Professionally oriented approach to the study of the section "integral calculus" in the training of specialists of the economic profile


Cite item

Full Text

Abstract

Mathematics is the foundation of technical education and in the practical work of any specialist is supposed to solve professional problems. Therefore, mathematical training in a technical university is to the form the mathematical competence of students in accordance with their qualification with the help of professionally-oriented examples. The article considers and establishes the practical use of the section of mathematical analysis "Integral calculus" in solving economic problems.

Full Text

Произошедшие за последнее время изменения в системе образования повлекли за собой потребность в новых подходах к разработке, обновлению и совершенствованию учебного процесса в вузе. Одним из основных досто- инств технического вуза является то, что он дает студентам фундаментальные знания, связанные с их будущей профессиональной деятельностью [1]. Математика является основой для различных фундаментальных иссле- дований, а значит, качественное математическое образование является важ- ной частью профессиональной подготовки специалистов. Довольно часто после окончания высшего технического учебного за- ведениия инженеры, умея производить различные математические операции, не имеют должного представления о возможностях и роли использования ма- тематических методов при решении задач, т. е. прослеживается отрыв мате- матических знаний от умения их применять. Поэтому помимо формирования у студентов математических понятий и соответствующих умений необходимо заниматься развитием правильных представлений о роли математики и воз- можностях использования математического аппарата при решении техниче- ских и научных задач [2]. Раздел «Математический анализ» - фундамент базовой математиче- ской подготовки экономиста. Одной из самых сложных тем математического анализа является интегральное исчисление, так как процесс вычисления инте- гралов в целом не поддается формальной схематизации. В основном практи- ческое приложение интеграла используется в физике и технике, а также при нахождении объемов геометрических тел и при вычислении площадей разно- образных фигур. В то же время интегральное исчисление дает богатый мате- матический аппарат для моделирования и исследования процессов, происхо- дящих в экономике. При этом нужно отметить, что в курсах экономического и экономико-математического содержания необходимость вычисления слож- ных интегралов практически не встречается [3]. Поэтому при изложении те- мы «Интегральное исчисление» для экономических направлений можно не рассматривать подробно интегралы от рациональных дробей, имеющих в знаменателе кратные комплексные корни, интегралы от функций, содержа- щих иррациональности (кроме простейших), от тригонометрических функ- ций, приводящие к интегралам от громоздких дробно-рациональных функ- ций, а уделить больше времени применению интегрального исчисления в экономике. Теме «Несобственные интегралы» стоит уделить несколько больше времени, чем это обычно делается в программе высшей математики для эко- номистов, дав четкие представления о сходимости несобственных интегралов по бесконечному промежутку. Это обосновано тем, что данные объекты ак- тивно используются теорией оптимального управления, а также присутству- ют в большом количестве моделей теории экономического роста. Остановимся на некоторых примерах использования интегрального исчисления в экономике. Рассмотрим некоторые экономические приложения определенного ин- теграла: - если функция y  f (t) описывает изменение производительности некоторого производства, то объем продукции, произведенной за время [0;T], вычисляется по формуле T Q   f (t)dt; 0 - если в функции Кобба - Дугласа затраты труда считать линейно зави- симыми от времени, а затраты капитала неизменными, то объем производи- мой продукции Q за T лет равен T Q   (at   )e tdt; 0 - если проценты по вкладу начисляются непрерывно и их характеризует функция , а удельная норма процента равна p, то дисконтированный доход K за T составляет T K   f (t)e ptdt; 0 - если известна функция потребления c(t) за определенный промежуток времени , то значение суммарного фонда потребления C(T) можно опре- делить по формуле и т. д. T C   c(t)dt; 0 Пример 1. Определить дисконтированный доход, если процентная ставка 7 %, первоначальные вложения 15 млн руб., прирост 4 млн руб. еже- годно. Срок - 3 года. Решение. Согласно условию задачи функция капиталовложений явля- ется линейной, т. е. f(t) = k + lt, где k - первоначальные вложения, l - ежегод- ный прирост. Значит, f(t)=15+4t. Удельная норма процента равна p = 0,07. Для определения дисконтного дохода воспользуемся формулой T K   f (t)e ptdt; 0 тогда Это означает, что если вложить 15 млн руб. и в течение следующих трех лет дополнительно ежегодно вкладывать по 4 млн руб., то через три года наращенная сумма составит ту же величину, что и в случае одновременного первоначального вложения в 56 млн руб. при той же исчисляемой непрерыв- ной процентной ставке. Пример 2. Найти объем продукции, произведенной рабочим за второй час рабочего дня, если производительность труда характеризуется следую- щей функцией: . Решение. Определение объема произведенной продукции сводится к вычислению определенного интеграла вида . За второй час работы рабочий произведет 5 единиц продукции. Рассмотрим на нескольких примерах применение неопределенного интеграла в экономике: если u1 - значение целевой функции общественного благосостояния (ЦФБ) при полном удовлетворении рациональных потребностей, а u(t) - зна- чение ЦФБ в момент времени t, то потери благосостояния общества при дви- жении к идеальному состоянию определяются интегралом ; если g(t) - целевая функция потребления, тот при непрерывном вре- мени объемы потребления вычисляются по формуле ; если l(t) - функция, выражающая количество оборудования, нахо- дящегося в рабочем состоянии по истечении t лет, то средний срок эксплуа- тации равен ; если функция f(t) характеризует изменение издержек обращения и капиталовложений, то общую сумму текущих затрат можно определить по формуле . Пример 3. Найти средний срок эксплуатации оборудования, если функция, характеризующая количество оборудования, находящегося в рабо- чем состоянии по истечении времени t, имеет вид . Решение. Средний срок эксплуатации оборудования находится по формуле . Пример 4. Определить общую сумму текущих затрат, если функция, ха- рактеризующая текущие издержки обращения и капиталовложения, имеет вид Решение. Общую сумму текущих затрат можно определить по формуле . Итак, можно сделать вывод, что интегральное исчисление является мощным средством решения прикладных экономических задач. Для повыше- ния мотивации к изучению высшей математики на «нематематических» спе- циальностях необходимо прослеживать важную роль профессионально ори- ентированных задач, так как студенты должны понимать: то, чем они зани- маются в настоящий момент, близко к их будущей профессии. Также необхо- димо показать, что огромный спектр прикладных задач сводится к ограни- ченному числу различных математических моделей, решать которые студен- ты научились в процессе овладения фундаментальными математическими понятиями.
×

About the authors

Nataliya V. Spiridonova

Samara State Technical University

Email: nvshkolina@mail.ru
Lecturer of Higher Mathematics and Applied Informatics Department. 244, Molodogvardeyskaya Str., Samara, 443100

References

  1. Кириченко О.Е. Межпредметные связи курса математики и смежных дисциплин в техническом вузе как средство профессиональной подготовки: Автореф. дисс. … канд. пед. наук. - Орел, 2003.
  2. Спиридонова Н.В. Межпредметные связи в преподавании курса высшей математики в техническом вузе в период перестройки на бакалавриат // Труды X Междунар. науч.-практ. конф. научн. работников, докторантов, аспирантов, магистрантов, студентов вузов «Образование и современные проблемы постиндустриального общества». - В. Новгород: филиал СПбГЭУ, 2013.
  3. Круглов Е.В., Круглова С.С., Бурлакова Д.А. Особенности преподавания математического анализа для студентов экономических направлений бакалавриата [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://science- education.ru/ru/article/view?id=16186
  4. Булдык Г.М. Сборник задач и упражнений по высшей математике с примерами решений. - Мн.: Юнипресс, 2002. - 400 с.
  5. Котельникова М.Н., Соколов Н.Н. Об анализе содержания курса математического анализа для экономистов // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. - 2013. - №5(2). - С. 86-89.
  6. Ситун А.Е. Определенный интеграл в экономических задачах: Учеб. пособие для студентов экономических специальностей. - Благовещенск: Амурский гос. ун-т, 2005.
  7. Ляликова Е.Р. Приложения определенного интеграла к решению задач экономики // Молодой ученый. - 2015. - № 19. - С. 11-17.

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML

Copyright (c) 2017 Spiridonova N.V.

Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License.

This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies