Психологические аспекты перинатальной безопасности


Цитировать

Полный текст

Аннотация

В последние годы растет интерес специалистов (психологов, психотерапевтов, акушеров-гинекологов, педиатров и др.) к практическому применению теоретических разработок перинатальной психологии. Однако до сих пор осведомленность пациентов, нуждающихся в перинатальной психотерапии, о возможности ее получения находится на низком уровне. Подготовка к беременности и родам в настоящее время заключается в основном в укреплении здоровья будущих родителей и улучшении материально-бытовых условий семьи. Вместе с тем существует много психологических факторов, которые могут сказаться на перинатальном развитии ребенка и повлиять на его состояние. Это, прежде всего, психологическая готовность женщины к предстоящей беременности, мотивы зачатия ребенка, гестационная доминанта, психоэмоциональное состояние беременной женщины, перинатальное общение и взаимодействие с ребенком. Для обеспечения перинатальной безопасности с целью здорового развития ребенка необходимо более активное взаимодействие всех заинтересованных специалистов с будущими родителями.

Полный текст

Вопросы психологической безопасности жизнедеятельности человека ак- тивно обсуждаются в практической психологии достаточно давно. В послед- нее время особо пристальное внимание уделяется решению этой проблемы в связи с ребенком и его жизнедеятельностью. Это, прежде всего вопросы, свя-1 Елена Матвеевна Савицкая, кандидат психологических наук, профессор кафедры возрастной и педагогической психологии факультета психологии и специального образованиязанные с психологической безопасностью образовательной среды, всех участников образовательного процесса: ребенка, педагогов, родителей. На сегодня особую актуальность приобрело направление психологических ис- следований, посвященных психологическим аспектам перинатальной без- опасности.Рождение ребенка является знаменательным событием в жизни каждой семьи. Многие родители начинают готовиться к этому событию еще задолго до предстоящей беременности. Как правило, подготовка включает в себя ме- ры, направленные на заботу о здоровье будущих мамы и папы (посещение врача, прием поливитаминов, правильное питание и т.д.), улучшение матери- ально-бытовых условий. Подобные мероприятия свидетельствуют об ответ- ственном родительстве и благоприятно сказываются на здоровье будущего малыша. Однако практически никто из будущих родителей не задумывается о психологическом здоровье ребенка и его перинатальной безопасности.Догадки женщин о том, что ребенок еще до рождения что-то понимает и откликается на их чувства и мысли, получили научное подтверждение. На самом деле он очень чутко реагирует на внешние раздражители, чувствует настроение и психоэмоциональное состояние матери, чувствует, как мама от- носится к нему [1].Утроба матери сама по себе является для малыша тем местом, где он ощущает себя в абсолютной безопасности, чувствует комфорт. Вместе с тем существует много психологических факторов, которые могут сказаться на перинатальном развитии ребенка и повлиять на его состояние. Говоря о пе- ринатальной безопасности плода, необходимо учитывать следующие психо- логические аспекты:психологическая готовность женщины к предстоящей беременности;мотивы зачатия ребенка;гестационная доминанта;психоэмоциональное состояние беременной женщины;перинатальное общение и взаимодействие с ребенком.Рассмотрим влияние каждого из этих аспектов на психологическое со- стояние ребенка. Нарушения перинатального опыта могут возникать как по причинам физиологическим, так и в связи с негативным влиянием материн- ских установок и отношений к будущему ребенку [2].Изменения, происходящие в психике и поведении беременной женщины, так или иначе, оказывают влияние на психическое и физическое здоровье ма- тери и ребенка. Для многих женщин время первой беременности является пе- риодом сильных эмоциональных переживаний, которые могут сопровождать дальнейшее становление и созревание собственного образа «Я» беременной, ее развитие в полноценного взрослого человека, способного в дальнейшем заботиться о беспомощном и требовательном младенце. Для других же бере- менных это время, когда созревают болезненные и пугающие переживания, осложняющие как процесс вынашивания ребенка (различные патологии бе- ременности), так и течение родов и последующие детско-родительские отно- шения, делая их патологичными и деструктивными.К сожалению, далеко не все женщины, даже планируя беременность, психологически готовы к ней. Между тем важность раннего общения матери и плода для психологической полноценности личности подчеркивается мно- гими исследователями. Именно в это период у ребенка формируется базисное доверие к миру. Если малыш чувствует себя любимым и желанным, чувству- ет, что мама принимает его, то он развивается в комфорте и безопасности. Именно поэтому забота о здоровье и комфорте ребенка, о его перинатальной безопасности должна начинаться задолго до зачатия, а именно с формирова- ния у женщины позитивной установки на материнство, с психологической готовности к предстоящей беременности [3].Следующим немаловажным моментом является мотив зачатия ребенка. К сожалению, в настоящее время зачатие в большинстве случаев бывает неза- планированным. Если женщина вынашивает нежеланного ребенка, то ее эмо- циональный фон обычно характеризуется амбивалентностью. Во время бере- менности у таких женщин часто отмечаются вегетативные нарушения, обострения психосоматических и хронических соматических заболеваний, токсикозы, различные невротические реакции, стертые депрессивные состоя- ния. Все это приводит к искажениям антенатального взаимодействия в систе- ме «беременная - плод».При этом беременные женщины оказываются не готовыми к родам, а ре- бенок уже в утробе лишается базового доверия к матери и окружающему ми- ру, что впоследствии приводит к повышенной тревожности, снижению чув- ства собственного достоинства. Отвержение еще не родившегося ребенка влияет на его социальную адаптацию в дальнейшей жизни. Многие из таких детей имеют заниженную самооценку, испытывают большие трудности в установлении межличностных отношений. Позднее им трудно выбрать про- фессию, создать семью. К своим собственным детям они нередко холодны.Предполагается, что желание беременности обоими супругами - залог психологического комфорта, семейного счастья, благоприятной ситуации для течения беременности и родов. Это далеко не так. Часто бывает, что заплани- рованная, желанная беременность не сближает супругов, а, наоборот, приво- дит к отчуждению, делает напряженными отношения, семейную ситуацию. Все зависит от преобладания конструктивных и неконструктивных мотивов зачатия ребенка.Примером конструктивных мотивов зачатия при этом могут служить:стремление к бессмертию путем повторения себя в ребенке;выражение благодарности любимому человеку за счастье, которое он доставляет;желание творчества.Деструктивно сказывается на семейных отношениях, на личности каждо- го из супругов, на воспитании ребенка и его перинатальном развитии зачатие, имеющее следующие цели:вынудить партнера жениться;укрепить отношения в семье («привязать» к себе, вернуть мужа, предотвратить его уход и т.п.);родить, «чтобы был хоть один близкий человек», чтобы было о ком за- ботиться;заменить родившимся ребенком утраченного близкого;родить «для здоровья» (нередко по совету врачей) и многое другое. Таким образом, большое значение в обеспечении перинатальной безопасно-сти ребенка, помимо психологической готовности будущих родителей, имеют еще и мотивы, которыми руководствуются супруги при зачатии детей [4].После того как женщина узнает, что она беременна, у нее формируется гестационная доминанта [5].Оптимальный вариант психологического компонента гестационной до- минанты отмечается у женщин, которые рады, что беременны. Они ответ-ственно, но без лишней тревоги относятся к беременности, адекватно реаги- руют на возникающие проблемы, конструктивно с ними справляются. Отно- шения с мужем у женщины гармоничны. При оптимальном типе гестацион- ной доминанты у здоровой беременной женщины биологической и психоло-гической основой формирования психики ребенка является опыт исходного симбиотического единства плода и матери в периоде безмятежного, почти идеального внутриутробного существования, являющегося залогом здоровья и благополучного развития ребенка. Отношение женщины к плоду, а затем кродившемуся ребенку характеризуется любовью и ответственностью. Его она воспринимает как частицу себя, но в то же время часто с удовольствием ста- рается представить себе ребенка, которого вынашивает, общается с ним. Именно такое отношение к ребенку является залогом его психологического здоровья и перинатальной безопасности [6].Негативно на здоровье и развитие ребенка может повлиять гипогестогно- зический вариант психологического компонента гестационной доминанты. Он характерен для женщин с явным или, чаще, скрытым, бессознательным неприятием своей беременности. Как правило, они равнодушны к тому, заме-чают окружающие у них признаки беременности или нет, но повышенное внимание, расспросы по поводу беременности, состояния здоровья, попытки особого отношения, предложения помощи вызывают у таких женщин раз- дражение. Женщина как бы забывает о беременности, старается игнорироватьее проявления. Двигательной неловкости, связанной с увеличением собствен- ного веса, такие женщины первое время не испытывают, но чем больше срок, тем более раздражают их соматические проявления беременности. Плод женщина старается не замечать даже после начала шевелений, не предприни-мает попыток установить с ним контакт, представить себе, какой он, как бу- дет выглядеть после рождения. При этом ребенок чувствует себя ненужным, нежеланным, испытывает чувство дискомфорта.Негативное влияние на перинатальную безопасность ребенка оказываеттревожный вариант психологического компонента гестационной доминанты. С момента осознания своей беременности женщины находятся во власти дурных предчувствий, в постоянном нервном напряжении. Они стесняются своей беременности, им очень неприятно, если посторонние люди замечают,что они «в положении». Их тревожит отношение к беременности родителей, мужа, даже если оснований для этого нет. Женщины боятся осложнений бе- ременности, постоянно беспокоятся о ребенке. Возникшие шевеления частотрактуют как проявления его дискомфорта или нездоровья. Они полагают, что в родах непременно должно случиться что-то нехорошее либо с ними, либо с малышом, либо с обоими. Безусловно, подобное отношение к бере- менности и плоду вызывает у самого ребенка ощущение тревоги, беспокой- ства и дискомфорта.Эйфорический вариант психологического компонента гестационной доми- нанты также оказывает отрицательное влияние на психологическое и соматиче- ское развитие ребенка. При эйфорическом варианте женщины видят будущее только в розовом свете. У таких женщин во время беременности преобладает повышенный фон настроения. В отличие от нормального хорошего настроения, способствующего адекватной оценке происходящего, эйфория делает беремен- ных женщин нечувствительными к объективной реальности. При возникнове- нии каких-либо проблем, осложнений течения беременности они застают жен- щин врасплох, воспринимаются чересчур эмоционально, их тяжесть преувели- чивается. Любые трудности, связанные с беременностью, родами, послеродовым периодом, заботы о малыше оказываются для женщин неожиданно удручающи- ми. Часто такие женщины уверены в том, что их ребенок будет самым краси- вым, самым умным, самым талантливым. Увидев новорожденного, многие женщины этой группы испытывают разочарование и это чувство возникает по мере роста и развития ребенка неоднократно.С учетом влияние на здоровье и развитие ребенка и физического состоя- ния будущей матери, ее психологического настроя беременной женщине необходимо заботиться не только о своем соматическом здоровье, но и пси- хоэмоциональном самочувствии [7]. Позитивное настроение, положительные эмоции, чувство любви к ребенку, общение и взаимодействие с ним еще до родов, и в то же время способность адекватно реагировать на различные про- блемы и трудности, являются залогом гармоничного развития и перинаталь- ной безопасности малыша. И наоборот, если будущая мама находится в по- стоянном стрессе, в подавленном настроении, испытывает чувства тревоги или разочарования, не умеет конструктивно справляться с различными про- блемами, если взаимоотношения с супругом конфликтны и дисгармоничны, то ребенок испытывает чувство беспокойства, дискомфорта, что в дальней- шем может сказаться на его психологическом здоровье и развитии.Большая научно-практическая работа в этом направлении в течение по- следних лет проводится на базе факультета психологии Поволжской государ- ственной социально-гуманитарной академии совместно с Областным цен- тром диагностики и консультирования и государственным бюджетным учре- ждением здравоохранения Самарской области «Самарский центр медицин- ской профилактики». Преподавателями факультета совместно с сотрудника- ми центров были написаны и опубликованы учебно-методические пособия для специалистов (психологов, педагогов, медицинских работников), а также брошюры, памятки для будущих родителей, беременных женщин и молодых матерей с целью проведения просветительской работы с данной аудиторией.В Самарской области и в городском округе Самара проводится активнаяработа не только по проблеме подготовки к родам, но и по вопросам перина- тального общения и взаимодействия с ребенком, будущих мам и пап готовятк ответственному, психологически грамотному, осознанному родительству. С этой целью в нашей области на базе женских консультаций функционируют«школы» для будущих родителей «Позитивное материнство».Активная работа проводится с женщинами по профилактике абортов. Это направление включает в себя и пропаганду знаний среди девушек фертильно- го возраста по вопросам контрацепции, а также половое воспитание с целью формирования ответственного отношения к материнству. На базе женских консультаций, лечебных учреждений проводятся беседы с женщинами, же- лающими прервать беременность, по профилактике абортов, а также оказы- вается психологическая помощь и психоэмоциональная поддержка женщи- нам на разных сроках беременности с целью формирования оптимальной ге- стационной доминанты.Формирование и обеспечение перинатальной безопасности является сего- дня одной из важнейших задач практической психологии, от решения кото- рой зависит здоровье и жизнедеятельность будущих поколений.
×

Об авторах

Елена Матвеевна Савицкая

Поволжская социально-гуманитарная академия

Email: lampasha90@mail.ru
кандидат психологических наук, профессор кафедры возрастной и педагогической психологии факультета психологии и специального образования 443099, Самара, ул. Максима Горького, 65/67

Список литературы

  1. Захаров А.И. Ребенок до рождения и психотерапия последствий психических травм. - СПб., 1998.
  2. Крайг Г. Психология развития. 7-е междунар. изд. - СПб., 2000.
  3. Добряков И.В. Позитивный подход в психотерапии семьи, ожидающей ребенка// 1-я Всемирная конференция по позитивной психотерапии: тезисы докл. -СПб., 1997. - С. 52.
  4. Батуев А.С., Соколова Л.В. Учение о доминанте как теоретическая основа формирования системы «мать - дитя» // Вестн. С.-Петерб. ун-та. Сер. 3. Вып. 2. -СПб., 2006. - С. 85-102.
  5. Мухамедрахимов Р.Ж. Мать и младенец: психологическое взаимодействие. -СПб.,1999.
  6. Добряков И.В. Хрестоматия по перинатальной психологии: Психология беременности, родов и послеродового периода. - М.: Изд-во УРАО, 2005.
  7. Добряков И.В. Перинатальная психология. - СПб.: Питер, 2010.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

© Савицкая Е.М., 2015

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.

Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах