Synergetic effects of interdisciplinary integratio in ecologi-geographical scientific and methodical works of professor Ilgizar Timergalievich Gaisin


Cite item

Full Text

Abstract

The contribution of the prominent Russian scientist in the field of ecological and geographical education, the doctor of pedagogical sciences, professor Gaysin Ilgizar Timergalievich, in the development of current scientific and pedagogical problem of interdisciplinary integration is considered. The authors analyze his scientific and educational methods, which set forth the fundamental and methodological provisions for the interdisciplinary integration of scientific knowledge, the design and implementation of integrated educational disciplines on the basis of the dominant courses in geography and ecology, as well as interdisciplinary didactic complexes and modules in the structures of slave educational disciplines. The mechanism of interdisciplinary integration is explained. Based on the author's quoted works, the characteristics of the values and merits of interdisciplinary integration as one of the innovative and highly intensive pedagogical technologies are given.The article is dedicated to the 65th anniversary of the outstanding scientist and teacher, professor, Honored Worker of Higher Professional Education of the Russian Federation, Gaisin Ilgizar Timergalievich.

Full Text

В последние десятилетия все большую востребованность и все более ши- рокие масштабы использования в научных исследованиях, в изобретатель- ской деятельности и в сфере образования получает междисциплинарная инте- грация - интеграция научных знаний из близких и далеких друг от друга предметных областей, интеграция учебных дисциплин, интеграция творче- ских знаний и эмпирического опыта [1]. Эта нарастающая тенденция объек- тивно обусловлена значительным социально-дидактическим синергетическим эффектом, который получается в процессе использования междисциплинар- ной интеграции [2, 3]. Назовем пять основных социально-дидактических достоинств и ценно- стей междисциплинарной интеграции в науке и образовании: В процессе междисциплинарной интеграции генерируются, формали- зуются и вводятся в практику новые трансдисциплинарные и метапредмет- ные знания, обогащающие теоретический и прикладной научный потенциал. Некоторые из новых научных результатов, полученных в процессе междисциплинарной интеграции, кроме признаков новизны и дидактической применимости могут обладать так называемым изобретательским уровнем, а значит, быть признанными педагогическими изобретениями [4, 5]. И хотя педагогические изобретения не имеют патентной защиты, а защищаются лишь авторским правом, они являются одними из важнейших объектов ин- теллектуальной собственности [6]. Правомерность использования термина «педагогическое изобретение» и его роль в развитии науки и культуры еще в начале прошлого столетия была показана и доказана выдающимся россий- ским ученым и мыслителем И.И. Лапшиным в книге «Философия изобрете- ния и изобретение в философии» [5]. Междисциплинарная интеграция - одна из эффективных педагогиче- ских технологий формирования у обучающихся студентов и школьников ме- тапредметных компетенций [1, 7]. Междисциплинарная интеграция - одна из высокоинтенсивных педаго- гических технологий обучения и профессиональной подготовки студентов вузов и колледжей. Во многих научных работах показано, что она позволяет в 1,5-2,2 раза сократить время на изучение и освоение учебного материала [8, 9]. Междисциплинарная интеграция, объединяющая знания из самых не- ожиданных предметных областей, формализованные научные знания с жи- выми примерами их использования, вызывает у обучающихся интерес и лю- бознательность, создает высокую мотивацию к обучению, познанию. Все вышеупомянутые ценности и достоинства междисциплинарной инте- грации искусно используются, развиваются и дополняются в научных трудах видного ученого в области географии и экологии, доктора педагогических наук, выдающегося педагога, профессора Казанского (Приволжского) феде- рального университета Ильгизара Тимергалиевича Гайсина, чье 65-летие со дня рождения недавно отмечала научно-педагогическая общественность Казани, Самары и других городов Среднего Поволжья. Авторы статьи прочли более двадцати монографий и учебных пособий, написанных И.Т. Гайсиным, и более двадцати авторефератов докторских и кандидатских диссертаций, выполненных под его руководством, которые оказались в фондах библиотеки Самарского государственного технического университета, зная, что число созданных и опубликованных им работ превышает четыреста номинаций. В большинстве научных разработок этого ученого генеральным методо- логическим направлением выполненных исследований являлась междисцип- линарная интеграция. Насколько нам удалось понять, подход автора к созда- нию новых интегрированных учебных дисциплин и междисциплинарных ди- дактических комплексов (модулей), встроенных в доминирующую учебную дисциплину, состоит в логическом и последовательном объединении науч- ных ядер доминирующей (НЯД) и сопутствующей (ведомой) (НЯС) в единое научное ядро интегрированной учебной дисциплины или междисциплинар- ного дидактического комплекта, а также их аддитивных - АОД и АОС и про- фильных оболочек - ПОД и ПОС в единую аддитивную - АОК и профиль- ную ПОК оболочки (см. рисунок) [9]. При этом под научным ядром (НЯ) по- нимается совокупность теорий, законов, закономерностей, принципов и приемов, составляющих теоретический каркас учебной дисциплины или междисциплинарного дидактического модуля. Аддитивная оболочка содер- жания учебной дисциплины (АО) - это совокупность иллюстраций, приме- ров, задач, закрепляющих, расширяющих информацию, содержащуюся в на- учном ядре. Упрощенная модель процесса междисциплинарной интеграции Профильная оболочка (ПО) - это совокупность примеров, иллюстраций, за- дач, относящихся к конкретной отрасли производства (сельское хозяйство, ма- шиностроение и т. п.) или области науки (биология, экология, химия и т. п.). В контексте рассматриваемой нами проблемы большой интерес представ- ляет учебное пособие «Экологическая и социальная география Республики Татарстан» [10]. В нем с высокой научной достоверностью и методической доступностью представлена глобальная картина размещения на географиче- ской карте Татарстана социально-экономической инфраструктуры как слож- ной мегафакторной многосвязной интегративной системы. Показано, что эта инфраструктура исторически формировалась под влиянием имеющихся в ре- гионе природных геолого-минералогических, климатических, водных, топ- ливно-энергетических, зональных и растительных ресурсов, ресурсов живот- ного мира и трудовых ресурсов. Показана взаимосвязь размещения на географическом пространстве рес- публики промышленных производств машиностроения и оборонно- промышленного комплекса. И в завершение интеграционной картины рас- сматриваются вопросы распределения населения в регионе и демографиче- ские проблемы. Такой системный, интегративный подход к изложению информационно- дидактической базы дисциплины «Социальная и экономическая география» обеспечивает высокую мотивацию и интерес студентов к обучению, способ- ствует развитию и формированию у них системного мышления и творческих способностей. Оригинальное использование междисциплинарная интеграция получила в учебном пособии по аналогичной только что процитированной тематике «Общая характеристика хозяйства России» [11]. Здесь перед авторами стояла сложная оптимизационная минимаксная задача: максимально представить огромную информационно-дидактическую базу о хозяйстве всей страны в минимально допустимом по объему тексте. При этом было принято рацио- нальное и продуктивное решение: весь контент разбить на 10 тем-модулей, а внутри каждого из модулей синтезировать междисциплинарные дидактиче- ские комплексы. Все темы действительно являются учебными модулями, по- скольку в них изложены интегративные дидактические цели, содержание те- мы, рекомендации по ее изучению и освоению, а также вопросы для контро- ля, самоконтроля. Все модули (машиностроительный комплекс, топливно- энергетический, металлургический комплекс, химическая и нефтехимическая промышленность и т. п.) имеют самостоятельный, логически завершенный характер. В описании каждого модуля четко усматривается имманентная ин- теграционная связь той или иной отрасли народного хозяйства с географиче- ской средой, с экологическими проблемами некоторых регионов отрасли и окружающей среды в целом. Особого внимания заслуживает монография профессора, д.п.н. И.Т. Гай- сина «Экономико-географическая характеристика городов Республики Татар- стан», в которой содержится научный анализ состояния и перспектив разви- тия экономико-географической, демографической и экологической ситуации в городах и поселках городского типа Республики Татарстан. Эта книга чита- ется легко и с большим интересом благодаря тому, что в ней находится большое число фактического иллюстративного материала: рисунков, фото- графий, схем, диаграмм, гистограмм, таблиц. По своему содержанию она мо- жет быть отнесена и к жанру научных публикаций (в силу новизны и фунда- ментальности многих научных положений), и к жанру учебных пособий (в силу дидактической применимости в учебном процессе). На наш взгляд, особый интерес она представляет для магистрантов и аспирантов, так как обогащает их не только эколого-географическими и экономико- географическими знаниями, но и методологическими приемами исследова- ния. Читатели и пользователи этой книги могут в доступной и увлекательной форме изучить и освоить опыт интеграции эколого-географических дисцип- лин, живую практику интеграции теоретических и экспериментальных зна- ний, результаты аналитических исследований и эмпирического опыта. Мы хотели бы отметить одно очень ценное, редко встречающееся в рос- сийской педагогической действительности качество ученого-педагога, созда- теля и руководителя научно-педагогической школы в сфере эколого- географического образования: он, будучи уроженцем деревенской татарской глубинки, уделяет большое внимание подготовке и воспитанию учительских кадров, повышению квалификации педагогов и директоров сельских, в том числе национальных школ, активному привлечению их к научной деятельно- сти. Это проявляется в его неустанной и успешной научно-педагогической и организационно-административной деятельности в должности доцента, профессора, заведующего кафедрой, декана факультета, заведующего отде- лением Института географии и экологии Казанского государственного педа- гогического института, Татарского государственного гуманитарно- педагогического университета, Казанского (Приволжского) Федерального университета, в его плодотворной творческой деятельности в качестве науч- ного руководителя магистрантов, аспирантов и докторантов, в качестве орга- низатора и научного руководителя всероссийских и региональных научнопрактических конференций с широким привлечением к обсуждению актуаль- ных проблем эколого-географического образования педагогов сельских и на- циональных школ. Особой массовостью и международным участием отличается Всероссий- ская научно-практическая конференция «Развитие экологической культуры учащихся и студентов в естественнонаучном образовательном процессе» (ап- рель 2012 г.) и Всероссийская научно-практическая конференция «Формиро- вание эколого-географической культуры учащейся молодежи в школе и вузе» (2013г.), проведенные на базе инновационных сельских школ [12, 13], в рабо- те которых принимали участие авторы данной статьи. В заключение исследования рассматриваемой в статье проблемы мы про- анализировали авторефераты докторских и кандидатских диссертаций по на- учному направлению 13.00.01; 13.00.02; 13.00.08, выполненных под научным руководством д.п.н. И.Т. Гайсина, и установили, что в большинстве из них эффективно и творчески, прямо или опосредовано используются различные методы и приемы междисциплинарной интеграции школьных и вузовских учебных географических и экологических дисциплин с научными знаниями предметных областей и учебных дисциплин гуманитарного, естественнона- учного, социально-экономического, общепрофессионального и профессио- нального циклов. Аксиоматически и без аргументированный детализации это усматривается в тематике диссертационных работ, пять из которых мы при- водим ниже: Формирование экологической культуры студентов педагогических ву- зов в процессе изучения естественнонаучных дисциплин (Файрушина С.М., Екатеринбург, 2007) [14]. Формирование эколого-экономических знаний учащихся в процессе изучения естественно-географических дисциплин (Гафуров М.Т., Йошкар- Ола, 2012) [15]. Педагогические условия формирования у младших школьников эколо- гического отношения к природе в процессе обучения естествознанию (Мази- това Л.А., Екатеринбург, 2007) [16]. Педагогические условия формирования экологической культуры сель- ских школьников при изучении естественнонаучных дисциплин (Набиуллин Д.Х., Йошкар-Ола, 2011) [17]. Формирование экологической компетентности учащихся в процессе изучения естественнонаучных дисциплин на основе информационных техно- логий (Галиева Г.М., Йошкар-Ола, 2011) [18]. Внимательное прочтение названий диссертационных исследований позволяет установить и оригинальность методики междисциплинарной интеграции, и соци- ально-дидактический результат, который достигается при ее использовании. Методы и технологические приемы, разработанные и используемые уче- ными и педагогами казанской научно-педагогической школы д.п.н., профес- сора И.Т. Гайсина, обеспечивают мотивацию и интенсивность обучения, формирование на высоких уровнях эколого-географических и экономико- географических компетенций, способствуют развитию системного мышления и творческих способностей школьников и студентов. Ценный опыт этой на- учно-методической школы целесообразно адаптировать и широко использо- вать в других предметных областях школьного и вузовского образования.
×

About the authors

Valentin N. Mikhelkevich

Samara State Technical University

Email: J918@yandex.ru
Dr. Tech. Sci., Professor of Psychology and Pedagogy Department 244, Molodogvardeiskaya St., Samara, 443100, Russia

Elena N. Chekanushkina

Samara State Technical University

Email: elenacheka@mail.ru
Cand. of Ped. Sci., Associate Professor of Physical Education and Sports Department. 244, Molodogvardeiskaya St., Samara, 443100, Russia

Nina A. Tymoschuk

Samara State Technical University

Email: 7.60n@mail.ru
Cand. of Phil. Sci., Associate Professor of Psychology and Pedagogy Department. 244, Molodogvardeiskaya St., Samara, 443100, Russia

References

  1. Селевко Г.К. Модель интеграции содержания в учебных дисциплинах // Селевко Г.К. Энциклопедия образовательных технологий. Т. 1. - М.: НИИ школьных технологий, 2006. - С. 479-488.
  2. Решетов А.Г. Синергетика информации: учеб. пособие. - СПб: СПбПУ, 2010. - 140 с.
  3. Михелькевич В.Н., Чеканушкина Е.Н. Междисциплинарная интеграция в системе экологической подготовки бакалавров гуманитарного профиля: синергетический аспект / Синергетика природных, технических и социально-экономических систем: Сб. статей Международной научной конференции. - Тольятти: Изд-во ПГУС, 2015. - С. 163-168.
  4. Половинкин А.И. Основы инженерного творчества: учеб. пособие. 4-е изд. - М.: Лань, 2017. - 364 с.
  5. Лапшин И.И. Философия изобретения и изобретение в философии. - М.: Республика, 1999. - 399 с.
  6. Михелькевич В.Н. Интеллектуальная собственность и ее правовая защита: Учеб. пособие. - Самара: СамГТУ, 2004. - 89 с.
  7. Тимощук Н.А. К вопросу формирования метапредметных компетенций у будущих бакалавров и специалистов / Самарский научный вестник. - 2016. - № 2(15). - С. 189-194.
  8. Тимощук Н.А., Михелькевич В.Н., Рябинова Е.Н. Междисциплинарная интеграция как метод обеспечения высокой интенсивности обучения одаренных обучающихся / Самарский научный вестник. - 2017. - № 2(19). - Т. 6. - С. 252-258.
  9. Михелькевич В.Н., Нестеренко В.М., Кравцов П.Г. Инновационные педагогические технологии: Учеб. пособие. - Самара: СамГТУ, 2004. - 91 с.
  10. Иванова Е.Е., Галимов Ш.Ш., Гайсин И.Т., Мустафин М.Р., Хусаинов З.А. Экономическая и социальная география Республики Татарстан: Учеб. пособие / Под ред. И.Т. Гайсина. - Казань: КГПУ, 2005. - 250 с.
  11. Гайсин И.Т., Галимов Ш.Ш. Общая характеристика хозяйства России: Учеб. пособие. - Казань: Школа, 2005. - 168 с.
  12. Развитие экологической культуры учащихся и студентов в естественнонаучном образовательном процессе // Сб. матер. Всероссийской научно-практической конференции. Ч. 2 / Сост. С.М. Файрушина, Т.О. Газизуллина. - Казань: Отечество, 2012. - 274 с.
  13. Формирование эколого-географической культуры учащейся молодежи в школе и вузе / Матер. Всероссийской научно-методической конференции / Отв. ред. З.А. Хусаинов. - Казань: К(П)ФУ, 2013. - 270 с.
  14. Файрушина С.М. Формирование экологической культуры студентов педагогических вузов в процессе изучения естественнонаучных дисциплин: Автореф. дисс. … канд. пед. наук: 13.00.02 / Уральский гос. пед. ун-т. - Екатеринбург, 2007. - 23 с.
  15. Гафуров М.Т. Формирование эколого-экономических знаний учащихся в процессе изучения естественно-географических дисциплин: Автореф. дисс. … канд. пед. наук: 13.00.01 / Марийский гос. ун-т. - Йошкар-Ола, 2012. - 22 с.
  16. Мазитова Л.А. Педагогические условия формирования у младших школьников экологического отношения к природе в процессе обучения естествознанию: Автореф. дисс. … канд. пед. наук: 13.00.02 / Уральский гос. пед. ун-т. - Екатеринбург, 2007. - 21 с.
  17. Набиуллин Д.Х. Педагогические условия формирования экологической культуры сельских школьников при изучении естественнонаучных дисциплин: Автореф. дисс. … канд. пед наук: 13.00.01 / Марийский гос. ун-т. - Йошкар-Ола, 2011. - 24 с.
  18. Галиева Г.М. Формирование экологической компетентности учащихся в процессе изучения естественнонаучных дисциплин на основе информационных технологий: Автореф. дисс. … канд. пед. наук: 13.00.01 / Марийский гос. ун-т. - Йошкар-Ола, 2011. - 23 с.

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML

Copyright (c) 2017 Mikhelkevich V.N., Chekanushkina E.N., Tymoschuk N.A.

Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License.

This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies