Потенциал дисциплины «Иностранный язык» для формирования гибких навыков студентов технических вузов
- Авторы: Меньшенина С.Г.1, Лабзина П.Г.1
-
Учреждения:
- Самарский государственный технический университет
- Выпуск: Том 16, № 2 (2019)
- Страницы: 105-118
- Раздел: Статьи
- URL: https://vestnik-pp.samgtu.ru/1991-8569/article/view/52385
- DOI: https://doi.org/10.17673/vsgtu-pps.2019.2.8
- ID: 52385
Цитировать
Полный текст
Аннотация
В настоящее время актуальность развития универсальных компетенций (soft skills) наряду с формированием профессиональных навыков (hard skills) обусловлена перспективными требованиями работодателей, быстро изменяющегося рынка труда и условиями профессиональной деятельности. Статья посвящена вопросу развития универсальных гибких навыков студентов технического профиля в процессе обучения иностранному языку в вузе. Авторы анализируют сущность и понятие гибких навыков в рамках предметной подготовки по иностранному языку. Подчеркивается, что развитие гибких навыков происходит путем целенаправленной работы по формированию критического системного и аналитического мышления. Предложен способ решения задачи по развитию гибких навыков при помощи спецкурса дисциплины «Иностранный язык». Подведены предварительные итоги экспериментальной работы, свидетельствующие о положительной динамике развития исследуемых навыков.
Полный текст
Введение В настоящее время подготовка специалистов технического профиля в России направлена на успешную реализацию в будущей профессии. Таким об- разом, задача высшего технического образования - подготовка специалиста, способного эффективно осуществлять функции профессиональной деятельности в современных условиях [1]. Однако до сих пор считается, что успех в профес- сиональной деятельности зависит от уровня профессиональной компетентности, под которой понимается «обладание совокупностью профессиональных знаний и опыта (компетенций), а также положительного отношения к работе, требуе- мых для эффективного выполнения рабочих обязанностей в определенной обла- сти деятельности» [2]. Эта точка зрения устарела. Современные тенденции тре- буют от специалистов быть мобильными, продуктивно взаимодействовать с окружающей средой, быть социально адаптированными и эффективными ком- муникаторами [3]. Это детерминировано динамичными изменениями современ- ных рабочих мест и требований работодателей. В связи с этим качество подготовки студентов технического профиля в вузе должно определяться сформированностью не только профессиональ- ных компетенцииn, но и универсальных, надпрофессиональных и, возможно, «нетрадиционных» для инженерного образования soft skills (гибких навыков). Именно гибкие навыки обеспечат качественное применение технических зна- ний и умений, полученных в результате образования в вузе. Следовательно, процесс обучения специалиста технического профиля должен быть ориенти- рован на такие аспекты, создающие возможности, которые позволят соответ- ствовать современным требованиям рынка труда, работодателей, националь- ным и международным стандартам [4]. Гибкие, или социально-психологические, навыки могут быть полезны во многих жизненных ситуациях. К ним относятся коммуникативные, лидерские, «мышленческие» навыки, умение работать в команде, навыки самоуправления. Однако тогда как овладение профессиональными навыками (hard skills) облегча- ется благодаря общему стандарту, единой программе обучения и системе оцен- ки, уровень гибких навыков достаточно трудно оценить, поскольку они включа- ет в себя менее измеримые элементы и сильно варьируются в зависимости от личностных качеств обучаемого и средового контекста. Дисциплина «Иностранный язык» обладает значительным потенциалом для формирования у студентов универсальных компетенций, ассоциированных с гибкими навыками. Освоение иностранного языка предоставляет возможности для разнообразного использования межпредметных связей, характеризуется нацеленностью на развитие личности и ее социальную адаптацию. Развитие универсальных языковых компетенций может способствовать развитию мышле- ния, аналитических и исследовательских навыков, умению критически осмыс- ливать явления, организовывать и осуществлять различные виды коммуникации, проектировать собственную деятельность, работать в команде, принимать реше- ния. Учеными доказано, что развитие гибких навыков в процессе обучения ино- странному языку в вузе дополняет профессиональную подготовку «универса- лизмом, позволяющим личности быстро адаптироваться и добиваться успеха в условиях волатильности, неопределенности, сложности и неоднозначности со- временного мира» [5]. Гибкие навыки могут быть усовершенствованы в результате средовых изменений и целенаправленного формирования. Так, потенциал дисциплины «Иностранный язык» может быть использован для работы над формировани- ем гибких навыков студентов, являясь средством развития мышления и ком- муникативных навыков, повышения уровня социализации в профессионально ориентированном дискурсе. Обзор литературы Уже в начале XX в своей книге, посвященной исследованию инженерного образования, Ч. Манн говорил о необходимости развития у будущих специа- листов таких навыков, которые мы сегодня называем soft skills. Исследования Гарвардского университета, Фонда Карнеги и Стэнфордского научно- исследовательского центра свидетельствует, что на 75-85 % успех в профес- сии определяется личностными качествами специалиста и лишь на 15-25 % зависит от его профессиональных навыков. Этот вывод основывается на ста- тистических данных, содержащихся в книге [6]. Исследования компании Google (2013, 2017) подтвердили мнение о том, что такие гибкие навыки, как умение общаться, слушать и понимать других, критически, аналитически и стратегически мыслить, определяют успех в карьере. Список наиболее востребованных компетенций 2020 года обсудили на международном экономическом форуме в Давосе в 2016 году. Были выделе- ны навыки решения сложных задач, критическое мышление, креативность, навыки работы в команде и эмоциональный интеллект. В соответствии с экс- пертным мнением П. Гриффина, набор навыков, необходимых всем специа- листам в любой стране, состоит их «4 C’s: Creative thinking (креативность), Collaborating (сотрудничество), Communicating (общение), Critical thinking (критическое мышление)» [7]. Данные отчета Организации экономического сотрудничества и развития (2015) позволяют сделать вывод об исключительной важности эмоциональ- ных и коммуникативных качеств будущего специалиста для его дальнейшего успеха [8]. Отмечается, что по отношению к академической успеваемости эти качества являются приоритетными, а развитию гибких навыков следует уде- лять такое же внимание, какое уделяется развитию профессиональных (hard skills) [9]. Эксперты утверждают, что система образования играет в этом про- цессе ключевую роль. Различные аспекты развития гибких навыков у студентов рассматривали зарубежные ученые: Чадха и Николас (2005), Бенкезер и Ньюслеттер (2004), Хангман и Алмекиндерз (2003), Сакстон (1996). В своих работах они подчер- кивают важность общих навыков в дополнение к техническим. Отечественные исследователи В. Шипилов, О. Биккулова, Д. Татаурщи- кова, В. Стародубцева, Н.А. Чечева, Н.В. Жадько, О.Л. Чуланова, Л.К. Саль- ная, Т.А. Яркова и другие изучили сущность и содержание, природу, условия развития и возможности формирования гибких навыков обучающихся. Несмотря на то, что проблема гибких навыков является актуальной и насущной для социально-педагогических наук, заметим, что до сих пор не существует универсального определения данного понятия. Что же понимает- ся под гибкими навыками? В переводе с английского языка soft skills обозна- чает «мягкие» или «гибкие» навыки. Оксфордский словарь трактует «гибкие навыки» как «личные качества, которые позволяют эффективно и гармонично взаимодействовать с другими людьми» [10], например эффективно решать профессиональные задачи или осуществлять продуктивную коммуникацию. В других словарях находим следующее определение: «совокупность соци- альных и коммуникативных навыков, позволяющих эффективно общаться и работать в команде» [11]. Soft skills называют «мягкими навыками» (Н.В. Жадько, Г.Б. Хасанова), «мягкими компетенциями» (А.И. Ивонина, О.Л. Чуланова, Ю.М. Давлетши- на), «социальными навыками» (Н.А. Вагапова) или «гибкими навыками» (Т.А. Яркова, И.И. Черкасова). В основном это происходит из-за того, что восприятие этих навыков отличается в зависимости от контекста. Ученые рассматривают гибкие навыки с точки зрения различных научных сфер и в рамках различных подходов. Также конкретный навык может считаться гибким в одной области и профессиональным (hard skill) в другой. Кроме того, различается понимание того, что следует признать гибкими навыками. Гибкие навыки - «комплекс неспециализированных, важных для карьеры надпрофессиональных навыков, которые отвечают за успешное уча- стие в рабочем процессе, высокую производительность и являются сквозны- ми, то есть не связаны с конкретной предметной областью» [12]. Гибкие навыки позволяют «находить общий язык с другими людьми, налаживать и поддерживать с ними связи, уметь доносить свои мысли» [13]. Для описа- ния гибких навыков И. Милевски использует концепцию эмоционального ин- теллекта, определяемую «способностью человека правильно считывать об- становку, улавливать то, в чем нуждаются другие люди, знать их сильные и слабые стороны» [14]. Такие социально ориентированные навыки, как «умение убеждать, находить подход к людям, лидировать, вести переговоры, работать в команде, управлять временем, быть эрудированным и креатив- ным», отражают суть гибких навыков [15]. Д. Татаурщикова делает вывод, что гибкие навыки - это «унифицирован- ные навыки и личные качества, способствующие повышению эффективности работы и взаимодействия с окружающими людьми» [16]. Об успехе в буду- щей профессиональной деятельности пишет Д. Гоулман. Он отмечает, что эффективность человека в профессии взаимосвязана с уровнем развития мяг- ких навыков. По его мнению, в этом состоит отличие «успешных специали- стов от неуспешных, эффективных организаций от неэффективных» [17]. Тогда как профессиональные навыки представляют собой конкретные академические навыки, опыт и уровень знаний, необходимых для выполне- ния обязанностей, гибкие навыки определяют подход к работе, жизненным проблемам, а также характеристики, которые сотрудники демонстрируют бессознательно и регулярно на работе [18]. Личностные результаты в овладении гибкими навыками в процессе обу- чения в вузе сосредоточены на когнитивном и эмоциональном развитии сту- дента, например на постановке технических задач и решении проблем, экспе- риментировании и получении новых знаний, системном, творческом и крити- ческом мышлении, профессиональной этике. Межличностные результаты обучения включают в себя умение индивидуального и группового взаимодей- ствия, такого как общение, работа в команде, лидерство [19]. Для нашего исследования значимым является мнение Т.Я. Ярковой, кото- рая полагает, что важными гибкими навыками специалиста можно считать «критичный характер мышления и активность; открытость всему новому и умение в нем ориентироваться; коммуникативные навыки; умение находить и обрабатывать информацию; желание и стремление постоянно самосовер- шенствоваться» [20]. Итак, гибкие навыки - социально-трудовая характеристика совокупности знаний, умений, навыков и мотивационных характеристик человека в различ- ных сферах, необходимых для успешного выполнения работы. В некоторой степени это является характеристикой готовности выпускника вуза к эффек- тивному труду в заданной ситуации на рабочем месте индивидуально или в команде. Однако результаты исследований В.И. Андреева, В.И. Загвязинского, М.М. Зиновкиной, В.Г. Рындак, А.П. Тряпицыной показали, что по оконча- нии вуза решать сложные профессиональные проблемы способна лишь не- значительная часть выпускников. Следовательно, процесс подготовки в тех- ническом вузе должен быть одновременно ориентирован на формирование профессиональных компетенций и передачу фундаментальных технических знаний, а также на развитие гибких навыков при помощи обучения мысли- тельной деятельности, что «позволит будущему выпускнику обеспечивать функционирование основных производственных процессов, оптимально управлять ситуацией, выстраивать командное взаимодействие, владеть гиб- кими креативными подходами в принятии решении» [21]. Иностранный язык обладает огромным образовательным потенциалом, способствуя развитию личностных качеств студентов (А.Н. Волкова, Е.И. Ла- тушко), формированию профессиональных умений будущих специалистов (Н.И. Гез, Е.А. Соколова), вносит существенный вклад в повышение качества профессионального образования (Г.К. Борозенец, Е.А. Зимина, Е.Г. Кашина, М.И. Солнышкина, Е.Н. Соловова) и может рассматриваться не только как учебная дисциплина, но и как средство получения ценной информации для интеллектуального развития и профессионального роста, улучшения мысли- тельных навыков. З.И. Клычникова, Г.В. Рогова, С.К. Фоломкина, Л.В. Щерба отмечали значимую роль иностранного языка в совершенствовании мысли- тельных операций. По нашему мнению, дисциплина «Иностранный язык» выступает в каче- стве эффективного средства не только профессиональной подготовки студен- тов, но и развития гибких навыков. Однако потенциал данной дисциплины в условиях современного вуза осознается и реализовывается недостаточно. Таким образом, становится очевидным, что помимо формирования ино- язычной речевой компетенции преподаватель должен уделять внимание ра- боте над такими гибкими навыками и «4 C’s способностями», как системное, критическое мышление и аналитические навыки. Материалы и методы Методология исследования включала в себя изучение проблемы развития гибких навыков и сбор информации по теме. Сначала был проведен обзор ме- тодической и педагогической литературы: книги, статьи, отчеты, документы, интернет-источники по теме исследования. Была установлена актуальность исследования. Следующий этап - проведение опроса, интервью, наблюдения и интерпретация результатов. Контент-анализ универсальных и профессиональных компетенций сту- дентов позволил определить, на какие гибкие навыки надо ориентировать це- ленаправленную работу. Определены средства развития гибких навыков. Экспериментальную работу проводили преподаватели Самарского государ- ственного технического университета на занятиях по иностранному языку со студентами-бакалаврами 2-го курса. Разработана программа спецкурса, наце- ленного на развитие критического, системного мышления и аналитических навыков. Пересмотрено и обновлено содержание дисциплины «Иностранный язык». Форма организации опытно-экспериментальной работы - практиче- ские занятия в рамках спецкурса в соответствии с технологической картой курса. В эксперименте принимали участие 44 студента и два преподавателя. Результаты исследования Первый этап эксперимента - подготовительная работа - заключался в анализе литературных источников по исследуемой теме, изучении опыта других преподавателей, наблюдении за учебной деятельностью студентов, изучении требований работодателей и рынка труда, опросе по теме значимо- сти гибких навыков. В опросе принимали участие 74 человека: эксперты, работодатели, пре- подаватели вуза и студенты. Большинство респондентов имеют представле- ние о гибких навыках в большей или меньшей степени. Для большинства студентов гибкие навыки не представляют значимости. Преподаватели и экс- перты (работодатели) отмечают несомненную важность гибких навыков для профессионального и личностного роста и успешной карьеры выпускника. Некоторые респонденты указывают на взаимосвязь между профессиональ- ными и гибкими навыками. В целом приходится признать, что целенаправ- ленная работа по развитию гибких навыков на занятиях в вузе не ведется. Основные выводы данного этапа определили направление опытно- экспериментальной работы. При осуществлении научного поиска решения проблемы развития гибких навыков в образовательном процессе отталкивались от анализа требований работодателей и современного рынка труда, требований ФГОС ВО, прове- денного в рамках исследования. Потенциальные работодатели утверждают, что большинство выпускников можно считать технически грамотными и да- же опытными, но им не хватает навыков аналитической работы и принятия решений, системного и критического мышления, тогда как в современном информационном обществе важной является способность получать информа- цию, анализировать и критически обрабатывать большие потоки данных, ис- пользовать и воспроизводить полученные данные, принимать обоснованные решения на их основе. Установили, что системное и критическое мышление необходимы для осуществления функций профессиональной деятельности при обработке информации в условиях увеличивающихся объемов информа- ционных потоков. Универсальные компетенции, формируемые в соответствии со стандар- том, включают в себя системное и критическое мышление выпускника. Осо- бую актуальность и значимость с переходом на ФГОС ВО 3++ приобретают следующие компетенции в контексте преподавания иностранного языка: осуществлять поиск, критический анализ и синтез информации, применять системный подход для решения поставленных задач (УК-1) [23]. Аналитиче- ские навыки необходимы для работы с информационными источниками и яв- ляются основой для принятия решений [22]. Эти навыки позволят выпускни- кам мыслить критически, творчески, инновационно и аналитически. В соот- ветствии с этим аспектом выпускники должны обладать способностью иден- тифицировать и анализировать сложную ситуацию, а также делать выводы и обоснованные оценки. Определен потенциал дисциплины «Иностранный язык» как педагогиче- ского средства развития заданных гибких навыков. Выявлено, что развитие системного и критического мышления, аналитических навыков студентов обусловлено процессом проблемного обучения на основе иноязычного дис- курса, который заключается в активизации мыслительных операций (экспли- кация, декодирование, девербализация), способствующих глубине, беглости, гибкости и оригинальности мышления в понимании и интерпретации профес- сионально значимой информации. Проблемное обучение предполагает посте- пенно усложняющийся характер учебно-познавательной деятельности (от стандартной - обучающей - поисковой - проблемной - к креативной). Воз- можности проблемного обучения содействуют развитию мышления студента технического вуза, стимулируют самопознание, познавательный интерес и активность, позволяют осознанно подходить к решению задач, глубоко по- нимать и осваивать учебные знания и способы деятельности, создают повы- шенную мотивацию обучения, а также предпосылки реализации себя в по- знании, образовательном процессе и последующей профессиональной твор- ческой деятельности [24]. Основной формой организации учебных занятий студентов были практи- ческие занятия, в ходе которых моделировались ситуации, требующие разре- шения поставленных задач, что способствовало формированию умений ана- лизировать, сравнивать, сопоставлять, классифицировать профессионально значимую информацию, а затем понимать ее и интерпретировать с целью применения полученных знаний на практике. Методико-технологический аспект программы включает технологию и методическое обеспечение процесса развития аналитических навыков, си- стемного, критического мышления студента технического вуза - технологи- ческую карту, методы проведения учебных занятий со студентами в процессе изучения спецкурса. Разработана программа спецкурса развития гибких навыков (системного, критического мышления и аналитических навыков) студента технического вуза на занятиях по иностранному языку. Данный спецкурс направлен на об- новление содержания дисциплины базового цикла - «Иностранный язык», актуализацию знаний студентов о понятиях «гибкие навыки», «системное мышление», «критическое мышление», «аналитические навыки», о совре- менных гуманитарных технологиях для развития гибких навыков в ходе ра- боты с научно-техническим дискурсом; на формирование умений и навыков самостоятельно анализировать и интерпретировать профессионально значи- мую информацию, видеть проблему, выдвигать гипотезу, разрабатывать соб- ственное решение познавательной задачи. Преподаватели Самарского государственного технического университета на занятиях по иностранному языку предприняли попытку целенаправленно- го и последовательного развития у студентов гибких навыков, востребован- ных работодателями. Спецкурс содержит проблемные ситуации и задания, нацеленные на развитие умений выполнять логические мыслительные опера- ции (анализ, синтез, сопоставление, обобщение, классификация). В ходе заня- тий задавалась направленность на формирование качеств, значимых для бу- дущей профессиональной деятельности, а именно гибкости мышления, уме- ния анализировать и сопоставлять факты, ориентироваться на решение новых проблем, прогнозировать, моделировать ситуацию. При целенаправленном формировании приемов умственной деятельно- сти, ведущих к повышению активности мышления студентов, развиваются такие качества мышления, как глубина и широта, быстрота, обстоятельность, систематичность, последовательность, критичность и самокритичность, гиб- кость. Вышеперечисленные качества позволяют анализировать и адекватно оценивать различные жизненные ситуации, мыслить нешаблонно, находить нестандартные решения проблем. Определены педагогические условия развития «мышленческих» навыков, которые позволяют повысить эффективность изучаемого процесса, а именно: включение студента в систему развивающего педагогического взаимодей- ствия «студент - педагог технического вуза»; целенаправленное изменение характера обучения: от адаптивно-репродуктивного к алгоритмично- эвристическому и рефлексивно-творческому в процессе декодирования, де- вербализации, экспликации, понимания и интерпретации иноязычного дис- курса; организация процесса решения проблемных ситуаций посредством гу- манитарных технологий коммуникативного характера. В рабочей среде под профессиональными навыками обычно понимаются технические процедуры или практические задачи, которые обычно легко наблюдать, количественно определять и измерять. Стандарты обучения таким навыкам отражены во ФГОС и закреплены в рабочих программах. В отличие от технических профессиональных навыков, обучение гибким навыкам не подчиняется учебным планам, хотя они необходимы выпускникам в трудовой жизни. Критерием оценки уровня развития мыслительных навыков, пред- ставляющих гибкие навыки, в нашем исследовании выступает уровень сфор- мированности навыков чтения профессионально-ориентированной литерату- ры и последующее использование полученной информации. Опытно-экспериментальная работа предполагала проверку эффективно- сти разработанной программы, направленной на развитие гибких навыков студентов технического вуза в соответствии выбранным методами и реализа- цией педагогических условий. Результативность экспериментальной работы была доказана при помощи сравнительного анализа данных, полученных на начальном этапе исследова- ния и по окончании его формирующего этапа. В ходе эксперимента проводи- лись контрольные срезы с целью определения уровня развития навыков мышления студента для проверки эффективности реализуемой программы, а также определения динамики развития исследуемого процесса. Данный эксперимент подтвердил необходимость развития навыков мышле- ния на занятиях по иностранному языку, потенциал дисциплины языка как сред- ства для развития гибких навыков студентов был доказан. Уровень осознанности в овладении мыслительными навыков у студентов возрос на 41 %, заинтересо- ванности в развитии гибких навыков - на 46 %. Диаграмма отражает положи- тельную динамику развития исследуемых навыков и свидетельствует об эффек- тивности выбранного средства и разработанного метода. Сравнительная динамика сформированности навыков системного и критического мышления, аналитических навыков на основе заданий по чтению (% выполнения заданий) Обсуждение и заключение Исследование доказывает, что в настоящее время существует нехватка профессионалов с развитыми гибкими навыками. Таким образом, формиро- вание надпрофессиональных компетенций выпускника - задача преподавате- ля высшей школы. Одним из эффективных способов является методически грамотная и последовательная работа на уроках иностранного языка. Это комплексная задача образовательного процесса в вузе, способствующая раз- витию навыков, которые определяют профессиональный успех будущего специалиста [9]. Именно поэтому мы считаем осознанную и целенаправлен- ную работу по формированию и развитию гибких навыков важным и пер- спективным направлением педагогической деятельности в техническом вузе.×
Об авторах
Светлана Григорьевна Меньшенина
Самарский государственный технический университет
Email: menshenina.mail@mail.ru
кандидат педагогических наук, доцент кафедры «Иностранные языки» 443100, Россия, г. Самара, ул. Молодогвардейская, 244
Полина Глебовна Лабзина
Самарский государственный технический университет
Email: labzinapg@mail.ru
кандидат педагогических наук, доцент кафедры «Иностранные языки» 443100, Россия, г. Самара, ул. Молодогвардейская, 244
Список литературы
- Сальная Л.К., Овчаренко В.П. О формировании универсальных компетенций студентов инженерного вуза cредствами дисциплины «Иностранный язык» // Филологические науки. Вопросы теории и практики. - Тамбов: Грамота, 2017. - № 6. Ч. 2. - С. 199-202. - URL: http://www.gramota.net/materials/2/2017/6- 2/60.html
- Безрукова В.С. Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога). - Екатеринбург, 2000.
- Шипилов В. Перечень навыков soft-skills и способы их развития [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.cfin.ru/management/people/dev_val/soft- skills.shtml.
- Вагапова Н.А., Доломанюк Л.В., Вагапов Г.В. Soft skills как необходимый компонент содержания инженерного образования // Педагогические науки. - 2016.
- Shakir R. Soft Skills at the Malaysian Institutes of Higher Learning. Asia Pacific Education Review, vol. 10(3), 309-315 pp. doi: 10.1007/s12564-009-9038-8.
- Развитие soft skills у курсантов в процессе обучения иностранному языку // Интернет-журнал «Мир науки». - 2018. - № 5. - URL: https://mir- nauki.com/PDF/73PDMN518.pdf
- Шилова С.А. Формирование гибких навыков средствами микрогрупповых форм работы при обучении иностранному языку в вузе // Известия Саратовского университета. Новая серия. Сер. Акмеология образования. Психология развития. - 2017. Т. 6, вып. 4 (24). - С. 374-380.
- Skills for Social Progress: The Power of Social and Emotional Skills OECD. Skills Studies, 2015, OECD Publishing, p. 140. http://dx.doi.org/10.1787/9789264226159-en
- Чечева Н.А. Развитие soft skills у курсантов в процессе обучения иностранному языку // Интернет-журнал «Мир науки». - 2018. - № 5. - URL: https://mir-nauki.com/PDF/73PDMN518.pdf
- Oxford English Dictionary. - 2nd edition. - Clarendon Press, 1989. - 624 c.
- Cambridge Dictionary. Available at: http://dictionary. cambridge.org/dictionary/english/soft-skills.
- Бацунов С.Н., Дереча И.И., Кунгурова И.М., Слизкова Е.В. Современные детерминанты развития soft skills // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2018. - № 4 - С. 198-207. - URL: http://e-koncept.ru/2018/ 181018.htm.
- Давидова В.В. Cлушать, говорить и договариваться: что такое soft skills и как их развивать. - URL: http://theoryandpractice.ru/posts/11719-soft-skills.
- Милевски И. Личностное развитие успешного человека. Принципы soft skills -гибких навыков человека. - URL: ecouniver.com
- Ивонина А.И., Чуланова О.Л., Давлетшина Ю.М. Современные направления теоретических и методических разработок в области управления: роль soft-skills и hard skills в профессиональном и карьерном развитии сотрудников // Интернет-журнал «Науковедение». - 2017. - Т. 9 (1). - C.1-18. URL: http://naukovedenie.ru/ PDF/90EVN117
- Татаурщикова Д. Soft skills. - URL: https://4brain.ru/blog/soft-skills
- Гоулман Д., Бояцис Р., Макки Э. Эмоциональное лидерство: искусство управления людьми на основе эмоционального интеллекта. - М.: Альпина Бизнес Букс, 2008. - 301 с.
- Wats M., Wats R.K. Developing Soft Skills in students. The International Journal of Learning, 2009, vol. 15, 1-10 pp. doi: 10.18848/1447-9494/CGP/v15i12/46032.
- Всемирная инициатива CDIO. Стандарты: инф.-метод. изд. / Пер. с анг. и ред. А.И. Чучалина, Т.С. Петровской, Е.С. Кулюкиной. - Томск: Изд-во Томского политехнического университета, 2011. - 17 с.
- Яркова Т.А., Черкасова И.И. Формирование гибких навыков у студентов в условиях реализации профессионального стандарта педагога // Вестник Тюменского государственного университета. Гуманитарные исследования. Humanitates. - 2016. - Т. 2. № 4. - С. 222-234. doi: 10.21684/2411-197X-2016-2-4-222-234.
- Mintzberg H. Managers Not MBAs: A Hard Look at the Soft Practice of Managing and Management Development. - Berrett-Coehler Publishers, 2004. - 463 р.
- Меньшенина С.Г. Формирование готовности к аналитической деятельности студентов - будущих специалистов по информационной и компьютерной безопасности: дис. … канд. пед. наук: 13.00.08. Самара, 2016. - 208 с.
- Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению бакалавриата. - URL: http://fgosvo.ru/support/139/139/45
- Лабзина П.Г. Познавательная задача как средство развития креативного мышления студента технического вуза: автореф. дис. … канд. пед. наук: 13.00.08 / Лабзина Полина Глебовна. - Оренбург, 2014. - 23 с.
Дополнительные файлы
