Using the project-method in interactive teaching a foreign language to students at the technical university


Cite item

Full Text

Abstract

The article deals with the problem of using the project-method in the professionally-oriented foreign language teaching at the Technical University. It is shown that using this method at foreign language classes reflects the main modern principles of teaching. They contribute to forming communicative skills and increasing motivation of foreign language teaching. The paper is focused on developmental teaching models based on individual characteristics of a person. The article describes the potential of this educational method, the stages of working with it, and also practical recommendations.

Full Text

Переход современной России к рыночным условиям, постоянно возрастающий уровень экономического взаимодействия с другими странами, высокая степень кон- куренции среди выпускников вузов явились причиной качественно новых требова- ний к специалистам и значительно актуализировали проблему их готовности к эф- фективной будущей профессиональной деятельности. В современных условиях с учетом таких преобразований выпускник вуза дол- жен обладать способностью грамотно анализировать экономические, производ- ственные процессы и находить эффективные творческие решения стоящих перед ним задач. Для этого он должен обладать высоким уровнем сформированности про- фессионально значимых качеств. В Федеральных государственных образовательных стандартах высшего профес- сионального образования последнего поколения предъявляются принципиально но- вые требования к качеству подготовки выпускников вузов, представленные в виде общекультурных, социально-личностных и профессиональных компетенций. Это побуждает педагогов искать новые принципы организации образовательного про- цесса при обучении иностранному языку студентов технического вуза, в основе ко- торых лежит интеграция предметно-технологической и социально-нравственных составляющих высшего образования. В соответствии с современными тенденциями в вузе перед преподавателем иностранного языка стоит цель формирования у сту- дентов коммуникативной компетенции. Для достижения данной цели педагоги ка- федры иностранных языков Самарского государственного технического университе- та (СамГТУ) используют в своей работе со студентами профессионально ориентиро- ванное обучение, различные интерактивные технологии, а именно: метод проектов, ролевые игры, дискуссии, работы в малых группах, круглые столы, case-study (кейс- метод) и другие. Необходимо отметить, что профессионально ориентированное обучение ино- странному языку - это научное направление, возникшее в конце 1960-х годов, и тип образовательной услуги, отвечающей потребностям обучаемых (студентов). Аббре- виатура ESP (English for Specific Purposes) на сегодняшний день прочно вошла в лек- сикон теоретиков и практиков в области преподавания иностранных языков. П.И. Образцов трактует профессионально ориентированное обучение как «основан- ное на учете потребностей студентов в изучении иностранного языка, диктуемых характерными особенностями будущей профессии или специальности» [2]. Среди разнообразия интерактивных технологий, используемых в профессионально ориентированном обучении и успешно применяемых в решении учебных и воспита- тельных задач, авторы данной статьи хотели бы подробнее рассмотреть метод проектов, который широко применяется преподавателями иностранных языков СамГТУ. Слово «проект» (в буквальном переводе с латинского языка - «брошенный впе- ред») толкуется в словарях как план, замысел, текст или чертеж чего-либо, предва- ряющий его создание. На наш взгляд, наиболее системное определение метода учеб- ного проекта предложила Н.Ю. Пахомова. По её определению, метод учебного про- екта - это одна из личностно ориентированных технологий, способ организации са- мостоятельной деятельности учащихся, направленный на решение задачи учебного проекта, интегрирующий в себе проблемный подход, групповые методы, рефлексив- ные, презентативные, исследовательские, поисковые и прочие методики [3]. Как принято считать, метод проектов берет свое начало в трудах американского филосо- фа-прагматика, психолога и педагога Джона Дьюи. Согласно его теории, истинным и ценным является только то, что полезно людям, дает практический результат и направлено на благо всего общества. Идеи Дьюи оказали большое влияние на систе- му образования XX столетия. Современная дидактика использует наглядность, прак- тические и лабораторные работы, поисковый и проблемный методы. В современном образовании метод проектов широко применяется, но следует сказать, что он ис- пользуется не вместо систематического предметного обучения, а наряду с ним как компонент многоаспектной системы образования в высшей школе. Необходимо от- метить тот факт, что при использовании проектов реализуются основные дидактиче- ские принципы обучения: - принцип сознательности относится к числу ведущих дидактических принци- пов, применяемых при обучении иностранному языку. В условиях использования проектов он обеспечивается возможностью сознательного выбора студентом соб- ственной стратегии достижения конкретной учебной цели по усвоению нового мате- риала, закреплению и развитию творческих способностей и формированию учебных умений. Он дает возможность понять и изучить учебный материал с различных по- зиций. Таким образом, усвоение информации происходит сознательно и характери- зуется наиболее высокими показателями; - принцип доступности обеспечивается выбором стиля изложения при презен- тации проекта студентами, их знаниями, мотивами и интересами; принцип активности проявляется в возможности участия студентов в работе над проектом в качестве равных партнеров. Постоянное стимулирование активности обучаемых позволяет значительно повысить объем их речевой практики; принцип профессиональной компетенции при использовании проектов предпо- лагает, что преподаватель организует учебный процесс, цель которого заключается в формировании и развитии речевых умений и навыков у студентов в контексте вы- бранной ими будущей профессии. Учебный проект, являясь комплексным и многоцелевым методом, имеет боль- шое количество разновидностей: практико ориентированные проекты, которые нацелены на социальные инте- ресы самих участников проекта или внешнего заказчика; исследовательские проекты по структуре напоминают научное исследование и используют научные методы: моделирование, социологический опрос и другие; - информационные проекты направлены на сбор информации о каком-то пред- мете, явлении с целью её анализа, обобщения и представления для широкой аудито- рии. Примерами таких проектов являются “Ecological Problems”, “The System of Higher Education in Great Britain and Russia”. Главной целью проектов является обучение умениям и навыкам проблематиза- ции, выдвижения гипотез, структурирования и систематизации, планирования и ор- ганизации мышления и деятельности по решению разнообразных задач. Работа над проектом - это самостоятельная работа студентов по решению конкретной заданной проблемы. Выбор формы конечного продукта проектной деятельности - важная за- дача участников проекта. От её решения в значительной степени зависит, насколько выполнение проекта будет увлекательным, а защита проекта презентабельной и убе- дительной. Конечными продуктами проектной деятельности могут быть видео- фильм, газета, выставка, публикация, экскурсия, праздник и т.д. Задача педагога иностранного языка - определить проблему, обозначить способы ее решения, спла- нировать работу со студентами. На практике это выглядит следующим образом: формируется группа студентов-участников проекта, где перед каждым стоит своя задача. Распределяя обязанности между обучающимися, следует учитывать их ком- муникативные умения и навыки по иностранному языку, способности логически мыслить, рассуждать, формулировать выводы и оформлять проектную работу как готовый продукт. Студенты самостоятельно подбирают дополнительную информа- цию и затем обсуждают ее в аудитории с преподавателем. Таким образом, в процес- се работы над проектом каждый студент развивает целеустремленность и трудолю- бие. При подготовке проекта необходимо принимать во внимание уровень владения иностранным языком студентами. На 1 курсе студентов СамГТУ привлекают стра- новедческие проекты, они всегда получаются яркими, творческими и познаватель- ными. Авторы данной статьи убеждены, что изучать такие темы, как “Great Britain”, “London”, “The USA”, “Russia”, гораздо интереснее, используя интерактивное обу- чение (проекты, круглые столы, кейсы и т.д.). Студентам 2 курса обучения предла- гаются к выполнению проекты по следующим темам: “New Achievements in Science”, “My Future Profession”, “Recruitment” и т.д. Приведем пример задания для учебного проекта студентов технических и гуманитарных факультетов СамГТУ. Project work: “Looking for a Job” You are looking for a job. What position(s) do you want to find? Describe everything you are going to do to find a good job. List the sources of information you will use, people you will meet, etc. Write letters of application and CV. Get references from people who know you and can recommend you for this position (your university professors, senior colleagues, but not relatives). Get ready for an interview. Present your cover letter and CV to your potential em- ployer, go to the interview and get accepted for the position you want. Большая часть работы над проектом проходит в аудитории, где преподаватель работает со студентами не в качестве руководителя, а в роли консультанта. Студен- там необходимо подсказать новые источники информации, направить их мысли в нужном направлении для самостоятельного поиска. Таким образом, проектная деятельность дает возможность студентам использовать свои языковые навыки в новой реальной ситуации. Проект также можно рассматривать как средство мотивации для изучения иностранного языка у студентов неязыковых вузов. Ситуация, когда обу- чающиеся видят реальные результаты своего труда, а именно проекта, и представ- ляют их аудитории, не может не приносить чувства удовлетворения. Следует особо отметить, что до начала работы над проектами необходимо заложить основы ино- странного языка. Студенты должны овладеть достаточным объемом грамматическо- го и лексического материала, прежде чем они смогут использовать иностранный язык как средство для получения профессиональных навыков. Положительная ха- рактеристика проекта заключается в том, что в ходе его осуществления создается возможность интегрированного развития разных видов речевой деятельности: чте- ние (публицистические и страноведческие тексты, дополнительный материал, изу- чение информации по проблеме); письмо (оформление письменных отчетов, аудио- и видеозаписи); говорение (участие в обсуждениях, выступление с презентациями); аудирование (интервью). Так, например, на стадии выбора темы проекта и ее обсуж- дения обычно бывает больше говорения и аудирования. По мере продвижения рабо- ты над проектом, студенты пользуются всеми четырьмя навыками. В.