Wooden alphabet sign language as a way to interact and teach children



Cite item

Full Text

Abstract

Today, inclusive education is being actively implemented in the process of teaching children with disabilities. One of the principles of inclusive education is the human right to communicate, the right to be unique, which reflect the ability to accelerate socialization through sign language. The paper deals with inclusive education in Europe and Russia. Definitions of inclusive education, sign language, and alphabet are given. A historical review of the education of children with hearing disabilities in different countries of Europe and Russia was conducted. This paper also highlights the results of studies in the field of inclusion, which were carried out by various scientific researchers and teachers. Based on the research of various scientists, the authors propose a model of the wooden sign alphabet as a visual didactic guide in the course of practical activities for better memorization of both the written and sign alphabet for children with disabilities. The goal of this project is to achieve a smooth transition from the study of sign language to the written alphabet.

Full Text

Введение В настоящее время большое внимание уделяется образованию детей посред- ством развивающих игровых конструкций, отражающих различные функции: разви- тие моторики, воображения, интеллектуальных способностей, творчества. Одним из таких изделий является детская азбука. Азбука - совокупность букв, принятых в русской письменности, располагаемых в установленном порядке, алфавит [1]. На сегодняшний день на рынке представлено большое разнообразие оформления и применения азбуки в зависимости от ее направленности: азбука для обучения детей основам грамматики, азбука для обучения детей с ограниченными возможностями (азбука с алфавитом Брайля). Использование различных методов обучения позволяет нам говорить о проблемах коммуникации детей с ограничениями в развитии со здоровыми детьми. Возникшее противоречие между потребностью включения жестово- го языка как элемента невербальной коммуникации и несоответствием современных средств обучения в инклюзивном образовании позволило сформулировать проблему исследования: разработка деревянной жестовой азбуки для детей с ограниченными возможностями (по слуху). Одним из решений данной проблемы является внедрение в инклюзивное образование детей специальных учебников, учебных пособий и ди- дактических материалов, специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования. Обзор литературы Инклюзивное, или включенное, образование - обеспечение равного до- ступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей [1]. Новый закон Российской Федерации «Об образовании» (от 29 декабря 2012 г.) за- крепил направление развития в области образовательной инклюзии в образо- вании нашей страны. Инклюзивное образование приобрело статус официаль- ной государственной политики [2]. Требования к АООП НОО для слабослы- шащих обучающихся предполагают, что слабослышащий обучающийся по- лучает образование, полностью соответствующее по итоговым достижениям к моменту завершения обучения образованию обычных сверстников, нахо- дясь в их среде, в те же сроки обучения (1-4-й классы). Из вышеперечисленных документов следует, что слабослышащие дети могут обучаться на одном уровне с обычными детьми и находиться в обще- образовательной школе, - это подчеркивает актуальность нашей темы. Обу- чение слабослышащих детей может происходить в классах с обычными деть- ми, также создаются классы для детей с ограниченными возможностями. Обучение в таких классах, на наш взгляд, можно было бы упростить посред- ством изучения жестовой азбуки. Глухонемой ребенок смог бы изучить письменный алфавит вместе с жестовым, которым он уже владеет. Изучение письменности позволит на уровне письменного общения улучшить социали- зацию обычных детей и детей с ограниченными возможностями. На проблему обучения детей с ограниченными возможностями по слуху и речи впервые обратили внимание ученые таких стран, как Франция и Гер- мания, где в последующем и возникли учебные центры в конце XVIII в. Один из первых словарей жестового языка был выполнен в 1973 году. В 1975 году в Вашингтоне (США) была утверждена международная жестовая речь. Же- стовый язык характеризуется многогранностью и красочностью, в его словаре насчитывается свыше 2000 жестов, которые включают в себя как отдельные буквы, цифры, так и слова, предложения. Первая ассоциация глухих возникла в конце XIX века в США [3, 4]. По статистике в России насчитывается около 200 тысяч инвалидов по слуху и слабослышащих [5]. Также следует отметить, что огромное коли- чество остается отделенными от общества. Многие дети, имеющие такие ограниченные возможности, находятся на индивидуальном обучении в огра- ниченном круге общения - как правило, это родственники и родители, что несет в себе проблему коммуникации со сверстниками. Данным вопросом занимаются многие исследователи, в том числе педагог Н.Г. Сигал, которая с 2017 года проводила исследование в области инклю- зивного образования, направленное на внедрение в нескольких школах сме- шанных классов детей с ограниченными возможностями и обычных детей. «По данным Департамента государственной политики в сфере защиты прав детей Министерства образования и науки Российской Федерации, 80 субъек- тов государства должны были быть включены в программу создания инклю- зивных школ, а к 2015 году планируют открыть около 6000 новых общеобра- зовательных школ, реализующих инклюзивное образование детей с ограни- ченными возможностями здоровья. По данным Министерства образования, в Республике Татарстан 299 образовательных учреждений начиная с 2012 го- да стали участниками данной программы» [5]. Также этим педагогом отмече- но, что были проведены социальные исследования, по которым выявлены следующие факторы: 250 педагогов Республики Татарстан в период с 2013 по 2014 год плохо проинформированы в области инклюзивного образования. 40 % опрошенных относятся к инклюзивному образованию положительно, 24 % считают, что их школа готова к реализации инклюзивного образования; среди всех опрошенных 82 % полагают, что инклюзивное образование может снизить качество образовательного процесса [6]. Таким образом, можно сде- лать вывод, что большинство опрошенных еще не готово к введению инклю- зивного образования в школе в рамках совмещенных классов. Для того чтобы не нарушать сложившийся процесс образования, в школах вводят специали- зированные классы, где обычные дети учатся параллельно с детьми с ограни- ченными возможностями. Возможно, такое образование позволило бы изме- нить отношение респондентов. В результате многолетних исследований внедрения инклюзивного обра- зования педагоги-исследователи пришли к заключению, что создание наибо- лее адекватных условий интеграции детей с ограниченными возможностями возможно в учреждениях комбинированного типа, в которые входят как обычные группы, так и специальные школьные группы - смешанные. В со- став обычных групп входят обычно развивающиеся дети и 1-2 ребенка с ограниченными возможностями. В специальных группах находятся только дети с ограниченными возможностями (6-10 человек), интеграция которых осуществляется в рамках частичного или временного включения данных де- тей в совместные мероприятия с их обычными сверстниками. Смешанные группы - это в первую очередь малые группы детей (12-15 человек), в кото- рых одновременно обучаются и воспитываются обычные дети и 1/3 детей с ОВЗ [7, 8]. По нормам СанПиН, если обучающийся получает образование, полностью соответствующее по итоговым достижениям к моменту заверше- ния обучения образования сверстников, находясь в их среде и в те же сроки обучения, то количество глухих, слабослышащих и позднооглохших обуча- ющихся в классе - не более двух в условиях инклюзии [9]. Способом комму- никации данной группы детей является жестовый язык. В постановлении правительства РФ «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Доступная среда» на 2011-2020 годы» от 01.2015 № 1297 указы- вается необходимость эффективного развития инклюзивного образования, основывающегося на идеях гуманизма и ценностях человеческой жизни, на уникальном праве на достойную жизнь. Также в Российской Федерации осуществляется реализация проекта «Ин- теграция лиц с особыми образовательными потребностями», созданы пло- щадки по инклюзивному обучению, а инклюзивное образование регулируется Конституцией РФ и Федеральным законом «Об образовании», а также Кон- венцией о правах ребенка [10]. Кроме того, в нашей стране есть движение «Абилимпикс», которое со- здает систему конкурсов профессионального мастерства для людей с инва- лидностью и ОВЗ, обеспечивающую эффективную профессиональную ориен- тацию и мотивацию людей с инвалидностью к профессиональному образова- нию, содействие их трудоустройству и социокультурной инклюзии в обще- стве [11]. Ученые стран Европы и США также ведут множество исследований в об- ласти образовательной инклюзии в различных направлениях [12]. Все больше признается потребность в единой взаимосвязанной политике, которая осно- вана на идее о том, что внедрение инклюзивного образования не может про- исходить изолировано, а требует системной реформы. Так, например, растет признание того, что инклюзивное образование может являться основой до- стижения высококачественного образования для всех учащихся. Кандидат педагогических наук, доцент кафедры социальной педагогики и организации работы с молодежью М.В. Соколова в своем исследовании указывает: «Евро- пейское агентство развития образования для лиц с ОВЗ отмечает, что инте- грированное законодательство, ведущее к связи между инклюзивным образо- ванием и другими инициативами в области образовательной политики, явля- ется ключевым принципом качественного инклюзивного образования». Тер- мин «инклюзия» в Европе в настоящее время намного шире, чем в России, и используется не только в отношении тех, кто имеет специальные нужды в области образования. Он трактуется как активное включение в обществен- ную жизнь. По мнению М.В. Соколовой, «современная европейская политика в области инклюзии опирается на признание того, что требования к школам и учителям в современном мире становятся более сложными, так как обще- ство ожидает от школ эффективного взаимодействия с детьми с ОВЗ. Под эффективным взаимодействием понимается: - работа с детьми, разговаривающими на разных языках; - обучение детей с разными уровнями подготовки; - внимание к культурным и гендерным различиям обучающихся; - решение проблем неуспевающих школьников и школьников, имеющих учебные и поведенческие проблемы; - использование новых технологий; - сохранение взаимодействия с быстро развивающимися областями знания и использование новых подходов в оценивании знаний обучающихся» [13]. В плане развития европейского образования подчеркнута необходимость формирования более привлекательного образа педагогической профессии, поддержания карьеры учителей на ранних этапах. Государство играет неотъ- емлемую роль в улучшении качества инклюзивного образования, органы управления собирают информацию о практике развития инклюзии в 25 стран Евросоюза. В ходе этого было выявлено, что существуют некоторые терми- нологические различия: часть школ не использует понятия «инклюзия», об- ращаясь к понятиям «школа для всех», «внимание к различиям» [13]. Также следует отметить, что ведущими странами, добившимися результатов в области инклюзивного образования, являются страны Скандинавии. Напри- мер, в настоящее время до 80 % шведских детей с особыми образовательными потребностями посещают общеобразовательные учреждения, для них разрабо- таны индивидуальные образовательные маршруты. Что касается дошкольного образования, то дети с ОВЗ посещают традиционные детские сады [14]. Одними из принципов инклюзивного образования являются право чело- века на общение, право быть уникальным, что отражает возможности уско- рить социализацию детей посредством жестового языка [15]. Возникшее противоречие между потребностью использования жестового языка как элемента невербальной коммуникации и несоответствием совре- менных средств обучения в инклюзивном образовании позволило сформули- ровать проблему исследования: разработка деревянной жестовой азбуки для детей с ограниченными возможностями. Жестовый язык - самостоятельный, естественно возникший язык, ис- пользуемый глухими или слабослышащими людьми с целью коммуникации [16]. Изучая данный вопрос, можно говорить о том, что, предлагая внедрить язык жестов с ранних лет в процесс обучения детей (с первого класса) с огра- ниченными возможностями (глухонемых) и позволить им изучать жестовый и письменный алфавиты, можно ускорить социализацию глухонемых детей. Обычные дети смогут по возможности общаться с глухонемыми детьми, и для этого самым простым примером, на наш взгляд, будет обучение азам грамматики с помощью жестовой азбуки. Методы исследования Опираясь на исследования вышеперечисленных авторов, мы предлагаем реа- лизовать проект деревянной жестовой азбуки как дидактического пособия при обучении детей. Внедрение такой азбуки сможет позволить, на наш взгляд, упро- стить обучение жестовому языку, научить азам грамматики, что в дальнейшем позволит использовать современные средства IT-технологий (мобильные телефо- ны - SMS, web-редакторы и др.) для социального взаимодействия. На сегодняшний день существует большое количество программ для со- циализации глухонемых. В современных школьных программах в рамках об- разовательной среды детей знакомят с языком жестов (в школьных учебни- ках), но не акцентируют на этом внимания, не объясняют подробно, что это и для чего [17]. Также в школах рассматриваются различные алфавиты, циф- ры, буквы (римские цифры, арабские, алфавиты разных стран, алфавиты для слабовидящих, язык жестов). Обозначив проблему, отметим, что деревянная азбука жестового языка не только сможет упростить обучение детей с ОВЗ, но и даст возможность обычным детям изучить такой «иностранный» язык, что позволит начать общение детей с помощью письма или простых жестов - жестов букв алфавита. Предложенное нами изделие, на наш взгляд, сможет ускорить процесс коммуникации детей обычных и детей с ограниченными возможностями. Для реализации проекта нами был использован французский жестовый язык, который используется на территории России. Жестовый язык также изучают в США, Нидерландах, Фламандии (регион Бельгии), Квебеке, Ирландии, Бразилии, Испании и др. [18]. Результаты исследования Разработанная деревянная жестовая азбука предназначена для детей до- школьного возраста и учащихся первого класса, так как дети с ОВЗ по слуху первоначально изучают язык жестов, а в школе начинают изучение букв ал- фавита. Именно этот переход дал идею для реализации нашего проекта. Де- ревянная жестовая азбука позволяет обучать русскому алфавиту детей с ОВЗ, знающих жестовый алфавит, что дает им возможность начать общение с обычными детьми с помощью письменной речи. Азбуку можно использо- вать в игровой форме для группы из двух и более человек. Такая азбука, на наш взгляд, улучшит социализацию здоровых и глухонемых детей, так как с ранних лет позволит обучать детей жестовому и русскому языку и даст им возможность начать общение на начальном уровне (с помощью жестового алфавита). Обучение может проходить как в домашних условиях, так и элек- тивными курсами в общеобразовательных учреждениях, в специализирован- ных школах в качестве дошкольного образования. Мы предлагаем реализа- цию нашего детского пособия в рамках дошкольной игровой деятельности. Дизайн данного изделия разработан по авторским эскизам согласно заяв- ленному проекту. Он предлагается в масштабе 1:1 в программе КОМПАС 3D. Использование данной программы позволяет нам проектировать изделия лю- бой сложности, выполнять к ним чертежи и фрагменты чертежей. Изделия можно выполнять как в уменьшенном масштабе, так и 1:1, также к чертежам могут выполняться спецификации и другие необходимые пояснения. В чер- тежах проставляются выносные размеры, сноски, выноски, можно начертить любую необходимую линию (основная, осевая, тонкая и другие). Конструкция нашего изделия предполагает деревянную подложку - место хранения букв, 33 буквы жестового и латинского алфавита, выполненных из дерева (рис. 1). Буквы можно вынимать из подложки, чтобы составлять слова. Конструкция может быть усовершенствована, в ней может быть большее ко- личество букв для удобства составления слов и предложений. Основным ма- териалом для данного изделия выступает древесина (лиственница, сосна, бе- реза, вяз, ильм) - экологически чистый материал, обладающий широким спектром текстур для придания декоративности изделию. Для того чтобы буквы не сливались, мы предлагаем использовать разные породы древесины, различные по фактуре, выделить цветом жесты и буквы, подложку выполнить в древесине более темных тонов, чтобы буквы выглядели ярче и задействова- ли ассоциативную память ребенка. image Рис. 1. Жестовая азбука Разрабатывая отдельные буквы в программе КОМПАС 3D, мы попыта- лись передать все функции жестов, максимально приблизив их к оригиналу. Например, мы предлагаем в буквах б, д, ё, к, ъ, ь сделать подвижным указа- тельный и средний пальцы, что поможет наибольшему усвоению как жесто- вого, так и письменного алфавита (рис. 2). image Рис. 2. Подвижные буквы Обсуждение и заключение На базе Муниципального общеобразовательного учреждения «Специаль- ная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат № 3» (г. Магнитогорск, ул. Тевосяна, 6) осенью 2019 года в подготовительном классе были проведены занятия с использованием деревянной жестовой азбу- ки, в которых участвовало семь человек. Занятия проходили два раза в неделю, три урока по 25 минут, один из них - с использованием деревянной жестовой азбуки. К положительным результатам этих занятий можно отнести то, что чет- веро из семи детей достаточно легко освоили азбуку, так как: восприятие букв азбуки происходило в удобном формате - на одном квадрате жест и буква алфавита; яркость цвета букв привлекала внимание ребенка и способствовала их запоминанию; небольшая численность группы позволяла учителю уделять внимание каждому ребенку, его помощь детям в учебном процессе была равномерной. Также были выявлены затруднения в освоении деревянной жестовой азбуки: в силу возраста 6-7 лет дети недостаточно усидчивы и внимательны; вызвало трудность запоминание азбуки в общем виде (жесты и буквы алфавита); длительность занятий вызывала у детей утомление, в силу чего их вос- приятие снижалось; количество представленного материала было ограниченным (1 шт.) По итогам занятий можно сделать вывод, что данная азбука упрощает учебный процесс, так как материал был усвоен детьми успешно (60 %). Так- же следует отметить, что процесс обучения проходил в игровой форме, что повышало интерес ребенка к обучению. Представленный проект подразуме- вает использование нового продукта, который представляет собой деревян- ную жестовую азбуку для детей с ограниченными возможностями по слуху как средство невербального общения. На наш взгляд, использование данного изделия может стать одним из нестандартных методов обучения в современ- ной системе образования Российской Федерации. Инклюзия в России только начинает внедряться и развиваться, большая часть населения еще не готова к внедрению такой программы, как было сказано выше. Наша разработка предполагает более комфортный переход от изучения детьми жестового язы- ка к изучению письменного алфавита, что в дальнейшем облегчит переход от жеста к письменной грамотности. Деревянная жестовая азбука может яв- ляться наглядным дидактическим пособием для взрослых (педагогов), так как преподаватели современных высших учебных заведений проходят обучение в рамках курсов повышения квалификации - инклюзивное образование. В практической деятельности деревянная жестовая азбука, возможно, улуч- шит запоминание жестового языка в доступной форме для любого человека, так как содержит и письменный, и жестовый алфавит. Данная работа предпо- лагает дальнейшее изучение и исследование в магистерской диссертации.
×

About the authors

Olga V. Kaukina

agnitogorsk State Technical University named after G.I. Nosova

Email: olya.kaukina@mail.ru
Cand. Ped. Sci., Associate Professor of Materials Artistic Processing De- partment. 38, Lenin Avenue, Magnitogorsk, 455000, Russian Federation

Gelena A. Lavrichenko

agnitogorsk State Technical University named after G.I. Nosova

Email: gelena.kitten@mail.ru
Lavrichenko, undergraduate student of Materials Artistic Processing Department. 38, Lenin Avenue, Magnitogorsk, 455000, Russian Federation

References

  1. Дмитриев Д.В. Толковый словарь русского языка. - М.: АСТ, Астрель, 2003. URL: https://dic.academic.ru/dic.nsf/dmitriev (дата обращения: 17.11.2019).
  2. Близнюк О.А. Инклюзивное образование: исторические аспекты развития // Теологический вестник Смоленской православной духовной семинарии. - 2017. -№ 3-2 (3). - С. 44-50.
  3. Инклюзивное образование: информационно-аналитический журнал. URL: https://akvobr.ru/inklyuzivnoe_obrazovanie_ehto.html (дата обращения: 17.11.2019).
  4. Мошкова Л.В. Азбука-восьмилистка XVII в.: история и проблемы изучения // Вестник славянских культур. - 2012. - № 1(23). - С. 62-67.
  5. Харламенков А.Е. Язык и менталитет: влияние жестового языка на менталитет глухих // Научные труды Института непрерывного профессионального образования. - Электросталь, 2015. - № 5 (5). - С. 191-218.
  6. Протокол № 1 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод (от 20.03.1952, с изменениями и дополнениями от 11.05.1994). URL: http://docs.cntd.ru/document/901867999 (дата обращения: 17.11.2019).
  7. Малофеев Н.Н., Шматко Н.Д. Интегрированное обучение и воспитание детей с отклонениями в развитии // Альманах Института коррекционной педагогики. - 2000. - № 1. URL: http://alldef.ru/ru/articles/almanah-1/ (дата обращения: 17.11.2019).
  8. Семья французского жестового языка // Новосибирский государственный технический университет. - 2019. URL: http://rsl.nstu.ru/site/signlang (дата обращения: 17.11.2019).
  9. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 10.07.2015 № 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.3286-15 «Санитарноэпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья». URL: https://base.garant.ru/71164864/ (дата обращения: 12.02.2020).
  10. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/ (дата обращения: 12.02.2020).
  11. Движение «Абилимпикс» в Российской Федерации для людей с инвалидностью и ограниченными возможностями. - 2020. URL: https://abilympicspro.ru/konkurs/ (дата обращения: 12.02.2020).
  12. Тараско С.С. Теоретический анализ зарубежного опыта инклюзивного образования // Вестник Донецкого педагогического института. - 2017. - № 2. - С. 36-41.
  13. Соколова М.В. Европейский опыт подготовки учителей к инклюзивному образованию // Ярославский педагогический вестник. - 2016. - № 6. - С. 70-73.
  14. Близнюк О.А. Формирование понятия «Инклюзивное образование» в зарубежной педагогике в контексте развития инклюзии // Педагогика. Вопросы теории и практики. - Тамбов: Грамота, 2016. - № 4 (4). - С. 20-24.
  15. Миндель А.Я., Степанова О.А. Разные возможности - равные права - общее жизненное пространство. - М.: Сфера, 2009. - 144 с.
  16. Камнева В.П., Афанасьева О.О., Харламенков А.Е. Учебное пособие для обучения переводчиков русского жестового языка в профессиональных образовательных организациях и образовательных организациях высшего образования. - 2016. URL: https://rgsu.net/netcat_files/1237/2929/Uch.pos._dlya_perevodchikov_ RZhYa.pdf (дата обращения: 19.11.2019).
  17. Иванова В.Ф. Современный русский язык. Графика и орфография. - 2-е изд. - М.: Просвещение, 1976.
  18. Сигал Н.Г. Инклюзия сегодня: за и против: монография. - Казань: Отечество, 2017. - 200 с.

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML

Copyright (c) 2020 Kaukina O.V., Lavrichenko G.A.

Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License.

This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies