Educational potential of “Foreign Language” course to develop soft skills of technical students



Cite item

Full Text

Abstract

Currently the relevance of the development of students’ universal competencies (soft skills) along with the formation of their professional (hard skills) skills is determined by employers’ requirements, rapidly changing labor market and terms of professional activity. The article deals with the students of technical majors soft skills developmentin course foreign language instruction. The authors analyze the essence and the concept of soft skills in frames of foreign language university training. The authors highlight that soft skills development occurs through focused and purposeful work on critical, system and analytical thinking skills. A special course of the discipline "Foreign Language" is designed by the authors. The preliminary results of the experimental work demonstrate that positive dynamics of skills development has been observed.

Full Text

Введение В настоящее время подготовка специалистов технического профиля в России направлена на успешную реализацию в будущей профессии. Таким об- разом, задача высшего технического образования - подготовка специалиста, способного эффективно осуществлять функции профессиональной деятельности в современных условиях [1]. Однако до сих пор считается, что успех в профес- сиональной деятельности зависит от уровня профессиональной компетентности, под которой понимается «обладание совокупностью профессиональных знаний и опыта (компетенций), а также положительного отношения к работе, требуе- мых для эффективного выполнения рабочих обязанностей в определенной обла- сти деятельности» [2]. Эта точка зрения устарела. Современные тенденции тре- буют от специалистов быть мобильными, продуктивно взаимодействовать с окружающей средой, быть социально адаптированными и эффективными ком- муникаторами [3]. Это детерминировано динамичными изменениями современ- ных рабочих мест и требований работодателей. В связи с этим качество подготовки студентов технического профиля в вузе должно определяться сформированностью не только профессиональ- ных компетенцииn, но и универсальных, надпрофессиональных и, возможно, «нетрадиционных» для инженерного образования soft skills (гибких навыков). Именно гибкие навыки обеспечат качественное применение технических зна- ний и умений, полученных в результате образования в вузе. Следовательно, процесс обучения специалиста технического профиля должен быть ориенти- рован на такие аспекты, создающие возможности, которые позволят соответ- ствовать современным требованиям рынка труда, работодателей, националь- ным и международным стандартам [4]. Гибкие, или социально-психологические, навыки могут быть полезны во многих жизненных ситуациях. К ним относятся коммуникативные, лидерские, «мышленческие» навыки, умение работать в команде, навыки самоуправления. Однако тогда как овладение профессиональными навыками (hard skills) облегча- ется благодаря общему стандарту, единой программе обучения и системе оцен- ки, уровень гибких навыков достаточно трудно оценить, поскольку они включа- ет в себя менее измеримые элементы и сильно варьируются в зависимости от личностных качеств обучаемого и средового контекста. Дисциплина «Иностранный язык» обладает значительным потенциалом для формирования у студентов универсальных компетенций, ассоциированных с гибкими навыками. Освоение иностранного языка предоставляет возможности для разнообразного использования межпредметных связей, характеризуется нацеленностью на развитие личности и ее социальную адаптацию. Развитие универсальных языковых компетенций может способствовать развитию мышле- ния, аналитических и исследовательских навыков, умению критически осмыс- ливать явления, организовывать и осуществлять различные виды коммуникации, проектировать собственную деятельность, работать в команде, принимать реше- ния. Учеными доказано, что развитие гибких навыков в процессе обучения ино- странному языку в вузе дополняет профессиональную подготовку «универса- лизмом, позволяющим личности быстро адаптироваться и добиваться успеха в условиях волатильности, неопределенности, сложности и неоднозначности со- временного мира» [5]. Гибкие навыки могут быть усовершенствованы в результате средовых изменений и целенаправленного формирования. Так, потенциал дисциплины «Иностранный язык» может быть использован для работы над формировани- ем гибких навыков студентов, являясь средством развития мышления и ком- муникативных навыков, повышения уровня социализации в профессионально ориентированном дискурсе. Обзор литературы Уже в начале XX в своей книге, посвященной исследованию инженерного образования, Ч. Манн говорил о необходимости развития у будущих специа- листов таких навыков, которые мы сегодня называем soft skills. Исследования Гарвардского университета, Фонда Карнеги и Стэнфордского научно- исследовательского центра свидетельствует, что на 75-85 % успех в профес- сии определяется личностными качествами специалиста и лишь на 15-25 % зависит от его профессиональных навыков. Этот вывод основывается на ста- тистических данных, содержащихся в книге [6]. Исследования компании Google (2013, 2017) подтвердили мнение о том, что такие гибкие навыки, как умение общаться, слушать и понимать других, критически, аналитически и стратегически мыслить, определяют успех в карьере. Список наиболее востребованных компетенций 2020 года обсудили на международном экономическом форуме в Давосе в 2016 году. Были выделе- ны навыки решения сложных задач, критическое мышление, креативность, навыки работы в команде и эмоциональный интеллект. В соответствии с экс- пертным мнением П. Гриффина, набор навыков, необходимых всем специа- листам в любой стране, состоит их «4 C’s: Creative thinking (креативность), Collaborating (сотрудничество), Communicating (общение), Critical thinking (критическое мышление)» [7]. Данные отчета Организации экономического сотрудничества и развития (2015) позволяют сделать вывод об исключительной важности эмоциональ- ных и коммуникативных качеств будущего специалиста для его дальнейшего успеха [8]. Отмечается, что по отношению к академической успеваемости эти качества являются приоритетными, а развитию гибких навыков следует уде- лять такое же внимание, какое уделяется развитию профессиональных (hard skills) [9]. Эксперты утверждают, что система образования играет в этом про- цессе ключевую роль. Различные аспекты развития гибких навыков у студентов рассматривали зарубежные ученые: Чадха и Николас (2005), Бенкезер и Ньюслеттер (2004), Хангман и Алмекиндерз (2003), Сакстон (1996). В своих работах они подчер- кивают важность общих навыков в дополнение к техническим. Отечественные исследователи В. Шипилов, О. Биккулова, Д. Татаурщи- кова, В. Стародубцева, Н.А. Чечева, Н.В. Жадько, О.Л. Чуланова, Л.К. Саль- ная, Т.А. Яркова и другие изучили сущность и содержание, природу, условия развития и возможности формирования гибких навыков обучающихся. Несмотря на то, что проблема гибких навыков является актуальной и насущной для социально-педагогических наук, заметим, что до сих пор не существует универсального определения данного понятия. Что же понимает- ся под гибкими навыками? В переводе с английского языка soft skills обозна- чает «мягкие» или «гибкие» навыки. Оксфордский словарь трактует «гибкие навыки» как «личные качества, которые позволяют эффективно и гармонично взаимодействовать с другими людьми» [10], например эффективно решать профессиональные задачи или осуществлять продуктивную коммуникацию. В других словарях находим следующее определение: «совокупность соци- альных и коммуникативных навыков, позволяющих эффективно общаться и работать в команде» [11]. Soft skills называют «мягкими навыками» (Н.В. Жадько, Г.Б. Хасанова), «мягкими компетенциями» (А.И. Ивонина, О.Л. Чуланова, Ю.М. Давлетши- на), «социальными навыками» (Н.А. Вагапова) или «гибкими навыками» (Т.А. Яркова, И.И. Черкасова). В основном это происходит из-за того, что восприятие этих навыков отличается в зависимости от контекста. Ученые рассматривают гибкие навыки с точки зрения различных научных сфер и в рамках различных подходов. Также конкретный навык может считаться гибким в одной области и профессиональным (hard skill) в другой. Кроме того, различается понимание того, что следует признать гибкими навыками. Гибкие навыки - «комплекс неспециализированных, важных для карьеры надпрофессиональных навыков, которые отвечают за успешное уча- стие в рабочем процессе, высокую производительность и являются сквозны- ми, то есть не связаны с конкретной предметной областью» [12]. Гибкие навыки позволяют «находить общий язык с другими людьми, налаживать и поддерживать с ними связи, уметь доносить свои мысли» [13]. Для описа- ния гибких навыков И. Милевски использует концепцию эмоционального ин- теллекта, определяемую «способностью человека правильно считывать об- становку, улавливать то, в чем нуждаются другие люди, знать их сильные и слабые стороны» [14]. Такие социально ориентированные навыки, как «умение убеждать, находить подход к людям, лидировать, вести переговоры, работать в команде, управлять временем, быть эрудированным и креатив- ным», отражают суть гибких навыков [15]. Д. Татаурщикова делает вывод, что гибкие навыки - это «унифицирован- ные навыки и личные качества, способствующие повышению эффективности работы и взаимодействия с окружающими людьми» [16]. Об успехе в буду- щей профессиональной деятельности пишет Д. Гоулман. Он отмечает, что эффективность человека в профессии взаимосвязана с уровнем развития мяг- ких навыков. По его мнению, в этом состоит отличие «успешных специали- стов от неуспешных, эффективных организаций от неэффективных» [17]. Тогда как профессиональные навыки представляют собой конкретные академические навыки, опыт и уровень знаний, необходимых для выполне- ния обязанностей, гибкие навыки определяют подход к работе, жизненным проблемам, а также характеристики, которые сотрудники демонстрируют бессознательно и регулярно на работе [18]. Личностные результаты в овладении гибкими навыками в процессе обу- чения в вузе сосредоточены на когнитивном и эмоциональном развитии сту- дента, например на постановке технических задач и решении проблем, экспе- риментировании и получении новых знаний, системном, творческом и крити- ческом мышлении, профессиональной этике. Межличностные результаты обучения включают в себя умение индивидуального и группового взаимодей- ствия, такого как общение, работа в команде, лидерство [19]. Для нашего исследования значимым является мнение Т.Я. Ярковой, кото- рая полагает, что важными гибкими навыками специалиста можно считать «критичный характер мышления и активность; открытость всему новому и умение в нем ориентироваться; коммуникативные навыки; умение находить и обрабатывать информацию; желание и стремление постоянно самосовер- шенствоваться» [20]. Итак, гибкие навыки - социально-трудовая характеристика совокупности знаний, умений, навыков и мотивационных характеристик человека в различ- ных сферах, необходимых для успешного выполнения работы. В некоторой степени это является характеристикой готовности выпускника вуза к эффек- тивному труду в заданной ситуации на рабочем месте индивидуально или в команде. Однако результаты исследований В.И. Андреева, В.И. Загвязинского, М.М. Зиновкиной, В.Г. Рындак, А.П. Тряпицыной показали, что по оконча- нии вуза решать сложные профессиональные проблемы способна лишь не- значительная часть выпускников. Следовательно, процесс подготовки в тех- ническом вузе должен быть одновременно ориентирован на формирование профессиональных компетенций и передачу фундаментальных технических знаний, а также на развитие гибких навыков при помощи обучения мысли- тельной деятельности, что «позволит будущему выпускнику обеспечивать функционирование основных производственных процессов, оптимально управлять ситуацией, выстраивать командное взаимодействие, владеть гиб- кими креативными подходами в принятии решении» [21]. Иностранный язык обладает огромным образовательным потенциалом, способствуя развитию личностных качеств студентов (А.Н. Волкова, Е.И. Ла- тушко), формированию профессиональных умений будущих специалистов (Н.И. Гез, Е.А. Соколова), вносит существенный вклад в повышение качества профессионального образования (Г.К. Борозенец, Е.А. Зимина, Е.Г. Кашина, М.И. Солнышкина, Е.Н. Соловова) и может рассматриваться не только как учебная дисциплина, но и как средство получения ценной информации для интеллектуального развития и профессионального роста, улучшения мысли- тельных навыков. З.И. Клычникова, Г.В. Рогова, С.К. Фоломкина, Л.В. Щерба отмечали значимую роль иностранного языка в совершенствовании мысли- тельных операций. По нашему мнению, дисциплина «Иностранный язык» выступает в каче- стве эффективного средства не только профессиональной подготовки студен- тов, но и развития гибких навыков. Однако потенциал данной дисциплины в условиях современного вуза осознается и реализовывается недостаточно. Таким образом, становится очевидным, что помимо формирования ино- язычной речевой компетенции преподаватель должен уделять внимание ра- боте над такими гибкими навыками и «4 C’s способностями», как системное, критическое мышление и аналитические навыки. Материалы и методы Методология исследования включала в себя изучение проблемы развития гибких навыков и сбор информации по теме. Сначала был проведен обзор ме- тодической и педагогической литературы: книги, статьи, отчеты, документы, интернет-источники по теме исследования. Была установлена актуальность исследования. Следующий этап - проведение опроса, интервью, наблюдения и интерпретация результатов. Контент-анализ универсальных и профессиональных компетенций сту- дентов позволил определить, на какие гибкие навыки надо ориентировать це- ленаправленную работу. Определены средства развития гибких навыков. Экспериментальную работу проводили преподаватели Самарского государ- ственного технического университета на занятиях по иностранному языку со студентами-бакалаврами 2-го курса. Разработана программа спецкурса, наце- ленного на развитие критического, системного мышления и аналитических навыков. Пересмотрено и обновлено содержание дисциплины «Иностранный язык». Форма организации опытно-экспериментальной работы - практиче- ские занятия в рамках спецкурса в соответствии с технологической картой курса. В эксперименте принимали участие 44 студента и два преподавателя. Результаты исследования Первый этап эксперимента - подготовительная работа - заключался в анализе литературных источников по исследуемой теме, изучении опыта других преподавателей, наблюдении за учебной деятельностью студентов, изучении требований работодателей и рынка труда, опросе по теме значимо- сти гибких навыков. В опросе принимали участие 74 человека: эксперты, работодатели, пре- подаватели вуза и студенты. Большинство респондентов имеют представле- ние о гибких навыках в большей или меньшей степени. Для большинства студентов гибкие навыки не представляют значимости. Преподаватели и экс- перты (работодатели) отмечают несомненную важность гибких навыков для профессионального и личностного роста и успешной карьеры выпускника. Некоторые респонденты указывают на взаимосвязь между профессиональ- ными и гибкими навыками. В целом приходится признать, что целенаправ- ленная работа по развитию гибких навыков на занятиях в вузе не ведется. Основные выводы данного этапа определили направление опытно- экспериментальной работы. При осуществлении научного поиска решения проблемы развития гибких навыков в образовательном процессе отталкивались от анализа требований работодателей и современного рынка труда, требований ФГОС ВО, прове- денного в рамках исследования. Потенциальные работодатели утверждают, что большинство выпускников можно считать технически грамотными и да- же опытными, но им не хватает навыков аналитической работы и принятия решений, системного и критического мышления, тогда как в современном информационном обществе важной является способность получать информа- цию, анализировать и критически обрабатывать большие потоки данных, ис- пользовать и воспроизводить полученные данные, принимать обоснованные решения на их основе. Установили, что системное и критическое мышление необходимы для осуществления функций профессиональной деятельности при обработке информации в условиях увеличивающихся объемов информа- ционных потоков. Универсальные компетенции, формируемые в соответствии со стандар- том, включают в себя системное и критическое мышление выпускника. Осо- бую актуальность и значимость с переходом на ФГОС ВО 3++ приобретают следующие компетенции в контексте преподавания иностранного языка: осуществлять поиск, критический анализ и синтез информации, применять системный подход для решения поставленных задач (УК-1) [23]. Аналитиче- ские навыки необходимы для работы с информационными источниками и яв- ляются основой для принятия решений [22]. Эти навыки позволят выпускни- кам мыслить критически, творчески, инновационно и аналитически. В соот- ветствии с этим аспектом выпускники должны обладать способностью иден- тифицировать и анализировать сложную ситуацию, а также делать выводы и обоснованные оценки. Определен потенциал дисциплины «Иностранный язык» как педагогиче- ского средства развития заданных гибких навыков. Выявлено, что развитие системного и критического мышления, аналитических навыков студентов обусловлено процессом проблемного обучения на основе иноязычного дис- курса, который заключается в активизации мыслительных операций (экспли- кация, декодирование, девербализация), способствующих глубине, беглости, гибкости и оригинальности мышления в понимании и интерпретации профес- сионально значимой информации. Проблемное обучение предполагает посте- пенно усложняющийся характер учебно-познавательной деятельности (от стандартной - обучающей - поисковой - проблемной - к креативной). Воз- можности проблемного обучения содействуют развитию мышления студента технического вуза, стимулируют самопознание, познавательный интерес и активность, позволяют осознанно подходить к решению задач, глубоко по- нимать и осваивать учебные знания и способы деятельности, создают повы- шенную мотивацию обучения, а также предпосылки реализации себя в по- знании, образовательном процессе и последующей профессиональной твор- ческой деятельности [24]. Основной формой организации учебных занятий студентов были практи- ческие занятия, в ходе которых моделировались ситуации, требующие разре- шения поставленных задач, что способствовало формированию умений ана- лизировать, сравнивать, сопоставлять, классифицировать профессионально значимую информацию, а затем понимать ее и интерпретировать с целью применения полученных знаний на практике. Методико-технологический аспект программы включает технологию и методическое обеспечение процесса развития аналитических навыков, си- стемного, критического мышления студента технического вуза - технологи- ческую карту, методы проведения учебных занятий со студентами в процессе изучения спецкурса. Разработана программа спецкурса развития гибких навыков (системного, критического мышления и аналитических навыков) студента технического вуза на занятиях по иностранному языку. Данный спецкурс направлен на об- новление содержания дисциплины базового цикла - «Иностранный язык», актуализацию знаний студентов о понятиях «гибкие навыки», «системное мышление», «критическое мышление», «аналитические навыки», о совре- менных гуманитарных технологиях для развития гибких навыков в ходе ра- боты с научно-техническим дискурсом; на формирование умений и навыков самостоятельно анализировать и интерпретировать профессионально значи- мую информацию, видеть проблему, выдвигать гипотезу, разрабатывать соб- ственное решение познавательной задачи. Преподаватели Самарского государственного технического университета на занятиях по иностранному языку предприняли попытку целенаправленно- го и последовательного развития у студентов гибких навыков, востребован- ных работодателями. Спецкурс содержит проблемные ситуации и задания, нацеленные на развитие умений выполнять логические мыслительные опера- ции (анализ, синтез, сопоставление, обобщение, классификация). В ходе заня- тий задавалась направленность на формирование качеств, значимых для бу- дущей профессиональной деятельности, а именно гибкости мышления, уме- ния анализировать и сопоставлять факты, ориентироваться на решение новых проблем, прогнозировать, моделировать ситуацию. При целенаправленном формировании приемов умственной деятельно- сти, ведущих к повышению активности мышления студентов, развиваются такие качества мышления, как глубина и широта, быстрота, обстоятельность, систематичность, последовательность, критичность и самокритичность, гиб- кость. Вышеперечисленные качества позволяют анализировать и адекватно оценивать различные жизненные ситуации, мыслить нешаблонно, находить нестандартные решения проблем. Определены педагогические условия развития «мышленческих» навыков, которые позволяют повысить эффективность изучаемого процесса, а именно: включение студента в систему развивающего педагогического взаимодей- ствия «студент - педагог технического вуза»; целенаправленное изменение характера обучения: от адаптивно-репродуктивного к алгоритмично- эвристическому и рефлексивно-творческому в процессе декодирования, де- вербализации, экспликации, понимания и интерпретации иноязычного дис- курса; организация процесса решения проблемных ситуаций посредством гу- манитарных технологий коммуникативного характера. В рабочей среде под профессиональными навыками обычно понимаются технические процедуры или практические задачи, которые обычно легко наблюдать, количественно определять и измерять. Стандарты обучения таким навыкам отражены во ФГОС и закреплены в рабочих программах. В отличие от технических профессиональных навыков, обучение гибким навыкам не подчиняется учебным планам, хотя они необходимы выпускникам в трудовой жизни. Критерием оценки уровня развития мыслительных навыков, пред- ставляющих гибкие навыки, в нашем исследовании выступает уровень сфор- мированности навыков чтения профессионально-ориентированной литерату- ры и последующее использование полученной информации. Опытно-экспериментальная работа предполагала проверку эффективно- сти разработанной программы, направленной на развитие гибких навыков студентов технического вуза в соответствии выбранным методами и реализа- цией педагогических условий. Результативность экспериментальной работы была доказана при помощи сравнительного анализа данных, полученных на начальном этапе исследова- ния и по окончании его формирующего этапа. В ходе эксперимента проводи- лись контрольные срезы с целью определения уровня развития навыков мышления студента для проверки эффективности реализуемой программы, а также определения динамики развития исследуемого процесса. Данный эксперимент подтвердил необходимость развития навыков мышле- ния на занятиях по иностранному языку, потенциал дисциплины языка как сред- ства для развития гибких навыков студентов был доказан. Уровень осознанности в овладении мыслительными навыков у студентов возрос на 41 %, заинтересо- ванности в развитии гибких навыков - на 46 %. Диаграмма отражает положи- тельную динамику развития исследуемых навыков и свидетельствует об эффек- тивности выбранного средства и разработанного метода. Сравнительная динамика сформированности навыков системного и критического мышления, аналитических навыков на основе заданий по чтению (% выполнения заданий) Обсуждение и заключение Исследование доказывает, что в настоящее время существует нехватка профессионалов с развитыми гибкими навыками. Таким образом, формиро- вание надпрофессиональных компетенций выпускника - задача преподавате- ля высшей школы. Одним из эффективных способов является методически грамотная и последовательная работа на уроках иностранного языка. Это комплексная задача образовательного процесса в вузе, способствующая раз- витию навыков, которые определяют профессиональный успех будущего специалиста [9]. Именно поэтому мы считаем осознанную и целенаправлен- ную работу по формированию и развитию гибких навыков важным и пер- спективным направлением педагогической деятельности в техническом вузе.
×

About the authors

Svetlana G. Menshenina

Samara State Technical University

Email: menshenina.mail@mail.ru
Cand. Ped. Sci., Associate Professor of Foreign Languages Department 244, Molodogvardeiskaya str., Samara, Russia, 443100

Polina G. Labzina

Samara State Technical University

Email: labzinapg@mail.ru
Cand. Ped. Sci., Associate Professor of Foreign Languages Department. 244, Molodogvardeiskaya str., Samara, Russia, 443100

References

  1. Сальная Л.К., Овчаренко В.П. О формировании универсальных компетенций студентов инженерного вуза cредствами дисциплины «Иностранный язык» // Филологические науки. Вопросы теории и практики. - Тамбов: Грамота, 2017. - № 6. Ч. 2. - С. 199-202. - URL: http://www.gramota.net/materials/2/2017/6- 2/60.html
  2. Безрукова В.С. Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога). - Екатеринбург, 2000.
  3. Шипилов В. Перечень навыков soft-skills и способы их развития [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.cfin.ru/management/people/dev_val/soft- skills.shtml.
  4. Вагапова Н.А., Доломанюк Л.В., Вагапов Г.В. Soft skills как необходимый компонент содержания инженерного образования // Педагогические науки. - 2016.
  5. Shakir R. Soft Skills at the Malaysian Institutes of Higher Learning. Asia Pacific Education Review, vol. 10(3), 309-315 pp. doi: 10.1007/s12564-009-9038-8.
  6. Развитие soft skills у курсантов в процессе обучения иностранному языку // Интернет-журнал «Мир науки». - 2018. - № 5. - URL: https://mir- nauki.com/PDF/73PDMN518.pdf
  7. Шилова С.А. Формирование гибких навыков средствами микрогрупповых форм работы при обучении иностранному языку в вузе // Известия Саратовского университета. Новая серия. Сер. Акмеология образования. Психология развития. - 2017. Т. 6, вып. 4 (24). - С. 374-380.
  8. Skills for Social Progress: The Power of Social and Emotional Skills OECD. Skills Studies, 2015, OECD Publishing, p. 140. http://dx.doi.org/10.1787/9789264226159-en
  9. Чечева Н.А. Развитие soft skills у курсантов в процессе обучения иностранному языку // Интернет-журнал «Мир науки». - 2018. - № 5. - URL: https://mir-nauki.com/PDF/73PDMN518.pdf
  10. Oxford English Dictionary. - 2nd edition. - Clarendon Press, 1989. - 624 c.
  11. Cambridge Dictionary. Available at: http://dictionary. cambridge.org/dictionary/english/soft-skills.
  12. Бацунов С.Н., Дереча И.И., Кунгурова И.М., Слизкова Е.В. Современные детерминанты развития soft skills // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2018. - № 4 - С. 198-207. - URL: http://e-koncept.ru/2018/ 181018.htm.
  13. Давидова В.В. Cлушать, говорить и договариваться: что такое soft skills и как их развивать. - URL: http://theoryandpractice.ru/posts/11719-soft-skills.
  14. Милевски И. Личностное развитие успешного человека. Принципы soft skills -гибких навыков человека. - URL: ecouniver.com
  15. Ивонина А.И., Чуланова О.Л., Давлетшина Ю.М. Современные направления теоретических и методических разработок в области управления: роль soft-skills и hard skills в профессиональном и карьерном развитии сотрудников // Интернет-журнал «Науковедение». - 2017. - Т. 9 (1). - C.1-18. URL: http://naukovedenie.ru/ PDF/90EVN117
  16. Татаурщикова Д. Soft skills. - URL: https://4brain.ru/blog/soft-skills
  17. Гоулман Д., Бояцис Р., Макки Э. Эмоциональное лидерство: искусство управления людьми на основе эмоционального интеллекта. - М.: Альпина Бизнес Букс, 2008. - 301 с.
  18. Wats M., Wats R.K. Developing Soft Skills in students. The International Journal of Learning, 2009, vol. 15, 1-10 pp. doi: 10.18848/1447-9494/CGP/v15i12/46032.
  19. Всемирная инициатива CDIO. Стандарты: инф.-метод. изд. / Пер. с анг. и ред. А.И. Чучалина, Т.С. Петровской, Е.С. Кулюкиной. - Томск: Изд-во Томского политехнического университета, 2011. - 17 с.
  20. Яркова Т.А., Черкасова И.И. Формирование гибких навыков у студентов в условиях реализации профессионального стандарта педагога // Вестник Тюменского государственного университета. Гуманитарные исследования. Humanitates. - 2016. - Т. 2. № 4. - С. 222-234. doi: 10.21684/2411-197X-2016-2-4-222-234.
  21. Mintzberg H. Managers Not MBAs: A Hard Look at the Soft Practice of Managing and Management Development. - Berrett-Coehler Publishers, 2004. - 463 р.
  22. Меньшенина С.Г. Формирование готовности к аналитической деятельности студентов - будущих специалистов по информационной и компьютерной безопасности: дис. … канд. пед. наук: 13.00.08. Самара, 2016. - 208 с.
  23. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению бакалавриата. - URL: http://fgosvo.ru/support/139/139/45
  24. Лабзина П.Г. Познавательная задача как средство развития креативного мышления студента технического вуза: автореф. дис. … канд. пед. наук: 13.00.08 / Лабзина Полина Глебовна. - Оренбург, 2014. - 23 с.

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML

Copyright (c) 2019 Menshenina S.G., Labzina P.G.

Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License.

This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies