The problems of preserving the emotional well-being of students in the context of digitalization of education

封面


如何引用文章

全文:

详细

In the conditions of modern society, the problems of emotional well-being of students are becoming particularly relevant. This is due to the challenges of the digital society, which include constant updating of information, multitasking activities, continuous stay of users in the digital environment, and others. These risk factors contribute to the emotional distress of the individual, which manifests itself in insufficient formation of emotional intelligence, increased anxiety, and behavioral disorders of students. Prolonged emotional distress in the future can lead to disharmonious personal development of a person and difficulties in his social functioning. Therefore, the formation of emotional well-being is an urgent task of pedagogy and psychology of childhood. The aim of the study is to determine the level of emotional well-being of students in the context of digitalization of education. The diagnosis of problems of emotional well-being was carried out according to the following criteria: the manifestation of emotional intelligence (the method of observation according to M.Y. Mikhailina and Ya.K. Nelyubina); the level of anxiety (G.V. Rezapkina’s testing method «Determining the level of anxiety»); the severity of aggressive behavior (M.A. Panfilova’s projective Cactus technique). The analysis of the data obtained allowed us to identify the following problems of preserving the emotional well-being of students: insufficient level of emotional intelligence, increased anxiety, high degree of aggressive behavior. Based on the identified results, methodological recommendations were developed for teachers and parents to solve these problems. The value of the conducted research consists in determining pedagogical approaches to the formation of emotional well-being of students in the context of digitalization of education, which will ensure the optimization of the introduction of information technologies into the modern educational space. This will lead to the preservation of the emotional well-being of all participants in the educational process.

全文:

Введение

Проблемы эмоционального благополучия являются чрезвычайно актуальными в условиях современного общества, для которого характерны постоянное обновление информации, многозадачность деятельности, непрерывное пребывание пользователей в цифровой среде, выходящее за пределы границ рабочего времени. Перечисленные особенности являются факторами риска и способствуют эмоциональному неблагополучию личности в форме снижения работоспособности, повышенной тревожности, эмоциональной неустойчивости, нарушений поведения. Длительное эмоциональное неблагополучие в будущем приводит к эмоциональному выгоранию человека и его профессиональной неэффективности. В связи с указанным формирование эмоционального благополучия необходимо осуществлять в детском возрасте. К факторам риска эмоционального неблагополучия можно также отнести гаджет- и интернет-зависимость современных обучающихся, которая способствует усилению возбуждения нервной системы и эмоциональным перегрузкам и, как следствие, проявлению повышенной тревожности, агрессивности, конфликтности.

В современных научных исследованиях делается акцент на изучение факторов психологического здоровья детей. В работе О.В. Хухлаевой указывается, что в детском возрасте закладываются основы жизненного сценария человека, от которого зависит его эмоциональное благополучие и психологическое здоровье. Автор считает, что в данный период педагогам и родителям необходимо осуществлять целенаправленную деятельность по развитию эмоциональной культуры детей [1]. Н.В. Дубровинской, Д.А. Фарбер, М.М. Безруких разработано методическое сопровождение основ детской валеологии. В работе акцент сделан на психофизиологическое состояние ребенка и его учет в педагогической деятельности [2]. В исследовании Е.Г. Ожоговой раскрываются взаимосвязи эмоционального благополучия и специфических трудностей в учебной деятельности обучающихся. Представлены основные проблемы в обучении школьников, оказывающие отрицательное влияние на психологическое здоровье [3]. В рассмотренных работах основное внимание уделяется рассмотрению данной проблемы в контексте психологического здоровья личности. В нашем исследовании решаются задачи педагогических подходов к формированию эмоционального благополучия обучающихся в условиях цифровизации образования.

Обзор литературы

Научные подходы к проблеме эмоционального благополучия обучающихся раскрываются в работах М.И. Лисиной, Н.Е. Веракса, А.Н. Веракса, Т.А. Репиной, Н.Ю. Литвиновой, Я.П. Семёнова и других. М.И. Лисина, Н.Е. Веракса, А.Н. Веракса, Т.А. Репина в своих исследованиях рассматривают эмоциональное благополучие как устойчивое позитивное эмоциональное самочувствие личности вследствие удовлетворения ее базовых социальных и биологических потребностей. В качестве показателей эмоционального благополучия обучающегося авторы выделяют следующие параметры:

– отсутствие повышенной тревожности;
– оптимальная физическая и умственная работоспособность;
– соответствие поведения требованиям социальных норм [4, 5].

В исследовании Н.Ю. Литвиновой, Я.П. Семёнова под эмоциональным благополучием понимается стабильное настроение ребенка, обусловленное чувством физического и психологического комфорта, успешностью в достижении поставленных целей, плодотворным сотрудничеством со сверстниками и взрослыми, адекватной оценкой и самооценкой деятельности. Несоответствие состояния личности перечисленным выше критериям оценивается как состояние эмоционального неблагополучия [6].

В работах Е.В. Чердынцевой, О.В. Якубенко, Е.Г. Ожоговой показателями эмоционального благополучия обучающихся являются:

– адекватная самооценка;
– удовлетворенность собственными образовательными результатами;
– личностная успешность;
– результативность выстраивания межличностных отношений с окружающими. Основываясь на представленных подходах, под эмоциональным благополучием мы понимаем базовое доверие к миру, владение шаблонами социальных коммуникаций, способами эффективного разрешения внешних и внутренних конфликтов в процессе сотрудничества с другими субъектами образовательного процесса. Эмоциональное благополучие оказывает позитивное влияние на процессы социализации и самореализации обучающихся в условиях рисков цифровизации современного общества [7].

Проблемы и риски использования информационных технологий в образовательном процессе раскрываются в различных современных исследованиях (M. Esteban-Guitart, C. Coll, W. Penuel, М.В. Телеповой, П.И. Фроловой) [8, 9]. В работе Е.В. Молчановой показана взаимосвязь бесконтрольного обращения обучающихся к информационным ресурсам и формирующихся у них отклонений психосоматического и эмоционального здоровья [10]. В качестве профилактических и коррекционных средств в решении данной проблемы, по мнению П.И. Фроловой, большим ресурсом обладают медико-гигиенические и физкультурно-оздоровительные здоровьесберегающие технологии [11–13]. В связи с этим M. Henderson, G. Finger, N. Selwyn указывают на необходимость повышения методической компетентности педагогов в решении данной проблемы [14].

В исследовании J. Cawley, S. Misra, D. Stokols выявлена корреляция между продолжительностью работы пользователя за компьютером и наличием у него избытка массы тела, нарушений сна и питания. Данные факторы оказывают неблагоприятное влияние на физическое и психологическое здоровье обучающихся [15, 16].

Mehdi, S.V. Ryazantseva, Sh. Ali, S. Smythe установлено, что в условиях широкой цифровизации образования наблюдается снижение физической активности и, как следствие, усиление физиологического дискомфорта у обучающихся, который проявляется в болевом синдроме и обострении хронических заболеваний [17, 18].

В работе С.А. Минюровой, В.С. Басюк, Е.Ю. Брель, И.В. Воробьевой, О.В. Кружковой, А.И. Матвеевой выявлено, что в условиях активного использования детьми гаджетов и Интернета у них проявляются трудности в формировании эмоционального интеллекта, связанные с распознаванием эмоционального состояния собеседников, транслированием собственных эмоций [19].

Е.В. Чердынцева, О.В. Якубенко, П.И. Фролова считают, что тотальная цифровизация образования будет способствовать осложнению межличностной коммуникации и формированию конфликтных стратегий поведения. Кроме того, широкое применение цифровых технологий в образовании приведет к общей астенизации, психологическому истощению обучающихся, снижению их работоспособности, капризности, плаксивости, протестным реакциям [20].

Материалы и методы

На основе представленных выше научных подходов нами было проведено исследование, предметом которого является эмоциональное благополучие обучающихся. Цель исследования состоит в определении уровня эмоционального благополучия обучающихся в условиях цифровизации образования. Рабочая гипотеза исследования состоит в утверждении о том, что основными проблемами сохранения эмоционального благополучия обучающихся являются:

– низкий уровень сформированности эмоционального интеллекта;
– повышенный уровень тревожности;
– высокая степень выраженности агрессивного поведения.

В рамках обоснованных выше педагогических подходов к исследованию нами решались следующие задачи:

– определить уровень развития эмоционального интеллекта обучающихся;
– установить уровень тревожности детей;
– выявить уровень агрессивности поведения обучающихся.

В качестве критериев эмоционального благополучия нами были избраны:

– проявление эмоционального интеллекта, которое диагностировалось по методике М.Ю. Михайлиной и Я.К. Нелюбиной;
– уровень тревожности, являющийся показателем эмоционального благополучия, который изучался по методике Г.В. Резапкиной «Определение уровня тревожности»;
– выраженность агрессивного поведения, которая диагностировалась посредством проективной методики «Кактус» М.А. Панфиловой.

Результаты исследования

В ходе наблюдения за сформированностью эмоционального интеллекта обучающихся учитывались такие показатели, как способность к распознаванию чужих эмоций и умение демонстрировать собственные в совместной деятельности. Анализ данных наблюдения по методике М.Ю. Михайлиной и Я.К. Нелюбиной показал, что у большинства обучающихся недостаточно сформированы умения выражать собственное эмоциональное состояние вербальными и невербальными средствами. Это затрудняет интерпретацию эмоций и чувств их партнерами по общению и организацию взаимодействия. При назревании конфликтной ситуации они не способны спрогнозировать дальнейший ход общения, возможные противоречия для своевременного ее разрешения. С другой стороны, у обучающихся также выявлена проблема в дифференциации эмоционального состояния партнера. Это проявлялось в отсутствии эмпатии по отношению к сверстникам и трактовалось ими в качестве эмоциональной холодности, эгоистичности, что негативно отражалось на эмоциональной атмосфере в коллективе.

В ходе диагностики уровня тревожности обучающихся по методике Г.В. Резапкиной «Определение уровня тревожности» за основу были взяты следующие критерии: уровень стрессоустойчивости, эмоциональные реакции на публичные выступления, уровень самоорганизации, физиологические признаки эмоционального беспокойства в виде нарушений сна, головных болей, снижения концентрации внимания, колебания эмоционального фона. В процессе анализа результатов анкетирования было установлено, что 33 % опрашиваемых имеют высокий уровень эмоциональной напряженности, у 63 % обучающихся выявлен средний уровень, 4 % имеют низкий уровень данного показателя эмоционального благополучия.

У обучающихся с высоким уровнем эмоциональной напряженности наблюдался сниженный уровень стрессоустойчивости, негативные эмоциональные реакции на публичные выступления с выраженным тревожным компонентом, низкий уровень самоорганизации, ярко выраженные физиологические признаки эмоционального беспокойства, колебания эмоционального фона, снижение концентрации внимания. По ответам данной группы респондентов было сделано заключение, что они постоянно испытывают страх публичных выступлений, особенно в ситуации устного опроса у доски, имеют постоянный дефицит времени в ходе выполнения домашней самостоятельной работы вследствие несформированности умений ее рациональной организации, предъявляют жалобы на нарушения сна, головные боли.

Обучающиеся со средним уровнем эмоциональной напряженности проявляли умеренный уровень стрессоустойчивости, индифферентные эмоциональные реакции на публичные выступления, средний уровень самоорганизации, ситуативно проявляющиеся физиологические признаки эмоционального беспокойства в виде нарушений сна, головных болей, снижения концентрации внимания, колебаний эмоционального фона. Ответы этой группы обследованных свидетельствуют о том, что они испытывают ситуативный страх публичных выступлений, имеют дефицит времени в ходе самостоятельного выполнения сложных заданий в условиях ограниченного времени, периодически предъявляют жалобы на нарушения сна, головные боли.

Обучающиеся с низким уровнем эмоциональной напряженности показали достаточный уровень стрессоустойчивости, индифферентные эмоциональные реакции на публичные выступления, средний уровень самоорганизации, ситуативно проявляющиеся физиологические признаки эмоционального беспокойства в виде нарушений сна, головных болей, снижения концентрации внимания, колебаний эмоционального фона. Ответы представителей данной группы показывают все признаки их эмоционального благополучия.

При обработке проективных рисунков детей по методике «Кактус» М.А. Панфиловой мы принимали во внимание пространственное положение и размер рисунка, характеристику линий и силу нажима на карандаш. В ходе анализа детских рисунков также учитывались используемые обучающимися цвета, которые могли обозначать оптимистичное или пессимистичное отношение респондентов к жизни. Размер рисунка указывал на наличие эгоцентризма в характере обучающегося. Таким образом, анализ результатов показал, что 28 % респондентов обладают скрытой агрессией, эгоцентричностью (на это указывало наличие иголок на кактусе), у 30 % обучающихся выявлен умеренный уровень скрытой агрессии, а 42 % испытуемых не обладают агрессией и проблемами в общении с окружающими. Причинами скрытой агрессии можно считать накопившееся эмоциональное напряжение, неумение вербального выражения отрицательных эмоций, недостаточно сформированную саморегуляцию, невладение приемами коррекции своего эмоционального состояния. На основе сравнительного анализа результатов диагностики по всем методикам у 30 % детей выявлен высокий уровень эмоционального неблагополучия, у 46 % – средний уровень. 4 % испытуемых демонстрируют эмоциональное благополучие.

Обсуждение и заключение

Полученные экспериментальные данные подтверждают рабочую гипотезу исследования. У большинства респондентов выявлены такие проблемы сохранения эмоционального благополучия, как низкий уровень развития эмоционального интеллекта, повышенный уровень тревожности, высокая степень выраженности агрессивного поведения. Это обусловлено внутренними и внешними факторами. К числу внутренних факторов относятся личностные особенности участников образовательного процесса, детско-родительские отношения. Внешними факторами являются: использование цифровых технологий без учета установленных психолого-педагогических требований к их реализации, недостаточное владение педагогами здоровьесберегающими технологиями и отсутствие их внедрения в образовательный процесс, низкая психологическая культура обучающихся, педагогов и родителей.

На основании результатов исследования были предложены следующие рекомендации:

  1. Развитие компетентности педагогов в реализации медико-гигиенических и физкультурно-оздоровительных здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе.
  2. Психолого-педагогическая коррекция личностных особенностей обучающихся с недостаточным развитием эмоционального интеллекта, повышенным уровнем тревожности и проявлениями агрессивного поведения.
  3. Формирование у родителей ответственного отношения к поддержанию эмоционального благополучия у детей.

Перспективы данного исследования заключаются в изучении компетентности педагогов и родителей в решении данной проблемы и разработке комплексной программы медико-психолого-педагогической поддержки эмоционального благополучия обучающихся.

×

作者简介

Evgeniya Cherdyntseva

Omsk State Pedagogical University

编辑信件的主要联系方式.
Email: cherdyncevaev@rambler.ru

Cand. Ped. Sci., Associate Professor of Pedagogy and Childhood Psychology Department

俄罗斯联邦, 14, nab. Tukhachevsky Street, Omsk, 644099

Oksana Yakubenko

Omsk State Pedagogical University

Email: jakubenko_ov@mail.ru
ORCID iD: 0000-0001-9035-5590

Cand. Med. Sci., Associate Professor of Defectological Education Department

俄罗斯联邦, 14, nab. Tukhachevsky Street, Omsk, 644099

参考

  1. Khukhlayeva O.V. Korrektsiya narusheniy psikhologicheskogo zdorov’ya doshkol’nikov i mladshikh shkol’nikov: ucheb. posobiye [Correction of violations of the psychological health of preschoolers and primary school children]. Moscow: AcademiA Publ., 2003. 173 p.
  2. Dubrovinskaya N.V., Farber D.A., Bezrukix M.M. Psixofiziologiya rebenka: psikhofiziologicheskie osnovy` detskoj valeologii: ucheb. posobie [Child Psychophysiology: the psychophysiological foundations of pediatric valeology] . Moscow: Vlados Publ., 2000. 144 p.
  3. Ozhogova E.G., Namsink E.V. Dinamika i faktory vozniknoveniya trevozhnosti u sovremennykh mladshikh shkol’nikov [Dynamics and factors of anxiety in modern primary school children]. Problemy sovremennogo pedagogicheskogo obrazovaniya. 2020. No. 18. P. 314.
  4. Lisina M.I. Formirovanie lichnosti rebenka v obshhenii [Formation of a child’s personality in communication]. Saint-Petersburg: Piter Publ., 2009. 318 p.
  5. Veraksa N.E., Veraksa A.N., Repina T.A. Sotsial’naya psikhologiya doshkol’nika: ucheb. posobiye [Social psychology of a preschooler]. Moscow: Mozajka-Sintez Publ., 2016. 172 p.
  6. Litvinova N.Yu., Semenov Ya.P. Psikhologicheskoye soprovozhdeniye emotsional’nogo blagopoluchiya detey mladshego shkol’nogo vozrasta [Psychological support for the emotional well-being of primary school children]. Yaroslavskiy psikhologicheskiy vestnik. 2023. No. 2 (56). Pp. 47–51.
  7. Cherdyntseva E.V., Yakubenko O.V., Ozhogova E.G. Sovremennyye tekhnologii vospitatel’noy i korrektsionno-razvivayushchey raboty s det’mi: ucheb. posobiye [Modern technologies of educational and correctional and developmental work with children]. Omsk: OmGPU Publ., 2022. 140 p.
  8. Esteban-Guitart M., Coll C., Penuel W. Learning across settings and time in the digital age. Digital Education Review. 2018. No. 6 (1). Pp. 1–16.
  9. Telepova M.V., Frolova P.I. Primeneniye zdorov’yesberegayushchego obucheniya pri izuchenii upravlenchesko-ekonomicheskikh distsiplin [The use of health-saving education in the study of managerial and economic disciplines]. Donetskiye chteniya – 2022: obrazovaniye, nauka, innovatsii, kul’tura i vyzovy sovremennosti: Materialy VII Mezhdunarodnoy nauchnoy konferentsii, posvyashchennoy 85-letiyu Donetskogo natsional’nogo universiteta, Donetsk, 27–28 oktyabrya 2022 g. / pod obshch. red. S.V. Bespalovoy. T. 6. Ch. 2. Donetsk: Donetsk National University Publ., 2022. Pp. 209–211.
  10. Molchanova E.V. O plyusakh i minusakh tsifrovizatsii sovremennogo obrazovaniya [About the pros and cons of digitalization of modern education]. Problemy sovremennogo pedagogicheskogo obrazovaniya. 2019. No. 64–4. Pp. 133–135.
  11. Frolova P.I. Razvitiye metodicheskoy kompetentnosti pedagoga v usloviyakh tsifrovizatsii obrazovaniya [Problems of health care of subjects of the educational process in vocational education in the context of digitalization]. Sovremennyye problemy nauki, obshchestva i kul’tury: Sbornik statey VIII Mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii, Omsk, 27–28 aprelya 2023 g. Omsk: Sibirskiy gosudarstvennyy avtomobil’no-dorozhnyy universitet (SibADI) Publ., 2023. Pp. 438–441.
  12. Frolova P.I. Problemy zdorov’yesberezheniya sub”yektov obrazovatel’nogo protsessa v professional’nom obrazovanii v usloviyakh tsifrovizatsii [Problems of health care of subjects of the educational process in vocational education in the context of digitalization]. Ekologicheskiye chteniya – 2021: KhII Natsional’naya nauchno-prakticheskaya konferentsiya s mezhdunarodnym uchastiyem, Omsk, 04–05 iyunya 2021 g. Omsk: Omskiy gosudarstvennyy agrarnyy universitet im. P.A. Stolypina Publ., 2021. Pp. 706–710.
  13. Frolova P.I. Problemy tsifrovizatsii obrazovaniya v usloviyakh transformatsii sovremennogo obshchestva [The problems of digitalization of education in the context of the transformation of modern society]. Voprosy pedagogiki. 2019. No. 11–2. Pp. 260–263.
  14. Henderson M., Finger G., Selwyn N. What’s used and what’s useful? Exploring digital technology use(s) among taught postgraduate students’, Active Learning in Higher Education. 2016. No. 17 (3). Рр. 235–247.
  15. Cawley J. The Economics of Childhood Obesity. Health affairs. 2010. No. 29. Pp. 364–371.
  16. Misra S., Stokols D. Psychological and health outcomes of perceived information overload. Environment and Behavior. 2012. Vol. 44. No. 6. Pp. 737–759.
  17. Mehdi A., Ryazantsev S.V., Ali Sh. The psychological impacts of quarantine on international students' life satisfaction in Russia during coronavirus COVID-19. Problemy sotsial’noy gigiyeny, zdravookhraneniya i istorii meditsiny. 2020. Vol. 28. No. 6. Pp. 1231–1239.
  18. Smythe S. Adult Learning in the Control Society: Digital Era Governance, Literacies of Control, and the Work of Adult Educators. Adult Education Quarterly. 2018. No. 68 (3). Рр. 197–214.
  19. Minyurova S.A., Basyuk V.S., Brel’ E.Yu. i dr. Emotsional’nyy intellekt sub”yektov obrazovatel’noy sredy v usloviyakh tsifrovizatsii: obzor issledovaniy [Emotional intelligence of subjects of the educational environment in the context of digitalization: a review of research]. Sibirskiy psikhologicheskiy zhurnal. 2021. No. 82. Pp. 153–173.
  20. Cherdyntseva E.V., Yakubenko O.V., Frolova P.I. Vliyaniye distantsionnogo obucheniya na sostoyaniye psikhologicheskogo zdorov’ya uchashchikhsya [The impact of distance learning on the psychological health of students]. Shkol’nyye tekhnologii. 2022. No. 3. Pp. 111–115.

补充文件

附件文件
动作
1. JATS XML

版权所有 © Cherdyntseva E.V., Yakubenko O.V., 2024

Creative Commons License
此作品已接受知识共享署名 4.0国际许可协议的许可

##common.cookie##