Implementation of the educational process in the course of contact extracurricular work with students


Cite item

Full Text

Abstract

The article presents a substantial analysis of the Federal state educational standards (undergraduate and graduate level), implemented in the educational process of educational organizations subordinated to the Federal penitentiary service, in order to clarify the directions of the educational process of students in the framework of contact extracurricular work. The presented directions of educational work with cadets of departmental educational organizations are aimed at the development of moral, mental, labor and civil-patriotic education of students in accordance with the results of training (competencies) identified in the analyzed FSES. The author views the question of universality of the specified directions of educational work with the studying departmental educational organizations in the declared directions of preparation and specialties. The main aspects of the implementation of the educational process in the course of contact extracurricular work with cadets of departmental educational organizations of the penitentiary service of Russia are studied here, including the example of the discipline "Foreign language" and work with extracurricular reading. The discipline "Foreign language" has an extensive educational potential due to: expansion of ideas of students about the possibilities of using a foreign language in the professional sphere; formation of General cultural competences of students, improvement of skills and abilities to use the received ideas and knowledge in direct and indirect professionally-oriented foreign language communication; formation of professional competence of students. The author touches upon the problem of using the concept in the educational process. In particular, the author analyzes the concept of "punishment". Also the author accumulated pedagogical experience of realization of the concept "punishment" educational potential during contact extracurricular work on discipline "Foreign language". Conceptualization of the concept "punishment" is achieved by communicative basis of contact extracurricular work and carrying out linguistic and cultural mini-research of the word form of punishment itself and drawing up its associative verbal network.

Full Text

Введение Одним из ключевых условий реализации федерального государственного образовательного стандарта высшего образования (ФГОС ВО), направленного на успешную подготовку перспективного сотрудника уголовно-исполнительной системы (УИС), обладающего обозначенными во ФГОС ВО компетенциями, выступает реализация воспитательного процесса в ходе контактной внеаудитор- ной работы с обучающимися (курсантами) ведомственных образовательных ор- ганизаций Федеральной службы исполнения наказания (ФСИН). В данном ис- следовании мы вкратце рассмотрим основные способы реализации воспитатель- ного процесса в ходе контактной внеаудиторной работы с обучающимися на примере Кузбасского института ФСИН России. Сразу оговорим, что в предлага- емом исследовании мы не можем не опираться на Приказ Министерства образо- вания и науки Российской Федерации от 5 апреля 2017 г. № 301 «Об утвержде- нии порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам высшего образования - программам бакалавриа- та, программам специалитета, программам магистратуры». Пункты 28 и 29 дан- ного приказа гласят, что контактная работа с обучающимися образовательных организаций может быть как аудиторной, так и внеаудиторной, а объем самой контактной работы определяется текущей образовательной программой образо- вательной организации. В предлагаемом исследовании мы будем говорить о ре- ализации воспитательного процесса в рамках контактной внеаудиторной работы с обучающимися. Обзор литературы Сразу оговорим, что воспитание обучающихся в процессе контактной внеаудиторной работы реализуется не только с учетом положений текущего ФГОС ВО по соответствующим специальностями и направлениям подготов- ки, но и с учетом актуальных требований, предъявляемых к сотрудникам уго- ловно-исполнительной системы непосредственно ФСИН [8, 9, 10, 17]. Более того, контактная внеаудиторная работа с курсантами нацелена на формирова- ние морально-этической составляющей имиджа современного сотрудника УИС [10, 11], соблюдающего требования законодательства в области реализации правоприменительных и правоохранительных действия в отношении осужденных лиц [17]. Вышеуказанные требования приказа Минюста РФ от 28 декабря 2010 г. № 555 и Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации от 08.01.1997 № 1-ФЗ (ред. от 16.10.2017) фрагментарно пред- ставлены в ФГОС ВО (40.05.02 Правоохранительная деятельность (уровень специалитета) [18], 44.05.01 Педагогика и психология девиантного поведения (уровень специалитета) [19] и по направлению подготовки 40.03.01 Юрис- пруденция (уровень бакалавриата) [20]), реализуемых на базе Кузбасского института ФСИН России, г. Новокузнецк. Вопросы теории и практики по проблеме реализации воспитания обучаю- щихся (курсантов) в ведомственных образовательных организациях ФСИН от- ражены в научных трудах Игумновой О.В., Кареевой И.В., Овчинникова О.А., Острякова И.А., Пушкаревой И.А., Реймер О.А. и др. [4, 5, 11, 12, 13]. Однако возможности реализации воспитательного процесса обучающихся в рамках кон- тактной внеаудиторной работы указанными учеными недостаточно изучены. Разработкой различных форм и систем организации работы с внеаудитор- ным чтением по данному предмету занимались педагоги-методисты Апаль- ко И.Ю., Заир-Бек С., Стеценко Г.А., Тер-Минасова С.Г. и пр., однако эти ав- торы не касались вопросов реализации воспитания в процессе работы с тек- стом, ограничиваясь только рамками разработки методических рекомендаций по дисциплине «Иностранный язык» [1, 3, 15, 16]. Вопросам теории понятия «концепт» и определения путей его реализации в условиях образовательного пространства высшего образования посвятили свои труды Демьяков В.В., Кубрякова Е.С., Слышкин Г.Г. и др. [2, 4, 14]. Уче- ные справедливо полагают, что реформа высшего образования обусловливает поиск новых возможностей использования различных концептов в рамках об- разования с учетом профиля и специфики образовательной организации. Опыт зарубежных коллег (Х. Барар, Х. Тимперли, А. Уилсон, Фанг И. и др.) был нами учтен при конструировании работы с контекстом «наказание» [21-25]. Материалы и методы В процессе работы над темой предлагаемого исследования нами были ис- пользованы следующие взаимодополняющие методы: анализ теоретических источников по заявленной проблеме, изучение и обобщение накопленного пе- дагогического опыта, образовательных программ по предмету «Иностранный язык» (по специальностям 40.05.02 Правоохранительная деятельность (уровень специалитета) и 44.05.01 Педагогика и психология девиантного поведения (уровень специалитета) и по направлению подготовки 40.03.01 Юриспруденция (уровень бакалавриата)), учебных пособий по иностранному языку, используе- мых при подготовке будущих офицеров уголовно-исполнительной системы, наблюдение. Результаты исследования В данном исследовании мы рассматриваем указанные документы и при- казы с педагогической точки зрения, а именно с позиции теории и методики воспитания. Отметим, что педагогика сегодня ищет ответы на ряд важных вопросов: как обучение способствует воспитанию всех субъектов образова- тельного процесса (поиск методов воспитания и способов их практического применения) и как формировать положительное и уважительное отношение обучающихся к самим себе, к выбранной профессии, к окружающим людям. Приведенные ФГОС ВО содержат требования к уровню подготовки выпуск- ников образовательных организаций, которые представлены в виде комплек- са общекультурной (ОК), общепрофессиональной (ОПК) и профессиональной (ПК) компетенций, а также компетенции профессионально- специализированной направленности (ПСК; заявлены в ФГОС ВО по специ- альностям 40.05.02 Правоохранительная деятельность и 44.05.01 Педагогика и психология девиантного поведения). Содержание данных компетенций и вышеуказанных нормативно-правовых актов задает ориентир для профес- сорско-преподавательского состава (ППС) при реализации воспитательного процесса в целом и в ходе контактной внеаудиторной работы с обучающими- ся в частности [18, 19, 20]. Анализ компетенций, указанных в данных ФГОС ВО, показывает, что независимо от профиля подготовки их содержательный компонент апеллиру- ет прежде всего к базовой культуре личности сотрудника. Разработчики ФГОС ВО предполагают, что у будущих офицеров должна присутствовать активная гражданская позиция, они должны знать этические нормы, уважать честь и достоинства, права и свободы человека и гражданина. Заявленные в анализируемых ФГОС ВО требования к уровню сформиро- ванности профессиональной компетенции выпускников подразумевают орга- низацию и реализацию ряда направлений воспитательной работы, в том числе в рамках контактной внеаудиторной работы, например: гражданско- патриотическое, нравственное, трудовое, наконец, умственное воспитание в рамках контактной внеаудиторной работы с обучающимися. Педагогиче- ский опыт подсказывает, что гражданско-патриотическое, нравственное, тру- довое и умственное воспитание обучающихся сегодня носит определенный универсальный характер и присутствует во всех вышеуказанных нами обра- зовательных программах, однако объем содержания и специфика направле- ния воспитательной работы незначительно различаются. Универсальность указанных выше направлений воспитательной работы с обучающимися по заявленным направлениям подготовки и специальностям, в том числе в рамках контактной внеаудиторной работы, подтверждается непосредственно содержанием самих ОК, ОПК и ПК. Например, реализация нравственного воспитания предполагает наличие у обучающихся знаний o нормах морали, более того, знаний профессиональной этики и служебного этикета (или этики юриста) и развитие готовности придерживаться этих норм в ожидаемой профессиональной деятельности. Умственное воспитание обу- чающихся тесно связано с формированием логики мышления, а также с со- вершенствованием их коммуникативных навыков и умений. В свою очередь, трудовое воспитание обучающихся проявляется в знании обучающимися правовых основ и норм выбранной профессиональной дея- тельности в условиях уголовно-исполнительной системы (УИС) и в готовно- сти принимать и совершать необходимые действия юридического характера в ожидаемой профессиональной деятельности и пр. Признаки универсальности гражданско-патриотического воспитания проявляются в умении обучающегося уважительно относиться к человеку, к его правам и свободам, с готовностью вести законопослушный образ жизни и пр. Помимо этого, гражданско-патриотическое воспитание заключается в том числе в умении учиться и работать в многонациональном и многокон- фессиональном коллективе. Необходимо отметить, что в ходе реализации гражданско-патриотического воспитания в рамках контактной внеаудиторной работы с обучающимися ППС ориентируется и на программу «Патриотиче- ское воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы» (Поста- новление Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2015 г. № 1493). Главным исполнителем данной программы признается Министер- ство образования и науки Российской Федерации. Ранее в статье «Гумани- стические проблемы воспитания: от теории к практике» мы писали, что в све- те текущих задач социально-экономического развития Российской Федерации основной целью образовательной политики государства в сфере воспитания, в том числе гражданско-патриотического, согласно вышеуказанному Поста- новлению Правительства РФ № 1493 выступает «создание условий для по- вышения гражданской ответственности за судьбу страны, повышения уровня консолидации общества для решения задач обеспечения национальной без- опасности и устойчивого развития Российской Федерации, укрепления чув- ства сопричастности граждан к великой истории и культуре России, обеспе- чения преемственности поколений россиян, воспитания гражданина, любя- щего свою Родину и семью, имеющего активную жизненную позицию». К ожидаемым результатам реализации данной программы правительства РФ следует отнести формирование чувства патриотизма у граждан России как определенной социальной и духовно-нравственной ценности, что должно учитываться профессорско-преподавательским составом при организации об- разовательно-воспитательного процесса в рамках конструирования контакт- ной внеаудиторной работы. Анализ направлений воспитательной работы указанных ФГОС ВО, в том числе в рамках контактной внеаудиторной работы, позволяет понять, что сегодня при работе с бакалаврами преподаватели должны формировать готов- ность обучающихся к последующему профессионально-личностному само- развитию и самовоспитанию, в то время как воспитательная работа с обуча- ющимися по программе специалитета больше нацелена на формирование и развитие активной гражданской позиции как основы профессиональной (юридической, правоохранительной) деятельности и базовой культуры буду- щих специалистов. Изучение педагогической литературы по проблеме реализации воспита- ния обучающихся (курсантов) в ведомственных образовательных организа- ций ФСИН убедительно показывает актуальность данной проблемы. Большое внимание при изучении проблем воспитания в рамках вузов ФСИН уделяется как организации разнообразных воспитательных мероприятий в рамках куль- турно-массовой работы [4, 5, 11, 12, 13], так и уточнению роли и содержания воспитания обучающихся. Принимая во внимание данный факт, мы постара- емся выявить, каким образом воспитательные задачи могут быть реализованы в рамках внеаудиторной контактной работы с обучающимися. Определенный интерес в предлагаемом исследовании представляет об- ращение к накопленному педагогическому опыту реализации воспитательно- го процесса на примере контактной внеаудиторной работы с обучающимися Кузбасского института ФСИН России. Необходимо уточнить, что целью вос- питания курсантов ведомственных образовательных организаций ФСИН вы- ступает, согласно Приказу ФСИН «Об организации воспитательной работы с работниками уголовно-исполнительной системы» от 28 декабря 2010 г. № 555 [8] и Концепции воспитательной работы в ФКОУ ВО Кузбасский ин- ститут ФСИН России, всестороннее развитие обучающихся, способных и го- товых к гражданско-патриотическому, духовно-нравственному, физическому самосовершенствованию и саморазвитию, наконец, к самореализации. Контактная внеаудиторная работа курсантов с преподавателем - это ра- бота обучающихся по освоению образовательной программы по конкретной учебной дисциплине вне рамок аудиторных занятий (допустим, работа с вне- адиторным чтением, выполнение курсовых и контрольных работ и проектов и пр.). В случае реализации образовательной организацией дистанционных образовательных технологий взаимодействие обучающихся и преподавателей друг с другом осуществляется отдаленно (на расстоянии) посредством интер- нет-технологий (Moodle платформа, Skype) или других средств связи, подра- зумевающих интерактивное взаимодействие обучающихся с ППС. Данную проблему мы ранее достаточно подробно рассмотрели в статье [26]. Контактная внеаудиторная работа, как справедливо полагает Г.А. Стеценко, нацелена не только на углубление и расширение знаний и умений по предмету, но и на развитие самовоспитания, самообучения и самообразования [15]. Контактная внеаудиторная работа в Кузбасском институте ФСИН России реализуется как совместная деятельность обучающихся с преподавателями. Данный вид деятельности включен в учебный план института и рабочие про- граммы по учебной дисциплине. Содержание контактной внеаудиторной ра- боты вкратце охарактеризовано и структурировано в рабочих программах по учебной дисциплине, более четкое планирование данного вида деятельности разрабатывается индивидуально. Контактная внеаудиторная работа в Кузбас- ском институте ФСИН России носит гибкий характер, а ее состав, содержа- ние, методы и способы реализации конструируются с учетом индивидуаль- ных особенностей и интересов курсантов. Более того, данная работа нацелена не только на расширение, углубление знаний, совершенствование умений, но и на реализацию отдельных аспектов гражданско-патриотического, нрав- ственного, трудового и умственного воспитания. Помимо этого, контактная внеаудиторная работа в Кузбасском институте ФСИН России нацелена и на реализацию воспитательного процесса в соот- ветствии с вышеуказанными требования ФГОС ВО. Далее обратимся к прак- тике реализации контактной внеаудиторной работы на примере дисциплины «Иностранный язык» по следующим специальностям и направлениям подго- товки: 40.05.02 Правоохранительная деятельность (уровень специалитета), Педагогика и психология девиантного поведения (уровень специали- тета) и 40.03.01 Юриспруденция (уровень бакалавриата). Согласно рабочим программам целью дисциплины «Иностранный язык» по вышеуказанным специальностям и направлениям подготовки признается повышение исходного уровня владения иностранным языком, достигнутого на предыдущей ступени образования, формирование и развитие теоретиче- ских знаний и практических навыков в области владения иностранным язы- ком в сфере юриспруденции. Однако нельзя не отметить, что данная дисци- плина обладает богатым воспитательным потенциалом, что нашло свое отра- жение в ключевых задачах изучения дисциплины: Расширение представлений обучающихся о возможностях применения иностранного языка в профессиональной сфере деятельности (трудовое и ум- ственное воспитание). Формирование общекультурных компетенций обучающихся (знания о культуре страны изучаемого иностранного языка) и совершенствование навы- ков и умений использовать полученные представления и знания в непосред- ственном и опосредованном профессионально-ориентированном иноязычном общении (нравственное, гражданско-патриотическое и трудовое воспитание). Формирование профессиональной компетенции обучающихся сред- ствами иностранного языка путем извлечения профессионально- ориентированной информации из иноязычных источников (трудовое, ум- ственное и нравственное воспитание). Напомним, что сегодня образовательный процесс в рамках высшей шко- лы осуществляется с учетом положений компетентностного подхода, наце- ленного на решение ряда содержательных и компетентностно- ориентированных задач изучения конкретной дисциплины, в данном случае иностранного языка [6, 7, 16]. Поэтому воспитательное воздействие, реализу- емое ППС в ходе внеаудиторной контактной работы, должно носить как со- держательный, так и методический аспект. Данные аспекты входят в пред- метное поле каждой дисциплины (в рамках рабочей программы). В рамках дисциплины «Иностранный язык» (по заявленным специальностям и направ- лениям подготовки) содержание воспитания нами понимается как целена- правленно выбранные из общего потока учебной информации по предмету сведения, реалии и факты, которые могут служить иллюстративным материа- лом при реализации воспитательного процесса. Методический аспект вклю- чает способы организации контактной внеаудиторной работы по предмету «Иностранный язык». В предлагаемом исследовании мы будем говорить о внеаудиторном чтении, содержание которого не противоречит содержанию учебной деятельности обучающихся по предмету и помогает успешно решать как компетентностно-ориентированные, так и воспитательные задачи. Очевидно, что дисциплина «Иностранный язык» обладает достаточным воспитательным потенциалом, а воспитательный процесс может быть реали- зован в ходе контактной внеаудиторной работы в рамках проведения внеа- удиторного чтения по предмету, о чем речь пойдет ниже. Реализация ФГОС ВО основывается на положениях компетентностного подхода [6] и преду- сматривает использование в учебном процессе инновационных форм прове- дения как учебных занятий, так и контактной внеаудиторной работы с целью достижения задач изучения неродного языка и формирования заявленных в рабочей программе компетенций. В Кузбасском институте ФСИН России иностранный язык изучается на практических занятиях, а также в ходе кон- тактной внеаудиторной работы при выполнении обучающимися разнообраз- ных заданий в рамках внеаудиторного чтения. Мы считаем, что внеаудитор- ное чтение обладает достаточно обширным потенциалом в области реализа- ции гражданско-патриотического, нравственного, трудового и умственного воспитания [4, 13]. Далее логичным представляется вкратце описать способы работы с внеа- удиторным чтением и его содержание. Внеаудиторное чтение по иностран- ному языку предполагает самостоятельный перевод и реферирование текстов профессионально-ориентированной направленности. Работа по внеаудитор- ному чтению на 1-2-м курсах (очная форма обучения) является обязательным компонентом реализации рабочей программы по дисциплине «Иностранный язык» и допуска к зачету и экзамену. С целью развития учебной мотивации в целом и нравственного, трудового, гражданско-патриотического и умственного воспитания в частности обучающимся предоставляется возможность выбора конкретной тематики своего чтения. Преподавателями кафедры ин- ститута разработано достаточное количество учебных пособий по заявлен- ным выше направлениям подготовки и специальностям, в которых представ- лены тексты профессионально-ориентированной направленности различного уровня сложности, что соответствует требованиям компетентностного подхо- да и текущим ФГОС ВО [1, 3, 7]. Необходимо указать, что содержание дисциплины «Иностранный язык» в условиях ведомственного вуза носит определенный пропедевтический ха- рактер, поскольку дисциплина входит в базовую часть предметов, подлежа- щих обязательному изучению на начальном этапе обучения (1-2-й курс), а профессионально-ориентированная информация в основном отражает об- щие, основные направления выбранной профессиональной деятельности обу- чающихся. Предмет «Иностранный язык» предполагает обязательное наличие междисциплинарных связей с дисциплинами, изучаемыми на последующих курсах обучения. Например, дисциплина «Иностранный язык в сфере юрис- пруденции» по направлению подготовки 40.03.01 Юриспруденция тематиче- ски связана с отдельными темами дисциплин юридического профиля: «Кон- ституционное право», «Гражданское право», «Теория государства и права». Предмет «Иностранный язык» по направлению подготовки 40.05.02 предпо- лагает наличие междисциплинарных связей со следующими дисциплинами, изучаемыми на 1-м и 2-м курсах обучения: «История УИС и органов юсти- ции», «История государства и права зарубежных стран», «Правоохранитель- ные органы». Кореквизитами курса «Иностранный язык» могут являться юри- дические дисциплины, изучаемые после изучения курса иностранного языка: «Уголовное право», «Уголовно-исполнительное право», «Уголовно- процессуальное право». Содержание дисциплины «Иностранный язык» в этом случае выполняет пропедевтическую (профориентационную) функцию. Изуча- емые профессионально-ориентированные темы обладают достаточным потен- циалом в области реализации гражданско-патриотического, нравственного, трудового и умственного воспитания, так как позволяют сформировать у обу- чающихся представление о специфике деятельности юриста с гражданско- правовой специализацией в России и иноязычных странах, функциональных обязанностях юриста в области частного права, гражданско-правовых отноше- ний, в том числе в ходе реализации контактной внеаудиторной работы. Определенный интерес в данном исследовании представляет накоплен- ный педагогический опыт по осуществлению воспитания в ходе преподава- ния учебной дисциплины «Иностранный язык». Так, И.А. Пушкарева пишет, что в процессе освоения неродного языка курсантами ведомственных образо- вательных организаций важно осуществлять профессионально- ориентированное обучение. Это требует особого внимания от преподавателей при подборе соответствующих методик и инновационных форм обучения языку, в том числе в рамках контактной внеаудиторной работы. Мы разделя- ем позицию автора и считаем, что освоение данной дисциплины нацелено на оптимизацию качества профессиональной подготовки сотрудника и воспита- ние обучающихся. Разноплановость реализации воспитания в области препо- давания учебной дисциплины «Иностранный язык» определяется полиструк- турностью содержания понятия профессионально-ориентированного обуче- ния неродному языку. Это понятие, как справедливо пишет И.А. Пушкарева, подразумевает получение обучающимися лингвострановедческих знаний по предмету, знаний ключевых аспектов межкультурной практико- ориентированной коммуникации и, наконец, активизацию механизмов само- воспитания, в частности в процессе внеаудиторного чтения. Указанный автор считает, что в процессе изучения иностранного языка необходимо уделять особое внимание реализации воспитательных целей, направленных на перма- нентное развитие личности обучающегося [13]. Таким образом, работа с внеаудиторным чтением по иностранному языку становится рабочим инструментом в области реализации гражданско- патриотического, нравственного, трудового и умственного воспитания, так как позволяет обучающемуся постоянно совершенствовать свои знания за счет изу- чения современной иностранной литературы с учетом специализации или направления подготовки. Более того, присутствие иноязычной коммуникатив- ной компетенции дает возможность вести плодотворную деятельность по изуче- нию и творческому осмыслению зарубежного опыта в профилирующих и смеж- ных областях науки, а также в сфере делового профессионального общения. Необходимо уточнить, что отправной точкой при определении содержа- ния внеаудиторного чтения по иностранному языку (с учетом специфики направления подготовки и специальности) в рамках образовательного про- странства образовательных организаций ФСИН России выступает понятие «наказание» (punishment). Именно посредством понятия «наказание» реали- зуются междисциплинарные связи дисциплины «Иностранный язык», так как оно изучается практически на всех дисциплинах института. Всестороннее изучение понятия «наказание» в рамках внеаудиторного чтения обладает ши- роким воспитательным потенциалом: нравственное воспитание: чтение текстов о нормах профессиональной этики и служебного этикета сотрудников уголовно-исполнительной системы; умственное воспитание: развитие логики мышления и коммуникативных навыков и умений в ходе перевода текста на родной язык и составления аннота- ции по прочитанному тексту с последующим обсуждением его с преподавателем; трудовое воспитание: чтение текстов по правовым основам и нормам выбранной профессиональной деятельности (изучение зарубежных кодексов, правил содержания осужденных и пр.); гражданско-патриотическое воспитание: чтение текстов по проблемам пенитенциарных систем за рубежом, нацеленное на совершенствование уме- ний проявлять толерантность и уважение к специфике чужой культуры, ува- жительно относиться к человеку, к его правам и свободам и т. д. Необходимо уточнить, что подобное широкое в воспитательном плане понимание содержания понятия «наказание» возможно, если его рассматри- вать как концепт в рамках лингвокультурологических исследований. Таким образом, понятие «наказание» в ходе реализации внеаудиторной контактной работы по дисциплине «Иностранный язык» может быть рассмотрено с точки зрения педагогики (реализация воспитания посредством организации работы с внеаудиторным чтением) и лингвокультурологии (содержание концепта). Уточним, что изучение иностранного языка невозможно без знакомства с лингвокультурологическими реалиями, в данном случае мы говорим о кон- цепте «наказание» [2, 3, 14, 15]. Добавим, что различным аспектам работы преподавателей, в том числе в ходе работы с текстом и концептом, посвятили свои труды ряд зарубежных коллег: Гарднер Р., Тимперли Х., Крамш К., Кра- шен С., Уилсон А., Барар Х., Фанг И. и пр. [21-25]. Опыт зарубежных коллег был учтен при конструировании нашей работы с концептом «наказание», о чем пойдет речь ниже. Далее представляется логичным уточнить термин «концепт». В.З. Демь- янков полагает, что концепт подлежит реконструированию индивидуально каждым человеком. В свою очередь, Е.С. Кубрякова признает его неотъемле- мой частью ментального процесса и называет концепт оперативной едини- цей. В данном исследовании нам близка позиция Г.Г Слышкина, который считает, что концепт способствует комплексному, всестороннему изучению языка, посредством концепта происходит осознание и принятие культуры и реалий изучаемого языка. В данном исследовании мы полагаем, что «нака- зание» как концепт может пониматься как на коллективном, так и на индиви- дуально-личностном уровне. Концепту свойственна синкретичность, поэтому он обладает определенной ценностной составляющей, в частности в области реализации воспитательного процесса в ходе работы с внеаудиторным чтени- ем. Также данная лексема может быть охарактеризована как системообразу- ющий метаконцепт, по аналогии с метаконцептом «культура» [14]. Важно уточнить, что в ходе преподавания профессионально- ориентированных учебных дисциплин Кузбасского института ФСИН России г. Новокузнецк концепт «наказание» трактуется преподавателями в рамках кодексов Российской Федерации: уголовного, уголовно-процессуального, уголовно-исполнительного. Дисциплины общеобразовательного цикла, в данном случае «Иностранный язык», позволяют интерпретировать данный концепт через ряд ассоциограмм, нацеленных на построение в том числе со- держательно-воспитательных траекторий, раскрывающих: нравственный и этический (универсальный) аспекты выбранной про- фессиональной деятельности; гражданско-патриотическую категорию; лингвокультуроведческое содержание наказания. Реализация процесса воспитания в рамках контактной внеаудиторной ра- боты по дисциплине «Иностранный язык» на примере внеаудиторного чте- ния, описанная в данном исследовании, представлена на схеме. Здесь наглядно показано, как изучение концепта «наказание» в рамках внеаудиторного чтения в ходе изучения дисциплины «Иностранный язык» позволяет обучающимся 1-2-х курсов не только более детально ознакомиться с характеристиками феномена наказания (так реализуется пропедевтическая (профориентационная) функция дисциплины «Иностранный язык»), но и вы- явить его содержание, сущность, а также уточнить и определить роль самой идеи наказания и исполнения наказания. В связи с вышесказанным представ- ляется важным начать со знакомства с концептуализации понятия «наказа- ние». Это представляется важным не только для сотрудников, чья повседнев- ная профессиональная деятельность связана непосредственно с исполнением уголовного наказания, но и для простого гражданина, ибо правильное пони- мание смысла наказания способно положительно влиять на мировоззрение каждого человека и на его ценностную картину мира. Осознание значимости корректного восприятия концепта «наказание» в жизни человека играет важ- ную роль в ходе воспитания трудолюбивого, умного, высоконравственного гражданина страны. Концептуализация концепта «наказание» в рамках контактной внеауди- торной работы по дисциплине «Иностранный язык» (внеаудиторное чтение) достигается за счет: коммуникативной основы контактной внеаудиторной работы, что поз- воляет проанализировать и понять специфику восприятия идеи наказания различными народами (определить отличительные черты и универсалии кон- цепта). Таким образом, происходит содержательное наполнение процесса нравственного, умственного и трудового воспитания обучающихся; проведения лингвистического и культурологического мини- исследования самой словоформы «наказание» и составления ее ассоциатив- ной вербальной сети, чему способствует неродной язык. В результате обуча- ющиеся приобретают первоначальное представление о категории «наказа- ние», ее роли и природе, а также совершенствуют заявленные во ФГОС ВО компетенции, отражающие в том числе их общий уровень воспитанности и профессионализма. Реализация процесса воспитания в рамках контактной внеаудиторной работы по дисциплине «Иностранный язык» на примере внеаудиторного чтения Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования Компетенции ОК, ОПК, ПК, ПСК Воспитание гражданско-патриотическое - умение уважительно относиться к человеку и т. д.; нравственное - знание норм морали, профессиональной этики и служебного этикета; трудовое - знание правовых основ и норм выбранной профессиональной деятельности умственное - логика мышления и пр. Содержание внеаудиторной контактной работы по дисциплине «Иностранный язык» на примере внеаудиторного чтения Концепт «наказание» чтение текстов о нормах профессиональной этики и служебного этикета сотрудни- ков уголовно-исполнительной системы развитие логики мышления и коммуникативных навыков и умений в ходе перевода текста на родной язык и составления аннотации по прочитанному тексту с последую- щим обсуждением его с преподавателем чтение текстов по правовым основам и нормам выбранной профессиональной дея- тельности (изучение зарубежных кодексов, правил содержания осужденных) чтение текстов по проблемам пенитенциарных систем за рубежом, нацеленное на совершенствование умений проявлять толерантность и уважение к специфике чужой культуры, уважительно относиться к человеку РЕЗУЛЬТАТ Реализация требований ФГОС ВО в части воспитания обучающихся Обсуждение и заключение Итак, накопленный педагогический опыт показывает, что понимание концепта «наказание» в ведомственных вузах важно реализовывать непо- средственно с самого начала изучения неродного языка, в том числе с целью реализации воспитательного процесса в ходе контактной внеаудиторной ра- боты с обучающимися. Важно указать, что цель учебных действий обучаю- щихся будет варьироваться в зависимости от конкретного этапа изучения этого концепта. Добавим, что при разработке содержательного компонента внеаудиторного чтения по предмету «Иностранный язык» в нашей образова- тельной организации преподавателями был внесен ряд корректив, в частно- сти чтение начиная с 1-го семестра профессионально-ориентированных не- адаптированных текстов (с учетом специальности и направления подготовки) в рамках изучаемого концепта. Это также направлено на совершенствование коммуникативной компетентности обучающихся в ходе изучения иностран- ного языка для профессиональных целей и на реализацию их нравственного, умственного и трудового воспитания. Таким образом, систематическая работа с обучающимися 1-2-х курсов ведомственных образовательных организаций по концептуализации понятия «наказание» в ходе контактной внеаудиторной работы нацелена на реализа- цию гражданско-патриотического, нравственного, трудового и умственного воспитания. Изучение концепта «наказание» начиная с 1-го семестра при ра- боте с внеаудиторным чтением по дисциплине «Иностранный язык» позволя- ет достигать указанных во ФГОС ВО результатов обучения, формировать и развивать описанные выше компетенции и осуществлять воспитание. Реа- лизация воспитательного процесса по предмету достигается посредством по- стоянного сохранения связи изучаемого содержания учебного материала по иностранному языку с концептом «наказание», когда вся контактная внеауди- торная работа по предмету сопровождается работой с текстом, направленной на анализ представленной в нем информации с учетом воспитательного по- тенциала и культуролого-лингвострановедческой ценности данного материа- ла, а сам концепт постоянно наполняется новыми ассоциативными связями.
×

About the authors

Anna L. Morozova

Kuzbass Institute of the Federal Service for Punishment Execution of Russia

Email: llg04@yandex.ru
Cand. Ped. Sci., Associate Professor of Humanities, Social, Economic and Natural Sciences Department. 49, Prospect Oktyabrsky, Kemerovo Region, Novokuznetsk, Russia, 654066

References

  1. Апалько И.Ю. Организация внеаудиторного чтения по английскому языку в военном вузе // Педагогическое мастерство и педагогические технологии: материалы VIII Междунар. науч.-практ. конф. (Чебоксары, 17 июля 2016 г.) / Редкол.: О.Н. Широков и др. - 2016. - Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2016. - № 2 (8). - С. 41-42.
  2. Демьянков В.З. Понятие и концепт в художественной литературе и в научном языке // Вопросы филологии. - М., 2001. - № 1. - С. 35-47.
  3. Заир-Бек С. Развитие критического мышления через чтение и письмо: стадии и методические приемы // Директор школы. - 2005. - № 4 (99). - С. 66-72.
  4. Игумнова О.В., Морозова А.Л. Концептуализация понятия «наказание» в процессе преподавания иностранного языка в специализированном вузе // Вестник Воронежского гос. университета. Серия ЛИМК. - 2015. - № 1. - С. 128-132.
  5. Кареева И.В. Этнонациональное воспитание в высших учебных заведениях (на примере вузов ФСИН РОССИИ) // Педагогическое образование: вызовы XXI века. Материалы VII Международной научно-практической конференции, посвященной памяти академика В.А. Сластёнина (г. Воронеж, 22-23 сентября 2016 г.) / Под общ. ред. Н.И. Вьюновой; Воронежский государственный университет. Воронеж: Издательский дом ВГУ, 2016. - С. 353-356.
  6. Компетентностный подход в педагогическом образовании: коллективная монография / Под ред. В.А. Козырева, Н.Ф. Радионовой и А.П. Тряпицыной. - СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2005. - 392 с.
  7. Кубрякова Е.С. Язык и знание: на пути получения знаний о языке: Части речи с когнитивной точки зрения. Роль языка в познании мира / Рос. академия наук. Ин-т языкознания. - М.: Языки славянской культуры, 2004. - 560 c. - (Язык. Семиотика. Культура).
  8. Об организации воспитательной работы с работниками уголовно- исполнительной системы: приказ Минюста РФ от 28 декабря 2010 г. № 555 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/cons/cgi/ online.cgi%3Freq%3Ddoc%3Bbase%3DEXP%3Bn%3D503406#0 (дата обращения 14.01.2018).
  9. Об утверждении Инструкции о порядке применения Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации в учреждениях и органах уголовно- исполнительной системы: приказ Минюста России от 06.06.2005 № 76 (ред. от 12.12.2013) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_54152/ (дата обращения 14.01.2018).
  10. Об утверждении Наставления по организации профессиональной подготовки сотрудников уголовно-исполнительной системы: приказ Минюста РФ от 27 августа 2012 г. № 169 // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти от 8 октября 2012 г. - № 41.
  11. Овчинников О.А. Военно-патриотическое воспитание курсантов в вузах ФСИН России: сущность, значение и основные критерии // Вестник Владимирского юридического института. - 2014. - № 1(30). - С. 50-56.
  12. Остряков И.А., Реймер О.А. Религиозно-эстетическое воспитание курсантов вузов ФСИН России // Уголовно-исполнительная система сегодня: взаимодействие науки и практики. Материалы научно-практической конференции, 15-16 ноября 2012 года. - Новокузнецк: ФКОУ ВПО Кузбасский институт ФСИН Рос- сии, 2013. - С. 203-207.
  13. Пушкарева И.А. Практико-ориентированное обучение на занятиях по иностранному языку // Вестник Кузбасского института. - 2017. - № 3 (32). - С. 179-183.
  14. Слышкин Г.Г. Лингвокультурные концепты и метаконцепты. - дисс.. докт. филол. наук: 10.02.19. - Волгоград, 2004. - 323 c.
  15. Стеценко Г.А. Возможности внеаудиторной деятельности для самореализации обучающегося [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://nsportal.ru/npo- spo/kultura-i-iskusstvo/library/2016/03/15/vozmozhnosti-vneauditornoy-deyatelnosti- dlya (дата обращения 28.02.2018).
  16. Тер-Минасова С.Г. Язык и межкультурная коммуникация. - М.: Слово, 2000. - 146 c.
  17. Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации от 08.01.1997 № 1-ФЗ (ред. от 16.10.2017) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_12940/0844bcb33376fe7ba64f9 de457550a2c022849f6/ (дата обращения 04.11.2017).
  18. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по специальности 40.05.02 Правоохранительная деятельность (уровень специалитета) (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 16 ноября 2016 г. № 1424) [Электронный ресурс]. - URL: http://fgosvo.ru/uploadfiles/fgosvospec/400502.pdf (дата обращения 01.09.2017).
  19. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по специальности 44.05.01 Педагогика и психология девиантного поведения (уровень специалитета) (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2016 г. № 1611) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://fgosvo.ru/ploadfiles/fgosvospec/440501.pdf (дата обращения 01.09.2017).
  20. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 40.03.01 Юриспруденция (уровень бакалавриата) (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 01 декабря 2016 г. № 1511) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://fgosvo.ru/uploadfiles/fgosvob/400301.pdf (дата обращения 01.09.2017).
  21. Gardner R.C. A student’s contribution to second language learning. Language teaching. - London: McMillan, 2002. - P. 36-53.
  22. Kramsch C. Context and culture in language teaching. - Oxford: OUP, 1993. - 241 p.
  23. Krashen S.D., Terrell T.D. The natural approach: language acquisition in the classroom. - Oxford: OUP, 2003. - 542 p.
  24. Teaching reading in Europe: Contexts, Policies and Practices. - Education, Audiovisual and Culture Executive Agency: 2011. - 224 p. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://eacea.ec.europa.eu/education/Eurydice/documents/ thematic_reports/130EN.pdf/ (дата обращения 01.09.2017).
  25. Timperley H., Wilson A., Barrar H., Fung I. Teacher Professional Learning and Development. - New Zealand: Ministry of education. - 2007 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.oecd.org/education/school/48727127.pdf (data obrashcheniya 01.09.2017).
  26. Специфика внедрения дистанционных образовательных технологий в образовательных учреждениях // Актуальные проблемы развития вертикальной интеграции системы образования, науки и бизнеса: экономические, правовые и социальные аспекты: материалы II Международной научно-практической конференции. 23-24 октября 2014 г. - Т. 2 / Под ред. С.Л. Иголкина. - Воронеж: ВЦНТИ, 2014.

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML

Copyright (c) 2018 Morozova A.L.

Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License.

This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies