Conductive education as a method of development of creative abilities of preschool children with disorders of the musculoskeletal apparatus


Cite item

Abstract

The article describes the implementation of the method of conductive pedagogy in the creative potential of preschool children with disorders of the musculo-skeletal system. The description of methodological principles, with the successful application of which is implemented an individual approach to each child. Explores the concept of creativity, creative activity, creative abilities. Addressed the question of the necessity of physical rehabilitation of preschoolers and their socialization. Marked difficulties in physical and intellectual development of preschool children with disorders of the musculo- skeletal apparatus. Some General basic principles of training and education, as well as pedagogical conditions for the formation of creative personality of preschoolers with disorders of the musculo-skeletal system.

Full Text

«Забота о здоровье ребенка - это не просто комплекс санитарно- гигиенических норм и правил, и не свод требований к режиму, питанию, тру- ду, отдыху. Это прежде всего забота о гармоничной полноте всех физических и духовных сил, и венцом этой гармонии является радость творчества» (В.А. Сухомлинский). В нашем меняющемся современном мире информационных технологий возникают новые задачи, разрабатываются современные принципы формиро- вания нового человека. Творческий потенциал в современном обществе очень ценится в любой профессии, поэтому его нужно раскрывать в ребенке как можно раньше, в наиболее сензитивные периоды его развития. Важнейшими методологическими принципами нашего исследования яв- ляются: принцип единства нормативности и творчества (развитие науки опира- ется на уровни образования и систему существующих знаний и умений) [14, с. 74]; принцип гуманизма, предполагающий постановку в центре педагогиче- ского внимания интересов и проблем обучаемого, формирование у него от- ношения к человеческой личности как высшей ценности в мире [14, с. 80]; антропологический подход, предполагающий изучение и получение знаний о человеке во всех отношениях во имя развития его индивидуальных способностей [14, с. 78]; системно-структурный подход, требующий выявления зависимости каждого элемента педагогической системы от его места и функций с учетом свойства достижений системного эффекта [14, с. 74]; индивидуально-личностный подход, в центре внимания которого - ин- дивидуальность, внутренний мир дошкольника, познание себя и мира путем обмена духовными ценностями, реализации права воспитуемого на альтерна- тивные источники знаний, создание психологического климата, способству- ющего свободному проявлению творческого развития личности [14, с. 80]. По данным Министерства здравоохранения и социального развития Рос- сийской Федерации, около 1,6 млн детей (в возрасте от рождения до 18 лет) относятся к категории лиц с ограниченными возможностями, в том числе 587 тыс. из них имеют статус инвалида. В Оренбургской области более 8 тыс. де- тей в возрасте от рождения до 18 лет являются инвалидами. В Оренбуржье на 01.01.2017 создана сеть социальных учреждений для детей с ограниченными возможностями здоровья: 13 организаций для умственно отсталых детей, 3 - для детей с нарушением слуха, 2 - для детей с проблемами зрения, 1 - для детей, перенесших полиомиелит и ДЦП, 1 - для детей с нарушением речи. На сегодняшний день в общеобразовательных организациях Оренбургской обла- сти инклюзивное образование получают 3615 детей с ОВЗ и инвалидностью, из них 149 - перенесших полиомиелит и ДЦП [8, с. 13-15]. К сожалению, необходимо констатировать, что из года в год рождается все больше детей с нарушением опорно-двигательного аппарата (по данным статистики 2016 года, на 1000 новорожденных приходится 5-6 таких детей) [1]. Причем к данному нарушению зачастую присоединяются сопутствующие заболевания, усугубляющие поставленный диагноз. Диагноз ДЦП для многих родителей звучит как приговор. У них возникает множество вопросов: как найти пути выхода из сложившейся ситуации, где найти нужных специали- стов, кто поможет быстро и верно подобрать ряд необходимых реабилитационных мероприятий? И это всего лишь малая часть проблем, которые прихо- дится решать «здесь и сейчас». Очень важно как можно раньше обратить внимание на имеющиеся у ребенка отклонения. Чем раньше обозначена про- блема и поставлен правильный диагноз, тем меньше времени затратится на восстановление потерянных либо отсутствующих навыков движения - круп- ной и мелкой моторики. По наблюдениям исследователей, у детей с нарушением опорно- двигательного аппарата разная степень поражения головного мозга. И это, несо- мненно, нужно учитывать. Тем не менее начинать любое развитие и восстанов- ление ребенка рекомендуется с мелкой моторики рук: «Ум ребенка находится на кончиках пальцев» (В.А. Сухомлинский). Изучение опыта дидактической систе- мы В.А. Сухомлинского позволяет сделать вывод о том, что его опыт умствен- ного воспитания ребенка был тесно связан с созданием специальных организа- ционно-педагогических условий, а именно: проведением «уроков мышления», «творческих мастерских», сочинением сказок, стихотворений, что непосред- ственно связано с творческой деятельностью [10, с. 13]. Творчество - это деятельность, результатом которой является создание новых, оригинальных и более совершенных материальных и духовных цен- ностей, обладающих объективной или/и субъективной значимостью. Слово «творчество» происходит от слова «творить», что означает «ис- кать, изображать, создавать нечто такое, что не встречалось в прошлом опы- те - индивидуальном и общественном». В психологической литературе встречаются в известной мере разные трактовки творчества. Л.С. Выготский понимал под понятием «творчество или творческая дея- тельность» то, что является всякой практической или теоретической деятель- ностью индивидуума, в которой появляются новые результаты (знания, навы- ки, решения, способы действия, материальные вещи) [2, с. 22]. С.Л. Рубинштейн определял творчество как деятельность, создающую не- что новое, оригинальное, что потом входит в историю не только самого твор- ца, но и науки, искусства и так далее [9]. Для личности, стремящейся к творчеству, по мнению Я.А. Пономарева, характерны оригинальность, инициативность, высокая саморегуляция, огромная работоспособность [7, с. 20]. О.К. Тихомиров особую роль в твор- ческой деятельности отводил целеполаганию. Очевидно, что рассматриваемое нами понятие «творчество» тесным обра- зом связано с понятием «творческие способности» [12]. Творческие способ- ности - это индивидуальные качества человека, которые определяют успеш- ность выполнения им творческой деятельности различного рода. Творческие способности представляют собой сплав многих качеств. И вопрос о компонентах творческого потенциала ребенка, а тем более ребенка с нарушением ОДА, остается до сих пор открытым. Творческие способности - это синтез свойств и особенностей личности, ха- рактеризующих степень их соответствия требованиям определенного вида твор- ческой деятельности и обусловливающих уровень ее результативности [7]. Развитие детского творчества является актуальной проблемой нынешней педагогики и ставит перед системой образования главную задачу - воспита- ние у растущего поколения творческого восприятия окружающей среды, а также активности и самостоятельности мышления, которые способствуют достижению положительных перемен в обществе и государстве. Жизнь в со- временном информационном обществе сопровождается быстрым устаревани- ем и обновлением знания, быстрым увеличением его объемов, что требует от сегодняшних дошкольников, завтрашних взрослых членов общества таких качеств, как пытливость, смекалка, воображение и фантазия, инициатива, изобретательность, предприимчивость, способность быстро и правильно при- нимать решения, т. е. тех качеств, которые наиболее ярко отражаются в дет- ском творчестве. Создание творческой личности является одной из важней- ших задач педагогической теории и практики на данный момент [10]. Субъектом нашего исследования является дошкольник с нарушением опорно-двигательного аппарата. Для более качественного решения данной проблемы нами были изучены работы выдающихся педагогов: Л.А. Венгер, А.А. Столяра, Л.Ф. Тихомиро- вой, Б.И. Никитина, З.А. Михайловой, Е.С. Евдокимовой. Изучив педагогиче- ские технологии, мы отметили, что обеспечение умственной активности неразрывно связано с развитием воображения, оно необходимо для всякой творческой деятельности. Дошкольный возраст обоснованно считается наиболее важным периодом в процессе формирования личности человека. Для детей с нарушением опорно- двигательного аппарата это еще более актуально. Подход к реабилитации детей с ограниченными возможностями проанализирован в исследованиях О.П. Гав- рилушкиной, С.Н. Денега, Л.Н. Кошелѐвой, Т.П. Павленко, Н.Д. Соколовой и др. Медицинская реабилитация и социальная адаптация больных детским цере- бральным параличом рассматривается К.А. Семеновой, Н.М. Махмудовой. Вза- имосвязь медико-психолого-педагогической и социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями и их интеграции в общество раскрывается в ра- ботах А.А. Катаевой, Э.И. Леонгард, Е.М. Мастюковой, Е.М. Старобиной, Е.А. Стребелевой, Л.М. Шипицыной и др. Вопрос физической реабилитации дошкольника в стенах дошкольного, а не лечебного учреждения очень актуален. Дошкольники с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата нуждаются в работе коррекционно- развивающего характера, в целенаправленном воздействии на коррекцию не- достатков, которые могут привести к нарушению умственной работоспособ- ности, изменению способов коммуникации и средств общения, вызвать труд- ности во взаимодействии с окружающим миром, в дальнейшем овладении познавательным опытом на этапе школьного обучения. Процесс коррекционно-развивающего обучения и воспитания в дошколь- ном учреждении для детей с ОДА строится с учетом психологических осо- бенностей и закономерностей развития психики данной категории детей [6]. Именно в данном возрастном периоде более интенсивно развиваются раз- личные способности, формируются нравственные качества, вырабатываются черты характера, укрепляется фундамент здоровья, что, в свою очередь, со- здает условия для активного и направленного формирования и развития пси- хических функций и интеллектуальных способностей дошкольника. Ум- ственное и личностное развитие детей включает в себя развитие всех психи- ческих функций: восприятия, внимания, памяти, мышления, речи и др. При этом особое значение имеет развитие фантазии, воображения, творческих способностей. Именно творчество, умение придумывать, создавать новое наилучшим образом формирует личность ребенка, развивает у него самостоя- тельность и познавательный интерес. Обеспечение умственного развития до- школьника с нарушением опорно-двигательного аппарата имеет большое значение для всей его дальнейшей деятельности. Наиболее эффективно ум- ственное развитие происходит под влиянием обучения и воспитания, когда не упускается из виду жизненно важный для дошкольников с нарушением ОДА основной реабилитационный процесс. Чтобы правильно организовать воспитание умственной активности дошкольников с нарушением ОДА, надо знать закономерности и возможности их умственного развития. С их учетом определяются задачи, содержание, организация и методы умственного воспи- тания [6]. По мнению ученых (Н.Н. Малофеев, К.А. Семѐнова, М. Хари, Н.В. Симонова и др.), дети, имеющие нарушения функций ОДА разной сте- пени выраженности и не имеющие достаточно развитого уровня сенсомотор- ного опыта, испытывают определенные трудности в процессе овладения про- граммным материалом [3]. Эти особенности часто сопряжены с недостаточ- ным развитием мышления, восприятия, внимания, памяти и несформирован- ностью всех компонентов речевой функциональной системы. У детей с нарушением функций ОДА снижена умственная работоспособ- ность, повышена утомляемость, что затрудняет формирование познавательного опыта, проводит к искажению мыслительной деятельности, столь важ- ной для творческого развития. У дошкольников замедленна артикуляционная моторика, расстроена ди- намическая координация и соразмерность как тонких, так и общих движений. Указанные трудности затрудняют усвоение учебной программы и формируют особые образовательные потребности у воспитанников. У детей младшего и среднего дошкольного возраста с нарушением ОДА наблюдаются следующие особенности: - двигательная нескоординированность; нарушения в соблюдении темпа движений; низкая работоспособность; повышенная утомляемость; отставание в физическом развитии; ограниченность определенных видов движений (в зависимости от диа- гноза); затруднения в освоении отдельных или основных двигательных умений и навыков (ходьба, бег, прыжки, подскоки); затруднения в фиксации положения на определенное время; заторможенность. У детей старшего дошкольного возраста к данным особенностям относят: - затруднения в соблюдении точности движений; низкий уровень развития некоторых физических качеств (ловкости, быстроты, выносливости); затруднения в освоении определенных двигательных умений и навыков (ходьба, бег, прыжки, подскоки); затруднения в принятии правильной осанки и фиксации положения ту- ловища на определенное время; недостаточное развитие моторных функций пальцев рук; ограничение определенных видов движений (в зависимости от диагно- за) [3, с. 77-78]. Все данные особенности, свойственные дошкольникам с нарушением опорно-двигательного аппарата, эффективно корректируются благодаря вен- герской методике, разработанной доктором медицины А. Петѐ. Наилучшим методом восстановления и комплексного развития дошколь- ников с нарушением опорно-двигательного аппарата является метод кондук- тивной педагогики. Кондуктивная педагогика - это система комплексной ре- абилитации детей с церебральным параличом и другими двигательными нарушениями, позволяющая в системе специального развития актуализиро- вать творческие возможности ребенка. Создатель метода - венгерский педагог и врач Андраш Петѐ, профессор кафедры двигательной терапии медицин- ского университета. А. Петѐ обладал незаурядными знаниями в области орто- педии, психиатрии, неврологии и реабилитации, которые он использовал на практике. Метод кондуктивной педагогики основан на восстановлении двига- тельных, речевых и психических функций. В зависимости от возраста ком- плексная программа отражает образ и ритм жизни здорового ребенка, вклю- чая его физические, психические и социальные потребности и творческие возможности [13]. Несомненно, при поэтапном восстановлении утраченных функций у де- тей раскрывается творческий потенциал: увеличивается двигательная актив- ность - появляется желание творить. Кондуктивная педагогика в настоящее время считается одной из эффек- тивных методик для преодоления двигательных нарушений у детей с ДЦП без выраженных отклонений в психическом развитии. Кондуктолог - специа- лист, знающий проблемы медицины, педагогики, лечебной физкультуры, ло- гопедии, психологии. Он является единственным специалистом, работающим с ребенком. Если у ребенка возникают сложности при работе в группе, то для него составляется индивидуальный план развития, где подключаются допол- нительные специалисты (индивидуальный психолог, логопед, дефектолог и др.) Одной из главных задач педагога-кондуктолога является психическое развитие ребенка, а затем и развитие его творческого интеллекта. Педагог-кондуктолог, занимаясь с детьми в течение всего дня, уделяет внимание тренировке движений, речи, психики, эмоциональных реакций. Совместно с врачом он оценивает двигательные возможности ребенка и сам определяет пути их коррекции. Его основная цель - двигательное, психиче- ское, речевое воспитание, развитие задержанных и коррекция нарушенных функций, а впоследствии и развитие творческих способностей дошкольников с нарушением ОДА [13]. В зависимости от вида нарушения двигательной сферы, степени пораже- ния головного мозга некоторым детям так и не удается сделать первый само- стоятельный шаг, но ребенок, восстанавливающийся и живущий на методе кондуктивной педагогики, находит себя в творчестве. Кондуктивная педагогика способствует не только обучению ребенка эле- ментарным навыкам самообслуживания, но и его психологическому раскре- пощению. Ребенок учится держать себя под контролем (максимально подав- ляются «гиперкинезы», рука постепенно овладевает карандашом, ручкой и кистью, а значит, у ребенка появляется интерес к творческим видам дея- тельности - ИЗО, лепке, конструированию, моделированию и др.) [13]. В ходе реализации задач нашего исследования мы использовали следую- щие принципы кондуктивной педагогики, удачно применяемые в Тольяттин- ском лечебно-реабилитационном центре «Ариадна»: принцип «нормы». Аномальная морфологически конечность ребенка должна нормально функционировать и выполнять те же движения, проявлять ту же манипулятивную активность, что и нормальная; принцип абилитации. Если реабилитация по определению есть восста- новление утраченных функций, то процесс абилитации значительно сложнее. Только опираясь на сохранные функции или на их остаточные проявления, можно попытаться восстановить, казалось бы, навсегда утраченное; принцип мотивации. Величайшая заслуга А. Петѐ состоит в осознании того, что у ребенка должно появиться горячее желание выздоровления и мо- тив к достижению этой цели. Таким мотивом для больного ребенка, как и ре- бенка вообще, может быть только игра; принцип коллективности. Именно группы из 8-12 детей позволяют ис- пользовать любые игровые ситуации и моделировать их по желанию кондук- толога; принцип смешанности форм и тяжести заболевания у детей различных возрастных групп (от 3 до 7, от 8 до 12 лет). Формирование временных мик- рогрупп происходит под внимательным наблюдением педагога-кондуктолога; принцип партнерства предусматривает совместные действия кондукто- лога и больного ребенка в достижении общей цели; принцип индивидуализации. Для каждого ребенка кондуктолог создает не только «дерево цели», но и «дерево поощрений», сообразующееся с «дере- вом возможностей ребенка»; принцип семейности. Перенос реабилитационного процесса из больни- цы в семью определяет его успешность на настоящем этапе развития обще- ства, снимая, с одной стороны, с общества груз материальных затрат, а с дру- гой - социальную напряженность семьи по отношению к социуму. А. Петѐ предложил в свое время формулировку: «Чем умнее ребенок, тем лучше ре- зультат». Е.Т. Лильин и В.А. Доскин предложили изменить ее: «Чем умнее ребенок и его родители...» [13]. Главной целью, которые ставят перед собой педагоги-кондуктологи, яв- ляется одновременное стимулирование двигательной и интеллектуальной ак- тивности ребенка, т. е. интегрирование ребенка в общество. Надо подтянуть его до уровня соответствующих возрастных групп и учебно-воспитательных учреждений, преодолев имеющуюся дисфункцию и восстановив ортофунк- цию. Под ортофункцией понимается не просто восстановление моторики, но способность человека включиться в пожизненный процесс обучения и выполнения стоящих перед ним задач, адаптироваться к своему окружению и по возможности выполнять его требования. Кондуктолог выступает в роли социального партнера, выбирает те цели развития, которых ребенок может достигнуть, мобилизует его волю на вы- полнение поставленных задач, учит его самостоятельно ставить перед собой цель. Достижение цели развивает внимание, активность и терпение. Успеш- ное обучение открывает ребенку дорогу в обычный детский сад и обычную школу, однако интеграция допустима лишь «на общих основаниях», т. е. в том случае, если ребенок без существенных ограничений может выполнять школьную или детсадовскую программу. Выделим общие принципы обучения и воспитания детей с нарушениями ОДА: компетентность (профессиональная, грамотная работа с ребенком); взаимосвязь в работе специалистов; сочетание индивидуального подхода с групповым; ежедневный учет психофизического состояния ребенка при определе- нии объема и характера проводимых с ним занятий; приоритетное формирование качеств личности, необходимых для даль- нейшей социальной адаптации; сочетание в коррекционном процессе работ по развитию нарушенных функций и по формированию приемов их компенсации. Чем тяжелее патология, тем больше акценты смещаются в сторону создания компенсаторных средств. Данный теоретический и практический анализ позволил выделить следу- ющие педагогические условия для формирования творческой личности до- школьника с нарушением опорно-двигательного аппарата: Признание безусловной ценности ребенка. В реабилитационном центре «Ариадна» создаются условия для максимального восстановления организма ребенка, в том числе и способствующие творчеству. Это позволяет ребенку ощущать свою значимость и самоценность во всех проявлениях независимо от его состояния и поведения в прошлом или настоящем. Такое отношение возможно лишь при искренней вере в потенциальные возможности ребенка, веры безо всяких условий. Создание обстановки «безоценочного» принятия ребенка, ситуаций, в которых отсутствует внешнее оценивание. Когда мы перестаем судить о ребенке с точки зрения нашей собственной системы ценностей, мы способ- ствуем творчеству. Ведь оценивание всегда воспринимается как угроза, при- водящая к необходимости прибегнуть к одной из защит, что означает невоз- можность продвижения определенного этапа развития. Отсутствие оценива- ния не означает, что педагог-кондуктолог реабилитационного центра никак не реагирует на то, что ребенок произвел. Можно сказать: «Мне не нравится твое движение. Я огорчена», - и все этим перечеркнуть. Постулат кондуктив- ной педагогики - «Ты можешь! С каждым днем ты делаешь это лучше!», и как следствие - «Я могу!». Действие, поступок - лишь одно из многих проявлений личности. И они никак не тождественны. Никогда нельзя оценивать личность ребенка в целом негативно, это отдаляет его от возможности быть творческой личностью. Творчество развивается при условии предоставления ребенку свободы выражения. Это означает, что педагог-кондуктолог реабилитационного цен- тра, занимающийся комплексным развитием, должен способствовать выра- жению самого сокровенного у ребенка, его мыслей, чувств, состояний и дей- ствий. Это создает условия для открытости, а также для причудливого и неожиданного сочетания образов, понятий и значений, что является частью творчества. Креативность способна развиваться и реализовываться через проявление собственной индивидуальности ребенка. И в этом контексте важна разрешаю- щая и поощряющая, активизирующая исследовательскую деятельность ребенка позиция взрослых. Иными словами, позиция, обеспечивающая психологическую безопасность, физическую и эмоциональную поддержку ребенка со стороны взрослых. Следует выражать позитивные ожидания, надежду на успех, веру в способность ребенка к достижению надситуативных целей. Творчество начинается в игре. Именно в ней развиваются такие важ- ные предпосылки креативности, как интерес, воображение, формируется умение проявлять творческую инициативу, активизируются процессы, фор- мирующие наглядно-образное мышление, в основе которого лежит манипу- лирование образами. И здесь необходима помощь взрослого в организации и реализации замысла игр, стимулировании их разнообразия. Именно предо- ставление ребенку некой свободы для игры, фантазии, перехода от реального мира к воображаемому (например, лечебная физкультура как урок-сказка) оказывает решающее влияние на развитие его способности к переживанию интереса, удивления, ситуации новизны формируемых движений [3]. Таким образом, семья, реабилитационный центр, внешкольное учрежде- ние призваны сформировать у детей в дошкольном периоде потребность в новом - в новых впечатлениях, новых необходимых движениях, новых формах самовыражения. Ценностью для дошкольников с нарушением ОДА должны стать инициативность, индивидуальность, потребность в саморазви- тии, самоорганизации, самодеятельности и самостоятельности. Мы предполагаем, что в зависимости от типа (классификация К.А. Семе- новой) [15, с. 343] нарушенного развития у дошкольников с нарушением ОДА могут формироваться определенные творческие способности: к литера- турному творчеству, изобразительному искусству, музыке, конструированию, моделированию, театральному творчеству и т.д. В заключение отметим, что кондуктивная педагогика, строящаяся на мо- тивации к движению, организации коллективной деятельности, социальной адаптации, развитии творческих и интеллектуальных способностей, предпо- лагает создание индивидуальных программ для дошкольников с нарушением опорно-двигательного аппарата и позволяет целенаправленно развивать их творческие способности, предполагающие определение себя в будущем и об- ретение уверенности в себе.
×

About the authors

Alfia V. Moskvina

Orenburg State Pedagogy University

Email: moskwin-il1@yandex.ru
Doct. of Ped. Sciences., Professor of Pedagogy and Sciology Department 19, Sovetskaya, Orenburg, 460014

Svetlana A. Susaeva

Orenburg State Pedagogy University

Email: ssusaieva@mail.ru
Master of Pedagogy and Sciology Department 19, Sovetskaya, Orenburg, 460014

References

  1. http://www.orenburg-gov.ru/Info/SocialServices/statss/
  2. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. Психологический очерк. 3-е изд. - М.: Просвещение, 1991.
  3. Мастюкова Е.М. Специальная педагогика. Подготовка к обучению детей с особыми проблемами в развитии. Ранний и дошкольный возраст / под ред. А.Г. Московкиной. - М.: Классике Стиль, 2003. - 320 с.
  4. Москвина А.В. Педагогические условия развития литературно-творческих способностей учащихся художественного училища. - Оренбург, 1999.
  5. Москвина А.В. Научно-практические основы становления интеллектуального творчества старшеклассников в системе педагогического взаимодействия. - Оренбург, 2006.
  6. Неретина Т.Г. Специальная педагогика и коррекционная психология: учеб.- метод. комплекс. - М.: Флинта, НОУ ВПО «МПСИ», 2010. - 216 с.
  7. Пономарев Я.А. Творчество: наука, искусство, жизнь: Мат-лы Всеросс. науч. конф., посвящ. 95-летию со дня рожд. Я.А. Пономарева, ИП РАН, 24-25 сентября 2015 г. - М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2015. - 388 с.
  8. Путеводитель образовательных, социальных и медицинских услуг для детей с ОВЗ и инвалидностью в Оренбурге. - Оренбург: АНО «Центр интегрального развития человека «Эпоха Водолея», 2017.
  9. Рубинштейн С.Л. Избранные философско-психологические труды. - М.: Наука, 1997. - 463 с.
  10. Сластенин В.А. и др. Педагогика: учеб. пособие // В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов; Под ред. В.А. Сластенина. - М.: Академия, 2002. - 576 с.
  11. Сухомлинский В.А. О воспитании. - М.: Политическая литература, 1982. - C. 270.
  12. Мир детства: Дошкольник / Под ред. А.Г. Хрипковой; отв. ред. А.В. Запорожец. - 2-е изд., доп. - М.: Педагогика, 1987. - 256 с. (Б-ка для родителей).
  13. Финк А. Кондуктивная педагогика А. Петѐ: Практика развития детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата. - М.: Академия, 2003. - 136 с.
  14. Чермит К.Д. Методология и методика психолого-педагогических исследований: опорные схемы: уч. пособие. - М.: НОУ ВПО «МПСУ», 2012. -208 с.
  15. Шипицына Л.М. Частные методики адаптивной физической культуры: учебник / под общ. ред. проф. Л.В. Шапковой. - М.: Советский спорт, 2007. - 608 с.

Copyright (c) 2017 Moskvina A.V., Susaeva S.A.

Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License.

This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies