Development of psychological and pedagogical classes of the Orenburg region

Cover Page

Cite item

Abstract

The paper contains the results of the study on the development of psychological and pedagogical classes in the Orenburg region. The relevance of the study is due to the growing importance of the profile training of senior students of general educational institutions, focused on the teaching profession. Based on the analysis of scientific sources and the accumulated pedagogical experience, the dynamics of the development of psychological and pedagogical classes from the moment of inception to the present day is traced. As the study showed, this phenomenon has not been fully studied in pedagogical science and practice. The aim of the study is to reconstruct the development of psychological and pedagogical classes in Russia and the Orenburg region. The basic methods were: the method of reconstruction, historical and genetic analysis, the method of analytical generalization. The source base of the study was made up of official normative legal documents regulating the development of psychological and pedagogical classes in the 19th–21st centuries, as well as a set of publications on the problem under study. Based on the results of the study, it was concluded that the phenomenon under study has passed a long stage in its development. There are two key stages in its development — the second half of the 19th century until the 1960s, when the pedagogical class was considered as one of the forms of training teachers, and from the 60s of the 20th century to the present day — this is a form of pre-profile and profile training of students for the teaching profession. Based on the results of the study, recommendations are given on the need to introduce a systematic and productive practice of networking between general educational organizations, on the one hand, and pedagogical universities, on the other, with the organizational support of education authorities. The introduction of this model will make it possible to move forward in solving an urgent problem for the education system of the Russian Federation — the lack of teaching staff.

Full Text

Введение

Проблема с педагогическими кадрами в системе образования Российской Федерации остается по-прежнему достаточно актуальной. Несмотря на предпринимаемые усилия со стороны государства, выпускники педагогических вузов не совсем охотно идут в образовательные организации. А многие из тех, кто «дошел», через год другой покидают их. Не вдаваясь в самоочевидные причины, связанные с социально-экономическим положением педагога, мы попытались проанализировать одну из форм подготовки школьников к педагогической профессии — профильные психолого-педагогические классы. В этой связи теоретическая и практическая значимость проведенного исследования заключается в обосновании рекомендаций по развитию профильных психолого-педагогических классов в системе общего образования России на основе реконструирования развития психолого-педагогических классов Оренбуржья.

В нашей статье мы не претендуем на всеобъемлющий анализ развития такого феномена, как «профильные психолого-педагогические классы» в России и Оренбуржье. Для этого рамки статьи очень малы. Попытаемся обозначить лишь некоторые позиции, значимые для педагогической оценки профильного обучения с позиций дня сегодняшнего и с проекцией на день завтрашний. Как отмечает видный историк педагогики М.В. Богуславский, «в современных условиях особенно важно научно обоснованное определение перспектив развития отечественного образования, построенного на российских социокультурных основаниях» [1, c. 42].

Обзор литературы

В современной педагогической литературе имеется определенный задел по решению изучаемой проблемы.

Методологические аспекты изучения развития психолого-педагогических классов представлены в исследованиях А.М. Аллагулова [2], М.В. Богуславского [1], С.В. Куликовой, В.К. Пичугиной, А.Н. Шевелева, M. Edelman [3].

Развитие среднего женского образования в России в XVIII – начале XX века представлено в исследованиях Э.Д. Днепрова и Р.Ф. Усачевой [4]. Вопросы организации образовательного процесса в педагогических классах рассматриваются в трудах О.А. Логиновой [5], В.Б. Успенского [6].

О.Г. Якимов рассматривает педагогические классы как социокультурный и социально-экономический феномен [7].

В исследованиях Л.Я. Аминовой [8] проанализирована специфика организации педагогических классов в Башкирии во второй половине XIX – начале XX века. Интерес представляют исследования И.Л. Бахтиной, М.В. Попова [9], посвященные деятельности специализированных педагогических классов на Урале в 1920–1950-е годы. Функционирование педагогических классов в 20-е годы XX века анализировались в трудах А. Бродской [10].

Особый интерес представляют исследования Е.В. Бугаковой [11], А.В. Москвиной [12], посвященные анализу деятельности педагогических классов в Оренбургской области. Анализ опыта изучения педагогической направленности старшеклассников в целях профессионального отбора представлен в работе С.Х. Айдабуловой [13], Т.И. Тепеницыной, А.П. Копыловой [14]. Диагностический инструментарий социальной активности выпускников общеобразовательных организаций в процессе педагогической ориентации представлен в работах Е.П. Шастиной [15].

Таким образом, в педагогической науке и практике в неполной степени изучен феномен развития психолого-педагогических классов в региональном аспекте.

Материалы и методы

Целью исследования является реконструкция развития психолого-педагогических классов в России и Оренбуржье.

В качестве источниковой базы исследования выступили официальные нормативные правовые документы, регламентирующие развитие психолого-педагогических классов в XIX – XXI веках в Оренбуржье, а также комплекс научных публикаций по развитию психолого-педагогических классов в Оренбуржье.

В ходе исследования использовался метод реконструкции, позволивший восстановить полную картину развития психолого-педагогических классов в Оренбуржье в общероссийском контексте. Реализация историко-генетического анализа дала возможность выявить причинно-следственные связи и основные закономерности развития психолого-педагогических классов в Оренбуржье. Воплощение метода аналитического обобщения позволило сформулировать рекомендации о необходимости внедрения системной и продуктивной практики сетевого взаимодействия между образовательными организациями.

Результаты исследования

Вторая половина XIX века по праву считается временем зарождения такого феномена, как педагогические классы, которые именно так тогда и назывались. Это было обусловлено тем, что в Российской империи активно развивалось народное просвещение. Так, например, «по некоторым подсчетам за период с 1865 по 1895 гг. число училищ всех типов в ведомстве Министерства народного просвещения возросло в 17,5 раз» [16, c. 113]. Как следствие, возникла потребность в педагогических кадрах.

Первые сведения об организации педагогических классов относятся к 1859 году. По инициативе видного ученого и практика в сфере педагогики и психологии К.Д. Ушинского в Смольном институте открывается педагогический класс с двухгодичной подготовкой.

Стоит отметить, что идея открытия педагогических классов, по мнению другого видного подвижника дела просвещения Н.И. Пирогова, способна решить возникшую проблему, особенно на селе. Он отмечал, что «учреждением учительских отделений при гимназиях открылась бы, по крайней мере, возможность для учителей еще неотсталых развить их педагогические способности через упражнение в педагогии молодых людей, готовящихся к учительскому званию» [17, c. 309].

С 1864 года почин открытия педагогических классов переходит от общественной инициативы к государственно-общественной. Это находит свое подтверждение в том, что Ведомство учреждений императрицы Марии создает женские гимназии, а при них педагогические классы.

С 24 мая 1870 года функционирование педагогических классов основывается на нормативной правовой базе — утверждается «Положение о женских гимназиях и прогимназиях ведомства Министерства народного просвещения». Данное положение давало возможность открытия восьмого (одно или двухгодичного) класса в семиклассной женской гимназии.

В статье 27-й рассматриваемого положения говорится о квалификациях, приобретаемых выпускницами по окончании педагогического класса — это звание «домашних наставниц или домашних учительниц» [18]. Они также имели право преподавать в младших классах женских гимназиях и прогимназиях, в начальной школе. Нужно отметить, что они являлись служащими по ведомству Министерства народного просвещения, а значит, состояли на государственной службе.

После принятия положения нормативное регламентирование деятельности педагогических классов было продолжено. В 1874 году принимается «Положение о педагогическом классе», в 1899 году — «Учебный план и программы учебных предметов для VIII дополнительного класса женских гимназий Московского учебного округа». Они сохраняли свою актуальность до 1917 года.

Основными направлениями подготовки в педагогических классах выступали следующие — русский язык, математика, словесность, история. Однако если ученица желала выбрать два направления, то за отдельную плату ей это разрешалось. Представим предметы, которые изучались в педагогических классах: «педагогика и дидактика, методика начального обучения, гигиена, закон божий, русский и церковнославянский языки, словесность, иностранные языки (французский и немецкий), математика, естествознание, история, география и пение» [8]. При этом очень важное место отводилось изучению педагогики.

Формами обучения выступала как теоретическая подготовка (лекции, самостоятельная работа по предметам), так и практическая (выполнение обязанностей воспитательниц в младших классах, составление конспекта и анализа посещенного урока, коллективное обсуждение итогов на конференции).

Выделим, что педагогические классы не подменяли собой развитие педагогического образования в Российской империи, а выступали скорее ее органичным дополнением. Так, «в 1896 г. в ведении Министерства народного просвещения состояли следующие учебные заведения для приготовления начальных учителей и учительниц: 10 учительских институтов, 56 учительских семинарий и школ, 6 семинарий и школ на правах частных училищ, 2 центральных училища в немецких колониях Самарской и Саратовской губернии, 3 постоянных педагогических курса, 1 кистерская школа в Колпании С.-Петербургской губернии, всего 78 заведений» [16, с. 113].

Анализ всеподданнейшего отчета министра народного просвещения за 1913 год показывает, что за один год выпустилось из педагогических классов около 15 тысяч слушательниц, из них две трети предполагали продолжить работу в практической сфере, а остальные — продолжить дальнейшее образование. Отметим, что с 1915 года выпускницы педагогических классов женских гимназий получали право поступления в университеты наравне с выпускниками мужских гимназий.

Наряду с существовавшими педагогическими классами в женских гимназиях, они также учреждались в епархиальных женских училищах, находившихся в ведении Святейшего Синода. В 1907 году утверждено «Положение о 7-м дополнительном педагогическом классе при епархиальных училищах». Согласно данному положению учебный курс разбивался на два года. Обучающиеся, освоившие первый год, могли преподавать в начальных народных училищах, а прошедшие двухгодичный курс могли быть учителями для младших классов епархиальных женских училищ и церковно-приходских школ, а также воспитательницами в училищах (Л.Я. Аминова) [8].

После революции 1917 года начался новый этап в развитии педагогических классов. В начале 20-х годов они организуются в опытных школах при Институтах народного образования. С «1923 г. взамен закрытых опытных школ открываются школы-десятилетки с педагогическим уклоном; в 1940-е гг. создаются педагогические классы в женских школах с целью подготовки учительских кадров, а также будущих матерей» [7, c. 238].

С 1960-х годов меняется функциональное назначение педагогических классов, они рассматриваются как предпрофильная подготовка обучающихся школ, которые будут ориентированы на педагогическую профессию и смогут поступить в педвуз. В МГПИ им. В.И. Ленина открываются педагогические классы в школах, где педагогическую практику проходили студенты.

Принятие инструктивного методического письма Министерством просвещения СССР «Об усилении работы общеобразовательных школ, органов народного образования, институтов усовершенствования учителей по ориентации учащихся на педагогические профессии» (1979 г.) выступило правовым основанием для создания в советских школах педагогических классов. Это способствовало тому, что в 80-е годы XX века педагогические классы массово открывались в советских школах, в том числе в Оренбуржье.

Изменившиеся условия в 90-е годы XX века привели к тому, что педагогические классы возникали стихийно в том или ином субъекте Российской Федерации, в основном по инициативе конкретного педагогического вуза. Оренбургская область не стала исключением.

Однако с 2015 года в Оренбургской области ситуация изменилась. По инициативе докторов педагогических наук, профессоров А.В. Москвиной и В.И. Поповой, а также кандидата педагогических наук, доцента кафедры общей педагогики ФГБОУ ВО «Оренбургский государственный педагогический университет» была возобновлена организация работы педагогических классов.

Разработана и реализована программа педагогических классов (10–11-й классы) в общеобразовательных организациях города Оренбурга и Оренбургской области (МОБУ «Саракташская СОШ №3» п. Саракташ, МБОУ «СОШ №3» г. Абдулино и др.).

Программа курса для 10-го класса охватывала все основные разделы общей педагогики. На основе использования современных педагогических теоретических и практико-ориентированных исследований, научно-популярных источников обучающимся предложен систематизированный материал, представляющий целостную логически завершенную систему педагогического знания, адаптированного для восприятия подросткового и раннего юношеского возраста.

В разделе «Педагогическая профессия: вчера, сегодня, завтра» выделены специальные темы и их технологическое обеспечение: урок-студия «Место педагогической профессии в современном мире»; педагогический тренинг «Педагогические парадоксы в деятельности современного педагога»; технология создания педагогического коллажа «Идеальный учитель: какой он?».

Раздел «Педагогические способности в конкретных педагогических ситуациях» включал следующие темы: учебно-познавательная игра-путешествие «Метапредметный аспект коммуникативной деятельности учителя»; технология проектирования, моделирования и реализации педагогической деятельности; технология взаимосвязанной урочной и внеурочной деятельности обучающегося (рефлексия результатов изучения темы); учебно-методические материалы нового поколения. Электронные учебники.

Раздел «Учитель — творчески саморазвивающаяся личность (учитель-воспитатель, учитель-наставник, учитель-консультант, учитель-исследователь)» включал темы: педагогическая импровизация «Индивидуальный стиль деятельности современного учителя»; решение профессионально-исследовательских заданий в контексте основных направлений реализации ФГОС; дискуссионный клуб с использованием культурно-исторических аналогов (литература, история и др.) «Духовно-нравственная миссия педагога»; рефлексия результатов изучения темы.

Содержание курса для 11-го класса включало следующие разделы:

  1. Раздел «Организация проектной и исследовательской деятельности обучающегося»: технология проектной деятельности (выбор темы и целей проекта, планирование и анализ исследовательских материалов, подготовка к защите проекта); информационно-ресурсное обеспечение овладения механизмами построения образовательного процесса в условиях внедрения ФГОС; научно-практическая конференция «Восхождение к педагогической профессии: открытие в себе педагога».
  2. Раздел «Профессионально-ориентированная деятельность обучающихся» включал следующие темы: подготовка и проведение классных часов, часов общения, уроков и мастер-классов, круглых столов для младших классов гражданско-патриотического и духовно-нравственного содержания; организация и проведение заседаний Совета старшеклассников, волонтерского движения, школьного научного общества, День школьного самоуправления, проведение акций «Милосердие», «Помоги ребенку», «Спасибо деду за победу» и др., конкурсов детских социальных проектов «Я — гражданин России».

Помимо реализации программы кафедра педагогики и социологии ОГПУ с 2017 года вовлекает обучающихся педагогических классов в областную олимпиаду по педагогике «Ориентир». Разнообразные интерактивные формы заданий для обучающихся дают «возможность раскрыть свой творческий потенциал» [12, c. 29].

Такое содержание и формы организации работы педагогических классов в Оренбургском государственном педагогическом университете позволили приобщать обучающихся старших классов к педагогической культуре, способствовать профессиональному самоопределению.

В начале 2021 года ситуация по организации педагогических классов качественно изменилась. Это обусловлено принятием Методических рекомендаций для общеобразовательных организаций по открытию классов «Психолого-педагогической направленности» в рамках различных профилей при реализации образовательных программ среднего общего образования» (Письмо Министерства просвещения Российской Федерации от 30.03.2021№ ВБ-511/08) [19].

В данных рекомендациях указывается, что главная цель создания «Психолого-педагогических классов» — «формирование у обучающихся представления о педагогической профессии, отношения к учителю как профессионалу, ориентирование учащихся в системе ценностей, которые отражают специфику педагогической деятельности, организация самопознания, развитие профессиональных интересов, профессиональное самоопределение, соотнесение собственных возможностей, особенностей с представлениями о профессии» [19].

В ФГБОУ ВО «Оренбургский государственный педагогический университет» в рамках реализации данных рекомендаций была образована инициативная группа по разработке и внедрению основных положений Концепции профильных психолого-педагогических классов [20].

В данной концепции обозначено понятие «профильный психолого-педагогический класс», который рассматривается как «объединение обучающихся образовательной организации, характерологическими признаками которого являются: избирательный принцип комплектования состава учащихся; профилирование обучения за счет включения в учебный план предметов психолого-педагогической и гуманитарной направленности; обеспечение деятельностного подхода в обучении на основе активного освоения и использования школьниками элементов педагогических технологий; наличие отлаженной структуры взаимодействия с организациями образования и другими социальными партнерами» [20, c. 11–12].

Стоит отметить, что 12 января 2021 года между ФГБОУ ВО «Оренбургский государственный педагогический университет» и министерством образования Оренбургской области подписана Программа взаимодействия для достижения национальных целей развития России, создания единого образовательного пространства за счет интеграции профессиональных образовательных структур.

Инициативная группа разработала сетевой проект «Психолого-педагогические классы Оренбуржья». Руководитель проекта — Кузьменкова Ольга Валентиновна, директор Института педагогики и психологии ФГБОУ ВО «ОГПУ», координаторы проекта — Аллагулов Артур Минехатович, доктор педагогических наук, профессор, заведующая кафедрой педагогики и социологии; Дроздова Наталья Владимировна, кандидат психологических наук, доцент, заведующий кафедрой возрастной и педагогической психологии; Соколова Юлия Александровна, начальник отдела профориентационной работы и трудоустройства выпускников. Также зафиксированы кураторы от министерства образования Оренбургской области, муниципальных органов управления образованием и общеобразовательных организаций.

В ходе анализа сложившейся ситуации выявлено, что существуют потребности, с одной стороны, у общеобразовательных организаций — дефицит педагогических кадров и ожидание от педагогических вузов — компетентных выпускников, с другой, у педагогического университета — для подготовки педагогических кадров необходимы мотивированные на педагогическую профессию абитуриенты.

В проекте предложено распределение сфер ответственности в рамках его реализации по трем уровням:

  • органы управления образованием (на региональном и муниципальном уровнях): выступают гарантом соблюдения нормативных документов и административным звеном проекта;
  • педагогический университет: обеспечивает научно-методическое сопровождение реализации программы на этапе предпрофильной подготовки и практическую реализацию программы в части внеурочной работы на этапе профильной подготовки обучающихся;
  • общеобразовательная организация: определяет нормативное закрепление отношений, обеспечивает практическую реализацию предпрофильной подготовки и учебного плана на этапе профильной подготовки обучающихся.

23 сентября 2021 года разработано и утверждено «Положение о психолого-педагогических классах Оренбуржья», которое определяет содержание, порядок организации и механизм реализации данного проекта предпрофессионального образования в Оренбургской области. Заключены трехсторонние соглашения между университетом, общеобразовательными организациями и органами управления образования.

Задачами проекта выступают: организация допрофессиональной подготовки и формирование системы ранней профориентации по специальностям психолого-педагогического профиля; создание гибкой практико-ориентированной модели предпрофессионального педагогического образования для качественной подготовки обучающихся; объединение ресурсов образовательных организаций различных уровней для профориентации и мотивирования школьников к получению педагогических профессий; создание образовательно-профориентационного пространства для самореализации и прохождения профессиональных педагогических проб школьниками.

В силу специфики муниципальных образований Оренбургской области зафиксировано, что функционирование психолого-педагогических классов возможно как на базе отдельной общеобразовательной организации, так и в рамках муниципальной системы образования, когда обучающиеся из нескольких общеобразовательных организаций могут быть объединены в один муниципальный психолого-педагогический класс.

9–10 ноября 2021 года на базе Оренбургского государственного педагогического университета прошла первая сессия для более 200 обучающихся профильных психолого-педагогических классов из 22 общеобразовательных организаций г. Оренбурга и Оренбургской области. В организации сессии приняли участие институты и факультеты университета — организовано 28 предметных интесивов (деловая игра, стриминг, лабораториум и др.).

В январе 2022 года состоялась зимняя сессия. Дни были тематическими: «В этом мире места хватит для всех», «Амбассадоры педагогики», «Сам себе психолог», «Кто такие дети?». Формы проведения также характеризовались разнообразием — онлайн-квесты, курсы личной трансформации, воркшопы, педагогические квесты, художественная мастерскаяи другие.

В марте 2022 года организована весенняя сессия для обучающихся профильных психолого-педагогических классов, включавшая в себя интерактивные площадки («Хочу быть психологом», «Профессия — дефектолог», «Я — исследователь»), Профориентационный марафон «PROFдвижение», областную олимпиаду по педагогике «Ориентир». Состоялась защита исследовательских и проектных работ.

Обсуждение и заключение

Анализ исторического опыта, практической деятельности по открытию и сопровождению профильных психолого-педагогических классов позволил сделать некоторые выводы. Мы предполагаем, что наличие системной и продуктивной практики сетевого взаимодействия между школами города и региона, с одной стороны, и педагогическим университетом, с другой, при организационной поддержке местных органов управления образованием можно рассматривать в качестве необходимого ресурса укомплектования образовательных организаций педагогическими кадрами, а педагогических вузов — абитуриентами, мотивированными на профессию педагога.

×

About the authors

Artur M. Allagulov

Orenburg State Pedagogical University

Author for correspondence.
Email: art_hist@bk.ru
ORCID iD: 0000-0001-5490-6818

Doc. Ped. Sci., Head of Pedagogy and Sociology Department

Russian Federation, Orenburg

Ol'ga V. Kuz'menkova

Orenburg State Pedagogical University

Email: olgakuzmen@yandex.ru

Cand. Psych. Sci., Director of Pedagogy and Psychology Institute

Russian Federation, Orenburg

Natal'ja V. Drozdova

Orenburg State Pedagogical University

Email: natawd@mail.ru

Cand. Psych. Sci., Head of Developmental and Pedagogical Psychology Department

Russian Federation, Orenburg

References

  1. Boguslavskij M.V. Istoriko-pedagogicheskaja jekspertiza v obrazovanii: metodologija i potencial [Historical and Pedagogical Expertise in Education: Methodology and Potential]. Uchitel’ i ego formirovanie: istoricheskij opyt peredachi obrazovannosti i kul’tury: XXXI sessii Nauch. soveta po problemam istorii obrazovanija ped. nauki Ros. akad. obrazovanija. Tver’, 6–7 ijunja 2016 g. [The teacher and his formation: the historical experience of the transfer of education and culture: XXXI session of the Scientific Council on the problems of the history of education of pedagogical science of the Russian Academy of Education. Tver, June 6–7, 2016]. Under the scientific editorial board of the Russian Academy of Education, Doctor of Pedagogical Sciences, prof. M.V. Boguslavsky, Doctor of Pedagogical Sciences, prof. S.V. Kulikova. Volgograd: Otrok Publishing House, 2016. Pp. 42–51.
  2. Allagulov A.M. Teoretiko-metodologicheskie osnovy istoriko-pedagogicheskogo poznanija obrazovatel’noj politiki v Rossi [Theoretical and methodological foundations of historical and pedagogical knowledge of educational policy in Russia]. Otechestvennaja i zarubezhnaja pedagogika. 2013. No. 2 (11). Pp. 76–82.
  3. Edelman M. Constructing the Political Spectacle. Chicago, 1988. 142 p.
  4. Dneprov Je.D., Usacheva R.F. Srednee zhenskoe obrazovanie v Rossii [Secondary female education in Russia]: study guide. Moscow: b.i., 2009. 273 p.
  5. Uchebno-vospitatel’nyj process v gimnazijah dorevoljucionnoj Rossii (na primere gimnazij Penzenskoj gubernii). [The educational process in the gymnasiums of pre-revolutionary Russia (on the example of the gymnasiums of the Penza province)]: monograph / O.A. Loginova, O.N. Loginov / Nauch. red. L.D. Goshuljak. Penza: Izd-vo PGU, 2009. 288 p.
  6. Uspenskij V.B. Istoricheskij opyt pedagogicheskoj podgotovki v otechestvennoj shkole [Historical experience of pedagogical training in the national school]. Balakireva Je.V. Starsheklassniki v pole professional’nogo vybora pedagogicheskij profil’: uchebno-metod. posobie dlja uchitelei [Balakireva E.V. High school students in the field of professional choice pedagogical profile: teaching method. teacher’s guide] / Pod red. A.P. Trjapicinoj. Saint Petersburg: KARO, 2005. Pp. 35–43.
  7. Jakimov O.G. Pedagogicheskie klassy kak sociokul’turnyj i social’no-jekonomicheskij fenomen v istoricheskom aspekte [Pedagogical classes as a socio-cultural and socio-economic phenomenon in the historical aspect]. Vestnik ChGPU im. I.Ja. Jakovleva. 2020. No. 2 (107). Pp. 235–240.
  8. Aminova L.Ja. Zhenskoe pedagogicheskoe obrazovanie v Bashkirii vo vtoroj polovine – nachale XX veka [Women’s pedagogical education in Bashkiria in the second half of the 19th – early 20th century]. Istoricheskie, filosofskie, politicheskie i juridicheskie nauki, kul’turologija i iskusstvovedenie. Voprosy teorii i praktiki. Tambov: Gramota, 2014. No. 5 (43): v 3 vol. – Vol. I. Pp. 19–22.
  9. Bahtina I.L., Popov M.V. Dejatel’nost’ specializirovannyh pedagogicheskih klassov v obshheobrazovatel’nyh shkolah po podgotovke uchitel’skih kadrov na Urale vo vtoroj polovine 1920-h i vo vtoroj polovine 1940-h – nachale 1950-h gg. [The activities of specialized pedagogical classes in general education schools for the training of teachers in the Urals in the second half of the 1920s and in the second half of the 1940s – early 1950s.]. Pedagogicheskoe obrazovanie v Rossii. 2016. No. 8. Pp. 152–157.
  10. Brodskaja A. Peduklon v shkole II stupeni № 1 imeni Shevchenko v 1927–28 g.g. [Peduklon at the school of the second stage No. 1 named after Shevchenko in 1927–28.]. Vestnik prosveshhenie. Orenburg, 1928. No. 7–8. 38 p.
  11. Bugakova E.V. Historical Experience of Organizing Pedagogical Classes in a National School (on the Example of the Orenburg Region) [Historical Experience of Organizing Pedagogical Classes in a National School (on the Example of the Orenburg Region)]. Samarskij nauchnyj vestnik. 2020. Vol. 9. No. 1 (30). Pp. 234–240.
  12. Bugakova E.V., Moskvina A.V. Iz pedagogicheskogo klassa – v pedagogicheskuju professiju [From the teaching class to the teaching profession]. KANT. 2018. No. (26). Pp. 28–31.
  13. Ajdabulova S.H. Opyt izuchenija pedagogicheskoj napravlennosti starsheklassnikov v celjah profotbora [Experience in studying the pedagogical orientation of high school students for the purpose of professional selection]. Formirovanie lichnosti uchitelja v sisteme uchebno-vospitatel’nogo processa v pedagogicheskom institute: metod. rekomendacii [Formation of the teacher’s personality in the system of the educational process in the pedagogical institute: method. recommendations]. Moscow: MGPI, 1980. Pp. 150–152.
  14. Tepenicyna T.I., Kopylova A.P. O nekotoryh osobennostjah profotbora shkol’nikov, orientirovannyh na professiju uchitelja [On some features of the professional selection of schoolchildren focused on the profession of a teacher]. Formirovanie lichnosti uchitelja v sisteme uchebno-vospitatel’nogo processa v pedagogicheskom vuze [Formation of the personality of a teacher in the system of the educational process in a pedagogical university]. Petrozavodsk: KGPI, 1982. Pp. 76–79.
  15. Shastina E.P. Diagnostika social’noj aktivnosti vypusknikov shkol v processe pedagogicheskoj orientacii i otbore v pedvuz [Diagnosis of social activity of school graduates in the process of pedagogical orientation and selection to a teacher training university]. Formirovanie lichnosti uchitelja v sisteme uchebno-vospitatel’nogo processa v pedagogicheskom vuze [Formation of the personality of a teacher in the system of the educational process in a pedagogical university]. – Petrozavodsk: KGPI, 1982. Pp. 98–100.
  16. Allagulov A.M. Stanovlenie obrazovatel’noj politiki v Rossii vo vtoroj polovine XIX – nachale XX veka v kontekste vlijanija pedagogicheskoj nauki [The Formation of Educational Policy in Russia in the Second Half of the 19th – Early 20th Centuries in the Context of the Influence of Pedagogical Science]: monografija. Nizhnij Tagil: NTGSPA, 2012. 300 p.
  17. Pirogov N.I. Izbrannye pedagogicheskie sochinenija [Selected pedagogical writings] / Sost. A.N. Aleksjuk, G.G. Savenok. Moscow: Pedagogika, 1985. 493 p.
  18. Polozhenie o zhenskih gimnazijah i progimnazijah Ministerstva narodnogo prosveshhenija (1870) [Regulations on Women’s Gymnasiums and Progymnasiums of the Ministry of National Education (1870)]. Sbornik postanovlenij po Ministerstvu narodnogo prosveshhenija [Collection of resolutions on the Ministry of Public Education]. Saint Petersburg, 1871. Vol. IV. Pp. 1620–1629.
  19. Metodicheskie rekomendacii dlja obshheobrazovatel’nyh organizacij po otkrytiju klassov «Psihologo-pedagogicheskoj napravlennosti» v ramkah razlichnyh profilej pri realizacii obrazovatel’nyh programm srednego obshhego obrazovanija [Guidelines for educational organizations on opening classes of «Psychological and pedagogical orientation» within the framework of various profiles in the implementation of educational programs of secondary general education]: Pis’mo Ministerstva prosveshhenija Rossijskoj Federacii ot 30.03.2021 No. ВБ-511/08.
  20. Organizacija dejatel’nosti psihologo-pedagogicheskih klassov [Organization of the activities of psychological and pedagogical classes]: uchebno-metodicheskoe posobie. Moscow: Akademija Minprosveshhenija Rossii, 2021. 392 p.

Copyright (c) 2022 Allagulov A.M., Kuz'menkova O.V., Drozdova N.V.

Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License.

This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies