Organization of the educational discipline «Pedagogical rhetoric» in university

Cover Page


Cite item

Full Text

Abstract

The paper discusses the content and specifics of the discipline «Pedagogical rhetoric», which is mandatory in the preparation process of future teachers. The problem of rhetorical skills level associated with training at university, active practical activities, as well as with independent work of students is actualized. The content analysis of the speech training of a future teacher is presented. The purpose of the research is a theoretical substantiation of the pedagogical conditions that contribute to the development of communication principles knowledge in the professional ethics of a teacher, communication technologies in professional interaction. The theoretical significance of the study is that its results complement the scientific understanding of the pedagogical conditions for the effective development of the necessary skills of communicative influence and interaction among students in order to form a successful communicative personality being able to communicate productive in the professional pedagogical field. The results also enrich the theory and methodology of professional education in the field of the oratory and acting skills development of future teachers. Theoretical and methodological basis of the research is personal, individual, culturological, activity, psychodramatic approaches. The experience of teaching the discipline «Pedagogical rhetoric» at Sevastopol State University is reflected. The features of the organization of classes, the implementation of practical tasks by students, the variety of forms, methods and teaching aids used are presented. The paper emphasizes the importance of providing conditions for the creative activity of future teachers.

Full Text

Введение

Приоритетным направлением развития образования сегодня является создание благоприятных условий для раскрытия природного потенциала личности обучающегося, развития его учебных качеств, творческого потенциала. В настоящее время образовательное пространство предъявляет растущие требования к подготовке будущих учителей. Несмотря на масштабную цифровизацию общества в целом и образовательного процесса в том числе, реальный опыт образовательного процесса демонстрирует, что существенный результат в подготовке обучающихся достигается при непосредственном контакте педагога с учениками.

Риторика в России возрождается во второй половине ХХ века, и связано это с тем, что общество признало потребность в знаниях о языке и в умении им пользоваться. В 1920-е гг. приоритетным направлением было изучение культуры речи и стилистики; в настоящее время осуществляется обратный процесс «риторизации» образования [1]. Более того, на просторах интернета представлено множество продуктов, предлагающих развить коммуникативные навыки, повысить культуру общения, улучшить ораторское мастерство и качество ведения переговоров в различных профессиональных областях, повысить уровень знаний в области аргументированного делового общения, улучшить качество звучания голоса. Несмотря на то, что большая доля личностного и делового общения перешла в электронный формат, обучающие курсы такого плана пользуются спросом, так как знание объективных законов речи, техник привлечения внимания аудитории, делового этикета, умение вести диалог, логично и точно передавать свои мысли в современном цифровом мире остаются актуальными. С введением Федерального государственного образовательного стандарта в учебных планах подготовки бакалавров в базовой части появилась обязательная дисциплина «Педагогическая риторика». Изучение курса «Педагогическая риторика» в рамках освоения универсальной компетенции (способность осуществлять деловую коммуникацию в устной и письменной формах на государственном языке Российской Федерации и иностранном(ых) языке(ах)) способствует формированию у студентов системы педагогических знаний; развитию педагогического и творческого мышления; умения пользоваться инструментариями оратора, что обеспечивает развитие коммуникативно-речевых навыков, коммуникативной компетентности говорящих, аналитических, рефлексивных и креативных способностей, мягких надпрофессиональных навыков (soft skills), в том числе помогающих в решении разнообразных жизненных задач.

Кроме того, уровень понимания в процессе обучения напрямую зависит от мастерства устного выступления педагога. Исследователь С.И. Денисенко приводит следующие требования к речи педагога: содержательность речи; речь должна быть понятной и выразительной [2]. Педагог должен уверенно ощущать себя в роли оратора, владеть языковыми нормами и культурой речи, активно принимать участие в творческой профессиональной деятельности.

Реализация тренировочных заданий и упражнений к курсу «Педагогическая риторика» позволит в дальнейшем решать задачи профессиональной деятельности. В рамках представленного исследования были поставлены следующие задачи:

  • обучение студентов анализу коммуникативных ситуаций в профессиональной деятельности; формирование навыков ведения дискуссии;
  • воспитание адекватного отношения к конкурентной среде; формирование способности к самоорганизации и постоянному самообразованию, совершенствованию риторических умений и навыков;
  • развитие речевой культуры, техники речи, качеств голосоведения, дикции.

1. Обзор литературы

В современном высшем педагогическом образовании четко определены векторы развития: гуманизация учебного процесса, фундаментализация, профессионально-педагогическая направленность обучения. Согласно Федеральному закону «Об образовании в Российской Федерации», «высшее образование имеет целью обеспечение подготовки высококвалифицированных кадров по всем основным направлениям общественно полезной деятельности в соответствии с потребностями общества и государства, удовлетворение потребности личности в интеллектуальном, культурном и нравственном развитии, углублении и расширении образования, научно-педагогической квалификации» [3]. Одна из важнейших проблем педагогического образования — это переход к системно-деятельностному образованию, ориентированному на развитие каждой личности [4]. Исследователь В.Н. Диденко делает акцент на том, что педагогическое общение должно обеспечивать «результативность совместной деятельности его участников»; кроме того, идею выстраивания педагогического общения через реализацию гармонизирующего педагогического диалога автор рассматривает с позиции педагогики [1].

По нашему мнению, реализация деятельностного (А.Н. Леонтьев, Б.Ф. Ломов, А.А. Бодалев), личностного (К. Роджерс [5], В.В. Сериков [6], И.С. Якиманская и др.); индивидуального (А.Г. Асмолов, Д.А. Леонтьев, В.А. Петровский и др.); культурологического (В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов и др.) подходов в профессиональном образовании позволит учесть растущие требования к подготовке учителей и сформировать соответствующие профессиональные компетенции.

Безусловно, педагогическая риторика рассматривается в основном как речеведческая дисциплина (Н.Д. Десяева [7], Л. Тумина [8]), тесно связанная с филологией, лингвистикой, философией. Тем не менее в рамках исследования следует заострить внимание на философской и психолого-педагогической концепции творчества (В.И. Андреев, М.М. Бахтин, Н.А. Бердяев, И.П. Калошина, А.А. Леонтьев и др.); концепции формирования личности в результате активного самовыражения в деятельности (А.А. Бодалев, Л.С. Выготский, В.М. Медведев, А.В. Мудрик и др.); концепции формирования личности специалиста (К.А. Абульханова-Славская, В.Н. Дружинин, И.А. Зимняя, А.В. Мудрик, и др.). Также представляют интерес законы театральной педагогики (С.В. Гиппиус, Н.А. Зверева, П.М. Якобсон и др.); подходы и принципы формирования педагогического артистизма (О.С. Булатова [9], В.С. Зайцев, В.А. Ивлев, Е.Г. Михеева [10] и др.). В частности, исследователями И.М. Катекиной [11], Е.Г. Кашиной рассматривались коммуникативно-театральные технологии подготовки современного специалиста; основные понятия и принципы психодраматического подхода (Е.Г. Кашина [12], О.А. Юрченко[13]).

2. Материалы и методы

Материалами исследования выступали: содержание дисциплины «Педагогическая риторика» учебного плана 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки).

Методологическим основанием исследования являются идеи личностного, индивидуального, культурологического, деятельностного, психодраматического подходов. В ходе проведения исследования были использованы теоретические методы: метод анализа психолого-педагогической литературы, изучение и обобщение сведений, сравнительно-сопоставительный метод, а также эмпирические методы: педагогическое наблюдение, изучение и обобщение педагогического опыта, анализ результатов педагогической деятельности, анализ творческих продуктов работы.

3. Результаты исследования

Основательные знания преподавателя о современных образовательных подходах позволяют установить вектор и принципы профессиональной деятельности. Основная часть современных подходов, применяемых в обучении, обеспечивают реализацию личностно-ориентированной парадигмы образования: личностный, индивидуальный, культурологический, деятельностный и др. Подробней охарактеризуем наиболее важные подходы при работе с будущими учителями.

Личностный подход заключается в становлении обучающегося как активного субъекта, реализующего в учебно-воспитательном процессе и в профессии свой способ жизнедеятельности и свою личностную сущность [14]. При обучении курсу «Педагогическая риторика» особенно важно, что в рамках личностного подхода внимание уделяется осуществлению инновационных, творческих процессов. Так, на практическом занятии, организуя творческое задание по работе над обогащением тембра голоса на примере аллегорических притч — миниатюр (полусказок, басен в прозе) Феликса Давидовича Кривина, каждый обучающийся выбирает именно тот сюжет, тех персонажей, которые близки ему по духу, в которых отражается личность рассказчика. Различные предметы и явления оживают в рассказах Ф.Д. Кривина; задача студентов состоит в том, чтобы с помощью голоса передать характер персонажей, описанных автором: продумать тембральную окраску, тесситуру, манеру речи, ритм говорения. Представим несколько героев: Биллиардный Шар говорит обстоятельно, тяжело, увесисто; Лужица — романтичная и мечтательная особа, как и ветреная Форточка, наивна и легка; впечатлительная Глина; любопытный Гвоздик; Карандаш, который тверд и спокоен; нежная Резинка; въедливые и склочные Перья и Бритвы. Будущие учителя охотно выполняют творческую задачу. Целесообразно создавать театрализованный речевой показ с последующим обсуждением идеи каждого сюжета, характера персонажей; фиксировать выступления на видео для дальнейшего разбора речи и пластики ораторов.

Близкий к личностному, индивидуальный подход предполагает учет в процессе воспитания и обучения индивидуальных особенностей студентов [15]. Реализуя индивидуальный подход в процессе подготовки будущих учителей, необходимо создавать условия для развития их индивидуальных способностей, так как самобытность и неординарность стиля преподавания — залог успешной профессиональной деятельности учителя.

В рамках темы лекционного занятия «Стиль общения педагога и его влияние на обучение, воспитание и развитие личности ребенка» обучающиеся знакомятся с классификациями педагогического общения. Кроме основных стилей (авторитарный, демократический, либеральный), рассматриваются:

  • классификация В.А. Кан-Калика: стиль «совместное творчество», «дружеское расположение», «заигрывание», «общение-дистанция», «менторский»;
  • классификация Н.А. Березовина, Я.Л. Коломинского: активно-положительный, ситуативный, пассивно-положительный, активно-отрицательный, пассивно-отрицательный;
  • классификация М.М. Рыбаковой: диктат, нейтралитет, опека, конфронтация, сотрудничество;
  • классификация Т. Антоновой, Н. Сироткиной, Л. Тихоновой: вдохновляющий, социализирующий, теоретизирующий, дисциплинирующий;
  • классификация Н.А. Ложниковой, Н.В. Иванец: репродуктивный, творческий, ситуативный, репродуктивно-творческий).

На практических занятиях, при озвучивании подготовленного доклада и презентации по предложенным темам, будущие учителя примеряют на себя различные стили общения соответственно ситуации. Так, в роли воспитанников выступают будущие коллеги, которые в свою очередь определяют стиль выступления оратора, отмечают достоинства и недостатки, уровень владения вниманием аудитории. Конструктивная критика одногруппников может содержать в себе замечания по поводу дикции, культуры владения словом, выразительности и темпа речи, интонации, эффективного использования пауз, визуального контакта с аудиторией, мизансцены и жестикуляции, передвижения по аудитории или статичного выступления. Кроме того, важна содержательная часть: насколько глубоко проработан список источников по теме выступления, ориентируется ли в материале докладчик при ответе на вопросы аудитории, приводятся ли примеры, емкая ли информация вынесена на слайды, и обращается ли выступающий к презентационному материалу. Так как цель упражнения заключается в нахождении собственного оригинального речевого почерка, не стоит зацикливаться на изученных классификациях стилей педагогического общения, студенты могут предложить свои названия стилей друг для друга, отражающие конкретные индивидуальные особенности говорящего. На начальном этапе, безусловно, сложно сориентироваться при выступлении, тем более придерживаться какого-либо стиля, учитывая отсутствие достаточного опыта. Тем не менее для того, чтобы выработать свой индивидуальный стиль, необходимо регулярно выступать перед аудиторией и совершенствовать свои навыки. Для того чтобы проследить динамику развития риторических способностей и взглянуть на себя со стороны, можно записывать выступления на видео.

Культурологический подход заключается в направленности образовательного процесса на становление культурной личности. Перед преподавателем стоит задача использования технологий обучения, апеллирующих не только к мышлению, но и тех, которые обеспечивают эмоционально-образное восприятие жизни и культуры, актуализируют эмоциональную память, создают условия для рефлексии своих внутренних состояний [16].

Согласно перечню основных задач профессиональной деятельности выпускников направления подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), педагогический тип задач заключается в осуществлении профессиональной деятельности в соответствии с нормативно-правовыми актами в сфере образования и нормами профессиональной этики. Так, не поддельный интерес вызывают темы лекционных и практических занятий, посвященные культуре речи. Знание и соблюдение в речи языковых норм, по мнению будущих учителей — один из важнейших показателей уровня культуры. Школьный учитель, как образцовый носитель языка, хранитель языковых норм, должен способствовать развитию у учащихся уважения и эстетического отношения к правильной речи. Актуализацию знаний о бесконфликтном общении и практические навыки ведения дискуссии обеспечивают коммуникативные тренинги, к примеру диспут на заданную тему. Собственный речевой пример, последовательное использование в речи учителя вариантов нормы способствует усвоению учениками норм, которые являются наиболее предпочтительными во всех коммуникативных ситуациях и стилях языка. Следует уточнить, что формирование правильной речи, привитие ученикам четких представлений о нормах русского литературного языка должно происходить не только в процессе обучения русскому языку и литературе, но и на всех предметах школьной программы. Таким образом, курс «Педагогическая риторика» имеет огромное значение и для будущих учителей по истории и обществознанию, математике и физике, учителей по иностранному языку.

Основополагающим положением в контексте деятельностного подхода является то, что вне деятельности, основанной на лучших традициях и ценностях, существующем опыте, не может происходить развитие и формирование личности [17]. Именно во взаимосвязи деятельности и социального поведения, которые обусловливают друг друга, происходит становление активной жизненной позиции будущего учителя, ориентированной на творческое созидание, проявляющееся во всех сферах жизни.

Практическое занятие «Речевое взаимодействие учителя и учащихся. Педагогическая стратегия. Педагогическая тактика» проходит в форме ролевой игры «Учитель — ученик» (создание и «разыгрывание» коммуникативных ситуаций). Безусловно, в процессе профессиональной деятельности будущие учителя будут участниками различных ситуаций общения, в том числе с коллегами, родителями учеников, дирекцией и другими работниками учреждения. Тренинги «Я в предлагаемых обстоятельствах» позволяют сформировать навыки ведения дискуссии, актуализировать знания о бесконфликтном общении. Эффективное общение строится на принципе кооперации П. Грайса, суть которого состоит в том, что каждый участник процесса общения должен вносить посильный вклад в достижение совместно поставленной и принятой всеми коммуникантами цели общения [18]. Так или иначе, отсутствие конфликтов в школе — явление невозможное, а причина конфликта не лежит на поверхности, поэтому остается для обеих сторон не понятой. С другой стороны, в случае, если после дискуссии оппоненты поняли точку зрения друг друга, нашли компромиссное решение и смогли принять новые формы взаимодействия, то такой конфликт конструктивен для обеих сторон, а опыт его решения полезен для будущего. Будущему учителю также важно находить пути конструктивного разрешения конфликтов «ученик — ученик», «ученик — класс». Именно в школе у ребенка, подростка формируются навыки разрешения противоречий в межличностном взаимодействии. Разыгрывание и последующий анализ этюдов позволяют на практике разобрать объективные и субъективные условия, способствующие возникновению конфликтов; основные правила поведения учителя в конфликтной ситуации; алгоритм решения школьного конфликта; правила поведения учителя в конфликтных ситуациях.

Сущность психодраматического подхода заключается в широком привлечении театральных технологий, обуславливающих развитие эмоций и формирование активных действий в процессе подготовки будущих учителей.

Психодрама (с греч. «психо» — разум, душа; «драма» — действие) — «психодействие». Психодрама — это направление, исповедующее позитивизм и оптимизм, что, безусловно, значимо для учебного процесса в целом и для методики обучения будущих учителей в частности [19]. Благоприятная психологическая атмосфера в процессе обучения способствует раскрепощению учащихся, активизации и раскрытию творческого потенциала. В современном стремительно ускоряющемся мире, полном стрессовых ситуаций, необходимости принятия быстрых решений, актуальной становится задача формирования культуры эмоций. В области образования, организации учебного процесса психодраматический подход открывает широкие перспективы. Психодрама позволяет раскрепостить и активизировать скрытые резервы личности, снять зажимы, мешающие эффективному общению.

В рамках практического занятия «Невербальные средства общения» ролевая гимнастика позволяет ощутить свое тело в пространстве, активизировать отдельные механизмы телесного внимания, а следовательно, и механизм телесного восприятия. Рассмотрим один из вариантов проведения ролевой гимнастики. Обучающимся необходимо сесть на стул так, как сидит: председатель экзаменационной комиссии; невеста (жених) во время торжества; диктор телевидения и т.д. Пройти, как ходит: молодой человек, в ожидании свидания; человек, пробираясь сквозь сильный ветер; учитель во время контрольной работы.

При проведении тренинга «Зип — зап — зэп» необходимо встать в круг и занять активную позицию (колени немного согнуты, корпус вперед, руки свободны, в поле зрения должны быть все участники). Один из участников делает хлопок, указывая на любого другого, и произносит: «Зип!» Тот, кому был передан хлопок, в свою очередь, посылает его следующему участнику, произнося: «Зап!» Соответственно, следующий продолжает цепочку: «Зэп!» Звуки должны быть произнесены именно в таком порядке: «Зип! Зап! Зэп! Зип! Зап! Зэп!». Когда участник ошибается, он выбывает из игры, круг сужается, а темп тренинга увеличивается. При выполнении упражнения необходимо быстро ориентироваться: выбрать партнера, синхронизировать визуальный контакт, направить хлопок и голосовой посыл, не сбивая темп тренинга. Кроме того, тренинг направлен на развитие артикуляционного аппарата: звук [П] необходимо произносить четко, чтобы упражнение не звучало таким образом: «Зи! За! Зэ!». Можно придумать различные тренинги такого плана для каждой группы студентов, варьируя сложные по произношению звуки. При четком выполнении условий тренинга развивается полетность голоса, умение направить звук точно в цель, необходимое для будущей педагогической деятельности — озвучивания аудитории.

Полетность голоса — важнейшее техническое свойство звука голоса, позволяющее пробиваться через «звуковую завесу», не зависит от силы голоса: голос может быть сильным, но не полетным. Рассмотрим варианты проведения тренинга по развитию полетности голоса «Весна!». Необходимо распределить пять обучающихся в пространстве аудитории спиной друг к другу (четверо по углам, один в середине). Первый участник разворачивается и произносит любое слово, например «Весна!» (особую роль в развитии полетности голоса играют гласные звуки). При этом обучающийся четко направляет звук в спину выбранного участника, регулирует силу голоса в зависимости от расположения партнера. Сразу после произношения участник поворачивается спиной, а тот, кому был послан звук, разворачивается и продолжает звуковую цепочку. Возможен другой вариант исполнения представленного упражнения: все участники расположены в одной части аудитории, довольно близко друг к другу, ведущий стоит за их спинами и «посылает» слово в конкретного участника, который должен понять, что обратились именно к нему. При условии точного голосового посыла, участник поворачивается и меняется местами с ведущим. Во время упражнения нельзя произносить другие слова. Если позволяют условия аудитории, можно подключить движения: обучающийся, который понял, что слово «брошено» именно ему в спину, может ответить, согласно интонации «бросающего», к примеру упасть, словно от выстрела.

Подобные упражнения способствуют активизации аудитории, развитию реакции обучающихся, расслаблению тела, снятию телесных зажимов которые невербально ощущаются аудиторией при входе учителя в класс. Будущие учителя познают себя, свои достоинства и недостатки, одновременно ощущая возможности восприятия предлагаемой информации.

В основе метода «имитационного моделирования», разработанного Дэвидом Риппером на базе учения Дж. Морено о «behavioral situations», лежит идея о том, что люди — прирожденные актеры. Способность играть ту или иную роль позволяет человеку проявить внутренние резервы собственной личности и приспособиться к окружающему миру. Анализируя акт творчества, Морено сформулировал ключевые понятия: «спонтанность» и «текущий момент», которые легли в основу его теории спонтанности — креативности и психодрамы [20].

Для учителя важно уметь быстро ориентироваться в сложившейся ситуации, отвечать на спонтанные вопросы. Так, суть упражнения «говори до хлопка» заключается в том, что один участник получает слово (значение которого ему, возможно, не известно), в тот же момент преподаватель производит хлопок. Задача студента логически выстроить свои мысли, говорить, не останавливаясь, в выбранном адекватном темпе, до второго хлопка. В рамках представленного упражнения не настолько важно, что именно говорит обучающийся, сколько то, как он доносит свои мысли, удалось ли ему сохранить выбранный темп речи, насколько уместна его жестикуляция, мимика и поза, эмоциональность речи, находится ли он в сильной коммуникативной позиции. Спонтанность педагога в учебном процессе заключается в умении своевременно корректировать ход занятия, быстро и четко ориентироваться в выборе эффективных приемов обучения.

Психодраматический подход при подготовке будущих учителей предполагает овладение актерской техникой, техникой создания сценического образа; учитель театральными средствами активизирует психофизические данные обучаемых.

Обсуждение и заключения

В ходе реализации тренировочных заданий и упражнений к курсу «Педагогическая риторика» были получены положительные результаты, достигнуты поставленные задачи исследования. Опыт преподавания «Педагогической риторики» в Севастопольском государственном университете (согласно учебному плану дисциплина ведется в третьем семестре) при подготовке будущих учителей показывает, какие темы и проблемы являются актуальными для обучающихся. Живой отклик вызывают тренинги, позволяющие улучшить главные качества голосоведения (сила голоса, диапазон, тембр, подвижность и полетность голоса). С интересом студенты практикуют ролевую гимнастику, речевые тренинги, позволяющие совершенствовать дикцию; старательно выполняют упражнения, позволяющие развить возможности дыхания. Большинство будущих учителей не знакомы с понятием «диафрагмальное дыхание» и не осознают важность бережного отношения к голосовому аппарату. По нашему мнению, каждый студент должен понимать, что голос — важнейший инструмент профессиональной деятельности, и придерживаться рекомендаций по гигиене голоса, которые даются на практических занятиях. Тренинги «Я в предлагаемых обстоятельствах» позволяют осознать специфику речевых ситуаций в деятельности учителя, актуализировать знания о бесконфликтном общении, сформировать навыки ведения дискуссии.

По нашему мнению, в течение курса «Педагогическая риторика» необходимо донести до будущих педагогов важность ораторского и актерского мастерства учителя, способствующего росту авторитета среди учеников и повышению педагогической культуры. Важен и тот факт, что педагогическое мастерство приобретается упорными постоянными упражнениями. Согласно Федеральному закону РФ «Об образовании», «высшее профессиональное образование имеет целью удовлетворение потребности личности в углублении и расширении образования». Данная цель реализуется за счет самостоятельной работы студентов, причем количество отведенных на нее часов учебного процесса в последние годы увеличилось. На практических занятиях обучающиеся получают набор инструментов для развития коммуникативно-речевых навыков и тренингов по совершенствованию речевого аппарата, но дальнейшее усовершенствование и формирование собственного педагогического стиля зависит от стремлений и регулярных тренировок студентов.

×

About the authors

Elena G. Protsenko

Sevastopol State University

Author for correspondence.
Email: kardamne@mail.ru
ORCID iD: 0000-0002-5834-475X

Cand. Ped. Sci., Associate Professor of Pedagogical Education Department

Russian Federation, Sevastopol

References

  1. Astaf’eva I.A. Pedagogical rhetoric: interpretations of subject content and aspects of training practice. Newsletter of Omsk State Pedagogical University. Humanitarian research. 2015. No. 4 (8). P. 29-33. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/pedagogicheskaya-ritorika-interpretatsii-soderzhaniya-distsipliny-i-praktika-prepodavaniya (accessed May 05, 2022).
  2. Denisenko S.I. Pedagogical rhetoric: problems, solutions. Vestnik of Moscow State Linguistic University. Education and teaching. 2020. No. 3 (836) P. 51–63. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/pedagogicheskaya-ritorika-problemy-puti-resheniya (accessed April 11, 2022).
  3. Federal’nyj zakon ot 29.12.2012 №273-FZ (red. Ot 30.12.2021) «Ob obrazovanii v Rossijskoj Federacii» (s izm. i dop., vstup. v silu s 01.03.2022). [Federal Law No. 273-FZ of December 29, 2012 (as amended on December 30, 2021) “On Education in the Russian Federation” (as amended and supplemented, effective from March 1, 2022)].
  4. Abramovskih N.V. Realizatsiya sistemno-deyatel’nostnogo podhoda v protsesse professional’noj podgotovki budushchih pedagogov v vuze [Implementation of the system-activity approach in the process of professional training of future teachers at the university]. Nauchnometodicheskij elektronnyj zhurnal «Koncept». 2017. No. 2. P. 6–13. URL: http://e-koncept.ru/2017/470122.htm.
  5. Rodzhers K.R. Stanovlenie lichnosti. Vzglyad na psihoterapiyu. [The formation of personality. A look at psychotherapy.] Moscow: Izdatel’stvo EKSMO-Press, 2001.
  6. Serikov V.V. Razvitie lichnosti v obrazovatel’nom processe. [Personal development in the educational process] I.: Logos, 2012.
  7. Pedagogicheskaya ritorika: uchebnik dlya studentov uchrezhdeniy vyssh. prof. obrazovaniya [Pedagogical rhetoric: a textbook for students of institutions of higher education. prof. education] / Ed by N.D. Desyayevoy. Moscow: Izdat. tsentr «Akademiya», 2012. 256 p.
  8. Tumina L. Prepodavaniye ritoriki v pedagogicheskom vuze [Teaching rhetoric at a pedagogical university]. Vyssheye obrazovaniye v Rossii. 2000. No. 6. P. 69–78.
  9. Bulatova O.S. Pedagogicheskij artistizm: ucheb. posobie dlya stud. vyssh. ped. ucheb. zavedenij [Pedagogical artistry: textbook. allowance for students. higher ped. textbook establishments]. Moscow: AcademiA, 2001. 239 p.
  10. Miheeva E.G. Formirovanie pedagogicheskogo artistizma studenta – budushchego uchitelya v processe obucheniya v pedagogicheskom universitete: avtoref. dis. ... kand. ped. nauk [Formation of pedagogical artistry of a student - a future teacher in the process of learning at the Pedagogical University: Abstract of thesis cand. ped. sci.]. Samara. 2008. 26 p.
  11. Katekina A.A. Methods of theatrical pedagogics in modeling multicultural communicative foreign-language competence of expert. Kazan pedagogical journal. 2015. No. 6-1. Pp. 102–105. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/tehnologii-teatralnoy-pedagogiki-v-formirovanii-polikulturnoy-inoyazychnoy-kommunikativnoy-kompetentsii-spetsialista (accessed April 15, 2022).
  12. Kashina E.G. Kommunikativno-teatral’nyj metod obucheniya inostrannomu yazyku: razvitie mnozhestvennyh tipov intellekta u studentov [The communicative-theatrical method of teaching a foreign language: the development of multiple types of intelligence in students]: monografiya. Samara: Izdatel’stvo «Samarskij universitet», 2012. 144 p.
  13. Yurchenko O.A. Issledovanie effektivnosti social’no-psihologicheskogo treninga dramaticheskoj improvizacii: dis. … kandidata psikhologicheskih nauk [Study of the effectiveness of socio-psychological training in dramatic improvisation: thesis of doc. ps. sci.]. Samara, 1999. 167 p.
  14. Yakimanskaya I.S. Osnovy lichnostno orientirovannogo obrazovaniya. [Fundamentals of student-centered education]. Moscow: Laboratoriya znanij, 2015. 220 p.
  15. Nikitina N.N., Zheleznyakova O.M., Petukhov M.A. Osnovy professional’no-pedagogicheskoy deyatel’nosti [Basics of professional and pedagogical activity]: Uchebnoye posobiye. Moscow: Akademiya, 2009.
  16. Shevchenko M.S. Professional training of students-philologists of pedagogic university: methodological approaches. Gumanitarno-pedagogicheskoe obrazovanie. 2018. Vol. 4. No. 3. P. 150–160.
  17. Shevchenko N.N. Dactivity approach to vocational training a pre-service teacher in the educational process of the university. Problems of modern education. 2021. No. 5. Pp. 116–128. doi: 10.31862/2218-8711-2021-5-116-128
  18. Grice P. Logic and Conversation. Syntax and Semantics. Speech Acts / P. Cole, J.L. Morgan (eds.). New Yоrk, 1975. P. 41–58.
  19. Kashina E.G. Stanovlenie tvorcheskoj lichnosti uchitelya inostrannogo yazyka sredstvami teatral’nyh tekhnologij: Avtoref. dis. … doktora pedagogicheskih nauk [Formation of the creative personality of a foreign language teacher by means of theatrical technologies: Abstract of thesis of doc. ped. sci.]. Samara. 2004. 39 p.
  20. Psychodrama Since Moreno: Innovations in Theory and Practice. London: Routledge, 1994.

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML

Copyright (c) 2022 Protsenko E.G.

Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License.

This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies