Status of the profession of a teacher as a resource for increasing professional satisfaction


Cite item

Full Text

Abstract

Based on the data of the sociological survey “Status of the Profession of a Teacher” conducted in the territory of Kemerovo Region since 2010, the authors analyze dynamics of the ideas of the region’s teachers about the status of their profession and elements that make up this status, determine the interrelation between the perception of the professional status by the teachers and their professional satisfaction, correlate the teachers’ opinions about the status oftheir profession with ideas of the general public to identify the social status of teachers, forecast changes, assess staff risks, obtain ideas about how professional and territorial mobility will be developed. Objective information about the social status of teachers obtained as a result of the survey of the teachers’ professional status makes it possible to take well-grounded managerial decisions and receive timely feedback on the measures already implemented.

Full Text

Введение Развитие кадрового потенциала, достижение высокого профессионального уровня работников образования, повышение социальной значимости, престижа педагогической профессии является актуальным направлением современной образовательной политики. В настоящее время государство уделяет значительное внимание обеспечению социаль- ных гарантий педагогов, грантовой поддержке, развитию конкурсного движения, систе- мы наставничества, совершенствованию индивидуально-дифференцированного подхода к профессиональному развитию и др. Все эти мероприятия направлены на приток и за- крепление в образовательных организациях молодых и высокопрофессиональных кад- 1Красношлыкова Ольга Геннадьевна, доктор педагогических наук, профессор, ректор. 2Шефер Инна Валерьевна, заведующий Центром мониторинга состояния региональной системы образования. 3Садретдинова Мария Вячеславовна, кандидат филологических наук, заведующий лабо- раторией Центра мониторинга состояния региональной системы образования. 4Бородкина Евгения Викторовна, методист Центра мониторинга состояния региональ- ной системы образования. ров, совершенствование профессионализма педагогических работников и в конечном итоге на повышение качества и доступности предоставляемого образования. В данном контексте важным представляется изучение восприятия педагогами своей профессии, их отношения к собственной профессиональной деятельности, удовлетворенности различ- ными составляющими труда. Обзор литературы Удовлетворенность профессиональной деятельностью, по мнению современных исследователей (А.А. Баранова, Ф.П. Березина, В.Н. Гордиенко, А.А. Реан и др.), является одним из значимых условий успешности педагогов в профессии, их про- фессионального и личностного совершенствования [4]. В наиболее общем смысле удовлетворенность дефиницируется как чувство того, кто доволен исполнением своих стремлений, желаний, потребностей, а профессия - это основной род занятий, трудовой деятельности [11]. Исходя из этого под удовле- творенностью профессиональной деятельностью следует понимать состояние, воз- никающее в результате исполнения стремлений, желаний, потребностей, связанных с реализацией трудовой деятельности. В современных психолого-педагогических исследованиях понятие «удовлетво- ренность профессиональной деятельностью» раскрывается учеными через различ- ные аспекты данного феномена: интегративный показатель, отражающий отношение субъекта к избранной профессии [13], система ценностных ориентаций и социаль- ных установок, связанных с профессией и с особенностями конкретной организации, в которой трудится человек, реакция на совокупность объективных и субъективных факторов, связанных с работой (возраст, пол, социальный статус, опыт работы, уро- вень оплаты труда, отношения между людьми в организации и т. д.) [2], исполнение ожиданий человека от материальных, социальных и духовно-нравственных резуль- татов своей работы [16], оценка степени насыщения потребностей, которые личность стремится удовлетворить в сфере, связанной с процессом труда [17]. В рассматриваемой статье под удовлетворенностью профессиональной деятель- ностью понимается соотношение ожиданий, потребностей, запросов педагогов и их исполненности относительно содержательных аспектов, условий и результатов тру- да. По мнению В.Г. Подмаркова, к основным группам потребностей, которые педа- гог стремится реализовать в своем труде, наряду с материальными потребностями, желанием реализовать личностный потенциал относится потребность в престижно- сти профессии, необходимость реализовать свою социальную роль, принять участие в общественно-значимой деятельности [12]. Это позволяет сделать вывод, что высокий престиж профессии является одним из условий профессиональной удовлетворенности педагога, значимым ресурсом ее роста. В современных исследованиях отмечена связь восприятия учителями прести- жа своей профессии и удовлетворенности: более оптимистичные представления о престиже учительской профессии коррелируют с более высокой удовлетворенно- стью работой, профессией, возможностью профессиональной самореализации, пер- спективами профессионального роста и отношениями с обучающимися [9]. Престиж профессии педагога следует рассматривать в контексте как общест- венного сознания (в широком смысле), так и субъективного представления носителя профессии (в узком, конкретном смысле). Под престижем профессии в широком смысле понимается ее место в иерархии других сфер деятельности в представлениях общественности в соотношении со сложившейся шкалой ценностей, репутация профессии в социуме, уважение к профес- сии со стороны общества [14]. Ученые определяют стратификацию профессий в об- щественном сознании как устойчивую, стабильную, мало поддающуюся изменениям систему, что во многом определяется детерминацией престижа профессии целым рядом факторов: демографическим, экономическим, политическим, историческим, влиянием научно-технического прогресса и другими. По мнению Л.Н. Тимировой, чем стабильнее ситуация в стране, тем меньше вероятность изменений в градации профессий [15]. Однако в периоды реформирования, в частности в области образо- вания, существенных изменений в политической, экономической и других сферах, интенсивного развития науки и техники могут наблюдаться сдвиги в представлениях о престиже профессий. Исследователи отмечают, что иерархия профессий дифференцируется в разрезе представлений различных классов, социальных групп, индивидов [1]. В связи с этим престиж в узком смысле следует рассматривать как субъективное восприятие педа- гогом собственной профессии в ряду других профессий, а также представления о том, какое положение занимает его профессия в социуме. Несомненно, престиж профессии педагога зависит от сложившихся традиций, общественного мнения, позиции СМИ, условий труда, уровня доходов и других фак- торов. Вместе с тем отношение педагогов к собственной профессии, понимание ра- боты как призвания, ценностное отношение к своей деятельности вносят значитель- ный вклад в повышение репутации профессии в социуме. Иными словами, группо- вые представления педагогического сообщества о социальном статусе во многом определяют высокое положение профессии в обществе, ее привилегированность и привлекательность для субъектов профессионального выбора. Изучение престижности педагогической профессии ведется относительно не- давно и связано с необходимостью обновления образования и поиском путей повы- шения его качества. При определении престижности профессии педагога исследователи обращаются к различным индексам, обобщая которые можно выделить показатели, связанные с организацией, содержанием и результатами труда. Так, к показателям, отражаю- щим привлекательность условий профессиональной деятельности, относятся зара- ботная плата, меры социальной поддержки и поощрения, уровень комфорта, гаран- тии бесплатного повышения квалификации в обязательных объемах и др. В рамках содержания профессиональной деятельности ученые изучают зависимость престижа профессии от возможности проявить способности и реализовать творческий потен- циал, сложности выполнения трудовых функций и др. При оценке престижа профес- сии педагога внимание уделяется также исследованию результатов профессиональ- ной деятельности, отражающих качество труда педагога (сформированность у обу- чающихся умений и навыков, любовь и признательность со стороны детей и родите- лей и др.) и, следовательно, качество образования [6, 17]. В современных условиях развития кадрового потенциала системы образования исследование престижности педагогической профессии имеет особое значение, так как позволяет определить социальный статус педагогов, спрогнозировать изменения, оценить кадровые риски, получить представление о том, как будет осуществляться профессиональная и территориальная мобильность. Полученные результаты дают возможность разработать систему необходимых мер по формированию имиджевых составляющих профессии, улучшению самочувствия педагогов, оценить их резуль- тативность. Материалы и методы Социологическое исследование «Престиж профессии педагога», позволяющее выявить динамику представлений педагогов региона о престижности своей профес- сии, составляющих престижа, определить взаимосвязь восприятия педагогическими работниками престижности профессии и удовлетворенности трудом, соотнести мне- ния педагогов о престиже профессии с представлениями широких кругов общест- венности, проводится на территории Кемеровской области с 2010 года. В данной статье детально представлены данные исследования, полученные в 2016 году. В опросе принимали участие педагоги общего и дополнительного образования, а также представители общественности; всего более 9 тысяч человек. Результаты исследования Согласно полученным данным, ранг профессии педагога по критерию «пре- стиж», который в сознании респондентов воспринимается как авторитет, влияние, уважение и высокий социальный статус, является достаточно низким по сравнению с рангами других профессий. При ранжировании профессий на основе ответов рес- пондентов отмечено, что профессия педагога рассматривается участниками опроса как одна из наименее престижных из всех представленных в списке (табл. 1). Таблица 1 Результаты изучения мнений респондентов о престижности профессий Перечень профессий Педагоги,% Представители общественности,% Специалист в области IT-технологий 88,60 87,47 Юрист 87,51 87,21 Менеджер, управленец 82,76 82,73 Госслужащий 80,73 81,68 Журналист 76,17 76,16 Бухгалтер, экономист 71,08 73,45 Врач 66,88 70,89 Преподаватель высшей школы 64,68 67,78 Инженер 57,48 65,58 Рабочий высокой квалификации 51,98 55,53 Педагог 32,74 41,59 Работник торговли, общественного питания 31,03 39,25 Особый интерес в рамках исследования представляет то, что, по мнению рес- пондентов, определяет понятие «престиж педагогической профессии». В представ- лениях и педагогов, и общественности ключевыми позициями, характеризующими престиж профессии педагога в современном российском обществе, являются любовь и признательность обучающихся и родителей, признание со стороны социума и дос- тойный уровень зарплаты (табл. 2). Исходя из этого под престижем профессии уча- стники исследования понимают преимущественно характеристики, отражающие общепризнанное содержание понятия, определяющегося влиянием, уважением, стремлением работника реализовать свою социальную роль. Кроме того, значитель- ную важность для опрошенных имеет величина оплаты труда, что, вероятно, отра- жает реалии российского общества. Результаты изучения мнений респондентов o факторах престижности педагогической профессии Таблица 2 Факторы престижности Педагоги, % Представители общественности, % Любовь и признательность обучающихся и родителей 50,67 48,34 Признание со стороны общества 43,44 42,07 Достойный уровень зарплаты 42,06 38,37 Возможность проявить способности 35,42 29,63 Возможность постоянного профессионального роста 35,28 34,64 Возможность помочь детям адаптироваться к жизни 30,16 30,32 Нестандартность, творческое содержание работы 29,78 28,92 Гарантированная работа, низкая вероятность ее потерять 25,64 28,78 Большой отпуск летом 24,47 28,15 Пребывание в культурной среде 22,00 20,67 Самостоятельность, свобода деятельности 13,36 13,89 «Чистая», удобная работа 12,17 18,83 Возможность дополнительного заработка по профессии 5,31 9,51 Среди факторов престижности респонденты также выделяют возможности для постоянного профессионального роста, проявления своих способностей, оказание помощи детям в адаптации к жизни, нестандартность, творческое содержание рабо- ты, что отражает ценностное отношение к аспектам профессиональной деятельно- сти, среди которых - непрерывное самообразование, профессиональное самосовер- шенствование и личностное развитие, стремление к реализации своего профессио- нального потенциала. Это свидетельствует о том, что приверженность педагогов профессии во многом обусловлена содержанием профессиональной деятельности, и подтверждает результаты российских исследований [8, 10]. Сравнительная характеристика мнений работников образования различных возрас- тных групп о факторах престижности профессии показала, что педагоги до 30 лет чаще отмечали нестандартность, творческое содержание работы, возможность постоянного профессионального роста, оказания помощи детям в адаптации к жизни, а также показа- тели, связанные с условиями труда: пребывание в культурной среде, «чистая», удобная работа, возможность дополнительного заработка. В свою очередь, педагоги старше 50 лет подчеркивали значимость самостоятельности, свободы деятельности. На протяжении последних лет наблюдаются значительные позитивные измене- ния отношения педагогов к собственной профессии: доля респондентов, выразивших мнение о высоком и скорее высоком престиже профессии педагога в регионе, вы- росла с 14,3 % в 2010 году до 28,83 % в 2016 году. Однако удельный вес педагогов, считающих профессию непрестижной, остается высоким (27,48 %). Следует отме- тить, что педагогические работники сельских территорий, в отличие от городских, оценили престиж профессии несколько выше: 32,32 % против 27,38 %. Представители общественности заметно чаще, чем работники образования, от- мечали высокий престиж педагогической профессии (49,17 %). Примечательно, что респонденты независимо от рода деятельности выражали схожие мнения об уровне престижа педагогов. Однако уровень престижа рассматриваемой профессии в оцен- ках представителей молодого поколения в возрасте до 30 лет значительно выше, чем в оценках представителей других возрастных групп. Следовательно, можно отметить намечающуюся в современном обществе позитивную динамику в отношении соци- ального статуса педагога. В общественном сознании формируется устойчивая идентификация данной профессии со стабильностью и привлекательностью, профессия педагога рассматривается как творческая и дающая возможность самореализации личности. Исследователи выяснили, как респонденты оценивают динамику престижа про- фессии педагога, возможные перспективы изменения ее статуса. При ответе на во- прос об изменении престижа за последнее время 16,21 % педагогов отметили его рост, 30,94 % указали, что престиж не изменился, и 48,81 % выразили мнение о сни- жении престижа. Согласно полученным результатам, представители общественности чаще, чем работники образования, указывали на рост престижности педагогической профессии (22,31 %). Представители общественности более оптимистичны, чем пе- дагогические работники, в определении возможной позитивной динамики социаль- ного статуса профессии. Вместе с тем около половины респондентов прогнозирова- ли отсутствие каких-либо изменений в отношении социального статуса профессии педагога в ближайшем будущем. Обратим внимание на представления работников образования в возрасте до 30 лет и старше 50 лет о престиже своей профессии (табл. 3). Молодые педагоги более позитивно, чем представители других возрастных групп, оценили социальный статус своей профессии. Представления педагогических работников возрастной группы старше 50 лет достаточно пессимистичны в отношении не только уровня престижа профессии, но и его динамики. Полученные результаты согласуются с данными эмпирических исследований, проведенных на территории Российской Федерации [5]. Полагаем возможным согла- ситься с тем, что начинающие педагоги, как правило, более оптимистичны, не имеют серьезных профессиональных разочарований, в силу небольшого педагогического опыта у них меньше возможностей оценить изменения, происходящие в системе об- разования, и определить социальный статус своей профессии. В свою очередь, педа- гоги, долго работающие в сфере образования, достаточно категоричны, что может быть связано с их профессиональным выгоранием. Результаты изучения мнений педагогов об уровне и динамике престижа профессии по возрастным группам Таблица 3 Возрастная группа Доля респондентов, выразивших мнение, % o высоком и скорее высоком престиже профессии o росте престижа профессиив последнее время o росте престижа профессиив ближайшие 2 года До 30 лет 40,15 18,13 15,80 30-40 лет 33,49 18,83 17,23 41-50 лет 26,41 16,32 13,74 Более 50 лет 18,43 9,98 8,60 Престиж профессии рассматривается исследователями в аспекте ее привлека- тельности, под которой понимается желательность данной профессии в отношении конкретного респондента [14], степень соответствия реально существующих харак- теристик профессии возможностям индивидов [7]. Согласно полученным данным, около 70 % педагогов Кузбасса выбрали бы свою профессию еще раз, если бы пред- ставилась такая возможность. Эти данные еще раз подтвердили, что содержание и специфика профессиональной деятельности позволяют сохранять увлеченность профессией, стремление к самореализации и саморазвитию. Однако 56,49 % педаго- гических работников не рекомендовали бы избрать профессию педагога своим детям, родственникам, друзьям, что может указывать на осознание ими сложности профессиональной деятельности, высокие требования, предъявляемые со стороны государства и общества к профессиональной компетентности работников образова- ния, качеству труда и результатам. Полученные данные также подтверждают то об- стоятельство, что педагоги в большинстве своем не стремятся к развитию педагоги- ческой династии, желая для своих детей лучшего выбора [5]. В целом результаты исследования указывают на некоторые позитивные измене- ния в представлениях общественности и самих педагогов о престиже профессии и в то же время на необходимость совершенствования деятельности по повышению социального статуса работников образования. По данным исследования наблюдается взаимосвязь между результатами изуче- ния мнений педагогов о престиже профессии и их удовлетворенностью профессио- нальной деятельностью. Удельный вес педагогических работников, отметивших удовлетворенность профессией, вырос с 71,9 % в 2010 году до 81,81 % в 2016 году, что коррелирует с данными по динамике престижа. Вместе с тем педагоги выразили мнение, что в профессиональной деятельности их не удовлетворяет несоответствие заработной платы и вкладываемого труда (61,14 %), невозможность заработать на «достойную жизнь» (52,90 %), низкая престижность профессии в числе прочих (42,00 %), высокая учебная нагрузка (29,94 %), недостаточная заинтересованность обучающихся (27,32 %). Причины неудовлетворенности профессиональной деятельностью в определен- ной мере зависят от возраста педагогических работников (табл. 4). Таблица 4 Результаты изучения мнений педагогов о причинах неудовлетворенности профессиональной деятельностью по возрастным группам Причины неудовлетворенности профессиональной деятельностью Доля педагогов, % до 30 лет 30-40 лет 41-50 лет более 50 лет Отсутствие серьезных перспектив карьерного роста 17,35 14,62 11,44 9,98 Неудобный график работы 13,73 9,02 9,29 7,83 Невозможность заработать на достойную жизнь 53,63 50,56 53,89 54,99 Утрата интереса к профессии, понимание, что это «не мое дело» 7,77 4,95 4,00 3,38 Несоответствие зарплаты и вкладываемого труда 58,81 56,31 63,40 66,51 Сложный контингент учащихся, его незаинтересованность в учебе 29,79 23,72 26,88 33,79 Сложности взаимоотношений с руководством 5,44 4,15 4,43 2,76 Высокая учебная нагрузка 25,91 29,07 32,24 29,19 Устаревшие учебные планы, программы 4,92 4,47 5,79 4,30 Плохие условия труда на рабочем месте, плохая ресурсная база школы 17,88 19,47 20,37 23,81 Низкая престижность профессии 29,01 33,55 47,60 53,92 Молодые педагоги (до 30 лет) чаще, чем представители других возрастных групп, указывали на отсутствие перспектив карьерного роста, неудобный график работы, а также утрату интереса к профессии. Работники в возрасте более 50 лет в большей мере не удовлетворены низким уровнем престижа профессии, плохим контингентом учащихся. Выявление проблемных аспектов профессиональной деятельности на основе мнений педагогов дает возможность разработать систему мероприятий по повыше- нию престижа профессии педагога. Особую значимость также приобретают предло- жения участников опроса, направленные на повышение социального статуса работ- ника образования. Большинство респондентов отмечали необходимость формирова- ния положительного образа учителя в СМИ, развития конкурсного движения, систе- мы наставничества, увеличения доли молодых педагогов, повышения качества под- готовки будущих работников образования, расширения социальных льгот, усиления внимания к организации оздоровления педагогов. Принятые меры могут быть эф- фективны как в отношении роста престижа педагогической профессии, так и в от- ношении удовлетворенности педагогов своей профессиональной деятельностью. Таким образом, полученные результаты наглядно свидетельствуют о том, что престиж профессии является значимым ресурсом повышения удовлетворенности педагогов профессиональной деятельностью, оказывающей заметное влияние на их профессиональное развитие и успешность. Проведенное исследование позволило выявить в качестве наиболее значимых факторов, определяющих престиж профес- сии педагога, общественное признание, специфику содержания труда, а также мате- риальное благополучие. В последние годы наблюдаются некоторые позитивные из- менения в отношении оценки престижа профессии в представлениях как обществен- ности, так и работников образования. Изменение общественного сознания и субъек- тивных представлений носителей педагогической профессии о социальном статусе педагога напрямую связано с ростом престижа педагогического труда. Работа по по- вышению престижа профессии носит долгосрочный характер и требует целенаправ- ленной деятельности по позитивному изменению социального статуса педагогов, усилению привлекательности профессии в рамках профессионального выбора. Осо- бое внимание необходимо уделить педагогам в возрасте более 50 лет, представления которых о низком уровне престижа профессии могут определяться профессиональ- ным выгоранием, в связи с чем актуальным является совершенствование системы сопровождения и поддержки профессиональной деятельности. Обсуждение и заключение Объективная информация о социальном статусе педагогов в обществе, получен- ная в результате исследований престижности профессии педагога, дает возможность принимать обоснованные управленческие решения и получать своевременную об- ратную связь в отношении уже реализуемых мер. В регионе осуществляется система мероприятий, направленных на развитие кадрового потенциала, привлечение в отрасль высококвалифицированных кадров, молодых специалистов и их сохранение в образовательных организациях. Значи- тельное внимание уделяется созданию условий для развития профессионализма пе- дагогов, совершенствованию механизмов стимулирования непрерывного профес- сионального роста, программ подготовки и переподготовки педагогических кадров. Персонифицированный подход и опережающая подготовка кадров, осуществляю- щаяся в Кемеровской области, ориентированы на формирование целостного взгляда педагогов на свою деятельность, реализацию образовательных и профессиональных потребностей, устранение выявленных дефицитов. В регионе действует система мер социальной поддержки педагогов различных возрастных групп, проводится добровольная сертификация педагогических и руководящих работников, развивается ин- ститут наставничества, ориентированный на оказание помощи молодым специали- стам в приобретении профессиональных навыков, ускорение процесса их адаптации и профессионального становления, реализуется целый комплекс мероприятий по выявлению, поддержке и поощрению талантливых педагогов-наставников, распро- странению их передового педагогического опыта и др. О результативности проводимых в Кемеровской области мероприятий свиде- тельствует расширение участия учителей в деятельности профессиональных сооб- ществ, в конкурсном движении, в научно-практических конференциях, увеличение доли педагогических работников, имеющих высшую квалификационную категорию, своевременно прошедших курсы повышения квалификации и др.
×

About the authors

Olga G. Krasnoshlykova

Kuzbass Regional Institute for Professional Development and Retraining of Education Workers

Email: ipk@kuz-edu.ru
Doc. Ped. Sci., Professor, Rector. 3, Zauzolkovа str., Kemerovo, Russian Federation, 650070

Inna V. Shefer

Kuzbass Regional Institute for Professional Development and Retraining of Education Workers

Email: sheferiv@yandex.ru
Head of Monitoring Centre of Regional Education System. 3, Zauzolkovа str., Kemerovo, Russian Federation, 650070

Maria V. Sadretdinova

Kuzbass Regional Institute for Professional Development and Retraining of Education Workers

Email: ipk-cm@yandex.ru
Cand. Phil., Head of Laboratory of Centre for Monitoring Regional Education System 3, Zauzolkovа str., Kemerovo, Russian Federation, 650070

Eugene V. Borodkina

Kuzbass Regional Institute for Professional Development and Retraining of Education Workers

Email: ipk-cm@yandex.ru
Methodology Expert, Centre for Monitoring Regional Education System. 3, Zauzolkovа str., Kemerovo, Russian Federation, 650070

References

  1. Астафьев Я.У., Шубкин В.Н. Социология образования в СССР и России [Электронный ресурс] // Мир России. Социология. Этнология. - 1996. - № 3. - Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/sotsiologiya-obrazovaniya-v-sssr-i-rossii (дата обращения: 27.08.2018).
  2. Берзин Б.Ю., Мальцев А.В. Учитель: удовлетворенность профессией и социально- психологическое самочувствие [Электронный ресурс] // Социальная философия и социология. - 2016. - № 7. - Режим доступа: https://docplayer.ru/29605599-Uchitel- udovletvorennost-professiey-i-socialno-psihologicheskoe-samochuvstvie.html (дата обращения: 27.08.2018).
  3. Воробьева И.В. Престиж профессии учителя [Электронный ресурс] // Вестник РГГУ. Сер. Философия. Социология. Искусствоведение. 2014. № 4 (126). - Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/prestizh-professii-uchitelya-1(дата обращения: 20.08.2018).
  4. Гордиенко В.Н. Удовлетворенность профессиональной деятельностью как психологический критерий личностно-профессионального развития учителя: автореф. дис. … канд. психол. наук. Иркутск, 2004 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.dissercat.com/content/udovletvorennost-professionalnoi-deyatelnostyu-kak- psikhologicheskii-kriterii-lichnostno-pro(дата обращения: 27.08.2018).
  5. Ефимова Г.З. Динамика престижа педагогической профессии в России и мире: экономический аспект [Электронный ресурс] // Науковедение: Интернет-журнал. - 2015. - № 6 (31). - Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/dinamika-prestizha-pedagogicheskoy- professii-v-rossii-i-mire-ekonomicheskiy-aspekt (дата обращения: 27.08.2018).
  6. Зиятдинова Ф.Г. Социальное положение и престиж учительства: проблемы, пути решения / Рос. акад. управления, Центр социол. исслед. - М.: Луч, 1992 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://ecsocman.hse.ru/data/2011/02/23/1214891722/ Ziyatdinova.pdf (дата обращения: 27.08.2018).
  7. Кафидов В.В. Социально-экономические факторы престижа профессии [Электронный ресурс] // УЭкС. - 2017. - № 7 (101). - Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/ n/sotsialno-ekonomicheskie-faktory-prestizha-professii (дата обращения: 23.08.2018).
  8. Леонидова Г.В. Профессиональная самоидентификация и самочувствие учителей в условиях продолжающихся реформ образования [Электронный ресурс] // Проблемы развития территории. - 2017. - № 6 (92). - Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/ n/professionalnaya-samoidentifikatsiya-i-samochuvstvie-uchiteley-v-usloviyah- prodolzhayuschihsya-reform-obrazovaniya (дата обращения: 27.08.2018).
  9. Лукьянова М.И. Педагог сегодня: особенности, трудности, риски, возможности // Психология и педагогика: пространства и взаимодействия. - М.: Школьные технологии, 2010. - С. 25-46.
  10. Маслинский К.А., Иванюшина В.А. Остаться учителем? Факторы, влияющие на отношение к уходу из учительской профессии [Электронный ресурс] // Вопросы образования. - 2016. - № 4. - Режим доступа: https://vo.hse.ru/data/2016/12/21/1112265783/Maslinsky.pdf (дата обращения: 27.08.2018).
  11. Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка. - М.: Мир и образование, Оникс, 2011.
  12. Подмарков В.Г. Современная «социологическая теория организации» и проблема труда [Электронный ресурс] // Социальные проблемы организации труда. - М.: Мысль, 1969. - С. 193-213. - Режим доступа: http://dspace.nbuv.gov.ua/bitstream/handle/123456789/ 89931/15-Podmarkov.pdf?sequence=1 (дата обращения: 27.08.2018).
  13. Реан А.А., Коломинский Я.Л. Социальная педагогическая психология. - СПб.: Питер, 2000. - 416 с. (Сер. Мастера психологии) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://gigabaza.ru/doc/85623.html (дата обращения: 27.08.2018).
  14. Руднев М.Г. Методология и основные результаты исследований престижа профессий в зарубежной социологии [Электронный ресурс] // Вопросы образования. - 2008. - № 2. - Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/metodologiya-i-osnovnye-rezultaty- issledovaniy-prestizha-professiy-v-zarubezhnoy-sotsiologii (дата обращения: 27.08.2018).
  15. Тимирова Л.Н. Роль престижа профессий в изменении социально-профессиональной структуры общества [Электронный ресурс] // Вестник Костромского государственного университета. Сер. Педагогика. Психология. Социокинетика. - 2008. - № 5. - Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/rol-prestizha-professiy-v-izmenenii-sotsialno-professionalnoy-struktury-obschestva (дата обращения: 27.08.2018).
  16. Шульц Д.П., Шульц С.Э. Психология и работа: 8-е изд. - СПб.: Питер, 2003 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://bookap.info/upravlenie/ shults_psihologiya_i_rabota8_e_izdanie_2003/load/pdf.shtm (дата обращения: 27.08.2018).
  17. Ядов В.А. Мотивация труда: проблемы и пути развития исследований // Советская социология. - М., 1982. - Т. 2. - С. 118-129.

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML

Copyright (c) 2018 Krasnoshlykova O.G., Shefer I.V., Sadretdinova M.V., Borodkina E.V.

Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License.

This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies