Социальный интерес А. Адлера и соматическое здоровье детей

  • Авторы: Гудзовская А.А.1, Санин А.А.2
  • Учреждения:
    1. Самарская государственная общеобразовательная академия Наяновой Институт изучения общественных явлений
    2. Самарская академия государственного и муниципального управления
  • Выпуск: Том 12, № 4 (2015)
  • Страницы: 30-41
  • Раздел: Статьи
  • URL: https://vestnik-pp.samgtu.ru/1991-8569/article/view/52031
  • ID: 52031

Цитировать

Полный текст

Аннотация

В статье поднимаются проблемы взаимосвязи болезни и психологических особенностей человека. Социальный интерес рассматривается как психологический фактор, способствующий сбережению соматического здоровья. Социальный интерес - понятие, введенное А.Адлером, для обозначения чувства сопричастности, включенности в общность, переживания ответственности и заботы о ней. А.Адлер рассматривает социальный интерес как врожденный, который развивается только при соответствующих условиях воспитания. Обсуждаются результаты эмпирического исследования социального интереса 10-12- летних здоровых детей и детей, больных туберкулезом.

Полный текст

Проблема ослабления здоровья детей в нашей стране по сравнению с предыдущими десятилетиями становится все более очевидной. Так, статистика заболеваемости детей и подростков в Российской Федерации показывает, среди выпускников школ за последние годы не выявлено ни одного абсолютно здоро- вого учащегося [7]. Исследования, проводимые НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков НЦЗД РАМН, показывают, что за последние десятилетия в России количество детей с хронической патологией увеличилось в два раза, а не имеющих отклонении в здоровье, - снизилось в три раза.По данным Психологического института РАО в школу в настоящее время приходят 20% детей с различными нарушениями психического здоровья. К концу их обучения в начальной школе эта цифра увеличивается до 60%. До 40% детей составляют группу риска по развитию психических нарушений, причем в комплексе таких нарушений преобладают различные формы невро- зов. Президент РАМН, академик В. Покровский на открытии научно-1 Алла Анатольевна Гудзовская, кандидат психологических наук, доцент2 Артем Анатольевич Cанин, старший преподавательпрактической конференции «Медико-социальные приоритеты сохранения здоровья населения России на 2004-2010 годы» заявил, что, по прогнозам ме- диков, лишь половина нынешних 16-летних юношей доживет до 60 лет [8]. Стали гораздо больше болеть туберкулезом дети до 14 лет, в 1990 на 100 тыс. детей было 7,6 заболевших, а в 2006 - 16,4, рост более чем в два раза [9].Проблема снижения здоровья детей в целом и увеличение количества больных детей активно обсуждается в научной и публицистической литера- туре, требует незамедлительного участия в ее разрешении самых разных спе- циалистов, в том числе психологов.В медицине и в медицинской психологии к числу традиционных факто- ров заболеваний детей относят все ухудшающуюся экологическую обстанов- ку, слабое здоровье родителей и факторы психогенного характера, такие как слабая нервно-психическая стрессоустойчивость современных детей, психо- соматические заболевания. Главный государственный санитарный врач РФ Г. Онищенко в свою очередь главными причинами сложившейся ситуации назвал чрезмерные нагрузки и неправильное питание [11].Есть ли другие факторы, влияющие на физическое здоровье в детском возрасте? Какие взаимосвязи между здоровьем и личностным развитием представлены в концепциях личности, ставших классическими?В психологии существует широкий круг теорий, созданных для объясне- ния механизмов влияния психики на телесные функции. Среди них, напри- мер: психоаналитическая теория З. Фрейда, теория «специфичности интра- психического конфликта» Ф. Александера [4], теория «личностного профиля» Ф. Дунбар, теория реакции организма на стресс Г. Вольфа [цит. по 15] и др.Ф. Дунбар в своей концепции отмечает, что личностные особенности лю- дей, подверженных одной болезни, являются сходными. В этом видится про- вокативный характер тех или иных личностных особенностей [12]. Ф. Алек- сандер, с помощью психоаналитической техники идентифицировал интра- психический конфликт для семи психосоматических заболеваний. Нозология заболевания, по его мнению, зависит от вида интрапсихического конфликта. Конкретному типу внутреннего конфликта соответствует определенная гама эмоциональных переживаний, связанных с физиологическими проявлениями [4]. Г. Вольф в психических основаниях соматических заболеваний видит ре- акцию организма на стресс [12]. Г.Вольф, являясь последователем теории Г. Селье, обнаружил, специфические паттерны физиологических реакций на стрессовые воздействия, присущие конкретному человеку. Такие паттерны передаются по наследству [15].В эмпирических исследованиях этого направления установлено, что ча- стота заболеваний, а также обострение хронических болей увеличиваются в ситуациях, когда психологическая атмосфера в их семье становится более тяжелой и гнетущей [14]. При редких ссорах в семье обострение заболевания у ребёнка возникают в 1,5 раза чаще, чем в дружных семьях, при частых же конфликтах - в 2 раза чаще. Факторами семейной жизни, способствующими обострению детских заболеваний являются: искажённые взаимоотношения в семье, низкий уровень открытости и откровенности в отношениях, неспособ-ность членов семьи договариваться о намерениях, договориться между собой, напряжённая обстановка.В.Ф. Матвеевым, В.М. Шкловским проведены исследования оценки детьми косметических, речевых и других дефектов своих сверстников в зави- симости от социального статуса оцениваемых. В результате получены следу- ющие данные: если дефект выражен слабо или средне, то группа переоцени- вала его выраженность у ребенка, если по статусу он был отверженным или изолированным в этой группе. Если статус ребенка был высок (первое или второе место), а дефект выражен сильно, то группа его недооценивала [10].Исследование лиц с высоким и низким социометрическим статусом, про- веденное А.Б. Хавиным, показало, что члены групп с низким статусом отли- чались от членов групп с высоким статусом рядом устойчивых характери- стик, указывающих на снижение социальной адаптации, подверженность невротическим реакциям [16].Л.С. Выготский основывал свою дефектологическую практику на идее о влиянии личностного развития на психическое. Он говорил о том, что именно личностное развитие подтягивает за собой развитие психических функций в детском возрасте. Детей с дефектами зрения, слуха и т.д. можно и нужно вос- питывать так, чтобы они чувствовали себя полноправными и активными чле- нами общества, - вот ведущая идея работ Л.С. Выготского [5].А. Адлер, А. Маслоу, Э. Фромм, Г. Олпорт направленность на заботу о других, любовь к ним, как ко всему живому, принятие других, называют не- обходимым составляющим компонентом психологического здоровья и лич- ностной зрелости. В концепциях Э. Эриксона, К. Хорни в качестве подобного социального компонента личностной зрелости называется включенность в определенную социальную группу [17].Таким образом, удобным критерием оценки психического здоровья инди- видуума, согласно индивидуальной теории А. Адлера, является выражен- ность социального интереса (Gemeinschaftsgefilhl - дух солидарности, общ- ности). Он ссылался на него, как на «барометр нормальности» [13, с. 39].Социальный интерес - врожденное стремление вступать во взаимные со- циальные отношения сотрудничества. А. Адлер свою концепцию психологи- ческого здоровья личности построил на основании того положения, что ин- дивидуум не может быть отделен от социума, индивидуум детерминирован социумом и развивается под воздействием социальных факторов. А. Адлер понимал человека не только как целостную систему взаимосвязей, взятую в отдельности, но также как интегральную составную часть больших систем - семьи, сообщества: «Индивидуальная психология рассматривает и исследует индивидуума включенным в общество» [17, с. 243]. Социальное чувство раз- виваясь, становится условием преодоления ребёнком существующих у него комплекса неполноценности и превосходства.Обобщающими характеристиками личности А. Адлер называет «жизнен- ный стиль личности». Стиль жизни - это значение, которое человек придает миру и самому себе, его цели, направленность его устремлений и те подходы, которые он использует при решении жизненных проблем [3].Наличие или отсутствие социального интереса является важным критери- ем отнесения человека к тому или иному стилю. А. Адлер описывает четыре типа жизненных стилей: 1) управляющий тип, содержание которого опреде- ляет установка превосходства над внешним миром; 2) берущий тип, характе- ризуется паразитическим отношением к внешнему миру, удовлетворение большей части своих потребностей за счет других; 3) избегающий тип - нет ни достаточного социального интереса, ни активности; 4) социально- полезный тип - высокая степень социального интереса и высокий уровень активности, проявление истинной заботы о других, глобальные проблемы воспринимаются как основные жизненные задачи [16]. Таким образом, из че- тырех, предложенным Адлером стилей только один является таким, который обеспечивает психологическое здоровье человека - социально полезный стиль жизни. В системе взглядов А. Адлера социально-полезный тип стиля жизни является воплощением зрелости личности. Такой человек воспринима- ет три основные жизненные задачи - работу, дружбу и любовь - как социаль- ные проблемы, осознает, что решение этих жизненных задач требует сотруд- ничества, личного мужества и готовности вносить свой вклад в благоден- ствие других людей [1].Предпосылки социального интереса, по мнению А. Адлера, являются врожденными. Вместе с тем, подобно другим потенциальным возможностям человека, социальный интерес не возникает автоматически, но требует, чтобы его осознанно развивали. Он воспитуем и дает результаты благодаря соответ- ствующему руководству и тренировке. Суть состоит в том, что люди подчи- няют свои личные потребности делу социальной пользы. Социальный инте- рес развивается в социальном окружении [3]. Согласно концепции индиви- дуальной психологии, если социальное окружение не ставит задач воспита- ния социального интереса у ребенка, то дальнейшее его развитие замедляется или нарушается.Воспитание и, главным образом, переживания ребенка в семье, - пишет А. Адлер, - испытанные в раннем детстве, могут либо привести, либо не при- вести к превращению инстинктивного чувства в сознательный интерес к здо- ровью и благополучию близких, людей Земли, а потом и всего космоса. Для одного человека жизнь может означать, как пишет А. Адлер: «Охранять себя от боли, закрыться в себе, остаться незатронутым...». Для других людей она может означать: «Быть заинтересованным в других людях, быть частью цело- го, вносить свой вклад в благополучие человечества» (цит. по [13, c. 39-40]).Развитию социального интереса у ребенка способствует позитивная уста- новка отца по отношению к жене, работе и обществу. Социальный интерес, проявляемый отцом в отношениях с детьми, избегание отцом родительского авторитаризма - те условия, которые способствую правильному развитию ребенка. «Вклад - вот истинное значение жизни. Тем многим людям, у кого было другое значение («Что я могу получить от жизни?»), как бы сама Земля говорила: «Уходите! Вы не нужны. Умрите и исчезните!» (цит. по [22, c. 40]). В адлерианской психотерапевтической практике утверждается, что стремле-ние к достижениям должно стать борьбой за развитие всего человеческого общества, а не данного конкретного индивидуума.Развивая идеи А. Адлера, X. Ансбачер предлагает рассматривать соци- альный интерес с двух сторон: 1) как процесс идентификации, эмпатии, со- трудничества и альтруизма; 2) как направленность на объекты трех видов: субсоциальные объекты (неодушевленные предметы, ситуации или виды де- ятельности: природа, наука, искусство), социальные объекты (все живое), су- прасоциалъные объекты (вселенная, весь мир в целом) [13]. Интерес к супра- социальным объектам - это идентификация как с живыми, так и с неживыми объектами, это полный выход за пределы самого себя и единство со всей полнотой мира. Это «космическое чувство и отражение общности всего кос- моса и жизни в нас», «тесный союз с жизнью как целым» [13].В экспериментах Дж. Крендалла было выявлено колебание социального интереса, обусловленное ситуативно. Оказалось, что социальный интерес снижается после неудачи в важном задании, в период надвигающейся экза- менационной сессии и даже после воздействия на человека громким звуком. Дж. Крендалл предполагает, что в случае драматического ухудшения условий жизни и состояния постоянного напряжения происходит существенное сни- жение социального интереса [13]. В его исследованиях получены данные об устойчивости самооценки у людей с высоким социальным интересом после неудачи в личностно значимых заданиях. Для людей с высоким социальным интересом более характерен внутренний локус контроля. Для людей с низким социальным интересом характерно более негативное отношение к собствен- ным родителям и к ранним переживаниям своего детства. Они гораздо боль- шее значение придают своему прошлому опыту.Целью нашего эмпирического исследования стало выявление особенно- стей взаимосвязи социального интереса и соматического здоровья ребенка.Может ли социальная ситуация развития детей, особенности современно- го общества быть источником или провоцирующим фактором ухудшения здоровья целого поколения современных детей? Этот вопрос лег в основу нашего эмпирического исследования. Мы предположили, что социальный интерес по-разному проявляется у больных и здоровых детей. У больных де- тей социальный интерес выражен менее, чем у здоровых.Для эмпирической проверки высказанного предположения проведено ис- следование выраженности и особенностей социального интереса здоровых и больных детей 10-12 лет. В экспериментальную группу включены 20 детей, состоящих на учёте в противотуберкулёзном диспансере с диагнозом «тубер- кулёз органов дыхания». Другие 26 детей того же возраста без субъективных жалоб на здоровье, и не стоящие на учете по поводу хронических заболева- ний, составили контрольную группу. Это учащиеся 5-го классов средних об- щеобразовательных школ. Среди участников эксперимента 17 мальчиков и 29 девочек.Выраженность социального интереса определялась с помощью «Шкалы социального интереса. Шкала личностной значимости черт» (SIS - Social In- terest Scale) Дж. Кренделла [13], другие особенности социального интереса -с помощью методики «Шкалы самооценки» Дж. Менестер и Р. Корзини [13]и контент-анализа сочинения на тему «Я - человек».«Шкала социального интереса» построена Дж. Кренделлом в рамках кон- цепции А. Адлера и представляет собой список из двадцати четырех пар лич- ностных качеств, связанных с социальным чувством и поведением. Отвеча- ющему предлагается в каждой паре выбрать качество, которым он предпочел бы обладать. Социальный интерес тем более выражен, чем выше набранные баллы.Выраженность социального интереса больных и здоровых детей значимо различается, согласно критерию Манна-Уитни (при уровне значимости α≤0,01). Среднее значение показателя социального интереса в эксперимен- тальной группе составило 6,6 баллов, в контрольной -8,2 балла. Следователь- но, социальный интерес больного ребёнка ниже, чем физически здорового. Таких низких среднегрупповых оценок по шкале социального интереса нет ни в одной из социальных групп, чьи среднестатистические нормы приводят авторы методики - это студенты университета, служащие, работники церкви.На рис. 1 представлено соотношение количества детей с разной выражен- ностью социального интереса в двух обследованных группах. Хорошо видно, что почти половина больных детей получают за свой социальный интерес 6 баллов. Здоровые чаще всего (в 46,2% случаев) по шкале социального инте- реса получили оценки в 9-10 баллов. Различия в количестве детей с высокими и низкими оценками социального интереса также являются значимыми (ко- эффициент ассоциации Браве-Пирсона, уровень значимости α≤0,01).Рис. 1. Выраженность социального интереса в группах здоровых и больных детей (в % от количества детей в группе)Таким образом, социальный интерес связан с состоянием здоровья де- тей. Низкий социальный интерес чаще встречается у больных, более выра- женный - у здоровых детей. Среди больных детей чаще встречаются дети с низким и средне выраженным социальным интересом, а среди здоровых - де-ти со средне выраженным и ярко выраженным социальным интересом. По- ложения о социальном интересе А. Адлера позволяют нам утверждать, что именно неразвитое социальное чувство, отсутствие интереса к другим и ле- жит в основании подверженности заболеваниям, в том числе и через общую потерю иммунитета к инфекциям.Методика «Шкалы самооценки» Дж. Менестер и Р. Корзини направлена на исследование чувства недостаточности и позволяет оценить отношение к другим людям. По инструкции, респонденты оценивают себя с помощью пя- ти шкал: 1) общая самооценка собственной успешности как личности; 2) са- мооценками с точки зрения других людей; 3) оценка своего абсолютного максимум, если бы жизни были все возможности и средства, необходимые для достижения ваших целей; 4) предполагаемая оценка себя через пять лет;5) желательный уровень оценки себя.На рис. 2 представлены средние значения по шкалам больных и здоро- вых детей. Средние баллы больных детей по шкалам общая самооценка успешности, оценка себя с точки зрения других и оценка себя через пять лет ниже на 7-10%, чем средние значения здоровых детей. Больные дети сами от- носятся к себе, успешности своей личности заметно критичнее, чем здоровые. Величина расхождения между оценками по шкале «Общая оценка» и по шка- ле «Где бы Вы хотели быть» у больных детей в два раза больше, что указы- вает на более сильное ощущение личной недостаточности у больных детей по сравнению со здоровыми детьми.Рис. 2. Средние значения по шкалам самооценки для групп здоровых и больных детей (в %), n=46Самое значительное расхождение отмечается по шкале «Как Вас оцени- вают другие». Здоровые дети от лица других ставят себе оценки на 3,5% вы- ше, чем свои. Больные - наоборот. Разница между оценками по шкалам «Как вас оценивают другие» и «Общая оценка» для двух групп является статисти-чески значимой (критерия Манна-Уитни, при уровне значимости α≤0,05). Ожидают более низких оценок от других людей, чем собственные оценки - 40% больных детей. Среди здоровых детей таких всего 7,2%, а 57,7% здоро- вых детей ждут от гипотетических других более высоких оценок.Таким образом, здоровые дети считают, что другие люди их оценивают выше, чем они сами. Больные же дети относятся к другим людям, как к более строгим и требовательным, критично настроенным.Выявленная закономерность, на наш взгляд, является еще одним свиде- тельством наличия взаимосвязи между соматическим здоровьем человека и качеством его отношения к другим людям. Мы склонны интерпретировать ее, если не как причинно-следственную связь между этими переменными, где настороженное отношение к другим является одним из факторов снижения сопротивляемости болезням организма ребенка, то, во всяком случае, как взаимовлияющую.Корреляционный анализ выявил значимую связь между показателями са- мооценки и социального интереса (см. таблицу).Коэффициенты корреляции между показателями социального интереса и самооценкиСоциальный интересОбщаяоценкаОценкадругихМак-симумЧерез 5летЖелаемыйуровень0,371*0,324*0,1560,43**-0,331Примечание: * обозначен уровень значимости α≤0,05** - уровень значимости α≤0,01Чем больше выражен у ребенка социальный интерес («Шкала социально- го интереса»), тем он выше оценивает себя по шкалам «Общая оценка», «Как Вас оценивают другие» и «Вы через 5 лет», тем больше у него (к.к.= 0,484 при уровне значимости α =0,05).Тема сочинения «Я - человек» актуализирует два аспекта самосознания - себя как индивидуальности, и себя, как члена определенной общности. Более подробно показатели социального интереса, отражающиеся в сочинениях «Я- человек» описаны в монографии «Психология социальной зрелости» [6]. В группе больных детей сочинения в среднем короче, в них использовано зна- чимо меньше категорийных слов, чем в сочинениях здоровых (критерий Манна-Уитни, уровень значимости α ≤ 0,05, UЭмп = 182.5). Это можно объяс- нить большей осведомлённостью, заинтересованностью, открытостью мыс- лей и чувств здоровых детей по сравнению с больными, общей астенией ор- ганизма больного ребенка. Можно предположить и другую связь - неразви- тые представления о себе, отсутствие осознанной общности с другими людь- ми, отраженное в идентификации «Я - человек», то есть слабый социальный интерес лежат в основе предрасположенности к болезни.Часто в сочинениях о себе как человеке дети говорят о социальных каче- ствах личности. К ним мы отнесли те характеристики, которые направленына общение, социальное взаимодействие: «доброжелательность», «заботли- вость», «уважение старших» и др. Частота обращения к этому типу катего- рии отражает актуальность для автора сочинения социальной сферы его жиз- ни, представленность в сознании других людей. В сочинениях используются обозначения социальных качеств, названных в позитивной форме, и соци- альных качеств, сформулированных в негативной форме («не драться», «не грубить» и пр.).Высказываний, относящихся к социальному интересу, в том числе соци- ально-позитивных суждений, в сочинениях здоровых детей значимо больше, чем в сочинениях больных (критерий Манна-Уитни, при уровне α ≤ 0,01 и α ≤ 0,5 соответственно). Здоровые дети из контрольной группы в 89,9% случаев используют от 4 до 10 свойств человека, характеризующих социальную ак- тивность и интерес. В группе больных детей почти половина авторов сочине- ний (45%) ограничиваются 1-3 социальными свойствами. Критерий углового преобразования Фишера выявил значимость различий в этом соотношении (при уровне значимости α ≤ 0,01). Такие категории, как «Семья» (“у нас дружная семья”, “мама меня любит”, “хочу, чтобы все в семье были здоро- вы”, вырасту - женюсь, стану мамой), «Друзья» (“человек должен помо- гать друзьям”, верный друг, нет друзей), и «Люди» (“есть люди посторон- ние и родные”, хочу, чтобы у каждого человека сбылись его мечты, “все ре- бята в нашей стране - люди”) в сочинениях здоровых детей встречается зна- чимо чаще, чем в сочинениях больных детей.Снижение количества социальных категорий в сочинении говорит о меньшей выраженности социального интереса, о том, что внимание больных детей в большей степени обращено на самих себя, а не на своих близких и окружающих людей, отсутствует чувство единения и общности, у больных детей менее определен положительный, привлекающий образ другого чело- века. Что приводит к снижению в содержании сознания больных детей обра- зов другого человека, друзей, общностей. Возможно, что мысли о болезни являются более актуальными для таких детей.Однако, возможно и наоборот, дети легче подвергаются болезни, если не имеют социальной направленности и сформированного положительного, привлекающего образа мира. Данный вывод подтверждается выявленной корреляционной связью между социальным интересом и количеством аспек- тов в рассказе о себе, высказанных с отрицательной эмоциональной окра- шенностью. Чем больше баллов набирает ребенок по шкале социального ин- тереса, тем меньшее количество негативных аспектов в его сочинении (к.к.=- 0,457, значим при α ≤ 0,01). Чем выше социальный интерес, тем чаще ребенок выражает собственное мнение, подчеркивает авторство своего мнения. Ча- стота употребления в сочинениях категории «Мнение» (я думаю, мне кажет- ся, я считаю) в контрольной группе (здоровые дети) в два раза чаще, чем в экспериментальной группе (больные дети). Кроме того, чем более отчетливо проявляется чувство неполноценности, тем значимо чаще употребляется в сочинении местоимение «Я», свидетельствующее об эгоцентризме (к.к= 0,472, значим при α ≤ 0,01).А. Адлер полагал, что только посредством сотрудничества с другими, ста- раясь участвовать в общем деле, человек может преодолеть чувство неполно- ценности. Он писал, что люди, внесшие наиболее ценный вклад в развитие человечества, были всегда общественно ориентированы [2].С другой стороны, недостаток сотрудничества с людьми и возникающее в результате этого чувство неполноценности является корнем всех невротиче- ских стилей жизни. А. Адлер пишет, что если человек сотрудничает с людь- ми, он никогда не станет невротиком. Все неудачники, по его мнению, - про- дукты неправильной подготовки в области общественного чувства. Все они - неспособные к сотрудничеству одинокие существа, которые в большей или меньшей степени движутся противоположно остальному миру. [3].Анализ диагностических данных позволил сделать вывод об эксперимен- тальном подтверждении гипотезы нашего исследования: социальный интерес детей 10-12 лет связан с состоянием их соматического здоровья. Выраженный социальный интерес чаще встречается у здоровых детей. У детей больных туберкулезом социальный интерес выражен в меньшей степени.Результаты исследования говорят о том, что организация развития социально- го интереса, отражающего социальную множественную идентичность в детском возрасте, формирование стремления к заботе о другом человеке - как близком, так и незнакомом представителе человечества, могут быть одним из факторов, про- филактики и предупреждения частоты и тяжести заболеваний детей.Е. Сидоренко приводит фрагмент работы Х.Б. Каплана, где дается пере- чень чувств, мыслей и видов поведения, отражающих социальный интерес в понимании адлеровского подхода [13].Среди чувств названы чувство принадлежности, ощущение, что ты членгруппы или групп; ощущение легкости и комфорта при взаимодействии с другими людьми; чувство общности - ощущение, что тебя многое объединяет с другими людьми и ты во многом похож на них; вера в то, что в каждом че- ловеке есть нечто хорошее; мужество быть несовершенным, т.е. совершение ошибок это хоть и нежелательное, но неизбежное в жизни, не надо быть все- гда «первым» или самым «лучшим; ощущение себя человеком, чувство, что ты являешься частью всего человечества; оптимизм.Среди мыслей, отражающих социальный интерес Х.Б. Каплан называет:1) Я - человек, и мои общественные права и обязанности равны правам и обя- занностям других людей; 2) можно достичь моих личных целей так, чтобы это совпадало с общественным благом; 3) процветание и выживание обще- ства зависит от решимости и способности его членов научиться гармонично сосуществовать друг с другом; 4) я убежден, что надо поступать по отноше- нию к другим людям так, как мне хотелось бы, чтобы они поступали по от- ношению ко мне; 5) общей оценкой моей личности будет та степень, в кото- рой я способствовал благополучию общества.В поведении социальный интерес проявляется: в готовности использовать свои возможности, знания или способности для оказания поддержки другимлюдям; в щедрости, то есть готовности поделиться тем, что тебе принадле- жит; в присоединении к групповой деятельности, готовности участвовать в ней; в уважении, как готовности признавать чужие права, знания и опыт; в умении сотрудничать, стремлении работать или играть вместе ради достиже- ния общей цели или общей пользы; готовности идти на уступки для достиже- ния взаимно приемлемых решений проблем и конфликтов; в эмпатии; обод- рение - способности воодушевить и мотивировать других людей [13].Полученные характеристики личностных особенностей больных детей, в частности социальный интерес, могут являться ориентирами психокоррекци- онной, психотерапевтической и педагогической работы с детьми, в целях профилактики заболеваемости и облегчения процессов протекания тяжелых хронических недугов у детей. Воспитание социального интереса в рамках воспитания в системе образования должно являться одним из центральных принципов.*Работа выполнена при поддержке Российского гуманитарного научного фонда. Проект 14-16-63004 а(р).
×

Об авторах

Алла Анатольевна Гудзовская

Самарская государственная общеобразовательная академия Наяновой Институт изучения общественных явлений

Email: aag_1@rambler.ru
кандидат психологических наук, доцент 443001 г. Самара, ул. Молодогвардейская 196

Артем Анатольевич Санин

Самарская академия государственного и муниципального управления

Email: kolumnea1@rambler.ru
старший преподаватель 443084 г.Самара, ул. Стара Загора, 96

Список литературы

  1. Адлер А. Воспитание детей. Взаимодействие полов. - Ростов-на-Дону: изд-во«Феникс», 1998. - 448 с.
  2. Адлер А. О нервическом характере. - СПб., 1997.
  3. Адлер А. Практика и теория индивидуальной психологии - М., 1995.
  4. Александер Ф. Психосоматическая медицина / Под ред. С.Л. Шишкина. - М.: Институт общегуманитарных исследований, 2006.
  5. Выготский Л.С. Основы дефектологии// Собр. соч. в 6 т. Т. 5. - М.: Педагогика, 1983.
  6. Гудзовская А.А. Психология социальной зрелости: монография. - Самара: СИПКРО, 2014. - 256 с. Режим доступа: http:// elibrary.ru/item.asp?id=23738634.
  7. Здоровье и образование детей - основа устойчивого развития российского общества и государства (статистические данные) // Научная сессия шести академий наук России. URL: http://www.mma.ru/library/online/academy/ statistic?print=1(дата обращения 2.09.2012).
  8. Знаменательные числительные// Источник: Журнал Планета Людей. URL: http://vipdetki.ru/index.php/deficit (дата обращения 2.09.2012).
  9. Кара-Мурза С.Г., Батчиков С.А., Глазьев С.Ю. Куда идет Россия. - Издательство: Эксмо, Алгоритм; 2010.
  10. Матвеев В.Ф., Гройсман А.Л. Профилактика вредных привычек школьников.Книга для учителя - Л.: Просвещение, 1987.
  11. Онищенко Г. О здоровье… // Цифры, факты… Статистика http://best-project.ucoz.ru/publ/12-1-0-12.
  12. Сандомирский М.Е. Психосоматика и телесная психотерапия: Практическое руководство - М.: Независимая фирма «Класс», 2005. - 592 с. - (Библиотека психологии и психотерапии). ISBN 5-86375-059-6.
  13. Сидоренко Е.В. Терапия и тренинг в концепции Альфреда Адлера. - СПб.: Речь, 2002- 347 с.
  14. Социальная конфликтология / Под ред. А.В. Морозова. - М.: Издательский центр «Академия», 2002. - 336 с.
  15. Сукиасян С.Г., Тадевосян А.С., Чшмаритян С.С., Манасян Н.Г. Стресс и постстрессовые расстройства: личность и общество. - Ер.: Асогик, 2003. - 348 с.
  16. Хавин А. Б. Отношение к своему дефекту индивида и его окружения (На модели заикания). URL: http://www.childpsy.ru/upload/dissertations/ C1_7_1974.htm (дата обращения 2.09.2012).
  17. Шкловский В.M., Ильдеринская В.И. К характеристике системы отношений личности, страдающей логоневрозом // Неврозы и пограничные состояния - Л., 1972. - С. 55-62.
  18. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. - СПб.: Питер Пресс, 1997. - 608 с.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

© Гудзовская А.А., Санин А.А., 2015

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.