Means and methods of formation of organizational and managerial competence of a university teacher



Cite item

Full Text

Abstract

The article reports the findings of the pilot research that investigates the development and testing of a system of tools and methods employed for formation of organizational and managerial competence of a university teacher. The tool for organizational and managerial competence formation analyzed herein is the additional professional program, i.e. “Educational Programs Management”, implemented at the Center for the Development of Professional Competencies of Samara University. The program is aimed at the development of organizational and managerial competence components (value-motivational, cognitive, design, expert), formation of students' readiness for effective interaction in the course of design and implementation of competitive educational programs. Educational Programs Management includes four sections: Economics of education: analysis and control of the financial and economic activities of higher educational organizations; Educational program management; Economics of educational program; The quality and competitiveness of the educational program. The content of sections and subsections of the program, training methods, ensuring the development of indicators of value-motivational, cognitive, design and expert components, were selected with due respect to the structure of the organizational and managerial competence being formed. It has been revealed that it is reasonable to use the methods as follows: ways of positive motivation formation (productive learning environment; diversity and inclusion; professional and personal achievements and accomplishments, etc.); interactive teaching methods (role-playing and business games, discussions, brainstorming, case studies, trainings, etc.); methods for the development of personal educational environment (the use of personal experience of teachers, self-reflection, self-knowledge, etc.). The research has confirmed the efficiency of the developed system of tools and methods under study, which has been developed for formation of organizational and managerial competence of university teachers based on the growth of the self-esteem index of its components and changes in the dominant indicators.

Full Text

Введение В современных условиях необходима устойчивая готовность преподавателя к профессиональной деятельности в условиях инновационной образовательной деятельности вуза. Модернизация процесса управления основными профессио- нальными образовательными программами высшего образования актуализирует вопрос формирования у преподавателей вуза организационно-управленческой компетентности, наличие которой является залогом эффективности процесса разработки образовательных программ и их реализации в учебном процессе. В предыдущих исследованиях авторами была обоснована необходимость расши- рения и обогащения трудовых функций и видов деятельности преподавателей вуза при проектировании и реализации конкурентоспособных образовательных программ [1] и предложена структура организационно-управленческой компе- тентности в виде совокупности четырех взаимосвязанных компонентов: цен- ностно-мотивационного, когнитивного, проектировочного, экспертного. Обра- зовательным организациям высшего образования предоставлены сейчас широ- кие возможности по созданию собственных образовательных программ с опорой на актуальные потребности регионального рынка труда, миссию вуза, его обра- зовательные и культурные традиции, специфику научных школ. Главной дви- жущей силой этих преобразований является профессорско-преподавательский состав вузов, поэтому большое значение имеет разработка практических мер, нацеленных на формирование и последующую диагностику уровня развития ор- ганизационно-управленческой компетентности преподавателей, их мотивации и готовности к участию в процессах проектирования и реализации образователь- ных программ. Обзор литературы Проблема формирования и развития управленческой и организационно- управленческой компетентности преподавателей вуза и руководящих работни- ков сферы образования в настоящее время довольно актуальна, привлекательна и представлена в научных трудах (монографиях, статьях, диссертациях и т. д.) российских и зарубежных авторов. Контент-анализ результатов исследований ученых и практиков показал, что организационно-управленческая компетент- ность рассматривается главным образом в двух аспектах: либо как неотъемле- мый компонент профессиональной компетентности преподавателя вуза в виде системы знаний, умений, личностных качеств преподавателя, необходимых для организации и управления учебной, проектной, научно-исследовательской и другими видами деятельности обучающихся (Е.Ю. Зимина [2], В.П. Манухин [3], Т.Н. Педан [4], Ф.В. Шарипов [5], M. Blaskova et al. [6]), либо как интегриро- ванная характеристика качеств личности руководителя образовательного учре- ждения или структурного подразделения, наличие у него профессиональных знаний и практического опыта в сфере управления в вузе, владение средствами выявления и решения управленческих задач (Л.И. Берлим [7], Н.А. Бозина [8], Т.В. Боровикова [9], С.Д. Резник [10]). При рассмотрении организационно-управленческой компетентности В.П. Жуковский отмечает, что преподаватель должен владеть «методами анали- за и диагностирования результатов педагогической деятельности, организации проектной, проблемно-ситуативной, поисковой, репродуктивной и продуктив- ной деятельности» [11, с. 180], а О.Ю. Заславская [12] и Л. Никитина [13] опре- деляют управленческую компетентность как готовность преподавателя прини- мать эффективные управленческие решения. В своем исследовании мы опирались также на трактовку организационно- управленческой компетентности как составляющей профессиональной компе- тентности преподавателя вуза, которая «включает организацию различных по- стоянных и временных групп студентов, команд преподавателей, реализующих конкретную образовательную программу, инновационные проекты и инициати- вы» (И.С. Батракова, В.А. Бордовский, А.В. Тряпицын [14, с. 29]). Для осу- ществления такой работы на высоком профессиональном уровне в традицион- ной профессиональной деятельности преподавателя вуза появляются новые функциональные роли: менеджера, эксперта, инноватора, консультанта, фасили- татора, психолога (С.Д. Резник [10], V. Gyurova, V. Zeleeva [15]). Таким образом, можно констатировать, что сегодня единая трактовка поня- тия «организационно-управленческая компетентность преподавателя вуза» в научной литературе не сформулирована, в дополнительной разработке нужда- ются также вопросы внедрения универсального механизма формирования и по- следующей диагностики уровня развития данной компетентности. На наш взгляд, результативным средством решения данной задачи является создание эффективной обучающей среды в рамках внутривузовской системы дополни- тельного профессионального образования с целью развития «таких навыков, как умение оперировать предметным содержанием знаний, проектировать и моде- лировать свою деятельность» на основе интеграции различных областей знания, входящих в поле профессиональной деятельности преподавателя вуза [16]. Материалы и методы В настоящем исследовании средством формирования организационно- управленческой компетентности преподавателей вуза является дополнитель- ная профессиональная программа (ДОП) «Управление образовательными программами» общей трудоемкостью 72 ч, реализуемая в Центре развития профессиональных компетенций Самарского национального исследовательского университета имени академика С.П. Королёва. Программа предназна- чена для профессорско-преподавательского состава и руководителей учебных структурных подразделений вуза и направлена на развитие компонентов ор- ганизационно-управленческой компетентности преподавателей, формирова- ние у слушателей готовности к эффективному взаимодействию в ходе проек- тирования и реализации конкурентоспособных образовательных программ. ДОП «Управление образовательными программами» состоит из четырех разде- лов соответственно компонентам организационно-управленческой компетентно- сти, которые были выделены нами на основе анализа функциональной структу- ры профессионально-педагогической деятельности преподавателей вуза при ре- ализации образовательных программ высшего образования (табл. 1). Структура дополнительной образовательной программы «Управление образовательными программами» Таблица 1 Раздел 1 Экономика обра- зования: анализи контроль финансово- хозяйственной деятельности образовательных организаций высшего образования Раздел 2 Управление образовательной программой Раздел 3 Экономика образова- тельной программы Раздел 4 Качество и кон- курентоспособ- ность образова- тельной программы Подраздел 1.1 Стратегическое планированиеПодраздел 1.2 Управление финансамив образовательной организации высшего образованияПодраздел 1.3 Управленческая учетная политикаПодраздел 1.4 Государственная кадровая полити- ка в области образования Подраздел 2.1 Академическое управление образовательной программойПодраздел 2.2 Администрирование образовательной программыПодраздел 2.3 Проектирование образовательной программы Подраздел 3.1 Формирование центра финансовой ответственности образовательной программыПодраздел 3.2 Определение стои- мости образователь- ных услугПодраздел 3.3 Расчет экономиче- ской эффективности образовательной программы, учебного структурного подразделения Подраздел 4.1 Качество образованияПодраздел 4.2 Конкурентоспо- собность и KPI образовательной программыПодраздел 4.3 Участие работодателейв реализации и экспертизеобразовательных программ Комплексное освоение подразделов ДОП способствует поэтапному фор- мированию показателей компонентов организационно-управленческой ком- петентности. На основании предложенной нами структуры организационно- управленческой компетентности разрабатывалось содержание разделов и подразделов программы, а также методы обучения (табл. 2). Таблица 2 Методы формирования организационно-управленческой компетентности ДОП «Управление образовательными программами» Компоненты организационно- управленческой компетентности Наименования подразделов ДОП«Управление образовательными программами» Доминирующие методы обучения Ценностно- мотивацион- ный Стратегическое планирование Государственная кадровая политика в области образованияАкадемическое управление образовательной программойПроектирование образовательной программы Дизайн образовательной программыКачество образованияУчастие работодателей в реализации и экспер- тизе образовательных программ Администрирование образовательной про- граммыФормирование центра финансовой ответ- ственности образовательной программы Управленческая учетная политика Проблемная лекция, сократовская беседа, группо- вая дискуссия, интервью, дебаты, круглый стол, диспут Когнитивный Стратегическое планированиеУправление финансами в образовательной организации высшего образования Государственная кадровая политика в области образованияПроектирование образовательной программы Дизайн образовательной программы Формирование центра финансовой ответ- ственности образовательной программы Управленческая учетная политика Академическое управление образовательной программойАдминистрирование образовательной программыУчастие работодателей в реализациии экспертизе образовательных программ Лекция- визуализация, лекция-беседа, глоссарий, тестирование, составление портфолио Окончание табл. 2 Компоненты организационно- управленческой компетентности Наименования подразделов ДОП«Управление образовательными программами» Доминирующие методы обучения Когнитивный Расчет экономической эффективности образовательной программы структурного подразделенияКачество образованияОпределение стоимости образовательных услуг Проектировоч- ный Проектирование образовательной программы Дизайн образовательной программы Стратегическое планирование Управленческая учетная политикаФормирование центра финансовой ответ- ственности образовательной программы Управление финансами в образовательной ор- ганизации высшего образования Метод проектов, решение кейсов, оргдеятельност- ная игра, имита- ционные упраж- нения, мастер- класс Экспертный Администрирование образовательной программыДизайн образовательной программыРасчет экономической эффективности образо- вательной программы структурного подразде- ленияКачество образования. Участие работодателей в реализации и экспертизе образовательных программГосударственная кадровая политика в области образованияУправление финансами в образовательной организации высшего образования Определение стоимости образовательных услуг Мозговой штурм, лекция- пресс- конференция, самодиагности- ка, творческая мастерская, анкетирование, деловая игра Содержание ценностно-мотивационного компонента организационно- управленческой компетентности свидетельствует о потребности преподава- телей в коммуникации и интеграции с коллегами, желании работать в коман- де и мотивировать сотрудников к созданию инновационных программ и про- дуктов, поскольку именно мотивация и ценностные ориентации специалиста служат «основой его отношений с другими субъектами профессиональной деятельности» [17, с. 82]. При формировании ценностно-мотивационного компонента организационно-управленческой компетентности преподавателя вуза наиболее результативными являются проблемные и дискуссионные ме- тоды обучения (проблемная лекция, сократовская беседа, групповая дискус- сия, круглый стол, диспут и др.) [18-22]. При формировании когнитивного компонента организационно- управленческой компетентности действенный результат дает использование в учебном процессе активных видов лекций (лекция-визуализация, лекция- беседа, лекция с разбором конкретных ситуаций) и практических занятий (решение кейсов, проведение тестирования, подготовка глоссария по осново- полагающим понятиям подразделов). Максимально применяется работа в ма- лых группах, которая аккумулирует коллективные знания, создает необходи- мые условия для развития критического мышления, закрепления навыков коммуникации и сотрудничества с коллегами, формирования умения управ- лять командой преподавателей. В ходе освоения соответствующих подразде- лов преподаватели актуализируют свои знания о различных функциях и видах управленческой деятельности, получают новую информацию об ака- демическом управлении, администрировании и экономической эффективно- сти образовательной программы. Развитие показателей проектировочного компонента организационно- управленческой компетентности обеспечивается освоением подразделов, рас- сматривающих сущность процессов дизайна, проектирования и сопровожде- ния конкурентоспособных образовательных программ высшего образования. Подготовка направлена на совершенствование организационных, проектиро- вочных, психологических и коммуникативных умений преподавателя высшей школы. Доминирующими при формировании проектировочного компонента являются игровые методы, такие как оргдеятельностная игра, метод проектов, ситуационные игры, имитационные упражнения, а также технологии кон- текстного обучения (анализ конкретных ситуаций, творческие мастерские и мастер-классы) [23, 24]. При проведении оргдеятельностной игры «Этапы проектирования основной образовательной программы» каждый преподава- тель дает сначала индивидуальную, а затем групповую оценку последова- тельным этапам проектирования образовательной программы. Сравнение собственной и групповой ошибки позволяет приобрести навыки проектиро- вочной деятельности по созданию новых образовательных проектов, прогно- зированию результатов индивидуальной и групповой деятельности. Экспертный компонент организационно-управленческой компетентно- сти выполняет функцию оптимизации организационно-управленческой дея- тельности преподавателей. Освоение соответствующих подразделов ДОП призвано развить у преподавателей способность объективно анализировать результаты деятельности по администрированию образовательных программ, оценить их конкурентоспособность и рентабельность. Для развития эксперт- ных умений слушателей предлагается деловая игра «Оценка показателей эффективности образовательной программы», в которой преподаватели- эксперты с позиций интересов стейкхолдеров образовательного процесса предлагают и аргументируют возможные показатели эффективности (KPI), позволяющие сформировать такие образовательные программы, которые в наибольшей степени соответствуют целевым установкам заказчиков и потре- бителей образовательных услуг. Итоги игры подводит преподаватель- модератор, проходит обмен мыслями, формулируется заключительный итог занятий. Результаты исследования В ходе исследования была разработана и апробирована система совер- шенствования организационно-управленческой компетентности преподавате- лей Самарского университета в ходе реализации ДОП «Управление образова- тельными программами». Целью констатирующего и формирующего экспе- риментов явилось выявление уровня сформированности ценностно- мотивационного, когнитивного, проектировочного, экспертного компонентов организационно-управленческой компетентности преподавателей Самарского университета (слушателей ДОП) путем самооценки. Выборку составили 28 слушателей - профессорско-преподавательский состав и сотрудники, обеспе- чивающие образовательный процесс на 25 кафедрах университета. До и после освоения дополнительной образовательной программы осу- ществлялось анкетирование слушателей. При обработке результатов экспе- римента был рассчитан индекс самооценки J по формуле , (1) где n - число выборов ответа, N - число респондентов, принявших участие в эксперименте. По материалам констатирующего эксперимента среднее значение индекса самооценки ценностно-мотивационного компонента равно 0.31, что свиде- тельствует о недооценке преподавателями организационно-управленческой работы как важного вида своей деятельности в условиях реализации конку- рентоспособных образовательных программ (рис. 1). Несмотря на то, что в целом они испытывают потребность в коммуникации и интеграции с колле- гами (J=0.37), интерес к организационно-управленческой деятельности невы- сок (J=0.26). По результатам формирующего эксперимента среднее значение индекса самооценки возросло до 0.74, что говорит о положительном отноше- нии преподавателей к организационно-управленческой деятельности, и в особенности к созданию инновационных образовательных программ и про- дуктов (J=0.81), что является доминирующим показателем. J 0,90 0,80 0,70 0,60 0,50 0,40 0,30 0,20 0,10 0,00 1 2 3 4 Показатели Констатирующий эксперимент Формирующий эксперимент Рис. 1. Динамика показателей ценностно-мотивационного компонента в структуре организационно-управленческой компетентности преподавателей: 1 - интерес к созданию инновационных образовательных программ и продуктов; 2 - потребность работать в команде; 3 - потребность в коммуникации и интеграции с коллегами; 4 - интерес к организационной и управленческой деятельности Образовательные технологии, применяемые в процессе реализации ДОП, позволяют создать условия для развития мотивации к осуществлению орга- низационно-управленческой деятельности, потребности руководить коллек- тивом единомышленников при разработке образовательных продуктов. Про- блемные и дискуссионные методы обучения способствуют развитию само- оценки слушателей, осознанию ими значимости своей профессиональной де- ятельности в условиях инновационного развития системы образования, фор- мированию умений и навыков, связанных с организацией согласованной ко- мандной работы при реализации образовательных программ. Среднее значение индекса самооценки когнитивного компонента органи- зационно-управленческой компетентности преподавателей (J=0.31) на этапе констатирующего эксперимента продемонстрировало недостаточный уровень знаний слушателей в области основ управленческих теорий (J=0.30) и эконо- мики образовательных программ (J=0.26) (рис. 2). Данный факт можно объ- яснить тем, что специфические знания основ управления персоналом, ме- неджмента образования и организационной конфликтологии, как правило, входят лишь в программы повышения квалификации руководящих работни- ков образовательных организаций. Кроме того, у многих слушателей отсут- ствует реальный опыт управления структурными подразделениями. J 0,80 0,70 0,60 0,50 0,40 0,30 0,20 0,10 0,00 1 2 3 4 5 6 Показатели Констатирующий эксперимент Формирующий эксперимент Рис. 2. Динамика показателей когнитивного компонента в структуре организационно-управленческой компетентности преподавателей вуза: 1 - знание нормативно-правовой базы высшего образования; 2 - знание основ управленче- ских теорий (менеджмента образования); 3 - знание основ управления персоналом; 4 - знание организационной конфликтологии; 5 - знание основ экономики образовательной программы; 6 - знание инновационных методов и способов обучения Когнитивный барьер, проявляющийся в отсутствии знаний о новом, пре- одолевался включением в содержание ДОП таких подразделов, как «Управ- ление финансами в образовательной организации высшего образования», «Академическое управление образовательной программой», «Администриро- вание образовательной программы», «Расчет экономической эффективности образовательной программы учебного структурного подразделения». В то же время довольно высокое значение показателя «знание нормативно-правовой базы высшего образования» (J=0.4) свидетельствует о неплохой правовой компетентности преподавателя, что немаловажно при работе с образователь- ной программой как социальной нормой. По результатам формирующего эксперимента среднее значение индекса самооценки когнитивного компонен- та возросло до 0.72, что свидетельствует о сформированном информацион- ном потенциале. Барьеры в организационно-управленческой деятельности преподавателя вуза связаны не только с ее спецификой, но и с несформированностью про- ектировочного компонента организационно-управленческой компетентности преподавателя, о чем свидетельствует среднее значение индекса самооценки проектировочного компонента (J=0.26) и, в частности, низкий уровень разви- тия умений проектировать бюджет образовательных программ (J=0.2); пла- нировать ресурсное обеспечение (J=0.24); проектировать содержание и структуру ОПОП ВО (J=0.26) (рис. 3). J 0,80 0,70 0,60 0,50 0,40 0,30 0,20 0,10 0,00 1 2 3 4 Констатирующий эксперимент Формирующий эксперимент Показатели Рис. 3. Динамика показателей проектировочного компонента в структуре организационно-управленческой компетентности преподавателей: 1 - умение проектировать учебно-методическое обеспечение и сопровождение образователь- ных программ; 2 - умение планировать ресурсное обеспечение образовательных программ; 3 - умение проектировать бюджет образовательных программ; 4 - умение проектировать содержание и структуру ОПОП ВО По итогам формирующего эксперимента среднее значение индекса само- оценки возросло (J=0.71), что говорит о включенности преподавателей в про- ектную деятельность, чему способствует освоение следующих подразделов: «Проектирование образовательной программы», «Дизайн образовательной программы», «Формирование центра финансовой ответственности образова- тельной программы», «Управление финансами в образовательной организа- ции высшего образования» и др. По результатам констатирующего эксперимента преобладал показатель «умение проектировать учебно-методическое обеспечение и сопровождение образовательных программ» (J=0.32), что объяснимо, так как преподаватели имеют прежде всего предметную, а не управленческую квалификацию и про- ектирование образовательных программ не относится к традиционным видам их деятельности. По материалам формирующего эксперимента среди показа- телей доминирующим явился показатель «проектировать содержание и структуру ОПОП ВО» (J=0.78), а наибольший прирост (в три раза) наблюдал- ся у показателя «умение проектировать бюджет образовательных программ». Среднее значение индекса самооценки экспертного компонента (J=0.24) на этапе констатирующего эксперимента выявило недостаточный уровень его сформированности. Самые низкие значения индекса наблюдались у таких по- казателей, как «умение рассчитывать финансовую рентабельность образова- тельных программ» (J=0.2), «умение проводить мониторинг и оценивать ка- чество образовательных программ» (J=0.23) (рис. 4). По итогам формирующего эксперимента значительно возрастает среднее значение индекса самооценки экспертного компонента (J=0.64), что подтвер- ждает эффективность используемых методов и форм обучения. И если по ре- зультатам констатирующего эксперимента в структуре экспертного компо- нента доминирует умение проводить экспертизы образовательной программы на предмет соответствия ФГОС, то по материалам формирующего экспери- мента доминирует умение оценивать конкурентоспособность образователь- ных программ (J=0.7). J 0,70 0,60 0,50 0,40 0,30 0,20 0,10 0,00 1 2 3 4 Показатели Констатирующий эксперимент Формирующий эксперимент Рис. 4. Динамика показателей экспертного компонента в структуре организационно-управленческой компетентности преподавателей: 1 - умение проводить мониторинг и контролировать качество образовательных программ; 2 - умение оценивать конкурентоспособность образовательных программ; 3 - умение рассчитывать рентабельность образовательных программ; 4 - умение проводить экспертизы соответствия ФГОС образовательной программы Сравнение результатов констатирующего и формирующего эксперимен- тов позволило выделить доминирующие показатели каждого компонента ор- ганизационно-управленческой компетентности преподавателя и определить направление их изменений (табл. 3). В частности, в ценностно-мотивационном компоненте заметно увеличе- ние интереса к созданию инновационных образовательных программ и про- дуктов; в когнитивном компоненте превалирует знание основ экономики об- разовательной программы; в проектировочном компоненте вектор умений меняется на бюджетирование образовательных программ; преобладающим показателем экспертного компонента становится умение оценить конкурен- тоспособность образовательных программ. В результате формирующего экс- перимента предположение о росте показателей компонентов организационно- управленческой компетентности преподавателей вуза в процессе реализации ДОП «Управление образовательными программами» подтвердилась для раз- ных категорий слушателей. Таблица 3 Доминирующие показатели в структуре организационно-управленческой компетентности преподавателей вуза Компонент Среднее значение индекса При- рост Доминирующий показатель К.э. Ф.э. К.э. Ф.э. Ценностно- мотивационный 0.31 0.74 2.4 Потребность в ком- муникации и инте- грации с коллегами Интерес к созданию инновационных обра- зовательных про- грамм и продуктов Когнитивный 0.31 0.72 2.3 Знание нормативно- правовой базы выс- шего образования Знание основ эконо- мики образователь- ной программы Проектировоч- ный 0.26 0.71 2.8 Умение проектиро- вать учебно- методическое обеспе- чение и сопровожде- ние образовательных программ Умение проектиро- вать содержание и структуру ОПОП ВО Экспертный 0.24 0.64 2.7 Умение проводить экспертизу соответ- ствия ФГОС ВО об- разовательной про- граммы Умение оценивать конкурентоспособ- ность образователь- ных программ Средний показатель 0.28 0.70 2.5 Обсуждение и заключение Таким образом, целостность системы средств и методов обучения при формировании организационно-управленческой компетентности преподава- телей вуза обеспечена совокупностью организационных форм, учебных тех- нологий и методов, выбор которых определяется целями обучения, а также методическими, кадровыми и психолого-педагогическими условиями. В ходе исследования была подтверждена эффективность разработанной и апробиро- ванной системы формирования организационно-управленческой компетент- ности преподавателей вуза в системе дополнительного профессионального образования. Поэтапное формирование организационно-управленческой компетентности в ходе освоения дополнительной образовательной програм- мы «Управление образовательными программами» стимулирует потребность преподавателей вуза в профессиональном развитии, создании инновационных образовательных продуктов.
×

About the authors

Natalya V. Solovova

Samara National Research University

Email: solovova.nata@mail.ru
Dr. Ped. Sci., Professor of Theory and Methods of Professional Education Department, Head of Educational Management Department. 34, Moskovskoe Shosse, Samara, 443086, Russian Federation

Natallia V. Sukhankina

Samara National Research University

Email: sukhankina@mail.ru
Cand. Ped. Sci., Associate Professor of Human Resource Management Department 34, Moskovskoe Shosse, Samara, 443086, Russian Federation

References

  1. Соловова Н.В., Суханкина Н.В. Управление образовательными программами: новые направления развития // Образование в современном мире: профессиональная подготовка кадрового потенциала с учетом передовых технологий: сб. науч. тр. / редкол.: Т.И. Руднева [и др.]. - Сызрань: Ваш Взгляд, 2018. - С. 130-135.
  2. Зимина Е.Ю. Развитие управленческой компетентности будущего педагога профессиональной школы: дис.. канд. пед. наук / Зимина Елена Юрьевна. - Екатеринбург: Рос. гос. проф.-пед. ун-т, 2004. - 172 с.
  3. Манухин В.П. Формирование управленческой компетентности педагога в вузе // Ученые записки МГПУ: сб. науч. ст. / под ред. И.А. Синкевич. - Мурманск: МГПУ, 2009. - Вып. 9. - С. 18-25.
  4. Педан Т.Н. К вопросу о содержании и структуре управленческой компетентности преподавателя медицинского вуза // Омский научный вестник. - 2014. - № 2. - С. 154-156.
  5. Шарипов Ф.В. Профессиональная компетентность преподавателя вуза // Высшее образование сегодня. - 2010. - № 1. - С. 72-77.
  6. Blaskova M. et al. Development of Key Competences of University Teachers and Managers. Procedia Social and Behavioral Sciences. 2015. V. 182. Pp. 187-196.
  7. Берлим Л.И. Управленческая компетентность менеджера образования // Известия РГПУ им. А.И. Герцена. Педагогика и психология. Теория и методика обучения. - 2007. - Т. 22. - № 53. - С. 276-281.
  8. Бозина Н.А., Савина Н.М. Теоретические основы развития профессиональной компетентности руководителей образовательных учреждений // Инновационные проекты и программы в образовании. - 2013. - № 6. - С. 67-70.
  9. Боровикова Т.В. Развитие профессиональной компетенции руководителей образовательных учреждений в системе муниципального управления образования // Вестник Челябинского гос. пед. ун-та. - 2010. - № 5. - С. 20-28.
  10. Резник С.Д., Сазыкина О.А. Новые приоритеты деятельности и моделирование качеств руководящих кадров высших учебных заведений // Университетское управление: практика и анализ. - 2008. - № 6. - С. 57-61.
  11. Жуковский В.П., Скворцова Л.А. Теоретические подходы к проблеме развития у преподавателей организационно-управленческой компетентности // Вестник Саратовского гос. техн. ун-та. - 2012. - № 1 (63). - Выпуск 1. - С. 178-181.
  12. Заславская О.Ю. Развитие управленческой компетентности учителя в системе многоуровневой подготовки в области методики обучения информатике: автореф. дис.. д-ра пед. наук / Заславская Ольга Юрьевна. - М.: Московский гос. пед. ун-т, 2008. - 45 с.
  13. Никитина Л., Шагеева Ф., Иванов В. Технология формирования профессиональной компетентности // Высшее образование в России. - 2006. - № 9. - С. 125-127.
  14. Батракова И.С., Бордовский В.А., Тряпицын А.В. Профессиональная компетентность преподавателя высшей школы // Известия Волгоградского гос. пед. ун-та. Педагогические науки. Сер. 4. - 2013. - Т. 80. - № 5. - С. 28-35.
  15. Gyurova V., Zeleeva V. Competency Model of University Teacher as Manager in Education. Section Education and Educational Research. https://kpfu.ru/staff_files/F695975480/V.Gyurova V.Zeleeva.pdf (дата обращения 18.10.2019).
  16. Кирсанов А.А., Кондратьев В.В. Методологические основы современной системы повышения квалификации преподавателей // Высшее образование в России. - 2009. - № 2. - C. 83-86.
  17. Чуланова О.Л. Методология исследования компетенций персонала организаций: монография. - М.: ИНФРА-М, 2015. - 120 с.
  18. Борисова Н.В. Образовательные технологии как объект педагогического выбора в условиях реализации компетентностного подхода: учеб.-метод. комплекс по образовательному модулю. - М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2010. - 100 с.
  19. Компетентностный подход. Инновационные методы и технологии обучения: учеб.-метод. пособие / сост. Н.В. Соловова, С.В. Николаева; под ред. В.П. Гарькина. - Самара: Универс-групп, 2009. - 138 с.
  20. Панфилова А.П., Долматов А.В. Взаимодействие участников образовательного процесса: учебник для бакалавров. - М.: Юрайт, 2014. - 487 с.
  21. Панина Т.С., Вавилова Л.Н. Современные способы активизации обучения: учеб. пособие. - М.: Академия, 2008. - 176 с.
  22. Технологии оценивания результатов образовательного процесса в вузе в контексте компетентностного подхода: учеб. пособие / под ред. А.А. Орлова. - М.: Директ-Медиа, 2017. - 127 с.
  23. Клименко И.С. Деловые игры, имитационные упражнения, кейсы: учебник. - М.: КДУ, Добросвет, 2019. - 128 c. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://doi.org/10.31453/kdu.ru.91304.0036
  24. Руднева Т.И., Соловова Н.В., Стрекалова Н.Б. [и др.]. Педагогическое сопровождение инновационной педагогической деятельности // Вестник Самарского университета. История, педагогика, филология. - 2016. - № 3. - С. 50-57.

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML

Copyright (c) 2019 Solovova N.V., Sukhankina N.V.

Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License.

This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies