DEVIANT BEHAVIOR OF STUDENTS IN THE SOCIAL AND PSYCHOLOGICAL ADAPTATION IN HIGHER EDUCATION


Cite item

Abstract

In the article a phenomenon of lying in the context of deviant behavior in social and psycho-logical adaptation in higher education is considered. A complex approach to the analysis of the causes of deviations in the behavior of students is used. The motives of lying in accordance with the accentuation of character students are investigated. Explore areas such as the impact of neurosis on I-conceptual structures of personality: lie as a self-deception both in the form of an inadequate indicator of self-bias, distort the perception of their own social significance and lies as a means to manipulate the behavior of participants in social interaction. The results of the statistical analysis of indicators such as motivational orientation lies, according to the accentuation of character are listed. The dynamics of changes in the motives of lying according to age students is showed. The causation of complex influence neurotic character changes and accentuation of personality of students and their deviant behavior in the process of social and psychological adaptation in high school is displayed. The specific character of modern conditions of education in the context of the impact on the psycho-emotional sphere of students is analyzed. The causality of the effects of information load of a destructive nature to the general state of mental stability of students and their emo-tional burnout are detected. The burnout syndrome in the context of detection of symptoms is described. The highlights the impact of the effect of burnout students on the general mood of the social group is underlined too. The mechanism of inclusion of mental defense mechanisms with the aim of social and psychological adaptation of the person to restore the psychological comfort in the university is showed. The results of the author's use of techniques to determine the motive of lying in the social in-teraction of students is presented. These studies show the relationship of lying students to lie: the opinions of the possibility of forgiveness of yourself and others against the lies are pre-sented. It is proposed to define a lie as a deviant strategy of social and psychological adapta-tion of students in high school.

Full Text

Вопросы особенностей социально-психологической адаптации студентов в вузе являются актуальными для исследователей в области педагогической психологии. Современные условия образования предполагают высокую степень вовлеченности студента в процесс освоения содержания учебных дисциплин на фоне значительно возросшей психоэмоциональной нагрузки под воздействием социально-экономических процессов в стране. Психоэмоциональная нагрузка является специфическим фактором, который запускает эффект эмоционального выгорания, возникающего в результате продолжительных стрессов. Синдром выгорания характеризуется негативными переживаниями, снижением концентрации внимания и, как следствие, снижением уровня академической успеваемости и общим состоянием утомленности. Факт выгорания имеет влияние на коллективное настроение социальной группы студентов, создавая у них иррациональные установки для восприятия и интерпретации событий окружающей действительности. Комплексное воздействие психоэмоциональной нагрузки и эффекта эмоционального выгорания является причиной включения работы защитных механизмов психики с целью социально-психологической адаптации личности для восстановления психологического комфорта. Однако кроме конструктивных механизмов адаптации существуют деструктивные, проявляющиеся в девиациях - невербальном и вербальном поведении студентов: ложь в социальном взаимодействии, курение электронных сигарет в помещениях учебных корпусов, нецензурная брань, пропуски занятий без уважительной причины. Целью данного исследования является изучение динамики изменения мотива девиантного поведения, в частности лжи, в процессе социально-психологической адаптации в вузе согласно возрастным особенностям студентов. Для достижения цели исследования нами была разработана комплексная программа диагностики личности студентов. Изучались такие особенности, как акцентуации характера, степень невротизации личности и доминирующая мотивация лжи в определенном возрастном диапазоне. К. Леонгард предложил термин «акцентуации» для людей с выраженными чертами характера. Согласно его теории, личности с акцентуацией пребывают в пограничном состоянии с психопатией. Однако Леонгард подчеркивал роль акцентуаций как фактора, разрушающего структуру личности, только лишь при условии воздействия неблагоприятных событий. Воздействие на личность акцентуаций характера не всегда приводит в состояние дезадаптации. Невроз как «болезнь цивилизации» является на сегодняшний день распространенным явлением среди населения в России. Нестабильность социально-экономических условий, внешние и внутренние политические события, психотравмирующие трансляции СМИ относительно катастроф и опасностей окружающей среды создают фрустрационное воздействие на население. Хроническое переживание фрустраций, неразрешимость внутриличностных противоречий приводит к невротическим изменениям лично-сти. Понятие «невроз» было введено шотландским врачом В. Кулленом еще в 1776 году. В дальнейшем была определена разновидность невротических отклонений: неврастения, истерия и невроз навязчивых состояний. Под воздействием любой разновидности невроза личность претерпевает значительное психоэмоциональное напряжение, выражающееся в заниженной или неадекватно завышенной самооценке, высокой чувствительности к стрессам, частом состоянии тревоги, неопределенности выбора системы ценностей, нестабильности соматического комфорта, искажении представления о собственной значимости в процессах социального взаимодействия, панических атаках и тревожных расстройствах и фобиях. Перечисленные факторы являются необходимым условием для работы социально-психологической адаптации личности студентов, которая в свою очередь имеет разные виды направленности: по конструктивному и деструктивному типу [4]. Задача социально-психологической адаптации заключается в достижении психоэмоционального комфорта, в первом случае через преобразование окружающей среды путем собственных достижений, во втором - через изменение Я-концептуальной позиции с помощью ком-пенсаторных стратегий поведения, таких как стремление к социальной полезности, цинизм, непризнание ценности достижений окружающих и ложь. Изучением лжи как психологического феномена занимались многие исследователи. С ранних стадий развития общества ложь используется людьми так часто, как человеку требуется защита - от биологического до психологического дискомфорта. С развитием человеческого мышления совершенствовались формы, виды и мотивы лжи. Если в первобытном обществе, несмотря на наказание в случае обнаружения другими членами сообщества, люди утаивали пищу друг от друга ради физического выживания, то в современном обществе ложь широко используется в бизнесе, рекламе, межличностных отношениях, ради реализации притязаний, направленных на достижение социального превосходства [2]. Современные исследователи предлагают различные подходы к изучению лжи: ранжирование на неправду, ложь и обман [5]; обман, ложь и манеры поведения [9, 10, 12]; относительность девиаций [11]; ложь как психологический феномен в социокультурном взаимодействии [1, 10, 13]; индивидуальные различия между лжецами и способность диагностики их лжи [14]. В данном исследовании мы рассматривали феномен лжи с точки зрения девиации [1, 3, 6, 7, 8] в процессе социально-психологической адаптации исходя из разделения ее по критериям мотивационных характеристик, в частности эмоциональной, рациональной и защитной. Также были изучены личностные особенности студентов в контексте акцентуаций характера и эмоционального здоровья. В комплексной диагностике определялись акцентуации характера (К. Леонгарда), степень невротизации (К. Хека и Х. Хесса), а также в ходе проведения эксперимента применялась авторская «Методика диагностики мотивов лжи в социальном взаимодействии». Авторская методика состоит из четырех шкал, включающих 40 вопросов: 1) шкала лжи определяет откровенность при ответах на вопросы: если количество положительных ответов больше 4 - ответы считаются некорректными; 2) шкала эмоциональной мотивации лжи; 3) шкала рациональной мотивации лжи; 4) шкала защитной мотивации лжи. Изучая вопросы понимания, использования и прощения лжи в социальном взаимодействии студентов разных возрастных групп в процессе социально-психологической адаптации в вузе согласно их психологическим свойствам, мы уделили внимание динамике изменения мотивов лжи согласно возрастным особенностям студентов. Ложь является одним из видов девиаций, наблюдающихся в поведении студентов в кризисные периоды, характеризующиеся необходимостью включения ресурсов социально-психологической адаптации личности. Это целенаправленное воздействие на восприятие объективной реальности слушателем с целью достижения его дезадаптации путем формирования установки к восприятию реальной ситуации, не соответствующей действительности. В контексте особенностей социально-психологической адаптации исследовались такие личностные характеристики испытуемых, как акцентуации характера и степень невротизации личности. С помощью разработанной нами методики были определены мотивы лжи, характер и готовность к прощению лжи в социальном взаимодействии студентов разных возрастных групп. Результаты приведены в табл. 1. Таблица 1 Распределение показателя мотивации лжи у студентов СамГТУ согласно возрасту (выборка - 328 студентов) Возрастная группа, лет Количество человек в возрастной группе, % Мотивационные характеристики лжи, % Эмоциональная Рациональная Защитная 18-21 35 18 8 74 22-25 45 12 54 34 26-30 20 3 71 26 В таблице приведены результаты исследования, которое проводилось в течение четырех лет среди студентов очного и заочного обучения - представителей разных культур, национальностей и религиозных конфессий. Выборка составила ответы 328 респондентов трех возрастных групп: 1-я группа - 18-21 год (35 %); 2-я группа - 22-25 лет (45 %); 3-я группа - 26-30 лет (20 %). У представителей первой группы в социальном взаимодействии доминировала рациональная и защитная мотивация лжи. Использовались манипуляции с целью завладения какими-либо материальными и нематериальными благами и одновременно защиты от вторжения партнера в личное пространство с целью разоблачения. Представители второй группы имели все три вида мотивации, среди них доминирующей выступила рациональная. Рациональная использовалась для сокрытия разного рода благ от партнера - участника социального взаимодействия; эмоциональная - для компенсации эмоционального напряжения; защитная - для поддержания «легенды» путем создания новых аргументов и фактов. У представителей третьей группы наблюдалось доминирование рациональной и защитной мотивации лжи в целях сохранения целостности Я концепции. Результаты исследования показали также неоднозначность оценки лжи со стороны разных возрастных групп студентов. Студенты 1-й группы представляли ложь как сообщение информации, не соответствующей действительности; вторая группа характеризовала это явление шире - ложь ими определялась и как умалчивание, сокрытие, предательство; третья считала ложь явлением, не только направленным против интересов окружающих людей, но и наносящим вред самому транслятору. Все три группы респондентов не исключали возможности использования лжи со своей стороны в гендерных отношениях, но предпочитали точно знать, когда лгут им. Большинство представителей 1-й группы полагали, что «горькая правда лучше сладкой лжи», и не признавали «лжи во спасение». При этом в критических ситуациях они предпочитали давать лживую информацию, однако оправдывали себя, находя аргументы «уважительными» и «необходимыми». В социальном взаимодействии не исключали возможности абсолютно доверительных отношений. 2-я группа респондентов принимала «ложь во спасение» как со своей стороны, так и в отношении себя, считала мелкие укрывательства незначительными и не оценивала как угрозу в свой адрес, не расценивала ложь как предательство и не всегда желала знать об этом. Только три респондента данной группы категорически не принимали лжи. Большинство представителей 3-й группы знали о существовании лжи в соб-ственных социальных коммуникациях, однако не имели цели разоблачать лжецов, при этом всегда были уверены в том, что знают, когда именно их обманывают. Они также могли прощать ложь со стороны партнеров, не связанную с намерениями нанесения ущерба им лично. Мотивационные особенности лжи соответствуют личным характеристикам студентов (табл. 2). Таблица 2 Доминирование видов мотивации лжи в соответствии с акцентуацией характера студентов Акцентуация характера Мотивация Эмоциональная Рациональная Защитная Экзальтированность + - - Тревожность - + - Ригидность - + - Гипертимность + + + Педантичность - - + Дистимность - - + Эмоциональность + - + Возбудимость - + + Демонстративность + + + Циклотимичность + + + Так, эмоциональные мотивы характерны для экстравертов с экзальтированной акцентуацией характера, испытывающих недостаток впечатлений от эмоционально ярких ситуаций. В межличностных коммуникациях им свойственно иначе повествовать о реальных событиях с целью оказать эмоциональное воздействие на респондента и сформировать выгодные впечатления. В таких ситуациях у коммуниканта нет цели нанести какой-либо ущерб респонденту. Рациональная мотивация свойственна испытуемым с тревожной и ригидной акцентуацией характера. В межлич-ностном взаимодействии они четко выстраивают причинно-следственную линию «легенды», просчитывают все нюансы соответствия ложных высказываний, часто имеют целью нанесение какого-либо ущерба респонденту. Представители гипертимного, циклотимичного и демонстративного типов имеют равные показатели всех трех видов мотивации лжи. У педантичного и дистимичного типов акцентуации присутствует показатель защитной мотивации лжи. Защитная мотивация свойственна всем типам акцентуаций характера в случае изменения черт личности под воздействием невроза. Целью использования лжи в этом случае является сохранение целостности Я-концептуальной позиции без оценки наличия какого-либо ущерба любой из сторон межличностного взаимодействия. Большинство испытуемых всех групп считают, что люди используют ложь чаще всего в производственных отношениях, в учебном процессе и других коммуникациях за пределами семейных отношений. Только 11 % из всего количества опрошенных студентов убеждены, что сферой большей лжи являются любовные и семейные отношения. На основании проведенных исследований лжи как девиантного поведения студентов в процессе социально-психологической адаптации в вузе можно сделать следующие выводы. 1. Комплексное исследование девиантного поведения студентов в процессе социально-психологической адаптации в вузе выявило наличие невроза и выраженные акцентуации характера у студентов. 2. Ложь как девиация поведения в социальном взаимодействии присутствует у всех типов акцентуаций характера. Наблюдается определенная связь между акцентуациями характера и определенным мотивом лжи. 3. Ложь используется студентами в качестве простейшего механизма социально-психологической адаптации деструктивной направленности. Существует динамика изменений мотивов лжи согласно возрасту студентов. 4. Невротические изменения личности студентов влияют на направление воздействия лжи: при неврастении и неврозе навязчивых состояний - ложь как самообман (завышенная или заниженная самооценка, неадекватное представление о собственной социальной значимости); при истерии - ложь как средство манипуляции поведением окружающих. 5. Девиантное поведение студентов в процессе социально-психологической адаптации в вузе является следствием комплексного воздействия невротических изменений и акцентуаций характера личности студентов. Таким образом, результаты данного исследования показали причины лжи как девиантного поведения студентов, отношение к ней и способность прощать ложь у разных возрастных категорий студентов, ее значение в процессе социально-психологической адаптации в вузе. Несмотря на моральные ограничения, религиозные заповеди, культурные традиции, порицающие ложь, использование ее не исключено в любых отношениях, когда ситуация угрожает психическому равновесию любой из сторон межличностного взаимодействия. Ложь в этом случае выступает как девиантная стратегия социально-психологической адаптации.
×

About the authors

Elena Yu. Dvoinikova

Samara State Technical University

Email: dey10@rambler.ru

References

  1. Апинян Г.В. Девиантное поведение как социокультурный феномен: Дисс. … канд. филос. наук / Г.В. Апинян. - СПб., 2009. - 230 с.
  2. Двойникова Е.Ю. Ложь как психологический феномен в психосоциальной адаптации в вузе // Психологическая безопасность, устойчивость, психотравма: Сборник научных статей по материалам I Международного форума / Под общ. ред. И.А. Баевой, Ш. Ионеску, Л.А. Регуш / Пер. Н.Л. Регуш, С.А. Чернышевой. - СПб.: Книжный дом, 2006. - 304 с. - С. 217-218.
  3. Двойникова Е.Ю. Девиация поведения в процессе социально-психологической адаптации в условиях этнической депривации // Вестник Самарского государственного технического университета. Сер. Психолого-педагогические науки. - 2014. - № 1 (21). - С. 67-74.
  4. Двойникова Е.Ю. Развитие лидерского потенциала в профессиональной деятельности у студентов на основе коррекции типа социально-психологической адаптации // Вестник Самарского государственного технического университета. Сер. Психолого-педагогические науки. - 2015. - № 1 (25). - С. 63-70.
  5. Знаков В.В. Западные и русские традиции в понимании лжи: размышления российского психолога над исследованиями Пола Экмана / В.В. Знаков. Послесловие к книге Экман П. Психология лжи. - СПб.: Питер, 2009. - 272 с.
  6. Майсак Н.В. Матрица социальных девиаций: классификация типов и видов девиантного поведения // Современные проблемы науки и образования. - 2010. - № 4. - С. 78-86
  7. Медведева Е.С. Сущность и существование девиантного поведения. - Красноярск: ГОУ ВШ, 2007.
  8. Орлова Т.Г. Социально-педагогический процесс в системе регулирования девиантного поведения // Мир науки, культуры, образования. - 2010. - № 1 (20). - С. 250-253.
  9. Тарасов А.Н. Психология лжи. - М.: Книжный мир, 2005. - 327 с.
  10. Экман П. Психология лжи. - СПб.: Питер, 2009. - 272 с.
  11. Curra J. The relativity of deviance. - SAGE Publications. Inc., 2000.
  12. Ekman P. Deception, lying and demeanor // States of mind: American and Post-Soviet Per-spectives on Contemporary Issues in Psychology. N.Y., Oxford. - 1997. - P. 93-105.
  13. Sumner C. The sociology of deviance: an obituary. - Itasca (IV). F.E. Peacock Publishers, Inc., 1995.
  14. Vrij A., Graham S. Individual differences between liars and the ability to detect lies / Expert Evidence: The International Digest of Human Behaviour Science and Law. - 1997. - N 5. - P. 144-148.

Copyright (c) 2015 Dvoinikova E.Y.

Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License.

This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies