Modern educator`s information culture as readiness formation factor to application of innovative technologies


Cite item

Full Text

Abstract

In this article the professional competence of modern educators is considered, which presupposes the possession of an information culture due to the increased requirements imposed by the modernization of the educational system. The analysis of social, pedagogical, psychological, methodical literature has been made, as a result the concept «educator`s information culture» is concretized, the essence and structure of the given concept have been defined. As a result of the theoretical analysis, it was revealed that educators` information culture is one of the conditions of their readiness to become professional in the use of modern innovative educational technologies. This is due to the fact that the opportunities that have arisen with the arrival of technology in the educational process allow a modern educator to make the classes more interesting, not only with the help of finished multimedia products, but also through their own creative innovations. The systematic use of innovative technologies in combination with traditional methods significantly increases educational process effectiveness. It turned out that talking about the concept of educator`s information culture, it is necessary to distinguish three of its different meanings:ability to work with information and software; to use information and communication technologies (ICT) to achieve professionally significant goals;creative approach in the application of computer technologies at various events; non-stop self-improvement;educators` knowledge in the field of didactics and the theory of education.

Full Text

Изменения в системе образования в современном обществе тесно связаны с пе- реходом к информационной стадии его развития, характеризующейся распростране- нием информационных и коммуникационных технологий во всех сферах жизни. Меняются информационные и культурные запросы населения. Успешность процесса информатизации образования во многом определяется уровнем профессиональной компетентности педагогических кадров, а именно в области информационных и коммуникативных технологий (ИКТ). В этой связи подготовка и переподготовка преподавателей, способных использовать в учебном процессе новейшие информа- ционные технологии, становится актуальной задачей на всех уровнях системы про- фессионального образования и является формированием педагогами ИКТ- 1Марта Игоревна Дири, аспирант кафедры «Психология и Педагогика» компетенций. Становится необходимым изменение взглядов на процесс, технологию и результаты повышения профессионального уровня педагогов. Профессиональная компетентность в настоящее время предполагает развитую информационную куль- туру. Современный педагог должен владеть информационно-компьютерными тех- нологиями; уметь их использовать в своей повседневной работе; знать особенности информационных потоков в своей образовательной деятельности; уметь организо- вать поиск информации из множества источников, структурировать её, систематизи- ровать и обобщать; уметь создавать и использовать информационные ресурсы, нахо- дящиеся в распоряжении человечества. А в совокупности всё вышеперечисленное сегодня составляет необходимый ресурс профессиональной деятельности - «инфор- мационную культуру» специалиста. Сохранить творческую форму, способность активно осваивать современные идеи, искать и находить новое, интересное для обучающихся педагогу поможет только обновление знаний и навыков. Жизнь не стоит на месте, поэтому обучать надо не тому, что есть, а тому, что будет. И современный педагог обязан идти в ногу со временем, а значит, использовать все средства на благо подрастающего поколе- ния. Для этого он сам должен обладать особым типом культуры - информационной как составной частью общей профессиональной культуры современного педагога. Между тем, в системе формирования информационной культуры педагогов суще- ствует ряд нерешенных проблем, начиная с недостаточного уровня владения педаго- гами ИКТ-компетенциями. Исходя из вышеизложенного, задачей данного исследования является конкрети- зация сущности и структуры понятия «информационная культура педагога» на осно- ве теоретического анализа социально-педагогической, педагогической, психологиче- ской, методической литературы по проблеме исследования. Наличие интереса раз- личных учёных к проблеме формирования информационной культуры в педагогике способствовало становлению и развитию данного понятия. Анализ литературы по проблеме исследования показал, что данная тематика ак- тивно обсуждается учёными, что говорит об актуальности понятия «информацион- ная культура специалиста» как многоаспектного понятия, включающего в себя воз- можности и способности человека ориентироваться в информационном простран- стве, пользоваться возможностями информационного окружения, уметь приме- нять информационные технологии, владеть компьютерной грамотностью. Первое появление термина «информационная культура» относится к началу 1970-х годов, когда его начинали использовать библиографоведы и книговеды. И.Я. Лернер был первым, кто в начале 1980-х годов попробовал охарактеризовать с педагогической точки зрения сферу применения понятия «информационная культура». Согласно утвер- ждению этого учёного, информационная культура личности неразрывно связана с об- щеучебной культурой. Автор считает, что информационная культура личности - это взаимосвязанные общеучебные знания и умения для успешного освоения других пред- метных сведений. Речь идет об умениях, которые обслуживают самостоятельное усвое- ние учебной информации или «работают» на дидактическом уровне, то есть не относят- ся к конкретному предметному содержанию. Эти умения относятся к содержанию об- щеучебной информационной культуры и образуют фундамент для последующего овла- дения компьютерной культурой. В эти умения входит следующее: умения оперировать адекватной содержательной информацией; умения генерировать, передавать, запоми- нать и преобразовывать эту информацию [1]. Большой вклад в разработку методологических проблем, формирование теоре- тических основ и понятийно-терминологического аппарата информационной культуры внесли С.М. Конюшенко, М.В. Корнилова, Т.С. Коваль, Ю.С. Зубов, Н.И. Гендина, В.А. Минкина и другие, но однозначного определения понятия «ин- формационная культура», а также научно доказанных подходов к ее формированию в педагогической деятельности пока не найдено [2-7]. Н.В. Ходякова считает, что информационная культура есть социально- значимый способ жизнедеятельности специалиста в информационной среде, связан- ный с определёнными проявлениями личности. К ним относятся: поиск индивиду- ального смысла; гуманистически ценностная ориентация; творческий характер целей и способов информационной деятельности; осознанный выбор позиции и отношения к процессам и явлениям информационной действительности; реализация способно- стей и стремлений личности как в интересах собственного развития, так и с пользой для окружающих людей [8]. Г.А. Герцог сводит понятие «информационная культура» лишь к степени овла- дения профессионально-значимой информацией и навыкам работы с ней в профес- сиональной деятельности (сбор, хранение, преобразование и передача) [9]. Суще- ствует точка зрения Н.В. Огурцовой, согласно которой информационная культура означает овладение определенным уровнем готовности к оптимальному информаци- онному общению [10]. И.Г. Овчинникова соотносит понятие информационной культуры с качествен- ной характеристикой определенного вида деятельности, проявляющейся в един- стве процесса поиска, накопления и практического применения информации [11]. Анализ указанных подходов к определению понятия «информационная культу- ра» показал, что все они сводятся преимущественно к одному аспекту понятия ин- формационной культуры, который можно назвать информационной компетентно- стью, что сужает сущность рассматриваемо ресурса продуктивной профессиональ- ной деятельности специалиста вообще и педагога в частности в условиях информа- ционного общества. Наиболее полное и широкое понятие информационной культуры рассматривает С.Г. Антонова, которая не только объединяет все вышеперечисленные компоненты информационной компетентности, но и включает в понятие информационной куль- туры мировоззренческий компонент. По её мнению, наряду с информационной ком- петентностью в понятие информационной культуры педагога входит ещё и инфор- мационное мировоззрение. Согласно С.Г. Антоновой, информационная культура пе- дагога - это часть информационной культуры личности в рамках профессионально- педагогической деятельности, которая представляет собой совокупность информа- ционной компетентности и информационного мировоззрения, направленных на формирование информационной культуры обучающихся. Эти составляющие транс- лируются в образовательный процесс и определяют качество информационно- образовательных продуктов [12]. Говоря об информационном мировоззрении педагога, следует отметить, что оно заключается в выработке у педагога собственной позиции, адекватного отношения к постоянным и стремительным изменениям информационной среды, а также умении взаимодействовать в глобальном информационном пространстве. Понятие «инфор- мационное мировоззрение» связано с пониманием значимости информации, роли информационных процессов и инновационно-информационных технологий как в жизни каждого, так и в развитии общества в целом. Рассматривая компоненты информационного мировоззрения, можно сказать, что ученые, исследующие это понятие, пока не пришли к единому мнению. С.Г. Антонова, например, в своих работах рассматривает информационные ресурсы и ценности в качестве основных компонентов содержания информационного миро- воззрения [13], в то время как Н.Б. Зиновьева к основным компонентам данного по- нятия относит принципы мышления, поведения, деятельности и функций информа- ции [14]. В свою очередь, О.Г. Басалаева считает, что компонентами информацион- ного мировоззрения являются идеалы, принципы познания и деятельности, а сущ- ность понятия информационного мировоззрения сводит к системе взглядов человека на информационный мир и место человека в нем [15]. Анализ рассмотренных подходов к выделению компонентов информационного ми- ровоззрения, позволяет говорить о том, что определение информационного мировоззре- ния, данное О.Г. Басалаевой, является более обобщенным и включает в себя компонен- ты, предложенные другими авторами. Автор отмечает, что информационное мировоз- зрение нельзя «вложить (вбить) в голову», надо создать условия, чтобы человек сам пришел к своим убеждениям, которые позволили бы ему успешно преодолеть барьер между своим и компьютерным миром. Поскольку современная информационная среда уже стала образом жизни человека, то ему стало недостаточно простого умения опери- ровать информацией. У него должно складываться информационное мировоззрение, осознание своего места и задач в информационном обществе. Информационную компетентность как составляющую информационной куль- туры педагога трактуют как в широком, так и в узком смысле слова. В узком смысле слова информационная компетентность проявляется в ограниченном круге знаний: методы аналитической обработки документов и использование их в работе; основные принципы обмена информацией и ее передачи, например передачи практического опыта педагогов на различных мероприятиях: конференциях, семина- рах, «круглых столах», тренингах, а также дальнейшее применение полученных зна- ний в профессиональной деятельности; и умений: искать информацию как электронными, так и традиционными способами; извлекать информацию из различных источников, управлять ей, использовать, представлять в понятном и доступном виде и хранить ее; работать с большим объемом и различными видами информации; эффективно работать с основными типами документов, видами изданий в об- ласти образования; создавать новые источники информации, всесторонне используя в своей рабо- те информационные компьютерные технологии (ИКТ). Говоря об информационной компетентности в широком смысле слова, можно рас- смотреть четыре её смысла. Информационная компетентность педагога проявляется: в умениях и навыках сбора, хранения, преобразования, передачи, а также практического применения информации, в способности применять ИКТ в професси- ональной деятельности, анализировать, классифицировать и систематизировать про- граммные средства; в способности к коллективной деятельности и сотрудничеству с использованием современных коммуникационных технологий, кратко говоря, в информационном обще- нии, которое необходимо для достижения профессионально значимых целей; в творческом подходе, то есть в умении представить свои знания на любом уровне (открытые уроки, мероприятия, мастер-классы с применением компьютер- ных технологий и, конечно, публикации работ); в компетентности педагога в области дидактики и теории воспитания, кото- рая необходима для того, чтобы реализовывать развивающую и воспитывающую функции обучения. Приобретение необходимых знаний и навыков педагогами возможно на различ- ных курсах. Но самое главное - это применять полученные знания на практике, ина- че в скором времени их можно потерять. Процесс совершенствования информаци- онной культуры педагогов должен быть непрерывным, а непрерывным его делает только постоянное самосовершенствование. Анализ составляющих информационной компетентности педагога свидетель- ствует о том, что она не только сводится к знаниям и умениям работать с ИКТ, но и имеет общекультурную составляющую (навыки работы с любыми другими инфор- мационными источниками), а также предполагает методическую составляющую (компетентность в области дидактики и теории воспитания). Обобщая всё вышесказанное, можно утверждать, что информационная культура педагога - это совокупность информационного мировоззрения и информационной компетентности, обеспечивающая готовность педагога к эффективной профессио- нальной деятельности в условиях информационного общества (структурная модель представлена на рисунке ниже). Информационная культура педагога Информационное мировоззрение Информационная компетентность Ценности Владение ИКТ Идеалы Методическая составляющая Принципы Общекультурная составляющая Структурная модель информационной культуры педагога. Таким образом, говоря об информационной культуре специалиста, в том числе и педагога, следует учитывать два смысла данного понятия: информационная культура - это один из компонентов общей культуры чело- века, совокупность информационного мировоззрения и информационной компе- тентности, системы знаний и умений, что в совокупности обеспечивает профессио- нальную деятельность по наиболее полному удовлетворению индивидуальных ин- формационных потребностей с использованием как традиционных, так и инноваци- онных информационных технологий; информационная культура - это одно из важнейших условий и один из важней- ших показателей успешной профессиональной деятельности, а также социальной за- щищенности и удовлетворённости личности в современном информационном обществе. Для того чтобы овладеть всеми компонентами информационной культуры, пе- дагогу необходимо обладать рядом определённых умений, так называемым ком- плексом профессионально важных качеств или способностей в различных областях: в волевой области: готовность и интерес к работе; владение собой в различ- ных ситуациях поиска информации, её переработки в педагогических целях; настой- чивость в овладении инновационными информационными технологиями; в интеллектуальной области: знания информационных технологий; опера- тивное мышление; способность анализировать информационные ресурсы, выявлять их возможности в решении задач в педагогических целях; проявлять гибкость, кри- тичность, стабильность, мобильность в ситуациях поиска, переработки и трансфор- мации необходимой информации; в эмоциональной области: способность понимать собственные эмоциональ- ные состояния в ситуациях поиска и переработки информации, а именно: сосредота- чивать свое внимание на способах получения информации, подходить с пониманием к отсутствию результата, техническим и другим проблемам и препятствиям при ра- боте в информационной среде; способность оптимально оценивать собственные возможности и результаты в использовании инновационных информационных тех- нологий; в области мотивации: мотивация к формированию и развитию информацион- ной культуры педагога подразумевает под собой наличие мотива достижения жела- емой цели, стремление овладеть современными инновационными информационны- ми технологиями и готовность к саморазвитию в этом направлении, чтобы постоян- но повышать квалификацию и реализовывать себя в профессиональной педагогиче- ской деятельности; желание изучать передовой педагогический опыт в области ин- форматизации образования; нацеленность на достижение необходимого уровня ин- формационной культуры; в предметно-практической области: умение ориентироваться в информаци- онной среде; ставить и осознавать цели своей информационной деятельности; спо- собность осваивать и применять на практике новые знания, виды и формы деятель- ности в информационной среде; владение навыками обработки информации; умение общаться с использованием информационных средств и технологий; в области саморегуляции: способность к рефлексии в области поиска и пере- работки информации, в овладении информационными технологиями; умение сопо- ставить, сравнить свою деятельность и уровень информационной культуры с соци- альным и профессиональным педагогическим опытом; способность пересмотреть и проанализировать свои результаты; желание искать способы решения возникающих проблем, стремление к их творческому преобразованию на основе анализа своей профессиональной деятельности. Помимо вышеперечисленного комплекса профессионально важных качеств и способностей, педагог также должен обладать рядом специфических качеств, кото- рые тоже в свою очередь характеризуют уровень его информационной культуры. К специфическим качествам относятся: стремление или интерес к современным способам информационного обмена, а также поиск новых способов развития образовательного процесса на информацион- ном уровне; личностные качества, такие как потребность в непрерывном саморазвитии и обновлении знаний о возможностях применения информационных технологий в профессиональной и общекультурной среде; профессиональная мобильность и адап- тивность к информационному обществу; ответственность при работе с техническими средствами за информационную безопасность общества и личности; согласован- ность в постановке и последовательность в решении педагогических задач с исполь- зованием средств информационных технологий; уверенность в правильности приня- тия каких-либо решений, в том числе при необходимости нестандартных; позиция: отношение к информации, к объектам и явлениям в быстроменяю- щейся информационной среде; адекватный стиль педагогического взаимодействия с коллегами внутри информационной среды; самооценка и рефлексия на уровне ком- пьютерных коммуникаций. При наличии комплекса вышеперечисленных профессионально важных качеств и способностей, а также ряда специфических качеств, педагог может формировать и развивать свою информационную культуру. Подводя итоги, можно сказать, что информационная культура личности харак- теризуется умением находить, структурировать, обрабатывать, анализировать новую информацию на основе получаемых сведений; формируется на протяжении всей жизни личности и является одной из важных составляющих общей культуры чело- века, без которой невозможно взаимодействовать в современном информационном обществе, а также это важная составляющая общей педагогической культуры и главный фактор профессионального мастерства и соответствия современным стан- дартам в образовательной сфере. Овладеть целостной информационной культурой, понять весь этот информационный мир - одна из задач подготовки современного специалиста, в том числе и в сфере образования. Регулярное применение инноваци- онных образовательных технологий в совокупности с традиционными методами значительно повышает эффективность и качество образовательного процесса. И это является хорошим аргументом для педагога, чтобы непрерывно повышать свой профес- сиональный уровень, что происходит параллельно с повышением уровня информацион- ной культуры, которая в свою очередь стала новым важным показателем профессио- нальной подготовки специалиста сферы образования XXI века. Это залог успешной профессиональной деятельности педагога, требующий от него новых знаний и умений, особого стиля мышления, обеспечивающих необходимую социальную адаптацию к пе- ременам и гарантирующих достойное место в информационной среде. В век, охватившей все сферы жизнедеятельности глобальной информатизацией, современным образовательным пространством востребован педагог, который может с успехом решать профессиональные задачи; достигать социально-важных результа- тов в обучении, воспитании и развитии подрастающего поколения; который осознаёт перспективы своего личного и профессионального развития; который готов к твор- честву, педагогическому сотрудничеству и дальнейшему профессиональному разви- тию. Только педагог-профессионал-специалист, обладающий высоким уровнем раз- вития профессиональной компетентности, информационной культуры и конкуренто- способности, востребован в современном информационном обществе. В представленной работе были изучены теоретические основы и проблемы формирования информационной культуры педагогов в образовательной организа- ции, рассмотрены понятия «информационная культура личности», «информацион- ная культура педагога», их компоненты. Результаты данного исследования не исчерпывают всех аспектов рассматривае- мой проблемы. К перспективным направлениям дальнейшего исследования пробле- мы формирования информационной культуры педагогов можно отнести: разработку и внедрение в практику образовательных организаций эффективных форм формирования мировоззренческой составляющей информационной культуры; поиск и создание новых форм организации учебных занятий с использованием ИКТ; создание модели организационно-методического сопровождения формирова- ния информационной культуры педагогов в образовательной организации, что пред- полагает реализацию трёх основных целей: повышение профессиональной компе- тентности педагогов; обеспечение высокого уровня готовности педагогов к иннова- ционной деятельности с использованием ИКТ; достижение высокого уровня удовле- творенности потребителей (родителей, обучающихся) качеством оказываемых обра- зовательных услуг. Разработанная модель организационно-методического сопро- вождения процесса формирования информационной культуры педагогов внесёт определенный вклад в развитие теории и практики изучения проблем формирования информационной культуры педагогов, что является важным условием формирова- ния готовности педагогов к профессиональной деятельности с учётом применения новых образовательных технологий в образовательной организации.
×

About the authors

Marta I. Diri

Samara State Technical University

Email: martha_2002@mail.ru
Postgraduate of Psychology and pedagogy Department 244, Molodogvardejskaya st., Samara, 443100

References

  1. Лернер, И.Я. Дидактические основы методов обучения / И.Я. Лернер. - М.: Педагогика, 1981. - 186 с.
  2. Конюшенко, С.М. Формирование информационной культуры педагога в системе непрерывного профессионального образования / С.М. Конюшенко. - Калининград: Изд-во КГУ, 2004. - 248 с.
  3. Корнилова, М.В. Исследования феномена «информационная культура личности» [Текст] / М.В. Корнилова, Е.А. Малкина // Ползуновский вестник № 3. - Барнаул: Алтайский государственный технический университет им. И.И. Ползунова, 2006. - С. 130-132.
  4. Коваль, Т.С. Развитие содержания понятия «Информационная культура личности» [Текст] / Т.С. Коваль // Вестник ТГПУ, серия Педагогика. - 2007. - Вып. 7 (70). - С. 67-72.
  5. Зубов, Ю.С. Информатизация и информационная культура / Ю.С. Зубов // Проблемы информационной культуры: сб. статей. - М.: Academia, 1994. - С. 6-11.
  6. Гендина, Н.И. Формирование информационной культуры личности в образовательных учреждениях [Текст]: учебно-методическое пособие / Н.И. Гендина. - М.: Просвещение, 2002. - 337 с.
  7. Минкина, В.А. Информационная культура специалиста и проблемы ее формирования // Современное библиотечно-информационное образование: учеб. тетради. - Вып. 3. - СПб.: СПбГУКИ, 1999. - С.121-136.
  8. Ходякова Н.В., Информационная культура специалиста: учеб.-метод. пособие [Текст] / Н.В. Ходякова. - Волгоград: Волгогр. юрид. ин-т МВД России, 2007. - 278 с.
  9. Герцог, Г.А. Информационная культура современного педагога [Текст] / Г.А. Герцог. - Екатеринбург, 2005. - 228 с.
  10. Огурцова, Н.В. Информационная культура специалиста: изучение и оценка [Текст] / Н.В. Огурцова. - М., 1990. - 17 с.
  11. Овчинникова, И.Г. Развитие информационной культуры обучающихся в системе непрерывного образования [Текст] / И.Г. Овчинникова. - Магнитогорск, 2009. - 341 с.
  12. Антонова, С.Г. Информационная культура личности. Вопросы формирования / С.Г. Антонова // Высшее образование в России. - 1994. - № 1. - С. 82-87.
  13. Антонова, С. Г. Информационное мировоззрение. К вопросу об определении сущности понятия / С.Г. Антонова // Проблемы информационной культуры: сб. ст. - Вып. 3. - М., 1996. - С. 25-32.
  14. Зиновьева, Н.Б. Информационная культура личности. Введение в курс [Текст]: учеб. пособие / Н.Б. Зиновьева. - Краснодар, 1996. - 136 с.
  15. Басалаева, О.Г. Информационное мировоззрение и культура современного общества / О.Г. Басалаева // Вестник Челябинского гос. университета. Философия. Социология. Культурология. - 2010. - № 1 (182). Вып. 16, - С. 73-76.

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML

Copyright (c) 2018 Diri M.I.

Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License.

This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies