ДЕВИАНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ СТУДЕНТОВ В ПРОЦЕССЕ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИИ В ВУЗЕ


Цитировать

Полный текст

Аннотация

Рассматривается феномен лжи в контексте девиантного поведения в процессе социально-психологической адаптации студентов в вузе. Используется комплексный подход к анализу причин появления девиаций в поведении студентов. Исследуются мотивы лжи в соответствии с акцентуациями характера студентов. Изучается направленность воздействия типа невроза на Я-концептуальные структуры личности: ложь как самообман в виде неадекватного смещения показателя самооценки, искажающего представление о собственной социальной значимости, и ложь как средство манипуляции поведением участников социального взаимодействия. Приводятся результаты статистического анализа показателей типа мотивационной направленности лжи в соответствии с акцентуациями характера. Показана динамика изменений мотивов лжи согласно возрасту студентов. Выводится причинно-следственная связь комплексного воздействия невротических изменений и акцентуаций характера личности студентов и их девиантного поведения в процессе социально-психологической адаптации в вузе. Анализируется специфика современных условий образования в контексте влияния на психоэмоциональную сферу студентов. Отмечается причинно-следственная связь результатов воздействия информационной нагрузки деструктивного характера на общее состояние психической стабильности студентов и их эмоционального выгорания. Описывается синдром выгорания в контексте констатации симптомов. Также подчеркивается влияние эффекта эмоционального выгорания студентов на общее настроение социальной группы. Показан механизм включения защитных механизмов психики с целью социально-психологической адаптации личности для восстановления психологического комфорта в вузе. Приводятся результаты использования авторской методики для определения мотивов лжи в социальном взаимодействии студентов. Данные исследования показывают отношение ко лжи самих лгущих студентов: приводятся мнения о возможности прощения себя и окружающих в отношении лжи. Предлагается определение лжи как девиантной стратегии социально-психологической адаптации студентов в вузе.

Полный текст

Вопросы особенностей социально-психологической адаптации студентов в вузе являются актуальными для исследователей в области педагогической психологии. Современные условия образования предполагают высокую степень вовлеченности студента в процесс освоения содержания учебных дисциплин на фоне значительно возросшей психоэмоциональной нагрузки под воздействием социально-экономических процессов в стране. Психоэмоциональная нагрузка является специфическим фактором, который запускает эффект эмоционального выгорания, возникающего в результате продолжительных стрессов. Синдром выгорания характеризуется негативными переживаниями, снижением концентрации внимания и, как следствие, снижением уровня академической успеваемости и общим состоянием утомленности. Факт выгорания имеет влияние на коллективное настроение социальной группы студентов, создавая у них иррациональные установки для восприятия и интерпретации событий окружающей действительности. Комплексное воздействие психоэмоциональной нагрузки и эффекта эмоционального выгорания является причиной включения работы защитных механизмов психики с целью социально-психологической адаптации личности для восстановления психологического комфорта. Однако кроме конструктивных механизмов адаптации существуют деструктивные, проявляющиеся в девиациях - невербальном и вербальном поведении студентов: ложь в социальном взаимодействии, курение электронных сигарет в помещениях учебных корпусов, нецензурная брань, пропуски занятий без уважительной причины. Целью данного исследования является изучение динамики изменения мотива девиантного поведения, в частности лжи, в процессе социально-психологической адаптации в вузе согласно возрастным особенностям студентов. Для достижения цели исследования нами была разработана комплексная программа диагностики личности студентов. Изучались такие особенности, как акцентуации характера, степень невротизации личности и доминирующая мотивация лжи в определенном возрастном диапазоне. К. Леонгард предложил термин «акцентуации» для людей с выраженными чертами характера. Согласно его теории, личности с акцентуацией пребывают в пограничном состоянии с психопатией. Однако Леонгард подчеркивал роль акцентуаций как фактора, разрушающего структуру личности, только лишь при условии воздействия неблагоприятных событий. Воздействие на личность акцентуаций характера не всегда приводит в состояние дезадаптации. Невроз как «болезнь цивилизации» является на сегодняшний день распространенным явлением среди населения в России. Нестабильность социально-экономических условий, внешние и внутренние политические события, психотравмирующие трансляции СМИ относительно катастроф и опасностей окружающей среды создают фрустрационное воздействие на население. Хроническое переживание фрустраций, неразрешимость внутриличностных противоречий приводит к невротическим изменениям лично-сти. Понятие «невроз» было введено шотландским врачом В. Кулленом еще в 1776 году. В дальнейшем была определена разновидность невротических отклонений: неврастения, истерия и невроз навязчивых состояний. Под воздействием любой разновидности невроза личность претерпевает значительное психоэмоциональное напряжение, выражающееся в заниженной или неадекватно завышенной самооценке, высокой чувствительности к стрессам, частом состоянии тревоги, неопределенности выбора системы ценностей, нестабильности соматического комфорта, искажении представления о собственной значимости в процессах социального взаимодействия, панических атаках и тревожных расстройствах и фобиях. Перечисленные факторы являются необходимым условием для работы социально-психологической адаптации личности студентов, которая в свою очередь имеет разные виды направленности: по конструктивному и деструктивному типу [4]. Задача социально-психологической адаптации заключается в достижении психоэмоционального комфорта, в первом случае через преобразование окружающей среды путем собственных достижений, во втором - через изменение Я-концептуальной позиции с помощью ком-пенсаторных стратегий поведения, таких как стремление к социальной полезности, цинизм, непризнание ценности достижений окружающих и ложь. Изучением лжи как психологического феномена занимались многие исследователи. С ранних стадий развития общества ложь используется людьми так часто, как человеку требуется защита - от биологического до психологического дискомфорта. С развитием человеческого мышления совершенствовались формы, виды и мотивы лжи. Если в первобытном обществе, несмотря на наказание в случае обнаружения другими членами сообщества, люди утаивали пищу друг от друга ради физического выживания, то в современном обществе ложь широко используется в бизнесе, рекламе, межличностных отношениях, ради реализации притязаний, направленных на достижение социального превосходства [2]. Современные исследователи предлагают различные подходы к изучению лжи: ранжирование на неправду, ложь и обман [5]; обман, ложь и манеры поведения [9, 10, 12]; относительность девиаций [11]; ложь как психологический феномен в социокультурном взаимодействии [1, 10, 13]; индивидуальные различия между лжецами и способность диагностики их лжи [14]. В данном исследовании мы рассматривали феномен лжи с точки зрения девиации [1, 3, 6, 7, 8] в процессе социально-психологической адаптации исходя из разделения ее по критериям мотивационных характеристик, в частности эмоциональной, рациональной и защитной. Также были изучены личностные особенности студентов в контексте акцентуаций характера и эмоционального здоровья. В комплексной диагностике определялись акцентуации характера (К. Леонгарда), степень невротизации (К. Хека и Х. Хесса), а также в ходе проведения эксперимента применялась авторская «Методика диагностики мотивов лжи в социальном взаимодействии». Авторская методика состоит из четырех шкал, включающих 40 вопросов: 1) шкала лжи определяет откровенность при ответах на вопросы: если количество положительных ответов больше 4 - ответы считаются некорректными; 2) шкала эмоциональной мотивации лжи; 3) шкала рациональной мотивации лжи; 4) шкала защитной мотивации лжи. Изучая вопросы понимания, использования и прощения лжи в социальном взаимодействии студентов разных возрастных групп в процессе социально-психологической адаптации в вузе согласно их психологическим свойствам, мы уделили внимание динамике изменения мотивов лжи согласно возрастным особенностям студентов. Ложь является одним из видов девиаций, наблюдающихся в поведении студентов в кризисные периоды, характеризующиеся необходимостью включения ресурсов социально-психологической адаптации личности. Это целенаправленное воздействие на восприятие объективной реальности слушателем с целью достижения его дезадаптации путем формирования установки к восприятию реальной ситуации, не соответствующей действительности. В контексте особенностей социально-психологической адаптации исследовались такие личностные характеристики испытуемых, как акцентуации характера и степень невротизации личности. С помощью разработанной нами методики были определены мотивы лжи, характер и готовность к прощению лжи в социальном взаимодействии студентов разных возрастных групп. Результаты приведены в табл. 1. Таблица 1 Распределение показателя мотивации лжи у студентов СамГТУ согласно возрасту (выборка - 328 студентов) Возрастная группа, лет Количество человек в возрастной группе, % Мотивационные характеристики лжи, % Эмоциональная Рациональная Защитная 18-21 35 18 8 74 22-25 45 12 54 34 26-30 20 3 71 26 В таблице приведены результаты исследования, которое проводилось в течение четырех лет среди студентов очного и заочного обучения - представителей разных культур, национальностей и религиозных конфессий. Выборка составила ответы 328 респондентов трех возрастных групп: 1-я группа - 18-21 год (35 %); 2-я группа - 22-25 лет (45 %); 3-я группа - 26-30 лет (20 %). У представителей первой группы в социальном взаимодействии доминировала рациональная и защитная мотивация лжи. Использовались манипуляции с целью завладения какими-либо материальными и нематериальными благами и одновременно защиты от вторжения партнера в личное пространство с целью разоблачения. Представители второй группы имели все три вида мотивации, среди них доминирующей выступила рациональная. Рациональная использовалась для сокрытия разного рода благ от партнера - участника социального взаимодействия; эмоциональная - для компенсации эмоционального напряжения; защитная - для поддержания «легенды» путем создания новых аргументов и фактов. У представителей третьей группы наблюдалось доминирование рациональной и защитной мотивации лжи в целях сохранения целостности Я концепции. Результаты исследования показали также неоднозначность оценки лжи со стороны разных возрастных групп студентов. Студенты 1-й группы представляли ложь как сообщение информации, не соответствующей действительности; вторая группа характеризовала это явление шире - ложь ими определялась и как умалчивание, сокрытие, предательство; третья считала ложь явлением, не только направленным против интересов окружающих людей, но и наносящим вред самому транслятору. Все три группы респондентов не исключали возможности использования лжи со своей стороны в гендерных отношениях, но предпочитали точно знать, когда лгут им. Большинство представителей 1-й группы полагали, что «горькая правда лучше сладкой лжи», и не признавали «лжи во спасение». При этом в критических ситуациях они предпочитали давать лживую информацию, однако оправдывали себя, находя аргументы «уважительными» и «необходимыми». В социальном взаимодействии не исключали возможности абсолютно доверительных отношений. 2-я группа респондентов принимала «ложь во спасение» как со своей стороны, так и в отношении себя, считала мелкие укрывательства незначительными и не оценивала как угрозу в свой адрес, не расценивала ложь как предательство и не всегда желала знать об этом. Только три респондента данной группы категорически не принимали лжи. Большинство представителей 3-й группы знали о существовании лжи в соб-ственных социальных коммуникациях, однако не имели цели разоблачать лжецов, при этом всегда были уверены в том, что знают, когда именно их обманывают. Они также могли прощать ложь со стороны партнеров, не связанную с намерениями нанесения ущерба им лично. Мотивационные особенности лжи соответствуют личным характеристикам студентов (табл. 2). Таблица 2 Доминирование видов мотивации лжи в соответствии с акцентуацией характера студентов Акцентуация характера Мотивация Эмоциональная Рациональная Защитная Экзальтированность + - - Тревожность - + - Ригидность - + - Гипертимность + + + Педантичность - - + Дистимность - - + Эмоциональность + - + Возбудимость - + + Демонстративность + + + Циклотимичность + + + Так, эмоциональные мотивы характерны для экстравертов с экзальтированной акцентуацией характера, испытывающих недостаток впечатлений от эмоционально ярких ситуаций. В межличностных коммуникациях им свойственно иначе повествовать о реальных событиях с целью оказать эмоциональное воздействие на респондента и сформировать выгодные впечатления. В таких ситуациях у коммуниканта нет цели нанести какой-либо ущерб респонденту. Рациональная мотивация свойственна испытуемым с тревожной и ригидной акцентуацией характера. В межлич-ностном взаимодействии они четко выстраивают причинно-следственную линию «легенды», просчитывают все нюансы соответствия ложных высказываний, часто имеют целью нанесение какого-либо ущерба респонденту. Представители гипертимного, циклотимичного и демонстративного типов имеют равные показатели всех трех видов мотивации лжи. У педантичного и дистимичного типов акцентуации присутствует показатель защитной мотивации лжи. Защитная мотивация свойственна всем типам акцентуаций характера в случае изменения черт личности под воздействием невроза. Целью использования лжи в этом случае является сохранение целостности Я-концептуальной позиции без оценки наличия какого-либо ущерба любой из сторон межличностного взаимодействия. Большинство испытуемых всех групп считают, что люди используют ложь чаще всего в производственных отношениях, в учебном процессе и других коммуникациях за пределами семейных отношений. Только 11 % из всего количества опрошенных студентов убеждены, что сферой большей лжи являются любовные и семейные отношения. На основании проведенных исследований лжи как девиантного поведения студентов в процессе социально-психологической адаптации в вузе можно сделать следующие выводы. 1. Комплексное исследование девиантного поведения студентов в процессе социально-психологической адаптации в вузе выявило наличие невроза и выраженные акцентуации характера у студентов. 2. Ложь как девиация поведения в социальном взаимодействии присутствует у всех типов акцентуаций характера. Наблюдается определенная связь между акцентуациями характера и определенным мотивом лжи. 3. Ложь используется студентами в качестве простейшего механизма социально-психологической адаптации деструктивной направленности. Существует динамика изменений мотивов лжи согласно возрасту студентов. 4. Невротические изменения личности студентов влияют на направление воздействия лжи: при неврастении и неврозе навязчивых состояний - ложь как самообман (завышенная или заниженная самооценка, неадекватное представление о собственной социальной значимости); при истерии - ложь как средство манипуляции поведением окружающих. 5. Девиантное поведение студентов в процессе социально-психологической адаптации в вузе является следствием комплексного воздействия невротических изменений и акцентуаций характера личности студентов. Таким образом, результаты данного исследования показали причины лжи как девиантного поведения студентов, отношение к ней и способность прощать ложь у разных возрастных категорий студентов, ее значение в процессе социально-психологической адаптации в вузе. Несмотря на моральные ограничения, религиозные заповеди, культурные традиции, порицающие ложь, использование ее не исключено в любых отношениях, когда ситуация угрожает психическому равновесию любой из сторон межличностного взаимодействия. Ложь в этом случае выступает как девиантная стратегия социально-психологической адаптации.
×

Об авторах

Елена Юрьевна Двойникова

Самарский государственный технический университет

Email: dey10@rambler.ru

Список литературы

  1. 1. Апинян Г.В. Девиантное поведение как социокультурный феномен: Дисс. … канд. филос. наук / Г.В. Апинян. - СПб., 2009. - 230 с.
  2. 2. Двойникова Е.Ю. Ложь как психологический феномен в психосоциальной адаптации в вузе // Психологическая безопасность, устойчивость, психотравма: Сборник научных статей по материалам I Международного форума / Под общ. ред. И.А. Баевой, Ш. Ионеску, Л.А. Регуш / Пер. Н.Л. Регуш, С.А. Чернышевой. - СПб.: Книжный дом, 2006. - 304 с. - С. 217-218.
  3. 3. Двойникова Е.Ю. Девиация поведения в процессе социально-психологической адаптации в условиях этнической депривации // Вестник Самарского государственного технического университета. Сер. Психолого-педагогические науки. - 2014. - № 1 (21). - С. 67-74.
  4. 4. Двойникова Е.Ю. Развитие лидерского потенциала в профессиональной деятельности у студентов на основе коррекции типа социально-психологической адаптации // Вестник Самарского государственного технического университета. Сер. Психолого-педагогические науки. - 2015. - № 1 (25). - С. 63-70.
  5. 5. Знаков В.В. Западные и русские традиции в понимании лжи: размышления российского психолога над исследованиями Пола Экмана / В.В. Знаков. Послесловие к книге Экман П. Психология лжи. - СПб.: Питер, 2009. - 272 с.
  6. 6. Майсак Н.В. Матрица социальных девиаций: классификация типов и видов девиантного поведения // Современные проблемы науки и образования. - 2010. - № 4. - С. 78-86
  7. 7. Медведева Е.С. Сущность и существование девиантного поведения. - Красноярск: ГОУ ВШ, 2007.
  8. 8. Орлова Т.Г. Социально-педагогический процесс в системе регулирования девиантного поведения // Мир науки, культуры, образования. - 2010. - № 1 (20). - С. 250-253.
  9. 9. Тарасов А.Н. Психология лжи. - М.: Книжный мир, 2005. - 327 с.
  10. 10. Экман П. Психология лжи. - СПб.: Питер, 2009. - 272 с.
  11. 11. Curra J. The relativity of deviance. - SAGE Publications. Inc., 2000.
  12. 12. Ekman P. Deception, lying and demeanor // States of mind: American and Post-Soviet Per-spectives on Contemporary Issues in Psychology. N.Y., Oxford. - 1997. - P. 93-105.
  13. 13. Sumner C. The sociology of deviance: an obituary. - Itasca (IV). F.E. Peacock Publishers, Inc., 1995.
  14. 14. Vrij A., Graham S. Individual differences between liars and the ability to detect lies / Expert Evidence: The International Digest of Human Behaviour Science and Law. - 1997. - N 5. - P. 144-148.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

© Двойникова Е.Ю., 2015

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.

Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах