Operability as an academic subject
- Authors: Abrosimov A.A.1
-
Affiliations:
- Samara State Technical University
- Issue: Vol 14, No 1 (2017)
- Pages: 6-13
- Section: Articles
- URL: https://vestnik-pp.samgtu.ru/1991-8569/article/view/52220
Cite item
Full Text
Abstract
Effective work activity requires the maintenance of a high level operability. This skill is among such indexes as thinking, memory and attention, determines the success of an activity. Mechanisms of formation operability, based on nature internals of optimization and adaptation of human body, remain not enough developed. Motivation and interest not always capable of maintaining a high operability. Targets and goals of academic subject are formulated, being aimed at education in methods of maintaining a high level of operability, as a part of increasing efficiency of work activity.
Full Text
Работоспособность является обязательной составляющей реального чело- веческого капитала. Понятие человеческого капитала сформировалось в эко- номической теории. Существует множество его определений. Одни опреде- ляют человеческий капитал как запас профессионального опыта, накопленно- го работником, другие включают в это понятие мотивацию, способности, творческий потенциал, компетентность и иные составляющие, обслуживаю- щие рыночную экономику [1]. Общее понятие «человеческий капитал» раз- деляется на «человеческий капитал потенциальный» и «человеческий капитал реальный (реализуемый)» [1]. Потенциальный человеческий капитал включа- ет в себя качества человека, которые приведены выше. Реальный человече- ский капитал характеризуется тем, что критерием его оценки служат не каче- ства человека, а результат человеческой деятельности, в котором реализуют- ся указанные выше качества. Поэтому обязательной составляющей реального человеческого капитала является работоспособность. В настоящее время сложилась система образования от детского сада до магистратуры и аспирантуры, которая в широком смысле ставит своей целью сформировать на основе знаний, умений, навыков такой набор компетенций, который обеспечивает успешную профессиональную деятельность молодого человека по завершении процесса обучения. В документах об образовании указываются те показатели, которые отражают уровень усвоения знаний по каждой дисциплине учебного плана. Поступление выпускника средней школы в высшее учебное заведение напрямую зависит от уровня его знаний по набору профилирующих дисциплин, подтвержденного процедурой едино- го государственного экзамена; средний балл абитуриента вошел в число по- казателей, по которым оценивается деятельность вуза. Для подобного подхода существует немало оснований. Государство и общество ограничено в ресурсах, в том числе выделяемых для решения зада- чи образования, поэтому и количество бюджетных мест в вузах всегда огра- ничено. Ограниченность ресурсов проявлялась и в том, что в процессе обуче- ния все внимание системы образования сосредотачивалось на знаниях о внешней окружающей среде, во взаимодействии с которой существует произ- водство, обеспечивающее удовлетворение потребностей человека и общества. Совсем недавно высшее образование называлось профессиональным, что вы- ражает его главную задачу - формирование знаний профессиональной направленности. Ограниченные ресурсы общества использовались именно для этой цели, в то время как развитие многих личностных характеристик молодого человека, приобретающего профессиональные знания, остались без внимания системы образования. Это в полной мере относится к работоспособности. В учебных планах си- стемы, например, высшего технического образования имеются такие виды подготовки, как физико-математическая, экономическая, экологическая, ком- пьютерная и другие. Они отражают общую тенденцию усложнения производ- ства и необходимость в этих условиях разрабатывать и осваивать современ- ные технологии и оборудование, методы и средства автоматизации, повыша- ющие эффективность производства. Обучение методам поддержания работо- способности в настоящее время не предусматривается. Предложение о необходимости обучения методам поддержания высокого уровня работоспособности [2] требует более подробного анализа. Различные определения термина «работоспособность» позволяет уточ- нить его содержание для различных условий рабочей деятельности: «1. Работоспособность как свойство, способность человека выполнять определенную работу. Работоспособность как нечто тождественное функциональному состоя- нию организма. Работоспособность как способность обеспечивать предельно заданный уровень деятельности и эффективность работы. Работоспособность как максимальные возможности организма» [3]. Для повседневной рабочей деятельности характерно относительное по- стоянство ее интенсивности на некотором сложившемся уровне. В этих усло- виях сочетание первого и второго определения наилучшим образом отражает реальные процессы рабочей деятельности. Действительно, реализация спо- собностей человека к целенаправленной деятельности обеспечивается соот- ветствующими функциональными состояниями организма. Третье определе- ние соответствует условиям очень высокой интенсивности рабочей деятель- ности в сочетании с высоким требованием к ее эффективности. Четвертое определение соответствует интенсивности рабочей деятельности, приближа- ющейся к ее предельному уровню. В повседневной рабочей деятельности различают следующие состояния работоспособности, каждое из которых соответствует определенной фазе ра- ботоспособности [3]: «Состояние оперативного покоя, оно характеризует готовность чело- века включиться в рабочий процесс, но не отражает специфики рабочего про- цесса» [3]. Состояние устойчивой работоспособности или «адекватной мобилиза- ции, оно характеризует как субъекта деятельности, так и специфику деятель- ности; в этом состоянии наблюдается стабильность функционального состоя- ния организма и достигается наибольшая эффективность деятельности» [3]. «Состояние утомления, оно характеризует временное снижение рабо- тоспособности, проявляется в неспецифических изменениях физиологиче- ских функций, появлении субъективных ощущений, объединенных чувством усталости» [3]. Состояние восстановления работоспособности, оно характеризует процессы, восстанавливающие то функциональное состояние, в котором находился организм перед началом работы. Приведенные состояния являются статическими. Ежедневная трудовая деятельность обязательно сопровождается процессами перехода из одного состояния в другое. Наиболее значимыми являются переходный процесс из состояния оперативного покоя в состояние устойчивой работоспособности и обратный переход к состоянию восстановления работоспособности. Поддержание высокого уровня работоспособности в течение рабочего времени наблюдается тогда, когда приведенные выше состояния организма последовательно сменяют друг друга в течение рабочего цикла. Организм человека по своим природным возможностям способен адапти- роваться к изменяющимся внешним условиям, в том числе к изменению ин- тенсивности рабочей деятельности. Для выработки приспособительных реак- ций к изменению условий работы работоспособность человека организована по иерархической структуре, в которой различают два уровня работоспособ- ности [3]: «Реально существующий уровень работоспособности» [3] или уровень устойчивой работоспособности, он соответствует относительному постоян- ству условий повседневного рабочего процесса. «Резервный уровень работоспособности. Этот уровень, в свою очередь, состоит из двух уровней: тренируемый резерв и защитный резерв. Тренируе- мый резерв компенсирует небольшие повышения либо интенсивности, либо степени сложности рабочей деятельности и при определенных условиях мо- жет перейти в реально существующий уровень. Защитный резерв проявляется только в состоянии динамического рассогласования или неадекватной моби- лизации, которое возникает при нарушении компенсаторных и адаптацион- ных механизмов организма, наблюдается чаще всего при «очень большом» напряжении функциональных систем» [3]. В настоящее время работоспособность формируется естественным (природ- ным) путем. Мотивацией естественного механизма работоспособности является необходимость работы как источника удовлетворения жизненно важных по- требностей, только поэтому организм человека вынужден отказываться от ре- жима покоя с его малыми затратами энергии и переходить в режим работы с по- вышенными затратами энергии. Этот переход сопровождается как общим уве- личением расхода энергии организма, так и перераспределением энергии между работающими органами. Например, мозг человека в нерабочем состоянии по- требляет 9-10 % энергии организма, а в состоянии напряженной умственной ра- боты объем потребляемой энергии увеличивается до 25 % [4]. Достоинство естественного механизма формирования работоспособности заключается в том, что он не требует специальной процедуры обучения, а складывается на основе природных задатков человека в соответствии с моти- вами и целями, обеспечивающими удовлетворение его потребностей, - трудовая деятельность является реакцией на имеющиеся потребности. Сам процесс тру- довой деятельности является вынужденным, переход к повышенному расходу энергии организма в процессе трудовой деятельности представляет собой «отказ человека от себя», «возвращение к себе» происходит по окончании трудовой де- ятельности в результате удовлетворения потребностей. Индивидуальные природные качества в сочетании со способностью че- ловека адаптироваться к внешним условиям и оптимизировать расход энер- гии в процессе трудовой деятельности позволяют некоторой части работаю- щих успешно усвоить рабочий процесс так, что человек работает даже в условиях низкого уровня мотивации, например оплаты труда. По данным академика Е.П. Велихова, которые он привел в телевизионном интервью, до- ля таких работающих составляет 20 % от их общего числа. Недостатки естественного механизма работоспособности состоят в том, что перегрузки, возникающие в процессе трудовой деятельности, вызывают в организме защитные реакции, при этом у значительного числа работающих действие защитной реакции проявляется в пониженной работоспособности. В результате сама трудовая деятельность может поддерживаться исключи- тельно значимыми мотивами, например величиной заработной платы. По тем же данным академика Е.П. Велихова, доля работающих, мотивируемых вели- чиной заработной платы, составляет 65 % от общего числа работников, а 15 % работающих невозможно мотивировать к целенаправленной рабочей деятельности даже величиной заработной платы. Многолетняя авторская экспертная оценка учебной деятельности студен- тов позволяет сделать вывод о том, что значительное число студентов не мо- жет поддерживать такой уровень работоспособности, который обеспечивает эффективное усвоение учебного материала. Доля студентов с низким уров- нем работоспособности, выявляемая непосредственным наблюдением и ре- зультатами аттестации, составляет от 30 до 50 %, что является весьма значи- тельной величиной. Дополнительный анализ показывает, что подавляющее большинство студентов с низким уровнем работоспособности просто не мо- гут эффективно работать во время учебных занятий. Представленный анализ позволяет сформулировать наиболее важные условия, выполнение которых обеспечивает ежедневное поддержание высо- кой работоспособности организма человека. Развитие и укрепление в организме ресурсов, поддерживающих состо- яние устойчивой работоспособности. Развитие и укрепление в организме ресурсов, обеспечивающих эффек- тивное восстановление работоспособности. Умение человека эффективно использовать ресурсы своего организма для работы и для восстановления работоспособности. Требуется сочетание всех перечисленных условий, отсутствие хотя бы одного приводит к нарушению динамики повседневной работоспособности и ее существенному снижению. Для повышения работоспособности предлагается другой механизм фор- мирования работоспособности по сравнению с естественным - таким механизмом является обучение человека умению поддерживать высокий уровень своей работоспособности. Целью обучения является формирование у обучаемого системы знаний, умений и навыков поддержания высокого уровня работоспособности в про- цессе трудовой деятельности на основе эффективного использования адапта- ционных возможностей организма. Задачами обучения являются: Приобретение системных знаний по физиологии труда: физиологические процессы организма в состоянии трудовой дея- тельности и в состоянии восстановления работоспособности; общие способы поддержания высокого уровня работоспособности: образ жизни, режим питания, сна, отдыха; методы и средства индивидуальной оценки физиологического ста- туса организма в состояниях трудовой деятельности и восстановления рабо- тоспособности. Приобретение системных знаний по психологии труда: психологические особенности трудовой деятельности; эмоциональная сфера и волевые качества человека, влияющие на трудовую деятельность; поддержание мотивации к труду. Индивидуальная оценка: предрасположенности человека к различным видам профессио- нальной деятельности; психофизиологического статуса организма человека в состоянии трудовой деятельности и в состоянии восстановления работоспособности; мероприятий по применению различных способов повышения ра- ботоспособности. Приобретение обучаемым знаний, несомненно, поможет ему сформиро- вать умения и навыки поддержания своей работоспособности. Обучение способно повысить эффективность использования природных ресурсов на основе преобразования природной непроизвольной адаптации к трудовой деятельности в осознаваемое использование собственных воз- можностей, выработки умения работать, во-первых, результативно, а во- вторых, без избыточной затраты сил. Дифференциальная диагностика состо- яний организма в различных фазах работоспособности способна помочь обу- чаемому выработать такой механизм усвоения рабочего ритма, который сни- мет избыточное напряжение [5]. Наряду с достижением главной цели обучение умению поддерживать вы- сокий уровень работоспособности позволяет обучаемому получить следую- щие положительные эффекты. Повысить психофизиологическую грамотность независимо от направ- ленности базового образования, преобразовать разрозненные эмпирические психофизиологические знания бытового уровня в системные, которые необ- ходимы для правильной организации многих сторон жизни человека. Улучшить состояние здоровья и повысить качество жизни за счет пра- вильного чередования напряженного рабочего состояния, обеспечивающего достижение цели рабочей деятельности, и восстановительных процессов ор- ганизма. Превратить трудовой процесс из необходимости в неотъемлемую со- ставляющую, характеризующую качество жизни на основе трудолюбия, тру- долюбие превратить из единичного в массовое. В целом следует отметить, что существует общественная потребность в значительном повышении эффективности трудовой деятельности. Имею- щиеся способы решения, как правило, основаны на применении организаци- онных мер, которые при определенных условиях решают эту задачу с раз- личной эффективностью Организационные меры, которые по отношению к работнику являются внешними, необходимо дополнить эффективным ис- пользованием внутренних ресурсов работающего человека. Для этого следует проводить обучение, целью которого является формирование у обучаемого системы знаний, умений и навыков поддержания высокого уровня работо- способности своего организма в процессе трудовой деятельности. Обучение на основе системного использования знаний различных научных направле- ний позволит перейти от сложившейся практики формирования работоспо- собности к осознанному применению ресурсов организма в процессе трудо- вой деятельности и в других видах жизнедеятельности человека.×
About the authors
Albert A. Abrosimov
Samara State Technical University
Email: abrosimov_a_a@list.ru
Cand. Tech. Sci., Associate Professor of Automation and Engineering Systems Operation Department. 244, Molodogvardiiskaya st., Samara, 443100
References
- Маврина Н.А. Сущность человеческого капитала и особенности инвестиций в него [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.lib.csu.ru
- Абросимов А.А. Работоспособность и академическая успеваемость студентов // Вестник Самарского государственного технического университета. Сер. Психолого-педагогические науки. - 2015. - № 1 (25). - С. 6-11.
- Степанова Н.В. Основы психологии труда [Электронный ресурс]: Учеб. пособие. - Оренбург: Оренбургская государственная медицинская академия, 2013. - 110 c.
- Савельев С.В. Происхождение мозга. - М.: ВЕДИ, 2005. - 368 с. Гигиена труда: Учебник / Под ред. Н.Ф. Измерова, В.Ф. Кириллова. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2010. - 592 c.
