Educational environment of virtual reality as a means of developing the communicative competence in teaching a foreign language


Cite item

Abstract

This paper addresses the issue of the appropriateness of using virtual reality in the educational process, especially when studying a foreign language and developing the communicative competence as its main component. The means of virtual reality are increasingly being introduced into various spheres of our life, including the educational environment in many foreign countries. The paper lists the main possibilities of virtual reality, especially those ones that are most applicable for the productive use during the educational process. The definition of the communicative competence with its main components is given in the paper. The author gives an example of an already developed educational program based on the elements of virtual reality, and its active and efficient use in the modern world of education for teaching a second language. At the end of the paper the author comes to the conclusion that the various means of information technologies based on virtual reality serve as an excellent way to develop the communicative competence for teaching a foreign language.

Full Text

Развитие современного общества невозможно без развития науки и техники, которое идет семимильными шагами. Еще 20-30 лет назад сложно было представить себе появление таких информационных технологий, кото- рые на сегодняшний день выполняют огромное количество заданий и функ- ций. Различные программно-аппаратные средства и устройства, функциони- рующие на базе микропроцессорной техники, современные системы теле- коммуникаций и информационного обмена, аудио- и видеотехника, инфор- мационно-поисковые системы, телеконференции, электронные библиотеки и доски объявлений, системы «виртуальной реальности» - это лишь некото- рые из примеров большого и все время расширяющегося списка средств ин- формационных технологий, основательно закрепившихся в жизни людей. Несомненно, внедрение и использование IT-технологий существенно влияет как на перспективу развития человечества в целом, так и на отдельно взятого человека. Помимо личного пользования такими устройствами, как планшеты, сотовые телефоны, игровые консоли со шлемами виртуальной реальности, позволяющими погрузить человека в игру с ощущением присутствия в ней, цифровые технологии плотно внедрились и в производственные сферы прак- тически каждой отрасли. Созданы программы, позволяющие экономистам, летчикам, бухгалтерам, проектировщикам, банкирам, врачам, химикам и представителям других профессий производить необходимые расчеты и выполнять свою работу максимально точно и оперативно. Из этого следует вполне логичный вывод о том, что наличие информационного пространства в личной и профессиональной сферах требует от человека не только знаний относительно своей научной и рабочей области, но и частичного или полного владения компетентностью в области сетевых информационных технологий, определенной как «интегративное качество личности, определяющее способ- ность решать профессиональные проблемы и типичные задания в области се- тевых информационных технологий, возникающие в реальных ситуациях при осуществлении профессиональной деятельности по работе с вычислительны- ми сетями» [1]. Если в недалеком прошлом подобного рода компетенцией должен был владеть специалист в области информационных технологий, то сейчас умение пользоваться различными IT-средствами для выполнения сво- ей работы надлежащим образом является важной составляющей успешного рабочего процесса любого сотрудника. В связи с вышеперечисленными особенностями непрекращающегося процесса внедрения информационных технологий в жизнь каждого человека образовательный процесс не отстает от подобного рода изменений и вносит свои коррективы в методы обучения, совершенствуя их. Традиционные мето- ды обучения постепенно начинают проигрывать современным информацион- ным средствам подачи материала. В настоящее время проблема взаимоотно- шений между информационными технологиями и особенностями формиро- вания целостного образовательного пространства остается актуальной. Все большую популярность набирает виртуальная реальность как средство и ме- тод обучения. Во многих городах США, Канады, Китая, Великобритании, например, студенты-медики проводят хирургические операции и изучают внутренние органы с помощью специальных программ, студенты-физики строят электрические цепи и экспериментируют с законами физики, исполь- зуя специально созданные программно-аппаратные комплексы дополненной и виртуальной реальности. Подобного рода программы могут считаться эффективными, так как погружают обучающегося непосредственно в практиче- скую искусственно созданную среду, максимально близкую к реальной. Понятие «виртуальная реальность» может рассматриваться в двух аспек- тах [2]: как компьютерная модель или имитация реального мира (к ним отно- сятся компьютерные произведения искусства, шлемы, специальные очки, тренажеры и т. д.); как обусловленная среда жизнедеятельности человека, в которой он принимает и реализует собственные решения, удовлетворяет определенные потребности. В данной статье мы будем рассматривать виртуальную реальность как «тех- нологию человеко-машинного взаимодействия, которая обеспечивает погруже- ние пользователя в трехмерную интерактивную информационную среду» [3]. Сущность виртуальной реальности сводится к следующим характеристикам: создание средствами программирования трехмерных изображений объ- ектов, максимально приближенных к реальным; возможность анимации; сетевая обработка данных, осуществляемая в режиме реального времени; создание средствами программирования эффекта присутствия (ощуще- ния человеком иллюзии содействия в искусственно созданной информацион- ной реальности с предметами и/или субъектами) [4]. При описании характеристик виртуальной реальности во многих иссле- дованиях в качестве основных составляющих выделяют принципы наглядно- сти и погружения [5]. Таким образом, происходит получение личного опыта, приближенного к опыту реальной ситуации. Применение программ вирту- альной реальности возможно и для обучения иностранному языку, так как именно принципы наглядности и эффекта присутствия являются ключевыми факторами для изучения иностранного языка. Погружение в языковую среду признается наиболее эффективным методом обучения иностранному языку: The most effective way to learn a language is to participate in a community in which the target language is used to communicate in a real context. In such an envi- ronment, the language learners are left with no place to hide. They are forced and encouraged to think, speak, and write in the target language. In other words, they become immersed in an input-rich, natural, and meaningful context in which the target language can be acquired spontaneously [6]. Раньше подобное было воз- можно лишь при реальном общении с носителем языка или в ходе поездки за границу. С появлением программ виртуальной реальности учащийся может быстро погрузиться в искусственно созданную языковую среду независимо от того, где он находится. Решение проблемы формирования коммуникативной компетенции при изу- чении иностранного языка является очень важной задачей. В связи с этим име- ется большое количество работ, посвященных данному вопросу, и множество определений этого понятия [7, 8, 9]. Из западных ученых проблему коммуника- тивной компетенции изучают Дж. Виманн, М. Канали, В. Купа, А. Ульрих, Б. Шпитсберг, У. Шутс и другие. Проанализированные публикации свидетель- ствуют о том, что не существует единого определения понятия коммуникатив- ной компетенции. В основном они трактуют ее как способность взаимодейство- вать с людьми, строить общение таким образом, чтобы оно было понятно собе- седнику, уметь добиваться поставленных коммуникативных задач, выбирать уместный тип коммуникативного поведения. Определим коммуникативную компетенцию как «такой уровень сформированности межличностного опыта, то есть обученности взаимодействию с окружающими, который требуется индиви- ду, чтобы в рамках своих способностей и социального статуса успешно функци- онировать в данном обществе» [10]. В методический обиход понятие «коммуни- кативной компетенции» было введено Д. Хаймсом. Он выделял в ее структуре четыре составляющие (communicative competence consists of four components: grammatical, discourse, sociolinguistic and strategic competences) [11, 12]. Такие ученые, как М. Канали и М. Свейн, Д. Изаренков, В. Ульрих, Л. Жумаева, В. Звягинцев, Р. Мильруд, И. Максимова, занимались вопросами структуры коммуникативной компетенции. В результате анализа состава этой категории среди наиболее часто встречающихся компетенций можно выделить следую- щие: лингвистическую, речевую, языковую, грамматическую, стратегическую, информативную, дискурсивную, социокультурную, когнитивную, контексту- альную. На сегодняшний день не существует единой согласованной структуры коммуникативной компетенции, поэтому в данной статье будем придерживаться классического понимания рассматриваемой категории, предложенной Д. Хайм- сом (рис. 1). Рис. 1. Структура коммуникативной компетенции по Д. Хаймсу Каждый компонент коммуникативной компетенции является важным элементом для целостного формирования коммуникативной системы, так как помогает говорящему принимать участие в разговоре и обеспечивать макси- мально эффективное общение. Опыт занимает особое место в структуре ком- муникативной компетенции. Умение общаться в различных ситуациях, вла- дение приемами ведения беседы, полемики, дискуссии - развитие этих навы- ков возможно только при постоянной практике и живом общении. Средства виртуальной реальности, предоставляющие учащемуся возможность погру- жения в конкретную ситуацию, являются на сегодняшний день прекрасной возможностью тренировать и развивать навыки общения на иностранном языке. Важным преимуществом технологии виртуальной реальности является тот факт, что воспроизведение виртуального мира возможно с объектами очень сложными, не всегда доступными в обычной реальной жизни. Это мо- гут быть юридические компании, таможенные посты, полицейские участки, хирургические операционные палаты, аэропорты. Практика применения ино- странного языка с погружением в подобного рода виртуальные среды помо- жет учащемуся почувствовать себя частью исследуемого мира, психологиче- ски освоиться в сложившейся ситуации и применить уже имеющиеся разго- ворные навыки на иностранном языке для выполнения задач, предусмотрен- ных программой. На сегодняшний день в некоторых азиатских странах (Китае, Тайване) со- зданы специальные 3D-обучающие интерактивные классы по изучению ино- странного языка. Основная цель подобных образовательных платформ за- ключается в развитии коммуникативной компетенции за счет постоянного общения учащихся. Суть программ сводится к следующему: Undergraduate students in Taiwan are allowed to communicate with different people over the In- ternet, construct their knowledge, and develop their communicative competence through an interactive online virtual environment. VEC3D is a 3D campus-like in- teractive learning environment designed to help learners develop English commu- nicative competence. Students conduct synchronous communication and real time interactions in written and spoken format. Moreover, learners are given opportuni- ties for engaging in various goal-based activities and teleporting to other virtual worlds in the target culture. VEC3D is significant in that the immersion and inter- action inspire students to take part in a virtually situated 3D learning environment. VEC3D is a novel platform with real-time voice as another option for online chat- ting [6] (рис. 2). Рис. 2. 3D-обучающие интерактивные классы по изучению иностранного языка Использование 3D-графики и технологий виртуальной реальности дает возможность реализовывать поставленные задачи и симулирует реальные жизненные условия, так как степень погружения обучающихся в виртуальное пространство заметно увеличивается. На рис. 3 представлена общая блок- схема подобных обучающих систем [13]. Рис. 3. Блок-схема обучающих систем на основе 3D-графики и технологий виртуальной реальности В целом можно с уверенностью сделать вывод о том, что современные средства подачи учебного материала настолько развиты, что качественно ме- няют содержание образования. В частности, виртуальная реальность усовер- шенствовала принцип наглядности, дополнив его эффектом присутствия за счет создания подобия реальных объектов. В итоге обучающийся получает максимально приближенный к действительности опыт, что ускоряет процесс обучения и тренировки необходимых навыков. Виртуальная реальность явля- ется прекрасным способом развития коммуникативной компетенции при обу- чении иностранному языку, так как обладает необходимыми характеристика- ми, эффективным образом влияющими на процесс обучения.
×

About the authors

Liliya R. Nurtdinova

Samara State Technical University

Email: liliandrr@gmail.com
Lecturer of Foreign Languages Department. 244, Molodogvardejskaya st., Samara, 443100

References

  1. Насейкина Л.Ф. Методика формирования компетентности в области сетевых информационных технологий студентов-программистов в условиях уровневого образования // Вестник ОГУ. - 2013. - № 2. - С. 183-190.
  2. Шахмартова О.М., Болтага Е.Ю. Психологические аспекты общения в социальных сетях виртуальной реальности // Известия Пензенского государственного педагогического университета им. В.Г. Белинского. Сер. Общественные науки. - 2011. - № 24. - С. 1002-1008.
  3. Карелов С.В. Виртуальная реальность станет доступна каждому // Компьютер- Пресс. - 2000. - № 8. - С. 16-20.
  4. Селиванов В.В., Селиванова Л.Н. Виртуальная реальность как метод и средство обучения // Образовательные технологии и общество. - 2014. - № 3. - С. 378-391.
  5. Доброва В.В., Лабзина П.Г. Виртуальная реальность в преподавании иностранных языков // Вестник Самарского государственного технического университета. Сер. Психолого-педагогические науки. - 2016. - № 4(32). - С. 13-20.
  6. Shih Y.C., Yang M.T. A Collaborative Virtual Environment for Situated Language Learning Using VEC3D // Educational Technology and Society. - 2008. - № 11. - P. 56-68.
  7. Таюрская Н.П. Иноязычная коммуникативная компетенция: зарубежный и российский опыт // Гуманитарный вектор. Сер. Педагогика, психология. - 2015. - № 1. - С. 83-87.
  8. Щеглова Н.В. Формирование коммуникативной компетенции в процессе обучения иностранным языкам // ИСОМ. - 2011. - № 4. - С. 105-107.
  9. Айкина Т.Ю. Метод кейсов в формировании коммуникативной компетенции студентов // Вестник ТГПУ. - 2013. - № 1. - С. 58-61.
  10. Емельянов Ю.Н. Теория формирования и практика коммуникативной компетентности: автореф. дис. … д-ра психол. наук: 19.00.05. - Л.: Изд-во ЛГУ, 1991. - 38 с.
  11. Hymes D. The Concept of communicative competence revisited. Philadelphia: 1992.
  12. Benjamin. Hymes D. On Communicative Competence // Sociolinhuistics / J.B. Pride; J. Holmes (ed.). - Harmondsworth: Penguin Books, 1972. - P. 269-293.
  13. Князева Г.В. Виртуальная реальность и профессиональные технологии визуализации // Вестник ВУит. - 2010. - № 15. - С. 68-76.

Copyright (c) 2017 Nurtdinova L.R.

Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License.

This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies