The mechanism of increase of professional level of the teacher of english language of high school


Cite item

Full Text

Abstract

Identified organizational and substantive aspects of the process enhance the professionalism of English language teacher. A list of the basic forms in which possible professional development. It is established that the basic form of increasing of professionalism is self-education. Shows the main steps of increase of professional level in their relationship with each other.

Full Text

Для эффективной и плодотворной педагогической деятельности педагог должен непрерывно развивать свою профессиональную компетентность. Ча- ще всего данный процесс не носит целенаправленного характера, что не поз- воляет достичь существенных результатов в плане как профессионального, так и личностного роста. Механизм повышения профессионального уровня педагога базируется на двух основных аспекта: 1) организационно- управленческий; 2) идейно-содержательный. Организационно- управленческий аспект в рамках повышения профессионализма педагогов разных специализаций носит одни и те же сущностные особенности и харак- теристики. Данный аспект включает в себя следующие элементы: постановка цели. Цель должна быть реальной и достижимой, а также предусматривающей алгоритм реализации, состоящий из последовательного выполнения необходимых задач; определение форм контроля, периодичности их применения (к примеру, педагог может контролировать достижение цели путем анализа успеваемости группы, посещаемости занятий, интереса обучающихся к его предмету, что в данном случае будет носить характер самоконтроля; возможен и внешний контроль, но в небольшом числе случаев, таких как аттестация, результаты курсов повышения квалификации и дополнительного образования); анализ достигнутых результатов, постановка следующей цели, которая должна качественно либо количественно превосходить предыдущую. Таким образом, организационно-управленческий аспект повышения педаго- гом своего профессионализма должен обеспечивать соблюдение принципа спи- ральности развития, когда по мере профессиональной деятельности педагог по- следовательно выходит на более высокий профессиональный уровень, базиру- ющийся на его предыдущих достижениях (на более широкий виток спирали). Соблюдение организационно-управленческих требований к процессу по- вышения педагогического профессионализма является обязательным для его эффективности, базовым критерием достижения успеха. Однако насколько бы хорошо ни был организован этот процесс, без наполнения его качествен- ным содержанием он не принесет желаемого результата. Содержательные моменты повышения профессионализма представляют собой органичную связь формы и ее информационного наполнения. На наш взгляд, наиболее эффективными формами, в рамках которых может быть осуществлен педаго- гический рост, являются: практическая деятельность, учебно-методическая деятельность, самообразование, курсы повышения квалификации, дополни- тельное образование, высшее образование. Содержательное наполнение всех этих форм находится в прямой зависимости от дисциплинарно-предметной области работы педагога. В первую очередь (если не имеется явных пробелов в какой-либо части деятельности, которые требуют первостепенного внимания) педагогу англий- ского языка нужно задуматься о развитии общих психолого-педагогических качеств, таких как коммуникабельность, стрессоустойчивость, работоспособ- ность. Сделать это можно при помощи различных средств, таких как упоря- дочение режима дня (соблюдения рекомендаций по питанию и сну), аутоген- ные тренировки (их целью является снятие эмоционального и физического утомления путем релаксации и самовнушения), научная организация труда. Помимо этого следует больше внимания уделять общению с учениками, по- строению с ними плодотворных бесконфликтных учебных взаимоотношений. По отношению к коллегам нужно проявлять вежливость и доброжелатель- ность. Специалисты в области психологии труда выделяют различные про- фессиональные качества педагога, компоненты его компетентности, требова- ния к его личности и социальному поведению. При этом основное внимание уделяется психолого-педагогической компетентности. Имеются даже иссле- дования отдельных, частных элементов компетентности. Так, А.Р. Ахметжанова говорит о том, что процесс обучения английскому языку подразумевает учет индивидуально-психологических и социально- психологических особенностей обучающихся, поэтому одной из категорий социально-психологической компетентности преподавателя английского языка должна быть вежливость, для развития которой ученый предлагает со- здание специальных тренингов [2, с. 54]. Данный пример наглядно показыва- ет, что категория педагогической компетентности является весьма много- гранной, что, однако же, позволяет педагогу проявлять большую долю свобо- ды в собственном профессиональном развитии. Одной из ключевых особенностей преподавания английского языка является необходимость педагога иметь общее представление о том, на каком предмете специализируются его ученики. Педагогическая сложность здесь заключается не только в том, что педагог должен самостоятельно усвоить специфичные особен- ности предмета (нет нужды в его специальном изучении, достаточно понимать место предмета в системе наук, его общую направленность, основные идеи и сферы применения полученных знаний в практической деятельности; если педа- гог трудится в техническом вузе, то усвоение данных сведений при проявлении заинтересованности педагога происходит в первый год работы весьма неслож- ным путем - посредством общения со студентами и коллегами, изучения ин- формации из открытых источников), но также и в том, что по многим специаль- ностям (в особенности по техническим) изучение профильных дисциплин начи- нается после окончания курса английского языка, когда студенты уже начинают его забывать и не имеют практики его применения [5, с. 157]. Знание специфики профильных дисциплин студентов весьма важно для составления словарей спе- циальной лексики. На втором месте после психолого-педагогических качеств, учета специ- фики образовательного учреждения стоит уровень владением английским языком (даже в случае безупречного владения без общих педагогических навыков работать педагогом невозможно, однако при наличии способностей к педагогическому труду и знании языка хотя бы на уровне выпускника линг- вистического факультета уже можно начинать профессиональную деятель- ность). Главное требование к преподавателям английского языка следующее: преподаватели, не являющиеся носителями языка, не должны сохранять ино- странный акцент в процессе его преподавания. В противном случае качество усвоенных студентами знаний будет весьма невысоко [7, с. 106]. Преподава- тель должен сгладить, а лучше и вовсе свести на нет иностранный акцент, что можно сделать посредством более глубокого изучения особенностей фонети- ки и произношения путем отдельных тренировок. В том случае, если преподаватель английского языка обладает всеми не- обходимыми личностными и профессиональными качествами, прекрасно владеет языком, нужно задуматься об изучении и реализации серьезных педа- гогических концепций и подходов, что является одним из самых действенных способов повышения профессионального уровня педагогов, имеющих боль- шой опыт практической работы. Среди возможных для изучения подходов следует выделить интегративно-дифференциальный подход к обучению ан- глийскому языку, который характеризуется нелинейностью взаимодействия субъектов учебного процесса. Его суть заключается в том, что педагог произ- водит разбивку общей учебной группы на несколько подгрупп (по несколько человек в каждой группе), дифференцируя учебные задания. При этом педа- гог должен выполнять следующие функции: управленческую, координацион- ную и контрольную [4, с. 56-57]. Педагог английского языка должен постоянно производить мониторинг инновационных технологий, некоторые из которых, являющиеся наиболее эффективными, соответствующими духу времени и его собственному педаго- гическому стилю, должны быть внедрены в учебную практику. В последнее время наиболее заметными являются компьютерные инновации в обучении английскому языку: использование тематических англоязычных сайтов, при- менение скайпа, поиск учениками информации в Интернете (к примеру, это может быть подборка англоязычных статей по своему профилю), просмотр различных блогов [1, с. 28]. Для того чтобы использовать данные технологии, нужно предварительно их изучить, составить подборку сайтов и блогов, ката- логов англоязычных научных работ. Помимо этого педагогу следует ознако- миться с компьютерной лингводидактикой как одной из подобластей лингви- стико-педагогических знаний [3, с. 106]. Процесс повышения профессионализма предполагает наличие инициати- вы со стороны самого педагога, ощущение им острой потребности в совер- шенствовании. Стоит отметить, что именно педагогам высшей школы лучше всего удается целенаправленно заниматься повышением своего профессио- нального уровня, поскольку на данную работу идут те выпускники, которые заинтересованы в педагогическом труде, причем, как показывает исследова- ние, профессия преподавателя английского языка в высшей школе среди сту- дентов языковых вузов считается уважаемой, интересной, творческой и одно- временно с этим сложной и напряженной, тогда как профессия школьного учителя воспринимается как малооплачиваемая и неблагодарная [6, с. 141]. Ввиду такого восприятия мест работы (что далеко не всегда сглаживается в ходе практики) вузовские преподаватели чувствуют более высокий социаль- ный престиж профессии, что побуждает их соответствовать возложенным на них ожиданиям. Таким образом, преподавателю английского языка для повышения своего профессионального уровня необходимо последовательно пройти следующие этапы: определение организационно-управленческих основ профессионального развития; определение формы получения знаний, приобретения и развития уме- ний, навыков и способностей; усвоение содержательной составляющей процесса профессионального роста; применение полученных или усовершенствованных знаний, умений и навыков в своей практической педагогической деятельности.
×

About the authors

Kseniya O. Kuzovenkova

Samara State Technical University

Email: ksyukhabestk@yandex.ru
Lecture of Foreign Languages Department. 244, Molodogvardeyskaya st., Samara, 443100

References

  1. Артамонова Л.А., Архипова М.В., Ганюшкина Е.В., Делягина Л.К., Золотова М.В., Мартьянова Т.В. Инновации в обучении английскому языку студентов неязыковых вузов // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. - 2012. - № 2-1. - С. 28-33.
  2. Ахметжанова Д.Р. Категория вежливости как элемент социально- психологической компетентности преподавателя английского языка // Вестник Московского государственного лингвистического университета. - 2015. - № 8. - С. 47-56.
  3. Кириллова М.В. Информационно-технологический компонент терминосистемы методики как инструмент формирования профессиональной компетенции преподавателя английского языка // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Сер. Педагогика, психология. - 2015. - № 4. - С. 106-109.
  4. Лушникова И.И. Обучение английскому языку в неязыковом вузе: роль организационно-управленческой компетенции преподавателя // Педагогика и психология образования. - 2014. - № 3. - С. 55-58.
  5. Мелехина Е.А. Педагогическая рефлексия в профессиональном развитии преподавателей иностранного языка для профессиональных целей // Вестник Московского государственного лингвистического университета. - 2010. - № 582. - С. 151-163.
  6. Пермякова Т.М., Шевелева М.С. Восприятие профессии преподавателя английского языка студентами языковой специальности вуза // Вестник Пермского университета. Сер. Философия. Психология. Социология. - 2013. - № 4. - С. 137-143.
  7. Чудайкина Г.М. Проблемы профессиональной идентичности преподавателей английского языка // Сервис в России и за рубежом. - 2014. -№ 2. - С. 98-108.

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML

Copyright (c) 2017 Kuzovenkova K.O.

Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License.

This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies