Анализ итогов проведения областного конкурса исследовательских проектов школьников с применением современных инфокоммуникационных технологий



Цитировать

Полный текст

Аннотация

Рассматриваются отдельные вопросы реализации одного из приоритетных направлений государственной политики - работы с творчески одаренной молодежью. Выстроенная система мероприятий по выявлению и развитию творчески одаренной молодежи в сфере науки, техники и технологий и инновационному развитию Самарской области позволила определить задачи и направления конкурсов исследовательских проектов обучающихся образовательных организаций, в частности конкурса «Взлет». Осуществлен анализ проведения в Самарской области областного конкурса исследовательских проектов в течение трех лет. Даны количественные характеристики показателей конкурса, которые могут привести к качественным оценкам, а именно данные по количеству участников, количеству направлений и распределению проектов по ним, информация по руководителям проектов, образовательным организациям, лауреатам и призерам. Проанализирована динамика предлагаемой тематики проектных исследований с применением современных инфокоммуникационных технологий. Рассмотрены данные по количеству участников, начавших работу над проектами и завершивших свои проекты. Рассматриваются перспективы дальнейшего проведения конкурса.

Полный текст

Введение Одним из приоритетных направлений государственной политики в нашей стране является работа с творчески одаренной молодежью. Об этом свиде- тельствует целый ряд законопроектов, принятых на самом высоком уровне [1-4], огромное количество публикаций в средствах массовой информации, а также количество и популярность всевозможных конкурсов, фестивалей и других проектов. Не отстает от этого процесса и Самарская область, расположенная в «са- мом сердце» России. В 2013 году был создан Координационный совет по ра- боте с одаренной молодежью в сфере науки и техники при Администрации губернатора Самарской области, который был частично модернизирован в 2016 году и, вероятно, получит новый состав в 2019 году [5, 6]. Одним из основных документов, определяющих направление работы координационно- го совета, стала «Концепция Единой Самарской областной системы мер по выявлению и развитию творчески одаренной молодежи в сфере науки, техни- ки и технологий и инновационному развитию Самарской области» [7]. Обзор литературы Опираясь на определение, данное Д.Б. Богоявленской с коллективом со- авторов, под творческой одаренностью мы понимаем системное, разнообраз- ное качество, характеризующее психику в целом. Одаренность - это систем- ное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких по сравнению с другими людьми незаурядных результатов в одном или нескольких видах деятельно- сти [8]. Там же находим, что одаренность выявляется в процессе продуктив- ной деятельности. В Самарской области начиная с 2015 года формируется «Единая Самар- ская областная система мер по выявлению и развитию творчески одаренной молодежи в сфере науки, техники и технологий и инновационному развитию Самарской области» (далее - система). Система использует специально орга- низованную инфокоммуникационную среду. Техническая поддержка осу- ществляется с помощью интернет-платформы, расположенной по адресу http://creative-youth.ru/ [9]. Одной из составных частей системы стал «Взлет» - областной конкурс ис- следовательских проектов обучающихся образовательных организаций Самар- кой области (далее - конкурс). Организатором конкурса является Министерство образования и науки Самарской области, а непосредственным исполнителем стала межвузовская кафедра информационных и развивающих образовательных систем и технологий (далее - кафедра), созданная на базе опорного вуза региона Самарского государственного технического университета [9]. Результаты исследования Конкурс проводится уже три года и включает в себя три этапа: школьный, окружной и региональный. Региональный этап состоит из двух туров: дистанционного и очного. Организатором регионального этапа является кафед- ра. В рамках проведения конкурса кафедра ведет формирование: актуальной научной тематики для выполнения исследовательских про- ектов участниками конкурса; данных непрерывного мониторинга выполнения проектов и методиче- скую поддержку для участников конкурса; пула экспертов из числа ведущих специалистов в своей области знаний по направлениям конкурса; губернаторского реестра творчески одаренной молодежи в сфере науки и техники [10]. Отличительной чертой дистанционного тура является то, что он прово- дится с помощью специально разработанной инфокоммуникационной систе- мы [11, 12]. Свой исследовательский проект может отправить любой зареги- стрированный в инфокоммуникационной системе участник вне зависимости от своей успешности на школьном или окружном этапе. За успешность в школьном и окружном этапах участнику добавляются баллы к экспертной оценке его проекта. Некоторые числовые характеристики конкурса приведе- ны в табл. 1. Эти данные говорят о примерном количестве творчески мотиви- рованных учащихся из образовательных организаций Самарской области, а также о том, что значительная часть творчески одаренных учащихся прожи- вает не только в крупной самарско-тольяттинской агломерации, но и в том числе в оставшейся части Самарской области. Кроме того, из таблицы видно, что за два года более чем в два раза увеличилось количество предложенной тематики для исследований. Также удалость показать хорошую динамику ро- ста процента завершивших и представивших свои исследовательские проекты на конкурс от участников, начавших выполнять исследования. Числовые характеристики конкурса Таблица 1 Характеристики конкурса Учебные года 2015/16 2016/17 2017/18 Количество предложенных тем исследований 586 1528 2182 Количество секций 8 20 20 Количество заседаний секций 8 20 27 Количество начавших работу над проектами 357 1502 1594 Количество представленных законченных проектов, в т.ч.: 181 890 1011 - из Самары, Тольятти 47 368 416 - не из Самары, Тольятти 134 522 595 Процент завершивших проект от начавших 50 60 63 Секции конкурса можно объединить в три крупных направления: есте- ственнонаучное, техническое и социогуманитарное. В табл. 2 приведено ко- личество завершенных исследовательских проектов по каждому направлению за два года проведения конкурса. В данном случае мы показываем статистику за два года, так как в первый год конкурс проводился только по естественно- научному направлению. Статистика показывает высокую привлекательность для участников есте- ственнонаучного направления (51 % выполненных проектов), а также со- циогуманитарного (39 % выполненных проектов), что объясняется привязкой к классическим предметам, преподаваемым в образовательных организациях, а также малое количество проектов технической направленности (10 % от общего числа). Статистика по направлениям конкурса Таблица 2 Направление конкурса Учебные года Всего 2016/17 2017/18 Естественнонаучное 445 522 967 Техническое 99 90 189 Социогуманитарное 346 399 745 Итого 890 1011 1901 Более подробная расшифровка по количеству участников по различным направлениям конкурса приведена в табл. 3. Статистика по количеству участников по секциям конкурса Таблица 3 № п/п Секция Количество проектов, отправленныхна дистанционный тур 2016/17 2017/18 1 Авиационная и космическая техника, механика и астрономия 31 27 2 Биология и медицина 55 96 3 География и краеведение 47 66 4 Иностранные языки 70 60 5 Информатика и информационные технологии 62 38 6 История 30 50 7 Культурология и искусствоведение 21 23 8 Литература 46 77 9 Математика 90 102 10 Машиностроение, приборостроение и робототехника 20 25 Окончание табл. 3 № п/п Секция Количество проектов, отправленныхна дистанционный тур 2016/17 2017/18 11 Обществознание и право 26 28 12 Психология и педагогика 39 36 13 Русский язык 40 60 14 Социология 30 31 15 Строительство, архитектура и охрана среды 26 15 16 Техническое творчество, энергетика и транспорт 22 23 17 Физика 81 92 18 Химия 58 65 19 Экология и сельское хозяйство 52 63 20 Экономика и менеджмент 44 34 Итого 890 1011 Конечно же, нужно стремиться к максимальному охвату и привлечению к работе над исследованиями как можно большего количества молодежи. В этом могут помочь современные инфокоммуникационные технологии. Че- рез соответствующую инфокоммуникационную систему школьники, выпол- няющие исследовательские проекты под руководством школьных учителей, могут выбрать тематику для исследования, предложенную ученым вуза, и по- лучить его индивидуальное консультирование (чаще всего дистанционное). Таким образом, современные технологии позволяют организовать ди- станционное взаимодействие участника с научным консультантом из вуза, что способствует формированию актуальной тематики исследований, повы- шает уровень исследовательской деятельности и позволяет приблизиться к настоящей науке творчески одаренным школьникам со всей области, а не только из региональных центров, имеющих непосредственную возможность общения с преподавателями университетов. Но при этом нельзя отрицать роли руководителя проекта - школьного учителя. Он находится в непосредственном контакте с участником проекта и направляет его работу. В табл. 4 приведены данные по количеству отправ- ленных проектов, участвующих в конкурсе образовательных организаций общего, среднего и дополнительного образования и руководителей проектов из них. Как мы видим, охват участвующих в конкурсе образовательных орга- низаций из года в год растет. Статистика по образовательным организациям и научным руководителям Таблица 4 Учебный год Количество отправленных проектов руководителей образовательных организаций 2015/16 181 128 86 2016/17 890 532 196 2017/18 1011 636 272 Всего/max 2082 636 272 Список наиболее активно участвующих в конкурсе образовательных ор- ганизаций представлен в табл. 5. Как видим по статистике за два года, это в основном одни и те же образовательные организации, поддерживающие высокий уровень активности и заинтересованности в вовлечении учащихся в проектную деятельность. Количество этих организаций составляет не более 3 % от всех участвующих в конкурсе, в то время как количество выполнен- ных в этих организациях проектов составляет 40 % от всех присланных на конкурс. Наиболее активны образовательные организации департамента об- разования г.о. Самара, Самарского, Поволжского и Западного управлений об- разования Самарской области. Таблица 5 Список образовательных организаций, представивших на конкурс не менее пятнадцати завершенных проектов № Образовательная организация Территориальное управлениеили департамент Количество проектов, отправленныхна дистанционный тур 2016/17 2017/18 1 МБОУ «Лицей «Технический»им. С.П. Королева г.о. Самара Департамент образо- вания г.о. Самара 38 39 2 ГБОУ СОШ № 7 «ОЦ»,г. Новокуйбышевск Поволжское 35 33 3 ГБНОУ Самарской области«Самарский региональный центр для одаренных детей» Самарское 29 66 4 ГБОУ СОШ с. Кошки Северо-Западное 26 22 5 МБУ «Лицей №19» г.о. Тольятти Департамент образо- вания мэрии г.о. То- льятти 24 11 6 МАОУ СамЛИТ г.о. Самара Департамент образо- вания г.о. Самара 24 30 7 ГБОУ СОШ № 5 «ОЦ»,г. Новокуйбышевск Поволжское 23 30 Окончание табл. 5 № Образовательная организация Территориальное управлениеили департамент Количество проектов, отправленныхна дистанционный тур 2016/17 2017/18 8 ГБОУ лицей, г. Сызрань Западное 22 22 9 ГБОУ СОШ «Центр образова- ния» пос. Варламово Западное 22 20 10 ГБОУ СОШ № 8 «ОЦ»,г. Новокуйбышевск Поволжское 21 17 11 МБОУ Гимназия № 1,г.о. Самара Департамент образо- вания г.о. Самара 19 12 12 ГБОУ ВО СО СГОАН Самарское 18 10 13 МБОУ гимназия «Перспекти-ва», г.о. Самара Департамент образо- вания г.о.Самара 18 15 14 ГБОУ гимназия, г. Сызрань Западное 17 12 15 ГБОУ СОШ с. Курумоч Поволжское 16 18 16 ГБОУ СОШ № 2 п. Усть- Кинельский Кинельское 6 15 17 ЦМИТ «It-медицина» - 0 15 Итого 358 387 Разработанная инфокоммуникационная система позволяет осуществлять мягкое методическое руководство выполнением проектов организатором кон- курса, а также его мониторинг. Все участники микроколлектива «консуль- тант - руководитель - школьник» могут отмечать стадию, на которой, по их мнению, они находятся в процессе выполнения проекта. Рекомендуемый план выполнения проекта в 2018/19 учебном году приведен в табл. 6 и доступен всем участникам конкурса. Таблица 6 Рекомендуемый план выполнения исследовательского проекта № Стадия выполнения проекта(статус темы в информационной системе) Рекомендуемый срок выполнения 1 Начата работа 05.11.2018 2 Согласована постановка задачи 12.11.2018 3 Выполнен обзор литературы 26.11.2018 4 Сформирована рабочая гипотеза 30.11.2018 5 Разработан план работ 03.12.2018 6 Завершена теоретическая часть 24.12.2018 7 Завершена экспериментальная часть 28.01.2019 8 Проведено исследование 12.02.2019 9 Сформулированы выводы 12.03.2019 10 Оформлен проект 23.03.2019 11 Проект направлен на конкурс 03.04.2019 Ранее мы говорили о том, что региональный этап имеет два тура: дистанци- онный и очный. На очный тур приглашаются участники, получившие макси- мальный рейтинг проекта, состоящий из средней арифметической оценок двух экспертов и добавочных баллов за успешность на школьном и окружном этапе. Все приглашенные на очный этап имеют статус лауреатов конкурса. В каждой секции по итогам очных защит определяются победитель и призеры конкурса. Так было в 2016 и 2017 годах. В 2018 году победители конкурса определялись по сумме баллов за два тура - дистанционный и очный. Данные по количеству лауреатов, призеров и победителей конкурса приведены в табл. 7. Статистика по победителям, призерам и лауреатам конкурса Таблица 7 Учебный год Количество Лауреатов Призеров и победителей 2015/16 56 31 2016/17 193 85 2017/18 319 82 Итого 568 198 Но вернемся к тем проектам, которые были начаты, но по каким-либо причинам не получили своего логического завершения - оформления в виде исследовательского проекта и не были отправлены на конкурс. Рассмотрим данные мониторинга по итогам 2017/18 учебного года. В табл. 8 представле- но количество проектов, оставшихся на одной из стадий по данным руково- дителя проекта. Из таблицы мы видим, что 203 участника зарегистрирова- лись, сформировали «тройки» «научный консультант - руководитель - участник» и далее работу не продолжили. 41 «тройка» согласовала постанов- ку задачи, 35 - выполнили обзор литературы, но на этом все и закончилось, и так далее по остальным стадиям. Конечно, нас интересуют крайние стадии со статусами «Сформулированы выводы», «Оформлен проект» и «Проект направлен на конкурс». Если рассматривать три крайние стадии, то потерями можно считать 156 проектов; если две стадии, то 132 проекта. Эти цифры по- лучились из того, что на конкурс поступило 1011 проектов от участников, а статус «Проект направлен на конкурс» зафиксировали 1114 участников, то есть 103 участника по каким-то причинам не отправили свои проекты, хотя руководители уже проставили соответствующий статус; кроме того, 29 участников остались на стадии «Оформлен проект». Таблица 8 Количество проектов, оставшихся на определенных стадиях по данным мониторинга № Стадия выполнения проекта(статус темы в информационной системе) Количество проектов, оставшихся на данной стадии 1 Начата работа 203 2 Согласована постановка задачи 41 3 Выполнен обзор литературы 35 4 Сформирована рабочая гипотеза 17 5 Разработан план работ 25 6 Завершена теоретическая часть 53 7 Завершена экспериментальная часть 30 8 Проведено исследование 23 9 Сформулированы выводы 24 10 Оформлен проект 29 11 Проект направлен на конкурс 1114 Итого 1594 Обсуждение и заключение В целом по итогам трехгодичного проведения конкурса можно говорить о его успешности: ширится охват участников, причем не только школьников, но и руково- дителей проектов и научных консультантов; представлена вся область, а не только региональные центры; творческий уровень представленных проектов растет; используются современные инфокоммуникационные технологии для поддержки выполнения участниками своих проектов. В наступающем году конкурс может стать региональной площадкой для Всероссийского конкурса научно-технологических проектов «Большие вызо- вы», который проводится ежегодно в июле в Сочи. Это даст еще одну серьез- ную возможность талантливым детям региона заявить о себе на всероссий- ском уровне, получить неоценимый опыт проектной деятельности; будет стимулировать в регионе интерес школьников к естественным наукам и тех- ническому творчеству.
×

Об авторах

Зульфия Фаисовна Камальдинова

Самарский государственный технический университет

Email: kamal_zzz@mail.ru
и.о. заведующего межвузовской кафедрой «Информационные и развивающие образовательные системы и технологии» Россия, 443100, г. Самара, ул. Молодогвардейская, 244

Надежда Куликова Куликова

Университет Виктория, Канада

Email: nvk@uvic.ca
PhD, преподаватель факультета педагогической психологии и исследования лидерских качеств Здание "Макларен", офис А439 3800 Финнерти Роуд, г. Виктория, Британская Колумбия, В8П 5С2, Канада

Список литературы

  1. Постановление Правительства РФ от 17.11.2015 № 1239 «Об утверждении Правил выявления детей, проявивших выдающиеся способности, сопровождения и мониторинга их дальнейшего развития» (с изменениями и дополнениями).
  2. Указ Президента РФ от 07.12.2015 № 607 «О мерах государственной поддержки лиц, проявивших выдающиеся способности».
  3. Приказ Министерства образования и науки РФ от 18.04.2016 № 424 «Об утверждении Порядка формирования и ведения государственного информационного ресурса о детях, проявивших выдающиеся способности».
  4. Указ Президента РФ от 01.12.2016 № 642 «О Стратегии научно- технологического развития Российской Федерации».
  5. Постановление Губернатора Самарской области от 30.10.2013 № 272 «Об образовании Координационного совета по работе с одаренной молодежью в сфере науки и техники при Администрации Губернатора Самарской области».
  6. Постановление Губернатора Самарской области от 19.09.2016 № 208 «О внесении изменений в постановление Губернатора Самарской области от 30.10.2013 № 272 «Об образовании Координационного совета по работе с одаренной молодежью в сфере науки и техники при Администрации Губернатора Самарской области».
  7. Концепция Единой Самарской областной системы мер по выявлению и развитию творчески одаренной молодежи в сфере науки, техники и технологий и инновационному развитию Самарской области, утвержденной председателем Координационного совета по работе с одаренной молодежью в сфере науки и техники при Администрации Губернатора Самарской области, вице-губернатором - руководителем Администрации Губернатора Самарской области 27.01.2016.
  8. Рабочая концепция одаренности. 2-е изд., расшир. и перераб. /Д.Б. Богоявленская, В.Д. Шадриков, Ю.Д. Бабаева и др. - М., 2003.
  9. Единая Самарская областная система мер по выявлению и развитию творчески одаренной молодежи в сфере науки, техники и технологий и инновационному развитию Самарской области (система «Творческая молодежь») / URL: http://www.creative-youth.ru (дата обращения: 25.11.2018).
  10. Постановление Губернатора Самарской области от 29.05.2017 № 100 «Об учреждении Губернаторского реестра творчески одаренной молодежи Самарской области в сфере науки и техники».
  11. Пиявский С.А., Камальдинова З.Ф., Елунин М.Н. О формировании экспериментального сегмента национальной развивающей коммуникационной научно- образовательной среды дополнительного образования творчески одаренных детей и молодежи // Перспективные информационные технологии (ПИТ 2018): Труды Междунар. науч.-техн. конф. Под ред. С.А. Прохорова. - 2018. - С. 1292-1295.
  12. Пиявский С.А., Камальдинова З.Ф. Итоги и перспективы формирования Cамарской областной развивающей среды творчески одаренной молодежи // Традиции и инновации в строительстве и архитектуре. Строительные технологии: сб. статей. Под ред. М.В. Шувалова, А.А. Пищулева, А.К. Стрелкова. - Самара, 2018.- С. 488-493.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

© Камальдинова З.Ф., Куликова Н.К., 2019

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.