The mechanism of increase of professional level of the teacher of english language of high school
- Authors: Kuzovenkova K.O.1
-
Affiliations:
- Samara State Technical University
- Issue: Vol 14, No 1 (2017)
- Pages: 42-47
- Section: Articles
- URL: https://vestnik-pp.samgtu.ru/1991-8569/article/view/52245
Cite item
Full Text
Abstract
Identified organizational and substantive aspects of the process enhance the professionalism of English language teacher. A list of the basic forms in which possible professional development. It is established that the basic form of increasing of professionalism is self-education. Shows the main steps of increase of professional level in their relationship with each other.
Full Text
Для эффективной и плодотворной педагогической деятельности педагог должен непрерывно развивать свою профессиональную компетентность. Ча- ще всего данный процесс не носит целенаправленного характера, что не поз- воляет достичь существенных результатов в плане как профессионального, так и личностного роста. Механизм повышения профессионального уровня педагога базируется на двух основных аспекта: 1) организационно- управленческий; 2) идейно-содержательный. Организационно- управленческий аспект в рамках повышения профессионализма педагогов разных специализаций носит одни и те же сущностные особенности и харак- теристики. Данный аспект включает в себя следующие элементы: постановка цели. Цель должна быть реальной и достижимой, а также предусматривающей алгоритм реализации, состоящий из последовательного выполнения необходимых задач; определение форм контроля, периодичности их применения (к примеру, педагог может контролировать достижение цели путем анализа успеваемости группы, посещаемости занятий, интереса обучающихся к его предмету, что в данном случае будет носить характер самоконтроля; возможен и внешний контроль, но в небольшом числе случаев, таких как аттестация, результаты курсов повышения квалификации и дополнительного образования); анализ достигнутых результатов, постановка следующей цели, которая должна качественно либо количественно превосходить предыдущую. Таким образом, организационно-управленческий аспект повышения педаго- гом своего профессионализма должен обеспечивать соблюдение принципа спи- ральности развития, когда по мере профессиональной деятельности педагог по- следовательно выходит на более высокий профессиональный уровень, базиру- ющийся на его предыдущих достижениях (на более широкий виток спирали). Соблюдение организационно-управленческих требований к процессу по- вышения педагогического профессионализма является обязательным для его эффективности, базовым критерием достижения успеха. Однако насколько бы хорошо ни был организован этот процесс, без наполнения его качествен- ным содержанием он не принесет желаемого результата. Содержательные моменты повышения профессионализма представляют собой органичную связь формы и ее информационного наполнения. На наш взгляд, наиболее эффективными формами, в рамках которых может быть осуществлен педаго- гический рост, являются: практическая деятельность, учебно-методическая деятельность, самообразование, курсы повышения квалификации, дополни- тельное образование, высшее образование. Содержательное наполнение всех этих форм находится в прямой зависимости от дисциплинарно-предметной области работы педагога. В первую очередь (если не имеется явных пробелов в какой-либо части деятельности, которые требуют первостепенного внимания) педагогу англий- ского языка нужно задуматься о развитии общих психолого-педагогических качеств, таких как коммуникабельность, стрессоустойчивость, работоспособ- ность. Сделать это можно при помощи различных средств, таких как упоря- дочение режима дня (соблюдения рекомендаций по питанию и сну), аутоген- ные тренировки (их целью является снятие эмоционального и физического утомления путем релаксации и самовнушения), научная организация труда. Помимо этого следует больше внимания уделять общению с учениками, по- строению с ними плодотворных бесконфликтных учебных взаимоотношений. По отношению к коллегам нужно проявлять вежливость и доброжелатель- ность. Специалисты в области психологии труда выделяют различные про- фессиональные качества педагога, компоненты его компетентности, требова- ния к его личности и социальному поведению. При этом основное внимание уделяется психолого-педагогической компетентности. Имеются даже иссле- дования отдельных, частных элементов компетентности. Так, А.Р. Ахметжанова говорит о том, что процесс обучения английскому языку подразумевает учет индивидуально-психологических и социально- психологических особенностей обучающихся, поэтому одной из категорий социально-психологической компетентности преподавателя английского языка должна быть вежливость, для развития которой ученый предлагает со- здание специальных тренингов [2, с. 54]. Данный пример наглядно показыва- ет, что категория педагогической компетентности является весьма много- гранной, что, однако же, позволяет педагогу проявлять большую долю свобо- ды в собственном профессиональном развитии. Одной из ключевых особенностей преподавания английского языка является необходимость педагога иметь общее представление о том, на каком предмете специализируются его ученики. Педагогическая сложность здесь заключается не только в том, что педагог должен самостоятельно усвоить специфичные особен- ности предмета (нет нужды в его специальном изучении, достаточно понимать место предмета в системе наук, его общую направленность, основные идеи и сферы применения полученных знаний в практической деятельности; если педа- гог трудится в техническом вузе, то усвоение данных сведений при проявлении заинтересованности педагога происходит в первый год работы весьма неслож- ным путем - посредством общения со студентами и коллегами, изучения ин- формации из открытых источников), но также и в том, что по многим специаль- ностям (в особенности по техническим) изучение профильных дисциплин начи- нается после окончания курса английского языка, когда студенты уже начинают его забывать и не имеют практики его применения [5, с. 157]. Знание специфики профильных дисциплин студентов весьма важно для составления словарей спе- циальной лексики. На втором месте после психолого-педагогических качеств, учета специ- фики образовательного учреждения стоит уровень владением английским языком (даже в случае безупречного владения без общих педагогических навыков работать педагогом невозможно, однако при наличии способностей к педагогическому труду и знании языка хотя бы на уровне выпускника линг- вистического факультета уже можно начинать профессиональную деятель- ность). Главное требование к преподавателям английского языка следующее: преподаватели, не являющиеся носителями языка, не должны сохранять ино- странный акцент в процессе его преподавания. В противном случае качество усвоенных студентами знаний будет весьма невысоко [7, с. 106]. Преподава- тель должен сгладить, а лучше и вовсе свести на нет иностранный акцент, что можно сделать посредством более глубокого изучения особенностей фонети- ки и произношения путем отдельных тренировок. В том случае, если преподаватель английского языка обладает всеми не- обходимыми личностными и профессиональными качествами, прекрасно владеет языком, нужно задуматься об изучении и реализации серьезных педа- гогических концепций и подходов, что является одним из самых действенных способов повышения профессионального уровня педагогов, имеющих боль- шой опыт практической работы. Среди возможных для изучения подходов следует выделить интегративно-дифференциальный подход к обучению ан- глийскому языку, который характеризуется нелинейностью взаимодействия субъектов учебного процесса. Его суть заключается в том, что педагог произ- водит разбивку общей учебной группы на несколько подгрупп (по несколько человек в каждой группе), дифференцируя учебные задания. При этом педа- гог должен выполнять следующие функции: управленческую, координацион- ную и контрольную [4, с. 56-57]. Педагог английского языка должен постоянно производить мониторинг инновационных технологий, некоторые из которых, являющиеся наиболее эффективными, соответствующими духу времени и его собственному педаго- гическому стилю, должны быть внедрены в учебную практику. В последнее время наиболее заметными являются компьютерные инновации в обучении английскому языку: использование тематических англоязычных сайтов, при- менение скайпа, поиск учениками информации в Интернете (к примеру, это может быть подборка англоязычных статей по своему профилю), просмотр различных блогов [1, с. 28]. Для того чтобы использовать данные технологии, нужно предварительно их изучить, составить подборку сайтов и блогов, ката- логов англоязычных научных работ. Помимо этого педагогу следует ознако- миться с компьютерной лингводидактикой как одной из подобластей лингви- стико-педагогических знаний [3, с. 106]. Процесс повышения профессионализма предполагает наличие инициати- вы со стороны самого педагога, ощущение им острой потребности в совер- шенствовании. Стоит отметить, что именно педагогам высшей школы лучше всего удается целенаправленно заниматься повышением своего профессио- нального уровня, поскольку на данную работу идут те выпускники, которые заинтересованы в педагогическом труде, причем, как показывает исследова- ние, профессия преподавателя английского языка в высшей школе среди сту- дентов языковых вузов считается уважаемой, интересной, творческой и одно- временно с этим сложной и напряженной, тогда как профессия школьного учителя воспринимается как малооплачиваемая и неблагодарная [6, с. 141]. Ввиду такого восприятия мест работы (что далеко не всегда сглаживается в ходе практики) вузовские преподаватели чувствуют более высокий социаль- ный престиж профессии, что побуждает их соответствовать возложенным на них ожиданиям. Таким образом, преподавателю английского языка для повышения своего профессионального уровня необходимо последовательно пройти следующие этапы: определение организационно-управленческих основ профессионального развития; определение формы получения знаний, приобретения и развития уме- ний, навыков и способностей; усвоение содержательной составляющей процесса профессионального роста; применение полученных или усовершенствованных знаний, умений и навыков в своей практической педагогической деятельности.×
About the authors
Kseniya O. Kuzovenkova
Samara State Technical University
Email: ksyukhabestk@yandex.ru
Lecture of Foreign Languages Department. 244, Molodogvardeyskaya st., Samara, 443100
References
- Артамонова Л.А., Архипова М.В., Ганюшкина Е.В., Делягина Л.К., Золотова М.В., Мартьянова Т.В. Инновации в обучении английскому языку студентов неязыковых вузов // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. - 2012. - № 2-1. - С. 28-33.
- Ахметжанова Д.Р. Категория вежливости как элемент социально- психологической компетентности преподавателя английского языка // Вестник Московского государственного лингвистического университета. - 2015. - № 8. - С. 47-56.
- Кириллова М.В. Информационно-технологический компонент терминосистемы методики как инструмент формирования профессиональной компетенции преподавателя английского языка // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Сер. Педагогика, психология. - 2015. - № 4. - С. 106-109.
- Лушникова И.И. Обучение английскому языку в неязыковом вузе: роль организационно-управленческой компетенции преподавателя // Педагогика и психология образования. - 2014. - № 3. - С. 55-58.
- Мелехина Е.А. Педагогическая рефлексия в профессиональном развитии преподавателей иностранного языка для профессиональных целей // Вестник Московского государственного лингвистического университета. - 2010. - № 582. - С. 151-163.
- Пермякова Т.М., Шевелева М.С. Восприятие профессии преподавателя английского языка студентами языковой специальности вуза // Вестник Пермского университета. Сер. Философия. Психология. Социология. - 2013. - № 4. - С. 137-143.
- Чудайкина Г.М. Проблемы профессиональной идентичности преподавателей английского языка // Сервис в России и за рубежом. - 2014. -№ 2. - С. 98-108.
