Professionally oriented approach to the study of the section "integral calculus" in the training of specialists of the economic profile


如何引用文章

全文:

详细

Mathematics is the foundation of technical education and in the practical work of any specialist is supposed to solve professional problems. Therefore, mathematical training in a technical university is to the form the mathematical competence of students in accordance with their qualification with the help of professionally-oriented examples. The article considers and establishes the practical use of the section of mathematical analysis "Integral calculus" in solving economic problems.

全文:

Произошедшие за последнее время изменения в системе образования повлекли за собой потребность в новых подходах к разработке, обновлению и совершенствованию учебного процесса в вузе. Одним из основных досто- инств технического вуза является то, что он дает студентам фундаментальные знания, связанные с их будущей профессиональной деятельностью [1]. Математика является основой для различных фундаментальных иссле- дований, а значит, качественное математическое образование является важ- ной частью профессиональной подготовки специалистов. Довольно часто после окончания высшего технического учебного за- ведениия инженеры, умея производить различные математические операции, не имеют должного представления о возможностях и роли использования ма- тематических методов при решении задач, т. е. прослеживается отрыв мате- матических знаний от умения их применять. Поэтому помимо формирования у студентов математических понятий и соответствующих умений необходимо заниматься развитием правильных представлений о роли математики и воз- можностях использования математического аппарата при решении техниче- ских и научных задач [2]. Раздел «Математический анализ» - фундамент базовой математиче- ской подготовки экономиста. Одной из самых сложных тем математического анализа является интегральное исчисление, так как процесс вычисления инте- гралов в целом не поддается формальной схематизации. В основном практи- ческое приложение интеграла используется в физике и технике, а также при нахождении объемов геометрических тел и при вычислении площадей разно- образных фигур. В то же время интегральное исчисление дает богатый мате- матический аппарат для моделирования и исследования процессов, происхо- дящих в экономике. При этом нужно отметить, что в курсах экономического и экономико-математического содержания необходимость вычисления слож- ных интегралов практически не встречается [3]. Поэтому при изложении те- мы «Интегральное исчисление» для экономических направлений можно не рассматривать подробно интегралы от рациональных дробей, имеющих в знаменателе кратные комплексные корни, интегралы от функций, содержа- щих иррациональности (кроме простейших), от тригонометрических функ- ций, приводящие к интегралам от громоздких дробно-рациональных функ- ций, а уделить больше времени применению интегрального исчисления в экономике. Теме «Несобственные интегралы» стоит уделить несколько больше времени, чем это обычно делается в программе высшей математики для эко- номистов, дав четкие представления о сходимости несобственных интегралов по бесконечному промежутку. Это обосновано тем, что данные объекты ак- тивно используются теорией оптимального управления, а также присутству- ют в большом количестве моделей теории экономического роста. Остановимся на некоторых примерах использования интегрального исчисления в экономике. Рассмотрим некоторые экономические приложения определенного ин- теграла: - если функция y  f (t) описывает изменение производительности некоторого производства, то объем продукции, произведенной за время [0;T], вычисляется по формуле T Q   f (t)dt; 0 - если в функции Кобба - Дугласа затраты труда считать линейно зави- симыми от времени, а затраты капитала неизменными, то объем производи- мой продукции Q за T лет равен T Q   (at   )e tdt; 0 - если проценты по вкладу начисляются непрерывно и их характеризует функция , а удельная норма процента равна p, то дисконтированный доход K за T составляет T K   f (t)e ptdt; 0 - если известна функция потребления c(t) за определенный промежуток времени , то значение суммарного фонда потребления C(T) можно опре- делить по формуле и т. д. T C   c(t)dt; 0 Пример 1. Определить дисконтированный доход, если процентная ставка 7 %, первоначальные вложения 15 млн руб., прирост 4 млн руб. еже- годно. Срок - 3 года. Решение. Согласно условию задачи функция капиталовложений явля- ется линейной, т. е. f(t) = k + lt, где k - первоначальные вложения, l - ежегод- ный прирост. Значит, f(t)=15+4t. Удельная норма процента равна p = 0,07. Для определения дисконтного дохода воспользуемся формулой T K   f (t)e ptdt; 0 тогда Это означает, что если вложить 15 млн руб. и в течение следующих трех лет дополнительно ежегодно вкладывать по 4 млн руб., то через три года наращенная сумма составит ту же величину, что и в случае одновременного первоначального вложения в 56 млн руб. при той же исчисляемой непрерыв- ной процентной ставке. Пример 2. Найти объем продукции, произведенной рабочим за второй час рабочего дня, если производительность труда характеризуется следую- щей функцией: . Решение. Определение объема произведенной продукции сводится к вычислению определенного интеграла вида . За второй час работы рабочий произведет 5 единиц продукции. Рассмотрим на нескольких примерах применение неопределенного интеграла в экономике: если u1 - значение целевой функции общественного благосостояния (ЦФБ) при полном удовлетворении рациональных потребностей, а u(t) - зна- чение ЦФБ в момент времени t, то потери благосостояния общества при дви- жении к идеальному состоянию определяются интегралом ; если g(t) - целевая функция потребления, тот при непрерывном вре- мени объемы потребления вычисляются по формуле ; если l(t) - функция, выражающая количество оборудования, нахо- дящегося в рабочем состоянии по истечении t лет, то средний срок эксплуа- тации равен ; если функция f(t) характеризует изменение издержек обращения и капиталовложений, то общую сумму текущих затрат можно определить по формуле . Пример 3. Найти средний срок эксплуатации оборудования, если функция, характеризующая количество оборудования, находящегося в рабо- чем состоянии по истечении времени t, имеет вид . Решение. Средний срок эксплуатации оборудования находится по формуле . Пример 4. Определить общую сумму текущих затрат, если функция, ха- рактеризующая текущие издержки обращения и капиталовложения, имеет вид Решение. Общую сумму текущих затрат можно определить по формуле . Итак, можно сделать вывод, что интегральное исчисление является мощным средством решения прикладных экономических задач. Для повыше- ния мотивации к изучению высшей математики на «нематематических» спе- циальностях необходимо прослеживать важную роль профессионально ори- ентированных задач, так как студенты должны понимать: то, чем они зани- маются в настоящий момент, близко к их будущей профессии. Также необхо- димо показать, что огромный спектр прикладных задач сводится к ограни- ченному числу различных математических моделей, решать которые студен- ты научились в процессе овладения фундаментальными математическими понятиями.
×

作者简介

Nataliya Spiridonova

Samara State Technical University

Email: nvshkolina@mail.ru
Lecturer of Higher Mathematics and Applied Informatics Department. 244, Molodogvardeyskaya Str., Samara, 443100

参考

  1. Кириченко О.Е. Межпредметные связи курса математики и смежных дисциплин в техническом вузе как средство профессиональной подготовки: Автореф. дисс. … канд. пед. наук. - Орел, 2003.
  2. Спиридонова Н.В. Межпредметные связи в преподавании курса высшей математики в техническом вузе в период перестройки на бакалавриат // Труды X Междунар. науч.-практ. конф. научн. работников, докторантов, аспирантов, магистрантов, студентов вузов «Образование и современные проблемы постиндустриального общества». - В. Новгород: филиал СПбГЭУ, 2013.
  3. Круглов Е.В., Круглова С.С., Бурлакова Д.А. Особенности преподавания математического анализа для студентов экономических направлений бакалавриата [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://science- education.ru/ru/article/view?id=16186
  4. Булдык Г.М. Сборник задач и упражнений по высшей математике с примерами решений. - Мн.: Юнипресс, 2002. - 400 с.
  5. Котельникова М.Н., Соколов Н.Н. Об анализе содержания курса математического анализа для экономистов // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. - 2013. - №5(2). - С. 86-89.
  6. Ситун А.Е. Определенный интеграл в экономических задачах: Учеб. пособие для студентов экономических специальностей. - Благовещенск: Амурский гос. ун-т, 2005.
  7. Ляликова Е.Р. Приложения определенного интеграла к решению задач экономики // Молодой ученый. - 2015. - № 19. - С. 11-17.

补充文件

附件文件
动作
1. JATS XML

版权所有 © Spiridonova N.V., 2017

Creative Commons License
此作品已接受知识共享署名 4.0国际许可协议的许可

##common.cookie##