Scientific-methodical support of gifted teenagers in creative education


Cite item

Full Text

Abstract

The article actualizes the importance of the development of talented teenager potential for productive relationship with society through the acquisition of a teenager personality tumors ("Actual Self", "Potential Self", "Perspective Self"). It is noted that current gifted adolescents are not fully ready to develop their potential and most of them are aware of the significance of their potential and the implementation of their activities for society. The article examines the role and place of scientific and methodological support in the development of potential of gifted adolescents in creative education, the interaction of actors in the triad "co-creation - collaboration - self-education," forming a representation of the Other in the development of their potential and creating an atmosphere of creativity in creative-reflective environment. The material for this study consists of the test results, completing tasks, monitoring the activities of adolescents, content analysis. The study was confirmed using statistical significance of the G-criterion of signs (by D.B. Owen), correlation analysis and analysis of the author’s experience. The integrative characteristic of personality of a gifted teenager is given. The growth of teenagers’ responsibility in the field of studying and development of their own potential is marked.

Full Text

В современном обществе актуализируется успешность личности обучающегося в области развития своего потенциала, продуктивных взаимоотношений с социумом. Сензитивным периодом в развитии потенциала является подростковый возраст, так как происходит активное формирование системы ценностей, то есть подросткам присущи осознание эталонов самоотношения и самооценивания, потребность в по- знавательной активности, становления собственной точки зрения по социально- значимым проблемам современного мира и поиску жизненного пути в реалиях соци- альной действительности. Выделим специфическую особенность потенциала в подростковой одаренности как «интегративную характеристику личности», ее тесную связь с познавательными возможностями, способностями и избирательностью видов деятельности, а именно: умственные возможности, включающие интеллектуальные способности, такие как конвергентные способности, интеллект, обучаемость; творческие возможности - дивергентные способности, например оригинальность, точность, гибкость; социаль- ные возможности - коммуникативные и организаторские способности. Данная характеристика обеспечивала успешность и высокую результативность достижений по сравнению с возрастной и социальной нормами. Наши наблюдения, а также диалог с подростками на возвышенные темы, например о любви и смысле жизни, позволил отметить, как важно не потерять их доверие, помочь утвердиться в значимости развития своего потенциала. Для подростков важно было приобретать личностный опыт творческой, исследовательской деятельности, демонстрировать различные социальные роли и импровизировать на занятиях. Отметим, что, несмотря на развитие потенциала, накопление методологии опыта творческой деятельности, подросток по-прежнему попадает в ситуации, в которых необходимо новое оригинальное решение проблем, способствующее развитию его потенциала, следовательно необходимо акцентировать внимание на развитии высо- кого уровня потенциала, который будет способствовать решению образовательных задач с помощью нестандартных креативных приемов и способов. Вследствие этого приоритетным направлением выступает креативное образование. Это требует проведения анализа и оценки роли и места научно-методического сопровождения одаренного подростка в креативном образовании. Данный анализ позволил узнать и понять степень освоения методологии, оценить приобретение подростками опыта творческой деятельности. Предполагалось, что такое сопровож- дение сможет изменить современную систему креативного образования. Подтверждение этому мы находим в исследованиях М.М. Зиновкиной: «Целе- направленное освоение обучаемым передаваемых ему методологии и опыта творче- ской деятельности, формирование на этой основе собственного творческого опыта: знаний, умений, навыков, способов решения учебно- и профессионально-творческих задач и есть креативное учение» [2, с. 38]. Встает вопрос: в чем же проявляется эф- фективность креативного учения?. Результаты нашего исследования позволяют отметить, что эффективность креа- тивного учения проявляется в опыте творческой деятельности, поведении и развитии творческого мышления, способностей и качеств творческой личности, усвоения со- держания системы учебных дисциплин (предметов) креативной и инновационной направленности, которые разрабатываются в соответствии с особенностями и струк- турой образовательной и профессионально-творческой деятельности. Целенаправ- ленную, последовательную передачу методологии творческой деятельности и твор- ческого опыта одаренному подростку (креативное обучение) реализует педагог в психолого-педагогической деятельности. Научно-методическое сопровождение в развитии потенциала одаренных под- ростков в креативном образовании реализовывалось во взаимодействии субъектов в триаде «сотворчество - сотрудничество - самообразование», которое формирует представленность Другого субъекта в развитии собственного потенциала одаренного подростка и создает атмосферу творчества креативно-рефлексивной среды. Материалом для данного исследования послужили результаты тестирования, выполнение заданий, наблюдение за деятельностью подростков, контент-анализ, корреляционный анализ и анализ опыта авторов. Теоретические основы исследования Личность одаренного подростка, на первый взгляд, содержит в себе индивиду- альные особенности, а именно: развитые способности с высоким уровнем интеллек- та, достижение личностных результатов в каком-либо виде деятельности и высокую креативность [5]. Но при этом проблемы одаренности переживаются наиболее слож- но, особенно в социально-психологических проблемах общения и выстраивания до- верительных отношений в социуме [3]. Вследствие этого развитие не всегда может быть успешным для одаренного подростка, который в последующем может не про- явить свой потенциал ни в каких достижениях. Одаренный подросток характеризуется не просто уровнем способностей, но и общими особенностями психики личности, определяющими развитие и реализацию его способностей в деятельности. Исследователи выделяют различные индивидуаль- но-типологические варианты развития одаренного подростка. Следует рассмотреть два критерия, которые положены в основу каждого варианта. К первому критерию относится высокий уровень «нормы одаренности», включающий признак благопо- лучного и невротического развития и особую одаренность как благополучное разви- тие личности с проявлениями диссинхронии. Второй критерий - это трудности под- ростка в установлении контакта, креативности и саморегуляции, то есть наличие или отсутствие особых проблем у одаренного подростка (Т.В. Якимова) [6]. Появление проблем в подростковой одаренности, в нашем исследовании, обуслови- ло возникновение следующих педагогических рисков в процессе развития, обучения и воспитания: личностных (низкая мотивация и нестабильность интересов; неконструк- тивное общение и коммуникативная напряженность; завышенные требования родите- лей) и образовательно-технологических (авторитарный стиль взаимодействия в обра- зовательном процессе; высокая познавательная нагрузка; недостаточный анализ соци- ально-педагогической ситуации; отсутствие индивидуального маршрута), очерчиваю- щих проблемные области исследуемого феномена, знание и своевременное предопреде- ление которых позволяет отбирать продуктивные способы развития потенциала каждого одаренного подростка в креативном образовании. Исследователи отмечают связь умственной активности с саморегуляцией по от- ношению к различным видам деятельности (общая одаренность), или в конкретных видах деятельности, например в рисовании, технике, музыке (специальная одарен- ность). Также акцентируется внимание на том, что существует два типа развития одаренных обучающихся: это «гармоничное» и «дисгармоничное», в основе которых лежит опережение в умственном развитии (Д.Б. Богоявленская, В.Д. Шадриков). Определяя уровень развития своего потенциала, одаренные подростки одновременно предопределяют и уровень своих жизненных притязаний. Они стараются не только осознать сущность возможных направлений в своей предстоящей деятельности, но и разобраться в личностном смысле, понять, что именно эта деятельность может дать им самим, в какой степени она соответствует их интеллектуальным, творческим, со- циальным способностям. Этими сущностными характеристиками определяются тре- бования к содержанию процесса развития потенциала одаренного подростка в креа- тивном образовании. Выявлено, что «потенциал одаренного подростка» включает собственно- потенциальную, мотивационную и когнитивную составляющие. Собственно- потенциальная составляющая представлена тремя компонентами: умственными, творческими и социальными возможностями. Мотивационная составляющая пред- ставлена потребностью в овладений оценочной деятельностью в контексте своих индивидуально выраженных способностей и возможностей. Когнитивная составля- ющая - это успешность и высокая результативность достижений одаренного под- ростка, приобретенная в результате креативного образования. В нашем исследовании креативное образование обеспечивается максимальной степенью индивидуализации при решении проблем образовательного процесса и учитывает ценности и интересы личности одаренных подростков. Целью креативно- го образования является создание условий для развития потенциала одаренных под- ростков, самореализации их индивидуальности в сфере избранной ими деятельности с опорой на способности, возможности, интересы и потребности, а также воспитание уверенности в своих творческих силах, смелости мысли, способности генерировать новые нестандартные идеи, потребности в творческом образе жизни. Необходимо отметить, что креативное образование является альтернативой образованию репро- дуктивному, преимущественно прагматическому, образованию «знания опыта», нормативному (исполнительскому). Следовательно, под «креативным образованием» мы понимаем образование, в котором взаимодействие субъектов образовательного процесса ориентировано на развитие интеллектуальных, творческих, социальных возможностей одаренного подростка, закрепление установки на создание инноваций, включающее анализ про- блем и вариантов деятельности. Отметим, что доминирующим компонентом креа- тивного образования являются интересы и ценности одаренных подростков. Методика исследования Наше исследование проводилось в 2014-2017 гг. в образовательных организа- циях г. Оренбурга. Объем выборки - 95 одаренных обучающихся восьмых и девятых классов Губернаторского многопрофильного лицея-интерната для одаренных детей Оренбуржья; седьмого класса гимназии № 1; десятых классов лицея № 6; десятых классов средней образовательной школы № 69 и девятых классов в Штабе школьно- студенческих профильных отрядов «Краски» (Отдел «Центр детского и молодежно- го движения «Радуга», МБУДО Дворец творчества детей и молодежи г. Оренбурга). Для диагностики использовались следующие методики: овладения оценочной деятельностью в контексте своего потенциала (авторская), «Самоанализ личности» (О.Н. Мотков), диагностики личности на мотивацию к успеху (Т. Элерса), «Эскизы» (модификация В.Г. Рындак), «КОС-1» (В.В. Синявский, Б.А. Федоришин); тест на выявление уровня развития потенциала одаренного подростка, разработанный на основе рекомендаций В.Г. Рындак, тест В.Н. Бузина, Э.Ф. Вандерлик, диагностики интеллекта, тест творческого мышления П. Торренса, «Выражение» (диагностика дивергентного мышления, модификации Б.С. Туник, Д.Б. Богоявленской, Т.А. Барышевой); анкеты на изучение знаний о сущности понятия «потенциал» ода- ренного подростка (авторская). Стратегическая цель образования подростков в нашем исследовании заключалась в следующем: развитие потенциала одаренного подростка в креативном образовании, обеспечивающем приобретение подростком личностных новообразований («Я- актуальное» - осознание подростком объективной значимости взаимодействия с педа- гогом, направленного на развитие потенциала в настоящее время; «Я-потенциальное» - представление о том, какой мог бы быть потенциал в его развитии, «Я-перспектива» - планирование новых целей и стремлений, участие в построении перспектив своего раз- вития) в ходе индивидуального образовательного маршрута соответственно его лич- ностным потребностям, способностям, возможностям и интересам. Корреляционный анализ выявил качественные различия структурных показате- лей, характеризующих потенциал одаренного подростка в креативном образовании каждого обучающегося на различных образовательных площадках, что отражено в монографических портретах. Анализ результатов показателей потенциала одаренного подростка в креативном образовании ГБОУ «Губернаторском многопрофильном лицее-интернате для одаренных детей Оренбуржья» показал, что у Ангелины Ж. ярко выраженное пре- обладание креативного критерия, есть также высокий уровень мотивации, проявля- ющийся в активной нравственной позиции, но при этом она недооценивала значи- мость своего труда. Данная ситуация могла бы привести к неполной реализации по- тенциала, так как подросток недооценивал свои результаты в различных областях деятельности. У Айны Б. средний уровень потенциала во всех областях, но мы отметили, что после реализации программы у подростка был заметен рост практически по всем критериям. Подтверждением этому была заинтересованность подростка в развитии своего потенциала на занятиях. Она зарекомендовала себя как целеустремленный человек. Результаты методики «КОС-1» указывали на высокие коммуникативные спо- собности у Зарины К. Также по методике «КОТ» у подростка имелись высокие ин- теллектуальные способности, что возможно указывало на развитие способностей в области социального интеллекта, то есть правильного понимания поведения людей. По результатам методики «КОТ» Алина Н. продемонстрировала высокий уро- вень интеллектуальных способностей. На творческую направленность личности ука- зывали результаты по методике творческого мышления П. Торренса «Субтест 1», так, например, подросток предложил оригинальное название своему рисунку («Тун- нель к добру»). Анализ результатов методики «КОС-1» указывает на то, что у Виктора Р., един- ственного в группе, высокие показатели организационных способностей, но в то же время мы большее внимание уделяли развитию его творческих и интеллектуальных способностей. Одаренные подростки ГБОУ «Губернаторский многопрофильный лицей- интернат для одаренных детей Оренбуржья» отличались высоким уровнем мотива- ции. Подтверждение этому мы находили в методике диагностики личности на моти- вацию к успеху Т. Элерса, которая выявила высокий уровень мотивации у одарен- ных подростков (Кирилл Д., Виктор З., Татьяна К., Камила К., Михаил Ф., Ольга К., Влада О., Карина К., Динар Р., Влада А., Тимур К.). Результаты диагностики показали, что у одаренных подростков в МОАУ «Лицей № 6» достаточно высокие баллы по методике «Самоанализ личности». Подростки умело оценивали свои способности и стремления. Но, несмотря на высокие баллы по самоанализу, у Яны Ш. были высокие организационные и самые высокие интеллек- туальные способности из всей выборке. Кроме того, в ходе беседы выяснилось, что у нее много побед в различных олимпиадах, но у подростка наблюдается заниженный уровень ответственности перед коллективом. Данная ситуация могла бы привести к полной потери ответственности группы за выполнения заданий, данные педагогом, так как подросток оказывал непосредственное влияние своим авторитетом на пове- дение подростков в классе. Высокие показатели методики «КОС-1» свидетельствовали о значительном раз- витии организационных способностей в группе (Екатерина С., Оксана И., Ольга Г., Анастасия З). У них было отмечено преобладание рациональности в общении, ли- дерских качеств, также они являлись хорошими организаторами в классе. Уточним, что у Ангелины Д. наблюдались высокие коммуникативные способности, она прояв- ляла свою активную жизненную позицию на занятиях, умело находила контакт с одноклассниками. Результаты диагностики показали, что у большинства одаренных подростков в МОАУ «Гимназия № 1» присутствовал средний уровень потенциала. Но у каждого из них выделены индивидуальные особенности в том или ином критерии. Например, Никита А. имел высокий уровень коммуникативных способностей, проявлял само- стоятельность в преодолении трудностей. У Ивана Ч. очень высокие коммуникатив- ные способности и очень высокие баллы по оригинальности, этому способствовала реализация креативных методов в развитии умения оригинально представить ре- зультат деятельности, а также умения формулировать понятия и правила, генерировать идеи. При этом по результатам методики «Эскизы», когда по инструкции педа- гога необходимо было создать рисунок, используя 40 кругов, подросток использовал все круги, объединив в один общий рисунок под названием «Офис», что свидетель- ствовало о нереализованном скрытом потенциале. Ярко выраженная эмоциональная экспрессия наблюдалась у Кирилла Ч., то есть для него свойственно эмоциональное проявление своих чувств и переживаний. С одной стороны, это могло бы привести к различным затруднениям в установлении межличностных отношений, но с другой - являлось стимулом творческой активно- сти, что позволило ему вести себя раскованно, открыто выражая свои мысли, пере- живания, приобретая навык рефлексии. У Анастасии Р., Владимира Л., Юли А., Дианы А., Дамира Г. отмечен высокий уровень разработанности темы, что свидетельствовало о наиболее выраженной спо- собности к изобретательству, конструктивной деятельности. Екатерина Ч., Лео- нид С. показали высокий уровень коммуникативных способностей, высокий уровень мотивации, но низкий уровень ответственности. Высокие показатели по гибкости у Ольги М. свидетельствовали о ее способности выдвигать разнообразные идеи, пере- ходить от одного аспекта проблем к другим, использовать различные стратегии ре- шения. Елизавета М. имела активную нравственную позицию, которая выражалась в уважении к окружающим и стремлении к самовоспитанию. Высокие показатели по степени отдаленности идеи от стимулов наблюдались у Алены У., что свидетель- ствовало о трансформации обычных идей, когда обыденные вещи приобретают но- вый, нередко противоположный исходному смысл. Результаты диагностики по ме- тодике «Самоанализ личности» свидетельствовали о самом большом показателе из всей выборки у Семена Г., что говорит о его активности, целеустремленности, ува- жении к результатам своего и чужого труда, стремлении к изучению нового. Влади- слава Ж. продемонстрировала высокий уровень потенциала по собственно- потенциальной (организаторские и творческие способности, определяющие высокий уровень разработанности оригинальных идей), мотивационной составляющей, де- монстрируя творческую активность. Результаты диагностики показали, что у большинства подростков в МОАУ СОШ № 69 г. Оренбурга отмечался средний уровень потенциала, но была замечена тенденция в развитии потенциала одаренных подростков. Так, например, у Анны К. по методике «КОТ» наблюдались высокие результаты по интеллектуальным способ- ностям. Высокие показатели по методике творческого мышления П. Торренса свиде- тельствовали о наличии творческих способностей, подтверждением этому являлся рисунок в виде «мини-мультика» «Little Роnу». То есть, подростку свойственна ори- гинальность, своеобразие творческого мышления, логичность, выбор адекватного решения при достижении поставленной цели, разработанность (была четко пред- ставлена детализация, эмоциональность и выразительность образа рисунка). Анализ результатов показал, что у Арины Ч. высокие коммуникативные способ- ности, которые проявлялись в общении, в свободной передаче информации (визу- ально, вербально, концептуально, эмоционально) одноклассникам. Высокий уровень социальных возможностей наблюдался у Богдана Я. Он умело организовывал свою деятельность и деятельность одноклассников, оказывал непо- средственное влияние своим авторитетом на группу, создавая положительный эмо- циональный фон в классе. По методике «КОТ» Нина С. набрала высокие результаты по интеллектуальным способностям. В ходе беседы выяснилось, что у нее есть способности к изучению иностранных языков. Результаты диагностики показали, что у подростков из Штаба ШСПО «Крас- ки» достаточно высокий уровень потенциала с высоким уровнем самоанализа. По результатам диагностик Дина Т. демонстрировала высокие результаты по интеллек- туальным и коммуникативным способностям, а также по уровню оригинальности, которая проявлялась в способности к выдвижению новых нестандартных идей. Высокий уровень интеллектуальных способностей отмечался у Ульяны Б., он проявлялся посредством рассуждений в социально-педагогических ситуациях, вы- ражения собственных мыслей и создания метафор, что позволило подростку упро- стить для сверстников поступающую от педагога информацию. Стоит отметить, что несмотря на высокие показатели у Ульяны Б. присутствовали скрытые способности, о чем свидетельствовал рисунок, объединивший круги в один общий рисунок под названием «Лунтик». Яне К. и Полине С. свойственны творческая активность и энергичность в обще- ственных мероприятиях, а также они проявляли искренность и открытость в отно- шениях как со сверстниками, так и с педагогами, что свидетельствовало о наличии высоких коммуникативных способностей. Высокие показатели оригинальности продемонстрировали Дарья А. и Дина Т. Они проявлялись в способности выдвижения новых разнообразных нестандартных идей, а также в умении переходить от одного аспекта проблемы к другим и исполь- зовать различные стратегии решения, следовательно, этому предшествовала высокая информированность и мотивация. Проявление уникальности в способах создания и детализации образов, логика, разработанность и завершенность сюжета наблюда- лись у Анастасии Ч. Исследование было подтверждено статистической значимостью, проверенной с помощью G-критерия знаков (по Д.Б. Оуэну). Расчет предоставил следующие значе- ния: потенциал одаренного подростка имел число «типичных сдвигов» равное 95, где объем выборки меньше объема выборки по критическим значениям знаков G = 35, поэтому сдвиг в типичную сторону считался достоверным. Итак, сдвиг раз- вития потенциала одаренных подростков после применения программы являлся не случайным с вероятностью p = 0,01. Отметим, что под вероятностью р = 0,01 имеет- ся в виду вероятность совершения ошибки в принятии альтернативной гипотезы, подтверждающей сдвиг результатов в типичную сторону. Итоги исследования Полученные данные позволяют отметить, что высокий уровень развития потен- циала одаренных подростков в креативном образовании на формирующем этапе, увеличился на 23,8 %, на среднем уровне - сократился на 12,5, на достаточном уровне - сократился на 9,8 %, на низком уровне - сократился на 1,5 %, что под- тверждалось G-критерием знаков, позволивших констатировать успешность реали- зации педагогических условий изучаемого феномена. Анализ статистических данных, представленных на рис. 1, показывает, что наблюдается заметное возрастание уровня потенциала одаренных подростков в кре- ативном образовании на констатирующем и формирующем этапе эксперимента изу- чаемого феномена. Полученные экспериментальные данные подтверждались ростом качественных по- казателей развития потенциала одаренных подростков на различных эксперименталь- ных площадках. Зафиксирован устойчивый рост основных показателей результатов ин- теллектуальной, творческой, социальной деятельности одаренных подростков. 90 80 70 60 50 40 30 20 10 высокий уровень средний уровень достаточный уровень низкий уровень высокий уровень средний уровень достаточный уровень низкий уровень 0 До эксперимента После эксперимента Мотивационный критерий Когнитивный критерий Деятельностный критерий Креативный критерий Рис. 1. Динамика развития потенциала одаренного подростка в креативном образовании В ходе эксперимента выявлено следующее: одаренные подростки, являющиеся представителями высокого уровня разви- тия потенциала, демонстрировали четко сформированные знания о сущности поня- тия «потенциал»; высокий уровень потребностей в овладении оценочной деятельно- стью в контексте своего потенциала; владение интеллектуальными, творческими, социальными способами деятельности; высокий уровень умений оригинально пред- ставить результат достижений в определенной деятельности; умение принимать адекватное решение по поставленной цели, умение воспроизводить большое количе- ство идей, умение быстро переключаться с одного аспекта проблемы на другой; на среднем уровне развития потенциала одаренные подростки демонстрирова- ли сформированные представления о сущности понятия «потенциал»; владели ин- теллектуальными, творческими, социальными способами деятельности; показывали наличие фрагментарной потребности в достижении результатов определенной дея- тельности; не всегда импровизировали и находили нестандартные решения проблем; иногда генерировали новые идеи; на достаточном уровне развития потенциала одаренного подростка был выяв- лен интерес к развитию потенциала, проявлялась эпизодическая потребность в до- стижении результатов деятельности; владение интеллектуальными или творческими, или социальными способами деятельности; неумение импровизировать и находить нестандартные решения проблем; неумение генерировать новые идеи; на низком уровне развития потенциала одаренного подростка наблюдались поверхностные знания о сущности понятия «потенциал»; отсутствие личностной мотивации и интереса к развитию своего потенциала, фрагментарная потребность в достижении результатов определенной деятельности; владение лишь отдельными интеллектуальными, творческими или социальными способами деятельности; уме- ние слушать других, но нежелание самостоятельно включаться в обсуждение. В заключение отметим, что результаты экспериментальной работы свидетель- ствуют о реализации программы как неотъемлемого элемента системы образования, который способствовал развитию потенциала одаренного подростка в креативном образовании. Данное развитие обеспечивалось целями совместной деятельности пе- дагогов и обучающихся, понятыми ими и реализованными в партнерском стиле общения; организацией креативно-рефлексивной среды, способствующей мотивации успеха в решении нестандартных задач, активному включению одаренного подрост- ка в разнообразную деятельность, приводящему к новаторству, воспроизведению оригинальных идей; внедрением в образовательный процесс социально- педагогических ситуаций отношений и общения, что подтверждалось положитель- ной динамикой исследуемого феномена. На 16,9 % сократился средний уровень раз- вития потенциала одаренного подростка. Достаточный уровень сократился на 10,4 %. В малочисленной группе одаренных подростков с низким уровнем потенци- ала произошло сокращение на 1,5 %. Для статистической проверки результатов про- веденной исследовательской работы был использован показатель G-критерий, где сдвиг в типичную сторону считался достоверным, с вероятностью p = 0,01.
×

About the authors

Valentina G. Ryndak

Orenburg state pedagogical University

Email: ped@bk.ru
Dr. Ped. Sci., Professor, Head of Pedagogy and Sociology Department 19, Sovetskaya Str., Orenburg, 460000

Ekaterina S. Mikhaleva

Orenburg state pedagogical University

Email: sckoriantowa@yandex.ru
postgraduate student of Pedagogy and Sociology Department 19, Sovetskaya Str., Orenburg, 460000

References

  1. Бугакова, Е.В. Творческое саморазвитие старшеклассника в креативном образовании: автореф. дис. … канд. пед. наук: 13.00.01 / Екатерина Владимировна Бугакова. - Оренбург, 2011. - 28 с.
  2. Зиновкина, М.М. НФТМ-ТРИЗ: Креативное образование XXI века. (Теория и практика): монография / М.М. Зиновкина. - М.: МГИУ, 2007. - 306 с.
  3. Краснова, В.И. Самореализация одаренного подростка во внеучебной деятельности сельской школы: автореф. дис. … кан. пед. наук : - Оренбург, 2013. - 27 с.
  4. Рындак, В.Г. Педагогика креативности: монография / В.Г. Рындак. - М.: Изд. дом «Университетская книга», 2012. - 284 с.
  5. Рабочая концепция одаренности / ред. Д.Б. Богоявленской, В.Д. Шадрикова. - М.: ИЧП Магистр, 2003. - 95 с.
  6. Якимова, Т.В. Специфика семейной ситуации развития интеллектуально одаренных подростков: автореф. дис. … канд. психол. наук : - Москва, 2008. - 29 с.
  7. Benbow, C.Р. When lightning strikes twice: profoundly gifted, profoundly accomplished / C.Р. Benbow, H.J. Kell, D. Lubinski, M.C. Makel, M. Putallaz // Psychological Science. - 2016. - Vol. 27 (7). - Р. 1004-1018
  8. Schiermeier, Q. Russia: Positive policy, poor productivity / Q. Schiermeier // Nature. - L.: Nature Publishing Group. - 2016. - Vol. 537. - 22 september. - P. 152-155
  9. Stanley, J.C. Helping students learn only what they don’t already know / J.C. Stanley // Psychology, Public Policy and Law. - New York: American Psychological Association, 2000. - № 6. - Р. 216-222.
  10. Vanderbilt University [Электронный ресурс] [официальный сайт]. Эктрон. дан. [Нашвилль, Б.Г.]. - Режим доступа: https://my.vanderbilt.edu/smpy/. - Загл. с экрана.

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML

Copyright (c) 2018 Ryndak V.G., Mikhaleva E.S.

Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License.

This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies