The psychological aspects of perinatal safety


Cite item

Full Text

Abstract

Recent years are marked by psychologists’, psychotherapists’, obstetricians’, gynecologists’ and pediatricians’ growing interest to practical applications of perinatal psychologists’ theoretical achievements. But so far most patients who need perinatal psychotherapy have been unaware of the opportunities to get it. Preparation for pregnancy and childbirth now chiefly consists in expectant parents’ health care and improvement of families’ material living conditions. There are, however, plenty of psychological factors that may tell on the child’s perinatal development and affect the child’s health. These are primarily the woman’s psychological readiness for her forthcoming pregnancy, motives for having a child, the gestational dominant, the pregnant woman’s psycho-emotional state, perinatal communication and interaction with the child. The child’s safe perinatal development requires expectant parents’ more active co-operation with all the specialists involved in the process.

Full Text

Вопросы психологической безопасности жизнедеятельности человека ак- тивно обсуждаются в практической психологии достаточно давно. В послед- нее время особо пристальное внимание уделяется решению этой проблемы в связи с ребенком и его жизнедеятельностью. Это, прежде всего вопросы, свя-1 Елена Матвеевна Савицкая, кандидат психологических наук, профессор кафедры возрастной и педагогической психологии факультета психологии и специального образованиязанные с психологической безопасностью образовательной среды, всех участников образовательного процесса: ребенка, педагогов, родителей. На сегодня особую актуальность приобрело направление психологических ис- следований, посвященных психологическим аспектам перинатальной без- опасности.Рождение ребенка является знаменательным событием в жизни каждой семьи. Многие родители начинают готовиться к этому событию еще задолго до предстоящей беременности. Как правило, подготовка включает в себя ме- ры, направленные на заботу о здоровье будущих мамы и папы (посещение врача, прием поливитаминов, правильное питание и т.д.), улучшение матери- ально-бытовых условий. Подобные мероприятия свидетельствуют об ответ- ственном родительстве и благоприятно сказываются на здоровье будущего малыша. Однако практически никто из будущих родителей не задумывается о психологическом здоровье ребенка и его перинатальной безопасности.Догадки женщин о том, что ребенок еще до рождения что-то понимает и откликается на их чувства и мысли, получили научное подтверждение. На самом деле он очень чутко реагирует на внешние раздражители, чувствует настроение и психоэмоциональное состояние матери, чувствует, как мама от- носится к нему [1].Утроба матери сама по себе является для малыша тем местом, где он ощущает себя в абсолютной безопасности, чувствует комфорт. Вместе с тем существует много психологических факторов, которые могут сказаться на перинатальном развитии ребенка и повлиять на его состояние. Говоря о пе- ринатальной безопасности плода, необходимо учитывать следующие психо- логические аспекты:психологическая готовность женщины к предстоящей беременности;мотивы зачатия ребенка;гестационная доминанта;психоэмоциональное состояние беременной женщины;перинатальное общение и взаимодействие с ребенком.Рассмотрим влияние каждого из этих аспектов на психологическое со- стояние ребенка. Нарушения перинатального опыта могут возникать как по причинам физиологическим, так и в связи с негативным влиянием материн- ских установок и отношений к будущему ребенку [2].Изменения, происходящие в психике и поведении беременной женщины, так или иначе, оказывают влияние на психическое и физическое здоровье ма- тери и ребенка. Для многих женщин время первой беременности является пе- риодом сильных эмоциональных переживаний, которые могут сопровождать дальнейшее становление и созревание собственного образа «Я» беременной, ее развитие в полноценного взрослого человека, способного в дальнейшем заботиться о беспомощном и требовательном младенце. Для других же бере- менных это время, когда созревают болезненные и пугающие переживания, осложняющие как процесс вынашивания ребенка (различные патологии бе- ременности), так и течение родов и последующие детско-родительские отно- шения, делая их патологичными и деструктивными.К сожалению, далеко не все женщины, даже планируя беременность, психологически готовы к ней. Между тем важность раннего общения матери и плода для психологической полноценности личности подчеркивается мно- гими исследователями. Именно в это период у ребенка формируется базисное доверие к миру. Если малыш чувствует себя любимым и желанным, чувству- ет, что мама принимает его, то он развивается в комфорте и безопасности. Именно поэтому забота о здоровье и комфорте ребенка, о его перинатальной безопасности должна начинаться задолго до зачатия, а именно с формирова- ния у женщины позитивной установки на материнство, с психологической готовности к предстоящей беременности [3].Следующим немаловажным моментом является мотив зачатия ребенка. К сожалению, в настоящее время зачатие в большинстве случаев бывает неза- планированным. Если женщина вынашивает нежеланного ребенка, то ее эмо- циональный фон обычно характеризуется амбивалентностью. Во время бере- менности у таких женщин часто отмечаются вегетативные нарушения, обострения психосоматических и хронических соматических заболеваний, токсикозы, различные невротические реакции, стертые депрессивные состоя- ния. Все это приводит к искажениям антенатального взаимодействия в систе- ме «беременная - плод».При этом беременные женщины оказываются не готовыми к родам, а ре- бенок уже в утробе лишается базового доверия к матери и окружающему ми- ру, что впоследствии приводит к повышенной тревожности, снижению чув- ства собственного достоинства. Отвержение еще не родившегося ребенка влияет на его социальную адаптацию в дальнейшей жизни. Многие из таких детей имеют заниженную самооценку, испытывают большие трудности в установлении межличностных отношений. Позднее им трудно выбрать про- фессию, создать семью. К своим собственным детям они нередко холодны.Предполагается, что желание беременности обоими супругами - залог психологического комфорта, семейного счастья, благоприятной ситуации для течения беременности и родов. Это далеко не так. Часто бывает, что заплани- рованная, желанная беременность не сближает супругов, а, наоборот, приво- дит к отчуждению, делает напряженными отношения, семейную ситуацию. Все зависит от преобладания конструктивных и неконструктивных мотивов зачатия ребенка.Примером конструктивных мотивов зачатия при этом могут служить:стремление к бессмертию путем повторения себя в ребенке;выражение благодарности любимому человеку за счастье, которое он доставляет;желание творчества.Деструктивно сказывается на семейных отношениях, на личности каждо- го из супругов, на воспитании ребенка и его перинатальном развитии зачатие, имеющее следующие цели:вынудить партнера жениться;укрепить отношения в семье («привязать» к себе, вернуть мужа, предотвратить его уход и т.п.);родить, «чтобы был хоть один близкий человек», чтобы было о ком за- ботиться;заменить родившимся ребенком утраченного близкого;родить «для здоровья» (нередко по совету врачей) и многое другое. Таким образом, большое значение в обеспечении перинатальной безопасно-сти ребенка, помимо психологической готовности будущих родителей, имеют еще и мотивы, которыми руководствуются супруги при зачатии детей [4].После того как женщина узнает, что она беременна, у нее формируется гестационная доминанта [5].Оптимальный вариант психологического компонента гестационной до- минанты отмечается у женщин, которые рады, что беременны. Они ответ-ственно, но без лишней тревоги относятся к беременности, адекватно реаги- руют на возникающие проблемы, конструктивно с ними справляются. Отно- шения с мужем у женщины гармоничны. При оптимальном типе гестацион- ной доминанты у здоровой беременной женщины биологической и психоло-гической основой формирования психики ребенка является опыт исходного симбиотического единства плода и матери в периоде безмятежного, почти идеального внутриутробного существования, являющегося залогом здоровья и благополучного развития ребенка. Отношение женщины к плоду, а затем кродившемуся ребенку характеризуется любовью и ответственностью. Его она воспринимает как частицу себя, но в то же время часто с удовольствием ста- рается представить себе ребенка, которого вынашивает, общается с ним. Именно такое отношение к ребенку является залогом его психологического здоровья и перинатальной безопасности [6].Негативно на здоровье и развитие ребенка может повлиять гипогестогно- зический вариант психологического компонента гестационной доминанты. Он характерен для женщин с явным или, чаще, скрытым, бессознательным неприятием своей беременности. Как правило, они равнодушны к тому, заме-чают окружающие у них признаки беременности или нет, но повышенное внимание, расспросы по поводу беременности, состояния здоровья, попытки особого отношения, предложения помощи вызывают у таких женщин раз- дражение. Женщина как бы забывает о беременности, старается игнорироватьее проявления. Двигательной неловкости, связанной с увеличением собствен- ного веса, такие женщины первое время не испытывают, но чем больше срок, тем более раздражают их соматические проявления беременности. Плод женщина старается не замечать даже после начала шевелений, не предприни-мает попыток установить с ним контакт, представить себе, какой он, как бу- дет выглядеть после рождения. При этом ребенок чувствует себя ненужным, нежеланным, испытывает чувство дискомфорта.Негативное влияние на перинатальную безопасность ребенка оказываеттревожный вариант психологического компонента гестационной доминанты. С момента осознания своей беременности женщины находятся во власти дурных предчувствий, в постоянном нервном напряжении. Они стесняются своей беременности, им очень неприятно, если посторонние люди замечают,что они «в положении». Их тревожит отношение к беременности родителей, мужа, даже если оснований для этого нет. Женщины боятся осложнений бе- ременности, постоянно беспокоятся о ребенке. Возникшие шевеления частотрактуют как проявления его дискомфорта или нездоровья. Они полагают, что в родах непременно должно случиться что-то нехорошее либо с ними, либо с малышом, либо с обоими. Безусловно, подобное отношение к бере- менности и плоду вызывает у самого ребенка ощущение тревоги, беспокой- ства и дискомфорта.Эйфорический вариант психологического компонента гестационной доми- нанты также оказывает отрицательное влияние на психологическое и соматиче- ское развитие ребенка. При эйфорическом варианте женщины видят будущее только в розовом свете. У таких женщин во время беременности преобладает повышенный фон настроения. В отличие от нормального хорошего настроения, способствующего адекватной оценке происходящего, эйфория делает беремен- ных женщин нечувствительными к объективной реальности. При возникнове- нии каких-либо проблем, осложнений течения беременности они застают жен- щин врасплох, воспринимаются чересчур эмоционально, их тяжесть преувели- чивается. Любые трудности, связанные с беременностью, родами, послеродовым периодом, заботы о малыше оказываются для женщин неожиданно удручающи- ми. Часто такие женщины уверены в том, что их ребенок будет самым краси- вым, самым умным, самым талантливым. Увидев новорожденного, многие женщины этой группы испытывают разочарование и это чувство возникает по мере роста и развития ребенка неоднократно.С учетом влияние на здоровье и развитие ребенка и физического состоя- ния будущей матери, ее психологического настроя беременной женщине необходимо заботиться не только о своем соматическом здоровье, но и пси- хоэмоциональном самочувствии [7]. Позитивное настроение, положительные эмоции, чувство любви к ребенку, общение и взаимодействие с ним еще до родов, и в то же время способность адекватно реагировать на различные про- блемы и трудности, являются залогом гармоничного развития и перинаталь- ной безопасности малыша. И наоборот, если будущая мама находится в по- стоянном стрессе, в подавленном настроении, испытывает чувства тревоги или разочарования, не умеет конструктивно справляться с различными про- блемами, если взаимоотношения с супругом конфликтны и дисгармоничны, то ребенок испытывает чувство беспокойства, дискомфорта, что в дальней- шем может сказаться на его психологическом здоровье и развитии.Большая научно-практическая работа в этом направлении в течение по- следних лет проводится на базе факультета психологии Поволжской государ- ственной социально-гуманитарной академии совместно с Областным цен- тром диагностики и консультирования и государственным бюджетным учре- ждением здравоохранения Самарской области «Самарский центр медицин- ской профилактики». Преподавателями факультета совместно с сотрудника- ми центров были написаны и опубликованы учебно-методические пособия для специалистов (психологов, педагогов, медицинских работников), а также брошюры, памятки для будущих родителей, беременных женщин и молодых матерей с целью проведения просветительской работы с данной аудиторией.В Самарской области и в городском округе Самара проводится активнаяработа не только по проблеме подготовки к родам, но и по вопросам перина- тального общения и взаимодействия с ребенком, будущих мам и пап готовятк ответственному, психологически грамотному, осознанному родительству. С этой целью в нашей области на базе женских консультаций функционируют«школы» для будущих родителей «Позитивное материнство».Активная работа проводится с женщинами по профилактике абортов. Это направление включает в себя и пропаганду знаний среди девушек фертильно- го возраста по вопросам контрацепции, а также половое воспитание с целью формирования ответственного отношения к материнству. На базе женских консультаций, лечебных учреждений проводятся беседы с женщинами, же- лающими прервать беременность, по профилактике абортов, а также оказы- вается психологическая помощь и психоэмоциональная поддержка женщи- нам на разных сроках беременности с целью формирования оптимальной ге- стационной доминанты.Формирование и обеспечение перинатальной безопасности является сего- дня одной из важнейших задач практической психологии, от решения кото- рой зависит здоровье и жизнедеятельность будущих поколений.
×

About the authors

Elena M. Savitskaya

Volga Region Social Academy

Email: lampasha90@mail.ru
Cand. Psych. Sci., Professor of Pedagogical Psychology Department 65/67, Maksim Gorkij st., Samara, 443099

References

  1. Захаров А.И. Ребенок до рождения и психотерапия последствий психических травм. - СПб., 1998.
  2. Крайг Г. Психология развития. 7-е междунар. изд. - СПб., 2000.
  3. Добряков И.В. Позитивный подход в психотерапии семьи, ожидающей ребенка// 1-я Всемирная конференция по позитивной психотерапии: тезисы докл. -СПб., 1997. - С. 52.
  4. Батуев А.С., Соколова Л.В. Учение о доминанте как теоретическая основа формирования системы «мать - дитя» // Вестн. С.-Петерб. ун-та. Сер. 3. Вып. 2. -СПб., 2006. - С. 85-102.
  5. Мухамедрахимов Р.Ж. Мать и младенец: психологическое взаимодействие. -СПб.,1999.
  6. Добряков И.В. Хрестоматия по перинатальной психологии: Психология беременности, родов и послеродового периода. - М.: Изд-во УРАО, 2005.
  7. Добряков И.В. Перинатальная психология. - СПб.: Питер, 2010.

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML

Copyright (c) 2015 Savitskaya E.M.

Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License.

This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies