Use of information and communication technologies in the process of spiritual and moral education at military schools


Cite item

Full Text

Abstract

The article deals with the problem of information and communication technologies in the process of spiritual and moral education of servicemen use. For that purpose, the subject, objective, methodological basis and methods of research are indicated, topicality of the issue is proved and the analysis of the degree of the problem study in modern domestic and foreign science is carried out. On the basis of modern scientific research, the article outlines some tasks that information and communication technologies perform in the educational process of military men: the creation of a unified database of intangible heritage resources, the development of socially-personal and instrumental competence of servicemen, and the provision of mobile information to the military community and the society as a whole. The implementation of these tasks is complicated by the problem that is formulated in the article as information manipulation and misinformation in the information space. The following ways of the problem solution are offered: formation of critical thinking at students in military educational institutions; filling the educational electronic and technical environment with various forms of multimedia programs, interactive electronic educational resources and author materials that take into account the specifics of the military educational process and the age characteristics of students. The paper describes the reproductive and productive levels of using information tools in the educational process by the creators of interactive learning resources. The advantages of introducing information and communication technologies in the process of spiritual and moral education of servicemen are formulated as providing the opportunity for: creating new educational resources, methods and programs; successful adaptation of students in military educational institutions to social change and environment; acceleration of the process of cultural and personal knowledge and accumulated social experience transfer from the teacher to the learner and from generation to generation.

Full Text

Предмет исследования - задачи и формы применения информационно- коммуникационных технологий в процессе духовно-нравственного воспита- ния курсантов военных образовательных учреждений. Цель исследования - рассмотреть возможности интеграции информаци- онно-коммуникационных технологий в процесс духовно-нравственного вос- питания обучающихся в военных образовательных учреждениях как дей- ственного способа повышения эффективности этого процесса. Методологической основой исследования является системный подход к изучению педагогических явлений в их последовательности; аксиологиче- ский подход к рассмотрению образовательного процесса военнослужащих в контексте необходимости формирования ценностных ориентаций; цивили- зационный подход в смысле учета требований социума в процессе развития системы воспитания военнослужащих. Для изучения педагогической, научно-методической литературы и дис- сертационных исследований использовался конкретно-поисковый метод, об- щенаучные методы синтеза, сравнения, интерпретации и обобщения изучен- ных материалов и формулировки выводов. С конца XX века российское общество испытывает духовно- нравственный кризис, что обусловлено разрушением исторического уклада жизни, отрывом от многовековых культурных традиций и духовных ценно- стей, отсутствием критериев различения добра и зла, нравственности и без- нравственности, нивелированием представления о грехе, провозглашением условности морали и превратном пониманием процесса развития личности. Для современных жизненных реалий характерно присутствие праздности, безответственности, ориентации на материальные ценности. Военная служба дает возможность скорректировать морально-волевое состояние личности, мобилизовать дух и психологическую готовность к самосовершенствованию. В этой связи получение военного образования наращивает свой престиж в современном обществе и является желательным не только в понимании по- ступающих на обучение, но и родителей, которые неравнодушны к уровню духовно-нравственного развития их детей. Сегодня социум все больше при- ходит к осознанию того, что привить подрастающему поколению чувство патриотизма, чести, долга, эмпатии, научить уважать людей, живущих рядом, их традиции, историю, любить родной край, город, народ, который в нем жи- вет - значит укрепить основы государственности и обеспечить государствен- ную безопасность [1, с. 3]. В современном обществе информационных технологий актуальным явля- ется поиск способов внедрения инновационных форм и методов духовно- нравственного воспитания в военной сфере с подключением средств массо- вой информации; создание электронно-технической образовательной среды. Эти усилия призваны обеспечить оперативное информирование военного со- общества по вопросам национальной безопасности, государственной полити- ки в области обороны, строительства Вооруженных Сил и других событий, происходящих сегодня в обществе; развить творческий потенциал обучаю- щихся; повысить их компетентность и модернизировать воспитательный процесс в целом [2, с. 105]. Концептуальные положения о роли информации и информационно- коммуникационных технологий (ИКТ) в становлении и развитии обществен- ного сознания представлены в работах таких зарубежных исследователей, как Э. Бернейс, Дж. Брайант, Р. Броуди, Р. Ислам, П. Лайнбарджер, Р. Харрис. Многие современные отечественные ученые-педагоги включали в поле своих исследований различные аспекты использования ИКТ в воспитательном про- цессе. Например, С.В. Федорова обосновывает возможность привития обу- чающимся эстетических ценностей посредством ИКТ [3]. Роль информаци- онно-просветительных технологий в патриотическом воспитании молодежи анализирует Л.В. Фатхуллина [4]. И.П. Финский в своем исследовании [5] приходит к выводу, что использование ИКТ в процессе патриотического вос- питания военнослужащих является одним из важнейших педагогических условий его эффективности. Педагог И.В. Тренин [6] пишет об аспектности применения электронных технологий в гуманитарной сфере военного образо- вания, что обусловлено традиционной приоритетностью точных наук в во- просах внедрения электронного обеспечения в учебный процесс. Отдельные вопросы формирования нравственных чувств и качеств военнослужащих с применением ИКТ анализируют И.А. Алехин, В.Н. Бусловский [7], В.П. Журавель, С.Х. Канапьянов [2], А.Е. Михайлов, И.Н. Панарин, Е.В. Троицкая. При этом ретроспективный анализ научных трудов по обсуж- даемой проблеме позволил констатировать фрагментарность ее изученности, отсутствие комплексного исследования вопроса использования ИКТ в про- цессе духовно-нравственного воспитания в образовательных учреждениях военного профиля, что и обусловило тему данной статьи. В современной военно-образовательной среде в процессе духовно- нравственного воспитания военнослужащих ИКТ отводится ряд важнейших задач. Некоторыми из них являются: обеспечение организации многокомпонентной системы аккумулирова- ния культурного потенциала, содержащегося в произведениях искусства, мудрых мыслеизречениях, музыкальных композициях, отражающих нрав- ственность народа, воинские традиции. С помощью ИКТ предоставляется возможность создания единой базы ресурсов нематериального наследия, обеспечивающей доступ к значительному объему информации и наглядную форму представления материалов; развитие социально-личностной и инструментальной компетентности военнослужащих. Условием глубокого усвоения полученного материала яв- ляется его аналитико-синтетическая обработка, заключающаяся в самостоя- тельном анализе новой информации, то есть выделении в ней основных поня- тий, установлении причинно-следственных связей и отношений между ними. Таким образом, посредством осмысления сущности информационных пото- ков, направления их вектора на такую категорию, как «добро», обучающиеся приучаются утверждать основные моральные ценности, самостоятельно мыс- лить и анализировать значимость тех или иных нравственных поступков; обеспечение мобильного информирования. ИКТ как средство мобильного информирования получили широкое рас- пространение. В первую очередь речь идет о потенциале сети Интернет как наиболее доступного источника информации. Правильно фильтрованный ин- формационный поток способен не только развивать нравственную составля- ющую тех, кто уже поступил на военную службу, но и формировать положи- тельный образа военной деятельности в социуме и в сознании молодых лю- дей, планирующих или уже начинающих свой путь на поприще защиты Оте- чества. Необходимость информирования такого рода в современных социо- культурных условиях приобретает чрезвычайно большое значение в смысле формирования: готовности молодого поколения к военной службе как к особому виду деятельности на благо государства, которая характеризуется специфической направленностью, глубоким пониманием гражданином своей роли и места в служении Отечеству, высокой личностной ответственностью за выполнение требований военной службы, глубоким пониманием необходимости укрепле- ния обороноспособности страны; представления о военнослужащих как о специалистах с высокими про- фессиональными, духовно-нравственными и интеллектуальными качествами; знания о преимуществах военной службы и образования, связанных с одновременным приобретением военной и престижной гражданской про- фессии, элитарностью военной профессии, достойным материальным обеспе- чением военнослужащих, но при этом с повышенными требованиями со стороны общества и государства к профессиональному подбору будущих воен- ных специалистов, их нравственному облику [7, с. 86]. При обоснованной необходимости и неоспоримых преимуществах по- вышения эффективности учебно-воспитательного процесса и формирования нравственного сознания военнослужащих посредством информирования с применением ИКТ существуют и негативные моменты, которые стоит учесть. К таким моментам относится наличие технологий сознательного ин- формационного манипулирования и дезинформации в информационном про- странстве. Ни для кого не является секретом существование организаций, специализирующихся на информационных «диверсиях», технологиях «трол- линга», осуществляющихся посредством создания «заказного» образа на ас- социативной основе, навешивания ярлыков, отвлечения внимания, ссылки на авторитет, отрыва от контекста, открыто «фейковых» сообщений. Часто в процессе преподнесения информации о текущих событиях апеллируют к таким эмоционально-чувственным элементам сознания, как любовь к Ро- дине, национально-патриотические настроения, но при этом ощутим «налет сенсационности», нагнетания обстановки, что порождает у реципиентов бес- покойство и страх, неуверенность в себе, пессимизм относительно возможно- сти искоренения негативных явлений, что особенно нежелательно для воен- нослужащих. Для формирования умения избегать подобных ситуаций необ- ходимо формировать у обучающихся в военных образовательных учреждени- ях критическое мышление как предпосылку к противостоянию негативному влиянию Интернета и других средств массовой информации [8]. Для решения обозначенной проблемы необходимо также учитывать формы внедрения ИКТ в военный учебно-воспитательный процесс - при их выборе не следует огра- ничиваться возможностями сети Интернет. Важно использовать компьютер- ные, мультимедийные, телекоммуникационные программы, гипертекстовые и интерактивные электронные учебные ресурсы и авторские разработки, учи- тывающие специфический контекст военного учебно-воспитательного про- цесса и возрастные характеристики обучающихся. Учет разнообразия средств, формирующих электронно-техническую среду, способен усовершен- ствовать образовательно-культурологическое пространство военного образо- вательного учреждения [9, с. 103]. Разработка и внедрение подобных учебных ресурсов требует от их созда- телей выхода на продуктивный уровень использования информационных средств в образовательном процессе. В этой связи отметим, что выделяют два уровня применения ИКТ в ходе духовно-нравственного воспитания: репро- дуктивный и продуктивный. Репродуктивный уровень предполагает привле- чение к воспитательной работе уже существующих программ, повседневное их использование в решении текущих профессиональных задач, при наборе материала и его передаче. Этот уровень является общепринятым, привычным, реализующимся по определенному алгоритму. Продуктивный уровень ис- пользования ИКТ в воспитании подразумевает отступление от шаблонных принципов, опору на инновации, эксперимент, творчество, заинтересован- ность; внесение авторских доработок в существующие программы с учетом духовно-нравственных ценностей, что предполагает изменения в содержании, организации и результате воспитательной деятельности, интеграцию в струк- туру академических курсов специального материала, воздействующего на мировоззрение и формирующего нравственные ценности; и, наконец, опти- мизацию и улучшение воспитательной деятельности за счет разработки но- вых методик, программного обеспечения, комбинаций и подборок личност- ноформирующего материала [10, с. 47]. Таким образом, одним из преимуществ, которые получает процесс ду- ховно-нравственного воспитания военнослужащих посредством внедрения ИКТ, является обеспечение возможности для создания новых воспитательных методик и программ, отвечающих требованиям современного общества и обеспечивающих процесс выхода традиционной воспитательной системы на качественно новый уровень. Среди других преимуществ можно назвать следующие: современные ИКТ, повышая качество нравственного образования и формируя нравственное мировоззрение и мышление, позволяют военно- служащим более успешно осуществлять адаптацию к социальным изменени- ям и окружению, оперативно получать необходимую информацию для лич- ностного роста; ИКТ существенно ускоряют процесс передачи культурологических и личностнообразующих знаний и накопленного социального опыта русского воинства, народа и всего человечества не только от преподавателя к обучаю- щемуся, но и от поколения к поколению [11]. Учитывая все вышесказанное, обобщим, что использование ИКТ в про- цессе духовно-нравственного воспитания в образовательных учреждениях военного профиля является актуальной и обсуждаемой проблемой современ- ной науки. Электронно-техническая среда призвана решать ряд задач в учебно-воспитательном процессе: создание системы аккумулирования культурного потенциала посредством формирования базы ресурсов немате- риального наследия русского воинства и народа в целом; развитие творче- ской, социально-личностной и инструментальной компетентности обучаю- щихся; обеспечение мобильного информирования воинского сообщества и социума с целью формирования положительного имиджа военной службы. Использование сети Интернет и других СМИ при реализации сформулиро- ванных задач обусловливает возможность информационного манипулирова- ния сознанием военнослужащих. Избежать этого позволит формирование критического мышления у обучающихся и разнообразие форм ИКТ, исполь- зующихся в процессе воспитания, за счет использования интерактивных про- грамм, учебных ресурсов и авторских разработок, учитывающих специфику военного образования. Создание подобных разработок требует продуктивно- го уровня владения ИКТ со стороны профессорско-преподавательского со- става. В целом посредством интеграции ИКТ в процесс духовно- нравственного воспитания военнослужащих возможно способствовать созда- нию инновационных воспитательных ресурсов, методик и программ; успеш- ной социальной адаптации обучающихся в военных образовательных учре- ждениях; оперативной передаче культурологических и личностнообразую- щих знаний и социального опыта в масштабе поколений. Результаты данного исследования способствуют реализации важнейших тенденций в условиях модернизации отечественного военного образования - его информатизации и мобильности.
×

About the authors

Lyudmila Ivanovna Redkina

Humanitarian and Pedagogical Academy (branch) Vernadskiy Crimean Federal University

Email: redkina7@mail.ru
Doc. Ped. Sci., Professor, Head of Pedagogy and Educational Institutions Management Department 2a, Sevastopolskaya str., Yalta, 298635

References

  1. Пашков В.И. Традиции духовно-нравственного воспитания военнослужащих в русской армии конца XIX - начала XX в.: автореф. дис.. канд. пед. наук: 13.00.01 / Пашков Владимир Иванович. - М., 2013. - 22 с.
  2. Канапьянов С.Х. Воспитание военнослужащих республики Казахстан посредством реализации педагогического потенциала средств массовой информации // Воспитание в современном культурно-образовательном пространстве: Сб. статей конференции 27 октября 2016. - 2016. - С. 104-109.
  3. Федорова С.В. Формирование этических ценностей школьников средствами информационно-коммуникационных технологий в учреждении дополнительного образования: на материале английского языка: дис. … канд. пед. наук: 13.00.01 / Федорова Саргылана Васильевна. - Якутск, 2008. - 203 с. - Библиогр.: с. 160-180.
  4. Фатхуллина Л.В. Информационно-просветительные технологии как средство патриотического воспитания молодежи в общественных объединениях: дис. … канд. пед. наук : 13.00.05 / Фатхуллина Любовь Васильевна. - Казань, 2008. - 149 с. - Библиогр.: с. 118-142.
  5. Финский И.П. Педагогические условия эффективности патриотического воспитания в системе высшего военного образования: дис. … канд. пед. наук: 13.00.01 / Финский Игорь Петрович. - Томск, 2009. - 236 с. - Библиогр.: с. 179-195.
  6. Тренин И.В. Интеграция информационных и дидактических ресурсов в образовательном процессе военного вуза: дис.. канд. пед. наук : 13.00.08 / Тренин Игорь Валерьевич. - М., 2017. - 293 с. - Библиогр.: с. 253-278.
  7. Бусловский В.Н. Информационно-коммуникативное обеспечение перехода Вооруженных Сил Российской Федерации на контрактный способ комплектования: дис.. канд. полит. наук : 23.00.02 / Бусловский Виктор Николаевич. - М., 2006. - 220 с. - Библиогр.: с. 155-166.
  8. Сизьмин М.А. СМИ в обеспечении национальной безопасности России: задачи, методы, приемы: дис.. канд. филологических наук: 10.01.10 / Сизьмин Михаил Алексеевич. - М., 2016. - 202 с. - Библиогр.: с. 179-194.
  9. Алексеева Т.Е. Педагогические аспекты использования средств информационных и коммуникационных технологий в военно-техническом вузе: дис. … канд. пед. наук 13.00.01 /Алексеева Татьяна Евгеньевна. - Рязань, 2006. - 203 с. - Библиогр.: с. 167-182.
  10. Кобякова М.В. Развитие технологического мышления студентов в процессе обучения средствами информационно-коммуникационных технологий (на примере технического ссуза): дис.. канд. пед. наук: 13.00.01 / Кобякова Марина Валерьевна. - Тюмень, 2012. - 155 с. - Библиогр.: с. 134-145.
  11. Коврига С.В. Функции и возможности применения информационно- коммуникационных технологий в образовании [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://infourok.ru/statya-funkcii-i-vozmozhnosti-ikt-v-obrazovanii- 1709058.html

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML

Copyright (c) 2017 Redkina L.I.

Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License.

This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies