Особенности разработки комплексно-структурной модели формирования смысложизненных стратегий личности в условиях вооруженного конфликта


Цитировать

Полный текст

Аннотация

Рассматриваются особенности разработки комплексно-структурной модели формирования смысложизненных стратегий личности в условиях вооруженного конфликта. Автор раскрывает содержание структурных компонентов жизненных стратегий личности, выделяет механизмы и уровни их формирования. Особое внимание уделено анализу существующих моделей формирования жизненных стратегий. Прослеживается связь процесса формирования жизненных стратегий с социальной адаптацией и инновационной деятельностью личности. На основе анализа теоретико-методологических подходов разработана комплексно-структурная модель формирования смысложизненных стратегий личности в условиях вооруженного конфликта на юго-востоке Украины в период конфликта и в постконфликтный период. Предложена общая схема направлений восстановления личности, которая предполагает работу в политическом, социально-экономическом, социокультурном и психологическом направлениях, выделены компоненты коррекционной работы с мирными жителями в условиях вооруженного конфликта (физиологический, когнитивный, эмоциональный, поведенческий, личностный). Автор придерживается системно-структурного подхода помощи населению, оказавшемуся в непосредственной зоне вооруженного конфликта, и предлагает модель восстановления личности на трех уровнях: индивидуальном, микро-и макросистемном, что и будет определять приемы и способы оказания разных видов требуемой помощи. Акцентируется внимание на том, что разрабатывая модели и программы восстановления личности в период вооруженного конфликта, специалистам необходимо больше уделять внимание психологической составляющей, что будет способствовать эффективному предупреждению возникновения в дальнейшем психологических последствий вооруженных конфликтов и их нивелированию. В заключение автор делает вывод о том, что важным является применение комплексного подхода к проблеме восстановления мирных жителей в период вооруженного конфликта, необходим учет политических, социально-экономических, социокультурных и психологических причин и последствий конфликта, чтобы эффективно противостоять им в будущем, не допускать нового насилия, способствовать установлению жизнеспособного мира.

Полный текст

Введение Современный мир подвержен постоянным трансформациям. Глобальное противостояние, терроризм, экстремизм, различные вооруженные конфликты способствуют изменениям общественной жизни людей в различных сферах их жизнедеятельности. С 2014 года и до настоящего времени на востоке Украины длится воору- женный конфликт, в зоне которого проживает большое количество мирных жителей. Состояния человека, попавшего в сложные, подчас экстремальные условия, варьируются от психической напряженности до острой стрессовой реакции. Пережив тяжелые испытания в виде постоянных многочасовых об- стрелов, гибели близких, собственных ранений, постоянного страха за свою жизнь и жизнь близких, детей, пожилых родителей, социально- экономической блокады, человек уже никогда не будет прежним. Условия проживания в зоне вооруженного конфликта оказывают также существенное влияние на индивидуальную жизнь человека, меняют его жиз- ненные установки, ценности, культуру поведения и вообще определяют смысл жизни. У жителей, проживающих в условиях вооруженного конфликта и испытывающих различные негативные реакции (стресс, апатию, депрессию и т. д.), часто наблюдается нарушение смысловой сферы. Для них становится важным сохранить те смыслы, которые были важны на определенном жиз- ненном этапе, а если они разрушены - создать новые. Вооруженные конфликты длятся довольно длительное время и для опре- деления перспектив будущего мирных жителей в конфликтном и посткон- фликтном периоде актуальным является формирование конструктивных смысложизненных стратегий. Вместе с тем на сегодняшний день отсутствуют четко обоснованные подходы к идентификации и построению личностью жизненных стратегий в условиях вооруженного конфликта, не разработаны комплексные модели и программы формирования смысложизненных страте- гий личности в зоне вооруженного конфликта. Поэтому назрела необходи- мость осмысления существующих в обществе моделей жизненных стратегий личности и разработки комплексно-структурной модели формирования смысложизненных стратегий личности в условиях вооруженного конфликта. Цель исследования - обоснование комплексно-структурной модели фор- мирования смысложизненных стратегий личности, проживающей в условиях вооруженного конфликта. Обзор литературы В работах М.А. Белугиной [4], Л.Г. Бузуновой [5], О.С. Васильевой и Е.А. Демченко [6] жизненные стратегии определяются как сложное явление человеческой жизни, которое отражает предстоящий жизненный путь лично- сти и варианты его реализации, умение личности планировать и изменять свою жизнь, управляет поведением индивида в течение определенного пери- ода времени. По мнению Н.Ф. Наумовой, жизненные стратегии человека связаны с его будущим, которое можно отследить на макро- и микроуровнях. Макроуро- вень представляет собой изучение будущего масштабных структур и процес- сов: будущее планеты, государства, социума и др. На микроуровне проводит- ся изучение личности как активного элемента процесса индивидуального жизнетворчества [18]. Следует подчеркнуть, что понятие «жизненная стратегия» состоит из мно- гих определений, дополняющих общую картину: внешние и внутренние стра- тегии, культура жизни личности, смыслополагание, жизненные цели и ценно- сти, самореализация, стиль жизни и т. д. Жизненные стратегии личности определяются также жизненными событиями, которые выступают объектом ориентации во времени и пространстве, характеризуют внешнюю и внутрен- нюю сферу жизни человека. Жизненные события определяют материальное окружение происходящих событий и служат фоном для конкретных ориентаций личности. Как считает Л.Ю. Крутелева, жизненными событиями можно считать актуальные и упо- рядоченные действия, осуществляемые в определенных условиях места и времени [14]. Р.Р. Каракозов подчеркивает, что каждое событие в жизни человека неповторимо, но несмотря на это оно детерминируется некоторыми постоянными ориентациями, которые можно систематизировать следующим образом: стратегическое ориентирование, распространяющееся на будущие события и во многом предопределяющее их содержание; оперативное ориен- тирование, которое обуславливает текущие жизненные события; ретроспек- тивное ориентирование, которое относится в основном к событиям прошлой жизни, остающимся в сфере внимания [12]. Некоторые авторы [10, 21, 22], рассматривая жизненные события лично- сти, в соответствии с ними выделяют следующие типы жизненных стратегий: индивидуальные, к которым можно отнести условия проживания человека; социальные, влияющие на взаимоотношения личности с обществом; культур- ные, опосредованные условиями социума и служащие для появления новых ценностей и стандартов жизни. Соответственно, они определяют индивиду- ально-субъективное, социальное и культурное будущее общества в целом. На наш взгляд, процесс формирования жизненных стратегий тесно связан с процессом взаимодействия личности и среды (социума), поскольку при формировании жизненных стратегий учитываются прошлый опыт, традиции, ценности и др. Однако для эффективного формирования жизненных страте- гий базой должна являться система самоидентификации человека, то есть его осознание себя как ценности. В процессе формирования жизненных страте- гий личности следует учитывать также гибкость и пластичность мышления, особенности творческой деятельности. Методы и материалы Эмпирическое исследование проводилось в восьми городах Донецкой Народной Республики (г. Ясиноватая, Горловка, Докучаевск, Дебальцево, Иловайск, Макеевка, Донецк, Енакиево), в которых с 2014 по 2017 гг. с раз- ной интенсивностью происходят боевые действия. В исследовании приняли участие 723 человека в возрасте от 17 до 75 лет. Для проверки гипотезы и решения поставленных задач были использова- ны следующие методы исследования: теоретический анализ отечественных и зарубежных научных источников, который позволил выявить, обобщить и систематизировать материалы по проблеме исследования; общенаучные методы теоретического уровня (анализ, синтез, систематизация, обобщение научно-теоретических данных); моделирование, интерпретационные методы (структурный) для интерпретации и установления структурных связей между всеми показателями. Результаты исследования Одним из важных механизмов процесса формирования жизненных стра- тегий является целеполагание, которое подразумевает выбор жизненных смыслов и ориентаций, целей, ценностей, поскольку человек все время стара- ется обозначить пределы своих возможностей. Как уже было отмечено, формирование жизненных стратегий сопряжено с социализацией личности. Она состоит из идентификации (типизации) и ин- дивидуализации. Типизация связана с отнесением личности к референтным типам жизненных стратегий, сложившихся в данном социокультурном пространстве, а индивидуализация придает стратегии жизни индивидуальный и уникальный облик, который проявляет в целом качественную детермини- рованность личности. Когда механизм типизации доминирует над индивидуализацией, это при- водит к образованию конформной модели жизненной стратегии. В этом слу- чае человек подчиняет свои интересы и жизненные цели интересам и идеалам социума. В том случае, если происходит обратное - преобладание механизма индивидуализации над типизацией - появляется конфликтная модель жиз- ненной стратегии, при которой поведение человека не стыкуется с общепри- нятыми нормами общества. По мнению К.А. Абульхановой и Т.Н. Березиной, при соединении механизмов типизации и индивидуализации появляется кон- сенсусная модель жизненной стратегии, которая включает в себя сочетание задач, принципов, целей, ценностей и т. д. [2] Как подчеркивает в своих работах Ю.М. Резник, стратегии, основываю- щиеся на индивидуалистических ценностях, приводят, как правило, к форми- рованию у человека стратегий жизненного благополучия, направленных на личную жизнь и материальный успех [19]. На начальном этапе формирования жизненных стратегий образуются ее отдельные компоненты, которые бывают довольно изменчивыми и подвиж- ными. Но в процессе самопознания личности жизненные ориентиры стано- вятся все более оформленными и определенными, более адаптированными к активным переменам. Как известно, принципы и ценности, прививаемые в детстве, в большинстве своем имеют обобщенный вид и не в состоянии в полной мере подготовить ребенка к тем многообразным ситуациям, с кото- рыми тот может столкнуться в зрелой жизни. Следует подчеркнуть, что процесс формирования жизненных стратегий индивида связан с механизмом определения жизненных перспектив социаль- ного окружения личности. Это может происходить как спонтанно, например в ходе беседы, так и целенаправленно. При формировании жизненных страте- гий человек руководствуется не только индивидуальным смыслом, детерми- нируемым им самим, но и социальным, который развивается в ходе культур- ной эволюции. При этом личностный смысл носит уникальную ценностную и эмоциональную окраску, чем и отличается от универсального смысла. Следует отметить, что трансформации современного мира активно влия- ют на адаптационные ресурсы человека. Следовательно, механизм адаптации человека участвует и в процессе формирования его жизненных стратегий, ко- гда необходимо приспосабливаться к изменяющимся условиям реального мира и окружающей среды. В.В. Гриценко и А.Г. Маклаков в своих исследованиях определяют соци- альную адаптацию как своеобразное согласование действий человека с ожи- даниями внешнего мира, что способствует формированию различных моделей его поведения и типов жизненных стратегий [8, 17]. Периодически чело- век испытывает различные адаптационные кризисы, когда происходит исто- щение его жизненных сил и потенциала. Наряду с кризисом также существу- ет адаптационный барьер, который формируется под воздействием объектив- ных и субъективных причин. В результате появляются жизненные стратегии, не реализованные в реальной жизни, и, соответственно, окончательно не сформировано пространство жизненных перспектив. Помимо адаптационной деятельности существует и инновационная деятель- ность. Она тесно взаимодействует с творческой деятельностью человека и влияет на формирование его жизненных стратегий. Социальная инновация со- держит компонент формирования и апробации индивидами новых жизненных стратегий. В связи с этим интересным является подход, предложенный Ю.М. Резником, который анализировал стадии формирования жизненных стра- тегий, такие как выбор, конструирование и презентация. Автора интересовал процесс формирования жизненных стратегий на базе реконструкции всех струк- турных элементов. Он указывает на возможность создания алгоритма стратеги- ческого ориентирования индивида или же группы, состоящего из набора уста- новленных правилами процедур и операций, для решения однозначных задач. Однако эти задачи невыполнимы из-за того, что субъект формирования жизнен- ных стратегий постоянно находится в процессе изменений, которые могут но- сить неравномерный характер и затрагивать не только личность, но и ее окруже- ние. Неповторимыми могут быть события, которые происходят с человеком, люди, которые находятся в его окружении, их взаимосвязи и сам человек. Имен- но по этой причине составить алгоритм стратегического ориентирования инди- вида или группы, включающий в себя различные компоненты и определяющий сценарий развития, невозможно и нецелесообразно, т. к. сам человек не научит- ся формировать свое будущее [18, с. 118]. Л.И. Дементий отмечает, что жизненный путь человека подвержен еди- ным для всех измерениям, однако способ разрешения возникающих проблем, проектирование жизни, удовлетворенность ею индивидуальны. Действитель- но, для решения однозначных задач не всегда можно предусмотреть рацио- нальные и продуктивные способы. Поэтому механизм процесса формирова- ния жизненных стратегий для каждого человека различен и состоит из разно- образных структурных компонентов. Едиными же для всех могут быть лишь методы и приемы, с помощью которых можно эффективно справляться с трудностями в процессе постановки жизненных целей, согласования своих моделей поведения с другими людьми, преодоления барьеров, препятствую- щих процессам реализации жизненных стратегий. Однако можно выделить общие требования этого процесса: постановка целей, которые в свою очередь должны быть ясными, четкими, правильно сформулированными; расстановка приоритетов: когда человек принимает решение о том, каким целям следо- вать, он также решает, от каких целей лучше отказаться [9]. Таким образом, стратегия позволяет увидеть, куда необходимо напра- виться и где находится сейчас данная личность. Эффективная стратегия дает возможность увидеть дорогу, которая приведет к цели. Если стратегия неяс- на, то ситуация напоминает чтение устаревшей карты. Это не только разоча- ровывает, но также может быть опасным. Для создания комплексно-структурной модели формирования смысложиз- ненных стратегий личности нами был рассмотрен также ряд категорий, понятий, связанных с данной проблематикой: убеждения и приоритеты, личностные цен- ности и ориентации, жизненные планы и цели, установки и перспективы. Л.А. Александрова рассматривает убеждения человека как своеобразные установки и правила, которые помогают ему справляться с различными жиз- ненными трудностями, своего рода условные рефлексы ума. Личность, как правило, реагирует и поступает так, как подсказывают ей ее убеждения. Как отмечает автор, убеждение - это составляющая мировоззрения, которая наде- ляет человека уверенностью в своих взглядах на мир, оценках реальной дей- ствительности. Убеждения направляют поведение и волевые действия лично- сти и основаны на осмысленном принятии человеком каких-либо сведений или идей, на их анализе и оценке [3]. Приоритеты в своей жизни человек определяет сам на основании многих компонентов: это образование, воспитание, среда обитания, семья, матери- альное положение и др. А.И. Воскобоев отмечает, что приоритеты - это не то, что хочет человек, чтобы было приоритетом, или думает, что оно есть прио- ритет. Приоритет - это то, сколько времени и энергии личность уделяет определенной области [7]. Личные ценности, по мнению В.В. Шпунтовой, - это желаемые человеком цели и модели поведения, которые способствуют достижению этих целей. Как правило, ценности не ограничены определенными действиями и ситуа- циями [23]. Интегративное определение понятию «ценностные ориентации» дает М.С. Яницкий [24]. Он отмечает, что ценностные ориентации - это избиратель- ное отношение человека к ценностям, ориентир человеческого поведения. Жизненные планы - намерения прожить жизнь определенным образом. В отличие от жизненных целей, жизненные планы более обобщены и менее конкретны. Именно поэтому человек чаще говорит не о жизненных целях, а о жизненных планах. Жизненные цели человека определяют направление его развития, его буду- щее. Это компонент, который концентрирует энергию на том, что должно быть достигнуто в будущем. Цели могут быть долгосрочными, среднесрочными и краткосрочными; практическими, связанными с жизнью в обществе или профессиональной деятельностью, нравственными или психологическими, направлен- ными на выработку в характере специфических черт или установок. Установка по А.Г. Здравомыслову - это определенная форма направлен- ности личности на объект деятельности. Установка является своеобразной формой отражения, при которой происходит объединение в целое потребно- сти человека и ситуации, в которой она удовлетворяется. Следовательно, это скорее основная изначальная реакция субъекта на воздействие ситуации, в которой ему приходится ставить и решать свои задачи [11]. На основе целей и мотивов формируется перспектива как одна из сторон направленности личности. Перспектива - это цель, которая своей реальностью осуществления привлекает внимание человека и зовет его к действию. Ценность личности во многом определяется общественной значимостью ее перспектив. С точки зрения К. Левина, жизненная перспектива является своеобразной само- проекцией человека в будущее и отражает всю систему его мотивов и одновре- менно как бы выходит за пределы наличной мотивационной иерархии [16]. Существенно обогатить видение понятия «перспектива» и расширить его понимание позволяет выделение Д.А. Леонтьевым ее видов. Личностная пер- спектива - это готовность к будущему в настоящем, установка на трудности в будущем, его неопределенность. Личностная перспектива является показа- телем зрелости личности, потенциала ее развития, сформировавшейся спо- собности к организации времени. Жизненная перспектива - более емкое и глубокое понятие, включающее совокупность обстоятельств жизни, кото- рые при прочих равных условиях создают индивиду возможность для опти- мальной жизненной реализации [15]. Таким образом, проанализировав различные взгляды на проблему смысло- жизненных стратегий человека, изучив теоретико-методологические подходы к механизму их формирования, нами разработана комплексно-структурная мо- дель, которая позволит людям в условиях вооруженного конфликта пересмот- реть свои жизненные приоритеты в позитивную сторону, приобрести навыки адекватных смысложизненных ориентаций и жизненных стратегий. Прежде чем мы перейдем к более подробному рассмотрению системно- структурного анализа коррекционной работы, необходимо отметить, что об- щая схема направлений восстановления в соответствии с разработанным нами подходом выглядит следующим образом (рис. 1). По нашему мнению, восстановление - это рассчитанный на длительный пе- риод проект обеспечения устойчивого развития, который основывается на под- держании мира и относительной стабильности посредством программ, рассчи- танных на несколько лет, с учетом специфики региона, пораженного вооружен- ным конфликтом [20]. Восстановление имеет своей целью разработку долго- срочных программ для оказания всеобъемлющей помощи конфликтному регио- ну и его населению в политическом, социально-экономическом, социокультурном и психологическом направлениях. Все виды восстановления взаимосвязаны, т. е. предполагается рассматривать все направления постконфликтного восста- новления как комплексный, системный процесс сближения всех видов помощи, отображающих в своем единстве многоаспектное видение проблемы и направ- ленных в сторону сотрудничества. Рис. 1. Общая схема восстановления личности в условиях вооруженного конфликта Итак, рассматривая направления политического восстановления, можно от- метить, что оно разворачивается в рамках трех компонентов осуществления дея- тельности: реформирование и управление государственными структурами (1-й компонент), осуществление безопасности и поддержание мира и стабильности (2-й компонент), развитие гражданского общества (3-й компонент). Социально-экономическое восстановление предполагает осуществление деятельности в рамках управления, администрирования и развития экономи- ческих процессов (1-й компонент), проработку социально-гуманитарных ас- пектов помощи (2-й компонент), а также реинтеграцию и обучение беженцев и переселенцев (3-й компонент). Социокультурное восстановление нацелено на осуществление деятельно- сти в рамках восстановления культурного наследия и сохранения истории (1-й компонент), содействие в духовном и культурном развитии, выявление творческого потенциала жителей региона (2-й компонент), а также воссозда- ние личностных идентичностей и формирование национального сознания (3-й компонент). Длительность вооруженных конфликтов на современном этапе развития общества в среднем составляет от 2 до 5 лет. За этот период население, про- живающее в неблагоприятных условиях на территории развернувшегося вооруженного конфликта, переживает серьезные физиологические, когнитив- ные, эмоциональные, личностные, смысложизненные и поведенческие транс- формации. Работа с психическими состояниями и личностными ресурсами этой категории людей является особо важной для более стабильного и эффек- тивного постконфликтного восстановления в целом. Таким образом, психологическое направление восстановления личности в условиях вооруженного конфликта является одним из важнейших направ- лений коррекционной работы специалистов в этой области. На наш взгляд, психологическое направление восстановления личности в условиях вооруженного конфликта должно включать в себя разработку ме- роприятий помощи в разрезе пяти компонентов (рис. 2). Рассмотрим подробнее компоненты восстановления личности в условиях вооруженного конфликта с точки зрения психологического направления дея- тельности. Физиологический компонент помощи людям, проживающим в зоне во- оруженного конфликта, предполагает раннее выявление и проработку психо- соматических нарушений и дезадаптивных моделей поведения, связанных со здоровьем, а также фиксирования физиологической реакции на стресс. Рис. 2. Компоненты коррекционной работы с мирными жителями в условиях вооруженного конфликта Когнитивный компонент включает в себя работу с основными характери- стиками самовосприятия, самоощущения и самоописания личности, состав- ляющими представления человека о себе и образующими его Я-концепцию. Как известно, Я-концепция представляет собой устойчивую систему обобщенного представления личности о себе. Она включает в себя знания и представления человека о себе, а также его эмоциональное самоотношение, манеру поведения, которая обусловлена этими знаниями и оценками. Когнитивный компонент помощи основывается на реализации следующих задач: восстановление адекватного уровня самооценки, самоуважения и пози- тивного самоотношения личности, осознание возможности нормальной жиз- ни, принятие реального позитивного настоящего. К эмоциональному компоненту, по нашему мнению, следует отнести за- дачи помощи в отреагировании травматических переживаний и агрессии, в преодолении острых фобий и тревоги, депрессивных состояний, раздражи- тельности, страха, флэш-эффектов, а также в восстановлении оптимального уровня эмоционального комфорта. Еще одним важным аспектом, характери- зующим эмоциональный компонент, является задача своевременной диагно- стики и профилактики развивающихся негативных психических состояний. Поведенческий компонент помощи базируется на конкретных действиях, способствующих адаптации личности к условиям внешней среды посред- ством обеспечения адекватного уровня общей активности, а также преодоле- ния пассивности и рентной установки, пробуждения личности к социальной активности. Важным моментом в разработке способов помощи в рамках этого компонента является организация мероприятий по профилактике деструктив- ного и аутодеструктивного поведения, преодолению аддикций и девиаций, возникших в связи с длительным воздействием неблагоприятных факторов вооруженного конфликта. Личностный (смысложизненный) компонент характеризуется работой с личностными трансформациями человека, появившимися вследствие дли- тельного психотравмирующего влияния. Основным видом работы в этом ас- пекте является психологическая коррекция индивидуально-психологических особенностей личности, ее морально-волевых качеств (чуткость либо черст- вость в отношениях к людям, ответственность по отношению к близким, об- щественным и профессиональным обязанностям, мужество и самообладание в сложной ситуации). Необходима проработка темпераментально- типологических свойств человека (сензитивность, реактивность, активность и др.), уровня самоактуализации, типа стратегий преодоления жизненных проблем. Также важным является восстановление конструктивных смысло- жизненных стратегий в этот период. Этот же компонент предполагает по- мощь в мобилизации личностных ресурсов человека на преодоление возник- ших жизненных проблем, а также обучение навыкам саморегуляции, само- контроля и планирования жизни и деятельности. Психотерапевтическая работа в разрезе коммуникативного компонента состоит во взаимном обмене информацией между партнерами по общению, передаче и приеме знаний, идей, мнений, чувств. В этот компонент входят такие задачи, как преодоление грубых нарушений общения, помощь в восстановлении оптимального внутрисемейного функционирования, преодоле- ние разобщенности, конфликтов между членами семьи, между «пострадав- шими» и «непострадавшими». Важным моментом системно-структурного подхода к помощи населению из зоны вооруженного конфликта является анализ характеристик восстанов- ления личности в условиях конфликта на трех уровнях: индивидуальном, микро- и макросистемном, что и будет определять приемы и способы оказа- ния разных видов требуемой помощи. Как известно, макроуровень и микроуровень связаны с объективными причинами реабилитации людей, проживающих в зоне вооруженного кон- фликта, а индивидуальный уровень - с субъективными. Макроуровень - это общая ситуация в государстве или регионе, которая имеет существенное значение, так как от нее зависит положение на микро- уровне, от которого, в свою очередь, - положение конкретной личности. Макроуровень проявляется в особенностях социального, политического, эко- номического развития общества, правового поля. Таким образом, все сферы развития общества тесно взаимосвязаны и оказывают влияние друг на друга. Если нарушается функционирование в одной из них, то происходят сбои и в других. Поэтому на макросистемном уровне предполагается работа с об- ществом в целом с учетом всех его составляющих. Восстановление на микросистемном уровне предполагает работу с соци- альными группами и общностями. Такая деятельность включает выявление проблем и нарушений в микрогруппах, таких как семья, супружеская пара и т. д. На этом уровне необходимо разрабатывать и внедрять долгосрочные и перспективные проекты (политические, экономические, культурные, пси- хологические, реабилитационные программы и т. д.) для развития и оздоров- ления общества. Реабилитационное восстановление на индивидуальном уровне предпола- гает работу с личностью, причем с учетом возрастных и гендерных парамет- ров. Такая работа может быть как длительной, так и краткосрочной с целью политической, экономической и психологической поддержки индивида. Для эффективной деятельности в области реабилитации людей, прожива- ющих в зоне вооруженного конфликта, нами разработана модель восстанов- ления личности, которая затрагивает все самые важные аспекты ее жизнедея- тельности (рис. 3). Безусловно, в основе эффективного восстановления населения находятся прежде всего политические, социально-экономические и социокультурные факторы, которые предполагают мероприятия, направленные на внешнее устройство нормальной жизнедеятельности людей. Невозможно заставить человека прогнозировать свое будущее, когда по- стоянно присутствует угроза его жизни, нарушены коммуникации, отсут- ствуют элементарные условия для жизни, невозможно осуществлять процесс обучения и трудовой деятельности, медицинского обслуживания и пр. Однако, на наш взгляд, не менее важным аспектом является психологиче- ское восстановление личности, которое предполагает помощь в скорейшей ее адаптации к условиям жизнедеятельности в экстремальных условиях посред- ством обеспечения адекватного уровня общей активности, принятия изменив- шейся реальности и идентификации себя с новым устройством социально- экономической и политической общности, преодоления острых фобий и трево- ги, депрессивных состояний, раздражительности, страха, переосмысления раз- общенности, конфликтов между «пострадавшими» и «непострадавшими», вос- становления адекватного уровня самооценки и самоуважения, конструктивных смысложизненных ориентаций, мобилизации личностных ресурсов человека на преодоление возникших жизненных проблем, а также обучения навыкам само- регуляции, самоконтроля и планирования жизни и деятельности и др. Обсуждение и заключение Анализируя сформулированные задачи в ракурсе восстановления лично- сти в период конфликта, следует отметить, что все вооруженные конфликты характеризуются не только неоправданной жестокостью, насилием, уничто- жением людей и инфраструктуры, материальных ресурсов, а также и уничто- жением политической воли, надежды и веры в будущее. У разбалансированной личности вследствие проживания в течение дли- тельного периода времени в зоне вооруженного конфликта, как показывает наше исследование, утрачивается большая часть личностных ресурсов, наблюдается неверие в себя, снижается самооценка, фиксируются изменения в ценностно-смысловой сфере, теряются жизненные перспективы и т. д. По- этому в восстановлении личности важную роль играет именно психологиче- ская составляющая, которая предполагает уменьшение страданий людей, об- ретение соответствующей идентичности и скорейшее их включение в про- цессы политического, экономического и социального развития общества. Таким образом, проанализировав материалы относительно жизнедеятель- ности людей в экстремальных условиях, исследовав различные точки зрения многих ученых и практиков, мы пришли к выводу, что рассматривать про- блему восстановления людей в период вооруженного конфликта необходимо в комплексе. Необходимо в обязательном порядке учитывать его политиче- ские, социально-экономические, психологические причины и последствия, чтобы эффективно противостоять им в будущем, не допускать нового наси- лия, способствовать установлению жизнеспособного мира. Разрабатывая модели, программы восстановления личности в период во- оруженного конфликта, специалистам необходимо больше акцентировать внимание на психологической составляющей, что будет способствовать эф- фективному предупреждению возникновения в дальнейшем психологических последствий вооруженных конфликтов и их нивелированию. Восстановление личности в условиях вооруженного конфликта Политическое восстановление 127 Социально- экономическое восстановление Психологическое восстановление Социокультурное восстановление 1. Обучение грамотному 1. Восстановление инфра- 1. Возвращение ощущения нормаль- 1. Восстановление кульуправлению структуры (жилье, энергоре- ной жизни турного наследия региона 2. Развитие гражданского сурсные и телекоммуникаци- 2. Помощь в адаптации личности 2. Сохранение памятников общества онные сети и т. д.). к новым условиям и музеев, поврежденных 3. Соблюдение прав 2. Восстановление промыш- 3. Отреагирование травматических в ходе конфликта и свобод граждан ленности (заводы, фабрики) переживаний, агрессии, преодоление 3. Сохранение истории, 4. Восстановление госу- 3. Восстановление сельского острых негативных состояний установление связей междарственных служб (по- хозяйства 4. Преодоление грубых нарушений ду прошлым, настоящим лиция, вооруженные си- 4. Восстановление финансо- общения и будущим лы, судебная система и вых институтов 5. Восстановление оптимального 4. Воссоздание личностт. д.). 5. Восстановление сферы внутрисемейного климата ных идентичностей, фор- 5. Обеспечение демоби- образования 6. Преодоление разобщенности, кон- мирование национальной лизации и разоружения 6. Восстановление сферы фликтов между «пострадавшими» гордости 6. Обновления выборного здравоохранения и «непострадавшими» 5. Восстановление церквей процесса 7. Восстановление банков- 7. Работа с личностными трансформа- и объектов культуры 7. Обеспечение личной ского сектора циями 6. Содействие в духовном безопасности граждан 8. Развитие мелкого и сред- 8. Мобилизация личностных ресурсов развитии и вере граждан (разминирование, кон- него бизнеса человека 7. Выявление творческого троль оружия) 9. Трудоустройство населе- 9. Обучение навыкам саморегуляции, потенциала граждан 8. Развитие органов само- ния самоконтроля и планирования жизни 8. Формирование нациоуправления 10. Реинтеграция беженцев и переселенцев 10. Своевременная диагностика и профилактика развивающихся нега- тивных психических состояний нального самосознания 127 Рис. 3. Модель восстановления личности в условиях вооруженного конфликта
×

Об авторах

Евгения Николаевна Рядинская

Южный федеральный университет

Email: muchalola@mail.ru
кандидат психологических наук, докторант Академии психологии и педагогики. 344038, Россия, г. Ростов-на-Дону, ул. Нагибина, 13

Список литературы

  1. Абакумова И.В., Ермаков П.Н., Рудакова И.А. Смыслоцентризм в педагогике. Новое понимание дидактических методов: монография. - Ростов-нД: Изд-во Ро- стов. ун-та, 2006. - 312 с.
  2. Абульханова К.А., Березина Т.Н. Время личности и время жизни. - СПб.: Алетейя, 2001. - 304 с.
  3. Александрова Л.А. К концепции жизнестойкости в психологии // Сибирская психология сегодня: Сб. научн. трудов. Вып. 2; под ред. М.М. Горбатовой, А.В. Серого, М.С. Яницкого. - Кемерово, 2004. - С. 82-90.
  4. Белугина М.А. Жизненные стратегии у современных студентов: опыт психологического исследования // Психология в вузе. - 2008. - № 6. - С. 93-103.
  5. Бузунова Л.Г. Жизненные стратегии женщин российской провинции // Психологическая наука и образование. - 2007. - № 3. - С. 47-59.
  6. Васильева О.С., Демченко Е.А. Изучение основных характеристик жизненной стратегии человека // Вопросы психологии. - 2001. - С. 74-85.
  7. Воскобоев А.И. Технологии убеждающего воздействия: особенности применения в практике учебного процесса // Северо-Кавказский психологический вестник. - 2009. - № 4. - С. 67-72.
  8. Гриценко В.В. Теоретические основы исследования социально-психологической адаптации личности / группы в новой социо-и этнокультурной среде // Проблемы социальной психологии личности: межвуз. сб. науч. тр. - Саратов, 2005. - Вып. 2. - С. 4-22.
  9. Дементий Л.И. К проблеме диагностики социального контекста и стратегий копинг-поведения // Журнал прикладной психологии. - 2004. - № 3. - С. 20-25.
  10. Долгов Ю.Н., Смотрова Т.Н. Типология жизненных стратегий личности // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии: сб. ст. по матер. IX междунар. науч.-практ. конф. Ч. III. - Новосибирск: СибАК, 2011. - С. 111-114.
  11. Здравомыслов А.Г. Потребности, интересы, ценности: учеб. пособие. - М.: Политиздат, 2010. - 222 с.
  12. Каракозов Р.Р. Организация смыслопоисковой активности человека как условие осмысления жизненного опыта // Психология с человеческим лицом: гуманистическая перспектива в постсоветской психологии. - М.: Смысл, 1997. - С. 257-273.
  13. Кормакова В.Н. Проектирование жизненных стратегий как условие профессионально-личностного самоопределения старшеклассников // Образование и общество. - 2009. - № 1 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.education.rekom.ru (дата обращения: 15.05.2016).
  14. Крутелёва Л.Ю. Психологические особенности смысложизненных стратегий студентов разной познавательной направленности, изучающих иностранный язык: автореф. дис. … канд. психол. наук. - Ростов-нД, 2005. - 23 с.
  15. Леонтьев Д.А. Психология смысла: природа, строение и динамика смысловой реальности. - М., 2003. - 487 с.
  16. Левин К. Динамическая психология: Избранные труды. - М.: Смысл, 2001. - 572 с.
  17. Маклаков А.Г. Личностный адаптационный потенциал: его мобилизация и прогнозирование в экстремальных условиях // Психологический журнал. - 2001. - Т. 22. - № 1. - С. 16-24.
  18. Наумова Н.Ф. Жизненная стратегия человека в переходном обществе // Социологический журнал. - 1995. - № 2. - С. 20.
  19. Резник Т.Е., Резник Ю.М. Жизненные стратегии личности: поиск альтернатив. -М., 1995. - 237 с.
  20. Рядинская Е.Н. Особенности трансформации смысложизненных стратегий личности в условиях вооруженного конфликта // Вестник Балтийского федерального университета им. И. Канта. Сер. Философия, педагогика, психология. - 2018.- № 1. - С. 111-116.
  21. Созонтов А.Е. Жизненные стратегии современной студенческой молодежи большого города // Журнал практического психолога. - 2007. - № 5. - С. 129-146.
  22. Федотова Н.Н. Жизненные стратегии молодежи [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://muc.renet.ru. (дата обращения: 19.01.2015).
  23. Шпунтова В.В. К проблеме ценностей: местоположение смысловых универсалий в структуре личности // Психологические исследования: сб. науч. тр. - Самара, 2006. - Вып. 3. - С. 207-223.
  24. Яницкий М.С. Ценностные ориентации личности как динамическая система: учеб. пособие. - Кемерово: Кузбассвузиздат, 2010. - 204 с.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

© Рядинская Е.Н., 2018

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.

Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах