Increasing the level of mathematical training to study in higher technical educational institution


Cite item

Full Text

Abstract

Modern state policy is aimed at increasing the number of qualified specialists in engineering. It leads to the great demand for mathematical preparation of school leavers. For this purpose, two types of exams were introduced in schools: basic and profile. The basic one is necessary for entering the Humanities University, and the profile exam is required to study at a Technical University. The profile level has 19 different tasks, including 5 tasks on geometry. The aim is to attract applicants with fundamental scientific knowledge required in the process of studying at a university. The profile examination in mathematics is the criterion for enrolling in a technical university. However, it is not an indicator of the mathematical readiness of future engineers to master the educational program. The problems of increasing the mathematical preparation of students of higher professional technical schools are considered. The actuality of increasing the level of mathematical preparation for training in a higher professional technical educational institution is shown. The characteristic features of mastering fundamental natural science knowledge are analyzed. The necessity to increase the requirements to the level of mathematical preparation of future students of technical specialties is revealed and justified. Particular attention is paid to the implementation of federal state educational standards in the average general education: the lesson technique, the quality and quantity of material for the students of the basic and specialized level, the control of knowledge and skills obtained in the lessons of mathematics. Occupations at school should be the initial stage of training for the future student of a higher technical educational institution. The author comes to the conclusion that the implementation of certain recommendations will increase the level of mathematical preparation for training in a higher professional technical educational institution.

Full Text

В связи с недостаточным количеством квалифицированных технических специ- алистов в настоящее время политика государства переориентирована на обучение и подготовку будущих профессионалов. В современных университетах технического профиля активно создаются условия для успешного обучения и трудоустройства бу- дущих первоклассных специалистов. Подготовка будущих квалифицированных ин- женеров в учреждениях профессионального образования технического направления требует тщательного отбора абитуриентов. Большинство проходят порог, заданный уровнем единого государственного экзамена (ЕГЭ). Это является необходимым условием поступления и обучения в высшем профессиональном учебном заведении. Но наряду с этим существуют и достаточные условия подготовки высококвалифи- цированных специалистов - это наличие фундаментальных знаний технических и естественнонаучных дисциплин, которые не всегда наблюдаются у выпускника учреждения среднего общего образования, преодолевшего барьер ЕГЭ. Особенно остро стоит вопрос освоения школьного учебного материала в таких науках, как математика, физика, информатика. Невозможно обучать будущего спе- циалиста, который не владеет терминологией, не оперирует понятиями, не имеет представления о применении законов в повседневной жизни. Возникает противоре- чие между формальной готовностью к обучению в вузе и недостаточным уровнем владения фундаментальными знаниями, необходимыми для обучения в техническом университете. Сегодня многие высшие профессиональные учебные учреждения организовы- вают на коммерческой основе курсы подготовки для сдачи ЕГЭ. Это мероприятие позволяет большинству абитуриентов получить проходной балл и психологически адаптироваться к среде будущего образовательного учреждения. Однако оно не от- вечает условиям овладения знаниями, необходимыми для обучения в учреждении технического профиля, и тем более применением этих знаний на практике. На значимость фундаментальной подготовки указывают теоретические работы В.И. Загвязинского [1], В.С. Леднева [2], А.И. Субетто [3] и других исследователей. В этих трудах описываются проблемы освоения компонента профессионального об- разования, зависящие от полученных школьных знаний. В частности, акцент делает- ся на математической готовности будущих технических специалистов. Среди фундаментальных дисциплин математика занимает особое место, обуслов- ленное двумя основными ее предназначениями: практическим, связанным с использо- ванием математических методов в профессиональной деятельности, и мировоззренче- ским, связанным с ее возможностями в развитии и формировании мышления человека, с овладением математическим методом познания и преобразования мира. С функциональной точки зрения математику можно рассматривать как язык и инструмент познания окружающего мира и нас самих. Абстрактный язык математи- ки обладает универсальностью и используется во всех сферах человеческой деятель- ности. Система математических знаков, формул является достижением всего чело- вечества, она вырабатывалась на протяжении тысячелетий. Овладение математиче- ским языком предполагает сознательное усвоение содержания математических по- нятий, отношений между ними (аксиом, теорем) и умение рационально и грамотно выразить математическую мысль в устной и письменной форме с помощью средств математического языка, а также свободное оперирование математическими знания- ми, умениями и навыками в практической деятельности. Математический язык поз- воляет с помощью символов выражать мыслительные операции в сокращенном и свернутом виде, отличается большой прогностической силой [4]. Отметим, что в настоящее время под математикой понимается органичное со- единение чистой и прикладной математики. В соответствии со сказанным, любой математический курс в техническом вузе должен в той или иной мере отражать две указанные позиции, отвечая требованиям фундаментальности и профессиональной направленности, реализация которых должна рассматриваться как целостный дву- единый процесс взаимодействия этих дополняющих друг друга сущностей [5]. В соответствии с федеральными государственными образовательными стандар- тами (ФГОС) для создания новой системы высшего образования увеличены требо- вания в плане усиления фундаментальности математической подготовки квалифицированных специалистов в учреждениях профессиональной подготовки. А.Л. Бусы- гина [6] и В.А. Гусев [7] считают, что образование личности должно идти через всю жизнь, иметь практическую ориентированность обучения, его открытость запросам жизни и сферы труда, быть связанным с современными контекстами. «В этих усло- виях особенно острой становится необходимость создания принципиально новой, неразрывно связанной с бурно прогрессирующими интегративными процессами концептуальной модели высшего профессионального образования с качественно но- вой структурой и новыми системообразующими факторами» [6]. Создание подобной модели для высшего учебного учреждения технического профиля возможно только при наличии студентов, способных к самоорганизации и самообразованию, а также владеющих фундаментальными знаниями предметов естественнонаучного цикла. Практика вузовского образования показывает, что если в фундаментальном матема- тическом образовании соответствующие разделы изучаются как самостоятельные темы, то при изучении технических дисциплин математические сведения используются по мере необходимости, и логически систематизированный курс математики существенно «перемешивается» [8]. Следовательно, обучающийся должен настолько владеть матема- тическим материалом, чтобы это не вызывало у него сложностей. Многие будущие специалисты слабо представляют роль математической подго- товки в их дальнейшей профессиональной деятельности [9], тогда как осваивать ма- тематический аппарат необходимо. Молодой специалист с хорошими естественно- научными знаниями с высокой степенью готовности овладеет курсом специальных дисциплин, уверенно выполнит профессиональную задачу любой сложности. Для ответа на вопрос, как лучше подготовить будущего студента к обучению в высшем профессиональном техническом образовательном учреждении, следует рас- смотреть этапы школьной программы. Предметом исследования выберем дисципли- ну «Математика» как основополагающую науку для обучения в высшей технической профессиональной организации. Изучение математики должно способствовать не только развитию мышления, культуры речи, воспитанию личности, но и пониманию значения математики в практике жизни и обыденного опыта, где математика выпол- няет функции описания и познания окружающей действительности [10]. Выбор будущей профессии является серьёзным шагом в жизни каждого челове- ка, и поэтому уже к 9-му классу обучающийся решает, какой уровень образования ему по силам: среднее или высшее профессиональное. После того, как школьник определится с возможностями, ему предстоят два года усиленной подготовки перед вузом. Согласно вновь введённым требованиям поступления в высшие профессио- нальные образовательные учреждения, существует экзамен ЕГЭ двух видов: базо- вый и профильный. Базовый уровень содержит 20 заданий c кратким ответом. Для сдачи экзамена требуются знания, не превышающие основных понятий из каждой темы. Каждый вариант базового профиля содержит 4 вопроса по геометрии, остальные вопросы - по алгебре. Базовый вариант экзамена предназначен для аттестации выпускников, не планирующих продолжение образования в профессиях, предъявляющих специаль- ные требования к уровню математической подготовки, т.е. выпускники, сдававшие этот вид экзамена, не смогут поступать в вузы, в программы обучения которых вхо- дят те или иные точные науки. Желающие поступить в технический университет должны сдавать экзамен про- фильного уровня. Этот экзамен содержит 19 заданий: 14 заданий из курса алгебры, остальные - из курса геометрии. Отличительной особенностью этого экзамена явля- ется наличие двух частей. В первую часть входят задания с кратким ответом, во вторую - с подробным решением. Выполнение заданий второй части индивидуумом говорит о его высоких математических способностях. Умение воспринимать окру- жающий мир через познание математической культуры отчётливо прослеживается при решении стереометрических задач по геометрии (заданий № 8, 14, 16) [11]. Ре- шение задач по геометрии хорошо развивает пространственное и логическое мыш- ление обучающегося, которое в дальнейшем ему пригодится в университете на заня- тиях по технической механике, электротехнике, высшей математике, линейной ал- гебре и пр. [12, 13]. Считаем, что в вопросах ЕГЭ по математике профильного уров- ня в недостаточном объеме представлены задания, формирующие геометрические навыки, которые являются неотъемлемой частью при формировании личности бу- дущего инженера, и поэтому предлагаем увеличить количество геометрических за- дач с кратким ответом: по одной на каждый раздел стереометрии и планиметрии. Программа многих школ не предусматривает подготовку в профильных классах, в основном все учреждения общего образования реализуют базовый стандарт мате- матического обучения. Однако экзамен по математике обязателен для всех, а выбор между базовым уровнем или профильным является индивидуальным желанием каж- дого ученика. Необходимым условием получения школьного аттестата является ма- тематика базового уровня. Анализ подготовки к получению высшего технического образования показывает, что многие студенты не способны к самоорганизации и са- мообразованию [14]. Следовательно, освоение школьной программы не всегда до- статочно для обучения в техническом вузе. Наблюдается противоречие между воз- растанием требований к основополагающим математическим знаниям личности спе- циалиста технического профиля и его недостаточной готовностью к обучению в университете. Следовательно, необходимо продумать ряд мер, направленных на улучшение условий освоения фундаментальных технических знаний, а также на по- вышение уровня математической готовности будущих квалифицированных инжене- ров. Именно поэтому мы занимаемся технологическим подходом в направлении ма- тематической подготовки будущих молодых инженеров. На сегодняшний день преобразования в стране требуют усиления обучения в плане профессионального развития и саморазвития обучающихся высшей школы. Основная идея модернизации, по словам И.С. Миллера, заключается в том, что «об- новленная система образования должна эффективно функционировать и, главное, должна решить важные социальные задачи по подготовке нового поколения специа- листов, способных оперативно и без особых затруднений адаптироваться к дина- мичным условиям производственного процесса, легко переходить от одного вида деятельности к другому, обладающих развитой культурой самообразования» [15]. Возникают противоречия между современной стратегией профессиональной подго- товки и недооценкой потенциала выпускников школ. Решением вышеописанных противоречий могут стать следующие рекомендации. Следует производить деление обучающихся во время подготовки (уроки, элективный курс) на профильную и базовую аудитории. Это позволит осуществить дифференцированный подход в подготовке будущих абитуриентов. Программа по математике высшего профессионального технического обра- зовательного учреждения должна стать продолжением школьного курса. Анализируя школьный образовательный стандарт как основную математическую базу для обу- чения в вузе, хотелось бы остановиться на следующем: конечно, он содержит много важных для дальнейшего изучения математики тем, но, к сожалению, не все они рассматриваются учителями в должной мере [16]. Школьному учителю, желающему подготовить будущих студентов технических специальностей, следует пересмотреть содержание календарно-тематического планирования и наполнить его задачами, близкими как к реальным техническим процессам, так и к заданиям ЕГЭ. Важным аспектом являются условия проведения уроков. Организовывать за- нятия необходимо раз в неделю по два урока, тем самым имитируя режим обучения в университета. В данном случае реализуется методика погружения в предмет, что способствует лучшей успеваемости обучающихся. Проведение пробных тестовых срезов в достаточном количестве позволит увидеть в динамике развитие математической готовности будущего технического специалиста. Необходимо сконцентрировать внимание будущих студентов на контроле этапа работы при выполнении определенного алгоритма решения задачи. Это позво- лит привить учащимся навыки самоорганизации и самообразования[17]. Следует рассматривать задания ЕГЭ не как тестовые задачи, а как проблемы, возникающие в реальной жизни. При этом само тестовое задание (его бумажный ва- риант) должно находиться у школьника на столе. Можно дополнить задание более сложными условиями, предложить решить аналогичное, придумать самостоятельно условия задачи из ежедневной практики. Необходимо активизировать совместную работу учителей школы и вуза по разработке методических пособий для желающих поступить в высшее профессио- нальное техническое учебное заведение. Необходимо сформировать у будущих студентов достаточный уровень само- контроля и самообразовательной деятельности. На этапе освоения математического курса в качестве домашнего задания можно предложить сайты с тестами ЕГЭ. Необходимо организовывать системно-деятельностный подход при контроле знаний и умений обучающихся по математике на уроке [18]. 10.Лучший результат в освоении учебной дисциплины получит тот педагог, ко- торый сможет увеличить мотивацию обучающихся и организовать благоприятную среду на уроке [19]. Обучение в техническом университете ставит перед студентами много проблем, в том числе и естественнонаучного характера. Освоить их под силу не каждому. Бывшие школьники сталкиваются с новыми университетскими требованиями: иным режимом обучения, организацией работы, другими педагогами, коллективом. Про- цесс психологической адаптации у многих может занимать длительное время. На педагогическое привыкание времени быть не может: занятия ведутся с начала сен- тября, расписание плотное, учебный материал повышенной сложности. В таком ре- жиме может работать только тот будущий инженер, который обладает математиче- скими способностями и определенной степенью готовности к обучению в вузе. Под математическими способностями студентов технических специальностей понимает- ся индивидуально-психологическая особенность умственной деятельности, которая способствует успешному овладению математикой как учебной дисциплиной и обу- славливает ее применение при решении задач профессиональной деятельности [20]. Проходной балл профильного уровня ЕГЭ не показывает фундаментальности естественнонаучных способностей будущих специалистов технического профиля. Залогом успешного завершения среднего общего образования, поступления, а глав- ное дальнейшего прохождения курса профессиональной подготовки технического специалиста будет хорошая математическая школа абитуриента. Рекомендации, опи- санные выше, увеличат уровень готовности выпускников школ к обучению в высшем образовательном учреждении технического профиля, и у педагогов университе- та появится возможность работать со студентами, имеющими фундаментальные естественнонаучные знания.
×

About the authors

Anastasiya A. Zhikhareva

Samara State Technical University

Email: nemilostevaaa@mail.ru
postgraduate student of Psychology and Pedagogy Department 244, Molodogvardejskaya Str, Samara 443100

References

  1. Загвязинский, В.И. Теория обучения и воспитания: учебник для студентов высш. проф.образования / В.И. Загвязинский, И.Н. Емельянова; под ред. В.И. Загвязинского. - М.:Academia, 2012. - 351 c.
  2. Леднев, В.С. Содержание образования: учеб. пособие / В.С. Леднев. - М.: Высш. шк.,1989. - 60 с.
  3. Субетто, А.И. Психологические основы подготовки учителя к исследовательской деятельности (на базе психологических исследований в ОУ) / А.И. Субетто // Завуч. - 2004.- № 5. - С. 19.
  4. Рябинова, Е.Н. Роль математики в формировании метапредметной компетентности студентов высшей профессиональной школы [Текст] / Е.Н. Рябинова // Математика. Образование. Культура: cб.тр. международной науч. конф. - Тольятти, 2017. - С. 108-113.
  5. Кудрявцев, Л.Д. Современная математика и ее преподавание / Л.Д. Кудрявцев. - М.: Наука, 2000. - 143 с.
  6. Бусыгина, А.Л. Оптимизация инвариантной подготовки преподавателей вуза на основе синергетического эффекта холистичной информационно-образовательной среды / А.Л. Бусыгина, В.Н. Аниськин // Вестник Самарского государственного технического университета. Серия «Психолого-педагогические науки» - 2015. - № 3(27). - С. 46-54.
  7. Гусев, В.А. Интегрированная система непрерывного взаимодействия «Политехнический колледж - предприятие» по подготовке специалистов инженерного профиля / В.А. Гусев, В.И. Яблонский // Известия Самарского научного центра РАН. - Т.14. - № 2 (3). - 2012. - С. 602-605.
  8. Колмогоров, А.Н. Современная математика и математика в современной школе / А.Н. Колмогоров // На путях обновления школьного курса математики: сб.ст. и материалов. - М.: АСТ, 2006. - С. 97-100.
  9. Гребенев, И.В. Математическая подготовка абитуриентов - основа получения профессионального образования в университете / И.В. Гребенев, Е.И. Ермолаева, С.С. Круглова // Наука и школа. - № 6. - 2012. - С. 27-31.
  10. Ставцева, Д.В. Использование краеведческого материала как средства обучения элементам геометрии младших школьников [Текст] / Д.В. Ставцева // Математика. Образование. Культура: cб. тр. международной науч. конф. - Тольятти, 2017. - С. 381-387.
  11. Радионов, М.А. Формирование вариативного мышления школьников при решении задач на построение: учебное пособие / М.А. Радионов, Е.В. Марина // Пенза: ПГПУ, 2006. - 96 с.
  12. Рябинова, Е.Н. Организация самостоятельной работы студентов на основе матричной модели познавательной деятельности при изучении дифференциальных уравнений: учебно-методическое пособие для самостоятельной профессиональной подготовки студентов технических вузов [Текст] / Е.Н. Рябинова, Р.Н. Черницына - Самара: СамГУПС, ООО «Порто-принт», 2014. - 124 с.
  13. Рябинова, Е.Н. Организация самообразовательной деятельности студентов при изучении кривых второго порядка [Текст] / Е.Н. Рябинова, Р.Н. Черницына - Самара: СамГУПС, ООО «Порто-принт», 2014. - 204 с.
  14. Черницына, Р.Н. Формирование информационно-дидактической базы для организации самообразовательной деятельности студентов / Р.Н. Черницына // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. - Т. 16, вып. (2-4). - 2014. - С. 852-857.
  15. Миллер, И. С. Образовательная среда вуза как фактор эффективной подготовки специалистов в сфере СО: постановка проблемы / И.С. Миллер, Ю. Гайнутдинова // Экономика и социум. - 2015. - № 1(14) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.iupr.ru/domains_data/files/zurnal_14/Miller%20I.S.pdf
  16. Акимова, И.В. Сравнение школьного уровня подготовки по математике и уровня учебного процесса в вузе / И.В. Акимова, Е.И. Титова // Успехи современного естествознания. - 2014. - № 3. - С. 140-143.
  17. Жихарева, А.А. Самоконтроль обучающихся в процессе решения задач по геометрии [Текст] / А.А.Жихарева // Математика. Образование. Культура: cб. тр. международной науч. конф. - Тольятти, 2017. - С. 354-357.
  18. Капкаева, Л.С. Контроль знаний и умений учащихся по математике в основной школе в условиях системно-деятельного подхода [Текст] / Л.С.Капкаева, Е.А.Сутягина // Математика. Образование. Культура: cб. тр. международной науч. конф. - Тольятти, 2017. - С. 70-75.
  19. Жихарева, А.А. Моделирование процесса усвоения знаний студентами [Текст] / А.А. Жихарева // Актуальные проблемы радиоэлектроники и телекоммуникаций: сб. тр. обл. науч. конф. - Самара, 2005. - С. 68-71.
  20. Рассоха, Е.Н. К проблеме развития математических способностей студентов технических специальностей [Текст] / Е.Н. Рассоха // Вестник ОГУ. - 2010. - № 9(115). - С. 189-194.

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML

Copyright (c) 2018 Zhikhareva A.A.

Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License.

This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies