Metadisciplinary strategy in students’ ecological competence forming


Cite item

Abstract

Pollution and environmental degradation affect the health and well-being of people. Modern society needs new mentality and the realization of the ideas of sustainable ecological development. The increasing role of the environmental education quality and upbringing of young people is of great importance. The formation and development of students’ environmental competence is also significant as it is a metadisciplinary concept and suggests acquiring common educational activities aimed at mastering the basic educational programs, realizing the internal potential and producing an educational result for solving complex professional problems, increasing efficiency own professional activity and importance for others. The analysis of the regulatory framework is conducted. These documents reflect the priorities and objectives of the state policy in the field of environmental development, education, culture and environmental sustainability. A modified model of the informational-didactic base system of students’ ecological preparation of humanitarian branches is proposed. It represents the subject-oriented interdisciplinary integration of the content of two or more academic disciplines. Integration is an immanently connected process of combining one of the learning elements of the discipline module with a certain element of the information-didactic ecological base. As a result of substantive-methodological integration, interdisciplinary didactic complexes of disciplines were created, linked together for the purpose of continuity, logical study of the material and the formation of students’ ecological competence. The interdisciplinary approach to the organization of the educational process takes into account the principles of continuity, regionality, sustainable development of the environment and society, universality. Practical implementation in the educational process of interdisciplinary didactic complexes of disciplines demonstrates the effectiveness of forming and developing students' meta-subject ecological competence.

Full Text

Сохранение природной окружающей среды, улучшение экологической ситуации, переход к реализации идей устойчивого развития общества является актуальной про- блемой, которую невозможно разрешить без комплексного подхода. Экологическое об- разование, один из компонентов данного подхода, главный инструмент мотивационной составляющей социального поведения и профессиональной деятельности человека. Целью данной работы является анализ законодательных актов, нормативных до- кументов в области экологического образования, практическая реализация в учеб- ном процессе высшей школы междисциплинарных дидактических комплексов дис- циплин. Согласно Экологической доктрине Российской Федерации (одобрена распоря- жением Правительства РФ от 31 августа 2002 г. № 1225-р) пути и средства реализа- ции государственной политики в области экологии - повышение экологической культуры населения, образовательного уровня и профессиональных навыков в обла- сти экологии. Для этого необходимо: включение вопросов экологии, рационального природопользования, охраны окружающей среды и устойчивого развития Российской Федерации в учебные планы образовательного процесса на всех уровнях; усиление роли социальных и гуманитарных аспектов экологического образо- вания и эколого-просветительской деятельности; разработка стандартов образования, ориентированных на разъяснение вопро- сов устойчивого развития Российской Федерации; поддержка и публикация материалов по вопросам экологии в средствах массо- вой информации [1]. В целях обеспечения права каждого человека на благоприятную окружающую среду 2013 год указом Президента РФ В.В. Путина объявлен в России Годом охраны окружающей среды [2]. В соответствии с планом, разработанным ведущими мини- стерствами и ведомствами, были реализованы мероприятия, направленные на мини- мизацию антропогенного воздействия на природную среду, на сохранение животно- го и растительного мира, здоровье человека, а также инициированы законодательные акты и другие нормативные документы в сфере охраны природы. Приоритеты и цели государственной политики, «реализация мероприятий по экологическому образованию и просвещению, формированию экологической куль- туры, развитию экологического образования и воспитания» [3] изложены в Поста- новлении Правительства Российской Федерации от 15.04.2014 № 326. Утверждена государственная программа РФ «Охрана окружающей среды» на 2012-2020 годы. В ежегодном Послании Президента Федеральному Собранию В.В. Путин [4] от- метил активную вовлечённость граждан и общественных организаций в различные социальные проекты, в том числе в решение экологических проблем, а также пору- чил Правительству подготовить программы сбережения уникальных природных символов России. В конце декабря 2016 года на заседании Государственного совета по вопросу «Об экологическом развитии Российской Федерации в интересах будущих поколе- ний» глава государства отметил, что наступающий, 2017 год объявлен Годом эколо- гии, а экологическое направление как приоритетное заложено в недавно утверждён- ную Стратегию научно-технологического развития России. Участниками рабочей группы была затронута тема об экологическом просвещении, о важности сформиро- вания у каждого гражданина чёткой позиции в отношениях с природой, чтобы он понимал, как его бытовое поведение влияет на глобальные природные процессы. Отсутствие необходимого уровня экологической грамотности, неготовности объек- тивно оценить соответствующую информацию способствуют росту уровня экологи- ческого нигилизма, а значит, отрицанию любого развития [5]. В основах государственной политики в области экологического развития России на период до 2030 года, утвержденных распоряжением Правительства РФ (от 18 де- кабря 2012 г. № 2423-р), говорится о включении вопросов охраны окружающей среды в новые образовательные стандарты; обеспечении направленности процесса вос- питания и обучения в образовательных учреждениях на формирование экологически ответственного поведения, в том числе посредством включения в федеральные госу- дарственные образовательные стандарты соответствующих требований к формиро- ванию основ экологической грамотности у обучающихся; включении вопросов фор- мирования экологической культуры, экологического образования и воспитания в государственные, федеральные и региональные программы [6]. В настоящее время правительством достаточно часто обсуждаются вопросы экологии, охраны природы. В вышеизложенных документах отмечается, что приори- тетным является повышение уровня экологической грамотности населения, форми- рование экологически ответственного поведения, развитие экологической культуры, образования и воспитания посредством включения вопросов по сохранению охраны окружающей среды в государственные образовательные стандарты всех уровней, эколого-просветительская деятельность, реализация программ по сбережению уни- кальных природных территорий России. Для Самарской области реализация этих законов и постановлений имеет особую значимость и чрезвычайно актуальна - при- нята «Концепция экологического развития Самарской области на период до 2020 г.» [7]. Именно молодое поколение олицетворяет ближайшее и отдаленное будущее, поэтому именно оно заинтересовано в его благополучии. Особую значимость в про- фессиональной подготовке, в рамках избранной профессии, приобретает формиро- вание и развитие у студентов экологической компетентности. Анализируя учебные планы бакалавров различных направлений (технических, гуманитарных) выявлено, что в программе обучения студентов-гуманитариев не содержатся специализирован- ные дисциплины экологической подготовки и в рабочих программах гуманитарных, социально-экономических и естественнонаучных дисциплин отсутствуют требова- ния к составу и содержанию соответствующих экологических компетенций. В законе РФ «Об охране окружающей среды» (2002 г.) отмечается, что «каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам, которые являются основой устойчивого развития, жизни и деятельности народов, проживающих на территории Российской Федерации. В целях формирова- ния экологической культуры и профессиональной подготовки специалистов в обла- сти охраны окружающей среды устанавливается система всеобщего и комплексного экологического образования» [8]. Исходя из вышеизложенного, значимым является непрерывное экологическое обучение на всех уровнях образовательного процесса, которое должно быть нацеле- но на предотвращение экологического нигилизма, формирование и развитие эколо- гической грамотности, способности/готовности воспринимать окружающую дей- ствительность в единстве природных и социокультурных связей на основе сформи- рованных знаний, умений, навыков, опыта и личностных качеств, адекватного реше- ния в процессе своей профессиональной деятельности экологических задач и про- блем взаимодействия общества и природы [9]. Можно сказать, что экологическое обучение формирует метапредметные компетенции - владение студентами комплек- сом универсальных учебных действий, направленных на освоение основных образо- вательных программ, реализацию внутреннего потенциала и продуцирование обра- зовательного результата для решения сложных профессиональных задач, повышения эффективности собственной профессиональной деятельности и значимости для окружающих [10]. Наиболее важными метапредметными (надпрофессиональными) компетенциями бакалавров являются следующие: способность выявлять и работать со сложными системами, учитывая эколо- гическую составляющую; способность к межотраслевой коммуникации; способность и готовность взаимодействовать, работать с коллективами, группами и отдельными людьми; готовность к профессиональной деятельности в режиме высокой неопреде- ленности и быстрой смены условий задач; способность управлять ресурсами и своим временем; способность и готовность управлять проектами и процессами, в том числе экологической направленности [11]. Важно подчеркнуть, что отсутствие в учебных планах специализированных эко- логических дисциплин не означает, что будущие бакалавры гуманитарных направ- лений не должны получать в процессе обучения в вузе экологическую подготовку и приобретать экологическую компетентность. Следовательно, необходимо уточнение целей, задач и разработки содержания обучения студентов для каждого в отдельно- сти профиля подготовки, оптимальное сочетание методов, форм и средств организа- ции учебного процесса, диагностического инструментария. На наш взгляд, единственным надежным, проверенным отечественным и мировым опытом, ресурсом формирования и развития экологической компетентности у студентов является экологизация изучаемых учебных дисциплин и использование ресурса меж- дисциплинарных связей. Экологизация учебного процесса, по мнению профессора И.Т. Гайсина, призвана раскрывать перед обучаемыми основные аспекты познания при- роды, т.е. физические и химические процессы, происходящие в природе, а также взаи- мосвязь человека и природы, чтобы выработать у них ответственность за состояние окружающей среды и способность адекватно оценивать свои воздействия на природу в зависимости от конкретных ситуаций [12]. Межпредметные связи - это особенно зна- чимый в современных условиях научной интеграции фактор формирования содержания и структуры учебного предмета, а сама структура учебного предмета служит одним из объективных источников многообразия их видов и функций [13]. Цель экологизации - сформировать у обучающихся представление, что экология охватывает все стороны жизнедеятельности человека и социума, осознание его лич- ной причастности к решению экологической безопасности [14]. Преподавателями кафедры «Психология и педагогика» Самарского государствен- ного технического университета была разработана, а в настоящее время в связи с пере- ходом с 2017 учебного года СамГТУ на новые модульные учебные планы, модернизи- рована модель системы информационно-дидактической базы экологической подготовки студентов направления 44.03.04 «Профессиональное обучение (по отраслям)», профиля «Декоративное искусство» и 43.03.01 «Сервис», профиля «Социально-культурный сер- вис», которая представляет собой предметно ориентированную междисциплинарную интеграцию содержания двух и более учебных дисциплин: философия, история (1 се- местр); математика, профессиональные и культуротворческие технологии (2 семестр); иностранный язык (3, 4 семестры); экология (5 семестр); безопасность жизнедеятельно- сти (6 семестр); человек и его потребности (7 семестр); выпускная квалификационная работа с разработкой экологического раздела (8 семестр). Как отмечает доктор философских наук, профессор Т.Н. Соснина, «экологическая компонента мировоззрения основана, прежде всего, на осознании того, что каждый из нас должен быть настроен на новое отношение к природе, на замену привычного, тра- диционного потребительского отношения к ней научно обоснованным, экологизирован- ным, экологическая составляющая мировоззрения включает, наряду с теоретическими знаниями о законах взаимодействия общества и природы, морально-этические ценност- ные установки личности (общества) в восприятии ими природы» [15]. В данной модели используется глобальная теоретико-методологическая база знаний по экологии и опыту ее практического использования во всех сферах жизне- деятельности человека. Интеграция представляет собой имманентно связанный процесс объединения одного из учебных элементов модуля дисциплины с определенным элементом ин- формационно-дидактической экологической базы. При этом объём междисципли- нарного комплекса дисциплины МКД (в часах, в ЗЕТ), не превышает 5-7 % общего объема экологизируемой дисциплины. В результате содержательно-методологической интеграции создается междис- циплинарный дидактический комплекс дисциплины МКД1,2…6, где 1,2…6 - наимено- вание экологизируемой дисциплины. Каждый из МКД имеет свое научное ядро и профильную (предметно ориентированную) оболочку [16]. Рассмотрим содержание междисциплинарных дидактических модулей. МКД-1 (философия): экологический кризис как качественно новая проблема для человечества; экологические отношения между человеком, обществом и природой; принципы экологической этики в трудах ее выдающихся представителей. МКД-2 (математика): построение математических моделей экологических процес- сов, решение экологических задач с помощью систем линейных, дифференциальных и интегральных уравнений, применение вероятностных и статистических оценок. МКД-3 (иностранный язык): изучение научных статей об охране окружающей природной среды, разработка творческих проектов экологического просвещения и экологического туризма на особо охраняемых природных территориях регионально- го значения, создание электронных газет к памятным экологическим датам. МКД-4 (безопасность жизнедеятельности): человек и среда обитания, экологи- ческая безопасность, чрезвычайные ситуации природного характера и защита насе- ления от их последствий. МКД-5 (человек и его потребности): взаимодействие человека с природой через труд, право человека на благоприятную окружающую среду, потребности человека в природопользовании. Междисциплинарный подход к организации учебного процесса основан на принци- пах непрерывности (изучение студентами дисциплин с экологической компонентой в каждом семестре на протяжении обучения в вузе); преемственности (связь накопленной ранее информации с новой), а также в сохраняемости, повторяемости и обновляемости существующего материала; региональности (необходимо сообразовывать изучаемый материал с местными экологическими условиями, выявлять специфические проблемы и решать экологические задачи); устойчивого развития окружающей среды и общества («представляет собой нормативный прогноз будущего развития человечества, обеспечи- вающий ему выживание и непрерывное развитие») [17], универсальности (экологиче- ская подготовка по двум направлениям и профилям). Очевидно, что междисциплинарные связи экологизированных дисциплин вносят в процесс обучения студентов постоянный элемент применения экологических зна- ний, полученных ими при изучении других курсов, формирует целостную систему научных представлений об окружающей среде, активизирует экологическое мышле- ние, побуждает к анализу, синтезу и обобщению. Развитие и формирование экологической компетентности реализуется за счет при- менения преподавателями как традиционных, так и инновационных педагогических технологий обучения, наиболее часто и эффективно используются следующие из них: природосообразные технологии - ориентация образовательного процесса на цели понимания и сохранения природы, ноосферное развитие общества, сохранение биосферы планеты и выживание человечества как вида, становление личности, спо- собной решать глобальные проблемы человечества; осознание путей обеспечения выживания цивилизации и сохранения витальных основ человеческой сущности при создании искусственного интеллекта; практическое включение личности в природо- охранную и природоисследовательскую деятельность [18]; технология проблемного обучения, основанная на разработке проблемно- познавательных экологических задач, активной поисковой деятельности студентов, исследовательской активности, требующих актуализации знаний, анализа, умения видеть за отдельными фактами и явлениями их сущность, управляющие ими зако- номерности; технология проектного обучения, которая представляет собой развитие ори- гинальных или инновационных идей, разработку и создание обучающимися (под руководством преподавателя) социально-экологических проектов, новых товаров или услуг, обладающих субъективной или объективной новизной, имеющих практи- ческую значимость. С целью организации самостоятельной работы и самообразовательной деятель- ности студентов, содержание экологизированного модуля удобно представить в ка- честве системы учебных заданий (задач) четырёх уровней сложности, структурно- логически выстроенных с помощью познавательно-деятельностной матрицы [19]. Студенты осваивают учебный материал последовательно, двигаясь от простого к более сложному. Благодаря этому отражается иерархия возможностей деятельности человека и выполняется основополагающий принцип усвоения знаний - последова- тельное восхождение в уровнях сложности осваиваемого учебного материала. Каждый уровень сложности заданий обеспечен диагностическим инструмента- рием, представляющим собой тесты, построенные с помощью матрицы, соответ- ствующей своему познавательно-деятельностному уровню [20]. Результаты тестиро- вания используются как для качественной, так и для количественной оценки учеб- ных достижений студентов. С их помощью можно также реализовать творческий потенциал обучаемого. В заключение отметим, что использование в учебном процессе междисципли- нарных дидактических комплексов дисциплин на протяжении всего обучения в вузе показывает эффективность формирования и развития у студентов направлений 44.03.04 «Профессиональное обучение (по отраслям)» и 43.03.01 «Сервис» мета- предметной экологической компетентности.
×

About the authors

Elena N. Chekanushkina

Samara State Technical University

Email: elenacheka@mail.ru
Cand. Ped. Sci., Associate Professor of Psychology and Pedagogy Department 244, Molodogvardeiskaya Str., Samara, 443100

Elena N. Ryabinova

Samara State Technical University

Email: eryabinova@mail.ru
Dr. Ped. Sci., Professor of Higher Mathematics and Applied Informatics Department 244, Molodogvardeiskaya Str., Samara, 443100

References

  1. Экологическая доктрина Российской Федерации [Электронный ресурс]: одобрена распоряжением Правительства РФ от 31 августа 2002 г. № 1225 / Совет безопасности РФ: [сайт]. - М., [2002]. - Режим доступа: http://www.scrf.gov.ru/documents/24.html, свободный.
  2. Указ Президента Российской Федерации «О проведении в Российской Федерации Года охраны окружающей среды» [Электронный ресурс]: подписан 10.08.12. - № 1157 / «Консультант Плюс»: [сайт]. - М., [2012]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_133951/, свободный.
  3. Постановление Правительства РФ «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Охрана окружающей среды» на 2012-2020 годы» [Электронный ресурс]: от 15.04.2014 N 326 (ред. от 13.08.2016) / «Консультант Плюс»: [сайт]. - М., [2014]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_162183/, свободный.
  4. Послание Президента РФ Федеральному Собранию [Электронный ресурс]: от 01.12.2016 «Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию» / «Консультант Плюс»: [сайт]. - М., [2016]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_207978/, свободный.
  5. Заседание Государственного совета по вопросу об экологическом развитии Российской Федерации в интересах будущих поколений от 27.12.16 [Электронный ресурс] / Москва, Кремль: [сайт]. - М., [2016]. - Режим доступа: http://www.kremlin.ru/events/president/news/53602, свободный.
  6. «Основы государственной политики в области экологического развития Российской Федерации на период до 2030 года» [Электронный ресурс]: утв. Президентом РФ 30.04.2012 / «Консультант Плюс»: [сайт]. - М., [2012]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_129117/, свободный.
  7. Инклюзивное экологическое образование средствами зоологического музея [Текст] / Учебное пособие для студентов-магистрантов / Составители: Т.М. Носова, В.Г. Шведов, Л.А. Колыванова. - Самара: Изд-во ООО «Порто-принт», 2015. - 340 с.
  8. Федеральный закон «Об охране окружающей среды» [Электронный ресурс]: принят ГД ФС РФ 20.12.2001. - Введ. 10.01.2002 №7-ФЗ / «Консультант Плюс»: [сайт]. - М., [2002]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/popular/okrsred , свободный.
  9. Чеканушкина, Е.Н. Формирование социально-экологической компетентности у студентов технического вуза в процессе их обучения общенаучным дисциплинам [Текст] / Е.Н. Чеканушкина // Экология и безопасность жизнедеятельности промышленно- транспортных комплексов, ELPIT 2007. Тр. II междунар. экологич. конгресса (IV междунар. науч.-технич. конф.) - г. Тольятти: Изд-во ТГУ, 2009. - Том V. - С. 283-288.
  10. Тимощук, Н.А. К вопросу о формировании метапредметных компетенций у будущих бакалавров и специалистов / Н.А. Тимощук // Самарский научный вестник. - 2016. - № 2 (15). - С. 233-241.
  11. Тимощук, Н.А. Синергетический подход к формированию метапредметных компетенций студентов / Н.А. Тимощук // Сб. ст. XIII Международной научной конференции «Синергетика природных, технических и социально-экономических систем» 9-10 декабря 2015. - Тольятти, 2015. - С. 185-190.
  12. Гайсин, И.Т. Непрерывность экологического образования [Текст]: монография / И.Т. Гайсин. - Казань: Тан Заря, 2002. - 198 с.
  13. Максимова, В.Н. Межпредметные связи в процессе обучения [Текст] / В.Н. Максимова. - М.: Просвещение, 1988. - 192 с.
  14. Чеканушкина, Е.Н. Междисциплинарный подход к формированию экологической компетентности у студентов гуманитарных направлений бакалавриата [Текст] / Е.Н. Чеканушкина, В.Н. Михелькевич, Е.Н. Рябинова, Н.А. Тимощук // Сб. ст. IV Меж- дународной научно-образовательной конференции «Актуальные проблемы современной педагогической науки» (26 ноября 2016 г.), Казань, 2016. - С. 20-26.
  15. Соснина, Т.Н. Стоимость: экономический, экологический, социальный аспекты (методологическое исследование) [Текст] / Т.Н. Соснина. - Самар. гос. аэрокосм. ун-т. - Сама- ра: Издательство СНЦ РАН, 2008. - 428 с.
  16. Чеканушкина, Е.Н. Развитие и формирование экологической компетентности у студентов, обучающихся на гуманитарных направлениях бакалавриата / Е.Н. Чеканушкина, В.Н. Михелькевич // Экология и безопасность жизнедеятельности промышленно- транспортных комплексов, ELPIT 2015. Тр. VI Междунар. экологич. конгресса (VII Междунар. науч.-технич. конф.) - Самара: Изд-во СамГТУ, 2015. - Том 3. - С. 68-72.
  17. Урсул, А.Д. Модель опережающего образования: ноосферно-экологический ракурс [Текст] / А.Д. Урсул // Философия экологического образования; под общей редакцией Лисеева И.К. - М.: Прогресс-Традиция, 2001. - С. 51.
  18. Селевко, Г.К. Энциклопедия образовательных технологий. В 2-х т. Т. 1. - М.: Народное образование, 2005. - 556 с.
  19. Рябинова, Е.Н. Квалиметрия в профессиональном образовании / Е.Н. Рябинова // Известия Самарского научного центра РАН, 2009. Т. 11, № 4 (30). С. 1447-1452.
  20. Титов, Б.А. Проблема измеримости знаний и сформированности компетенций при изучении гуманитарных дисциплин / Б.А. Титов, Е.Н. Рябинова, И.О. Павлова // Вестник Самарского государственного аэрокосмического университета имени академика С.П. Королёва (НИУ), 2012. - №4. - С. 259-266.

Copyright (c) 2018 Chekanushkina E.N., Ryabinova E.N.

Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License.

This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies