Results analysis of the regional research competition for secondary school students using information and communications technology



Cite item

Full Text

Abstract

The article deals with specific issues relating to the implementation of one of the priority directions of state policy of Russia is to work with gifted young people. The highly structured system of activities helped identify and develop gifted young people in science, engineering and technology and innovation development of the Samara region and allowed to define tasks and directions of the contests of students research projects in the competition "Vzlet".The article analyzes the results of the regional research competition held for the past 3 years in the Samara region for gifted secondary school students. The key quantitative indicators which may lead to further qualitative analysis were presented, specifically, the total number of participants, the number of submitted projects in different research areas, project advisors, participating educational organizations, and winning projects. In addition, the rates of those who started the competition and those who successfully completed it were analyzed. The articles offers conclusions and discusses future directions for the competition.

Full Text

Введение Одним из приоритетных направлений государственной политики в нашей стране является работа с творчески одаренной молодежью. Об этом свиде- тельствует целый ряд законопроектов, принятых на самом высоком уровне [1-4], огромное количество публикаций в средствах массовой информации, а также количество и популярность всевозможных конкурсов, фестивалей и других проектов. Не отстает от этого процесса и Самарская область, расположенная в «са- мом сердце» России. В 2013 году был создан Координационный совет по ра- боте с одаренной молодежью в сфере науки и техники при Администрации губернатора Самарской области, который был частично модернизирован в 2016 году и, вероятно, получит новый состав в 2019 году [5, 6]. Одним из основных документов, определяющих направление работы координационно- го совета, стала «Концепция Единой Самарской областной системы мер по выявлению и развитию творчески одаренной молодежи в сфере науки, техни- ки и технологий и инновационному развитию Самарской области» [7]. Обзор литературы Опираясь на определение, данное Д.Б. Богоявленской с коллективом со- авторов, под творческой одаренностью мы понимаем системное, разнообраз- ное качество, характеризующее психику в целом. Одаренность - это систем- ное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких по сравнению с другими людьми незаурядных результатов в одном или нескольких видах деятельно- сти [8]. Там же находим, что одаренность выявляется в процессе продуктив- ной деятельности. В Самарской области начиная с 2015 года формируется «Единая Самар- ская областная система мер по выявлению и развитию творчески одаренной молодежи в сфере науки, техники и технологий и инновационному развитию Самарской области» (далее - система). Система использует специально орга- низованную инфокоммуникационную среду. Техническая поддержка осу- ществляется с помощью интернет-платформы, расположенной по адресу http://creative-youth.ru/ [9]. Одной из составных частей системы стал «Взлет» - областной конкурс ис- следовательских проектов обучающихся образовательных организаций Самар- кой области (далее - конкурс). Организатором конкурса является Министерство образования и науки Самарской области, а непосредственным исполнителем стала межвузовская кафедра информационных и развивающих образовательных систем и технологий (далее - кафедра), созданная на базе опорного вуза региона Самарского государственного технического университета [9]. Результаты исследования Конкурс проводится уже три года и включает в себя три этапа: школьный, окружной и региональный. Региональный этап состоит из двух туров: дистанционного и очного. Организатором регионального этапа является кафед- ра. В рамках проведения конкурса кафедра ведет формирование: актуальной научной тематики для выполнения исследовательских про- ектов участниками конкурса; данных непрерывного мониторинга выполнения проектов и методиче- скую поддержку для участников конкурса; пула экспертов из числа ведущих специалистов в своей области знаний по направлениям конкурса; губернаторского реестра творчески одаренной молодежи в сфере науки и техники [10]. Отличительной чертой дистанционного тура является то, что он прово- дится с помощью специально разработанной инфокоммуникационной систе- мы [11, 12]. Свой исследовательский проект может отправить любой зареги- стрированный в инфокоммуникационной системе участник вне зависимости от своей успешности на школьном или окружном этапе. За успешность в школьном и окружном этапах участнику добавляются баллы к экспертной оценке его проекта. Некоторые числовые характеристики конкурса приведе- ны в табл. 1. Эти данные говорят о примерном количестве творчески мотиви- рованных учащихся из образовательных организаций Самарской области, а также о том, что значительная часть творчески одаренных учащихся прожи- вает не только в крупной самарско-тольяттинской агломерации, но и в том числе в оставшейся части Самарской области. Кроме того, из таблицы видно, что за два года более чем в два раза увеличилось количество предложенной тематики для исследований. Также удалость показать хорошую динамику ро- ста процента завершивших и представивших свои исследовательские проекты на конкурс от участников, начавших выполнять исследования. Числовые характеристики конкурса Таблица 1 Характеристики конкурса Учебные года 2015/16 2016/17 2017/18 Количество предложенных тем исследований 586 1528 2182 Количество секций 8 20 20 Количество заседаний секций 8 20 27 Количество начавших работу над проектами 357 1502 1594 Количество представленных законченных проектов, в т.ч.: 181 890 1011 - из Самары, Тольятти 47 368 416 - не из Самары, Тольятти 134 522 595 Процент завершивших проект от начавших 50 60 63 Секции конкурса можно объединить в три крупных направления: есте- ственнонаучное, техническое и социогуманитарное. В табл. 2 приведено ко- личество завершенных исследовательских проектов по каждому направлению за два года проведения конкурса. В данном случае мы показываем статистику за два года, так как в первый год конкурс проводился только по естественно- научному направлению. Статистика показывает высокую привлекательность для участников есте- ственнонаучного направления (51 % выполненных проектов), а также со- циогуманитарного (39 % выполненных проектов), что объясняется привязкой к классическим предметам, преподаваемым в образовательных организациях, а также малое количество проектов технической направленности (10 % от общего числа). Статистика по направлениям конкурса Таблица 2 Направление конкурса Учебные года Всего 2016/17 2017/18 Естественнонаучное 445 522 967 Техническое 99 90 189 Социогуманитарное 346 399 745 Итого 890 1011 1901 Более подробная расшифровка по количеству участников по различным направлениям конкурса приведена в табл. 3. Статистика по количеству участников по секциям конкурса Таблица 3 № п/п Секция Количество проектов, отправленныхна дистанционный тур 2016/17 2017/18 1 Авиационная и космическая техника, механика и астрономия 31 27 2 Биология и медицина 55 96 3 География и краеведение 47 66 4 Иностранные языки 70 60 5 Информатика и информационные технологии 62 38 6 История 30 50 7 Культурология и искусствоведение 21 23 8 Литература 46 77 9 Математика 90 102 10 Машиностроение, приборостроение и робототехника 20 25 Окончание табл. 3 № п/п Секция Количество проектов, отправленныхна дистанционный тур 2016/17 2017/18 11 Обществознание и право 26 28 12 Психология и педагогика 39 36 13 Русский язык 40 60 14 Социология 30 31 15 Строительство, архитектура и охрана среды 26 15 16 Техническое творчество, энергетика и транспорт 22 23 17 Физика 81 92 18 Химия 58 65 19 Экология и сельское хозяйство 52 63 20 Экономика и менеджмент 44 34 Итого 890 1011 Конечно же, нужно стремиться к максимальному охвату и привлечению к работе над исследованиями как можно большего количества молодежи. В этом могут помочь современные инфокоммуникационные технологии. Че- рез соответствующую инфокоммуникационную систему школьники, выпол- няющие исследовательские проекты под руководством школьных учителей, могут выбрать тематику для исследования, предложенную ученым вуза, и по- лучить его индивидуальное консультирование (чаще всего дистанционное). Таким образом, современные технологии позволяют организовать ди- станционное взаимодействие участника с научным консультантом из вуза, что способствует формированию актуальной тематики исследований, повы- шает уровень исследовательской деятельности и позволяет приблизиться к настоящей науке творчески одаренным школьникам со всей области, а не только из региональных центров, имеющих непосредственную возможность общения с преподавателями университетов. Но при этом нельзя отрицать роли руководителя проекта - школьного учителя. Он находится в непосредственном контакте с участником проекта и направляет его работу. В табл. 4 приведены данные по количеству отправ- ленных проектов, участвующих в конкурсе образовательных организаций общего, среднего и дополнительного образования и руководителей проектов из них. Как мы видим, охват участвующих в конкурсе образовательных орга- низаций из года в год растет. Статистика по образовательным организациям и научным руководителям Таблица 4 Учебный год Количество отправленных проектов руководителей образовательных организаций 2015/16 181 128 86 2016/17 890 532 196 2017/18 1011 636 272 Всего/max 2082 636 272 Список наиболее активно участвующих в конкурсе образовательных ор- ганизаций представлен в табл. 5. Как видим по статистике за два года, это в основном одни и те же образовательные организации, поддерживающие высокий уровень активности и заинтересованности в вовлечении учащихся в проектную деятельность. Количество этих организаций составляет не более 3 % от всех участвующих в конкурсе, в то время как количество выполнен- ных в этих организациях проектов составляет 40 % от всех присланных на конкурс. Наиболее активны образовательные организации департамента об- разования г.о. Самара, Самарского, Поволжского и Западного управлений об- разования Самарской области. Таблица 5 Список образовательных организаций, представивших на конкурс не менее пятнадцати завершенных проектов № Образовательная организация Территориальное управлениеили департамент Количество проектов, отправленныхна дистанционный тур 2016/17 2017/18 1 МБОУ «Лицей «Технический»им. С.П. Королева г.о. Самара Департамент образо- вания г.о. Самара 38 39 2 ГБОУ СОШ № 7 «ОЦ»,г. Новокуйбышевск Поволжское 35 33 3 ГБНОУ Самарской области«Самарский региональный центр для одаренных детей» Самарское 29 66 4 ГБОУ СОШ с. Кошки Северо-Западное 26 22 5 МБУ «Лицей №19» г.о. Тольятти Департамент образо- вания мэрии г.о. То- льятти 24 11 6 МАОУ СамЛИТ г.о. Самара Департамент образо- вания г.о. Самара 24 30 7 ГБОУ СОШ № 5 «ОЦ»,г. Новокуйбышевск Поволжское 23 30 Окончание табл. 5 № Образовательная организация Территориальное управлениеили департамент Количество проектов, отправленныхна дистанционный тур 2016/17 2017/18 8 ГБОУ лицей, г. Сызрань Западное 22 22 9 ГБОУ СОШ «Центр образова- ния» пос. Варламово Западное 22 20 10 ГБОУ СОШ № 8 «ОЦ»,г. Новокуйбышевск Поволжское 21 17 11 МБОУ Гимназия № 1,г.о. Самара Департамент образо- вания г.о. Самара 19 12 12 ГБОУ ВО СО СГОАН Самарское 18 10 13 МБОУ гимназия «Перспекти-ва», г.о. Самара Департамент образо- вания г.о.Самара 18 15 14 ГБОУ гимназия, г. Сызрань Западное 17 12 15 ГБОУ СОШ с. Курумоч Поволжское 16 18 16 ГБОУ СОШ № 2 п. Усть- Кинельский Кинельское 6 15 17 ЦМИТ «It-медицина» - 0 15 Итого 358 387 Разработанная инфокоммуникационная система позволяет осуществлять мягкое методическое руководство выполнением проектов организатором кон- курса, а также его мониторинг. Все участники микроколлектива «консуль- тант - руководитель - школьник» могут отмечать стадию, на которой, по их мнению, они находятся в процессе выполнения проекта. Рекомендуемый план выполнения проекта в 2018/19 учебном году приведен в табл. 6 и доступен всем участникам конкурса. Таблица 6 Рекомендуемый план выполнения исследовательского проекта № Стадия выполнения проекта(статус темы в информационной системе) Рекомендуемый срок выполнения 1 Начата работа 05.11.2018 2 Согласована постановка задачи 12.11.2018 3 Выполнен обзор литературы 26.11.2018 4 Сформирована рабочая гипотеза 30.11.2018 5 Разработан план работ 03.12.2018 6 Завершена теоретическая часть 24.12.2018 7 Завершена экспериментальная часть 28.01.2019 8 Проведено исследование 12.02.2019 9 Сформулированы выводы 12.03.2019 10 Оформлен проект 23.03.2019 11 Проект направлен на конкурс 03.04.2019 Ранее мы говорили о том, что региональный этап имеет два тура: дистанци- онный и очный. На очный тур приглашаются участники, получившие макси- мальный рейтинг проекта, состоящий из средней арифметической оценок двух экспертов и добавочных баллов за успешность на школьном и окружном этапе. Все приглашенные на очный этап имеют статус лауреатов конкурса. В каждой секции по итогам очных защит определяются победитель и призеры конкурса. Так было в 2016 и 2017 годах. В 2018 году победители конкурса определялись по сумме баллов за два тура - дистанционный и очный. Данные по количеству лауреатов, призеров и победителей конкурса приведены в табл. 7. Статистика по победителям, призерам и лауреатам конкурса Таблица 7 Учебный год Количество Лауреатов Призеров и победителей 2015/16 56 31 2016/17 193 85 2017/18 319 82 Итого 568 198 Но вернемся к тем проектам, которые были начаты, но по каким-либо причинам не получили своего логического завершения - оформления в виде исследовательского проекта и не были отправлены на конкурс. Рассмотрим данные мониторинга по итогам 2017/18 учебного года. В табл. 8 представле- но количество проектов, оставшихся на одной из стадий по данным руково- дителя проекта. Из таблицы мы видим, что 203 участника зарегистрирова- лись, сформировали «тройки» «научный консультант - руководитель - участник» и далее работу не продолжили. 41 «тройка» согласовала постанов- ку задачи, 35 - выполнили обзор литературы, но на этом все и закончилось, и так далее по остальным стадиям. Конечно, нас интересуют крайние стадии со статусами «Сформулированы выводы», «Оформлен проект» и «Проект направлен на конкурс». Если рассматривать три крайние стадии, то потерями можно считать 156 проектов; если две стадии, то 132 проекта. Эти цифры по- лучились из того, что на конкурс поступило 1011 проектов от участников, а статус «Проект направлен на конкурс» зафиксировали 1114 участников, то есть 103 участника по каким-то причинам не отправили свои проекты, хотя руководители уже проставили соответствующий статус; кроме того, 29 участников остались на стадии «Оформлен проект». Таблица 8 Количество проектов, оставшихся на определенных стадиях по данным мониторинга № Стадия выполнения проекта(статус темы в информационной системе) Количество проектов, оставшихся на данной стадии 1 Начата работа 203 2 Согласована постановка задачи 41 3 Выполнен обзор литературы 35 4 Сформирована рабочая гипотеза 17 5 Разработан план работ 25 6 Завершена теоретическая часть 53 7 Завершена экспериментальная часть 30 8 Проведено исследование 23 9 Сформулированы выводы 24 10 Оформлен проект 29 11 Проект направлен на конкурс 1114 Итого 1594 Обсуждение и заключение В целом по итогам трехгодичного проведения конкурса можно говорить о его успешности: ширится охват участников, причем не только школьников, но и руково- дителей проектов и научных консультантов; представлена вся область, а не только региональные центры; творческий уровень представленных проектов растет; используются современные инфокоммуникационные технологии для поддержки выполнения участниками своих проектов. В наступающем году конкурс может стать региональной площадкой для Всероссийского конкурса научно-технологических проектов «Большие вызо- вы», который проводится ежегодно в июле в Сочи. Это даст еще одну серьез- ную возможность талантливым детям региона заявить о себе на всероссий- ском уровне, получить неоценимый опыт проектной деятельности; будет стимулировать в регионе интерес школьников к естественным наукам и тех- ническому творчеству.
×

About the authors

Zulfiya F. Kamaldinova

Samara State Technical University

Email: kamal_zzz@mail.ru
Acting Head of the Interuniversity Department of Information and Developmental Educational Systems and Technologies 244, Molodogvardeiskaya Str., Samara, 443100, Russia

Nadezda V. Kulikova

University of Victoria

Email: nvk@uvic.ca
PhD, Sessional Lecturer, Department of Educational Psychology & Leadership Studies MacLaurin Building, Rm A439 3800, Finnerty Road, Victoria BC, V8P 5C2, Canada

References

  1. Постановление Правительства РФ от 17.11.2015 № 1239 «Об утверждении Правил выявления детей, проявивших выдающиеся способности, сопровождения и мониторинга их дальнейшего развития» (с изменениями и дополнениями).
  2. Указ Президента РФ от 07.12.2015 № 607 «О мерах государственной поддержки лиц, проявивших выдающиеся способности».
  3. Приказ Министерства образования и науки РФ от 18.04.2016 № 424 «Об утверждении Порядка формирования и ведения государственного информационного ресурса о детях, проявивших выдающиеся способности».
  4. Указ Президента РФ от 01.12.2016 № 642 «О Стратегии научно- технологического развития Российской Федерации».
  5. Постановление Губернатора Самарской области от 30.10.2013 № 272 «Об образовании Координационного совета по работе с одаренной молодежью в сфере науки и техники при Администрации Губернатора Самарской области».
  6. Постановление Губернатора Самарской области от 19.09.2016 № 208 «О внесении изменений в постановление Губернатора Самарской области от 30.10.2013 № 272 «Об образовании Координационного совета по работе с одаренной молодежью в сфере науки и техники при Администрации Губернатора Самарской области».
  7. Концепция Единой Самарской областной системы мер по выявлению и развитию творчески одаренной молодежи в сфере науки, техники и технологий и инновационному развитию Самарской области, утвержденной председателем Координационного совета по работе с одаренной молодежью в сфере науки и техники при Администрации Губернатора Самарской области, вице-губернатором - руководителем Администрации Губернатора Самарской области 27.01.2016.
  8. Рабочая концепция одаренности. 2-е изд., расшир. и перераб. /Д.Б. Богоявленская, В.Д. Шадриков, Ю.Д. Бабаева и др. - М., 2003.
  9. Единая Самарская областная система мер по выявлению и развитию творчески одаренной молодежи в сфере науки, техники и технологий и инновационному развитию Самарской области (система «Творческая молодежь») / URL: http://www.creative-youth.ru (дата обращения: 25.11.2018).
  10. Постановление Губернатора Самарской области от 29.05.2017 № 100 «Об учреждении Губернаторского реестра творчески одаренной молодежи Самарской области в сфере науки и техники».
  11. Пиявский С.А., Камальдинова З.Ф., Елунин М.Н. О формировании экспериментального сегмента национальной развивающей коммуникационной научно- образовательной среды дополнительного образования творчески одаренных детей и молодежи // Перспективные информационные технологии (ПИТ 2018): Труды Междунар. науч.-техн. конф. Под ред. С.А. Прохорова. - 2018. - С. 1292-1295.
  12. Пиявский С.А., Камальдинова З.Ф. Итоги и перспективы формирования Cамарской областной развивающей среды творчески одаренной молодежи // Традиции и инновации в строительстве и архитектуре. Строительные технологии: сб. статей. Под ред. М.В. Шувалова, А.А. Пищулева, А.К. Стрелкова. - Самара, 2018.- С. 488-493.

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML

Copyright (c) 2019 Kamaldinova Z.F., Kulikova N.V.

Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License.

This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies