Работоспособность как учебная дисциплина
- Авторы: Абросимов А.А.1
-
Учреждения:
- Самарский государственный технический университет
- Выпуск: Том 14, № 1 (2017)
- Страницы: 6-13
- Раздел: Статьи
- URL: https://vestnik-pp.samgtu.ru/1991-8569/article/view/52220
- ID: 52220
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Эффективная трудовая деятельность требует поддержания высокого уровня работоспособности. Это умение наряду с такими показателями, как мышление, память, внимание, во многом определяет успешность деятельности. Механизмы формирования работоспособности, основанные на природных свойствах оптимизации и адаптации организма человека, остаются недостаточно развитыми, а мотивация, интерес не всегда способны поддерживать высокую работоспособность. Формулируются цель и задачи учебной дисциплины, направленной на обучение методам поддержания высокого уровня работоспособности как действенного способа повышения эффективности трудовой деятельности.
Ключевые слова
Полный текст
Работоспособность является обязательной составляющей реального чело- веческого капитала. Понятие человеческого капитала сформировалось в эко- номической теории. Существует множество его определений. Одни опреде- ляют человеческий капитал как запас профессионального опыта, накопленно- го работником, другие включают в это понятие мотивацию, способности, творческий потенциал, компетентность и иные составляющие, обслуживаю- щие рыночную экономику [1]. Общее понятие «человеческий капитал» раз- деляется на «человеческий капитал потенциальный» и «человеческий капитал реальный (реализуемый)» [1]. Потенциальный человеческий капитал включа- ет в себя качества человека, которые приведены выше. Реальный человече- ский капитал характеризуется тем, что критерием его оценки служат не каче- ства человека, а результат человеческой деятельности, в котором реализуют- ся указанные выше качества. Поэтому обязательной составляющей реального человеческого капитала является работоспособность. В настоящее время сложилась система образования от детского сада до магистратуры и аспирантуры, которая в широком смысле ставит своей целью сформировать на основе знаний, умений, навыков такой набор компетенций, который обеспечивает успешную профессиональную деятельность молодого человека по завершении процесса обучения. В документах об образовании указываются те показатели, которые отражают уровень усвоения знаний по каждой дисциплине учебного плана. Поступление выпускника средней школы в высшее учебное заведение напрямую зависит от уровня его знаний по набору профилирующих дисциплин, подтвержденного процедурой едино- го государственного экзамена; средний балл абитуриента вошел в число по- казателей, по которым оценивается деятельность вуза. Для подобного подхода существует немало оснований. Государство и общество ограничено в ресурсах, в том числе выделяемых для решения зада- чи образования, поэтому и количество бюджетных мест в вузах всегда огра- ничено. Ограниченность ресурсов проявлялась и в том, что в процессе обуче- ния все внимание системы образования сосредотачивалось на знаниях о внешней окружающей среде, во взаимодействии с которой существует произ- водство, обеспечивающее удовлетворение потребностей человека и общества. Совсем недавно высшее образование называлось профессиональным, что вы- ражает его главную задачу - формирование знаний профессиональной направленности. Ограниченные ресурсы общества использовались именно для этой цели, в то время как развитие многих личностных характеристик молодого человека, приобретающего профессиональные знания, остались без внимания системы образования. Это в полной мере относится к работоспособности. В учебных планах си- стемы, например, высшего технического образования имеются такие виды подготовки, как физико-математическая, экономическая, экологическая, ком- пьютерная и другие. Они отражают общую тенденцию усложнения производ- ства и необходимость в этих условиях разрабатывать и осваивать современ- ные технологии и оборудование, методы и средства автоматизации, повыша- ющие эффективность производства. Обучение методам поддержания работо- способности в настоящее время не предусматривается. Предложение о необходимости обучения методам поддержания высокого уровня работоспособности [2] требует более подробного анализа. Различные определения термина «работоспособность» позволяет уточ- нить его содержание для различных условий рабочей деятельности: «1. Работоспособность как свойство, способность человека выполнять определенную работу. Работоспособность как нечто тождественное функциональному состоя- нию организма. Работоспособность как способность обеспечивать предельно заданный уровень деятельности и эффективность работы. Работоспособность как максимальные возможности организма» [3]. Для повседневной рабочей деятельности характерно относительное по- стоянство ее интенсивности на некотором сложившемся уровне. В этих усло- виях сочетание первого и второго определения наилучшим образом отражает реальные процессы рабочей деятельности. Действительно, реализация спо- собностей человека к целенаправленной деятельности обеспечивается соот- ветствующими функциональными состояниями организма. Третье определе- ние соответствует условиям очень высокой интенсивности рабочей деятель- ности в сочетании с высоким требованием к ее эффективности. Четвертое определение соответствует интенсивности рабочей деятельности, приближа- ющейся к ее предельному уровню. В повседневной рабочей деятельности различают следующие состояния работоспособности, каждое из которых соответствует определенной фазе ра- ботоспособности [3]: «Состояние оперативного покоя, оно характеризует готовность чело- века включиться в рабочий процесс, но не отражает специфики рабочего про- цесса» [3]. Состояние устойчивой работоспособности или «адекватной мобилиза- ции, оно характеризует как субъекта деятельности, так и специфику деятель- ности; в этом состоянии наблюдается стабильность функционального состоя- ния организма и достигается наибольшая эффективность деятельности» [3]. «Состояние утомления, оно характеризует временное снижение рабо- тоспособности, проявляется в неспецифических изменениях физиологиче- ских функций, появлении субъективных ощущений, объединенных чувством усталости» [3]. Состояние восстановления работоспособности, оно характеризует процессы, восстанавливающие то функциональное состояние, в котором находился организм перед началом работы. Приведенные состояния являются статическими. Ежедневная трудовая деятельность обязательно сопровождается процессами перехода из одного состояния в другое. Наиболее значимыми являются переходный процесс из состояния оперативного покоя в состояние устойчивой работоспособности и обратный переход к состоянию восстановления работоспособности. Поддержание высокого уровня работоспособности в течение рабочего времени наблюдается тогда, когда приведенные выше состояния организма последовательно сменяют друг друга в течение рабочего цикла. Организм человека по своим природным возможностям способен адапти- роваться к изменяющимся внешним условиям, в том числе к изменению ин- тенсивности рабочей деятельности. Для выработки приспособительных реак- ций к изменению условий работы работоспособность человека организована по иерархической структуре, в которой различают два уровня работоспособ- ности [3]: «Реально существующий уровень работоспособности» [3] или уровень устойчивой работоспособности, он соответствует относительному постоян- ству условий повседневного рабочего процесса. «Резервный уровень работоспособности. Этот уровень, в свою очередь, состоит из двух уровней: тренируемый резерв и защитный резерв. Тренируе- мый резерв компенсирует небольшие повышения либо интенсивности, либо степени сложности рабочей деятельности и при определенных условиях мо- жет перейти в реально существующий уровень. Защитный резерв проявляется только в состоянии динамического рассогласования или неадекватной моби- лизации, которое возникает при нарушении компенсаторных и адаптацион- ных механизмов организма, наблюдается чаще всего при «очень большом» напряжении функциональных систем» [3]. В настоящее время работоспособность формируется естественным (природ- ным) путем. Мотивацией естественного механизма работоспособности является необходимость работы как источника удовлетворения жизненно важных по- требностей, только поэтому организм человека вынужден отказываться от ре- жима покоя с его малыми затратами энергии и переходить в режим работы с по- вышенными затратами энергии. Этот переход сопровождается как общим уве- личением расхода энергии организма, так и перераспределением энергии между работающими органами. Например, мозг человека в нерабочем состоянии по- требляет 9-10 % энергии организма, а в состоянии напряженной умственной ра- боты объем потребляемой энергии увеличивается до 25 % [4]. Достоинство естественного механизма формирования работоспособности заключается в том, что он не требует специальной процедуры обучения, а складывается на основе природных задатков человека в соответствии с моти- вами и целями, обеспечивающими удовлетворение его потребностей, - трудовая деятельность является реакцией на имеющиеся потребности. Сам процесс тру- довой деятельности является вынужденным, переход к повышенному расходу энергии организма в процессе трудовой деятельности представляет собой «отказ человека от себя», «возвращение к себе» происходит по окончании трудовой де- ятельности в результате удовлетворения потребностей. Индивидуальные природные качества в сочетании со способностью че- ловека адаптироваться к внешним условиям и оптимизировать расход энер- гии в процессе трудовой деятельности позволяют некоторой части работаю- щих успешно усвоить рабочий процесс так, что человек работает даже в условиях низкого уровня мотивации, например оплаты труда. По данным академика Е.П. Велихова, которые он привел в телевизионном интервью, до- ля таких работающих составляет 20 % от их общего числа. Недостатки естественного механизма работоспособности состоят в том, что перегрузки, возникающие в процессе трудовой деятельности, вызывают в организме защитные реакции, при этом у значительного числа работающих действие защитной реакции проявляется в пониженной работоспособности. В результате сама трудовая деятельность может поддерживаться исключи- тельно значимыми мотивами, например величиной заработной платы. По тем же данным академика Е.П. Велихова, доля работающих, мотивируемых вели- чиной заработной платы, составляет 65 % от общего числа работников, а 15 % работающих невозможно мотивировать к целенаправленной рабочей деятельности даже величиной заработной платы. Многолетняя авторская экспертная оценка учебной деятельности студен- тов позволяет сделать вывод о том, что значительное число студентов не мо- жет поддерживать такой уровень работоспособности, который обеспечивает эффективное усвоение учебного материала. Доля студентов с низким уров- нем работоспособности, выявляемая непосредственным наблюдением и ре- зультатами аттестации, составляет от 30 до 50 %, что является весьма значи- тельной величиной. Дополнительный анализ показывает, что подавляющее большинство студентов с низким уровнем работоспособности просто не мо- гут эффективно работать во время учебных занятий. Представленный анализ позволяет сформулировать наиболее важные условия, выполнение которых обеспечивает ежедневное поддержание высо- кой работоспособности организма человека. Развитие и укрепление в организме ресурсов, поддерживающих состо- яние устойчивой работоспособности. Развитие и укрепление в организме ресурсов, обеспечивающих эффек- тивное восстановление работоспособности. Умение человека эффективно использовать ресурсы своего организма для работы и для восстановления работоспособности. Требуется сочетание всех перечисленных условий, отсутствие хотя бы одного приводит к нарушению динамики повседневной работоспособности и ее существенному снижению. Для повышения работоспособности предлагается другой механизм фор- мирования работоспособности по сравнению с естественным - таким механизмом является обучение человека умению поддерживать высокий уровень своей работоспособности. Целью обучения является формирование у обучаемого системы знаний, умений и навыков поддержания высокого уровня работоспособности в про- цессе трудовой деятельности на основе эффективного использования адапта- ционных возможностей организма. Задачами обучения являются: Приобретение системных знаний по физиологии труда: физиологические процессы организма в состоянии трудовой дея- тельности и в состоянии восстановления работоспособности; общие способы поддержания высокого уровня работоспособности: образ жизни, режим питания, сна, отдыха; методы и средства индивидуальной оценки физиологического ста- туса организма в состояниях трудовой деятельности и восстановления рабо- тоспособности. Приобретение системных знаний по психологии труда: психологические особенности трудовой деятельности; эмоциональная сфера и волевые качества человека, влияющие на трудовую деятельность; поддержание мотивации к труду. Индивидуальная оценка: предрасположенности человека к различным видам профессио- нальной деятельности; психофизиологического статуса организма человека в состоянии трудовой деятельности и в состоянии восстановления работоспособности; мероприятий по применению различных способов повышения ра- ботоспособности. Приобретение обучаемым знаний, несомненно, поможет ему сформиро- вать умения и навыки поддержания своей работоспособности. Обучение способно повысить эффективность использования природных ресурсов на основе преобразования природной непроизвольной адаптации к трудовой деятельности в осознаваемое использование собственных воз- можностей, выработки умения работать, во-первых, результативно, а во- вторых, без избыточной затраты сил. Дифференциальная диагностика состо- яний организма в различных фазах работоспособности способна помочь обу- чаемому выработать такой механизм усвоения рабочего ритма, который сни- мет избыточное напряжение [5]. Наряду с достижением главной цели обучение умению поддерживать вы- сокий уровень работоспособности позволяет обучаемому получить следую- щие положительные эффекты. Повысить психофизиологическую грамотность независимо от направ- ленности базового образования, преобразовать разрозненные эмпирические психофизиологические знания бытового уровня в системные, которые необ- ходимы для правильной организации многих сторон жизни человека. Улучшить состояние здоровья и повысить качество жизни за счет пра- вильного чередования напряженного рабочего состояния, обеспечивающего достижение цели рабочей деятельности, и восстановительных процессов ор- ганизма. Превратить трудовой процесс из необходимости в неотъемлемую со- ставляющую, характеризующую качество жизни на основе трудолюбия, тру- долюбие превратить из единичного в массовое. В целом следует отметить, что существует общественная потребность в значительном повышении эффективности трудовой деятельности. Имею- щиеся способы решения, как правило, основаны на применении организаци- онных мер, которые при определенных условиях решают эту задачу с раз- личной эффективностью Организационные меры, которые по отношению к работнику являются внешними, необходимо дополнить эффективным ис- пользованием внутренних ресурсов работающего человека. Для этого следует проводить обучение, целью которого является формирование у обучаемого системы знаний, умений и навыков поддержания высокого уровня работо- способности своего организма в процессе трудовой деятельности. Обучение на основе системного использования знаний различных научных направле- ний позволит перейти от сложившейся практики формирования работоспо- собности к осознанному применению ресурсов организма в процессе трудо- вой деятельности и в других видах жизнедеятельности человека.×
Об авторах
Альберт Александрович Абросимов
Самарский государственный технический университет
Email: abrosimov_a_a@list.ru
кандидат технических наук, доцент кафедры «Автоматика и управление в технических системах» 443100, г. Самара, ул. Молодогвардейская, 244
Список литературы
- Маврина Н.А. Сущность человеческого капитала и особенности инвестиций в него [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.lib.csu.ru
- Абросимов А.А. Работоспособность и академическая успеваемость студентов // Вестник Самарского государственного технического университета. Сер. Психолого-педагогические науки. - 2015. - № 1 (25). - С. 6-11.
- Степанова Н.В. Основы психологии труда [Электронный ресурс]: Учеб. пособие. - Оренбург: Оренбургская государственная медицинская академия, 2013. - 110 c.
- Савельев С.В. Происхождение мозга. - М.: ВЕДИ, 2005. - 368 с. Гигиена труда: Учебник / Под ред. Н.Ф. Измерова, В.Ф. Кириллова. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2010. - 592 c.
Дополнительные файлы
