Social interest of A.Adler and children somatic health


Cite item

Abstract

The paper raises the problems of the interrelation of an illness and psychological features of the person. Social interest is considered as the psychological factor contributing to conserve physical health. Social interest - the concept entered by A.Adler for designation of feeling of participation, an inclusiveness in a community, experience of responsibility and care of it. A.Adler consider social interest as an innate concept that develops only with the relevant conditions of education. Results of empirical research of social interest 10-12 - summer healthy children and children sick with tuberculosis are discussed.

Full Text

Проблема ослабления здоровья детей в нашей стране по сравнению с предыдущими десятилетиями становится все более очевидной. Так, статистика заболеваемости детей и подростков в Российской Федерации показывает, среди выпускников школ за последние годы не выявлено ни одного абсолютно здоро- вого учащегося [7]. Исследования, проводимые НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков НЦЗД РАМН, показывают, что за последние десятилетия в России количество детей с хронической патологией увеличилось в два раза, а не имеющих отклонении в здоровье, - снизилось в три раза.По данным Психологического института РАО в школу в настоящее время приходят 20% детей с различными нарушениями психического здоровья. К концу их обучения в начальной школе эта цифра увеличивается до 60%. До 40% детей составляют группу риска по развитию психических нарушений, причем в комплексе таких нарушений преобладают различные формы невро- зов. Президент РАМН, академик В. Покровский на открытии научно-1 Алла Анатольевна Гудзовская, кандидат психологических наук, доцент2 Артем Анатольевич Cанин, старший преподавательпрактической конференции «Медико-социальные приоритеты сохранения здоровья населения России на 2004-2010 годы» заявил, что, по прогнозам ме- диков, лишь половина нынешних 16-летних юношей доживет до 60 лет [8]. Стали гораздо больше болеть туберкулезом дети до 14 лет, в 1990 на 100 тыс. детей было 7,6 заболевших, а в 2006 - 16,4, рост более чем в два раза [9].Проблема снижения здоровья детей в целом и увеличение количества больных детей активно обсуждается в научной и публицистической литера- туре, требует незамедлительного участия в ее разрешении самых разных спе- циалистов, в том числе психологов.В медицине и в медицинской психологии к числу традиционных факто- ров заболеваний детей относят все ухудшающуюся экологическую обстанов- ку, слабое здоровье родителей и факторы психогенного характера, такие как слабая нервно-психическая стрессоустойчивость современных детей, психо- соматические заболевания. Главный государственный санитарный врач РФ Г. Онищенко в свою очередь главными причинами сложившейся ситуации назвал чрезмерные нагрузки и неправильное питание [11].Есть ли другие факторы, влияющие на физическое здоровье в детском возрасте? Какие взаимосвязи между здоровьем и личностным развитием представлены в концепциях личности, ставших классическими?В психологии существует широкий круг теорий, созданных для объясне- ния механизмов влияния психики на телесные функции. Среди них, напри- мер: психоаналитическая теория З. Фрейда, теория «специфичности интра- психического конфликта» Ф. Александера [4], теория «личностного профиля» Ф. Дунбар, теория реакции организма на стресс Г. Вольфа [цит. по 15] и др.Ф. Дунбар в своей концепции отмечает, что личностные особенности лю- дей, подверженных одной болезни, являются сходными. В этом видится про- вокативный характер тех или иных личностных особенностей [12]. Ф. Алек- сандер, с помощью психоаналитической техники идентифицировал интра- психический конфликт для семи психосоматических заболеваний. Нозология заболевания, по его мнению, зависит от вида интрапсихического конфликта. Конкретному типу внутреннего конфликта соответствует определенная гама эмоциональных переживаний, связанных с физиологическими проявлениями [4]. Г. Вольф в психических основаниях соматических заболеваний видит ре- акцию организма на стресс [12]. Г.Вольф, являясь последователем теории Г. Селье, обнаружил, специфические паттерны физиологических реакций на стрессовые воздействия, присущие конкретному человеку. Такие паттерны передаются по наследству [15].В эмпирических исследованиях этого направления установлено, что ча- стота заболеваний, а также обострение хронических болей увеличиваются в ситуациях, когда психологическая атмосфера в их семье становится более тяжелой и гнетущей [14]. При редких ссорах в семье обострение заболевания у ребёнка возникают в 1,5 раза чаще, чем в дружных семьях, при частых же конфликтах - в 2 раза чаще. Факторами семейной жизни, способствующими обострению детских заболеваний являются: искажённые взаимоотношения в семье, низкий уровень открытости и откровенности в отношениях, неспособ-ность членов семьи договариваться о намерениях, договориться между собой, напряжённая обстановка.В.Ф. Матвеевым, В.М. Шкловским проведены исследования оценки детьми косметических, речевых и других дефектов своих сверстников в зави- симости от социального статуса оцениваемых. В результате получены следу- ющие данные: если дефект выражен слабо или средне, то группа переоцени- вала его выраженность у ребенка, если по статусу он был отверженным или изолированным в этой группе. Если статус ребенка был высок (первое или второе место), а дефект выражен сильно, то группа его недооценивала [10].Исследование лиц с высоким и низким социометрическим статусом, про- веденное А.Б. Хавиным, показало, что члены групп с низким статусом отли- чались от членов групп с высоким статусом рядом устойчивых характери- стик, указывающих на снижение социальной адаптации, подверженность невротическим реакциям [16].Л.С. Выготский основывал свою дефектологическую практику на идее о влиянии личностного развития на психическое. Он говорил о том, что именно личностное развитие подтягивает за собой развитие психических функций в детском возрасте. Детей с дефектами зрения, слуха и т.д. можно и нужно вос- питывать так, чтобы они чувствовали себя полноправными и активными чле- нами общества, - вот ведущая идея работ Л.С. Выготского [5].А. Адлер, А. Маслоу, Э. Фромм, Г. Олпорт направленность на заботу о других, любовь к ним, как ко всему живому, принятие других, называют не- обходимым составляющим компонентом психологического здоровья и лич- ностной зрелости. В концепциях Э. Эриксона, К. Хорни в качестве подобного социального компонента личностной зрелости называется включенность в определенную социальную группу [17].Таким образом, удобным критерием оценки психического здоровья инди- видуума, согласно индивидуальной теории А. Адлера, является выражен- ность социального интереса (Gemeinschaftsgefilhl - дух солидарности, общ- ности). Он ссылался на него, как на «барометр нормальности» [13, с. 39].Социальный интерес - врожденное стремление вступать во взаимные со- циальные отношения сотрудничества. А. Адлер свою концепцию психологи- ческого здоровья личности построил на основании того положения, что ин- дивидуум не может быть отделен от социума, индивидуум детерминирован социумом и развивается под воздействием социальных факторов. А. Адлер понимал человека не только как целостную систему взаимосвязей, взятую в отдельности, но также как интегральную составную часть больших систем - семьи, сообщества: «Индивидуальная психология рассматривает и исследует индивидуума включенным в общество» [17, с. 243]. Социальное чувство раз- виваясь, становится условием преодоления ребёнком существующих у него комплекса неполноценности и превосходства.Обобщающими характеристиками личности А. Адлер называет «жизнен- ный стиль личности». Стиль жизни - это значение, которое человек придает миру и самому себе, его цели, направленность его устремлений и те подходы, которые он использует при решении жизненных проблем [3].Наличие или отсутствие социального интереса является важным критери- ем отнесения человека к тому или иному стилю. А. Адлер описывает четыре типа жизненных стилей: 1) управляющий тип, содержание которого опреде- ляет установка превосходства над внешним миром; 2) берущий тип, характе- ризуется паразитическим отношением к внешнему миру, удовлетворение большей части своих потребностей за счет других; 3) избегающий тип - нет ни достаточного социального интереса, ни активности; 4) социально- полезный тип - высокая степень социального интереса и высокий уровень активности, проявление истинной заботы о других, глобальные проблемы воспринимаются как основные жизненные задачи [16]. Таким образом, из че- тырех, предложенным Адлером стилей только один является таким, который обеспечивает психологическое здоровье человека - социально полезный стиль жизни. В системе взглядов А. Адлера социально-полезный тип стиля жизни является воплощением зрелости личности. Такой человек воспринима- ет три основные жизненные задачи - работу, дружбу и любовь - как социаль- ные проблемы, осознает, что решение этих жизненных задач требует сотруд- ничества, личного мужества и готовности вносить свой вклад в благоден- ствие других людей [1].Предпосылки социального интереса, по мнению А. Адлера, являются врожденными. Вместе с тем, подобно другим потенциальным возможностям человека, социальный интерес не возникает автоматически, но требует, чтобы его осознанно развивали. Он воспитуем и дает результаты благодаря соответ- ствующему руководству и тренировке. Суть состоит в том, что люди подчи- няют свои личные потребности делу социальной пользы. Социальный инте- рес развивается в социальном окружении [3]. Согласно концепции индиви- дуальной психологии, если социальное окружение не ставит задач воспита- ния социального интереса у ребенка, то дальнейшее его развитие замедляется или нарушается.Воспитание и, главным образом, переживания ребенка в семье, - пишет А. Адлер, - испытанные в раннем детстве, могут либо привести, либо не при- вести к превращению инстинктивного чувства в сознательный интерес к здо- ровью и благополучию близких, людей Земли, а потом и всего космоса. Для одного человека жизнь может означать, как пишет А. Адлер: «Охранять себя от боли, закрыться в себе, остаться незатронутым...». Для других людей она может означать: «Быть заинтересованным в других людях, быть частью цело- го, вносить свой вклад в благополучие человечества» (цит. по [13, c. 39-40]).Развитию социального интереса у ребенка способствует позитивная уста- новка отца по отношению к жене, работе и обществу. Социальный интерес, проявляемый отцом в отношениях с детьми, избегание отцом родительского авторитаризма - те условия, которые способствую правильному развитию ребенка. «Вклад - вот истинное значение жизни. Тем многим людям, у кого было другое значение («Что я могу получить от жизни?»), как бы сама Земля говорила: «Уходите! Вы не нужны. Умрите и исчезните!» (цит. по [22, c. 40]). В адлерианской психотерапевтической практике утверждается, что стремле-ние к достижениям должно стать борьбой за развитие всего человеческого общества, а не данного конкретного индивидуума.Развивая идеи А. Адлера, X. Ансбачер предлагает рассматривать соци- альный интерес с двух сторон: 1) как процесс идентификации, эмпатии, со- трудничества и альтруизма; 2) как направленность на объекты трех видов: субсоциальные объекты (неодушевленные предметы, ситуации или виды де- ятельности: природа, наука, искусство), социальные объекты (все живое), су- прасоциалъные объекты (вселенная, весь мир в целом) [13]. Интерес к супра- социальным объектам - это идентификация как с живыми, так и с неживыми объектами, это полный выход за пределы самого себя и единство со всей полнотой мира. Это «космическое чувство и отражение общности всего кос- моса и жизни в нас», «тесный союз с жизнью как целым» [13].В экспериментах Дж. Крендалла было выявлено колебание социального интереса, обусловленное ситуативно. Оказалось, что социальный интерес снижается после неудачи в важном задании, в период надвигающейся экза- менационной сессии и даже после воздействия на человека громким звуком. Дж. Крендалл предполагает, что в случае драматического ухудшения условий жизни и состояния постоянного напряжения происходит существенное сни- жение социального интереса [13]. В его исследованиях получены данные об устойчивости самооценки у людей с высоким социальным интересом после неудачи в личностно значимых заданиях. Для людей с высоким социальным интересом более характерен внутренний локус контроля. Для людей с низким социальным интересом характерно более негативное отношение к собствен- ным родителям и к ранним переживаниям своего детства. Они гораздо боль- шее значение придают своему прошлому опыту.Целью нашего эмпирического исследования стало выявление особенно- стей взаимосвязи социального интереса и соматического здоровья ребенка.Может ли социальная ситуация развития детей, особенности современно- го общества быть источником или провоцирующим фактором ухудшения здоровья целого поколения современных детей? Этот вопрос лег в основу нашего эмпирического исследования. Мы предположили, что социальный интерес по-разному проявляется у больных и здоровых детей. У больных де- тей социальный интерес выражен менее, чем у здоровых.Для эмпирической проверки высказанного предположения проведено ис- следование выраженности и особенностей социального интереса здоровых и больных детей 10-12 лет. В экспериментальную группу включены 20 детей, состоящих на учёте в противотуберкулёзном диспансере с диагнозом «тубер- кулёз органов дыхания». Другие 26 детей того же возраста без субъективных жалоб на здоровье, и не стоящие на учете по поводу хронических заболева- ний, составили контрольную группу. Это учащиеся 5-го классов средних об- щеобразовательных школ. Среди участников эксперимента 17 мальчиков и 29 девочек.Выраженность социального интереса определялась с помощью «Шкалы социального интереса. Шкала личностной значимости черт» (SIS - Social In- terest Scale) Дж. Кренделла [13], другие особенности социального интереса -с помощью методики «Шкалы самооценки» Дж. Менестер и Р. Корзини [13]и контент-анализа сочинения на тему «Я - человек».«Шкала социального интереса» построена Дж. Кренделлом в рамках кон- цепции А. Адлера и представляет собой список из двадцати четырех пар лич- ностных качеств, связанных с социальным чувством и поведением. Отвеча- ющему предлагается в каждой паре выбрать качество, которым он предпочел бы обладать. Социальный интерес тем более выражен, чем выше набранные баллы.Выраженность социального интереса больных и здоровых детей значимо различается, согласно критерию Манна-Уитни (при уровне значимости α≤0,01). Среднее значение показателя социального интереса в эксперимен- тальной группе составило 6,6 баллов, в контрольной -8,2 балла. Следователь- но, социальный интерес больного ребёнка ниже, чем физически здорового. Таких низких среднегрупповых оценок по шкале социального интереса нет ни в одной из социальных групп, чьи среднестатистические нормы приводят авторы методики - это студенты университета, служащие, работники церкви.На рис. 1 представлено соотношение количества детей с разной выражен- ностью социального интереса в двух обследованных группах. Хорошо видно, что почти половина больных детей получают за свой социальный интерес 6 баллов. Здоровые чаще всего (в 46,2% случаев) по шкале социального инте- реса получили оценки в 9-10 баллов. Различия в количестве детей с высокими и низкими оценками социального интереса также являются значимыми (ко- эффициент ассоциации Браве-Пирсона, уровень значимости α≤0,01).Рис. 1. Выраженность социального интереса в группах здоровых и больных детей (в % от количества детей в группе)Таким образом, социальный интерес связан с состоянием здоровья де- тей. Низкий социальный интерес чаще встречается у больных, более выра- женный - у здоровых детей. Среди больных детей чаще встречаются дети с низким и средне выраженным социальным интересом, а среди здоровых - де-ти со средне выраженным и ярко выраженным социальным интересом. По- ложения о социальном интересе А. Адлера позволяют нам утверждать, что именно неразвитое социальное чувство, отсутствие интереса к другим и ле- жит в основании подверженности заболеваниям, в том числе и через общую потерю иммунитета к инфекциям.Методика «Шкалы самооценки» Дж. Менестер и Р. Корзини направлена на исследование чувства недостаточности и позволяет оценить отношение к другим людям. По инструкции, респонденты оценивают себя с помощью пя- ти шкал: 1) общая самооценка собственной успешности как личности; 2) са- мооценками с точки зрения других людей; 3) оценка своего абсолютного максимум, если бы жизни были все возможности и средства, необходимые для достижения ваших целей; 4) предполагаемая оценка себя через пять лет;5) желательный уровень оценки себя.На рис. 2 представлены средние значения по шкалам больных и здоро- вых детей. Средние баллы больных детей по шкалам общая самооценка успешности, оценка себя с точки зрения других и оценка себя через пять лет ниже на 7-10%, чем средние значения здоровых детей. Больные дети сами от- носятся к себе, успешности своей личности заметно критичнее, чем здоровые. Величина расхождения между оценками по шкале «Общая оценка» и по шка- ле «Где бы Вы хотели быть» у больных детей в два раза больше, что указы- вает на более сильное ощущение личной недостаточности у больных детей по сравнению со здоровыми детьми.Рис. 2. Средние значения по шкалам самооценки для групп здоровых и больных детей (в %), n=46Самое значительное расхождение отмечается по шкале «Как Вас оцени- вают другие». Здоровые дети от лица других ставят себе оценки на 3,5% вы- ше, чем свои. Больные - наоборот. Разница между оценками по шкалам «Как вас оценивают другие» и «Общая оценка» для двух групп является статисти-чески значимой (критерия Манна-Уитни, при уровне значимости α≤0,05). Ожидают более низких оценок от других людей, чем собственные оценки - 40% больных детей. Среди здоровых детей таких всего 7,2%, а 57,7% здоро- вых детей ждут от гипотетических других более высоких оценок.Таким образом, здоровые дети считают, что другие люди их оценивают выше, чем они сами. Больные же дети относятся к другим людям, как к более строгим и требовательным, критично настроенным.Выявленная закономерность, на наш взгляд, является еще одним свиде- тельством наличия взаимосвязи между соматическим здоровьем человека и качеством его отношения к другим людям. Мы склонны интерпретировать ее, если не как причинно-следственную связь между этими переменными, где настороженное отношение к другим является одним из факторов снижения сопротивляемости болезням организма ребенка, то, во всяком случае, как взаимовлияющую.Корреляционный анализ выявил значимую связь между показателями са- мооценки и социального интереса (см. таблицу).Коэффициенты корреляции между показателями социального интереса и самооценкиСоциальный интересОбщаяоценкаОценкадругихМак-симумЧерез 5летЖелаемыйуровень0,371*0,324*0,1560,43**-0,331Примечание: * обозначен уровень значимости α≤0,05** - уровень значимости α≤0,01Чем больше выражен у ребенка социальный интерес («Шкала социально- го интереса»), тем он выше оценивает себя по шкалам «Общая оценка», «Как Вас оценивают другие» и «Вы через 5 лет», тем больше у него (к.к.= 0,484 при уровне значимости α =0,05).Тема сочинения «Я - человек» актуализирует два аспекта самосознания - себя как индивидуальности, и себя, как члена определенной общности. Более подробно показатели социального интереса, отражающиеся в сочинениях «Я- человек» описаны в монографии «Психология социальной зрелости» [6]. В группе больных детей сочинения в среднем короче, в них использовано зна- чимо меньше категорийных слов, чем в сочинениях здоровых (критерий Манна-Уитни, уровень значимости α ≤ 0,05, UЭмп = 182.5). Это можно объяс- нить большей осведомлённостью, заинтересованностью, открытостью мыс- лей и чувств здоровых детей по сравнению с больными, общей астенией ор- ганизма больного ребенка. Можно предположить и другую связь - неразви- тые представления о себе, отсутствие осознанной общности с другими людь- ми, отраженное в идентификации «Я - человек», то есть слабый социальный интерес лежат в основе предрасположенности к болезни.Часто в сочинениях о себе как человеке дети говорят о социальных каче- ствах личности. К ним мы отнесли те характеристики, которые направленына общение, социальное взаимодействие: «доброжелательность», «заботли- вость», «уважение старших» и др. Частота обращения к этому типу катего- рии отражает актуальность для автора сочинения социальной сферы его жиз- ни, представленность в сознании других людей. В сочинениях используются обозначения социальных качеств, названных в позитивной форме, и соци- альных качеств, сформулированных в негативной форме («не драться», «не грубить» и пр.).Высказываний, относящихся к социальному интересу, в том числе соци- ально-позитивных суждений, в сочинениях здоровых детей значимо больше, чем в сочинениях больных (критерий Манна-Уитни, при уровне α ≤ 0,01 и α ≤ 0,5 соответственно). Здоровые дети из контрольной группы в 89,9% случаев используют от 4 до 10 свойств человека, характеризующих социальную ак- тивность и интерес. В группе больных детей почти половина авторов сочине- ний (45%) ограничиваются 1-3 социальными свойствами. Критерий углового преобразования Фишера выявил значимость различий в этом соотношении (при уровне значимости α ≤ 0,01). Такие категории, как «Семья» (“у нас дружная семья”, “мама меня любит”, “хочу, чтобы все в семье были здоро- вы”, вырасту - женюсь, стану мамой), «Друзья» (“человек должен помо- гать друзьям”, верный друг, нет друзей), и «Люди» (“есть люди посторон- ние и родные”, хочу, чтобы у каждого человека сбылись его мечты, “все ре- бята в нашей стране - люди”) в сочинениях здоровых детей встречается зна- чимо чаще, чем в сочинениях больных детей.Снижение количества социальных категорий в сочинении говорит о меньшей выраженности социального интереса, о том, что внимание больных детей в большей степени обращено на самих себя, а не на своих близких и окружающих людей, отсутствует чувство единения и общности, у больных детей менее определен положительный, привлекающий образ другого чело- века. Что приводит к снижению в содержании сознания больных детей обра- зов другого человека, друзей, общностей. Возможно, что мысли о болезни являются более актуальными для таких детей.Однако, возможно и наоборот, дети легче подвергаются болезни, если не имеют социальной направленности и сформированного положительного, привлекающего образа мира. Данный вывод подтверждается выявленной корреляционной связью между социальным интересом и количеством аспек- тов в рассказе о себе, высказанных с отрицательной эмоциональной окра- шенностью. Чем больше баллов набирает ребенок по шкале социального ин- тереса, тем меньшее количество негативных аспектов в его сочинении (к.к.=- 0,457, значим при α ≤ 0,01). Чем выше социальный интерес, тем чаще ребенок выражает собственное мнение, подчеркивает авторство своего мнения. Ча- стота употребления в сочинениях категории «Мнение» (я думаю, мне кажет- ся, я считаю) в контрольной группе (здоровые дети) в два раза чаще, чем в экспериментальной группе (больные дети). Кроме того, чем более отчетливо проявляется чувство неполноценности, тем значимо чаще употребляется в сочинении местоимение «Я», свидетельствующее об эгоцентризме (к.к= 0,472, значим при α ≤ 0,01).А. Адлер полагал, что только посредством сотрудничества с другими, ста- раясь участвовать в общем деле, человек может преодолеть чувство неполно- ценности. Он писал, что люди, внесшие наиболее ценный вклад в развитие человечества, были всегда общественно ориентированы [2].С другой стороны, недостаток сотрудничества с людьми и возникающее в результате этого чувство неполноценности является корнем всех невротиче- ских стилей жизни. А. Адлер пишет, что если человек сотрудничает с людь- ми, он никогда не станет невротиком. Все неудачники, по его мнению, - про- дукты неправильной подготовки в области общественного чувства. Все они - неспособные к сотрудничеству одинокие существа, которые в большей или меньшей степени движутся противоположно остальному миру. [3].Анализ диагностических данных позволил сделать вывод об эксперимен- тальном подтверждении гипотезы нашего исследования: социальный интерес детей 10-12 лет связан с состоянием их соматического здоровья. Выраженный социальный интерес чаще встречается у здоровых детей. У детей больных туберкулезом социальный интерес выражен в меньшей степени.Результаты исследования говорят о том, что организация развития социально- го интереса, отражающего социальную множественную идентичность в детском возрасте, формирование стремления к заботе о другом человеке - как близком, так и незнакомом представителе человечества, могут быть одним из факторов, про- филактики и предупреждения частоты и тяжести заболеваний детей.Е. Сидоренко приводит фрагмент работы Х.Б. Каплана, где дается пере- чень чувств, мыслей и видов поведения, отражающих социальный интерес в понимании адлеровского подхода [13].Среди чувств названы чувство принадлежности, ощущение, что ты членгруппы или групп; ощущение легкости и комфорта при взаимодействии с другими людьми; чувство общности - ощущение, что тебя многое объединяет с другими людьми и ты во многом похож на них; вера в то, что в каждом че- ловеке есть нечто хорошее; мужество быть несовершенным, т.е. совершение ошибок это хоть и нежелательное, но неизбежное в жизни, не надо быть все- гда «первым» или самым «лучшим; ощущение себя человеком, чувство, что ты являешься частью всего человечества; оптимизм.Среди мыслей, отражающих социальный интерес Х.Б. Каплан называет:1) Я - человек, и мои общественные права и обязанности равны правам и обя- занностям других людей; 2) можно достичь моих личных целей так, чтобы это совпадало с общественным благом; 3) процветание и выживание обще- ства зависит от решимости и способности его членов научиться гармонично сосуществовать друг с другом; 4) я убежден, что надо поступать по отноше- нию к другим людям так, как мне хотелось бы, чтобы они поступали по от- ношению ко мне; 5) общей оценкой моей личности будет та степень, в кото- рой я способствовал благополучию общества.В поведении социальный интерес проявляется: в готовности использовать свои возможности, знания или способности для оказания поддержки другимлюдям; в щедрости, то есть готовности поделиться тем, что тебе принадле- жит; в присоединении к групповой деятельности, готовности участвовать в ней; в уважении, как готовности признавать чужие права, знания и опыт; в умении сотрудничать, стремлении работать или играть вместе ради достиже- ния общей цели или общей пользы; готовности идти на уступки для достиже- ния взаимно приемлемых решений проблем и конфликтов; в эмпатии; обод- рение - способности воодушевить и мотивировать других людей [13].Полученные характеристики личностных особенностей больных детей, в частности социальный интерес, могут являться ориентирами психокоррекци- онной, психотерапевтической и педагогической работы с детьми, в целях профилактики заболеваемости и облегчения процессов протекания тяжелых хронических недугов у детей. Воспитание социального интереса в рамках воспитания в системе образования должно являться одним из центральных принципов.*Работа выполнена при поддержке Российского гуманитарного научного фонда. Проект 14-16-63004 а(р).
×

About the authors

Alla. A Gudzovskaya

Institute of Social Studies Samara State Nayanova Academy

Email: aag_1@rambler.ru
Cand. Psych. Sci., Associate Professor 196, Molodogvardeyskaya st., Samara, 443001

Artem. A Sanin

Samara Academy of State Management

Email: kolumnea1@rambler.ru
Senior Lecture 96, Stara Zagora st., Samara,443084

References

  1. Адлер А. Воспитание детей. Взаимодействие полов. - Ростов-на-Дону: изд-во«Феникс», 1998. - 448 с.
  2. Адлер А. О нервическом характере. - СПб., 1997.
  3. Адлер А. Практика и теория индивидуальной психологии - М., 1995.
  4. Александер Ф. Психосоматическая медицина / Под ред. С.Л. Шишкина. - М.: Институт общегуманитарных исследований, 2006.
  5. Выготский Л.С. Основы дефектологии// Собр. соч. в 6 т. Т. 5. - М.: Педагогика, 1983.
  6. Гудзовская А.А. Психология социальной зрелости: монография. - Самара: СИПКРО, 2014. - 256 с. Режим доступа: http:// elibrary.ru/item.asp?id=23738634.
  7. Здоровье и образование детей - основа устойчивого развития российского общества и государства (статистические данные) // Научная сессия шести академий наук России. URL: http://www.mma.ru/library/online/academy/ statistic?print=1(дата обращения 2.09.2012).
  8. Знаменательные числительные// Источник: Журнал Планета Людей. URL: http://vipdetki.ru/index.php/deficit (дата обращения 2.09.2012).
  9. Кара-Мурза С.Г., Батчиков С.А., Глазьев С.Ю. Куда идет Россия. - Издательство: Эксмо, Алгоритм; 2010.
  10. Матвеев В.Ф., Гройсман А.Л. Профилактика вредных привычек школьников.Книга для учителя - Л.: Просвещение, 1987.
  11. Онищенко Г. О здоровье… // Цифры, факты… Статистика http://best-project.ucoz.ru/publ/12-1-0-12.
  12. Сандомирский М.Е. Психосоматика и телесная психотерапия: Практическое руководство - М.: Независимая фирма «Класс», 2005. - 592 с. - (Библиотека психологии и психотерапии). ISBN 5-86375-059-6.
  13. Сидоренко Е.В. Терапия и тренинг в концепции Альфреда Адлера. - СПб.: Речь, 2002- 347 с.
  14. Социальная конфликтология / Под ред. А.В. Морозова. - М.: Издательский центр «Академия», 2002. - 336 с.
  15. Сукиасян С.Г., Тадевосян А.С., Чшмаритян С.С., Манасян Н.Г. Стресс и постстрессовые расстройства: личность и общество. - Ер.: Асогик, 2003. - 348 с.
  16. Хавин А. Б. Отношение к своему дефекту индивида и его окружения (На модели заикания). URL: http://www.childpsy.ru/upload/dissertations/ C1_7_1974.htm (дата обращения 2.09.2012).
  17. Шкловский В.M., Ильдеринская В.И. К характеристике системы отношений личности, страдающей логоневрозом // Неврозы и пограничные состояния - Л., 1972. - С. 55-62.
  18. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. - СПб.: Питер Пресс, 1997. - 608 с.

Copyright (c) 2015 Gudzovskaya A.A., Sanin A.A.

Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License.

This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies