Деревянная азбука жестового языка как способ взаимодействия и обучения детей



Цитировать

Полный текст

Аннотация

На сегодняшний день инклюзивное образование активно внедряется в процесс обучения детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Одним из принципов инклюзивного образования является право человека на общение, право быть уникальным, которые отражают возможность ускорить социализацию посредством жестового языка. В статье рассматривается инклюзивное образование в странах Европы и России. Даны определения инклюзивного образования, жестового языка и азбуки. Был проведен исторический обзор обучения детей с ОВЗ по слуху в разных странах Европы и России. Также в данной статье освещены результаты исследований в области инклюзии, которыми занимались различные научные исследователи и педагоги. Опираясь на исследования ученых, авторы предлагают модель деревянной жестовой азбуки как наглядного дидактического пособия, используемого в ходе практической деятельности для лучшего запоминания как письменного, так и жестового алфавита детьми с ОВЗ. Целью разработки данного проекта является достижение плавного перехода от жестового языка к письменному алфавиту.

Полный текст

Введение В настоящее время большое внимание уделяется образованию детей посред- ством развивающих игровых конструкций, отражающих различные функции: разви- тие моторики, воображения, интеллектуальных способностей, творчества. Одним из таких изделий является детская азбука. Азбука - совокупность букв, принятых в русской письменности, располагаемых в установленном порядке, алфавит [1]. На сегодняшний день на рынке представлено большое разнообразие оформления и применения азбуки в зависимости от ее направленности: азбука для обучения детей основам грамматики, азбука для обучения детей с ограниченными возможностями (азбука с алфавитом Брайля). Использование различных методов обучения позволяет нам говорить о проблемах коммуникации детей с ограничениями в развитии со здоровыми детьми. Возникшее противоречие между потребностью включения жестово- го языка как элемента невербальной коммуникации и несоответствием современных средств обучения в инклюзивном образовании позволило сформулировать проблему исследования: разработка деревянной жестовой азбуки для детей с ограниченными возможностями (по слуху). Одним из решений данной проблемы является внедрение в инклюзивное образование детей специальных учебников, учебных пособий и ди- дактических материалов, специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования. Обзор литературы Инклюзивное, или включенное, образование - обеспечение равного до- ступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей [1]. Новый закон Российской Федерации «Об образовании» (от 29 декабря 2012 г.) за- крепил направление развития в области образовательной инклюзии в образо- вании нашей страны. Инклюзивное образование приобрело статус официаль- ной государственной политики [2]. Требования к АООП НОО для слабослы- шащих обучающихся предполагают, что слабослышащий обучающийся по- лучает образование, полностью соответствующее по итоговым достижениям к моменту завершения обучения образованию обычных сверстников, нахо- дясь в их среде, в те же сроки обучения (1-4-й классы). Из вышеперечисленных документов следует, что слабослышащие дети могут обучаться на одном уровне с обычными детьми и находиться в обще- образовательной школе, - это подчеркивает актуальность нашей темы. Обу- чение слабослышащих детей может происходить в классах с обычными деть- ми, также создаются классы для детей с ограниченными возможностями. Обучение в таких классах, на наш взгляд, можно было бы упростить посред- ством изучения жестовой азбуки. Глухонемой ребенок смог бы изучить письменный алфавит вместе с жестовым, которым он уже владеет. Изучение письменности позволит на уровне письменного общения улучшить социали- зацию обычных детей и детей с ограниченными возможностями. На проблему обучения детей с ограниченными возможностями по слуху и речи впервые обратили внимание ученые таких стран, как Франция и Гер- мания, где в последующем и возникли учебные центры в конце XVIII в. Один из первых словарей жестового языка был выполнен в 1973 году. В 1975 году в Вашингтоне (США) была утверждена международная жестовая речь. Же- стовый язык характеризуется многогранностью и красочностью, в его словаре насчитывается свыше 2000 жестов, которые включают в себя как отдельные буквы, цифры, так и слова, предложения. Первая ассоциация глухих возникла в конце XIX века в США [3, 4]. По статистике в России насчитывается около 200 тысяч инвалидов по слуху и слабослышащих [5]. Также следует отметить, что огромное коли- чество остается отделенными от общества. Многие дети, имеющие такие ограниченные возможности, находятся на индивидуальном обучении в огра- ниченном круге общения - как правило, это родственники и родители, что несет в себе проблему коммуникации со сверстниками. Данным вопросом занимаются многие исследователи, в том числе педагог Н.Г. Сигал, которая с 2017 года проводила исследование в области инклю- зивного образования, направленное на внедрение в нескольких школах сме- шанных классов детей с ограниченными возможностями и обычных детей. «По данным Департамента государственной политики в сфере защиты прав детей Министерства образования и науки Российской Федерации, 80 субъек- тов государства должны были быть включены в программу создания инклю- зивных школ, а к 2015 году планируют открыть около 6000 новых общеобра- зовательных школ, реализующих инклюзивное образование детей с ограни- ченными возможностями здоровья. По данным Министерства образования, в Республике Татарстан 299 образовательных учреждений начиная с 2012 го- да стали участниками данной программы» [5]. Также этим педагогом отмече- но, что были проведены социальные исследования, по которым выявлены следующие факторы: 250 педагогов Республики Татарстан в период с 2013 по 2014 год плохо проинформированы в области инклюзивного образования. 40 % опрошенных относятся к инклюзивному образованию положительно, 24 % считают, что их школа готова к реализации инклюзивного образования; среди всех опрошенных 82 % полагают, что инклюзивное образование может снизить качество образовательного процесса [6]. Таким образом, можно сде- лать вывод, что большинство опрошенных еще не готово к введению инклю- зивного образования в школе в рамках совмещенных классов. Для того чтобы не нарушать сложившийся процесс образования, в школах вводят специали- зированные классы, где обычные дети учатся параллельно с детьми с ограни- ченными возможностями. Возможно, такое образование позволило бы изме- нить отношение респондентов. В результате многолетних исследований внедрения инклюзивного обра- зования педагоги-исследователи пришли к заключению, что создание наибо- лее адекватных условий интеграции детей с ограниченными возможностями возможно в учреждениях комбинированного типа, в которые входят как обычные группы, так и специальные школьные группы - смешанные. В со- став обычных групп входят обычно развивающиеся дети и 1-2 ребенка с ограниченными возможностями. В специальных группах находятся только дети с ограниченными возможностями (6-10 человек), интеграция которых осуществляется в рамках частичного или временного включения данных де- тей в совместные мероприятия с их обычными сверстниками. Смешанные группы - это в первую очередь малые группы детей (12-15 человек), в кото- рых одновременно обучаются и воспитываются обычные дети и 1/3 детей с ОВЗ [7, 8]. По нормам СанПиН, если обучающийся получает образование, полностью соответствующее по итоговым достижениям к моменту заверше- ния обучения образования сверстников, находясь в их среде и в те же сроки обучения, то количество глухих, слабослышащих и позднооглохших обуча- ющихся в классе - не более двух в условиях инклюзии [9]. Способом комму- никации данной группы детей является жестовый язык. В постановлении правительства РФ «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Доступная среда» на 2011-2020 годы» от 01.2015 № 1297 указы- вается необходимость эффективного развития инклюзивного образования, основывающегося на идеях гуманизма и ценностях человеческой жизни, на уникальном праве на достойную жизнь. Также в Российской Федерации осуществляется реализация проекта «Ин- теграция лиц с особыми образовательными потребностями», созданы пло- щадки по инклюзивному обучению, а инклюзивное образование регулируется Конституцией РФ и Федеральным законом «Об образовании», а также Кон- венцией о правах ребенка [10]. Кроме того, в нашей стране есть движение «Абилимпикс», которое со- здает систему конкурсов профессионального мастерства для людей с инва- лидностью и ОВЗ, обеспечивающую эффективную профессиональную ориен- тацию и мотивацию людей с инвалидностью к профессиональному образова- нию, содействие их трудоустройству и социокультурной инклюзии в обще- стве [11]. Ученые стран Европы и США также ведут множество исследований в об- ласти образовательной инклюзии в различных направлениях [12]. Все больше признается потребность в единой взаимосвязанной политике, которая осно- вана на идее о том, что внедрение инклюзивного образования не может про- исходить изолировано, а требует системной реформы. Так, например, растет признание того, что инклюзивное образование может являться основой до- стижения высококачественного образования для всех учащихся. Кандидат педагогических наук, доцент кафедры социальной педагогики и организации работы с молодежью М.В. Соколова в своем исследовании указывает: «Евро- пейское агентство развития образования для лиц с ОВЗ отмечает, что инте- грированное законодательство, ведущее к связи между инклюзивным образо- ванием и другими инициативами в области образовательной политики, явля- ется ключевым принципом качественного инклюзивного образования». Тер- мин «инклюзия» в Европе в настоящее время намного шире, чем в России, и используется не только в отношении тех, кто имеет специальные нужды в области образования. Он трактуется как активное включение в обществен- ную жизнь. По мнению М.В. Соколовой, «современная европейская политика в области инклюзии опирается на признание того, что требования к школам и учителям в современном мире становятся более сложными, так как обще- ство ожидает от школ эффективного взаимодействия с детьми с ОВЗ. Под эффективным взаимодействием понимается: - работа с детьми, разговаривающими на разных языках; - обучение детей с разными уровнями подготовки; - внимание к культурным и гендерным различиям обучающихся; - решение проблем неуспевающих школьников и школьников, имеющих учебные и поведенческие проблемы; - использование новых технологий; - сохранение взаимодействия с быстро развивающимися областями знания и использование новых подходов в оценивании знаний обучающихся» [13]. В плане развития европейского образования подчеркнута необходимость формирования более привлекательного образа педагогической профессии, поддержания карьеры учителей на ранних этапах. Государство играет неотъ- емлемую роль в улучшении качества инклюзивного образования, органы управления собирают информацию о практике развития инклюзии в 25 стран Евросоюза. В ходе этого было выявлено, что существуют некоторые терми- нологические различия: часть школ не использует понятия «инклюзия», об- ращаясь к понятиям «школа для всех», «внимание к различиям» [13]. Также следует отметить, что ведущими странами, добившимися результатов в области инклюзивного образования, являются страны Скандинавии. Напри- мер, в настоящее время до 80 % шведских детей с особыми образовательными потребностями посещают общеобразовательные учреждения, для них разрабо- таны индивидуальные образовательные маршруты. Что касается дошкольного образования, то дети с ОВЗ посещают традиционные детские сады [14]. Одними из принципов инклюзивного образования являются право чело- века на общение, право быть уникальным, что отражает возможности уско- рить социализацию детей посредством жестового языка [15]. Возникшее противоречие между потребностью использования жестового языка как элемента невербальной коммуникации и несоответствием совре- менных средств обучения в инклюзивном образовании позволило сформули- ровать проблему исследования: разработка деревянной жестовой азбуки для детей с ограниченными возможностями. Жестовый язык - самостоятельный, естественно возникший язык, ис- пользуемый глухими или слабослышащими людьми с целью коммуникации [16]. Изучая данный вопрос, можно говорить о том, что, предлагая внедрить язык жестов с ранних лет в процесс обучения детей (с первого класса) с огра- ниченными возможностями (глухонемых) и позволить им изучать жестовый и письменный алфавиты, можно ускорить социализацию глухонемых детей. Обычные дети смогут по возможности общаться с глухонемыми детьми, и для этого самым простым примером, на наш взгляд, будет обучение азам грамматики с помощью жестовой азбуки. Методы исследования Опираясь на исследования вышеперечисленных авторов, мы предлагаем реа- лизовать проект деревянной жестовой азбуки как дидактического пособия при обучении детей. Внедрение такой азбуки сможет позволить, на наш взгляд, упро- стить обучение жестовому языку, научить азам грамматики, что в дальнейшем позволит использовать современные средства IT-технологий (мобильные телефо- ны - SMS, web-редакторы и др.) для социального взаимодействия. На сегодняшний день существует большое количество программ для со- циализации глухонемых. В современных школьных программах в рамках об- разовательной среды детей знакомят с языком жестов (в школьных учебни- ках), но не акцентируют на этом внимания, не объясняют подробно, что это и для чего [17]. Также в школах рассматриваются различные алфавиты, циф- ры, буквы (римские цифры, арабские, алфавиты разных стран, алфавиты для слабовидящих, язык жестов). Обозначив проблему, отметим, что деревянная азбука жестового языка не только сможет упростить обучение детей с ОВЗ, но и даст возможность обычным детям изучить такой «иностранный» язык, что позволит начать общение детей с помощью письма или простых жестов - жестов букв алфавита. Предложенное нами изделие, на наш взгляд, сможет ускорить процесс коммуникации детей обычных и детей с ограниченными возможностями. Для реализации проекта нами был использован французский жестовый язык, который используется на территории России. Жестовый язык также изучают в США, Нидерландах, Фламандии (регион Бельгии), Квебеке, Ирландии, Бразилии, Испании и др. [18]. Результаты исследования Разработанная деревянная жестовая азбука предназначена для детей до- школьного возраста и учащихся первого класса, так как дети с ОВЗ по слуху первоначально изучают язык жестов, а в школе начинают изучение букв ал- фавита. Именно этот переход дал идею для реализации нашего проекта. Де- ревянная жестовая азбука позволяет обучать русскому алфавиту детей с ОВЗ, знающих жестовый алфавит, что дает им возможность начать общение с обычными детьми с помощью письменной речи. Азбуку можно использо- вать в игровой форме для группы из двух и более человек. Такая азбука, на наш взгляд, улучшит социализацию здоровых и глухонемых детей, так как с ранних лет позволит обучать детей жестовому и русскому языку и даст им возможность начать общение на начальном уровне (с помощью жестового алфавита). Обучение может проходить как в домашних условиях, так и элек- тивными курсами в общеобразовательных учреждениях, в специализирован- ных школах в качестве дошкольного образования. Мы предлагаем реализа- цию нашего детского пособия в рамках дошкольной игровой деятельности. Дизайн данного изделия разработан по авторским эскизам согласно заяв- ленному проекту. Он предлагается в масштабе 1:1 в программе КОМПАС 3D. Использование данной программы позволяет нам проектировать изделия лю- бой сложности, выполнять к ним чертежи и фрагменты чертежей. Изделия можно выполнять как в уменьшенном масштабе, так и 1:1, также к чертежам могут выполняться спецификации и другие необходимые пояснения. В чер- тежах проставляются выносные размеры, сноски, выноски, можно начертить любую необходимую линию (основная, осевая, тонкая и другие). Конструкция нашего изделия предполагает деревянную подложку - место хранения букв, 33 буквы жестового и латинского алфавита, выполненных из дерева (рис. 1). Буквы можно вынимать из подложки, чтобы составлять слова. Конструкция может быть усовершенствована, в ней может быть большее ко- личество букв для удобства составления слов и предложений. Основным ма- териалом для данного изделия выступает древесина (лиственница, сосна, бе- реза, вяз, ильм) - экологически чистый материал, обладающий широким спектром текстур для придания декоративности изделию. Для того чтобы буквы не сливались, мы предлагаем использовать разные породы древесины, различные по фактуре, выделить цветом жесты и буквы, подложку выполнить в древесине более темных тонов, чтобы буквы выглядели ярче и задействова- ли ассоциативную память ребенка. image Рис. 1. Жестовая азбука Разрабатывая отдельные буквы в программе КОМПАС 3D, мы попыта- лись передать все функции жестов, максимально приблизив их к оригиналу. Например, мы предлагаем в буквах б, д, ё, к, ъ, ь сделать подвижным указа- тельный и средний пальцы, что поможет наибольшему усвоению как жесто- вого, так и письменного алфавита (рис. 2). image Рис. 2. Подвижные буквы Обсуждение и заключение На базе Муниципального общеобразовательного учреждения «Специаль- ная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат № 3» (г. Магнитогорск, ул. Тевосяна, 6) осенью 2019 года в подготовительном классе были проведены занятия с использованием деревянной жестовой азбу- ки, в которых участвовало семь человек. Занятия проходили два раза в неделю, три урока по 25 минут, один из них - с использованием деревянной жестовой азбуки. К положительным результатам этих занятий можно отнести то, что чет- веро из семи детей достаточно легко освоили азбуку, так как: восприятие букв азбуки происходило в удобном формате - на одном квадрате жест и буква алфавита; яркость цвета букв привлекала внимание ребенка и способствовала их запоминанию; небольшая численность группы позволяла учителю уделять внимание каждому ребенку, его помощь детям в учебном процессе была равномерной. Также были выявлены затруднения в освоении деревянной жестовой азбуки: в силу возраста 6-7 лет дети недостаточно усидчивы и внимательны; вызвало трудность запоминание азбуки в общем виде (жесты и буквы алфавита); длительность занятий вызывала у детей утомление, в силу чего их вос- приятие снижалось; количество представленного материала было ограниченным (1 шт.) По итогам занятий можно сделать вывод, что данная азбука упрощает учебный процесс, так как материал был усвоен детьми успешно (60 %). Так- же следует отметить, что процесс обучения проходил в игровой форме, что повышало интерес ребенка к обучению. Представленный проект подразуме- вает использование нового продукта, который представляет собой деревян- ную жестовую азбуку для детей с ограниченными возможностями по слуху как средство невербального общения. На наш взгляд, использование данного изделия может стать одним из нестандартных методов обучения в современ- ной системе образования Российской Федерации. Инклюзия в России только начинает внедряться и развиваться, большая часть населения еще не готова к внедрению такой программы, как было сказано выше. Наша разработка предполагает более комфортный переход от изучения детьми жестового язы- ка к изучению письменного алфавита, что в дальнейшем облегчит переход от жеста к письменной грамотности. Деревянная жестовая азбука может яв- ляться наглядным дидактическим пособием для взрослых (педагогов), так как преподаватели современных высших учебных заведений проходят обучение в рамках курсов повышения квалификации - инклюзивное образование. В практической деятельности деревянная жестовая азбука, возможно, улуч- шит запоминание жестового языка в доступной форме для любого человека, так как содержит и письменный, и жестовый алфавит. Данная работа предпо- лагает дальнейшее изучение и исследование в магистерской диссертации.
×

Об авторах

Ольга Валерьевна Каукина

Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова

Email: olya.kaukina@mail.ru
кандидат педагогических наук, доцент кафедры «Художе- ственная обработка материалов». Российская Федерация, 455000, г. Магнитогорск, пр. Ленина, 38

Гелена Андреевна Лавриченко

Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова

Email: gelena.kitten@mail.ru
студент бакалавриата кафедры «Художественная обра- ботка материалов». Российская Федерация, 455000, г. Магнитогорск, пр. Ленина, 38

Список литературы

  1. Дмитриев Д.В. Толковый словарь русского языка. - М.: АСТ, Астрель, 2003. URL: https://dic.academic.ru/dic.nsf/dmitriev (дата обращения: 17.11.2019).
  2. Близнюк О.А. Инклюзивное образование: исторические аспекты развития // Теологический вестник Смоленской православной духовной семинарии. - 2017. -№ 3-2 (3). - С. 44-50.
  3. Инклюзивное образование: информационно-аналитический журнал. URL: https://akvobr.ru/inklyuzivnoe_obrazovanie_ehto.html (дата обращения: 17.11.2019).
  4. Мошкова Л.В. Азбука-восьмилистка XVII в.: история и проблемы изучения // Вестник славянских культур. - 2012. - № 1(23). - С. 62-67.
  5. Харламенков А.Е. Язык и менталитет: влияние жестового языка на менталитет глухих // Научные труды Института непрерывного профессионального образования. - Электросталь, 2015. - № 5 (5). - С. 191-218.
  6. Протокол № 1 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод (от 20.03.1952, с изменениями и дополнениями от 11.05.1994). URL: http://docs.cntd.ru/document/901867999 (дата обращения: 17.11.2019).
  7. Малофеев Н.Н., Шматко Н.Д. Интегрированное обучение и воспитание детей с отклонениями в развитии // Альманах Института коррекционной педагогики. - 2000. - № 1. URL: http://alldef.ru/ru/articles/almanah-1/ (дата обращения: 17.11.2019).
  8. Семья французского жестового языка // Новосибирский государственный технический университет. - 2019. URL: http://rsl.nstu.ru/site/signlang (дата обращения: 17.11.2019).
  9. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 10.07.2015 № 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.3286-15 «Санитарноэпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья». URL: https://base.garant.ru/71164864/ (дата обращения: 12.02.2020).
  10. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/ (дата обращения: 12.02.2020).
  11. Движение «Абилимпикс» в Российской Федерации для людей с инвалидностью и ограниченными возможностями. - 2020. URL: https://abilympicspro.ru/konkurs/ (дата обращения: 12.02.2020).
  12. Тараско С.С. Теоретический анализ зарубежного опыта инклюзивного образования // Вестник Донецкого педагогического института. - 2017. - № 2. - С. 36-41.
  13. Соколова М.В. Европейский опыт подготовки учителей к инклюзивному образованию // Ярославский педагогический вестник. - 2016. - № 6. - С. 70-73.
  14. Близнюк О.А. Формирование понятия «Инклюзивное образование» в зарубежной педагогике в контексте развития инклюзии // Педагогика. Вопросы теории и практики. - Тамбов: Грамота, 2016. - № 4 (4). - С. 20-24.
  15. Миндель А.Я., Степанова О.А. Разные возможности - равные права - общее жизненное пространство. - М.: Сфера, 2009. - 144 с.
  16. Камнева В.П., Афанасьева О.О., Харламенков А.Е. Учебное пособие для обучения переводчиков русского жестового языка в профессиональных образовательных организациях и образовательных организациях высшего образования. - 2016. URL: https://rgsu.net/netcat_files/1237/2929/Uch.pos._dlya_perevodchikov_ RZhYa.pdf (дата обращения: 19.11.2019).
  17. Иванова В.Ф. Современный русский язык. Графика и орфография. - 2-е изд. - М.: Просвещение, 1976.
  18. Сигал Н.Г. Инклюзия сегодня: за и против: монография. - Казань: Отечество, 2017. - 200 с.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

© Каукина О.В., Лавриченко Г.А., 2020

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.

Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах