THE REAL PRACTICE-ORIENTED INSTRUCTIONAL ENGINEERING AS A FACTOR OF DEVELOPMENT AND FORMATION OF STUDENTS' PROFESSIONAL COMPETENCE


Cite item

Abstract

Modernization of the system of higher education requires the involvement of the process of preparation of bachelors practitioners - representatives of the professional business environ-ment. The article deals with one of the forms of interaction with these specialists - attraction to cooperation of university graduates. The main aim of the present study is to clarify how the joint work of the teaching staff and former students affects the quality of training of students. As a result of the experiment, it can be concluded that the inclusion of the management train-ing of students representatives of the business environment enables students to develop the skills of professional business communication, to give them the opportunity to solve real pro-fessional problems to prepare for the future professional activities and to facilitate the process of entering a business professionals

Full Text

Современная бизнес-среда характеризуется высокой динамичностью, требующей мгновенной реакции на любые изменения. В подобных условиях основным стратегическим конкурентным преимуществом становится гибкое поведение в быстро меняющейся внешней среде. В сложившейся ситуации возникает необходимость в высококвалифицированных специалистах, способных активно работать в экстремальных условиях динамично меняющейся профессиональной среды за счет:  постоянного совершенствования профессиональных навыков;  развития интеллектуальных качеств;  генерации новых идей, самоопределения и саморазвития [2; 3; 4; 5]. Такие специалисты должны видеть ситуацию в перспективе, просчитывать свои действия на шаг вперед, перестраиваться в зависимости от ситуации, самостоятельно принимать быстрые и грамотные решения. Для эффективного применения в профессиональной деятельности подобные навыки и умения должны быть сформированы в процессе обучения будущего специалиста в высшем учебном заведении. Существующая современная концепция обучения, связанная с ответственностью студента и преподавателя за определение цели обучения, модификацией поведения для успешной реализации поставленных задач, может быть дополнена привлечением еще одного субъекта образовательного процесса - представителя профессиональной среды, потенциального работодателя, который заинтересован в грамотном, квалифицированном специалисте, готовым к решению возникающих в повседневной практике профессиональных задач. Этот представитель профессиональной среды может выступать полноправным партнером процесса обучения студентов и принимать на себя определенную ответственность за результаты профессиональной подготовки студентов [1]. В связи с этим в качестве педагогического средства развития у студентов необходимых навыков может быть использовано привлечение к процессу обучения практикующих специалистов, обеспечивающее погружение студентов в профессиональную среду. Усиление взаимодействия представителей профессиональной среды и вузов позволяет студентам:  выполнять дипломные работы и курсовые проекты на основе реальных заданий предприятий и организаций;  участвовать в обеспечении технологических процессов реальной профессиональной деятельности;  участвовать в проведении исследовательских работ (совместно со специалистами предприятий) и внедрении результатов курсовых работ;  формировать деловые навыки, такие как умение работать в команде, быть лидером, вести переговоры, проводить презентации и т. д. [6; 7]. Подобное построение процесса обучения студентов может быть более эффективным в том случае, если в качестве представителя профессиональной среды будет привлечен выпускник данного вуза, зарекомендовавший себя как высококвалифицированный практик. Повышение эффективности обеспечивается за счет того, что выпускник:  знаком с присущей данному вузу спецификой учебного процесса, имеет представление о полученных на данный момент студентами знаниях;  знаком с преподавателями дисциплин профессионального цикла, знает их специфику работы со студентами;  является практиком в соответствующей направлению подготовки студентов сфере деятельности. Данные знания позволят выпускнику быстрее наладить контакт со студенческой аудиторией, составить более детальный план работы, заострить внимание на актуальных вопросах профессиональной деятельности. Проект по привлечению выпускников вуза к процессу профессиональной подготовки студентов в настоящий момент проходит апробацию на факультете гуманитарного образования Самарского государственного технического университета среди студентов, обучающихся по направлению 031600 «Реклама и связи с общественностью». В рамках учебной дисциплины «Маркетинговые исследования и ситуационный анализ в связях с общественностью» был проведен эксперимент, с целью чего студенты IV-ФГО-1 были разделены на две группы по 8 человек. Первая, контрольная группа студентов выполняла учебные задания в штатном режиме. К сотрудничеству со второй, экспериментальной группой студентов в рамках курсового проектирования по дисциплине был привлечен ряд выпускников специальности 030602 «Связи с общественностью», в настоящий момент являющихся руководителями маркетинговых, рекламных и PR-отделов самарских предприятий, а также генеральными директорами собственных организаций. Основная идея сотрудничества заключалась в том, что задачу на выполнение курсовой работы студентам из экспериментальной группы ставил не преподаватель по соответствующей дисциплине, а выпускник факультета - представитель профессиональной бизнес-среды. Таким образом, структура взаимоотношений «преподаватель - студент», свойственная учебному процессу, была заменена структурой «заказчик - исполнитель», свойственной процессу профессиональной деятельности. Студенты обеих групп имели общую структуру курсовой работы, однако студенты контрольной группы выполняли курсовые работы под руководством преподавателя по дисциплине «Маркетинговые исследования и ситуационный анализ в связях с общественностью». Тема курсовой работы и план ее выполнения определялись студентами совместно с преподавателем, на каждом занятии студенты отчитывались перед преподавателем о проделанной работе. Работу данной группы можно в целом характеризовать следующим образом:  у большинства студентов не было прямого доступа в организацию, выбранную в качестве объекта изучения в рамках курсовой работы;  проблема в рамках деятельности организации выявлялась студентом субъективно, исходя из находящейся в свободном доступе, но ограниченной по объему информации;  информация о работе организации и о сути проблемы была получена путем мониторинга интернет-ресурсов, следовательно, могла быть неполной, неактуальной, содержать неточности;  работа в общем виде носила теоретический характер. Каждый из студентов экспериментальной группы получал индивидуального куратора из числа приглашенных выпускников специальности «Связи с общественностью». Студенты знакомились с деятельностью организации, представителем которой являлись их кураторы. Куратор ставил перед студентом конкретную профессиональную задачу, обеспечивал его необходимой исходной информацией. Совместно разрабатывался бриф на проведение маркетингового исследования по заданной теме, составлялась программа работы, после чего студент самостоятельно приступал к выполнению поставленной задачи. На каждом этапе исследовательской деятельности студент представлял куратору отчет о проделанной работе, результаты обсуждались и согласовывались, при необходимости в процесс дальнейшей работы вносились коррективы. Преподаватель по дисциплине «Маркетинговые исследования и ситуационный анализ в связях с общественностью» не был полностью устранен из процесса работы студентов экспериментальной группы. Студенты могли обратиться к нему за консультацией по вопросам методологии проведения отдельных видов исследований. Однако преподаватель не оказывал влияния на процесс работы студентов данной группы, решения поставленных профессиональных задач принимались студентами лично. Работу данной группы можно в целом характеризовать следующим образом:  у всех студентов был непосредственный доступ в организацию, выбранную в качестве объекта изучения в рамках курсовой работы;  студенты работали над проблемами, реально существующими в деятельности выбранных организаций, подтвержденными объективными данными;  информация о работе организации и о сути проблемы была получена непосредственно от сотрудников организации, обладала высокой степенью актуальности и достоверности, отражала реальное положение дел в организации;  работа в общем виде носила практико-ориентированный характер. Защита курсовых работ обеих групп студентов проходила в присутствии кураторов - выпускников специальности 030602 «Связи с общественностью» и проводилась по общей процедуре и для контрольной, и для экспериментальной группы. При этом предлагаемая процедура защиты студентами курсовых работ имела существенные отличия от традиционной модели (см. таблицу). Сравнительный анализ предлагаемой и традиционной процедур защиты курсовой работы Традиционная структура Предлагаемая структура Студент защищает курсовую работу путем устного доклада при наличии пояснитель-ной записки в текстовом виде; наличие мультимедийной презентации необяза-тельно. Студент защищает курсовую работу путем устного доклада в сопровождении мультиме-дийной презентации при наличии пояснитель-ной записки в текстовом виде. В процессе защиты вопросы докладчику задает преподаватель. В процессе защиты вопросы докладчику зада-ют сами студенты, преподаватель и пригла-шенные кураторы. Отзыв руководителя курсовой работы не предусмотрен. На курсовую работу студентов предоставляет-ся отзыв куратора. Итоговую оценку курсовой работы вы-ставляет преподаватель исходя из личных впечатлений от защиты студента. Преподаватели и каждый из кураторов выстав-ляют индивидуальные оценки каждому из сту-дентов, затем коллективным обсуждением вы-ставляется единая оценка каждой курсовой работы. Выявим преимущества предлагаемой структуры защиты студентами курсовых работ:  защита курсовой работы приобретает статус презентации проектов с участием приглашенных экспертов, что заставляет студентов более ответственно подходить к процессу выполнения курсовой работы и подготовке отчета;  каждый из студентов получает комментарий и независимую оценку соб-ственной курсовой работы практикующим специалистом в области связей с общественностью;  устраняется фактор субъективизма преподавателя при выставлении оценок за курсовые работы. Оценка эффективности описанного эксперимента показала следующие результаты. 1. Курсовые работы студентов экспериментальной группы отличались более высокой практической значимостью. Благодаря связи с анализируемой организацией и наличию актуальной, достоверной информации о ее деятельности, а также контролю со стороны представителя организации студенты экспериментальной группы смогли провести более детальные анализы и дать более конкретные практические рекомендации по решению выявленной проблемы. Рекомендации по решению проблемы в курсовых работах студентов контрольной группы носили более общий и универсальный характер. 2. Курсовые работы студентов экспериментальной группы отличались большей достоверностью по сравнению с работами студентов контрольной группы. При отсутствии жесткого контроля со стороны представителя анализируемой организации некоторые студенты контрольной группы имели возможность фальсифицировать аналитические данные. На основе недостоверных данных были сделаны ошибочные выводы, что снизило практическую ценность работы некоторых студентов контрольной группы. 3. Курсовые работы студентов экспериментальной группы получили более высокую итоговую оценку по сравнению с работами студентов контрольной группы. На рис. 1 в виде диаграммы представлено соотношение оценок курсовых работ студентов контрольной и экспериментальной групп. Рис. 1. Соотношение оценок курсовых работ студентов контрольной и экспериментальной групп Как видно из диаграммы, студенты контрольной группы получили две оценки «отлично», четыре оценки «хорошо» и две оценки «удовлетворительно», в то время как у студентов экспериментальной группы нет ни одной оценки «удовлетворительно», три оценки «хорошо» и пять оценок «отлично». 4. Студенты экспериментальной группы показали также более глубокие знания теоретического и практического материала по дисциплине «Маркетинговые исследования и ситуационный анализ в связях с общественностью», что подтверждается высокими результатами при сдаче экзамена. На рис. 2 в виде диаграммы представлено соотношение экзаменационных оценок студентов контрольной и экспериментальной групп. Как видно из диаграммы, студенты контрольной группы получили одну экзаменационную оценку «отлично», четыре оценки «хорошо» и три оценки «удовлетворительно», в то время как студенты экспериментальной группы получили одну оценку «удовлетворительно», три оценки «хорошо» и четыре оцени «отлично». Рис. 2. Соотношение экзаменационных оценок студентов контрольной и экспериментальной групп 5. Преподаватели других дисциплин, ведущие занятия у студентов группы IV-ФГО-1, отмечают более серьезный уровень выполнения курсовых работ студентами экспериментальной группы. 6. Практическая ценность студенческих разработок, выполненных в процессе курсового проектирования, подтверждается их внедрением в деятельность организации. Так, разработки, представленные двумя студентами экспериментальной группы, были частично включены в план деятельности организаций на ближайший период. В итоге можем отметить, что привлечение выпускников специальности 030602 «Связи с общественностью» к процессу обучения студентов позволяет:  погрузить студентов в профессиональную среду и предоставить им возможность решения реальной профессиональной задачи, тем самым конкретизировав их представления о профессиональной деятельности;  расширить, углубить и закрепить профессиональные теоретические знания и практические умения и навыки студентов;  развить у студентов умения и навыки профессионального делового взаимодействия с представителями профессиональной среды, а также работы в рамках структуры «заказчик - исполнитель»;  развить у студентов умения и навыки составления отчетов по итогам дея-тельности в соответствии с требованиями представителей профессиональной среды. Приобретенные знания, умения и навыки позволят студентам повысить профессиональную компетентность, подготовиться к профессиональной деятельности и облегчат процесс их вхождения с профессиональное бизнес-сообщество. В настоящий момент кафедрой психологии и педагогики на факультете гуманитарного образования Самарского государственного технического университета в рамках широкого спектра учебных дисциплин профессионального цикла продолжается внедрение и апробация практико-ориентированного учебного проектирования с привлечением к данному процессу выпускников специальности 030602 «Связи с общественностью». Практикующие по специальности выпускники приглашаются в качестве рецензентов выпускных квалификационных работ студентов. Однако задача повышения эффективности сотрудничества вузов и представителей профессио-нальной бизнес-среды в рамках образовательного процесса требует проведения дальнейших исследований.
×

About the authors

Tatiana M. Plekhanova

Samara State Technical University

Email: politeh@li.ru

References

  1. Булаева С.В. Подготовка студентов педагогических вузов к профессиональной деятель-ности // Российский научный журнал. - 2010. - № 1 (14). - С. 85-90.
  2. Мельник Н.М. Интеллектуально-информационная поддержка генерации актуального знания в процессе решения профессиональных задач // Вектор науки ТГУ. - 2012. - №2 (20). - С. 220-224.
  3. Мельник Н.М. Подготовка специалиста к деятельности в условиях быстро меняющегося профессионального мира // Образование и общество. - 2008. - № 6 (53). - С. 63-67.
  4. Нестеренко В.М. Интегральная оценка ценностной ориентации активности субъекта профессиональной деятельности // Вектор науки ТГУ. - 2012. - № 4 (22). - С. 419-423.
  5. Плеханова Т.М. Подготовка PR-специалиста к деятельности в условиях динамично меняющейся профессиональной среды // Вестник Самарского государственного технического университета. Сер. Психолого-педагогические науки. - 2009. - № 2 (12). - С. 97-83.
  6. Методы кооперирования вузов и внутрифирменных систем подготовки кадров [Элек-тронный ресурс]. - Режим доступа: http://old.rea.ru/Main.aspx?page= SVJAZ__S_RABOTODATELJAMI_1
  7. Участие работодателей в реализации образовательных программ и внешней оценке результатов обучения [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.akkork.ru/general/upload/rabotodatel.pdf

Copyright (c) 2015 Plekhanova T.M.

Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License.

This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies