Specific features of development of complex-structural model of formation of meaning of life personal strategies in conditions of the armed conflict


Cite item

Full Text

Abstract

Considered in the article are the features of the development of a complex structural model of the formation of meaning of life strategies of the individual in conditions of the armed conflict. The author reveals the content of the structural components of the individual's life strategies, identifies the mechanisms and levels of their formation. Particular attention is paid to the analysis of existing models of the formation of life strategies. The article traces the connection between the process of formation of life strategies with social adaptation and innovative activity of the individual. Based on the analysis of theoretical and methodological approaches, a complex structural model of the formation of meaning of life strategies of the personality in the conditions of the armed conflict in the southeast of Ukraine during the conflict and postconflict period was developed. The author proposes a general scheme of recovery areas, which presupposes activity in the political, socio-economic, socio-cultural and psychological areas, and the components of remedial work with civilians in conditions of the armed conflict (physiological, cognitive, emotional, behavioral, personal) have been established as well. The author adheres to the system and structural approach to rendering help to people in the immediate area of the armed conflict, and offers a model for restoring the personality on three levels: individual, micro-and macrosystemic, which will determine the ways and means of providing the various types of assistance required. Attention is drawn to the fact that when developing models and programs for the recovery of personality in the period of the armed conflict, it is the psychological component that should be given due consideration, for it will contribute to the effective prevention of the subsequent psychological consequences of the armed conflicts as well as to their leveling. In conclusion, the author claims that it is important to apply an integrated approach to the problem of restoring civilians at the time of the armed conflict, taking into account the political, socio-economic, socio-cultural and psychological causes and consequences of the conflict in order to effectively counter them in the future, prevent new violence, and promote the establishment of a viable peace.

Full Text

Введение Современный мир подвержен постоянным трансформациям. Глобальное противостояние, терроризм, экстремизм, различные вооруженные конфликты способствуют изменениям общественной жизни людей в различных сферах их жизнедеятельности. С 2014 года и до настоящего времени на востоке Украины длится воору- женный конфликт, в зоне которого проживает большое количество мирных жителей. Состояния человека, попавшего в сложные, подчас экстремальные условия, варьируются от психической напряженности до острой стрессовой реакции. Пережив тяжелые испытания в виде постоянных многочасовых об- стрелов, гибели близких, собственных ранений, постоянного страха за свою жизнь и жизнь близких, детей, пожилых родителей, социально- экономической блокады, человек уже никогда не будет прежним. Условия проживания в зоне вооруженного конфликта оказывают также существенное влияние на индивидуальную жизнь человека, меняют его жиз- ненные установки, ценности, культуру поведения и вообще определяют смысл жизни. У жителей, проживающих в условиях вооруженного конфликта и испытывающих различные негативные реакции (стресс, апатию, депрессию и т. д.), часто наблюдается нарушение смысловой сферы. Для них становится важным сохранить те смыслы, которые были важны на определенном жиз- ненном этапе, а если они разрушены - создать новые. Вооруженные конфликты длятся довольно длительное время и для опре- деления перспектив будущего мирных жителей в конфликтном и посткон- фликтном периоде актуальным является формирование конструктивных смысложизненных стратегий. Вместе с тем на сегодняшний день отсутствуют четко обоснованные подходы к идентификации и построению личностью жизненных стратегий в условиях вооруженного конфликта, не разработаны комплексные модели и программы формирования смысложизненных страте- гий личности в зоне вооруженного конфликта. Поэтому назрела необходи- мость осмысления существующих в обществе моделей жизненных стратегий личности и разработки комплексно-структурной модели формирования смысложизненных стратегий личности в условиях вооруженного конфликта. Цель исследования - обоснование комплексно-структурной модели фор- мирования смысложизненных стратегий личности, проживающей в условиях вооруженного конфликта. Обзор литературы В работах М.А. Белугиной [4], Л.Г. Бузуновой [5], О.С. Васильевой и Е.А. Демченко [6] жизненные стратегии определяются как сложное явление человеческой жизни, которое отражает предстоящий жизненный путь лично- сти и варианты его реализации, умение личности планировать и изменять свою жизнь, управляет поведением индивида в течение определенного пери- ода времени. По мнению Н.Ф. Наумовой, жизненные стратегии человека связаны с его будущим, которое можно отследить на макро- и микроуровнях. Макроуро- вень представляет собой изучение будущего масштабных структур и процес- сов: будущее планеты, государства, социума и др. На микроуровне проводит- ся изучение личности как активного элемента процесса индивидуального жизнетворчества [18]. Следует подчеркнуть, что понятие «жизненная стратегия» состоит из мно- гих определений, дополняющих общую картину: внешние и внутренние стра- тегии, культура жизни личности, смыслополагание, жизненные цели и ценно- сти, самореализация, стиль жизни и т. д. Жизненные стратегии личности определяются также жизненными событиями, которые выступают объектом ориентации во времени и пространстве, характеризуют внешнюю и внутрен- нюю сферу жизни человека. Жизненные события определяют материальное окружение происходящих событий и служат фоном для конкретных ориентаций личности. Как считает Л.Ю. Крутелева, жизненными событиями можно считать актуальные и упо- рядоченные действия, осуществляемые в определенных условиях места и времени [14]. Р.Р. Каракозов подчеркивает, что каждое событие в жизни человека неповторимо, но несмотря на это оно детерминируется некоторыми постоянными ориентациями, которые можно систематизировать следующим образом: стратегическое ориентирование, распространяющееся на будущие события и во многом предопределяющее их содержание; оперативное ориен- тирование, которое обуславливает текущие жизненные события; ретроспек- тивное ориентирование, которое относится в основном к событиям прошлой жизни, остающимся в сфере внимания [12]. Некоторые авторы [10, 21, 22], рассматривая жизненные события лично- сти, в соответствии с ними выделяют следующие типы жизненных стратегий: индивидуальные, к которым можно отнести условия проживания человека; социальные, влияющие на взаимоотношения личности с обществом; культур- ные, опосредованные условиями социума и служащие для появления новых ценностей и стандартов жизни. Соответственно, они определяют индивиду- ально-субъективное, социальное и культурное будущее общества в целом. На наш взгляд, процесс формирования жизненных стратегий тесно связан с процессом взаимодействия личности и среды (социума), поскольку при формировании жизненных стратегий учитываются прошлый опыт, традиции, ценности и др. Однако для эффективного формирования жизненных страте- гий базой должна являться система самоидентификации человека, то есть его осознание себя как ценности. В процессе формирования жизненных страте- гий личности следует учитывать также гибкость и пластичность мышления, особенности творческой деятельности. Методы и материалы Эмпирическое исследование проводилось в восьми городах Донецкой Народной Республики (г. Ясиноватая, Горловка, Докучаевск, Дебальцево, Иловайск, Макеевка, Донецк, Енакиево), в которых с 2014 по 2017 гг. с раз- ной интенсивностью происходят боевые действия. В исследовании приняли участие 723 человека в возрасте от 17 до 75 лет. Для проверки гипотезы и решения поставленных задач были использова- ны следующие методы исследования: теоретический анализ отечественных и зарубежных научных источников, который позволил выявить, обобщить и систематизировать материалы по проблеме исследования; общенаучные методы теоретического уровня (анализ, синтез, систематизация, обобщение научно-теоретических данных); моделирование, интерпретационные методы (структурный) для интерпретации и установления структурных связей между всеми показателями. Результаты исследования Одним из важных механизмов процесса формирования жизненных стра- тегий является целеполагание, которое подразумевает выбор жизненных смыслов и ориентаций, целей, ценностей, поскольку человек все время стара- ется обозначить пределы своих возможностей. Как уже было отмечено, формирование жизненных стратегий сопряжено с социализацией личности. Она состоит из идентификации (типизации) и ин- дивидуализации. Типизация связана с отнесением личности к референтным типам жизненных стратегий, сложившихся в данном социокультурном пространстве, а индивидуализация придает стратегии жизни индивидуальный и уникальный облик, который проявляет в целом качественную детермини- рованность личности. Когда механизм типизации доминирует над индивидуализацией, это при- водит к образованию конформной модели жизненной стратегии. В этом слу- чае человек подчиняет свои интересы и жизненные цели интересам и идеалам социума. В том случае, если происходит обратное - преобладание механизма индивидуализации над типизацией - появляется конфликтная модель жиз- ненной стратегии, при которой поведение человека не стыкуется с общепри- нятыми нормами общества. По мнению К.А. Абульхановой и Т.Н. Березиной, при соединении механизмов типизации и индивидуализации появляется кон- сенсусная модель жизненной стратегии, которая включает в себя сочетание задач, принципов, целей, ценностей и т. д. [2] Как подчеркивает в своих работах Ю.М. Резник, стратегии, основываю- щиеся на индивидуалистических ценностях, приводят, как правило, к форми- рованию у человека стратегий жизненного благополучия, направленных на личную жизнь и материальный успех [19]. На начальном этапе формирования жизненных стратегий образуются ее отдельные компоненты, которые бывают довольно изменчивыми и подвиж- ными. Но в процессе самопознания личности жизненные ориентиры стано- вятся все более оформленными и определенными, более адаптированными к активным переменам. Как известно, принципы и ценности, прививаемые в детстве, в большинстве своем имеют обобщенный вид и не в состоянии в полной мере подготовить ребенка к тем многообразным ситуациям, с кото- рыми тот может столкнуться в зрелой жизни. Следует подчеркнуть, что процесс формирования жизненных стратегий индивида связан с механизмом определения жизненных перспектив социаль- ного окружения личности. Это может происходить как спонтанно, например в ходе беседы, так и целенаправленно. При формировании жизненных страте- гий человек руководствуется не только индивидуальным смыслом, детерми- нируемым им самим, но и социальным, который развивается в ходе культур- ной эволюции. При этом личностный смысл носит уникальную ценностную и эмоциональную окраску, чем и отличается от универсального смысла. Следует отметить, что трансформации современного мира активно влия- ют на адаптационные ресурсы человека. Следовательно, механизм адаптации человека участвует и в процессе формирования его жизненных стратегий, ко- гда необходимо приспосабливаться к изменяющимся условиям реального мира и окружающей среды. В.В. Гриценко и А.Г. Маклаков в своих исследованиях определяют соци- альную адаптацию как своеобразное согласование действий человека с ожи- даниями внешнего мира, что способствует формированию различных моделей его поведения и типов жизненных стратегий [8, 17]. Периодически чело- век испытывает различные адаптационные кризисы, когда происходит исто- щение его жизненных сил и потенциала. Наряду с кризисом также существу- ет адаптационный барьер, который формируется под воздействием объектив- ных и субъективных причин. В результате появляются жизненные стратегии, не реализованные в реальной жизни, и, соответственно, окончательно не сформировано пространство жизненных перспектив. Помимо адаптационной деятельности существует и инновационная деятель- ность. Она тесно взаимодействует с творческой деятельностью человека и влияет на формирование его жизненных стратегий. Социальная инновация со- держит компонент формирования и апробации индивидами новых жизненных стратегий. В связи с этим интересным является подход, предложенный Ю.М. Резником, который анализировал стадии формирования жизненных стра- тегий, такие как выбор, конструирование и презентация. Автора интересовал процесс формирования жизненных стратегий на базе реконструкции всех струк- турных элементов. Он указывает на возможность создания алгоритма стратеги- ческого ориентирования индивида или же группы, состоящего из набора уста- новленных правилами процедур и операций, для решения однозначных задач. Однако эти задачи невыполнимы из-за того, что субъект формирования жизнен- ных стратегий постоянно находится в процессе изменений, которые могут но- сить неравномерный характер и затрагивать не только личность, но и ее окруже- ние. Неповторимыми могут быть события, которые происходят с человеком, люди, которые находятся в его окружении, их взаимосвязи и сам человек. Имен- но по этой причине составить алгоритм стратегического ориентирования инди- вида или группы, включающий в себя различные компоненты и определяющий сценарий развития, невозможно и нецелесообразно, т. к. сам человек не научит- ся формировать свое будущее [18, с. 118]. Л.И. Дементий отмечает, что жизненный путь человека подвержен еди- ным для всех измерениям, однако способ разрешения возникающих проблем, проектирование жизни, удовлетворенность ею индивидуальны. Действитель- но, для решения однозначных задач не всегда можно предусмотреть рацио- нальные и продуктивные способы. Поэтому механизм процесса формирова- ния жизненных стратегий для каждого человека различен и состоит из разно- образных структурных компонентов. Едиными же для всех могут быть лишь методы и приемы, с помощью которых можно эффективно справляться с трудностями в процессе постановки жизненных целей, согласования своих моделей поведения с другими людьми, преодоления барьеров, препятствую- щих процессам реализации жизненных стратегий. Однако можно выделить общие требования этого процесса: постановка целей, которые в свою очередь должны быть ясными, четкими, правильно сформулированными; расстановка приоритетов: когда человек принимает решение о том, каким целям следо- вать, он также решает, от каких целей лучше отказаться [9]. Таким образом, стратегия позволяет увидеть, куда необходимо напра- виться и где находится сейчас данная личность. Эффективная стратегия дает возможность увидеть дорогу, которая приведет к цели. Если стратегия неяс- на, то ситуация напоминает чтение устаревшей карты. Это не только разоча- ровывает, но также может быть опасным. Для создания комплексно-структурной модели формирования смысложиз- ненных стратегий личности нами был рассмотрен также ряд категорий, понятий, связанных с данной проблематикой: убеждения и приоритеты, личностные цен- ности и ориентации, жизненные планы и цели, установки и перспективы. Л.А. Александрова рассматривает убеждения человека как своеобразные установки и правила, которые помогают ему справляться с различными жиз- ненными трудностями, своего рода условные рефлексы ума. Личность, как правило, реагирует и поступает так, как подсказывают ей ее убеждения. Как отмечает автор, убеждение - это составляющая мировоззрения, которая наде- ляет человека уверенностью в своих взглядах на мир, оценках реальной дей- ствительности. Убеждения направляют поведение и волевые действия лично- сти и основаны на осмысленном принятии человеком каких-либо сведений или идей, на их анализе и оценке [3]. Приоритеты в своей жизни человек определяет сам на основании многих компонентов: это образование, воспитание, среда обитания, семья, матери- альное положение и др. А.И. Воскобоев отмечает, что приоритеты - это не то, что хочет человек, чтобы было приоритетом, или думает, что оно есть прио- ритет. Приоритет - это то, сколько времени и энергии личность уделяет определенной области [7]. Личные ценности, по мнению В.В. Шпунтовой, - это желаемые человеком цели и модели поведения, которые способствуют достижению этих целей. Как правило, ценности не ограничены определенными действиями и ситуа- циями [23]. Интегративное определение понятию «ценностные ориентации» дает М.С. Яницкий [24]. Он отмечает, что ценностные ориентации - это избиратель- ное отношение человека к ценностям, ориентир человеческого поведения. Жизненные планы - намерения прожить жизнь определенным образом. В отличие от жизненных целей, жизненные планы более обобщены и менее конкретны. Именно поэтому человек чаще говорит не о жизненных целях, а о жизненных планах. Жизненные цели человека определяют направление его развития, его буду- щее. Это компонент, который концентрирует энергию на том, что должно быть достигнуто в будущем. Цели могут быть долгосрочными, среднесрочными и краткосрочными; практическими, связанными с жизнью в обществе или профессиональной деятельностью, нравственными или психологическими, направлен- ными на выработку в характере специфических черт или установок. Установка по А.Г. Здравомыслову - это определенная форма направлен- ности личности на объект деятельности. Установка является своеобразной формой отражения, при которой происходит объединение в целое потребно- сти человека и ситуации, в которой она удовлетворяется. Следовательно, это скорее основная изначальная реакция субъекта на воздействие ситуации, в которой ему приходится ставить и решать свои задачи [11]. На основе целей и мотивов формируется перспектива как одна из сторон направленности личности. Перспектива - это цель, которая своей реальностью осуществления привлекает внимание человека и зовет его к действию. Ценность личности во многом определяется общественной значимостью ее перспектив. С точки зрения К. Левина, жизненная перспектива является своеобразной само- проекцией человека в будущее и отражает всю систему его мотивов и одновре- менно как бы выходит за пределы наличной мотивационной иерархии [16]. Существенно обогатить видение понятия «перспектива» и расширить его понимание позволяет выделение Д.А. Леонтьевым ее видов. Личностная пер- спектива - это готовность к будущему в настоящем, установка на трудности в будущем, его неопределенность. Личностная перспектива является показа- телем зрелости личности, потенциала ее развития, сформировавшейся спо- собности к организации времени. Жизненная перспектива - более емкое и глубокое понятие, включающее совокупность обстоятельств жизни, кото- рые при прочих равных условиях создают индивиду возможность для опти- мальной жизненной реализации [15]. Таким образом, проанализировав различные взгляды на проблему смысло- жизненных стратегий человека, изучив теоретико-методологические подходы к механизму их формирования, нами разработана комплексно-структурная мо- дель, которая позволит людям в условиях вооруженного конфликта пересмот- реть свои жизненные приоритеты в позитивную сторону, приобрести навыки адекватных смысложизненных ориентаций и жизненных стратегий. Прежде чем мы перейдем к более подробному рассмотрению системно- структурного анализа коррекционной работы, необходимо отметить, что об- щая схема направлений восстановления в соответствии с разработанным нами подходом выглядит следующим образом (рис. 1). По нашему мнению, восстановление - это рассчитанный на длительный пе- риод проект обеспечения устойчивого развития, который основывается на под- держании мира и относительной стабильности посредством программ, рассчи- танных на несколько лет, с учетом специфики региона, пораженного вооружен- ным конфликтом [20]. Восстановление имеет своей целью разработку долго- срочных программ для оказания всеобъемлющей помощи конфликтному регио- ну и его населению в политическом, социально-экономическом, социокультурном и психологическом направлениях. Все виды восстановления взаимосвязаны, т. е. предполагается рассматривать все направления постконфликтного восста- новления как комплексный, системный процесс сближения всех видов помощи, отображающих в своем единстве многоаспектное видение проблемы и направ- ленных в сторону сотрудничества. Рис. 1. Общая схема восстановления личности в условиях вооруженного конфликта Итак, рассматривая направления политического восстановления, можно от- метить, что оно разворачивается в рамках трех компонентов осуществления дея- тельности: реформирование и управление государственными структурами (1-й компонент), осуществление безопасности и поддержание мира и стабильности (2-й компонент), развитие гражданского общества (3-й компонент). Социально-экономическое восстановление предполагает осуществление деятельности в рамках управления, администрирования и развития экономи- ческих процессов (1-й компонент), проработку социально-гуманитарных ас- пектов помощи (2-й компонент), а также реинтеграцию и обучение беженцев и переселенцев (3-й компонент). Социокультурное восстановление нацелено на осуществление деятельно- сти в рамках восстановления культурного наследия и сохранения истории (1-й компонент), содействие в духовном и культурном развитии, выявление творческого потенциала жителей региона (2-й компонент), а также воссозда- ние личностных идентичностей и формирование национального сознания (3-й компонент). Длительность вооруженных конфликтов на современном этапе развития общества в среднем составляет от 2 до 5 лет. За этот период население, про- живающее в неблагоприятных условиях на территории развернувшегося вооруженного конфликта, переживает серьезные физиологические, когнитив- ные, эмоциональные, личностные, смысложизненные и поведенческие транс- формации. Работа с психическими состояниями и личностными ресурсами этой категории людей является особо важной для более стабильного и эффек- тивного постконфликтного восстановления в целом. Таким образом, психологическое направление восстановления личности в условиях вооруженного конфликта является одним из важнейших направ- лений коррекционной работы специалистов в этой области. На наш взгляд, психологическое направление восстановления личности в условиях вооруженного конфликта должно включать в себя разработку ме- роприятий помощи в разрезе пяти компонентов (рис. 2). Рассмотрим подробнее компоненты восстановления личности в условиях вооруженного конфликта с точки зрения психологического направления дея- тельности. Физиологический компонент помощи людям, проживающим в зоне во- оруженного конфликта, предполагает раннее выявление и проработку психо- соматических нарушений и дезадаптивных моделей поведения, связанных со здоровьем, а также фиксирования физиологической реакции на стресс. Рис. 2. Компоненты коррекционной работы с мирными жителями в условиях вооруженного конфликта Когнитивный компонент включает в себя работу с основными характери- стиками самовосприятия, самоощущения и самоописания личности, состав- ляющими представления человека о себе и образующими его Я-концепцию. Как известно, Я-концепция представляет собой устойчивую систему обобщенного представления личности о себе. Она включает в себя знания и представления человека о себе, а также его эмоциональное самоотношение, манеру поведения, которая обусловлена этими знаниями и оценками. Когнитивный компонент помощи основывается на реализации следующих задач: восстановление адекватного уровня самооценки, самоуважения и пози- тивного самоотношения личности, осознание возможности нормальной жиз- ни, принятие реального позитивного настоящего. К эмоциональному компоненту, по нашему мнению, следует отнести за- дачи помощи в отреагировании травматических переживаний и агрессии, в преодолении острых фобий и тревоги, депрессивных состояний, раздражи- тельности, страха, флэш-эффектов, а также в восстановлении оптимального уровня эмоционального комфорта. Еще одним важным аспектом, характери- зующим эмоциональный компонент, является задача своевременной диагно- стики и профилактики развивающихся негативных психических состояний. Поведенческий компонент помощи базируется на конкретных действиях, способствующих адаптации личности к условиям внешней среды посред- ством обеспечения адекватного уровня общей активности, а также преодоле- ния пассивности и рентной установки, пробуждения личности к социальной активности. Важным моментом в разработке способов помощи в рамках этого компонента является организация мероприятий по профилактике деструктив- ного и аутодеструктивного поведения, преодолению аддикций и девиаций, возникших в связи с длительным воздействием неблагоприятных факторов вооруженного конфликта. Личностный (смысложизненный) компонент характеризуется работой с личностными трансформациями человека, появившимися вследствие дли- тельного психотравмирующего влияния. Основным видом работы в этом ас- пекте является психологическая коррекция индивидуально-психологических особенностей личности, ее морально-волевых качеств (чуткость либо черст- вость в отношениях к людям, ответственность по отношению к близким, об- щественным и профессиональным обязанностям, мужество и самообладание в сложной ситуации). Необходима проработка темпераментально- типологических свойств человека (сензитивность, реактивность, активность и др.), уровня самоактуализации, типа стратегий преодоления жизненных проблем. Также важным является восстановление конструктивных смысло- жизненных стратегий в этот период. Этот же компонент предполагает по- мощь в мобилизации личностных ресурсов человека на преодоление возник- ших жизненных проблем, а также обучение навыкам саморегуляции, само- контроля и планирования жизни и деятельности. Психотерапевтическая работа в разрезе коммуникативного компонента состоит во взаимном обмене информацией между партнерами по общению, передаче и приеме знаний, идей, мнений, чувств. В этот компонент входят такие задачи, как преодоление грубых нарушений общения, помощь в восстановлении оптимального внутрисемейного функционирования, преодоле- ние разобщенности, конфликтов между членами семьи, между «пострадав- шими» и «непострадавшими». Важным моментом системно-структурного подхода к помощи населению из зоны вооруженного конфликта является анализ характеристик восстанов- ления личности в условиях конфликта на трех уровнях: индивидуальном, микро- и макросистемном, что и будет определять приемы и способы оказа- ния разных видов требуемой помощи. Как известно, макроуровень и микроуровень связаны с объективными причинами реабилитации людей, проживающих в зоне вооруженного кон- фликта, а индивидуальный уровень - с субъективными. Макроуровень - это общая ситуация в государстве или регионе, которая имеет существенное значение, так как от нее зависит положение на микро- уровне, от которого, в свою очередь, - положение конкретной личности. Макроуровень проявляется в особенностях социального, политического, эко- номического развития общества, правового поля. Таким образом, все сферы развития общества тесно взаимосвязаны и оказывают влияние друг на друга. Если нарушается функционирование в одной из них, то происходят сбои и в других. Поэтому на макросистемном уровне предполагается работа с об- ществом в целом с учетом всех его составляющих. Восстановление на микросистемном уровне предполагает работу с соци- альными группами и общностями. Такая деятельность включает выявление проблем и нарушений в микрогруппах, таких как семья, супружеская пара и т. д. На этом уровне необходимо разрабатывать и внедрять долгосрочные и перспективные проекты (политические, экономические, культурные, пси- хологические, реабилитационные программы и т. д.) для развития и оздоров- ления общества. Реабилитационное восстановление на индивидуальном уровне предпола- гает работу с личностью, причем с учетом возрастных и гендерных парамет- ров. Такая работа может быть как длительной, так и краткосрочной с целью политической, экономической и психологической поддержки индивида. Для эффективной деятельности в области реабилитации людей, прожива- ющих в зоне вооруженного конфликта, нами разработана модель восстанов- ления личности, которая затрагивает все самые важные аспекты ее жизнедея- тельности (рис. 3). Безусловно, в основе эффективного восстановления населения находятся прежде всего политические, социально-экономические и социокультурные факторы, которые предполагают мероприятия, направленные на внешнее устройство нормальной жизнедеятельности людей. Невозможно заставить человека прогнозировать свое будущее, когда по- стоянно присутствует угроза его жизни, нарушены коммуникации, отсут- ствуют элементарные условия для жизни, невозможно осуществлять процесс обучения и трудовой деятельности, медицинского обслуживания и пр. Однако, на наш взгляд, не менее важным аспектом является психологиче- ское восстановление личности, которое предполагает помощь в скорейшей ее адаптации к условиям жизнедеятельности в экстремальных условиях посред- ством обеспечения адекватного уровня общей активности, принятия изменив- шейся реальности и идентификации себя с новым устройством социально- экономической и политической общности, преодоления острых фобий и трево- ги, депрессивных состояний, раздражительности, страха, переосмысления раз- общенности, конфликтов между «пострадавшими» и «непострадавшими», вос- становления адекватного уровня самооценки и самоуважения, конструктивных смысложизненных ориентаций, мобилизации личностных ресурсов человека на преодоление возникших жизненных проблем, а также обучения навыкам само- регуляции, самоконтроля и планирования жизни и деятельности и др. Обсуждение и заключение Анализируя сформулированные задачи в ракурсе восстановления лично- сти в период конфликта, следует отметить, что все вооруженные конфликты характеризуются не только неоправданной жестокостью, насилием, уничто- жением людей и инфраструктуры, материальных ресурсов, а также и уничто- жением политической воли, надежды и веры в будущее. У разбалансированной личности вследствие проживания в течение дли- тельного периода времени в зоне вооруженного конфликта, как показывает наше исследование, утрачивается большая часть личностных ресурсов, наблюдается неверие в себя, снижается самооценка, фиксируются изменения в ценностно-смысловой сфере, теряются жизненные перспективы и т. д. По- этому в восстановлении личности важную роль играет именно психологиче- ская составляющая, которая предполагает уменьшение страданий людей, об- ретение соответствующей идентичности и скорейшее их включение в про- цессы политического, экономического и социального развития общества. Таким образом, проанализировав материалы относительно жизнедеятель- ности людей в экстремальных условиях, исследовав различные точки зрения многих ученых и практиков, мы пришли к выводу, что рассматривать про- блему восстановления людей в период вооруженного конфликта необходимо в комплексе. Необходимо в обязательном порядке учитывать его политиче- ские, социально-экономические, психологические причины и последствия, чтобы эффективно противостоять им в будущем, не допускать нового наси- лия, способствовать установлению жизнеспособного мира. Разрабатывая модели, программы восстановления личности в период во- оруженного конфликта, специалистам необходимо больше акцентировать внимание на психологической составляющей, что будет способствовать эф- фективному предупреждению возникновения в дальнейшем психологических последствий вооруженных конфликтов и их нивелированию. Восстановление личности в условиях вооруженного конфликта Политическое восстановление 127 Социально- экономическое восстановление Психологическое восстановление Социокультурное восстановление 1. Обучение грамотному 1. Восстановление инфра- 1. Возвращение ощущения нормаль- 1. Восстановление кульуправлению структуры (жилье, энергоре- ной жизни турного наследия региона 2. Развитие гражданского сурсные и телекоммуникаци- 2. Помощь в адаптации личности 2. Сохранение памятников общества онные сети и т. д.). к новым условиям и музеев, поврежденных 3. Соблюдение прав 2. Восстановление промыш- 3. Отреагирование травматических в ходе конфликта и свобод граждан ленности (заводы, фабрики) переживаний, агрессии, преодоление 3. Сохранение истории, 4. Восстановление госу- 3. Восстановление сельского острых негативных состояний установление связей междарственных служб (по- хозяйства 4. Преодоление грубых нарушений ду прошлым, настоящим лиция, вооруженные си- 4. Восстановление финансо- общения и будущим лы, судебная система и вых институтов 5. Восстановление оптимального 4. Воссоздание личностт. д.). 5. Восстановление сферы внутрисемейного климата ных идентичностей, фор- 5. Обеспечение демоби- образования 6. Преодоление разобщенности, кон- мирование национальной лизации и разоружения 6. Восстановление сферы фликтов между «пострадавшими» гордости 6. Обновления выборного здравоохранения и «непострадавшими» 5. Восстановление церквей процесса 7. Восстановление банков- 7. Работа с личностными трансформа- и объектов культуры 7. Обеспечение личной ского сектора циями 6. Содействие в духовном безопасности граждан 8. Развитие мелкого и сред- 8. Мобилизация личностных ресурсов развитии и вере граждан (разминирование, кон- него бизнеса человека 7. Выявление творческого троль оружия) 9. Трудоустройство населе- 9. Обучение навыкам саморегуляции, потенциала граждан 8. Развитие органов само- ния самоконтроля и планирования жизни 8. Формирование нациоуправления 10. Реинтеграция беженцев и переселенцев 10. Своевременная диагностика и профилактика развивающихся нега- тивных психических состояний нального самосознания 127 Рис. 3. Модель восстановления личности в условиях вооруженного конфликта
×

About the authors

Evgeniya N. Ryadinskaya

Southern Federal University

Email: muchalola@mail.ru
Cand.Psych.Sci., Doctoral Candidate of Psychology and Pedagogy Academy. 13, ul. Nagibina, Rostov-on-Don, Russia, 344038

References

  1. Абакумова И.В., Ермаков П.Н., Рудакова И.А. Смыслоцентризм в педагогике. Новое понимание дидактических методов: монография. - Ростов-нД: Изд-во Ро- стов. ун-та, 2006. - 312 с.
  2. Абульханова К.А., Березина Т.Н. Время личности и время жизни. - СПб.: Алетейя, 2001. - 304 с.
  3. Александрова Л.А. К концепции жизнестойкости в психологии // Сибирская психология сегодня: Сб. научн. трудов. Вып. 2; под ред. М.М. Горбатовой, А.В. Серого, М.С. Яницкого. - Кемерово, 2004. - С. 82-90.
  4. Белугина М.А. Жизненные стратегии у современных студентов: опыт психологического исследования // Психология в вузе. - 2008. - № 6. - С. 93-103.
  5. Бузунова Л.Г. Жизненные стратегии женщин российской провинции // Психологическая наука и образование. - 2007. - № 3. - С. 47-59.
  6. Васильева О.С., Демченко Е.А. Изучение основных характеристик жизненной стратегии человека // Вопросы психологии. - 2001. - С. 74-85.
  7. Воскобоев А.И. Технологии убеждающего воздействия: особенности применения в практике учебного процесса // Северо-Кавказский психологический вестник. - 2009. - № 4. - С. 67-72.
  8. Гриценко В.В. Теоретические основы исследования социально-психологической адаптации личности / группы в новой социо-и этнокультурной среде // Проблемы социальной психологии личности: межвуз. сб. науч. тр. - Саратов, 2005. - Вып. 2. - С. 4-22.
  9. Дементий Л.И. К проблеме диагностики социального контекста и стратегий копинг-поведения // Журнал прикладной психологии. - 2004. - № 3. - С. 20-25.
  10. Долгов Ю.Н., Смотрова Т.Н. Типология жизненных стратегий личности // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии: сб. ст. по матер. IX междунар. науч.-практ. конф. Ч. III. - Новосибирск: СибАК, 2011. - С. 111-114.
  11. Здравомыслов А.Г. Потребности, интересы, ценности: учеб. пособие. - М.: Политиздат, 2010. - 222 с.
  12. Каракозов Р.Р. Организация смыслопоисковой активности человека как условие осмысления жизненного опыта // Психология с человеческим лицом: гуманистическая перспектива в постсоветской психологии. - М.: Смысл, 1997. - С. 257-273.
  13. Кормакова В.Н. Проектирование жизненных стратегий как условие профессионально-личностного самоопределения старшеклассников // Образование и общество. - 2009. - № 1 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.education.rekom.ru (дата обращения: 15.05.2016).
  14. Крутелёва Л.Ю. Психологические особенности смысложизненных стратегий студентов разной познавательной направленности, изучающих иностранный язык: автореф. дис. … канд. психол. наук. - Ростов-нД, 2005. - 23 с.
  15. Леонтьев Д.А. Психология смысла: природа, строение и динамика смысловой реальности. - М., 2003. - 487 с.
  16. Левин К. Динамическая психология: Избранные труды. - М.: Смысл, 2001. - 572 с.
  17. Маклаков А.Г. Личностный адаптационный потенциал: его мобилизация и прогнозирование в экстремальных условиях // Психологический журнал. - 2001. - Т. 22. - № 1. - С. 16-24.
  18. Наумова Н.Ф. Жизненная стратегия человека в переходном обществе // Социологический журнал. - 1995. - № 2. - С. 20.
  19. Резник Т.Е., Резник Ю.М. Жизненные стратегии личности: поиск альтернатив. -М., 1995. - 237 с.
  20. Рядинская Е.Н. Особенности трансформации смысложизненных стратегий личности в условиях вооруженного конфликта // Вестник Балтийского федерального университета им. И. Канта. Сер. Философия, педагогика, психология. - 2018.- № 1. - С. 111-116.
  21. Созонтов А.Е. Жизненные стратегии современной студенческой молодежи большого города // Журнал практического психолога. - 2007. - № 5. - С. 129-146.
  22. Федотова Н.Н. Жизненные стратегии молодежи [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://muc.renet.ru. (дата обращения: 19.01.2015).
  23. Шпунтова В.В. К проблеме ценностей: местоположение смысловых универсалий в структуре личности // Психологические исследования: сб. науч. тр. - Самара, 2006. - Вып. 3. - С. 207-223.
  24. Яницкий М.С. Ценностные ориентации личности как динамическая система: учеб. пособие. - Кемерово: Кузбассвузиздат, 2010. - 204 с.

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML

Copyright (c) 2018 Ryadinskaya E.N.

Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License.

This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies