The creative thinking development of the technical university student


Cite item

Full Text

Abstract

The necessity of future engineers’ working with professional literature in foreign languages is mentioned in the article. The process mentioned above is performed by special pedagogical means and technologies. The solving of the problem of developing student’s discursive-creative abilities specifies an important role of cognitive tasks in the process of dealing with scientific discourse encouraging making up of personality which is ready for the future professional activity. The theoretical analysis lets us assume that such tasks are aimed at perception, understanding and creating students’ own discourse as the processes mentioned above require such mental operations as analysis, synthesis, comparison, generalization, specification, abstracting in the process of information decoding, deverbalization and explication that result in thinking flexibility, breadth, fluency and originality and lead to its creativity. The theoretical basis lets us use the humanitarian techniques contributing to the creative-thinking development. The program of the creative-thinking development is also presented in the article.

Full Text

Особое место в системе высшего образования занимает техническое, обеспечивающее подготовку кадров высшей квалификации для материально- го производства. Однако, унифицированность и однонаправленность процес- са получения готовых знаний, характерные для образовательной системы со- временного вуза, резко снижает творческую активность студента в сфере са-Валентина Григорьевна Рындак, д.п.н., профессор, заведующий кафедрой общей педагогикиПолина Глебовна Лабзина, преподаватель кафедры иностранных языковАльфия Валеевна Москвина, д.п.н., профессор кафедры общей педагогикимообразования, общественной и научной работы. Результаты исследований М.М. Зиновкиной, В.Г. Рындак показали, что на момент выхода из вуза толь- ко единицы выпускников способны решать сложные профессиональные про- блемы [1, 2]. Это вызывает психологический и социальный дискомфорт в условиях новой ситуации на рынке занятости инженерных кадров, их неадек- ватное отношение к учебе, неустойчивость мотивации, высокий уровень тре- вожности из-за неуверенности в своем профессиональном будущем.В условиях развития педагогических теорий в области проблемы станов- ления профессионализма, интеллекта и творчества будущих инженеров осо- бое значение приобретает так называемая «педагогическая инженерия, кото- рая переместила акценты с передачи знаний на организацию образовательной деятельности с целью получения образовательной продукции» [3, с. 60]. Учет тенденций развития современного социума, системы высшего профессио- нально-технического образования делает очевидной значимость развития креативного мышления студента технического вуза, возраст которого сенси- тивен в аспекте поставленных задач, так как характеризуется проявлением способности к самостоятельности в получении знаний и продуктивному мышлению; формированием представлений о собственной жизненной пози- ции и будущей профессии, осознанием себя целостной личностью [4].Важным качеством современной цивилизации является ее техногенный характер. В современном обществе технике приписывается ведущая функция и отводится большое место и существует спрос на выпускников технического вуза, которые способны:выполнять работы в области научно-технической деятельности по проектированию, строительству, информационному обслуживанию;разрабатывать методическую и нормативную документацию;осуществлять комплексное обоснование принимаемых и реализуемых решений;принимать активное участие в работах по исследованию проектов предприятия;изучать и анализировать информацию, обобщать и систематизировать данные;развивать творческую инициативу, изобретательство, осуществлять внедрение достижений отечественной и зарубежной техники [5].Без инженерного творчества, креативного мышления, изобретательности никакой технический прогресс невозможен. Задачи реформирования россий- ской экономики по силам специалистам, знающим современную технику и технологии, обладающим креативным мышлением и способностью к изобре- тательству. Современный инженер - это не только хороший производствен- ник, а специалист, понимающий экономические, экологические, социальные и другие проблемы общества. Он должен отличаться научной и технической эрудицией, стремлением к постоянному развитию своих профессиональных интересов, критическим подходом к поиску конструктивных решений про- блем, умением работать с людьми.В любой области настоящий инженер должен действовать самостоя- тельно, инициативно и находить креативный подход к разрешению не- стандартных ситуаций. Необходимые для этого качества являются не только результатом обучения и воспитания в техническом вузе, но также итогом накопленных практических навыков решения задач в ходе профес- сиональной деятельности.Одной из главных компетенций инженера становится способность адап- тироваться к стремительно возрастающим требованиям в области новых про- граммных продуктов, современной техники, новейших технологий [6].Основополагающими при определении понятия «креативное мышление студента технического вуза» стали исследования ученых, рассматривающих креативность личности как: совокупность равных способностей, каждая из которых может быть представлена в разной степени (С. Тейлор); способность к обостренному восприятию недостатков пробелов в знаниях, недостающих элементов, дисгармонии (Э. Торренс); особенности поведения личности, про- являющаяся в оригинальных способах получения продукта (Дж. Рензулли); процесс переконструирования элементов в новых комбинациях (С.А. Мед- ник); доминирование процесса создания нового (А.Б. Брушлинский), дидак- тическая основа эвристической деятельности (А.В. Хуторской) и др. [7].В ходе проведения исследования мы использовали языковой (тексто- вый) потенциал занятий по иностранному языку, что позволило рассматри- вать «креативное мышление студента технического вуза» как интеллектуаль- ную активность личности, проявляющуюся в конструктивной деятельности на основе умения генерировать новые нестандартные идеи, выбирать про- дуктивные способы преобразования и трансформации исходного объекта при решении познавательных задач, что обусловливает развитие дискурсивно- креативных способностей студента в ходе интерпретации и понимания, нар- ративации (описания), декодирования (предметного опознания воспринятой информации на основе анализа и синтеза), девербализации (извлечения ин- формации из языковых средств при переводе) и экспликации (уточнения) профессионально значимой информации. Было уточнено понятие «по- знавательная задача» как особое педагогическое средство, характеризу- ющееся наличием цели и исходных условий для изучения и трансформа- ции проблемной ситуации на основе недостаточно имеющейся информа- ции, что требует от студента в процессе обучения осуществления интер- претации и понимания, извлечения знаний из изучаемых текстов, владения способами применения языковых средств и уточнения профессионально значимой информации [8, с. 43].Развитие студента как личности реализуется в его связи с обществом и в процессе общения с другими людьми. Эти определяет необходимость обучения его работе с научно-техническим дискурсом в плане эксплика- ции, понимания и интерпретации профессионально значимой информации, интегрирующей значимые вопросы общения, взаимопонимания, сотрудни- чества, диалога.Решение профессиональных задач представляет собой интеграцию про- цессов нахождения, восприятия и понимания информации готового ситуа- тивно необходимого дискурса и вербальное выражение умозаключений (до- казательство, аргументация, возражение, убеждение и т.д.), т.е. создание соб- ственного дискурса, из чего следует, согласно исследованию А.А. Саморуко- ва, что способность воспринимать и порождать вербальные сообщения со- гласно прагматическому контексту считается значимым элементом профес- сиональной деятельности [9].Многочисленные теории исследования дискурса позволяют говорить о легитимности его педагогического статуса. Необходимость формирования навыка работы с научно-техническим дискурсом как профессионально зна- чимого качества будущего выпускника обусловлена его универсальным при- менением во всех сферах жизнедеятельности.Учитывая вышеизложенное, мы пришли к выводу, что с целью развития креативного мышления студента необходимо строить процесс обучения с ис- пользованием познавательных задач на основе профессионально- ориентированного дискурса.Теоретический анализ позволил определить потенциал познавательной задачи как совокупность ресурсов, представленных имплицитными знаниями и скрытым, условным характером действий по преодолению имеющихся про- тиворечий, затруднений, и возможностей, раскрывающихся:в усилении активности студента в самостоятельном добывании знаний на основе его устремлений, потребностей и интересов, что требует создания условий для проявления инициативы и способностей выходить за пределы ситуации, требующей разрешения;в актуализации качественных изменений продуктивных процессов мышления за счет поэтапного решения познавательных задач;в становлении дискурсивно-креативных способностей как смыслового ядра креативного мышления посредством активизации механизмов ассоциа- ции, интуиции, анализа и синтеза, эвристических приемов.Вслед за М.М. Зиновкиной в ходе экспериментальной работы мы нашли подтверждение тому, что познавательные задачи выступали средством разви- тия креативного мышления студента технического вуза, так как при создании проблемных ситуаций студент включался в творческий процесс и активно начинал поиск разрешения неизвестных, непредсказуемых явлений [1].Программа развития креативного мышления студента технического вуза была разработана в соответствии с Государственным образовательным стан- дартом, определяющим целевой компонент программы - развитие креатив- ного мышления студента в техническом вузе; ее задачи: 1) обеспечить усвое- ние студентами содержание понятия «креативное мышление»; 2) показать возможности развития креативного мышления в образовательном процессе вуза; 3) актуализировать возможности развития креативного мышления сту- дента в образовательном процессе вуза; 4) обеспечить усвоение базовых по- нятий о процессе развития креативного мышления; 5) определить возможно- сти познавательной задачи для развития креативного мышления студента; 6)осуществить отбор и реализацию технологий, интегрирующих процессы профессиональной деятельности и межличностного взаимодействия, способ- ствующих развитию креативного мышления студента технического вуза; 7) обеспечить реализацию педагогических условий для развития всех структур- ных компонентов креативного мышления студента на основе принятия его субъектности в образовательном процессе. Методологический компонент программы представлен компетентностным и герменевтическим подходами, позволяющими представить разработанную программу как единство целей, задач, содержания, форм и методов развития креативного мышления студента технического вуза. Цель использования компетентностного подхода заклю- чается в развитии свободного и креативного мышления обучающихся, фор- мировании знаний и умений, готовящих студентов к социальным условиям общества, самостоятельном получении информации, раскрытии лидерских качеств. Реализация герменевтического подхода в образовательном процессе интенсифицирует познавательную деятельность студента посредством акти- визации интуиции, воображения и ассоциативных связей.Содержательный компонент программы отражает совокупность сведе- ний, фактов, представлений, технологий и методов, реализация которых ори- ентирована на развитие дискурсивно-креативных способностей студента к творческому поиску инновационных решений; к анализу связей и отношений между элементами информации; к оценке и структурированию информации; к выявлению и освоению эксплицитной (явной, вербальной) и имплицитной (подтекстной) профессионально значимой информации. Уровнево- результативный компонент отражает достигнутые результаты с учетом уров- ней развития креативного мышления студента (допустимый, оптимальный, творческий) по выявленным критериям (мотивационному, когнитивному и деятельностному) и соответствующим показателям.Следует отметить, что будущая профессиональная деятельность студен- тов технического вуза включает работу также с источниками информации на иностранном языке, что подразумевает осуществление процесса понимания и интерпретации профессионально значимой информации посредством перево- да, креативный характер которого доказывается в исследованиях ученых.[10]Обучение иностранному языку базируется на стимулировании речемыс- лительной активности студентов. Общения не может быть без речемысли- тельной активности, её предполагает сама коммуникативная направленность процесса обучения, при которой нужно отойти от весьма распространённых при обучении иностранным языкам механических видов работы. Научный поиск направлен на то, чтобы найти способы стимулирования речемысли- тельной активности обучаемых, разрабатывать речемыслительные задачи, активизирующие их коммуникативно-познавательную деятельность и спо- собствующие развитию не только речи, но и творческого потенциала буду- щих специалистов [11].Преподаватели иностранного языка сегодня сталкиваются не только с трудностями в выборе материалов, методов и средств обучения, но и с про-блемами более высокого порядка, связанными с выбором подхода к обуче- нию и технологической стороны этого процесса [12].Введение в процесс обучения инновационных гуманитарных технологий актуализировало способности студентов комбинировать и преобразовывать ранее усвоенные знания, импровизировать, проявлять индивидуальный стиль в подходе к решению проблемы образовательной или профессионально ори- ентированной.Организационно-методическим инструментарием по сравнительному анали- зу информации выступила технология cheater Google («Детектор лжи»), ориен- тированная на развитие способности видеть проблему, осуществлять коррекцию собственных ошибок на основе анализа и синтеза полученных из текста данных. Способность выделять главные мысли и глубоко понимать отдельные факты формировалась при помощи фликр-технологии (flickr), направленной на созда- ние фотоколлажа по тематике изучаемого текста посредством компьютерных технологий и ресурсов интернет-сайта flickr.com. В целях становления межлич- ностных отношений реализовывалась технология геокэшинг (geocaching от греч. Geo - Земля и англ. cache - тайник), определяющая развитие гибкости мышле- ния; способность быстро переключать внимание; создание собственного креа- тивного продукта, адекватного пониманию других обучающихся в контексте интерпретации понятий и определений.Все рассмотренные технологии базируются на использовании познава- тельных задач, являющихся пусковым механизмом формирования мотивации учебной деятельности студентов. Как отмечает в своем исследовании Н.В. Агеенко, организация учебного материала на основе познавательных задач способствует формированию практических умений пользоваться языком как средством общения [13].Применение данных гуманитарных технологий обусловлено их направ- ленностью на понимание студентами профессионально значимой информа- ции, представленной в научно-техническом дискурсе, осознанием коммуни- кативной цели профессионального общения, реализацией способов представ- ления информации в необходимой форме согласно обозначенной коммуника- тивной цели, что обеспечило качественное обновление содержания техноло- гического образования студентов технического вуза и повышение их общей инженерной культуры.Проведенное исследование позволило сделать следующие выводы:Выявлено, что изучение проблемы развития креативного мышления студента технического вуза является актуальным и перспективным направ- лением в теории и методике профессионального образования, отражающим инновационные и социокультурные изменения в обществе и образовании.Анализ литературы по изучаемому вопросу позволил сделать вывод о том, что развитию креативного мышления способствует мотивированная по- знавательная деятельность, основу которой составляет разрешение противо- речий или проблем, получающих выражение в виде познавательной задачи.Определено, что решение познавательных задач предполагает посте- пенно усложняющийся характер учебно-познавательной деятельности (отстандартной - обучающей - поисковой - проблемной - к креативной). Воз- можности познавательных задач содействуют развитию креативного мышле- ния студента технического вуза, стимулируют самопознание, познавательный интерес и активность, позволяют осознанно подходить к решению познава- тельных задач, глубоко понимать и осваивать учебные знания и способы дея- тельности, создают повышенную мотивацию обучения, а также предпосылки реализации себя в познании, образовательной деятельности и последующей профессиональной творческой деятельности.Подтверждено, что разработанная программа развития креативного мышления студента технического вуза на основе компетентностного и герме- невтического подходов (при ведущем компетентностном), в соответствии с задачами, принципами, формами и методами выступает в качестве организа- ционно-технологической основы актуализации развития творческих способ- ностей обучающихся.Экспериментально доказана эффективность педагогических условий, обеспечивающих стимулирование креативного поиска решения познаватель- ных задач на уровне продуктивной эмоциональной и интеллектуальной напряженности; формирование аналитических умений студента в усложняю- щейся деятельности без опоры на внешние средства; развитие способности использовать знания научно-технического дискурса в разрешении социально- профессиональных проблем коммуникативного характера.
×

About the authors

Valentina G. Ryndak

Orenburg State Pedagogical University

Email: ped@bk.ru
Professor of Pedagogical Department 19, Sovetskaya str., 460014

Alfiya V. Moskvina

Orenburg State Pedagogical University

Email: moskwin-il1@yandex.ru
Professor of Pedagogical Department 19, Sovetskaya str., 460014

Polina G. Labzina

Samara State Technical University

Email: labzinapg@mail.ru
Senior Teacher of Foreign Languages Department 244 Molodogvardeiskaya str., 443100

References

  1. Зиновкина, М.М. Креативное инженерное образование. Теория и педагогические инновационные технологии: монография / М.М. Зиновкина. - М.: Изд-во МГИУ , 2003. - 350 с.
  2. Рындак, В.Г. Педагогика креативности: монография / Рындак В.Г. - М.: Изд. дом. «Университетская книга», 2012. - 284 с.
  3. Москвина, А.В. Становление интеллектуального творчества старшеклассников:учебное пособие для студентов педвузов / А.В. Москвина; Мин-во образования и науки РФ; Оренбург. гос. пед. ун-т. - М.: Изд-во «Высшая школа», 2008. - 352 с.
  4. Лабзина, П.Г. Моделирование творческого мышления посредством системы познавательных задач / П.Г. Лабзина // Профессиональное образование. Столица. - 2009. - № 3. - С. 11-13.
  5. Инженер [Электронный ресурс] - Режим доступа: World Wide Web. URL: http//www/encbook.ru/content33B279
  6. Электронный журнал об образовании [Электронный ресурс] - Режим доступа:World Wide Web. URL: http://www.akvobr.ru/problemy_inzhenerno_tehnicheskogo_obrazovania.html
  7. Хуторской, А.В. Дидактическая эвристика. Теория и технология креативногообучения. - М.: Изд-во МГУ, 2003. - 416 с.
  8. Лабзина, П.Г. Творческий потенциал познавательной задачи в развитии креативного мышления студента технического вуза / П.Г. Лабзина, А.В. Москвина: учеб.-метод. пособие. - Оренбург: ГБУ РЦРО, 2014. - 97 с.
  9. Саморуков, А.А. Формирование дискурсивной компетентности студента в образовательном процессе вуза: автореф. дис. … канд. пед. наук: 13.00.08 / А.А. Саморуков. - Оренбург, 2008. - 25 с.
  10. Виноградова, О.С. Формирование иноязычной коммуникативной компетенции с использованием проблемных методов обучения иностранному языку на продвинутом этапе специализированного вуза: автореф. дис. … канд. пед. наук:13.00.02. / О.С. Виноградова. - Москва, 2003. - 23 с.
  11. Лабзина, П.Г. Мотивация как важный фактор развития творческого мышления будущих инженеров в процессе изучения иностранного языка / П.Г. Лабзина // Проблемы и перспективы профессиональной педагогики: труды конференции 26 февраля 2008. - Самара: Самар. гос. техн. ун-т, 2008. - 376 с. - С. 137-140.
  12. Доброва, В.В. Психолингвистический подход к исследованию способности обучения иностранным языкам // Вестник СамГТУ. Серия: Психолого-педагогические науки, 2011. - № 2. - С. 27-34.
  13. Агеенко, Н.В. Профессионально-ориентированное обучение иностранному языку в вузе / Н,В. Агеенко // Наука, образование, общество: проблемы и перспективы развития: сб. науч. тр. по матер. Междунар. практ. конф., в 10 частях.- Тамбов, 2013. - С. 12-14.

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML

Copyright (c) 2015 Ryndak V.G., Moskvina A.V., Labzina P.G.

Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License.

This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies