Experience in the development of assessment tools validation of formation of professional competences of graduates of pedagogical universities


Cite item

Full Text

Abstract

Modern pedagogy actively discusses the issue of assessing the educational results of higher education, both General cultural and General professional competences and professional competences of graduates. Russian and foreign authors justify and offer professional models of graduates, design of systems of professional competences in various areas of training of bachelors. The focus of the teachers are two aspects - the formulation of educational results and their evaluation. At the same time there is a problem of assessment of competences as readiness of the graduate to professional activity, instead of the sum of the resource results necessary for formation of competence or understanding of the activity. For future teachers, the formation of competence-based educational results and tools for their evaluation is necessary in the context of the implementation of the requirements of state educational standards at all levels, as well as the requirements of professional standards in secondary vocational and higher education.The article discusses the possibility of assessing the professional competencies of graduates of pedagogical universities, characterized by groups of educational results, emphasizes that the competence-based educational results necessarily include formed experience, defined requirements for the formulation of educational results, provides an algorithm for assessing educational results, on the example of the direction of training «Teacher education» demonstrates the model of professional competence and ways of its evaluation.The proposed list of competence-based educational results can be used in the training of future teachers, and the algorithm for evaluating educational results adapted for other areas of higher education.The results of testing of the evaluation tool showed the readiness of graduates for teaching professional activities, transparency of the evaluation procedure and improving the quality of training of future teachers.

Full Text

Введение Вопрос оценки образовательных результатов и разработки оценочных средств является актуальным на всех уровнях образования. Для программ высшего образования формулирование образовательных результатов и адек- ватная их оценка безусловно определяют качество образования и позволяют реализовать требования работодателей [1]. Так, итоговыми результатами про- грамм высшего образования являются сформированные общекультурные, общепрофессиональные и профессиональные компетенции. Несмотря на то, что компетентностный подход является приоритетным в современном высшем образовании как в отечественной, так и в зарубежной практике [2, 3], эффективность его применения зависит от нескольких со- ставляющих, основная из которых - интерпретация самих компетенций. В противоположность триаде знаний, умений и навыков компетенции подразу- мевают готовность и способность применять знания в различных практиче- ских ситуациях. Знания и умения сохраняются, но в современных условиях являются ресурсами для формирования компетенций. Будущие учителя и преподаватели непосредственно задействованы в формировании компетентностных образовательных результатов обучающих- ся, реализации требований образовательных стандартов, поэтому формирова- ние компетенции по разработке и оценке образовательных результатов обу- чающихся необходимо в профессиональной педагогической деятельности. Проблема исследования обусловлена тем, что для проверки сформиро- ванности профессиональных компетенций выпускников вуза необходимы но- вые инструменты и способы оценки, проверяющие освоение выпускниками конкретных видов профессиональной деятельности, а не совокупности зна- ний, умений и навыков. Цель исследования - разработать и апробировать инструмент проверки компетентностных образовательных результатов для студентов направления подготовки «Педагогическое образование». Задачи исследования: проанализировать существующие подходы к формулированию и оценке образовательных результатов выпускников вузов; сформулировать специфику компетентностных профессиональных образовательных результатов; разработать модель одной из профессиональных компетенций направления подготовки «Педагогическое образование» (профиль «Экономика»); разработать и апробировать оценочные инструменты сформирован- ности профессиональной компетенции будущих учителей. Обзор литературы В отечественной и зарубежной литературе вопросам оценки профессио- нальных компетенций уделено значительное внимание по двум направлениям собственно формулировка компетентностных результатов и разработка оценочных инструментов. Так, в частности, авторы анализируют и предлагают критерии оценки профессиональных компетенций и способы организации итогового контроля с учётом сформулированных критериев [4]. Мартыненко О.О., Якимова З.В., Николаева В.И. отмечают необходи- мость участия работодателей в формулировании, формировании и оценке профессиональных компетенций, которая возможно только в практико- ориентированной среде [5, с. 36-38]. Также обязательность учёта требований рынка труда и профессиональ- ных стандартов в оценке сформированности профессиональных компетенций подчеркивают Жидков А.С., Махныткина О.В. [6, с. 47; 7, c. 193]. В фокусе рассмотрения ряда других авторов - требования федеральных государственных образовательных стандартов и модель выпускника [8, 9, 10]. Михелькевич В.Н. и Никифорова С.Н. обосновывают, что задание на проверку сформированности профессиональной компетенции должно носить комплексный характер по ключевым видам профессиональной деятельности [11, с. 350-351]. По проблемам оценки профессиональных компетенций педагогов и руково- дителей образовательных организаций представлены диссертационные исследо- вания Ивановой О.В., Умниковой Е.Л. с обоснованием структуры профессио- нальных компетенций педагогов и модели многокритериального оценивания [12, 13]. Авторы подчёркивают необходимость оценивания сформированности профессиональных компетенций в рамках итоговой аттестации [12-14]. Известен зарубежный опыт формулирования и оценивания компетенций, в частности ключевых компетенций и профессиональных навыков [15-18]. Материалы и методы исследования Материалом исследования являются труды отечественных и зарубежных ав- торов в области теории и методики профессионального образования, оценки про- фессиональных компетенций. Основными методами исследования стали: теоретические (анализ науч- ной литературы, изучение и анализ нормативных и программно- методических документов, периодических изданий, сравнение и обобщение, моделирование), эмпирические (беседа, педагогическое наблюдение, педаго- гический эксперимент). Результаты исследования Основными итоговыми результатами программ высшего образования яв- ляются общекультурные, общепрофессиональные и профессиональные ком- петенции. Общекультурные компетенции характеризуют способность и готовность субъекта организовывать внутренние и внешние ресурсы в соответствии с поставленной целью профессиональной деятельности в постоянно изменяю- щихся условиях, так как включают способность работать с информацией, поддерживать эффективную коммуникацию и т.д. Общепрофессиональные компетенции представляют собой универсальные способы деятельности, общие для близких профессий, направленные на реше- ние профессионально-трудовых задач и являющиеся условием успешной инте- грации выпускника в социально-трудовые отношения на рынке труда. Профессиональные компетенции - способность действовать на основе име- ющихся умений, знаний и практического опыта в определенной области про- фессиональной деятельности [19-21]. Одним из определяющих условий эффективного перехода на стандарты результатов является создание фонда оценочных средств. Задания по дисци- плинам учебного плана подготовки бакалавров должны оценивать не только знания или умения, а именно результаты сформированности компетенций. Учитывая, что формирование компетенций происходит в нескольких дисци- плинах, целесообразно представить каждую из компетенций в виде совокуп- ности субкомпетенций, формулируя показатели оценки, предмет оценки и процедуру оценивания [19, 21]. Субкомпетенция обязательно содержит ука- зание на вид деятельности и контекст осуществления деятельности, в то вре- мя как формулировки профессиональных компетенций государственных об- разовательных стандартов и профессиональных стандартов могут носить обобщённый характер. Критерии оценки субкомпетенции отражают характеристики результата, которые свидетельствуют о его качестве, предметом оценивания может быть продукт или процесс, а процедура оценивания осуществляется по эталону или в форме экспертного заключения. При этом к результату как цели обра- зовательного процесса правомерно предъявляются требования конкретности, достижимости и измеримости. Образовательный результат, планируемый в рамках образовательной программы, независимо от своего вида должен подразумевать принципиаль- ную возможность целенаправленного его формирования дидактическими средствами, позволяющую нивелировать внешние по отношению к образова- тельному процессу факторы, и оценивания его средствами педагогической диагностики (педагогического теста). Знание - образовательный результат, представляющий собой информа- цию, присвоенную обучающимся на разных уровнях, выделяемых в зависи- мости от тех мыслительных операций, которые обучающийся в состоянии выполнить с этой информацией. Например, согласно таксономии учебных целей Б. Блума, обучающийся может воспроизвести полученную информа- цию, продемонстрировать ее понимание, применить полученные знания в за- данной ситуации, проанализировать присвоенную информацию и сделать вы- воды на ее основе, дать оценку присвоенной информации. Поэтому формули- ровка знаниевого результата, как правило, включает в себя указание на еди- ницу содержания (какая информация присвоена) и уровень ее освоения (ка- кие мыслительные операции с ней может выполнять обучающийся). Форму- лировка знания может включать в себя одну или несколько автономных, лег- ко вычленяемых единиц содержания. Умение - освоенный на базе приобретенных знаний способ выполнения действия. Другими словами, это знание способа совершения действия (опера- ции) на уровне применения. Формулировка умения состоит из описания вы- полняемой операции. Если выполнение операции доведено до автоматизма, сформированное умение можно назвать навыком. Формулировка этого образовательного ре- зультата отличается от определения умения только указаниями на условия выполнения деятельности, которые могут свидетельствовать о достижении требуемого автоматизма. Опыт практической деятельности - образовательный результат, включаю- щий выполнение обучающимся деятельности, завершающейся получением того результата / продукта, который должен быть достигнут при выполнении трудо- вой функции, разворачивающаяся в условиях реального производства или в модельной ситуации, которая воспроизводит значимые условия реального произ- водства, и рефлексию по поводу выполнения этой деятельности. Педагогическая логика формирования опыта практической деятельности студентов включает следующие этапы: постановку или присвоение обучающимся цели (задачи) деятельности (дополнительно: планирование и коррекция); выполнение всех операций при условии самостоятельного управления деятельностью; анализ процесса и результатов деятельности. Алгоритм конструирования практического задания для оценки сформиро- ванности профессиональной компетентности состоит из следующих этапов: конкретизация формулировки профессиональной компетенции в со- ответствии с требованиями, предъявляемыми к данному образова- тельному результату; определение оптимального относительно результата предмета оцен- ки, который позволит с минимальными затратами ресурсов оценить деятельность, заданную содержательно-целевыми ориентирами про- фессиональной компетенции; определение показателей оценки. Заявленные показатели должны однозначно характеризовать продукт / процесс деятельности или его соответствие норме / условиям / ситуации, а также набор показателей должен являться необходимым и достаточным для оценки професси- ональной компетенции; выбор методов оценки. Обязательным условием является его соот- ветствие предмету оценки; фиксация требований к процедуре оценивания, которые позволяют стандартизировать процедуру оценки указанной профессиональной компетенции; решение о необходимости образовательного стимула и формулировка его, в случае положительного решения, в соответствии с требованиями; создание задачной формулировки. Необходимо убедиться, что она од- нозначно и исчерпывающе описывает оцениваемому ту деятельность, которую он должен совершить; разработка эталона оценки продукта / критериев оценки продукта или критериев формализованного наблюдения за качеством процесса деятельности; проверка эталона на обязательное содержание всех значимых харак- теристик продукта и возможность однозначно установить их наличие в продукте. Оценки, критерии оценки продукта позволяют оценить его фактическое качество, тогда как критерии формализованного наблюдения необходимы и достаточны для обоснованного вывода о качестве процесса деятельности; составление практических заданий, структура плана которых соот- ветствует эталонной [21, с. 80-93]. При разработке рабочих программ дисциплин учебного плана и программ итоговой государственной аттестации по экономическим направлениям под- готовки факультета экономики, управления и сервиса Самарского государ- ственного социально-педагогического университета преподавателями учиты- вался компетентностный подход и требования соответствующих стандартов, но, как показал опыт проведения итоговых аттестаций, в большинстве случа- ев у выпускников проверялось понимание видов профессиональной деятель- ности, а не сама деятельность. В программе итоговой государственной аттестации будущих учителей, в частности в программе государственного экзамена, разработчики учли опыт проведения аттестаций по другим направлениям, определив в качестве предмета оценки выпускников саму деятельность. Руководствуясь приведённым алгоритмом, представим вариант оценки сформированности профессиональной компетенции ПК-8 (способность про- ектировать образовательные программы) стандарта высшего образования направления подготовки 44.03.01 Педагогическое образование (профиль «Экономика») [22, с. 7]. Конкретизированная формулировка профессиональной компетенции (ко- торую также можно рассматривать как субкомпетенцию) должна содержать указание на объект, вид профессиональной деятельности и контекст. Так как непосредственно разработкой образовательных программ учитель в школе занимается далеко не всегда (как правило, он руководствуется примерными образовательными программами), то целесообразно уточнить компетенцию для уровня среднего профессионального образования. В этом случае при раз- работке программ профессионального модуля преподаватель должен учиты- вать требования работодателей и руководителя основной профессиональной образовательной программы. Предлагаем конкретизировнную формулировку профессиональной компетенции: преподаватель разрабатывает рабочую про- грамму по профессиональному модулю для экономического направления подготовки студентов среднего профессионального образования, исходя из запроса работодателей. Очевидно, что для формирования заявленного результата необходимо получение опыта деятельности по разработке рабочей программы по профес- сиональному модулю для экономического направления подготовки СПО под запрос работодателей. Однако мы выделяем ещё один необходимый опыт де- ятельности - по переводу запроса работодателей в формулировки образова- тельных результатов профессионального модуля для экономического направ- ления подготовки СПО, поскольку в представленных работодателем, форму- лировках, как правило, обобщённых, преподавателю необходимо уточнить объект, вид и контекст профессиональной деятельности. Приобретение опыта деятельности первого типа предполагает много- кратное выполнение следующих операций (результаты-умения): формулировать образовательные результаты с учётом вида результата и уровня его освоения; принимать решения о способах оценки образовательных результатов с учётом вида результата и уровня его освоения; подбирать содержание профессионального модуля, необходимое для формирования запланированных образовательных результатов на заявленном уровне; принимать решения о формах организации деятельности обучающих- ся исходя из формулировки запланированных образовательных ре- зультатов и содержания обучения. Для приобретения опыта деятельности второго типа считаем достаточным сформированность двух результатов на уровне операций: выделять в формули- ровке запроса субъекта микроокружения образовательной организации (работо- дателя) объект, деятельность, контекст и формулировать компетентностный ре- зультат профессионального модуля, исходя из формулировки запроса. Далее переходим к результатам-знаниям, необходимым для формирования умений. Соотнесение знаний под соответствующие умения представлено в табл. 1. Ресурсные образовательные результаты, необходимые Таблица 1 для формирования конкретизированной формулировки профессиональной компетенции Умеет Знает формулировать образовательные результаты с учётом вида результатаи уровня его освоения понятие «образовательный результат» виды образовательных результатов уровни освоения образовательных результатов по Б. Блуму принимать решения о способах оценки образовательных результатов с учётом вида результата и уровня его освоения способы оценки образовательных результатовв зависимости от их вида и уровня освоения Окончание табл. 1 Умеет Знает принимать решения о способах оценки образовательных результатов с учётом вида результата и уровня его освоения возможности способов оценки образовательных результатов в формирующем и суммирующем оценивании образовательных результатов понятие «тест достижений» виды тестовых вопросов;границы применения видов тестовых вопросов в оценке образовательных результатов различных видов и уровней освоения требования, предъявляемые к структуре теста подбирать содержание профессионального модуля, необходимое для формирования запланированных образовательных результатов на заявленном уровне критерии отбора содержания образования (научность, объективность, соответствие возможностям обучающегося, соответствие заявленной трудоёмкости, соответствие ресурсному обеспечению) принимать решения о формах организации деятельности обучающихся, исходя из формулировки запланированных образовательных результатов и содержания обучения формы организации обучения критерии отбора форм организации обучения (соответствие результатам, особенностям контингента) возможности (границы применения) форм организации образовательного процесса для формирования запланированных образовательных результатов выделять в формулировке запроса субъекта микроокружения образовательной организации (работодателя) объект, деятельность, контекст понятие «запрос»;компоненты компетентностного результата (деятельность, объект, контекст) формулировать компетентностный результат профессионального модуля, исходя из формулировки запроса В совокупности предложенный список результатов представляет собой модель конкретизированной формулировки ПК-8. Профессиональной компетенции «разработка рабочей программы по про- фессиональному модулю для экономического направления подготовки студентов среднего профессионального образования исходя из запроса работодателей» соответствуют следующие показатели: сформулированные итоговые образовательные результаты профессио- нального модуля адекватны запросам работодателей; обозначенные ресурсные образовательные результаты конкретизируют запланированные итоговые образовательные результаты; содержание профессионального модуля соответствует запланирован- ным образовательным результатам; точки контроля и содержание контроля позволяют оценить уровень сформированности образовательных результатов; формы организации образовательного процесса позволяют достигнуть всех запланированных образовательных результатов рациональным способом в соответствии с ресурсом учебного времени; заявленные учебно-методические и информационные ресурсы необхо- димы и достаточны для достижения запланированных результатов обучения в указанных формах организации образовательного процесса. Оценка данного образовательного результата осуществляется по продукту (программе/элементам программы профессионального модуля для экономиче- ского направления подготовки среднего профессионального образования). Экспертная оценка происходит по критериям. Требования к процедуре оценивания следующие: к помещению - учебная аудитория (или компьютерный класс для за- полнения бланков в электронном виде); к оборудованию - особых требования нет (для компьютерного класса - пакет MS Office); к инструментам - особых требований нет; к расходным материалам - три бланка заданий; доступ к дополнительным инструкциям и справочным материалам - предоставляется стандарт направления подготовки среднего профес- сионального образования; к нормам времени - 4 академических часа (этап 1 - формулировка итого- вых и промежуточных образовательных результатов и инструментов их оценки (1,5 часа); этап 2 - проектирование содержания профессиональ- ного модуля, организационных форм и необходимых ресурсов - 1,5 часа; этап 3 - заполнение бланков «начисто» - 1 час); к оценщикам - высшее педагогическое и/или экономическое образо- вание; опыт разработки рабочих программ учебных дисциплин и про- фессиональных модулей; опыт проведения занятий в высших и средних профессиональных учреждениях по экономическим дисциплинам; желательно наличие повышения квалификации по оценке профессио- нальных компетенций. В табл. 2 приведены формулировка задания и структура бланков. Формат бланка, с одной стороны, структурирует ответ студента, с другой - ограничи- вает объём выполнения задания, ориентируя на выбор основного материала в соответствии с ячейками бланка и критерями оценки. Бланк 1 представляет собой один лист формата А4, бланки 2 и 3 - 2 листа формата А4 каждый. За- полнение бланков в электронном виде даёт возможность студенту самостоя- тельно регулировать объём материала при сохранении структуры бланка. Заполненные бланки оцениваются в формате модельного ответа по следу- ющим критериям: конкретизированными итоговыми образовательными результатами являются профессиональные компетенции; формулировки итоговых результатов диагностичны (однозначно указывают на деятельность, ее объект и контекст); формулировки итоговых результатов соответствуют требованиям работодателя; показатели оценки итоговых результатов фиксируют заявленные профессиональные компетенции (аспекты профессиональной компетенции); совокупность показателей оценки каждого итогового результата позволяет сделать однозначное заключение по поводу сформированности этой профессиональной компетенции (аспекта); отсутствуют избыточные показатели; оценочные средства позволяют провести оценку сформированности данного итогового результата по заданным показателям указанным способом; промежуточные результаты сформулированы конкретно и понимаются однозначно; формулировка соответствует виду образовательного ре- зультата; оценочные средства позволяют провести оценку сформированности данного итогового результата по заданным показателям указанным способом; промежуточные результаты сформулированы конкретно и понимаются однозначно; формулировка соответствует виду образовательного ре- зультата; 60 Формулировка промежуточных результатов Инструменты оценки 60 Задание на проверку сформированности профессиональной компетенции Таблица 2 Задачная формулировка Бланки для заполнения Разработайте основные элементы (конкрети- зированные формулировки итоговых резуль- татов, показатели сформированности итого- вых результатов, инструмент оценки сфор- мированности одного из итоговых результа- тов, промежуточные результаты и способы их оценки, содержание обучения, формы ор- ганизации обучения, ресурсы) программы профессионального модуля «Финансовое планирование предприятия сферы услуг» для направления подготовки среднего професси- онального образования 38.02.06 «Финансы под запрос работодателей». Работодатели, с которыми успешно сотрудничает наша обра- зовательная организация, обратили внимание на то, что выпускники хорошо ориентируют- ся в теоретических вопросах финансового планирования, знают виды финансовых пла- нов, их характеристики, этапы разработки, но участие в разработке (и тем более само- стоятельная разработка) финансовых планов с учётом специфики организации сферы услуг вызывает у выпускников затруднения. Бланк 1. Итоговые результаты профессионального модуля Конкретизированные итоговые образовательные результаты по модулюПоказатели сформированности каждого из итоговых образовательных результатов по модулюИнструмент оценки одного из итоговых образовательных результатов по модулю Бланк 2. Промежуточные образовательные результаты (для одного итогового образовательного результата профессионального модуля)Итоговый образовательный результат: 61 Наименования тем Содержание учебного материала Формы организации образовательного процесса Трудоёмкость, часы Ресурсы 61 Окончание табл.2 Задачная формулировка Бланки для заполнения Вместе с тем больше половины выпускников направления подготовки«Финансы» работают именно в сфере услуг. Пожелание работодателей - усилить практическую подготовку выпускников направления для работы в организациях, предоставляющих услуги,в том числе финансовые. Время контактной работы, определённое на профессиональный модуль, составляет 36 часов.Заполните прилагаемые бланки (в электронном виде). Бланк 3. Содержание обучения по профессиональному модулю оценочные средства позволяют провести оценку сформированности данного итогового результата по заданным показателям указанным способом; промежуточные результаты сформулированы конкретно и понима- ются однозначно; формулировка соответствует виду образовательно- го результата; планируемый опыт практической деятельности соответствует фор- мируемым профессиональным компетенциям; планируемых умений достаточно для осуществления деятельности; планируемых знаний достаточно для формирования умений; отсутствуют избыточные промежуточные результаты; оценочные средства контрольных мероприятий позволяют провести оценку промежуточных (ресурсных) образовательных результатов; содержание теоретического обучения позволяет сформировать за- планированные знания; содержание лабораторных и практических занятий позволяет сфор- мировать запланированные умения; виды деятельности в рамках практики позволяют получить заплани- рованный опыт деятельности; самостоятельная работа сформулирована как указание на дидактиче- скую единицу, деятельность обучающегося по ее освоению и продукт его учебной деятельности; отсутствует избыточное содержание; заявленные дидактические ресурсы (учебники, задачники, справоч- ники, слайды, Интернет-ресурсы и пр.) необходимы и достаточны для достижения планируемых результатов профессионального моду- ля в указанных формах организации образовательного процесса. Соответствие каждому критерию оценивается в 1 балл. Для положитель- ного заключения по освоению профессиональной компетенции обучающийся должен набрать не менее 12 баллов. В соответствии с федеральным государственным образовательным стан- дартом направления подготовки 44.03.01 Педагогическое образование для студентов, обучающихся по профилю «Экономика», и предложенным выше алгоритмом нами были сформулированы следующие компетентностные про- фессиональные результаты: разработка основных элементов (конкретизированных формулировок итоговых результатов, инструментов оценки сформированности одно- го из итоговых результатов, промежуточных результатов, содержания обучения, дидактических ресурсов) программы элективного курса экономической направленности исходя из запросов обучающихся; разработка основных элементов программы внеурочной деятельности (конкретизированных формулировок итоговых результатов, показате- лей сформированности итоговых результатов, инструментов оценки одного из итоговых результатов, содержания программы) экономиче- ской направленности исходя из рекомендаций администрации школы и особенностей контингента и план проведения одного из занятий (ме- роприятий) программы; разработка основных элементов программы профессионального модуля СПО (конкретизированных формулировок итоговых результатов, показа- телей сформированности итоговых результатов, инструментов оценки сформированности одного из итоговых результатов, промежуточных ре- зультатов, содержания обучения) под заданные профессиональные ком- петенции и требования (рекомендации) руководителя программы; разработка программы индивидуальной работы экономической направленности с обучающимся, исходя из особенностей обучающего- ся и запроса обучающегося и/или администрации образовательной ор- ганизации; разработка просветительской программы (программы просветитель- ского мероприятия) экономической направленности для родителей обучающихся под сформулированный запрос и/или рекомендации ад- министрации школы; разработка плана уроков/занятий дисциплины исходя из требований ФГОС, содержания учебного пособия и особенностей контингента обучающихся; разработка контрольно-измерительных материалов (оценочных средств) под заданные образовательные результаты. Перечисленные результаты были включены в программу государствен- ной итоговой аттестации, результаты которой показали средний и высокий уровень сформированности профессиональных компетенций выпускников. В качестве рекомендаций была отмечена необходимость формирования преем- ственности ресурсных образовательных результатов в дисциплинах учебного плана подготовки бакалавров. Обсуждение и заключение Таким образом, предложенный алгоритм оценки профессиональных ком- петенций позволяет выявить субкомпетенции, конкретизируя предмет оцен- ки, определить перечень показателей сформированности компетенций, фик- сировать требования к оценочному инструменту и процедуре оценивания. Разработка подобных оценочных средств позволит проверять сформирован- ность профессиональных компетенций выпускников вузов и повысит каче- ство их подготовки в целом.
×

About the authors

Ekaterina G. Gureeva

Samara State University of Social Sciences and Education

Email: ekaterina.gureeva@pgsga.ru
Cand. Ped. Sci., Associate Professor of Management, Service Technologies and Economic Education Department 65/67, M. Gorky Str., Samara, Russia, 443099

References

  1. Алаева Л.С. Проблемно-модульное обучение при формировании профессиональных компетенций у студентов вузов // Наука и бизнес: пути развития. Научно-практический журнал. Москва, 2011. С. 13-16.
  2. Татур Ю.Г. Компетентностный подход в описании результатов и проектировании стандартов высшего профессионального образования: материалы ко второму заседанию методологического семинара. Авторская версия. М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2004. 16 с.
  3. Равен Дж. Компетентность в современном обществе: выявление, развитие и реализация / Пер. с англ. М.: Когито-Центр, 2002. 241 с.
  4. Павлуцкая Н.М., Скокова Л.В. К вопросу об оценке профессиональных компетенций выпускников вузов // Вестник Восточно-Сибирского государственного университета технологий и управления. 2014. № 1 (46). С. 136-140.
  5. Мартыненко О.О., Якимова З.В., Николаева В.И. Методический подход к оценке компетенций выпускников // Высшее образование в России. 2015. № 12. С. 35-45
  6. Жидков А.С. Особенности оценки компетенций выпускников вуза на основе применения профессиональных стандартов // Сборник статей XI Международной научно-практической конференции. В 2 частях. Пенза: Наука и Просвещение, 2017. С. 46-50.
  7. Махныткина О.В. Оценка профессиональной компетенции выпускника вуза с учетом требований рынка труда // Вопросы структуризации экономики. 2012. № 3. С. 194-196.
  8. Созонова Л.Т. Особенности применения образовательных стандартов, основанных на оценке компетенции выпускников // Сборник трудов конференции «Инновационные процессы в образовании: стратегия, теория и практика развития». Екатеринбург: Изд-во Российский государственный профессионально-педагогический университет, 2013. С. 200-202.
  9. Абросимова Е.Б. Модель оценки компетенций выпускников образовательных программ // Проблемы и перспективы развития образования в России. Новосибирск: Центр развития научного сотрудничества. 2012. № 14. С. 180-183.
  10. Кузьменко И.В. Оценка сформированности профессиональных компетенций выпускников в свете требований ФГОС ВПО // Вестник Владивостокского государственного университета экономики, управления и сервиса. Владивосток. 2013. № 3 (21). С. 89-91.
  11. Михелькевич В.Н., Никифорова С.В. Комплексное контрольное задание - эффективный инструментарий оценки качества сформированности профессиональных компетенций выпускников // Сборник «Новая стратегия оценивания учебной деятельности». Самара: СамГТУ, 2016. С. 349-354.
  12. Иванова О.В. Проектирование системы оценивания профессиональных компетенций преподавателей и руководителей образовательных учреждений: Дисс… канд. пед. наук. Калининград, 2011. 140 с.
  13. Умникова Е.Л. Развитие профессиональной компетентности педагога в условиях инновационной образовательной среды: Дисс… канд. психолог. наук. Екатеринбург, 2011. 189 с.
  14. Лошкарева Д.А. Итоговый государственный экзамен как средство оценки сформированности профессиональных компетенций выпускника // Нижегородское образование. 2011. № 3. С. 43-48.
  15. O'Donnell D., Garavan T.N. New Perspectives on Skill, Learning and Training: a Viewpoint // Journal of European Industrial Training. 1997. Vol. 21. № 4. Pp. 131-137.
  16. Employers’ perspectives on improving skills for employment // Report by the comptroller and auditor general / HC 461 Session 2005-2006 / 14 December 2005. 57 p.
  17. Gibbons-Wood D., Lange T. Developing Core Skills: Lessons from Germany and Sweden // Education + Training. 2000. Vol. 42. № 1. Рp. 24-32.
  18. Continuous professional development of teachers: focus on core skills pedagogy // Conference proceedings and report. Delhi, July, 2015. 44 p.
  19. Голуб Г.Б., Коган Е.Я., Прудникова В.А. Парадигма актуального образования // Вопросы образования. 2007. № 2. С. 20-43.
  20. Фишман Л.И. Методология и механизмы повышения качества образовательных услуг на основе делегирования обратных связей. Самара: Самарский научный центр РАН, 2009. 180 с.
  21. Голуб Г.Б., Фишман И.С. Профессиональные компетенции выпускника высшей школы: проблемы внешней оценки: монография. Самара: ПГСГА, 2010. 220 с.
  22. Федеральный государственный образовательный стандарт по направлению подготовки 44.03.01 Педагогическое образование. М., 2015.
  23. Гуреева Е.Г. Использование балльно-рейтинговой карты как инструмента оценки и формирования образовательных результатов студентов направления подготовки «Педагогическое образование» с профилем экономика // Научное отражение. 2017. № 5-6 (9-10). С. 51-55.

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML

Copyright (c) 2018 Gureeva E.G.

Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License.

This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies