Кондуктивная педагогика как метод развития творческих способностей дошкольников с нарушением опорно-двигательного аппарата
- Авторы: Москвина А.В.1, Сусаева С.А.1
-
Учреждения:
- Оренбургский государственный педагогический университет
- Выпуск: Том 14, № 4 (2017)
- Страницы: 108-120
- Раздел: Статьи
- URL: https://vestnik-pp.samgtu.ru/1991-8569/article/view/52302
- ID: 52302
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Описывается реализация метода кондуктивной педагогики в раскрытии творческого потенциала дошкольников с нарушением опорно-двигательного аппарата. Приводится описание методологических принципов, при успешном применении которых реализуется индивидуальный подход к каждому ребенку. Раскрываются понятия «творчество», «творческая деятельность», «творческие способности». Освещен вопрос необходимости как физической реабилитации дошкольников, так и их социализации. Отмечаются трудности, препятствующие физическому и интеллектуальному развитию дошкольников с нарушением опорно-двигательного аппарата. Выделяются общие принципы обучения и воспитания, а также педагогические условия для формирования творческой личности дошкольника с нарушением опорно-двигательного аппарата.
Полный текст
«Забота о здоровье ребенка - это не просто комплекс санитарно- гигиенических норм и правил, и не свод требований к режиму, питанию, тру- ду, отдыху. Это прежде всего забота о гармоничной полноте всех физических и духовных сил, и венцом этой гармонии является радость творчества» (В.А. Сухомлинский). В нашем меняющемся современном мире информационных технологий возникают новые задачи, разрабатываются современные принципы формиро- вания нового человека. Творческий потенциал в современном обществе очень ценится в любой профессии, поэтому его нужно раскрывать в ребенке как можно раньше, в наиболее сензитивные периоды его развития. Важнейшими методологическими принципами нашего исследования яв- ляются: принцип единства нормативности и творчества (развитие науки опира- ется на уровни образования и систему существующих знаний и умений) [14, с. 74]; принцип гуманизма, предполагающий постановку в центре педагогиче- ского внимания интересов и проблем обучаемого, формирование у него от- ношения к человеческой личности как высшей ценности в мире [14, с. 80]; антропологический подход, предполагающий изучение и получение знаний о человеке во всех отношениях во имя развития его индивидуальных способностей [14, с. 78]; системно-структурный подход, требующий выявления зависимости каждого элемента педагогической системы от его места и функций с учетом свойства достижений системного эффекта [14, с. 74]; индивидуально-личностный подход, в центре внимания которого - ин- дивидуальность, внутренний мир дошкольника, познание себя и мира путем обмена духовными ценностями, реализации права воспитуемого на альтерна- тивные источники знаний, создание психологического климата, способству- ющего свободному проявлению творческого развития личности [14, с. 80]. По данным Министерства здравоохранения и социального развития Рос- сийской Федерации, около 1,6 млн детей (в возрасте от рождения до 18 лет) относятся к категории лиц с ограниченными возможностями, в том числе 587 тыс. из них имеют статус инвалида. В Оренбургской области более 8 тыс. де- тей в возрасте от рождения до 18 лет являются инвалидами. В Оренбуржье на 01.01.2017 создана сеть социальных учреждений для детей с ограниченными возможностями здоровья: 13 организаций для умственно отсталых детей, 3 - для детей с нарушением слуха, 2 - для детей с проблемами зрения, 1 - для детей, перенесших полиомиелит и ДЦП, 1 - для детей с нарушением речи. На сегодняшний день в общеобразовательных организациях Оренбургской обла- сти инклюзивное образование получают 3615 детей с ОВЗ и инвалидностью, из них 149 - перенесших полиомиелит и ДЦП [8, с. 13-15]. К сожалению, необходимо констатировать, что из года в год рождается все больше детей с нарушением опорно-двигательного аппарата (по данным статистики 2016 года, на 1000 новорожденных приходится 5-6 таких детей) [1]. Причем к данному нарушению зачастую присоединяются сопутствующие заболевания, усугубляющие поставленный диагноз. Диагноз ДЦП для многих родителей звучит как приговор. У них возникает множество вопросов: как найти пути выхода из сложившейся ситуации, где найти нужных специали- стов, кто поможет быстро и верно подобрать ряд необходимых реабилитационных мероприятий? И это всего лишь малая часть проблем, которые прихо- дится решать «здесь и сейчас». Очень важно как можно раньше обратить внимание на имеющиеся у ребенка отклонения. Чем раньше обозначена про- блема и поставлен правильный диагноз, тем меньше времени затратится на восстановление потерянных либо отсутствующих навыков движения - круп- ной и мелкой моторики. По наблюдениям исследователей, у детей с нарушением опорно- двигательного аппарата разная степень поражения головного мозга. И это, несо- мненно, нужно учитывать. Тем не менее начинать любое развитие и восстанов- ление ребенка рекомендуется с мелкой моторики рук: «Ум ребенка находится на кончиках пальцев» (В.А. Сухомлинский). Изучение опыта дидактической систе- мы В.А. Сухомлинского позволяет сделать вывод о том, что его опыт умствен- ного воспитания ребенка был тесно связан с созданием специальных организа- ционно-педагогических условий, а именно: проведением «уроков мышления», «творческих мастерских», сочинением сказок, стихотворений, что непосред- ственно связано с творческой деятельностью [10, с. 13]. Творчество - это деятельность, результатом которой является создание новых, оригинальных и более совершенных материальных и духовных цен- ностей, обладающих объективной или/и субъективной значимостью. Слово «творчество» происходит от слова «творить», что означает «ис- кать, изображать, создавать нечто такое, что не встречалось в прошлом опы- те - индивидуальном и общественном». В психологической литературе встречаются в известной мере разные трактовки творчества. Л.С. Выготский понимал под понятием «творчество или творческая дея- тельность» то, что является всякой практической или теоретической деятель- ностью индивидуума, в которой появляются новые результаты (знания, навы- ки, решения, способы действия, материальные вещи) [2, с. 22]. С.Л. Рубинштейн определял творчество как деятельность, создающую не- что новое, оригинальное, что потом входит в историю не только самого твор- ца, но и науки, искусства и так далее [9]. Для личности, стремящейся к творчеству, по мнению Я.А. Пономарева, характерны оригинальность, инициативность, высокая саморегуляция, огромная работоспособность [7, с. 20]. О.К. Тихомиров особую роль в твор- ческой деятельности отводил целеполаганию. Очевидно, что рассматриваемое нами понятие «творчество» тесным обра- зом связано с понятием «творческие способности» [12]. Творческие способ- ности - это индивидуальные качества человека, которые определяют успеш- ность выполнения им творческой деятельности различного рода. Творческие способности представляют собой сплав многих качеств. И вопрос о компонентах творческого потенциала ребенка, а тем более ребенка с нарушением ОДА, остается до сих пор открытым. Творческие способности - это синтез свойств и особенностей личности, ха- рактеризующих степень их соответствия требованиям определенного вида твор- ческой деятельности и обусловливающих уровень ее результативности [7]. Развитие детского творчества является актуальной проблемой нынешней педагогики и ставит перед системой образования главную задачу - воспита- ние у растущего поколения творческого восприятия окружающей среды, а также активности и самостоятельности мышления, которые способствуют достижению положительных перемен в обществе и государстве. Жизнь в со- временном информационном обществе сопровождается быстрым устаревани- ем и обновлением знания, быстрым увеличением его объемов, что требует от сегодняшних дошкольников, завтрашних взрослых членов общества таких качеств, как пытливость, смекалка, воображение и фантазия, инициатива, изобретательность, предприимчивость, способность быстро и правильно при- нимать решения, т. е. тех качеств, которые наиболее ярко отражаются в дет- ском творчестве. Создание творческой личности является одной из важней- ших задач педагогической теории и практики на данный момент [10]. Субъектом нашего исследования является дошкольник с нарушением опорно-двигательного аппарата. Для более качественного решения данной проблемы нами были изучены работы выдающихся педагогов: Л.А. Венгер, А.А. Столяра, Л.Ф. Тихомиро- вой, Б.И. Никитина, З.А. Михайловой, Е.С. Евдокимовой. Изучив педагогиче- ские технологии, мы отметили, что обеспечение умственной активности неразрывно связано с развитием воображения, оно необходимо для всякой творческой деятельности. Дошкольный возраст обоснованно считается наиболее важным периодом в процессе формирования личности человека. Для детей с нарушением опорно- двигательного аппарата это еще более актуально. Подход к реабилитации детей с ограниченными возможностями проанализирован в исследованиях О.П. Гав- рилушкиной, С.Н. Денега, Л.Н. Кошелѐвой, Т.П. Павленко, Н.Д. Соколовой и др. Медицинская реабилитация и социальная адаптация больных детским цере- бральным параличом рассматривается К.А. Семеновой, Н.М. Махмудовой. Вза- имосвязь медико-психолого-педагогической и социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями и их интеграции в общество раскрывается в ра- ботах А.А. Катаевой, Э.И. Леонгард, Е.М. Мастюковой, Е.М. Старобиной, Е.А. Стребелевой, Л.М. Шипицыной и др. Вопрос физической реабилитации дошкольника в стенах дошкольного, а не лечебного учреждения очень актуален. Дошкольники с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата нуждаются в работе коррекционно- развивающего характера, в целенаправленном воздействии на коррекцию не- достатков, которые могут привести к нарушению умственной работоспособ- ности, изменению способов коммуникации и средств общения, вызвать труд- ности во взаимодействии с окружающим миром, в дальнейшем овладении познавательным опытом на этапе школьного обучения. Процесс коррекционно-развивающего обучения и воспитания в дошколь- ном учреждении для детей с ОДА строится с учетом психологических осо- бенностей и закономерностей развития психики данной категории детей [6]. Именно в данном возрастном периоде более интенсивно развиваются раз- личные способности, формируются нравственные качества, вырабатываются черты характера, укрепляется фундамент здоровья, что, в свою очередь, со- здает условия для активного и направленного формирования и развития пси- хических функций и интеллектуальных способностей дошкольника. Ум- ственное и личностное развитие детей включает в себя развитие всех психи- ческих функций: восприятия, внимания, памяти, мышления, речи и др. При этом особое значение имеет развитие фантазии, воображения, творческих способностей. Именно творчество, умение придумывать, создавать новое наилучшим образом формирует личность ребенка, развивает у него самостоя- тельность и познавательный интерес. Обеспечение умственного развития до- школьника с нарушением опорно-двигательного аппарата имеет большое значение для всей его дальнейшей деятельности. Наиболее эффективно ум- ственное развитие происходит под влиянием обучения и воспитания, когда не упускается из виду жизненно важный для дошкольников с нарушением ОДА основной реабилитационный процесс. Чтобы правильно организовать воспитание умственной активности дошкольников с нарушением ОДА, надо знать закономерности и возможности их умственного развития. С их учетом определяются задачи, содержание, организация и методы умственного воспи- тания [6]. По мнению ученых (Н.Н. Малофеев, К.А. Семѐнова, М. Хари, Н.В. Симонова и др.), дети, имеющие нарушения функций ОДА разной сте- пени выраженности и не имеющие достаточно развитого уровня сенсомотор- ного опыта, испытывают определенные трудности в процессе овладения про- граммным материалом [3]. Эти особенности часто сопряжены с недостаточ- ным развитием мышления, восприятия, внимания, памяти и несформирован- ностью всех компонентов речевой функциональной системы. У детей с нарушением функций ОДА снижена умственная работоспособ- ность, повышена утомляемость, что затрудняет формирование познавательного опыта, проводит к искажению мыслительной деятельности, столь важ- ной для творческого развития. У дошкольников замедленна артикуляционная моторика, расстроена ди- намическая координация и соразмерность как тонких, так и общих движений. Указанные трудности затрудняют усвоение учебной программы и формируют особые образовательные потребности у воспитанников. У детей младшего и среднего дошкольного возраста с нарушением ОДА наблюдаются следующие особенности: - двигательная нескоординированность; нарушения в соблюдении темпа движений; низкая работоспособность; повышенная утомляемость; отставание в физическом развитии; ограниченность определенных видов движений (в зависимости от диа- гноза); затруднения в освоении отдельных или основных двигательных умений и навыков (ходьба, бег, прыжки, подскоки); затруднения в фиксации положения на определенное время; заторможенность. У детей старшего дошкольного возраста к данным особенностям относят: - затруднения в соблюдении точности движений; низкий уровень развития некоторых физических качеств (ловкости, быстроты, выносливости); затруднения в освоении определенных двигательных умений и навыков (ходьба, бег, прыжки, подскоки); затруднения в принятии правильной осанки и фиксации положения ту- ловища на определенное время; недостаточное развитие моторных функций пальцев рук; ограничение определенных видов движений (в зависимости от диагно- за) [3, с. 77-78]. Все данные особенности, свойственные дошкольникам с нарушением опорно-двигательного аппарата, эффективно корректируются благодаря вен- герской методике, разработанной доктором медицины А. Петѐ. Наилучшим методом восстановления и комплексного развития дошколь- ников с нарушением опорно-двигательного аппарата является метод кондук- тивной педагогики. Кондуктивная педагогика - это система комплексной ре- абилитации детей с церебральным параличом и другими двигательными нарушениями, позволяющая в системе специального развития актуализиро- вать творческие возможности ребенка. Создатель метода - венгерский педагог и врач Андраш Петѐ, профессор кафедры двигательной терапии медицин- ского университета. А. Петѐ обладал незаурядными знаниями в области орто- педии, психиатрии, неврологии и реабилитации, которые он использовал на практике. Метод кондуктивной педагогики основан на восстановлении двига- тельных, речевых и психических функций. В зависимости от возраста ком- плексная программа отражает образ и ритм жизни здорового ребенка, вклю- чая его физические, психические и социальные потребности и творческие возможности [13]. Несомненно, при поэтапном восстановлении утраченных функций у де- тей раскрывается творческий потенциал: увеличивается двигательная актив- ность - появляется желание творить. Кондуктивная педагогика в настоящее время считается одной из эффек- тивных методик для преодоления двигательных нарушений у детей с ДЦП без выраженных отклонений в психическом развитии. Кондуктолог - специа- лист, знающий проблемы медицины, педагогики, лечебной физкультуры, ло- гопедии, психологии. Он является единственным специалистом, работающим с ребенком. Если у ребенка возникают сложности при работе в группе, то для него составляется индивидуальный план развития, где подключаются допол- нительные специалисты (индивидуальный психолог, логопед, дефектолог и др.) Одной из главных задач педагога-кондуктолога является психическое развитие ребенка, а затем и развитие его творческого интеллекта. Педагог-кондуктолог, занимаясь с детьми в течение всего дня, уделяет внимание тренировке движений, речи, психики, эмоциональных реакций. Совместно с врачом он оценивает двигательные возможности ребенка и сам определяет пути их коррекции. Его основная цель - двигательное, психиче- ское, речевое воспитание, развитие задержанных и коррекция нарушенных функций, а впоследствии и развитие творческих способностей дошкольников с нарушением ОДА [13]. В зависимости от вида нарушения двигательной сферы, степени пораже- ния головного мозга некоторым детям так и не удается сделать первый само- стоятельный шаг, но ребенок, восстанавливающийся и живущий на методе кондуктивной педагогики, находит себя в творчестве. Кондуктивная педагогика способствует не только обучению ребенка эле- ментарным навыкам самообслуживания, но и его психологическому раскре- пощению. Ребенок учится держать себя под контролем (максимально подав- ляются «гиперкинезы», рука постепенно овладевает карандашом, ручкой и кистью, а значит, у ребенка появляется интерес к творческим видам дея- тельности - ИЗО, лепке, конструированию, моделированию и др.) [13]. В ходе реализации задач нашего исследования мы использовали следую- щие принципы кондуктивной педагогики, удачно применяемые в Тольяттин- ском лечебно-реабилитационном центре «Ариадна»: принцип «нормы». Аномальная морфологически конечность ребенка должна нормально функционировать и выполнять те же движения, проявлять ту же манипулятивную активность, что и нормальная; принцип абилитации. Если реабилитация по определению есть восста- новление утраченных функций, то процесс абилитации значительно сложнее. Только опираясь на сохранные функции или на их остаточные проявления, можно попытаться восстановить, казалось бы, навсегда утраченное; принцип мотивации. Величайшая заслуга А. Петѐ состоит в осознании того, что у ребенка должно появиться горячее желание выздоровления и мо- тив к достижению этой цели. Таким мотивом для больного ребенка, как и ре- бенка вообще, может быть только игра; принцип коллективности. Именно группы из 8-12 детей позволяют ис- пользовать любые игровые ситуации и моделировать их по желанию кондук- толога; принцип смешанности форм и тяжести заболевания у детей различных возрастных групп (от 3 до 7, от 8 до 12 лет). Формирование временных мик- рогрупп происходит под внимательным наблюдением педагога-кондуктолога; принцип партнерства предусматривает совместные действия кондукто- лога и больного ребенка в достижении общей цели; принцип индивидуализации. Для каждого ребенка кондуктолог создает не только «дерево цели», но и «дерево поощрений», сообразующееся с «дере- вом возможностей ребенка»; принцип семейности. Перенос реабилитационного процесса из больни- цы в семью определяет его успешность на настоящем этапе развития обще- ства, снимая, с одной стороны, с общества груз материальных затрат, а с дру- гой - социальную напряженность семьи по отношению к социуму. А. Петѐ предложил в свое время формулировку: «Чем умнее ребенок, тем лучше ре- зультат». Е.Т. Лильин и В.А. Доскин предложили изменить ее: «Чем умнее ребенок и его родители...» [13]. Главной целью, которые ставят перед собой педагоги-кондуктологи, яв- ляется одновременное стимулирование двигательной и интеллектуальной ак- тивности ребенка, т. е. интегрирование ребенка в общество. Надо подтянуть его до уровня соответствующих возрастных групп и учебно-воспитательных учреждений, преодолев имеющуюся дисфункцию и восстановив ортофунк- цию. Под ортофункцией понимается не просто восстановление моторики, но способность человека включиться в пожизненный процесс обучения и выполнения стоящих перед ним задач, адаптироваться к своему окружению и по возможности выполнять его требования. Кондуктолог выступает в роли социального партнера, выбирает те цели развития, которых ребенок может достигнуть, мобилизует его волю на вы- полнение поставленных задач, учит его самостоятельно ставить перед собой цель. Достижение цели развивает внимание, активность и терпение. Успеш- ное обучение открывает ребенку дорогу в обычный детский сад и обычную школу, однако интеграция допустима лишь «на общих основаниях», т. е. в том случае, если ребенок без существенных ограничений может выполнять школьную или детсадовскую программу. Выделим общие принципы обучения и воспитания детей с нарушениями ОДА: компетентность (профессиональная, грамотная работа с ребенком); взаимосвязь в работе специалистов; сочетание индивидуального подхода с групповым; ежедневный учет психофизического состояния ребенка при определе- нии объема и характера проводимых с ним занятий; приоритетное формирование качеств личности, необходимых для даль- нейшей социальной адаптации; сочетание в коррекционном процессе работ по развитию нарушенных функций и по формированию приемов их компенсации. Чем тяжелее патология, тем больше акценты смещаются в сторону создания компенсаторных средств. Данный теоретический и практический анализ позволил выделить следу- ющие педагогические условия для формирования творческой личности до- школьника с нарушением опорно-двигательного аппарата: Признание безусловной ценности ребенка. В реабилитационном центре «Ариадна» создаются условия для максимального восстановления организма ребенка, в том числе и способствующие творчеству. Это позволяет ребенку ощущать свою значимость и самоценность во всех проявлениях независимо от его состояния и поведения в прошлом или настоящем. Такое отношение возможно лишь при искренней вере в потенциальные возможности ребенка, веры безо всяких условий. Создание обстановки «безоценочного» принятия ребенка, ситуаций, в которых отсутствует внешнее оценивание. Когда мы перестаем судить о ребенке с точки зрения нашей собственной системы ценностей, мы способ- ствуем творчеству. Ведь оценивание всегда воспринимается как угроза, при- водящая к необходимости прибегнуть к одной из защит, что означает невоз- можность продвижения определенного этапа развития. Отсутствие оценива- ния не означает, что педагог-кондуктолог реабилитационного центра никак не реагирует на то, что ребенок произвел. Можно сказать: «Мне не нравится твое движение. Я огорчена», - и все этим перечеркнуть. Постулат кондуктив- ной педагогики - «Ты можешь! С каждым днем ты делаешь это лучше!», и как следствие - «Я могу!». Действие, поступок - лишь одно из многих проявлений личности. И они никак не тождественны. Никогда нельзя оценивать личность ребенка в целом негативно, это отдаляет его от возможности быть творческой личностью. Творчество развивается при условии предоставления ребенку свободы выражения. Это означает, что педагог-кондуктолог реабилитационного цен- тра, занимающийся комплексным развитием, должен способствовать выра- жению самого сокровенного у ребенка, его мыслей, чувств, состояний и дей- ствий. Это создает условия для открытости, а также для причудливого и неожиданного сочетания образов, понятий и значений, что является частью творчества. Креативность способна развиваться и реализовываться через проявление собственной индивидуальности ребенка. И в этом контексте важна разрешаю- щая и поощряющая, активизирующая исследовательскую деятельность ребенка позиция взрослых. Иными словами, позиция, обеспечивающая психологическую безопасность, физическую и эмоциональную поддержку ребенка со стороны взрослых. Следует выражать позитивные ожидания, надежду на успех, веру в способность ребенка к достижению надситуативных целей. Творчество начинается в игре. Именно в ней развиваются такие важ- ные предпосылки креативности, как интерес, воображение, формируется умение проявлять творческую инициативу, активизируются процессы, фор- мирующие наглядно-образное мышление, в основе которого лежит манипу- лирование образами. И здесь необходима помощь взрослого в организации и реализации замысла игр, стимулировании их разнообразия. Именно предо- ставление ребенку некой свободы для игры, фантазии, перехода от реального мира к воображаемому (например, лечебная физкультура как урок-сказка) оказывает решающее влияние на развитие его способности к переживанию интереса, удивления, ситуации новизны формируемых движений [3]. Таким образом, семья, реабилитационный центр, внешкольное учрежде- ние призваны сформировать у детей в дошкольном периоде потребность в новом - в новых впечатлениях, новых необходимых движениях, новых формах самовыражения. Ценностью для дошкольников с нарушением ОДА должны стать инициативность, индивидуальность, потребность в саморазви- тии, самоорганизации, самодеятельности и самостоятельности. Мы предполагаем, что в зависимости от типа (классификация К.А. Семе- новой) [15, с. 343] нарушенного развития у дошкольников с нарушением ОДА могут формироваться определенные творческие способности: к литера- турному творчеству, изобразительному искусству, музыке, конструированию, моделированию, театральному творчеству и т.д. В заключение отметим, что кондуктивная педагогика, строящаяся на мо- тивации к движению, организации коллективной деятельности, социальной адаптации, развитии творческих и интеллектуальных способностей, предпо- лагает создание индивидуальных программ для дошкольников с нарушением опорно-двигательного аппарата и позволяет целенаправленно развивать их творческие способности, предполагающие определение себя в будущем и об- ретение уверенности в себе.×
Об авторах
Альфия Валеевна Москвина
Оренбургский государственный педагогический университет
Email: moskwin-il1@yandex.ru
доктор педагогических наук, профессор кафедры педагогики и социологии 460014, г. Оренбург, ул. Советская, 19
Светлана Александровна Сусаева
Оренбургский государственный педагогический университет
Email: ssusaieva@mail.ru
магистрант кафедры педагогики и социологии 460014, г. Оренбург, ул. Советская, 19
Список литературы
- http://www.orenburg-gov.ru/Info/SocialServices/statss/
- Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. Психологический очерк. 3-е изд. - М.: Просвещение, 1991.
- Мастюкова Е.М. Специальная педагогика. Подготовка к обучению детей с особыми проблемами в развитии. Ранний и дошкольный возраст / под ред. А.Г. Московкиной. - М.: Классике Стиль, 2003. - 320 с.
- Москвина А.В. Педагогические условия развития литературно-творческих способностей учащихся художественного училища. - Оренбург, 1999.
- Москвина А.В. Научно-практические основы становления интеллектуального творчества старшеклассников в системе педагогического взаимодействия. - Оренбург, 2006.
- Неретина Т.Г. Специальная педагогика и коррекционная психология: учеб.- метод. комплекс. - М.: Флинта, НОУ ВПО «МПСИ», 2010. - 216 с.
- Пономарев Я.А. Творчество: наука, искусство, жизнь: Мат-лы Всеросс. науч. конф., посвящ. 95-летию со дня рожд. Я.А. Пономарева, ИП РАН, 24-25 сентября 2015 г. - М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2015. - 388 с.
- Путеводитель образовательных, социальных и медицинских услуг для детей с ОВЗ и инвалидностью в Оренбурге. - Оренбург: АНО «Центр интегрального развития человека «Эпоха Водолея», 2017.
- Рубинштейн С.Л. Избранные философско-психологические труды. - М.: Наука, 1997. - 463 с.
- Сластенин В.А. и др. Педагогика: учеб. пособие // В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов; Под ред. В.А. Сластенина. - М.: Академия, 2002. - 576 с.
- Сухомлинский В.А. О воспитании. - М.: Политическая литература, 1982. - C. 270.
- Мир детства: Дошкольник / Под ред. А.Г. Хрипковой; отв. ред. А.В. Запорожец. - 2-е изд., доп. - М.: Педагогика, 1987. - 256 с. (Б-ка для родителей).
- Финк А. Кондуктивная педагогика А. Петѐ: Практика развития детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата. - М.: Академия, 2003. - 136 с.
- Чермит К.Д. Методология и методика психолого-педагогических исследований: опорные схемы: уч. пособие. - М.: НОУ ВПО «МПСУ», 2012. -208 с.
- Шипицына Л.М. Частные методики адаптивной физической культуры: учебник / под общ. ред. проф. Л.В. Шапковой. - М.: Советский спорт, 2007. - 608 с.
Дополнительные файлы
