов, рабочих программ дисци- плин, изучаемых в рамках учебных планов. Кроме того, было проведено сравнение деятельности аспирантур двух университетов за период четыре года с учетом количества поступающих в аспирантуру, количества отчисленных, успешно окончивших и защитивших диссертационные исследования на основе усредненных данных приема, вы- пуска и отчисления. Результаты исследования До 2013 г. в России подготовка кадров высшей квалификации осуществля- лась в системе послевузовского профессионального образования. Согласно ФЗ от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» ас- пирантура в России 1 сентября 2013 г. стала третьей ступенью высшего образо- вания - подготовка кадров высшей квалификации [1]. Это повлекло за собой из- менение всей системы подготовки кадров высшей квалификации в России. По новым требованиям обучение в аспирантуре заканчивается не защи- той диссертации на соискание ученой степени кандидата наук, а прохождени- ем итоговой государственной аттестации с дальнейшим присвоением квали- фикации «Исследователь. Преподаватель-исследователь» и выдачей диплома об окончании аспирантуры. В соответствии с данными требованиями в подготовке аспирантов кроме научной составляющей появилась еще и образовательная. Отнесение аспи- рантуры к высшему образованию вызвало много вопросов и дискуссий в научной среде. Так, к целям и задачам аспирантуры сохраняются различные подходы. Многие ученые, действующие научные руководители полагают, что целью обучения в аспирантуре является выполнение научной работы и защи- та диссертации на соискание ученой степени кандидата наук в диссертацион- ном совете, а появление образовательной составляющей только отвлекает ас- пирантов от занятий реальной наукой. В Беларуси с введением Кодекса об образовании 13.01.2011 № 243-З основ- ное образование, включающее в том числе высшее и послевузовское, стало де- литься на уровни. Так, послевузовское образование представлено двумя ступе- нями: аспирантура - первая ступень послевузовского образования, докторантура - вторая ступень послевузовского образования. В Кодексе также определены новые подходы к процедурам приема, обучения и выпуска аспирантов. Основные изменения коснулись обязательного наличия сданных канди- датских экзаменов (зачетов) по образовательным дисциплинам до поступле- ния в аспирантуру на дневную и заочную формы получения образования. Введены текущие аттестации аспирантов в форме отчета о выполнении инди- видуального плана работы и кандидатских экзаменов по научной специаль- ности. При завершении освоения программ послевузовского образования ас- пиранты проходят итоговую аттестацию в форме отчета о выполнении инди- видуального плана работы. На основании вышеизложенного можно сказать, что трансформация дан- ного вида образования началась в двух странах примерно в один и тот же пе- риод и привела к значительным изменениям в структуре образования. В России подготовка аспирантов осуществляется по направлениям и направленностям. В Беларуси образовательные программы послевузовского образования реализуются по специальностям и отраслям наук, которые соот- ветствуют номенклатуре специальностей научных работников Республики Беларусь, утвержденной Высшей аттестационной комиссией (ВАК РБ). Для сравнения рассмотрим одно направление (см. таблицу). Как видно из приведенного материала, наименования специальностей аспи- рантуры Полоцкого университета соответствуют наименованиям направленно- стей аспирантуры Казанского национального исследовательского технологиче- ского университета, однако имеются различия в шифрах и кодах. В Беларуси обучение в аспирантуре и защита кандидатской диссертации осуществляются по научным специальностям, шифры и наименования которых совпадают с шифрами отраслей и научных специальностей, по которым происхо- дит защита диссертации на соискание ученой степени кандидата наук в России. Сравнение научных специальностей и направленностей на примере «Химической технологии» Казанский национальный исследовательский технологический университет Код Направление подготовки Программа аспирантуры (направленность) 18.06.01 Химическая технология Технология неорганических веществ Технология электрохимических процессов и защита от коррозии Технология органических веществ Технология и переработка полимеров и композитов Химическая технология топлива и высокоэнергетических веществ Процессы и аппараты химических технологий Технология силикатных и тугоплавких неметаллических материалов Полоцкий государственный университет Шифр Отрасль науки, группа специальностей, специальность 05.00.00 Технические науки 05.17.00 Химическая технология 05.17.07 Химическая технология топлива и высокоэнергетических веществ 05.17.08 Процессы и аппараты химических технологий В России и в Беларуси прием в аспирантуру мало чем отличается. Перечень документов и сроки их подачи имеют территориальные особенности, что явля- ется естественным. Но существует некоторое отличие, касающееся вступитель- ных испытаний. В Республике Беларусь в качестве вступительного экзамена для приема в аспирантуру на дневную или заочную форму получения образования сдается только экзамен по специальной дисциплине. Экзамены кандидатского минимума по таким дисциплинам, как «Философия и методология науки», «Иностранный язык», а также дифференцированный зачет по дисциплине «Ос- новы информационных технологий» должны быть сданы лицами, поступающи- ми в аспирантуру, в обязательном порядке до поступления в аспирантуру. Сдача кандидатских минимумов не входит в программу подготовки аспирантов в Бе- ларуси и проводится либо в магистратуре (вторая ступень высшего образова- ния), либо как отдельная подготовка с последующим поступлением в аспиран- туру по общим правилам приема [8]. В отличие от Беларуси, в Российской Федерации перечень вступительных испытаний определяет сам вуз. Это может быть и один экзамен, например по специальной дисциплине, а могут быть и все три, например философия, ино- странный язык и специальная дисциплина. Так, в КНИТУ в перечень вступи- тельных испытаний включены только два экзамена: иностранный язык и специальная дисциплина. Сдача кандидатских экзаменов входит в программу подготовки аспиранта. Существуют некоторые отличия по срокам обучения. Срок обучения в аспирантуре Беларуси по очной (дневной) форме составляет не более трех лет, по заочной - не более четырех лет. В России срок обучения по очной форме составляет в зависимости от направления подготовки три или четыре года, по заочной форме - четыре или пять соответственно. Также следует отметить, что в России основная профессиональная обра- зовательная программа аспирантуры формируется на основании требований Федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС), кото- рые включают в себя требования к структуре, условиям реализации и резуль- татам освоения основных образовательных программ. Все вузы России вы- страивают свою траекторию формирования программ всех уровней образова- ния, включая и аспирантуру, согласно ФГОС. Обратимся к структуре образовательной программы аспирантуры. В рос- сийских вузах она состоит из четырех блоков. В Республике Беларусь такая образовательная структура отсутствует. Аспиранты занимаются научно- исследовательской работой и осуществляют подготовку и сдачу кандидатско- го экзамена по научной специальности на основании индивидуального плана работы, учебного плана и вузовских локальных нормативных документов. Рассмотрим структуру программы аспирантуры в России в сравнении с Беларусью. Блок 1 «Дисциплины (модули)» относится к базовой и к вариативной ча- стям программы. Дисциплины, относящиеся к базовой части, в том числе направленные на подготовку и сдачу кандидатского минимума, являются обязательными. В Республике Беларусь лица, поступающие в аспирантуру на дневную и за- очную формы получения образования, принимаются с уже сданными дисципли- нами кандидатского минимума. При этом аспиранты не имеют каких-либо обя- зательных курсов для изучения и занимаются научно-исследовательской рабо- той по теме диссертации на протяжении всего периода обучения. У вузов со- гласно требованиям и условиям, возникающим на рынке труда и связанным с адаптацией к успешной работе после окончания обучения, есть возможность введения различных дополнительных курсов для аспирантов. В основном данные курсы направлены на развитие у аспирантов гибких навыков. Так, в Полоцком государственном университете были внедрены следующие гибкие курсы: «Эффективная коммуникация с группами», «Эф- фективное построение карьеры». «Методология научного исследования», «Базовый курс ANSYS» и другие курсы - уже более специализированные под технические и естественнонаучные направления подготовки. Обучение по каждой дисциплине проводится по утвержденной экспериментальной про- грамме, учебному плану и графику учебного процесса. Блок 2 «Практики» в полном объеме относится к вариативной части про- граммы в России. В КНИТУ в данный блок входят две практики: педагогическая и научно-исследовательская. Хотя в Полоцком государственном университете в плане аспирантуры нет такого блока, аспиранты изначально закрепляются за профильными кафедрами и в течение всего периода своего обучения должны проводить лабораторные или практические занятия для студентов, обучающихся на данной кафедре, тем самым повышая свой педагогический уровень. Блок 3 «Научные исследования» относится к вариативной части про- граммы. В КНИТУ в данный блок включены научно-исследовательская дея- тельность и подготовка научно-квалификационной работы (диссертации) на соискание ученой степени кандидата наук. В Беларуси за время обучения ас- пирант должен опубликовать основные результаты своего исследования в из- даниях, включенных в перечень научных изданий Республики Беларусь для опубликования результатов диссертационного исследования, утверждаемый Высшей аттестационной комиссией Республики Беларусь, а также выступить с научными докладами не менее чем на двух конференциях. Блок 4 «Государственная итоговая аттестация» относится к базовой части программы и завершается присвоением квалификации «Исследователь. Пре- подаватель-исследователь» в России. Государственная итоговая аттестация состоит из двух этапов: подготовка к сдаче и сдача государственного экзаме- на; представление научного доклада об основных результатах подготовлен- ной научно-квалификационной работы (диссертации). Обучение в Беларуси также завершается присвоением квалификации «Исследователь». Отнесение российской аспирантуры к третьей ступени высшего образо- вания привело к возникновению проблем дополнительно к уже существую- щим. В частности, эксперты и практики в области аспирантского образования говорят о том, что трудности для современных российских аспирантов могут быть связаны со значительным увеличением образовательной нагрузки, а также повышением формальных требований к соискателям [9]. В связи с этим сравним цифры приема, выпуска и отчисления аспирантов по двум моделям аспирантур (рис. 1). image Рис. 1. Прием, выпуск и отчисление в КНИТУ и ПГУ Из гистограмм видно следующее: процент поступающих аспирантов несколько больше в Полоцком госу- дарственном университете; выпускников больше в Казанском национальном исследовательском технологическом университете; процент отчисленных примерно одинаков. Для более точного сравнения введем средние относительные показатели за четыре года по вузам по приему, выпуску и отчислению аспирантов. image Рис. 2. Усредненные показатели приема, выпуска и отчисления в КНИТУ и ПГУ Как видно из усредненных показателей гистограммы, прием в аспиранту- ру по относительным показателям практически на 37 % больше в Полоцком государственном университете, а вот выпуск на 36 % выше в Казанском национальном исследовательском технологическом университете, при этом процент отчисленных в двух вузах практически одинаков. Анализ выпуска аспирантов за последние несколько лет показывает, что для обучающихся в аспирантуре Полоцкого государственного университета научные исследования не являлись одним из главных интересов. Подходя к окончанию обучения, многие из них уходили в академические отпуска, свя- занные либо с финансовым положением, либо с возможностью более доско- нальной работы над диссертацией для того, чтобы представить ее к предвари- тельной экспертизе до конца срока обучения при восстановлении. С учетом этого фактора можно сказать, что общая динамика по двум вузам практически не отличается. Поэтому увеличение образовательной нагрузки в аспирантуре не является в данном случае главной причиной непредставле- ния диссертаций к концу срока обучения. Хотя стоит отметить, что самообразование белорусских аспирантов в области гибких навыков и приобретения знаний в смежных дисциплинах является существенной дополнительной нагрузкой и может отвлекать их от защиты диссертаций в срок обучения. Следует отметить, что в плане подготовки ученых в обеих странах суще- ствуют определенные проблемы. И там, и там очень низок процент защища- ющихся в срок. Так, удельный вес выпуска из аспирантуры в Республике Бе- ларусь с защитой в срок составил в 2018 г. 9,8 % (в 2017 г. - 7,8 %) [10]. В Российской Федерации этот процент чуть больше - 12,4 % (в 2017 - 13,1 %). В начале 2000-х годов эффективность составляла порядка 31 %. Начиная с 2013 г. эффективность аспирантуры в целом по стране начала сни- жаться - с 26,9 до 12,4 % [11]. Что касается завершения образования, то в России при выполнении тре- бований ФГОС и успешном освоении программы аспирантуры присуждается квалификация «Исследователь. Преподаватель-исследователь» и выдается диплом государственного образца с приложением к диплому. В Беларуси ли- цам, успешно завершившим обучение в аспирантуре, присваивается научная квалификация «Исследователь» и также выдается диплом исследователя гос- ударственного образца, однако в связи с тем, что аспиранты занимаются ис- ключительно научной деятельностью и у них нет каких-либо обязательных курсов для изучения, к диплому не предусматривается приложение, но при- кладывается удостоверение о сдаче кандидатского экзамена по специально- сти государственного образца. В российской аспирантуре ожидаются масштабные изменения. Напри- мер, планируется отменить государственную аккредитацию образовательной деятельности по программам аспирантуры, федеральные государственные образовательные стандарты и ввести вместо них федеральные государствен- ные требования. Также планируется уточнить требования к государственной итоговой аттестации. Обсуждение и заключение Несмотря на разные системы получения образования, уровень защит дис- сертаций не является высоким в обеих странах. В первую очередь это связано с падением престижа научно-педагогической работы, с постоянно растущим прагматизмом поколений, вступающих в активную трудовую жизнь, что при- водит к оттоку наиболее способных молодых людей в различные отрасли эко- номики и бизнеса, где более заметна отдача сил. К тому же во многом результативность выпуска аспирантов зависит от тандема аспирант - руководитель. Сегодня научный руководитель должен планировать наличие доступной информационной базы, а также прогнозиро- вать финансовую затратность исследования (расположение библиотек, архи- вов, исследовательских центров, необходимость приобретения материалов, образцов для исследований и прочее). В связи с возрастающей потребностью Союзного государства в высоко- квалифицированных научных кадрах на основании анализа приема в аспиран- туру, обучения и выпуска можно сделать следующие выводы: необходимо проводить профориентационную работу со студентами, проявившими склонность к научной работе в вузах, показывать привлека- тельность карьеры молодого ученого, привлекать способных, талантливых молодых людей к работе во временных научных коллективах для выполне- ния исследований по заказам предприятий и организаций; следует считать работу в качестве научного руководителя аспирантов одной из приоритетных по кафедрам, создавать условия для подготовки ру- кописи диссертации в тандемах аспирант - научный руководитель, а также выпускник - заведующий кафедрой. С учетом вышеперечисленного следует отметить, что поддержка на госу- дарственном уровне престижа научно-педагогических работников высшей квалификации поможет повысить успешность обучения в аспирантуре и уве- личить количество желающих построить карьеру ученого.
×

About the authors

Elmira R. Kushaeva

Kazan National Research Technological University

Email: kushaeva-257@mail.ru
Cand. Econ. Sci., Head of the post-graduate and doctoral studies de- partment, Associate Professor of Economics and Management Department. 68, Karl Marx st., Kazan, Republic of Tatarstan, 420015, Russian Federation

Elena G. Kremneva

Polotsk State University

Email: e.kremneva@psu.by
Cand. Tech. Sci., Associate Professor of Building Structures Department. 29, Blokhina st., Novopolotsk, Vitebsk region, 211440, Republic of Belarus

References

  1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https:/www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174
  2. Кодекс Республики Беларусь об образовании от 13.01.2011 № 243-З (ред. от 18.07.2016) // Консультант Плюс. Республика Беларусь [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.consultant.ru/?utm_source=sps
  3. Вершинин И.В. Дискуссия об аспирантуре за рубежом // Наука. Инновации. Образование. - 2016. - № 2. - С. 133-155.
  4. Шестак В.П., Шестак Н.В. Аспирантура как третий уровень высшего образования: дискуссионное поле // Высшее образование в России. - 2015. - № 12. - С. 22-33.
  5. Райчук Д.Ю., Минина Н.В. О позиционировании аспирантуры в структуре высшего образования // Высшее образование в России. - 2016. - № 4 (200). - С. 33-41.
  6. Бедный Б.И. К вопросу о цели аспирантской подготовки (диссертация и квалификация) // Высшее образование в России. - 2016. - № 3. - С. 44-52.
  7. Указ Президента Республики Беларусь от 01.12.2011 № 561 (ред. от 20.01.2017)«О некоторых вопросах подготовки и аттестации научных работников высшей квалификации» (вместе с «Положением о подготовке научных работников высшей квалификации в Республике Беларусь») // Консультант Плюс. Республика Беларусь. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.consultant.ru/?utm_source=sps
  8. Постановление Министерства образования Республики Беларусь от 12.06.2012 № 62 «О перечне документов, представляемых лицами, поступающими в аспирантуру, докторантуру» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.etalonline.by/document/?regnum=w21226134&q_id=0
  9. Груздев И., Терентьев Е. Данные против мифов: результаты социологического исследования аспирантов ведущих вузов // Высшее образование в России. - 2017. - № 7. - С. 89-97.
  10. О состоянии и перспективах развития науки в Республике Беларусь по итогам 2018 года: Аналитический доклад / под ред. А.Г. Шумилина, В.Г. Гусакова. - Минск: ГУ «БелИСА», 2019. - С. 121.
  11. Подготовка научных кадров высшей квалификации в России // Информационно- статистический материал «Статистика науки и образования». - 2018. - Вып. 3.

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML

Copyright (c) 2020 Kushaeva E.R., Kremneva E.G.

Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License.

This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies