Role of consciousness formation methods and their application in class work with students of specialized higher educational institutions


Cite item

Full Text

Abstract

This article suggests the content analysis of The Federal State Educational Standards (bachelor’s and specialist’s degrees) that should be implemented in the learning process of specialized higher educational institutions that report to the Federal Penitentiary Service of Russia. The FSES content analysis allows specifying the priority educational directions realized in class work with students. These directions of educational work must be focused on the students’ mindset formation by the means of the methods of the prospective penal officers’ consciousness formation such as convincing method, ethic discussion, clarification, debate, explanation, case study, example-oriented method. The use of some educational techniques within mentioned above methods is given reasons for.

Full Text

Подготовка кадров для УИС, в первую очередь, связана с образовательной дея- тельностью учреждений высшего образования (далее - учреждения ВО), подведом- ственных Федеральной службе исполнения наказаний (далее - ФСИН, ведомство). Указанная подготовка осуществляется, с одной стороны, с учетом ФГОС по соответ- ствующим направлениям обучения и специальностям, с другой - с учетом требова- ний, предъявляемых сотрудникам УИС самим ведомством как к профессиональному уровню своих сотрудников [10; 11], так и к морально-этической составляющей ими- джа сотрудника УИС [9], а также с учетом требований законодателя к тем, кто реа- лизует правоприменительные и правоохранительные действия в отношении осуж- денных [16]. Требования последних двух инстанций так или иначе отражены в ФГОС, поэтому основная часть данной статьи построена на анализе ФГОС высшего образования по специальностям 40.05.02 Правоохранительная деятельность (уровень специалитета) [17], 44.05.01 Педагогика и психология девиантного поведения (уро- вень специалитета) [18] и по направлению подготовки 40.03.01 Юриспруденция (уровень бакалавриата) [19]. Рассмотрение указанных нормативных документов осуществим с педагогиче- ской точки зрения. Такой подход позволяет трактовать нормотворческий, правопри- менительный и правоохранительный виды профессиональной деятельности будущих сотрудников УИС с использованием категорий дидактики (как обучать?) и теории и методики воспитания (каким образом обучение воспитывает всех субъектов образо- вательного процесса, формирует их отношение к себе, к профессии, к окружающим). Указанные выше ФГОС ВО содержат требования к выпускникам вузов, сформули- рованные в виде комплекса компетенций общекультурной (далее - ОК), общепро- фессиональной (далее - ОПК), профессиональной (далее - ПК) и профессионально- специализированной1 направленности. Именно в них зашифровано содержание не только обучающей, но и воспитательной работы профессорско-преподавательского состава (далее - ППС) с обучающимися. Анализ видов компетенций, включенных в данные документы, показывает, что, несмотря на профиль подготовки, они апеллируют к базовой культуре [14] личности сотрудников. Так, например, предполагается, что у офицеров среднего (а в последу- ющем и высшего) начальствующего состава должна быть сформирована активная гражданская позиция, проявляющаяся в том числе в виде этических норм, уважения чести, достоинства, прав и свобод человека и гражданина. Требования к уровню профессиональной компетенции выпускников в анализи- руемых ФГОСах ВО отражают необходимость проведения следующих направлений воспитательной работы: гражданского, патриотического, правового, нравственного, физического, трудового и умственного, в том числе мировоззренческого, воспитания обучающихся в рамках контактной работы с ними. Сравнительный анализ позволяет сделать вывод о том, что мировоззренческое, нравственное, правовое и умственное воспитание носит универсальный характер и присуще всем ранее уточненным нами образовательным программам ВО. Гражданское, патриотическое, физическое и тру- довое воспитание имеет признаки универсальности, однако объем содержания ука- занных направлений воспитания и их специфика несколько отличаются. Универсальность перечисленных выше направлений воспитательной работы можно проиллюстрировать следующей интерпретацией ОК, ОПК и ПК анализируе- мых ФГОСов: нравственное воспитание предполагает: знание обучающимися норм морали, профессиональной этики, служебного этикета (в случае бакалавриата - этики юриста); готовность обучающихся придерживаться данных норм в профессиональ- ной деятельности; умственное воспитание связано с развитием у обучающихся: логики мышления; коммуникативных навыков и умений; формирование мировоззрения обучающихся взаимосвязано с развитием их умения анализировать свою мировоззренческую позицию с точки зрения социально и личностно значимых философских оснований (в случае с бакалаврами обучающи- еся должны уметь применить имеющиеся у них философские знания для формиро- вания собственной мировоззренческой позиции); правовое воспитание предполагает, что обучающийся: знает и соблюдает законодательную базу Российской Федерации; понимает сущность понятий «правосознание», «правопослушный образ жизни», «правовое мышление» и «правовая культура»; умеет толковать нормы права и реализовать их на практике. Ранее указанные нами признаки универсальности гражданского, патриотическо- го, физического и трудового воспитания могут быть сформулированы следующим образом: гражданское воспитание ассоциируется: с умением уважительно относиться к человеку, к его правам и свободам; 1Имеются ввиду ФГОСы по специальностям 40.05.02 Правоохранительная деятельность и 44.05.01 Педагогика и психология девиантного поведения. с умением проводить профилактику преступлений; с готовностью защищать права человека; с готовностью вести законопослушный образ жизни; патриотическое воспитание проявляет себя в умении работать в многона- циональном и многоконфессиональном коллективе; физическое воспитание направлено на поддержание стремления обучаю- щихся вести здоровый образ жизни; трудовое воспитание реализуется: в знании обучающимися правовых основ своей предстоящей профессио- нальной деятельности; в готовности принимать и совершать юридические действия в профессио- нальной деятельности; в умении осуществлять свои профессиональные обязанности. Вместе с тем, в отличие от умственного, нравственного (в конечном счете, мировоз- зренческого) и правового воспитания, гражданское, патриотическое, физическое и тру- довое направления воспитания имеют различия в уровне осознания обучающимися сво- их профессиональных полномочий и собственной ценностно-смысловой сферы жизни. Указанные отличия сгруппируем в табличной форме (табл. 1). Таблица 1 Содержание воспитания обучающихся через призму действующих ФГОС ВО Направление подготовки 40.03.01 Специальности 40.05.02 и 44.05.01 Гражданское воспитание Готовность: работать на благо общества и госу- дарства; формировать и поддерживать доверие общества к юридическому сообществу Понимание: роли страны в современном мире; происходящих социальных и политических процессов Патриотическое воспитание Не имеет четкого контекста Знание и понимание истории своей страны, ее своеобразия Физическое воспитание Не имеет четкого контекста Умение осуществлять саморегуляцию деятель- ности и поведения Трудовое воспитание Развитие способности к самоорга- низации и самообразованию.Готовность повышать уровень сво- ей профессиональной компетенции Умение: принимать организационно-управленческие решения; осуществлять оперативно-розыскную дея- тельность; работать в экстремальных условиях; применять спец. технику и психологические методы и приемы работы; осуществлять правовое информирование и правовое воспитание; осуществлять психолого-педагогическую работу с различными категориями граждан (за- висит от специализации) Содержание табл. 1 позволяет увидеть, что основные усилия ППС в работе с ба- калаврами должны быть направлены на формирование готовности обучающихся к дальнейшему саморазвитию как в профессиональном, так и в личностном плане. Воспитательная работа с обучающимися по программам специалитета носит более обширный характер и направлена на формирование не только активной гражданской позиции как базиса профессиональной деятельности, но и на формирование базовой культуры специалистов. Анализ психолого-педагогической литературы, посвященной проблемам орга- низации, реализации воспитания обучающихся в вузах ФСИН, показывает, что все перечисленные ранее направления воспитательной работы сконцентрированы в не- скольких блоках: военно-патриотическое воспитание курсантов [2; 4; 12], воспита- ние толерантности обучающихся вузов ФСИН (в рамках межнационального воспи- тания) [3; 7], духовно-нравственное / религиозное воспитание [6; 13]. Большая часть изученных публикаций описывает воспитательные мероприятия в рамках культурно- массовой работы [6; 8; 12; 13], и они ориентированы на выявление роли, задач и функций воспитания. Некоторые публикации [12] предлагают возможные показате- ли результативности воспитания, однако не содержат конкретных механизмов (ме- тодов, отдельных методических приемов) реализации предложенных направлений воспитания в учебном / образовательном процессе. Принимая данный факт во вни- мание, попробуем уточнить, каким образом воспитательные задачи могут быть реа- лизованы в рамках аудиторной работы с обучающимися вузов ФСИН. На данный момент образовательный процесс в высшей школе реализуется с учетом компетентностного подхода, ориентированного на решение содержательных и компе- тентностно ориентированных задач обучения. Это значит, что воспитательное воздей- ствие, реализуемое преподавателем на аудиторных занятиях, должно иметь содержа- тельный и методический аспекты, включенные в предметное поле дисциплины. Под содержанием воспитания будем понимать специально отобранные из учебной инфор- мации сведения и факты, которые можно использовать как иллюстративный материал, основу для этической беседы / дискуссии и т.п. по тем направлениям воспитательной работы, что были ранее обозначены в статье. Под методическим аспектом подразуме- ваются способы ведения аудиторных занятий, которые легко встраиваются в контекст учебной деятельности обучающихся и помогают им решать как дидактические (компе- тентностно ориентированные), так и воспитательные задачи. Следует уточнить, что методы обучения и формы проведения занятий в этом случае становятся средством воспитания обучающихся и отчасти методами воспита- ния (в классическом понимании - методами организации деятельности воспитанни- ков). Появляется тенденция к тому, чтобы считать каждое занятие воспитательным мероприятием, спланированным или реализованным традиционным или инноваци- онным способом (с применением интерактивных методов и приемов обучения). На практике методы обучения и методы воспитания носят взаимодополняющий характер. Попробуем обозначить соответствия между отдельными дидактическими методами и методами воспитания (табл. 2). Соответствие методов обучения и воспитания Таблица 2 Методы обучения Методы воспитания Наглядные методы Метод положительного примера Словесные методы Методы формирования сознания Практические методы Методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения личности Методы работы с книгой Методы контроля Методы контроля в воспитании Методы самоконтроля Методы самоконтроля и самооценки в воспитании Проведенное сравнение показывает, что формально методы обучения могут вы- полнять воспитательные функции, как в плане организации деятельности обучаю- щихся, так и в плане реализации этой обучающей деятельности. Это особым образом свойственно практическим, словесным и наглядным методам обучения. Словесные и наглядные методы обучения являются центральными в реализации целостного обра- зовательного процесса, так как именно они обеспечивают коммуникацию всех участников данного процесса и формируют их обратную связь. Становясь домини- рующими методами контактной аудиторной работы, эти методы оказывают влияние на формирование сознания обучающихся. Согласно дисциплине «Теория и методика воспитания», под методами форми- рования сознания понимаются методы, направленные на формирование взглядов, понятий, убеждений, представлений, собственного мнения и оценки происходящего [14]. Следовательно, применение указанных выше методов направлено на реализа- цию учебных задач через призму мировоззренческого, нравственного, гражданского, патриотического и умственного воспитания обучающихся. Косвенно влияя на фор- мирование или укрепление нравственно-этических норм в сознании обучающихся, их гражданской позиции, умение рассуждать и строить собственную систему идеа- лов, ППС воздействует на профессиональное (трудовое) становление обучающихся. Поскольку трудовое воспитание в учреждениях ВО непосредственно связано с пред- стоящей профессиональной деятельностью, аудиторные занятия через предметное содержание способствуют формированию правового и педагогического типа мыш- ления и культуры (правовое воспитание), готовности к ведению здорового образа жизни (физическое воспитание). Классические методы формирования сознания состоят из следующих методов: убеждение, рассказ, объяснение, разъяснение, инструктаж, показ, лекция, этическая беседа, внушение, пример, анализ ситуации [14; 15]. В высшей школе они имеют неодинаковый коэффициент целесообразности и эффективности применения в ауди- торной работе. Связано это, с одной стороны, с типом занятия (лекционное, семи- нарское и прочие), с другой - с содержательно-компетентностными целями прове- дения таких занятий. Логичным представляется, что лекция в рамках лекционного занятия является приоритетным методом обучающей деятельности ППС, однако как метод воспита- ния лекция в условиях высшей школы учебной аудиторией воспринимается доста- точно прохладно, так как она носит директивный характер, не соответствующий возрастным особенностям обучающихся. Исключение составляют предметы, цели- ком ориентированные на усвоение знаний нравственно-этического характера. Тем не менее даже по отношению к дисциплинам, связанным с профессиональной этикой, служебным этикетом, применение указанного метода воспитания не демонстрирует высокой эффективности. Анализ собственной практики и опыта коллег доказывает, что в вузе в рамках даже лекционных занятий приоритет отдается этической беседе, разъяснению, объ- яснению, полемике и убеждению. Рассказ часто заменяется примером и / или анали- зом ситуаций. Перечисленные методы формирования сознания апеллируют к лич- ностному опыту обучающихся, инициируют их стремление к анализу, поиску само- идентифицирующих факторов, критическому осмыслению, как собственного опыта общественной жизни, так и примеров, найденных в окружающей действительности, а также формированию на основе анализа своей гражданской позиции, правового самосознания и культуры, профессионального образа «Я». Целесообразность применения на занятиях таких методов воспитания, как убеж- дение, этическая беседа, разъяснение, полемика, объяснение, анализ ситуаций, при- мер требует от ППС не только глубокого знания преподаваемой дисциплины, но и наличия высокого уровня развития собственных организаторских и коммуникатив- ных умений. Успешность применения методов формирования сознания зависит от умения использовать психолого-педагогические приемы работы с обучающимся. Наиболее перспективными приемами считаем те, которые изложены в работе В.И. Загвязинского и И.Н. Емельяновой [5, с. 178-185]. Классифицируем их в соот- ветствии с указанными выше методами формирования сознания (табл. 3). Помимо классификационных параметров, приведем в табл. 3 краткую характеристику педа- гогических / воспитательных задач, решаемых с помощью отобранных приемов ра- боты, и примеры речевых клише, указывающих способы реализации отобранных методов и приемов воспитательного воздействия. Предложенные варианты формирования сознания обучающихся в рамках пре- подаваемых дисциплин не являются исчерпывающими, однако их применение ло- гично встраивается в канву занятия и способствует, как нам кажется, решению как образовательных (обучающих), так и воспитательных задач. Реализация методов формирования сознания обучающихся в рамках контактной аудиторной работы Таблица 3 Метод воспитания Методиче- ские приемы Решаемые проблемы /противоречия и примеры используемых речевых клише Убеждение «Я-сообщение» Перенос оценки непосредственно с поступка, совершенного обучающимся, или его оценки происходящего/ произошедшего на оценку последствий, повлиявших на дру- гого человека: «Я огорчен тем фактом, что вы …», «Теперь мы не сможем выполнить …, так как … не представлен вами вовремя /в качественном виде /…», «Я рад, что вы имеете собственную точку зрения по данному вопросу, но …» Договор с обучающимся+ прием отсроченного последствия Демонстрация признания позиции обучающегося с возложе- нием ответственности за результат отстаивания своей пози- ции: «Вы имеете право так считать, но в этом случае гото- вы ли вы сами к тому, что окружающие значимые для вас люди будут считать, что вы …» Психологиче- ское погла- живание Высказывание о достоинствах собеседника, его позиции од- новременно с апелляцией к его умениям критически мыслить и анализировать ситуации: «С вами приятно иметь дело, вы…», «Мне нравится ваш подход к …» Скрытое ролевое общение (по Э. Берну [1]) Переход преподавателя на позиции «Взрослый» -«Взрослый», избегание в разговоре клише: «должен», «обя- зан»: «Мне нравится ход вашей мысли / у вас оригинальный взгляд на …. А как вы считаете, насколько продумано/ осуществимо …» «Мы-сообщение» Совместное решение / поиск решения проблемы: «Мне ка- жется, что мы с вами подошли к важному открытию, да- вайте вместе обсудим / уточним …». «Нам необходимо найти конструктивный способ выхода из сложившейся си- туации, давайте искать выход, как … » Парадокс Оценка позиции / поступка без демонстрации негативного отношения ППС: «Зато теперь не надо доказывать, что …» Окончание табл.3 Метод воспитания Методиче- ские приемы Решаемые проблемы /противоречия и примеры используемых речевых клише Этическая беседа Активное слушание + сократиче- ская беседа Возможность выразить свою позицию по обсуждаемому во- просу, перевод эмоционального состояния говорящего к ра- циональному мышлению, попытке осмыслить свою позицию:«В вашем рассуждении есть доля правды, но как быть с …»,«Вы утверждаете, что …» Манипуляция чувством гордости Предоставление возможности собеседнику «примерить» на себя предлагаемую ситуацию, осознать, насколько суще- ственно / несущественно искажены морально-нравственные основания поступков: «Для человека, который считает себя специалистом в области …, суждение о том, что … являет- ся верным, по меньшей мере, является несостоятельным» Великодуш- ное прощение Предоставление возможности собеседнику ощутить несостоя- тельность своей позиции / поступка, выраженное в клише типа: «Если для вас это норма, то…» Разъяснение Великодуш- ное прощение Предоставление возможности собеседнику ощутить несостоя- тельность своей позиции / поступка: «Вы понимаете, что ваша позиция является противоречивой, но это можно спи- сать на то, что вы …» Прояснение позиции +«Я-сообщение» Предоставление категоричной оценки происходящего: «Я считаю, что …., поскольку такие действия могут вызывать у человека только …» Объяснение Оправдание поведе-ния /позиции Оценивание негативного эффекта от поступка через демонстра- цию возможных причин совершения поступка с констатацией веры в то, что данный поступок был непреднамеренным + де- монстрация принципа опоры на положительное в человеке: «Ко- гда вы приводили свои аргументы в пользу …, вы наверное забы- ли о том, что … Думаю в дальнейшем при формулировании сво- ей мысли вы будете более внимательны к …» Высказыва- ние в про- странство Оценивание поступков / позиции собеседника без акцента на его личности. Преподаватель не смотрит на собеседника, его высказывание содержит обобщенные мысли по поводу случившегося: «Мне всегда стыдно, когда я слышу …» Полемика Третейский суд Апелляция к авторитетному источнику, который может быть экспертом по обсуждаемой проблеме: «Давайте обратимся к…, известному специалисту в области …» Подводя итог всему сказанному, отметим, что контактная аудиторная работа с обучающимися представляет собой комплекс образовательно-воспитательных задач, которые необходимо реализовать ППС. Содержание занятия любого типа должно быть проанализировано с дидактической и воспитательной точки зрения. Отбор ме- тодов организации работы обучающихся на занятии следует осуществлять с учетом комплексности их воздействия на личность обучающегося и способности вызывать у него стремление к формированию или коррекции своей личностной, жизненной, гражданской и профессиональной позиции. Такую возможность предоставляют ме- тоды формирования сознания, реализуемые в классическом понимании и с учетом новых тенденций в личностно-социальной и ценностной сферах молодежи. Предложенные методы формирования сознания могут рассматриваться в каче- стве частных примеров реализации дидактических методов (в первую очередь - словесных методов обучения). Приведенные методические приемы работы с обучаю- щимися на аудиторных занятиях могут раскрывать сущность обучающей деятельно- сти (если брать за основу содержательную часть приемов) и психолого- педагогического воздействия на обучающихся, нацеленного на формирование отно- шения к себе, к профессии и к окружающим (т.е. реализовать задачи гражданского, патриотического, правового, нравственного, физического, трудового и умственного воспитания обучающихся). Именно в этом случае ППС выполняет свои профессио- нальные обязанности и способствует формированию компетенций, зафиксирован- ных в ФГОС ВО по реализуемым программам бакалавриата и специалитета.
×

About the authors

Olga V. Igumnova

Kuzbass Institute of the Federal Penal Service of Russia

Email: o.igumnova2009@yandex.ru
Cand. Ped. Sci., Associate Professor of Humanities, Social, Economic and Natural Sciences Department 49, Prospect Oktyabrsky, Novokuznetsk, Kemerovo Region, Russia 654066

References

  1. Берн, Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры / Э. Берн. - СПб., 1992. - 400 с.
  2. Беспалова, Т.М. Формирование личностных свойств курсантов Академии ФСИН России как основы профессиональной компетентности / Т.М. Беспалова, И.А. Ковальчук // Прикладная юридическая психология. - 2016. - № 3. - С. 89-95.
  3. Гаряев, Н.В. Модель формирования толерантного сознания курсантов как основы социальной безопасности жизнедеятельности / Н.В. Гаряев // Вестник ЮУрГУ. - 2006. - № 16. - С. 67-69.
  4. Грунин, А.В. Сущность военно-патриотического воспитания курсантов вузов Федеральной службы исполнения наказаний на основе личностно ориентированного подхода / А.В. Грунин, О.А. Овчинников // Успехи современной науки и образования. 2017. Том 2. № 6. С. 226-230.
  5. Загвязинский, В.И., Емельянова В.И. Теории обучения и воспитания: учебник для студ. учреждений высш. проф. образования / В.И. Загвязинский, В.И. Емельянова. - 2-е изд. стер. - М.: Академия, 2013. - 256 с.
  6. Кареева, И.В. Этнонациональное воспитание в высших учебных заведениях (на примере вузов ФСИН РОССИИ) / И.В. Кареева // Педагогическое образование: вызовы XXI века. Материалы VII Международной научно-практической конференции, посвященной памяти академика В.А. Сластёнина (г. Воронеж, 22-23 сентября 2016 г.) / [под общ. ред. проф. Н.И. Вьюновой]; Воронежский государственный университет. - Воронеж: Издательский дом ВГУ, 2016. - С. 353-356.
  7. Клещев, С.В. Толерантное поведение курсантов образовательных учреждений ФСИН России / С.В. Клещев // Языковая толерантность как фактор эффективности языковой политики. Материалы Международной научно-практической конференции. - Пермь: Издательство: Прикамский социальный институт, 2015. - С. 399-405.
  8. Морозова, А.Л. Гуманистические проблемы воспитания: от теории к практике / А.Л. Морозова // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. - 2017. - № 4 (76), октябрь - декабрь. - С. 181-184.
  9. Об организации воспитательной работы с работниками уголовно-исполнительной системы: приказ Минюста РФ от 28 декабря 2010 г. № 555 [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi%3Freq%3Ddoc%3Bbase%3DEXP%3Bn%3D50 3406#0 (дата обращения 04.11.2017).
  10. Об утверждении Инструкции о порядке применения Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации в учреждениях и органах уголовно- исполнительной системы: приказ Минюста России от 06.06.2005 № 76 (ред. от 12.12.2013) [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_54152/ (дата обращения 04.11.2017).
  11. Об утверждении Наставления по организации профессиональной подготовки сотрудников уголовно-исполнительной системы: приказ Минюста РФ от 27 августа 2012 г. № 169 // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти от 8 октября 2012 г. № 41.
  12. Овчинников, О.А. Военно-патриотическое воспитание курсантов в вузах ФСИН России: сущность, значение и основные критерии / О.А. Овчинников // Вестник Владимирского юридического института. - 2014. - № 1(30). - С. 50-56.
  13. Остряков, И.А., Религиозно-эстетическое воспитание курсантов вузов ФСИН России / И.А. Остряков, О.А. Реймер // Уголовно-исполнительная система сегодня: взаимодействие науки и практики. Материалы научно-практической конференции, 15-16 ноября 2012 года. - Новокузнецк : ФКОУ ВПО Кузбасский институт ФСИН России, 2013. - С. 203-207.
  14. Педагогика : учебник для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей / Под ред. П.И. Пидкасистого. - М.: Педагогическое общество России, 2009. - 576 с.
  15. Педагогика: учебное пособие / Под ред. В.А. Сластенина. - М.: Школа Пресс, 2000. - 576 с.
  16. Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации от 08.01.1997 № 1-ФЗ (ред. от 16.10.2017) [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_12940/0844bcb33376fe7ba64f9de457550a2c022849f6/ (дата обращения 04.11.2017).
  17. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по специальности 40.05.02 Правоохранительная деятельность (уровень специалитета) (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 16 ноября 2016 г. № 1424) [Электронный ресурс]. URL: http://fgosvo.ru/uploadfiles/fgosvospec/400502.pdf (дата обращения 01.09.2017).
  18. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по специальности 44.05.01 Педагогика и психология девиантного поведения (уровень специалитета) (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2016 г. № 1611) [Электронный ресурс]. URL: http://fgosvo.ru/uploadfiles/fgosvospec/440501.pdf (дата обращения 01.09.2017).
  19. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 40.03.01 Юриспруденция (уровень бакалавриата) (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 01 декабря 2016 г. № 1511) [Электронный ресурс]. URL: http://fgosvo.ru/uploadfiles/fgosvob/400301.pdf (дата обращения 01.09.2017).

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML

Copyright (c) 2018 Igumnova O.V.

Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License.

This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies