Реализация воспитательного процесса в ходе контактной внеаудиторной работы с обучающимися
- Авторы: Морозова А.Л.1
-
Учреждения:
- Кузбасский институт ФСИН России
- Выпуск: Том 15, № 2 (2018)
- Страницы: 80-99
- Раздел: Статьи
- URL: https://vestnik-pp.samgtu.ru/1991-8569/article/view/52301
- ID: 52301
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Представлен содержательный анализ федеральных государственных образовательных стандартов (уровень бакалавриата и специалитета), реализуемых в образовательном процессе образовательных организаций, подведомственных Федеральной службе исполнения наказаний, с целью уточнения направлений воспитательного процесса обучающихся в рамках контактной внеаудиторной работы. Представленные направления воспитательной работы с курсантами ведомственных образовательных организаций направлены на развитие нравственного, умственного, трудового и гражданско-патриотического воспитания обучающихся в соответствии с результатами обучения (компетенциями), обозначенными в анализируемых ФГОС. Затрагивается вопрос универсальности указанных направлений воспитательной работы с обучающимися ведомственных образовательных организаций по заявленным направлениям подготовки и специальностям. Рассмотрены основные аспекты реализации воспитательного процесса в ходе контактной внеаудиторной работы с курсантами ведомственных образовательных организаций ФСИН, в том числе на примере дисциплины «Иностранный язык», и работы с внеаудиторным чтением. Дисциплина «Иностранный язык» обладает обширным воспитательным потенциалом за счет расширения представлений обучающихся о возможностях применения иностранного языка в профессиональной сфере, формирования общекультурных компетенций обучающихся, совершенствования навыков и умений использовать полученные представления и знания в непосредственном и опосредованном профессионально-ориентированном иноязычном общении, формирования профессиональной компетенции обучающихся. Автор затрагивает проблему использования концепта в образовательном процессе. В частности, рассмотрен концепт «наказание» и проанализирован накопленный педагогический опыт по реализации его воспитательного потенциала в ходе контактной внеаудиторной работы по дисциплине «Иностранный язык». Эта концептуализация достигается за счет коммуникативной основы контактной внеаудиторной работы, проведения лингвистического и культурологического мини-исследования самой словоформы «наказание» и составления его ассоциативной вербальной сети.
Полный текст
Введение Одним из ключевых условий реализации федерального государственного образовательного стандарта высшего образования (ФГОС ВО), направленного на успешную подготовку перспективного сотрудника уголовно-исполнительной системы (УИС), обладающего обозначенными во ФГОС ВО компетенциями, выступает реализация воспитательного процесса в ходе контактной внеаудитор- ной работы с обучающимися (курсантами) ведомственных образовательных ор- ганизаций Федеральной службы исполнения наказания (ФСИН). В данном ис- следовании мы вкратце рассмотрим основные способы реализации воспитатель- ного процесса в ходе контактной внеаудиторной работы с обучающимися на примере Кузбасского института ФСИН России. Сразу оговорим, что в предлага- емом исследовании мы не можем не опираться на Приказ Министерства образо- вания и науки Российской Федерации от 5 апреля 2017 г. № 301 «Об утвержде- нии порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам высшего образования - программам бакалавриа- та, программам специалитета, программам магистратуры». Пункты 28 и 29 дан- ного приказа гласят, что контактная работа с обучающимися образовательных организаций может быть как аудиторной, так и внеаудиторной, а объем самой контактной работы определяется текущей образовательной программой образо- вательной организации. В предлагаемом исследовании мы будем говорить о ре- ализации воспитательного процесса в рамках контактной внеаудиторной работы с обучающимися. Обзор литературы Сразу оговорим, что воспитание обучающихся в процессе контактной внеаудиторной работы реализуется не только с учетом положений текущего ФГОС ВО по соответствующим специальностями и направлениям подготов- ки, но и с учетом актуальных требований, предъявляемых к сотрудникам уго- ловно-исполнительной системы непосредственно ФСИН [8, 9, 10, 17]. Более того, контактная внеаудиторная работа с курсантами нацелена на формирова- ние морально-этической составляющей имиджа современного сотрудника УИС [10, 11], соблюдающего требования законодательства в области реализации правоприменительных и правоохранительных действия в отношении осужденных лиц [17]. Вышеуказанные требования приказа Минюста РФ от 28 декабря 2010 г. № 555 и Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации от 08.01.1997 № 1-ФЗ (ред. от 16.10.2017) фрагментарно пред- ставлены в ФГОС ВО (40.05.02 Правоохранительная деятельность (уровень специалитета) [18], 44.05.01 Педагогика и психология девиантного поведения (уровень специалитета) [19] и по направлению подготовки 40.03.01 Юрис- пруденция (уровень бакалавриата) [20]), реализуемых на базе Кузбасского института ФСИН России, г. Новокузнецк. Вопросы теории и практики по проблеме реализации воспитания обучаю- щихся (курсантов) в ведомственных образовательных организациях ФСИН от- ражены в научных трудах Игумновой О.В., Кареевой И.В., Овчинникова О.А., Острякова И.А., Пушкаревой И.А., Реймер О.А. и др. [4, 5, 11, 12, 13]. Однако возможности реализации воспитательного процесса обучающихся в рамках кон- тактной внеаудиторной работы указанными учеными недостаточно изучены. Разработкой различных форм и систем организации работы с внеаудитор- ным чтением по данному предмету занимались педагоги-методисты Апаль- ко И.Ю., Заир-Бек С., Стеценко Г.А., Тер-Минасова С.Г. и пр., однако эти ав- торы не касались вопросов реализации воспитания в процессе работы с тек- стом, ограничиваясь только рамками разработки методических рекомендаций по дисциплине «Иностранный язык» [1, 3, 15, 16]. Вопросам теории понятия «концепт» и определения путей его реализации в условиях образовательного пространства высшего образования посвятили свои труды Демьяков В.В., Кубрякова Е.С., Слышкин Г.Г. и др. [2, 4, 14]. Уче- ные справедливо полагают, что реформа высшего образования обусловливает поиск новых возможностей использования различных концептов в рамках об- разования с учетом профиля и специфики образовательной организации. Опыт зарубежных коллег (Х. Барар, Х. Тимперли, А. Уилсон, Фанг И. и др.) был нами учтен при конструировании работы с контекстом «наказание» [21-25]. Материалы и методы В процессе работы над темой предлагаемого исследования нами были ис- пользованы следующие взаимодополняющие методы: анализ теоретических источников по заявленной проблеме, изучение и обобщение накопленного пе- дагогического опыта, образовательных программ по предмету «Иностранный язык» (по специальностям 40.05.02 Правоохранительная деятельность (уровень специалитета) и 44.05.01 Педагогика и психология девиантного поведения (уровень специалитета) и по направлению подготовки 40.03.01 Юриспруденция (уровень бакалавриата)), учебных пособий по иностранному языку, используе- мых при подготовке будущих офицеров уголовно-исполнительной системы, наблюдение. Результаты исследования В данном исследовании мы рассматриваем указанные документы и при- казы с педагогической точки зрения, а именно с позиции теории и методики воспитания. Отметим, что педагогика сегодня ищет ответы на ряд важных вопросов: как обучение способствует воспитанию всех субъектов образова- тельного процесса (поиск методов воспитания и способов их практического применения) и как формировать положительное и уважительное отношение обучающихся к самим себе, к выбранной профессии, к окружающим людям. Приведенные ФГОС ВО содержат требования к уровню подготовки выпуск- ников образовательных организаций, которые представлены в виде комплек- са общекультурной (ОК), общепрофессиональной (ОПК) и профессиональной (ПК) компетенций, а также компетенции профессионально- специализированной направленности (ПСК; заявлены в ФГОС ВО по специ- альностям 40.05.02 Правоохранительная деятельность и 44.05.01 Педагогика и психология девиантного поведения). Содержание данных компетенций и вышеуказанных нормативно-правовых актов задает ориентир для профес- сорско-преподавательского состава (ППС) при реализации воспитательного процесса в целом и в ходе контактной внеаудиторной работы с обучающими- ся в частности [18, 19, 20]. Анализ компетенций, указанных в данных ФГОС ВО, показывает, что независимо от профиля подготовки их содержательный компонент апеллиру- ет прежде всего к базовой культуре личности сотрудника. Разработчики ФГОС ВО предполагают, что у будущих офицеров должна присутствовать активная гражданская позиция, они должны знать этические нормы, уважать честь и достоинства, права и свободы человека и гражданина. Заявленные в анализируемых ФГОС ВО требования к уровню сформиро- ванности профессиональной компетенции выпускников подразумевают орга- низацию и реализацию ряда направлений воспитательной работы, в том числе в рамках контактной внеаудиторной работы, например: гражданско- патриотическое, нравственное, трудовое, наконец, умственное воспитание в рамках контактной внеаудиторной работы с обучающимися. Педагогиче- ский опыт подсказывает, что гражданско-патриотическое, нравственное, тру- довое и умственное воспитание обучающихся сегодня носит определенный универсальный характер и присутствует во всех вышеуказанных нами обра- зовательных программах, однако объем содержания и специфика направле- ния воспитательной работы незначительно различаются. Универсальность указанных выше направлений воспитательной работы с обучающимися по заявленным направлениям подготовки и специальностям, в том числе в рамках контактной внеаудиторной работы, подтверждается непосредственно содержанием самих ОК, ОПК и ПК. Например, реализация нравственного воспитания предполагает наличие у обучающихся знаний o нормах морали, более того, знаний профессиональной этики и служебного этикета (или этики юриста) и развитие готовности придерживаться этих норм в ожидаемой профессиональной деятельности. Умственное воспитание обу- чающихся тесно связано с формированием логики мышления, а также с со- вершенствованием их коммуникативных навыков и умений. В свою очередь, трудовое воспитание обучающихся проявляется в знании обучающимися правовых основ и норм выбранной профессиональной дея- тельности в условиях уголовно-исполнительной системы (УИС) и в готовно- сти принимать и совершать необходимые действия юридического характера в ожидаемой профессиональной деятельности и пр. Признаки универсальности гражданско-патриотического воспитания проявляются в умении обучающегося уважительно относиться к человеку, к его правам и свободам, с готовностью вести законопослушный образ жизни и пр. Помимо этого, гражданско-патриотическое воспитание заключается в том числе в умении учиться и работать в многонациональном и многокон- фессиональном коллективе. Необходимо отметить, что в ходе реализации гражданско-патриотического воспитания в рамках контактной внеаудиторной работы с обучающимися ППС ориентируется и на программу «Патриотиче- ское воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы» (Поста- новление Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2015 г. № 1493). Главным исполнителем данной программы признается Министер- ство образования и науки Российской Федерации. Ранее в статье «Гумани- стические проблемы воспитания: от теории к практике» мы писали, что в све- те текущих задач социально-экономического развития Российской Федерации основной целью образовательной политики государства в сфере воспитания, в том числе гражданско-патриотического, согласно вышеуказанному Поста- новлению Правительства РФ № 1493 выступает «создание условий для по- вышения гражданской ответственности за судьбу страны, повышения уровня консолидации общества для решения задач обеспечения национальной без- опасности и устойчивого развития Российской Федерации, укрепления чув- ства сопричастности граждан к великой истории и культуре России, обеспе- чения преемственности поколений россиян, воспитания гражданина, любя- щего свою Родину и семью, имеющего активную жизненную позицию». К ожидаемым результатам реализации данной программы правительства РФ следует отнести формирование чувства патриотизма у граждан России как определенной социальной и духовно-нравственной ценности, что должно учитываться профессорско-преподавательским составом при организации об- разовательно-воспитательного процесса в рамках конструирования контакт- ной внеаудиторной работы. Анализ направлений воспитательной работы указанных ФГОС ВО, в том числе в рамках контактной внеаудиторной работы, позволяет понять, что сегодня при работе с бакалаврами преподаватели должны формировать готов- ность обучающихся к последующему профессионально-личностному само- развитию и самовоспитанию, в то время как воспитательная работа с обуча- ющимися по программе специалитета больше нацелена на формирование и развитие активной гражданской позиции как основы профессиональной (юридической, правоохранительной) деятельности и базовой культуры буду- щих специалистов. Изучение педагогической литературы по проблеме реализации воспита- ния обучающихся (курсантов) в ведомственных образовательных организа- ций ФСИН убедительно показывает актуальность данной проблемы. Большое внимание при изучении проблем воспитания в рамках вузов ФСИН уделяется как организации разнообразных воспитательных мероприятий в рамках куль- турно-массовой работы [4, 5, 11, 12, 13], так и уточнению роли и содержания воспитания обучающихся. Принимая во внимание данный факт, мы постара- емся выявить, каким образом воспитательные задачи могут быть реализованы в рамках внеаудиторной контактной работы с обучающимися. Определенный интерес в предлагаемом исследовании представляет об- ращение к накопленному педагогическому опыту реализации воспитательно- го процесса на примере контактной внеаудиторной работы с обучающимися Кузбасского института ФСИН России. Необходимо уточнить, что целью вос- питания курсантов ведомственных образовательных организаций ФСИН вы- ступает, согласно Приказу ФСИН «Об организации воспитательной работы с работниками уголовно-исполнительной системы» от 28 декабря 2010 г. № 555 [8] и Концепции воспитательной работы в ФКОУ ВО Кузбасский ин- ститут ФСИН России, всестороннее развитие обучающихся, способных и го- товых к гражданско-патриотическому, духовно-нравственному, физическому самосовершенствованию и саморазвитию, наконец, к самореализации. Контактная внеаудиторная работа курсантов с преподавателем - это ра- бота обучающихся по освоению образовательной программы по конкретной учебной дисциплине вне рамок аудиторных занятий (допустим, работа с вне- адиторным чтением, выполнение курсовых и контрольных работ и проектов и пр.). В случае реализации образовательной организацией дистанционных образовательных технологий взаимодействие обучающихся и преподавателей друг с другом осуществляется отдаленно (на расстоянии) посредством интер- нет-технологий (Moodle платформа, Skype) или других средств связи, подра- зумевающих интерактивное взаимодействие обучающихся с ППС. Данную проблему мы ранее достаточно подробно рассмотрели в статье [26]. Контактная внеаудиторная работа, как справедливо полагает Г.А. Стеценко, нацелена не только на углубление и расширение знаний и умений по предмету, но и на развитие самовоспитания, самообучения и самообразования [15]. Контактная внеаудиторная работа в Кузбасском институте ФСИН России реализуется как совместная деятельность обучающихся с преподавателями. Данный вид деятельности включен в учебный план института и рабочие про- граммы по учебной дисциплине. Содержание контактной внеаудиторной ра- боты вкратце охарактеризовано и структурировано в рабочих программах по учебной дисциплине, более четкое планирование данного вида деятельности разрабатывается индивидуально. Контактная внеаудиторная работа в Кузбас- ском институте ФСИН России носит гибкий характер, а ее состав, содержа- ние, методы и способы реализации конструируются с учетом индивидуаль- ных особенностей и интересов курсантов. Более того, данная работа нацелена не только на расширение, углубление знаний, совершенствование умений, но и на реализацию отдельных аспектов гражданско-патриотического, нрав- ственного, трудового и умственного воспитания. Помимо этого, контактная внеаудиторная работа в Кузбасском институте ФСИН России нацелена и на реализацию воспитательного процесса в соот- ветствии с вышеуказанными требования ФГОС ВО. Далее обратимся к прак- тике реализации контактной внеаудиторной работы на примере дисциплины «Иностранный язык» по следующим специальностям и направлениям подго- товки: 40.05.02 Правоохранительная деятельность (уровень специалитета), Педагогика и психология девиантного поведения (уровень специали- тета) и 40.03.01 Юриспруденция (уровень бакалавриата). Согласно рабочим программам целью дисциплины «Иностранный язык» по вышеуказанным специальностям и направлениям подготовки признается повышение исходного уровня владения иностранным языком, достигнутого на предыдущей ступени образования, формирование и развитие теоретиче- ских знаний и практических навыков в области владения иностранным язы- ком в сфере юриспруденции. Однако нельзя не отметить, что данная дисци- плина обладает богатым воспитательным потенциалом, что нашло свое отра- жение в ключевых задачах изучения дисциплины: Расширение представлений обучающихся о возможностях применения иностранного языка в профессиональной сфере деятельности (трудовое и ум- ственное воспитание). Формирование общекультурных компетенций обучающихся (знания о культуре страны изучаемого иностранного языка) и совершенствование навы- ков и умений использовать полученные представления и знания в непосред- ственном и опосредованном профессионально-ориентированном иноязычном общении (нравственное, гражданско-патриотическое и трудовое воспитание). Формирование профессиональной компетенции обучающихся сред- ствами иностранного языка путем извлечения профессионально- ориентированной информации из иноязычных источников (трудовое, ум- ственное и нравственное воспитание). Напомним, что сегодня образовательный процесс в рамках высшей шко- лы осуществляется с учетом положений компетентностного подхода, наце- ленного на решение ряда содержательных и компетентностно- ориентированных задач изучения конкретной дисциплины, в данном случае иностранного языка [6, 7, 16]. Поэтому воспитательное воздействие, реализу- емое ППС в ходе внеаудиторной контактной работы, должно носить как со- держательный, так и методический аспект. Данные аспекты входят в пред- метное поле каждой дисциплины (в рамках рабочей программы). В рамках дисциплины «Иностранный язык» (по заявленным специальностям и направ- лениям подготовки) содержание воспитания нами понимается как целена- правленно выбранные из общего потока учебной информации по предмету сведения, реалии и факты, которые могут служить иллюстративным материа- лом при реализации воспитательного процесса. Методический аспект вклю- чает способы организации контактной внеаудиторной работы по предмету «Иностранный язык». В предлагаемом исследовании мы будем говорить о внеаудиторном чтении, содержание которого не противоречит содержанию учебной деятельности обучающихся по предмету и помогает успешно решать как компетентностно-ориентированные, так и воспитательные задачи. Очевидно, что дисциплина «Иностранный язык» обладает достаточным воспитательным потенциалом, а воспитательный процесс может быть реали- зован в ходе контактной внеаудиторной работы в рамках проведения внеа- удиторного чтения по предмету, о чем речь пойдет ниже. Реализация ФГОС ВО основывается на положениях компетентностного подхода [6] и преду- сматривает использование в учебном процессе инновационных форм прове- дения как учебных занятий, так и контактной внеаудиторной работы с целью достижения задач изучения неродного языка и формирования заявленных в рабочей программе компетенций. В Кузбасском институте ФСИН России иностранный язык изучается на практических занятиях, а также в ходе кон- тактной внеаудиторной работы при выполнении обучающимися разнообраз- ных заданий в рамках внеаудиторного чтения. Мы считаем, что внеаудитор- ное чтение обладает достаточно обширным потенциалом в области реализа- ции гражданско-патриотического, нравственного, трудового и умственного воспитания [4, 13]. Далее логичным представляется вкратце описать способы работы с внеа- удиторным чтением и его содержание. Внеаудиторное чтение по иностран- ному языку предполагает самостоятельный перевод и реферирование текстов профессионально-ориентированной направленности. Работа по внеаудитор- ному чтению на 1-2-м курсах (очная форма обучения) является обязательным компонентом реализации рабочей программы по дисциплине «Иностранный язык» и допуска к зачету и экзамену. С целью развития учебной мотивации в целом и нравственного, трудового, гражданско-патриотического и умственного воспитания в частности обучающимся предоставляется возможность выбора конкретной тематики своего чтения. Преподавателями кафедры ин- ститута разработано достаточное количество учебных пособий по заявлен- ным выше направлениям подготовки и специальностям, в которых представ- лены тексты профессионально-ориентированной направленности различного уровня сложности, что соответствует требованиям компетентностного подхо- да и текущим ФГОС ВО [1, 3, 7]. Необходимо указать, что содержание дисциплины «Иностранный язык» в условиях ведомственного вуза носит определенный пропедевтический ха- рактер, поскольку дисциплина входит в базовую часть предметов, подлежа- щих обязательному изучению на начальном этапе обучения (1-2-й курс), а профессионально-ориентированная информация в основном отражает об- щие, основные направления выбранной профессиональной деятельности обу- чающихся. Предмет «Иностранный язык» предполагает обязательное наличие междисциплинарных связей с дисциплинами, изучаемыми на последующих курсах обучения. Например, дисциплина «Иностранный язык в сфере юрис- пруденции» по направлению подготовки 40.03.01 Юриспруденция тематиче- ски связана с отдельными темами дисциплин юридического профиля: «Кон- ституционное право», «Гражданское право», «Теория государства и права». Предмет «Иностранный язык» по направлению подготовки 40.05.02 предпо- лагает наличие междисциплинарных связей со следующими дисциплинами, изучаемыми на 1-м и 2-м курсах обучения: «История УИС и органов юсти- ции», «История государства и права зарубежных стран», «Правоохранитель- ные органы». Кореквизитами курса «Иностранный язык» могут являться юри- дические дисциплины, изучаемые после изучения курса иностранного языка: «Уголовное право», «Уголовно-исполнительное право», «Уголовно- процессуальное право». Содержание дисциплины «Иностранный язык» в этом случае выполняет пропедевтическую (профориентационную) функцию. Изуча- емые профессионально-ориентированные темы обладают достаточным потен- циалом в области реализации гражданско-патриотического, нравственного, трудового и умственного воспитания, так как позволяют сформировать у обу- чающихся представление о специфике деятельности юриста с гражданско- правовой специализацией в России и иноязычных странах, функциональных обязанностях юриста в области частного права, гражданско-правовых отноше- ний, в том числе в ходе реализации контактной внеаудиторной работы. Определенный интерес в данном исследовании представляет накоплен- ный педагогический опыт по осуществлению воспитания в ходе преподава- ния учебной дисциплины «Иностранный язык». Так, И.А. Пушкарева пишет, что в процессе освоения неродного языка курсантами ведомственных образо- вательных организаций важно осуществлять профессионально- ориентированное обучение. Это требует особого внимания от преподавателей при подборе соответствующих методик и инновационных форм обучения языку, в том числе в рамках контактной внеаудиторной работы. Мы разделя- ем позицию автора и считаем, что освоение данной дисциплины нацелено на оптимизацию качества профессиональной подготовки сотрудника и воспита- ние обучающихся. Разноплановость реализации воспитания в области препо- давания учебной дисциплины «Иностранный язык» определяется полиструк- турностью содержания понятия профессионально-ориентированного обуче- ния неродному языку. Это понятие, как справедливо пишет И.А. Пушкарева, подразумевает получение обучающимися лингвострановедческих знаний по предмету, знаний ключевых аспектов межкультурной практико- ориентированной коммуникации и, наконец, активизацию механизмов само- воспитания, в частности в процессе внеаудиторного чтения. Указанный автор считает, что в процессе изучения иностранного языка необходимо уделять особое внимание реализации воспитательных целей, направленных на перма- нентное развитие личности обучающегося [13]. Таким образом, работа с внеаудиторным чтением по иностранному языку становится рабочим инструментом в области реализации гражданско- патриотического, нравственного, трудового и умственного воспитания, так как позволяет обучающемуся постоянно совершенствовать свои знания за счет изу- чения современной иностранной литературы с учетом специализации или направления подготовки. Более того, присутствие иноязычной коммуникатив- ной компетенции дает возможность вести плодотворную деятельность по изуче- нию и творческому осмыслению зарубежного опыта в профилирующих и смеж- ных областях науки, а также в сфере делового профессионального общения. Необходимо уточнить, что отправной точкой при определении содержа- ния внеаудиторного чтения по иностранному языку (с учетом специфики направления подготовки и специальности) в рамках образовательного про- странства образовательных организаций ФСИН России выступает понятие «наказание» (punishment). Именно посредством понятия «наказание» реали- зуются междисциплинарные связи дисциплины «Иностранный язык», так как оно изучается практически на всех дисциплинах института. Всестороннее изучение понятия «наказание» в рамках внеаудиторного чтения обладает ши- роким воспитательным потенциалом: нравственное воспитание: чтение текстов о нормах профессиональной этики и служебного этикета сотрудников уголовно-исполнительной системы; умственное воспитание: развитие логики мышления и коммуникативных навыков и умений в ходе перевода текста на родной язык и составления аннота- ции по прочитанному тексту с последующим обсуждением его с преподавателем; трудовое воспитание: чтение текстов по правовым основам и нормам выбранной профессиональной деятельности (изучение зарубежных кодексов, правил содержания осужденных и пр.); гражданско-патриотическое воспитание: чтение текстов по проблемам пенитенциарных систем за рубежом, нацеленное на совершенствование уме- ний проявлять толерантность и уважение к специфике чужой культуры, ува- жительно относиться к человеку, к его правам и свободам и т. д. Необходимо уточнить, что подобное широкое в воспитательном плане понимание содержания понятия «наказание» возможно, если его рассматри- вать как концепт в рамках лингвокультурологических исследований. Таким образом, понятие «наказание» в ходе реализации внеаудиторной контактной работы по дисциплине «Иностранный язык» может быть рассмотрено с точки зрения педагогики (реализация воспитания посредством организации работы с внеаудиторным чтением) и лингвокультурологии (содержание концепта). Уточним, что изучение иностранного языка невозможно без знакомства с лингвокультурологическими реалиями, в данном случае мы говорим о кон- цепте «наказание» [2, 3, 14, 15]. Добавим, что различным аспектам работы преподавателей, в том числе в ходе работы с текстом и концептом, посвятили свои труды ряд зарубежных коллег: Гарднер Р., Тимперли Х., Крамш К., Кра- шен С., Уилсон А., Барар Х., Фанг И. и пр. [21-25]. Опыт зарубежных коллег был учтен при конструировании нашей работы с концептом «наказание», о чем пойдет речь ниже. Далее представляется логичным уточнить термин «концепт». В.З. Демь- янков полагает, что концепт подлежит реконструированию индивидуально каждым человеком. В свою очередь, Е.С. Кубрякова признает его неотъемле- мой частью ментального процесса и называет концепт оперативной едини- цей. В данном исследовании нам близка позиция Г.Г Слышкина, который считает, что концепт способствует комплексному, всестороннему изучению языка, посредством концепта происходит осознание и принятие культуры и реалий изучаемого языка. В данном исследовании мы полагаем, что «нака- зание» как концепт может пониматься как на коллективном, так и на индиви- дуально-личностном уровне. Концепту свойственна синкретичность, поэтому он обладает определенной ценностной составляющей, в частности в области реализации воспитательного процесса в ходе работы с внеаудиторным чтени- ем. Также данная лексема может быть охарактеризована как системообразу- ющий метаконцепт, по аналогии с метаконцептом «культура» [14]. Важно уточнить, что в ходе преподавания профессионально- ориентированных учебных дисциплин Кузбасского института ФСИН России г. Новокузнецк концепт «наказание» трактуется преподавателями в рамках кодексов Российской Федерации: уголовного, уголовно-процессуального, уголовно-исполнительного. Дисциплины общеобразовательного цикла, в данном случае «Иностранный язык», позволяют интерпретировать данный концепт через ряд ассоциограмм, нацеленных на построение в том числе со- держательно-воспитательных траекторий, раскрывающих: нравственный и этический (универсальный) аспекты выбранной про- фессиональной деятельности; гражданско-патриотическую категорию; лингвокультуроведческое содержание наказания. Реализация процесса воспитания в рамках контактной внеаудиторной ра- боты по дисциплине «Иностранный язык» на примере внеаудиторного чте- ния, описанная в данном исследовании, представлена на схеме. Здесь наглядно показано, как изучение концепта «наказание» в рамках внеаудиторного чтения в ходе изучения дисциплины «Иностранный язык» позволяет обучающимся 1-2-х курсов не только более детально ознакомиться с характеристиками феномена наказания (так реализуется пропедевтическая (профориентационная) функция дисциплины «Иностранный язык»), но и вы- явить его содержание, сущность, а также уточнить и определить роль самой идеи наказания и исполнения наказания. В связи с вышесказанным представ- ляется важным начать со знакомства с концептуализации понятия «наказа- ние». Это представляется важным не только для сотрудников, чья повседнев- ная профессиональная деятельность связана непосредственно с исполнением уголовного наказания, но и для простого гражданина, ибо правильное пони- мание смысла наказания способно положительно влиять на мировоззрение каждого человека и на его ценностную картину мира. Осознание значимости корректного восприятия концепта «наказание» в жизни человека играет важ- ную роль в ходе воспитания трудолюбивого, умного, высоконравственного гражданина страны. Концептуализация концепта «наказание» в рамках контактной внеауди- торной работы по дисциплине «Иностранный язык» (внеаудиторное чтение) достигается за счет: коммуникативной основы контактной внеаудиторной работы, что поз- воляет проанализировать и понять специфику восприятия идеи наказания различными народами (определить отличительные черты и универсалии кон- цепта). Таким образом, происходит содержательное наполнение процесса нравственного, умственного и трудового воспитания обучающихся; проведения лингвистического и культурологического мини- исследования самой словоформы «наказание» и составления ее ассоциатив- ной вербальной сети, чему способствует неродной язык. В результате обуча- ющиеся приобретают первоначальное представление о категории «наказа- ние», ее роли и природе, а также совершенствуют заявленные во ФГОС ВО компетенции, отражающие в том числе их общий уровень воспитанности и профессионализма. Реализация процесса воспитания в рамках контактной внеаудиторной работы по дисциплине «Иностранный язык» на примере внеаудиторного чтения Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования Компетенции ОК, ОПК, ПК, ПСК Воспитание гражданско-патриотическое - умение уважительно относиться к человеку и т. д.; нравственное - знание норм морали, профессиональной этики и служебного этикета; трудовое - знание правовых основ и норм выбранной профессиональной деятельности умственное - логика мышления и пр. Содержание внеаудиторной контактной работы по дисциплине «Иностранный язык» на примере внеаудиторного чтения Концепт «наказание» чтение текстов о нормах профессиональной этики и служебного этикета сотрудни- ков уголовно-исполнительной системы развитие логики мышления и коммуникативных навыков и умений в ходе перевода текста на родной язык и составления аннотации по прочитанному тексту с последую- щим обсуждением его с преподавателем чтение текстов по правовым основам и нормам выбранной профессиональной дея- тельности (изучение зарубежных кодексов, правил содержания осужденных) чтение текстов по проблемам пенитенциарных систем за рубежом, нацеленное на совершенствование умений проявлять толерантность и уважение к специфике чужой культуры, уважительно относиться к человеку РЕЗУЛЬТАТ Реализация требований ФГОС ВО в части воспитания обучающихся Обсуждение и заключение Итак, накопленный педагогический опыт показывает, что понимание концепта «наказание» в ведомственных вузах важно реализовывать непо- средственно с самого начала изучения неродного языка, в том числе с целью реализации воспитательного процесса в ходе контактной внеаудиторной ра- боты с обучающимися. Важно указать, что цель учебных действий обучаю- щихся будет варьироваться в зависимости от конкретного этапа изучения этого концепта. Добавим, что при разработке содержательного компонента внеаудиторного чтения по предмету «Иностранный язык» в нашей образова- тельной организации преподавателями был внесен ряд корректив, в частно- сти чтение начиная с 1-го семестра профессионально-ориентированных не- адаптированных текстов (с учетом специальности и направления подготовки) в рамках изучаемого концепта. Это также направлено на совершенствование коммуникативной компетентности обучающихся в ходе изучения иностран- ного языка для профессиональных целей и на реализацию их нравственного, умственного и трудового воспитания. Таким образом, систематическая работа с обучающимися 1-2-х курсов ведомственных образовательных организаций по концептуализации понятия «наказание» в ходе контактной внеаудиторной работы нацелена на реализа- цию гражданско-патриотического, нравственного, трудового и умственного воспитания. Изучение концепта «наказание» начиная с 1-го семестра при ра- боте с внеаудиторным чтением по дисциплине «Иностранный язык» позволя- ет достигать указанных во ФГОС ВО результатов обучения, формировать и развивать описанные выше компетенции и осуществлять воспитание. Реа- лизация воспитательного процесса по предмету достигается посредством по- стоянного сохранения связи изучаемого содержания учебного материала по иностранному языку с концептом «наказание», когда вся контактная внеауди- торная работа по предмету сопровождается работой с текстом, направленной на анализ представленной в нем информации с учетом воспитательного по- тенциала и культуролого-лингвострановедческой ценности данного материа- ла, а сам концепт постоянно наполняется новыми ассоциативными связями.×
Об авторах
Анна Леонидовна Морозова
Кузбасский институт ФСИН России
Email: llg04@yandex.ru
кандидат педагогических наук, доцент кафедры «Гуманитарные, социально-экономические и естественно-научные дисциплины» 654066, Россия, г. Новокузнецк, Кемеровская область, пр-кт Октябрьский, 49
Список литературы
- Апалько И.Ю. Организация внеаудиторного чтения по английскому языку в военном вузе // Педагогическое мастерство и педагогические технологии: материалы VIII Междунар. науч.-практ. конф. (Чебоксары, 17 июля 2016 г.) / Редкол.: О.Н. Широков и др. - 2016. - Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2016. - № 2 (8). - С. 41-42.
- Демьянков В.З. Понятие и концепт в художественной литературе и в научном языке // Вопросы филологии. - М., 2001. - № 1. - С. 35-47.
- Заир-Бек С. Развитие критического мышления через чтение и письмо: стадии и методические приемы // Директор школы. - 2005. - № 4 (99). - С. 66-72.
- Игумнова О.В., Морозова А.Л. Концептуализация понятия «наказание» в процессе преподавания иностранного языка в специализированном вузе // Вестник Воронежского гос. университета. Серия ЛИМК. - 2015. - № 1. - С. 128-132.
- Кареева И.В. Этнонациональное воспитание в высших учебных заведениях (на примере вузов ФСИН РОССИИ) // Педагогическое образование: вызовы XXI века. Материалы VII Международной научно-практической конференции, посвященной памяти академика В.А. Сластёнина (г. Воронеж, 22-23 сентября 2016 г.) / Под общ. ред. Н.И. Вьюновой; Воронежский государственный университет. Воронеж: Издательский дом ВГУ, 2016. - С. 353-356.
- Компетентностный подход в педагогическом образовании: коллективная монография / Под ред. В.А. Козырева, Н.Ф. Радионовой и А.П. Тряпицыной. - СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2005. - 392 с.
- Кубрякова Е.С. Язык и знание: на пути получения знаний о языке: Части речи с когнитивной точки зрения. Роль языка в познании мира / Рос. академия наук. Ин-т языкознания. - М.: Языки славянской культуры, 2004. - 560 c. - (Язык. Семиотика. Культура).
- Об организации воспитательной работы с работниками уголовно- исполнительной системы: приказ Минюста РФ от 28 декабря 2010 г. № 555 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/cons/cgi/ online.cgi%3Freq%3Ddoc%3Bbase%3DEXP%3Bn%3D503406#0 (дата обращения 14.01.2018).
- Об утверждении Инструкции о порядке применения Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации в учреждениях и органах уголовно- исполнительной системы: приказ Минюста России от 06.06.2005 № 76 (ред. от 12.12.2013) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_54152/ (дата обращения 14.01.2018).
- Об утверждении Наставления по организации профессиональной подготовки сотрудников уголовно-исполнительной системы: приказ Минюста РФ от 27 августа 2012 г. № 169 // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти от 8 октября 2012 г. - № 41.
- Овчинников О.А. Военно-патриотическое воспитание курсантов в вузах ФСИН России: сущность, значение и основные критерии // Вестник Владимирского юридического института. - 2014. - № 1(30). - С. 50-56.
- Остряков И.А., Реймер О.А. Религиозно-эстетическое воспитание курсантов вузов ФСИН России // Уголовно-исполнительная система сегодня: взаимодействие науки и практики. Материалы научно-практической конференции, 15-16 ноября 2012 года. - Новокузнецк: ФКОУ ВПО Кузбасский институт ФСИН Рос- сии, 2013. - С. 203-207.
- Пушкарева И.А. Практико-ориентированное обучение на занятиях по иностранному языку // Вестник Кузбасского института. - 2017. - № 3 (32). - С. 179-183.
- Слышкин Г.Г. Лингвокультурные концепты и метаконцепты. - дисс.. докт. филол. наук: 10.02.19. - Волгоград, 2004. - 323 c.
- Стеценко Г.А. Возможности внеаудиторной деятельности для самореализации обучающегося [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://nsportal.ru/npo- spo/kultura-i-iskusstvo/library/2016/03/15/vozmozhnosti-vneauditornoy-deyatelnosti- dlya (дата обращения 28.02.2018).
- Тер-Минасова С.Г. Язык и межкультурная коммуникация. - М.: Слово, 2000. - 146 c.
- Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации от 08.01.1997 № 1-ФЗ (ред. от 16.10.2017) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_12940/0844bcb33376fe7ba64f9 de457550a2c022849f6/ (дата обращения 04.11.2017).
- Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по специальности 40.05.02 Правоохранительная деятельность (уровень специалитета) (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 16 ноября 2016 г. № 1424) [Электронный ресурс]. - URL: http://fgosvo.ru/uploadfiles/fgosvospec/400502.pdf (дата обращения 01.09.2017).
- Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по специальности 44.05.01 Педагогика и психология девиантного поведения (уровень специалитета) (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2016 г. № 1611) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://fgosvo.ru/ploadfiles/fgosvospec/440501.pdf (дата обращения 01.09.2017).
- Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 40.03.01 Юриспруденция (уровень бакалавриата) (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 01 декабря 2016 г. № 1511) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://fgosvo.ru/uploadfiles/fgosvob/400301.pdf (дата обращения 01.09.2017).
- Gardner R.C. A student’s contribution to second language learning. Language teaching. - London: McMillan, 2002. - P. 36-53.
- Kramsch C. Context and culture in language teaching. - Oxford: OUP, 1993. - 241 p.
- Krashen S.D., Terrell T.D. The natural approach: language acquisition in the classroom. - Oxford: OUP, 2003. - 542 p.
- Teaching reading in Europe: Contexts, Policies and Practices. - Education, Audiovisual and Culture Executive Agency: 2011. - 224 p. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://eacea.ec.europa.eu/education/Eurydice/documents/ thematic_reports/130EN.pdf/ (дата обращения 01.09.2017).
- Timperley H., Wilson A., Barrar H., Fung I. Teacher Professional Learning and Development. - New Zealand: Ministry of education. - 2007 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.oecd.org/education/school/48727127.pdf (data obrashcheniya 01.09.2017).
- Специфика внедрения дистанционных образовательных технологий в образовательных учреждениях // Актуальные проблемы развития вертикальной интеграции системы образования, науки и бизнеса: экономические, правовые и социальные аспекты: материалы II Международной научно-практической конференции. 23-24 октября 2014 г. - Т. 2 / Под ред. С.Л. Иголкина. - Воронеж: ВЦНТИ, 2014.
Дополнительные файлы
