Использование информационно-коммуникационных технологий в процессе духовно-нравственного воспитания в образовательных учреждениях военного профиля


Цитировать

Полный текст

Аннотация

Рассматривается проблема использования информационно-коммуникационных технологий в процессе духовно-нравственного воспитания военнослужащих. Для этого обозначены предмет, цель, методологическая основа и методы исследования, обоснована актуальность и проведен анализ степени разработанности вопроса в современной отечественной и зарубежной науке. На основе современных научных исследований в работе сформулированы некоторые задачи информационно-коммуникационных технологий в воспитательном процессе военнослужащих: создание единой базы ресурсов нематериального наследия, развитие социально-личностной и инструментальной компетентности военнослужащих, обеспечение мобильного информирования воинского сообщества и социума в целом. Реализация названных задач осложняется проблемой, которая сформулирована в статье как информационное манипулирование и дезинформация в информационном пространстве. Предложены такие пути решения названной проблемы, как формирование критического мышления у обучающихся в военных образовательных учреждениях; наполнение образовательной электронно-технической среды разнообразными формами мультимедийных программ, интерактивных электронных учебных ресурсов и авторских разработок, учитывающих специфику военного учебно-воспитательного процесса и возрастных характеристик обучающихся. В работе дана характеристика репродуктивному и продуктивному уровню использования информационных средств в воспитательном процессе создателями интерактивных учебных ресурсов. Сформулированы преимущества внедрения информационно-коммуникационных технологий в процесс духовно-нравственного воспитания военнослужащих, таких как обеспечение возможности для создания новых воспитательных ресурсов, методик и программ, успешное осуществление адаптации обучающихся в военных образовательных учреждениях к социальным изменениям и окружению, ускорение процесса передачи культурологических и личностнообразующих знаний и накопленного социального опыта от преподавателя к обучающемуся и от поколения к поколению.

Полный текст

Предмет исследования - задачи и формы применения информационно- коммуникационных технологий в процессе духовно-нравственного воспита- ния курсантов военных образовательных учреждений. Цель исследования - рассмотреть возможности интеграции информаци- онно-коммуникационных технологий в процесс духовно-нравственного вос- питания обучающихся в военных образовательных учреждениях как дей- ственного способа повышения эффективности этого процесса. Методологической основой исследования является системный подход к изучению педагогических явлений в их последовательности; аксиологиче- ский подход к рассмотрению образовательного процесса военнослужащих в контексте необходимости формирования ценностных ориентаций; цивили- зационный подход в смысле учета требований социума в процессе развития системы воспитания военнослужащих. Для изучения педагогической, научно-методической литературы и дис- сертационных исследований использовался конкретно-поисковый метод, об- щенаучные методы синтеза, сравнения, интерпретации и обобщения изучен- ных материалов и формулировки выводов. С конца XX века российское общество испытывает духовно- нравственный кризис, что обусловлено разрушением исторического уклада жизни, отрывом от многовековых культурных традиций и духовных ценно- стей, отсутствием критериев различения добра и зла, нравственности и без- нравственности, нивелированием представления о грехе, провозглашением условности морали и превратном пониманием процесса развития личности. Для современных жизненных реалий характерно присутствие праздности, безответственности, ориентации на материальные ценности. Военная служба дает возможность скорректировать морально-волевое состояние личности, мобилизовать дух и психологическую готовность к самосовершенствованию. В этой связи получение военного образования наращивает свой престиж в современном обществе и является желательным не только в понимании по- ступающих на обучение, но и родителей, которые неравнодушны к уровню духовно-нравственного развития их детей. Сегодня социум все больше при- ходит к осознанию того, что привить подрастающему поколению чувство патриотизма, чести, долга, эмпатии, научить уважать людей, живущих рядом, их традиции, историю, любить родной край, город, народ, который в нем жи- вет - значит укрепить основы государственности и обеспечить государствен- ную безопасность [1, с. 3]. В современном обществе информационных технологий актуальным явля- ется поиск способов внедрения инновационных форм и методов духовно- нравственного воспитания в военной сфере с подключением средств массо- вой информации; создание электронно-технической образовательной среды. Эти усилия призваны обеспечить оперативное информирование военного со- общества по вопросам национальной безопасности, государственной полити- ки в области обороны, строительства Вооруженных Сил и других событий, происходящих сегодня в обществе; развить творческий потенциал обучаю- щихся; повысить их компетентность и модернизировать воспитательный процесс в целом [2, с. 105]. Концептуальные положения о роли информации и информационно- коммуникационных технологий (ИКТ) в становлении и развитии обществен- ного сознания представлены в работах таких зарубежных исследователей, как Э. Бернейс, Дж. Брайант, Р. Броуди, Р. Ислам, П. Лайнбарджер, Р. Харрис. Многие современные отечественные ученые-педагоги включали в поле своих исследований различные аспекты использования ИКТ в воспитательном про- цессе. Например, С.В. Федорова обосновывает возможность привития обу- чающимся эстетических ценностей посредством ИКТ [3]. Роль информаци- онно-просветительных технологий в патриотическом воспитании молодежи анализирует Л.В. Фатхуллина [4]. И.П. Финский в своем исследовании [5] приходит к выводу, что использование ИКТ в процессе патриотического вос- питания военнослужащих является одним из важнейших педагогических условий его эффективности. Педагог И.В. Тренин [6] пишет об аспектности применения электронных технологий в гуманитарной сфере военного образо- вания, что обусловлено традиционной приоритетностью точных наук в во- просах внедрения электронного обеспечения в учебный процесс. Отдельные вопросы формирования нравственных чувств и качеств военнослужащих с применением ИКТ анализируют И.А. Алехин, В.Н. Бусловский [7], В.П. Журавель, С.Х. Канапьянов [2], А.Е. Михайлов, И.Н. Панарин, Е.В. Троицкая. При этом ретроспективный анализ научных трудов по обсуж- даемой проблеме позволил констатировать фрагментарность ее изученности, отсутствие комплексного исследования вопроса использования ИКТ в про- цессе духовно-нравственного воспитания в образовательных учреждениях военного профиля, что и обусловило тему данной статьи. В современной военно-образовательной среде в процессе духовно- нравственного воспитания военнослужащих ИКТ отводится ряд важнейших задач. Некоторыми из них являются: обеспечение организации многокомпонентной системы аккумулирова- ния культурного потенциала, содержащегося в произведениях искусства, мудрых мыслеизречениях, музыкальных композициях, отражающих нрав- ственность народа, воинские традиции. С помощью ИКТ предоставляется возможность создания единой базы ресурсов нематериального наследия, обеспечивающей доступ к значительному объему информации и наглядную форму представления материалов; развитие социально-личностной и инструментальной компетентности военнослужащих. Условием глубокого усвоения полученного материала яв- ляется его аналитико-синтетическая обработка, заключающаяся в самостоя- тельном анализе новой информации, то есть выделении в ней основных поня- тий, установлении причинно-следственных связей и отношений между ними. Таким образом, посредством осмысления сущности информационных пото- ков, направления их вектора на такую категорию, как «добро», обучающиеся приучаются утверждать основные моральные ценности, самостоятельно мыс- лить и анализировать значимость тех или иных нравственных поступков; обеспечение мобильного информирования. ИКТ как средство мобильного информирования получили широкое рас- пространение. В первую очередь речь идет о потенциале сети Интернет как наиболее доступного источника информации. Правильно фильтрованный ин- формационный поток способен не только развивать нравственную составля- ющую тех, кто уже поступил на военную службу, но и формировать положи- тельный образа военной деятельности в социуме и в сознании молодых лю- дей, планирующих или уже начинающих свой путь на поприще защиты Оте- чества. Необходимость информирования такого рода в современных социо- культурных условиях приобретает чрезвычайно большое значение в смысле формирования: готовности молодого поколения к военной службе как к особому виду деятельности на благо государства, которая характеризуется специфической направленностью, глубоким пониманием гражданином своей роли и места в служении Отечеству, высокой личностной ответственностью за выполнение требований военной службы, глубоким пониманием необходимости укрепле- ния обороноспособности страны; представления о военнослужащих как о специалистах с высокими про- фессиональными, духовно-нравственными и интеллектуальными качествами; знания о преимуществах военной службы и образования, связанных с одновременным приобретением военной и престижной гражданской про- фессии, элитарностью военной профессии, достойным материальным обеспе- чением военнослужащих, но при этом с повышенными требованиями со стороны общества и государства к профессиональному подбору будущих воен- ных специалистов, их нравственному облику [7, с. 86]. При обоснованной необходимости и неоспоримых преимуществах по- вышения эффективности учебно-воспитательного процесса и формирования нравственного сознания военнослужащих посредством информирования с применением ИКТ существуют и негативные моменты, которые стоит учесть. К таким моментам относится наличие технологий сознательного ин- формационного манипулирования и дезинформации в информационном про- странстве. Ни для кого не является секретом существование организаций, специализирующихся на информационных «диверсиях», технологиях «трол- линга», осуществляющихся посредством создания «заказного» образа на ас- социативной основе, навешивания ярлыков, отвлечения внимания, ссылки на авторитет, отрыва от контекста, открыто «фейковых» сообщений. Часто в процессе преподнесения информации о текущих событиях апеллируют к таким эмоционально-чувственным элементам сознания, как любовь к Ро- дине, национально-патриотические настроения, но при этом ощутим «налет сенсационности», нагнетания обстановки, что порождает у реципиентов бес- покойство и страх, неуверенность в себе, пессимизм относительно возможно- сти искоренения негативных явлений, что особенно нежелательно для воен- нослужащих. Для формирования умения избегать подобных ситуаций необ- ходимо формировать у обучающихся в военных образовательных учреждени- ях критическое мышление как предпосылку к противостоянию негативному влиянию Интернета и других средств массовой информации [8]. Для решения обозначенной проблемы необходимо также учитывать формы внедрения ИКТ в военный учебно-воспитательный процесс - при их выборе не следует огра- ничиваться возможностями сети Интернет. Важно использовать компьютер- ные, мультимедийные, телекоммуникационные программы, гипертекстовые и интерактивные электронные учебные ресурсы и авторские разработки, учи- тывающие специфический контекст военного учебно-воспитательного про- цесса и возрастные характеристики обучающихся. Учет разнообразия средств, формирующих электронно-техническую среду, способен усовершен- ствовать образовательно-культурологическое пространство военного образо- вательного учреждения [9, с. 103]. Разработка и внедрение подобных учебных ресурсов требует от их созда- телей выхода на продуктивный уровень использования информационных средств в образовательном процессе. В этой связи отметим, что выделяют два уровня применения ИКТ в ходе духовно-нравственного воспитания: репро- дуктивный и продуктивный. Репродуктивный уровень предполагает привле- чение к воспитательной работе уже существующих программ, повседневное их использование в решении текущих профессиональных задач, при наборе материала и его передаче. Этот уровень является общепринятым, привычным, реализующимся по определенному алгоритму. Продуктивный уровень ис- пользования ИКТ в воспитании подразумевает отступление от шаблонных принципов, опору на инновации, эксперимент, творчество, заинтересован- ность; внесение авторских доработок в существующие программы с учетом духовно-нравственных ценностей, что предполагает изменения в содержании, организации и результате воспитательной деятельности, интеграцию в струк- туру академических курсов специального материала, воздействующего на мировоззрение и формирующего нравственные ценности; и, наконец, опти- мизацию и улучшение воспитательной деятельности за счет разработки но- вых методик, программного обеспечения, комбинаций и подборок личност- ноформирующего материала [10, с. 47]. Таким образом, одним из преимуществ, которые получает процесс ду- ховно-нравственного воспитания военнослужащих посредством внедрения ИКТ, является обеспечение возможности для создания новых воспитательных методик и программ, отвечающих требованиям современного общества и обеспечивающих процесс выхода традиционной воспитательной системы на качественно новый уровень. Среди других преимуществ можно назвать следующие: современные ИКТ, повышая качество нравственного образования и формируя нравственное мировоззрение и мышление, позволяют военно- служащим более успешно осуществлять адаптацию к социальным изменени- ям и окружению, оперативно получать необходимую информацию для лич- ностного роста; ИКТ существенно ускоряют процесс передачи культурологических и личностнообразующих знаний и накопленного социального опыта русского воинства, народа и всего человечества не только от преподавателя к обучаю- щемуся, но и от поколения к поколению [11]. Учитывая все вышесказанное, обобщим, что использование ИКТ в про- цессе духовно-нравственного воспитания в образовательных учреждениях военного профиля является актуальной и обсуждаемой проблемой современ- ной науки. Электронно-техническая среда призвана решать ряд задач в учебно-воспитательном процессе: создание системы аккумулирования культурного потенциала посредством формирования базы ресурсов немате- риального наследия русского воинства и народа в целом; развитие творче- ской, социально-личностной и инструментальной компетентности обучаю- щихся; обеспечение мобильного информирования воинского сообщества и социума с целью формирования положительного имиджа военной службы. Использование сети Интернет и других СМИ при реализации сформулиро- ванных задач обусловливает возможность информационного манипулирова- ния сознанием военнослужащих. Избежать этого позволит формирование критического мышления у обучающихся и разнообразие форм ИКТ, исполь- зующихся в процессе воспитания, за счет использования интерактивных про- грамм, учебных ресурсов и авторских разработок, учитывающих специфику военного образования. Создание подобных разработок требует продуктивно- го уровня владения ИКТ со стороны профессорско-преподавательского со- става. В целом посредством интеграции ИКТ в процесс духовно- нравственного воспитания военнослужащих возможно способствовать созда- нию инновационных воспитательных ресурсов, методик и программ; успеш- ной социальной адаптации обучающихся в военных образовательных учре- ждениях; оперативной передаче культурологических и личностнообразую- щих знаний и социального опыта в масштабе поколений. Результаты данного исследования способствуют реализации важнейших тенденций в условиях модернизации отечественного военного образования - его информатизации и мобильности.
×

Об авторах

Людмила Ивановна Редькина

Гуманитарно-педагогическая академия (филиал) ФГАОУ ВО «Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского»

Email: redkina7@mail.ru
доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой педагогики и управления учебными заведениями. 298635, г. Ялта, ул. Севастопольская, 2А

Список литературы

  1. Пашков В.И. Традиции духовно-нравственного воспитания военнослужащих в русской армии конца XIX - начала XX в.: автореф. дис.. канд. пед. наук: 13.00.01 / Пашков Владимир Иванович. - М., 2013. - 22 с.
  2. Канапьянов С.Х. Воспитание военнослужащих республики Казахстан посредством реализации педагогического потенциала средств массовой информации // Воспитание в современном культурно-образовательном пространстве: Сб. статей конференции 27 октября 2016. - 2016. - С. 104-109.
  3. Федорова С.В. Формирование этических ценностей школьников средствами информационно-коммуникационных технологий в учреждении дополнительного образования: на материале английского языка: дис. … канд. пед. наук: 13.00.01 / Федорова Саргылана Васильевна. - Якутск, 2008. - 203 с. - Библиогр.: с. 160-180.
  4. Фатхуллина Л.В. Информационно-просветительные технологии как средство патриотического воспитания молодежи в общественных объединениях: дис. … канд. пед. наук : 13.00.05 / Фатхуллина Любовь Васильевна. - Казань, 2008. - 149 с. - Библиогр.: с. 118-142.
  5. Финский И.П. Педагогические условия эффективности патриотического воспитания в системе высшего военного образования: дис. … канд. пед. наук: 13.00.01 / Финский Игорь Петрович. - Томск, 2009. - 236 с. - Библиогр.: с. 179-195.
  6. Тренин И.В. Интеграция информационных и дидактических ресурсов в образовательном процессе военного вуза: дис.. канд. пед. наук : 13.00.08 / Тренин Игорь Валерьевич. - М., 2017. - 293 с. - Библиогр.: с. 253-278.
  7. Бусловский В.Н. Информационно-коммуникативное обеспечение перехода Вооруженных Сил Российской Федерации на контрактный способ комплектования: дис.. канд. полит. наук : 23.00.02 / Бусловский Виктор Николаевич. - М., 2006. - 220 с. - Библиогр.: с. 155-166.
  8. Сизьмин М.А. СМИ в обеспечении национальной безопасности России: задачи, методы, приемы: дис.. канд. филологических наук: 10.01.10 / Сизьмин Михаил Алексеевич. - М., 2016. - 202 с. - Библиогр.: с. 179-194.
  9. Алексеева Т.Е. Педагогические аспекты использования средств информационных и коммуникационных технологий в военно-техническом вузе: дис. … канд. пед. наук 13.00.01 /Алексеева Татьяна Евгеньевна. - Рязань, 2006. - 203 с. - Библиогр.: с. 167-182.
  10. Кобякова М.В. Развитие технологического мышления студентов в процессе обучения средствами информационно-коммуникационных технологий (на примере технического ссуза): дис.. канд. пед. наук: 13.00.01 / Кобякова Марина Валерьевна. - Тюмень, 2012. - 155 с. - Библиогр.: с. 134-145.
  11. Коврига С.В. Функции и возможности применения информационно- коммуникационных технологий в образовании [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://infourok.ru/statya-funkcii-i-vozmozhnosti-ikt-v-obrazovanii- 1709058.html

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

© Редькина Л.И., 2017

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.