В. Копылова считает, что совместная работа в группе развивает общекультурные умения, необхо- димые при сборе, систематизировании и обобщении собранной информации; участ- вуя в обсуждении, дискуссии, участники обучаются этике дискуссионного общения на иностранном языке, толерантности [1]. Многолетний опыт преподавания ино- странного языка в вузе показывает, что все возможности проекта выступают моти- вирующими факторами в осуществлении учебной деятельности студентов СамГТУ. Проиллюстрировать сказанное можно на примере информационно-творческого проекта “Russian Brands”, проведенного со студентами второго курса СамГТУ гума- нитарного факультета. Время работы над проектом: 1 год Форма работы: аудиторная, внеаудиторная Вид проекта: информационно-творческий Презентация: на презентацию проекта было представлено слайд-шоу, включаю- щее два исторических видеосюжета (полет Ю. Гагарина в космос и закрытие Олим- пийских Игр в Москве). Образовательные, развивающие, воспитательные цели: вовлечение студентов в различные виды деятельности; самостоятельное приобретение новых знаний; организация деятельности студентов, как индивидуальной, так и групповой; развитие чувства патриотизма; воспитание чувства озабоченности при формировании имиджа страны; воспитание у студентов интереса к народному творчеству, культуре и традици- ям России; формирование навыков исследовательской деятельности; развитие умения работать самостоятельно; воспитание толерантности (терпимости к чужому мнению, внимательному и доброжелательному отношению к другим). Учебно-педагогические задачи: развивать интерес к английскому языку; развивать умение формулировать мысль на английском языке и грамматически правильно оформлять её; развивать умение использовать PR-терминологию Актуальность темы: Успешный бренд является сильным фактором, оказывающим влияние на социальные, экономические и культурные процессы, и способствует их развитию. Подобно компаниям и продуктам, страны, города и отдельные регионы также обладают свойственными именно им особенностями. Брендинг местности из- меряет эти особенности, оценивая их сильные и слабые стороны и привлекательные характеристики. Брендирование страны помогает планировать политику, стратегию, работу в области инвестиций и инноваций, оказывая влияние на улучшение общего имиджа и репутации страны, помогает формировать дальнейшее продвижение ими- джа, торговли и туристической деятельности. Качество «имиджа бренда» каждой отдельной страны измеряется согласно следующим параметрам: экспорт; правительство; культура и культурное наследие; люди; туризм; инвестиции и иммиграция. Оценка бренда страны предоставляет полную оценку положения страны и явля- ется одним из наиболее эффективных инструментов, позволяющих управлять репу- тацией страны и ее восприятием в мире. Проект получился информационным и красочным. Студенты не только искали информацию и иллюстрации, но и сами написали музыку к слайдам. Каждый сту- дент внес посильный вклад в разработку проекта, группа стала одной сильной ко- мандой и, по словам самих студентов, они узнали много новой интересной инфор- мации о своей родине. Студенты с удовольствием представили и обсудили проект с другими группами своего курса. Обобщая все вышесказанное, можно сделать вывод о том, что проект при обучении иностранному языку в неязыковом вузе имеет конкретную цель, которая предполагает использование иностранного языка в контексте будущей профессиональной деятельно- сти студентов, обеспечивает выход за рамки аудиторного обучения. Проектная методи- ка предполагает самостоятельный поиск иноязычной информации, осуществляемый средствами иностранного языка, что способствует более прочному усвоению знаний студентами в техническом вузе. Оформление и презентация готового проекта требуют активного использования иностранного языка, что приводит к значительному расшире- нию словарного запаса. Проект позволяет студентам осознать практическую значимость владения иностранным языком и получить опыт общения, который может быть приме- нен в будущей профессиональной деятельности.
×

About the authors

Ekaterina A. Rozhnova

Samara State Technical University

Email: omegaear@mail.ru
Senior Lecturer of Foreign Languages Department 443010, Samara, Molodogvardeyskaya St., 244

Svetlana M. Simakova

Samara State Technical University

Email: svetsimakova163@yandex.ru
Senior Lecturer of Foreign Languages Department 443010, Samara, Molodogvardeyskaya St., 244

References

  1. Копылова, В.В. Методика проектной работы на уроках английского языка: методическое пособие / В.В. Копылова. - 2-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2004. - 96 с.
  2. Образцов, П.И., Профессионально ориентированное обучение иностранному языку на неязыковых факультетах вузов: учебное пособие / П.И. Образцов, О.Ю. Иванова; под ред. П.И. Образцова. - Орел: ОГУ, 2005. - 114 c.
  3. Пахомова, Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении: пособие для учителей и студентов педагогических вузов / Н.Ю. Пахомова. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: АРКТИ, 2005. - 112 с.

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML

Copyright (c) 2018 Rozhnova E.A., Simakova S.M.

Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License.

This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies