Synergetic effects of interdisciplinary integratio in ecologi-geographical scientific and methodical works of professor Ilgizar Timergalievich Gaisin
- Authors: Mikhelkevich V.N.1, Chekanushkina E.N.1, Tymoschuk N.A.1
-
Affiliations:
- Samara State Technical University
- Issue: Vol 14, No 3 (2017)
- Pages: 72-82
- Section: Articles
- URL: https://vestnik-pp.samgtu.ru/1991-8569/article/view/52277
- ID: 52277
Cite item
Full Text
Abstract
Full Text
В последние десятилетия все большую востребованность и все более ши- рокие масштабы использования в научных исследованиях, в изобретатель- ской деятельности и в сфере образования получает междисциплинарная инте- грация - интеграция научных знаний из близких и далеких друг от друга предметных областей, интеграция учебных дисциплин, интеграция творче- ских знаний и эмпирического опыта [1]. Эта нарастающая тенденция объек- тивно обусловлена значительным социально-дидактическим синергетическим эффектом, который получается в процессе использования междисциплинар- ной интеграции [2, 3]. Назовем пять основных социально-дидактических достоинств и ценно- стей междисциплинарной интеграции в науке и образовании: В процессе междисциплинарной интеграции генерируются, формали- зуются и вводятся в практику новые трансдисциплинарные и метапредмет- ные знания, обогащающие теоретический и прикладной научный потенциал. Некоторые из новых научных результатов, полученных в процессе междисциплинарной интеграции, кроме признаков новизны и дидактической применимости могут обладать так называемым изобретательским уровнем, а значит, быть признанными педагогическими изобретениями [4, 5]. И хотя педагогические изобретения не имеют патентной защиты, а защищаются лишь авторским правом, они являются одними из важнейших объектов ин- теллектуальной собственности [6]. Правомерность использования термина «педагогическое изобретение» и его роль в развитии науки и культуры еще в начале прошлого столетия была показана и доказана выдающимся россий- ским ученым и мыслителем И.И. Лапшиным в книге «Философия изобрете- ния и изобретение в философии» [5]. Междисциплинарная интеграция - одна из эффективных педагогиче- ских технологий формирования у обучающихся студентов и школьников ме- тапредметных компетенций [1, 7]. Междисциплинарная интеграция - одна из высокоинтенсивных педаго- гических технологий обучения и профессиональной подготовки студентов вузов и колледжей. Во многих научных работах показано, что она позволяет в 1,5-2,2 раза сократить время на изучение и освоение учебного материала [8, 9]. Междисциплинарная интеграция, объединяющая знания из самых не- ожиданных предметных областей, формализованные научные знания с жи- выми примерами их использования, вызывает у обучающихся интерес и лю- бознательность, создает высокую мотивацию к обучению, познанию. Все вышеупомянутые ценности и достоинства междисциплинарной инте- грации искусно используются, развиваются и дополняются в научных трудах видного ученого в области географии и экологии, доктора педагогических наук, выдающегося педагога, профессора Казанского (Приволжского) феде- рального университета Ильгизара Тимергалиевича Гайсина, чье 65-летие со дня рождения недавно отмечала научно-педагогическая общественность Казани, Самары и других городов Среднего Поволжья. Авторы статьи прочли более двадцати монографий и учебных пособий, написанных И.Т. Гайсиным, и более двадцати авторефератов докторских и кандидатских диссертаций, выполненных под его руководством, которые оказались в фондах библиотеки Самарского государственного технического университета, зная, что число созданных и опубликованных им работ превышает четыреста номинаций. В большинстве научных разработок этого ученого генеральным методо- логическим направлением выполненных исследований являлась междисцип- линарная интеграция. Насколько нам удалось понять, подход автора к созда- нию новых интегрированных учебных дисциплин и междисциплинарных ди- дактических комплексов (модулей), встроенных в доминирующую учебную дисциплину, состоит в логическом и последовательном объединении науч- ных ядер доминирующей (НЯД) и сопутствующей (ведомой) (НЯС) в единое научное ядро интегрированной учебной дисциплины или междисциплинар- ного дидактического комплекта, а также их аддитивных - АОД и АОС и про- фильных оболочек - ПОД и ПОС в единую аддитивную - АОК и профиль- ную ПОК оболочки (см. рисунок) [9]. При этом под научным ядром (НЯ) по- нимается совокупность теорий, законов, закономерностей, принципов и приемов, составляющих теоретический каркас учебной дисциплины или междисциплинарного дидактического модуля. Аддитивная оболочка содер- жания учебной дисциплины (АО) - это совокупность иллюстраций, приме- ров, задач, закрепляющих, расширяющих информацию, содержащуюся в на- учном ядре. Упрощенная модель процесса междисциплинарной интеграции Профильная оболочка (ПО) - это совокупность примеров, иллюстраций, за- дач, относящихся к конкретной отрасли производства (сельское хозяйство, ма- шиностроение и т. п.) или области науки (биология, экология, химия и т. п.). В контексте рассматриваемой нами проблемы большой интерес представ- ляет учебное пособие «Экологическая и социальная география Республики Татарстан» [10]. В нем с высокой научной достоверностью и методической доступностью представлена глобальная картина размещения на географиче- ской карте Татарстана социально-экономической инфраструктуры как слож- ной мегафакторной многосвязной интегративной системы. Показано, что эта инфраструктура исторически формировалась под влиянием имеющихся в ре- гионе природных геолого-минералогических, климатических, водных, топ- ливно-энергетических, зональных и растительных ресурсов, ресурсов живот- ного мира и трудовых ресурсов. Показана взаимосвязь размещения на географическом пространстве рес- публики промышленных производств машиностроения и оборонно- промышленного комплекса. И в завершение интеграционной картины рас- сматриваются вопросы распределения населения в регионе и демографиче- ские проблемы. Такой системный, интегративный подход к изложению информационно- дидактической базы дисциплины «Социальная и экономическая география» обеспечивает высокую мотивацию и интерес студентов к обучению, способ- ствует развитию и формированию у них системного мышления и творческих способностей. Оригинальное использование междисциплинарная интеграция получила в учебном пособии по аналогичной только что процитированной тематике «Общая характеристика хозяйства России» [11]. Здесь перед авторами стояла сложная оптимизационная минимаксная задача: максимально представить огромную информационно-дидактическую базу о хозяйстве всей страны в минимально допустимом по объему тексте. При этом было принято рацио- нальное и продуктивное решение: весь контент разбить на 10 тем-модулей, а внутри каждого из модулей синтезировать междисциплинарные дидактиче- ские комплексы. Все темы действительно являются учебными модулями, по- скольку в них изложены интегративные дидактические цели, содержание те- мы, рекомендации по ее изучению и освоению, а также вопросы для контро- ля, самоконтроля. Все модули (машиностроительный комплекс, топливно- энергетический, металлургический комплекс, химическая и нефтехимическая промышленность и т. п.) имеют самостоятельный, логически завершенный характер. В описании каждого модуля четко усматривается имманентная ин- теграционная связь той или иной отрасли народного хозяйства с географиче- ской средой, с экологическими проблемами некоторых регионов отрасли и окружающей среды в целом. Особого внимания заслуживает монография профессора, д.п.н. И.Т. Гай- сина «Экономико-географическая характеристика городов Республики Татар- стан», в которой содержится научный анализ состояния и перспектив разви- тия экономико-географической, демографической и экологической ситуации в городах и поселках городского типа Республики Татарстан. Эта книга чита- ется легко и с большим интересом благодаря тому, что в ней находится большое число фактического иллюстративного материала: рисунков, фото- графий, схем, диаграмм, гистограмм, таблиц. По своему содержанию она мо- жет быть отнесена и к жанру научных публикаций (в силу новизны и фунда- ментальности многих научных положений), и к жанру учебных пособий (в силу дидактической применимости в учебном процессе). На наш взгляд, особый интерес она представляет для магистрантов и аспирантов, так как обогащает их не только эколого-географическими и экономико- географическими знаниями, но и методологическими приемами исследова- ния. Читатели и пользователи этой книги могут в доступной и увлекательной форме изучить и освоить опыт интеграции эколого-географических дисцип- лин, живую практику интеграции теоретических и экспериментальных зна- ний, результаты аналитических исследований и эмпирического опыта. Мы хотели бы отметить одно очень ценное, редко встречающееся в рос- сийской педагогической действительности качество ученого-педагога, созда- теля и руководителя научно-педагогической школы в сфере эколого- географического образования: он, будучи уроженцем деревенской татарской глубинки, уделяет большое внимание подготовке и воспитанию учительских кадров, повышению квалификации педагогов и директоров сельских, в том числе национальных школ, активному привлечению их к научной деятельно- сти. Это проявляется в его неустанной и успешной научно-педагогической и организационно-административной деятельности в должности доцента, профессора, заведующего кафедрой, декана факультета, заведующего отде- лением Института географии и экологии Казанского государственного педа- гогического института, Татарского государственного гуманитарно- педагогического университета, Казанского (Приволжского) Федерального университета, в его плодотворной творческой деятельности в качестве науч- ного руководителя магистрантов, аспирантов и докторантов, в качестве орга- низатора и научного руководителя всероссийских и региональных научнопрактических конференций с широким привлечением к обсуждению актуаль- ных проблем эколого-географического образования педагогов сельских и на- циональных школ. Особой массовостью и международным участием отличается Всероссий- ская научно-практическая конференция «Развитие экологической культуры учащихся и студентов в естественнонаучном образовательном процессе» (ап- рель 2012 г.) и Всероссийская научно-практическая конференция «Формиро- вание эколого-географической культуры учащейся молодежи в школе и вузе» (2013г.), проведенные на базе инновационных сельских школ [12, 13], в рабо- те которых принимали участие авторы данной статьи. В заключение исследования рассматриваемой в статье проблемы мы про- анализировали авторефераты докторских и кандидатских диссертаций по на- учному направлению 13.00.01; 13.00.02; 13.00.08, выполненных под научным руководством д.п.н. И.Т. Гайсина, и установили, что в большинстве из них эффективно и творчески, прямо или опосредовано используются различные методы и приемы междисциплинарной интеграции школьных и вузовских учебных географических и экологических дисциплин с научными знаниями предметных областей и учебных дисциплин гуманитарного, естественнона- учного, социально-экономического, общепрофессионального и профессио- нального циклов. Аксиоматически и без аргументированный детализации это усматривается в тематике диссертационных работ, пять из которых мы при- водим ниже: Формирование экологической культуры студентов педагогических ву- зов в процессе изучения естественнонаучных дисциплин (Файрушина С.М., Екатеринбург, 2007) [14]. Формирование эколого-экономических знаний учащихся в процессе изучения естественно-географических дисциплин (Гафуров М.Т., Йошкар- Ола, 2012) [15]. Педагогические условия формирования у младших школьников эколо- гического отношения к природе в процессе обучения естествознанию (Мази- това Л.А., Екатеринбург, 2007) [16]. Педагогические условия формирования экологической культуры сель- ских школьников при изучении естественнонаучных дисциплин (Набиуллин Д.Х., Йошкар-Ола, 2011) [17]. Формирование экологической компетентности учащихся в процессе изучения естественнонаучных дисциплин на основе информационных техно- логий (Галиева Г.М., Йошкар-Ола, 2011) [18]. Внимательное прочтение названий диссертационных исследований позволяет установить и оригинальность методики междисциплинарной интеграции, и соци- ально-дидактический результат, который достигается при ее использовании. Методы и технологические приемы, разработанные и используемые уче- ными и педагогами казанской научно-педагогической школы д.п.н., профес- сора И.Т. Гайсина, обеспечивают мотивацию и интенсивность обучения, формирование на высоких уровнях эколого-географических и экономико- географических компетенций, способствуют развитию системного мышления и творческих способностей школьников и студентов. Ценный опыт этой на- учно-методической школы целесообразно адаптировать и широко использо- вать в других предметных областях школьного и вузовского образования.About the authors
Valentin N. Mikhelkevich
Samara State Technical University
Email: J918@yandex.ru
Dr. Tech. Sci., Professor of Psychology and Pedagogy Department 244, Molodogvardeiskaya St., Samara, 443100, Russia
Elena N. Chekanushkina
Samara State Technical University
Email: elenacheka@mail.ru
Cand. of Ped. Sci., Associate Professor of Physical Education and Sports Department. 244, Molodogvardeiskaya St., Samara, 443100, Russia
Nina A. Tymoschuk
Samara State Technical University
Email: 7.60n@mail.ru
Cand. of Phil. Sci., Associate Professor of Psychology and Pedagogy Department. 244, Molodogvardeiskaya St., Samara, 443100, Russia
References
- Селевко Г.К. Модель интеграции содержания в учебных дисциплинах // Селевко Г.К. Энциклопедия образовательных технологий. Т. 1. - М.: НИИ школьных технологий, 2006. - С. 479-488.
- Решетов А.Г. Синергетика информации: учеб. пособие. - СПб: СПбПУ, 2010. - 140 с.
- Михелькевич В.Н., Чеканушкина Е.Н. Междисциплинарная интеграция в системе экологической подготовки бакалавров гуманитарного профиля: синергетический аспект / Синергетика природных, технических и социально-экономических систем: Сб. статей Международной научной конференции. - Тольятти: Изд-во ПГУС, 2015. - С. 163-168.
- Половинкин А.И. Основы инженерного творчества: учеб. пособие. 4-е изд. - М.: Лань, 2017. - 364 с.
- Лапшин И.И. Философия изобретения и изобретение в философии. - М.: Республика, 1999. - 399 с.
- Михелькевич В.Н. Интеллектуальная собственность и ее правовая защита: Учеб. пособие. - Самара: СамГТУ, 2004. - 89 с.
- Тимощук Н.А. К вопросу формирования метапредметных компетенций у будущих бакалавров и специалистов / Самарский научный вестник. - 2016. - № 2(15). - С. 189-194.
- Тимощук Н.А., Михелькевич В.Н., Рябинова Е.Н. Междисциплинарная интеграция как метод обеспечения высокой интенсивности обучения одаренных обучающихся / Самарский научный вестник. - 2017. - № 2(19). - Т. 6. - С. 252-258.
- Михелькевич В.Н., Нестеренко В.М., Кравцов П.Г. Инновационные педагогические технологии: Учеб. пособие. - Самара: СамГТУ, 2004. - 91 с.
- Иванова Е.Е., Галимов Ш.Ш., Гайсин И.Т., Мустафин М.Р., Хусаинов З.А. Экономическая и социальная география Республики Татарстан: Учеб. пособие / Под ред. И.Т. Гайсина. - Казань: КГПУ, 2005. - 250 с.
- Гайсин И.Т., Галимов Ш.Ш. Общая характеристика хозяйства России: Учеб. пособие. - Казань: Школа, 2005. - 168 с.
- Развитие экологической культуры учащихся и студентов в естественнонаучном образовательном процессе // Сб. матер. Всероссийской научно-практической конференции. Ч. 2 / Сост. С.М. Файрушина, Т.О. Газизуллина. - Казань: Отечество, 2012. - 274 с.
- Формирование эколого-географической культуры учащейся молодежи в школе и вузе / Матер. Всероссийской научно-методической конференции / Отв. ред. З.А. Хусаинов. - Казань: К(П)ФУ, 2013. - 270 с.
- Файрушина С.М. Формирование экологической культуры студентов педагогических вузов в процессе изучения естественнонаучных дисциплин: Автореф. дисс. … канд. пед. наук: 13.00.02 / Уральский гос. пед. ун-т. - Екатеринбург, 2007. - 23 с.
- Гафуров М.Т. Формирование эколого-экономических знаний учащихся в процессе изучения естественно-географических дисциплин: Автореф. дисс. … канд. пед. наук: 13.00.01 / Марийский гос. ун-т. - Йошкар-Ола, 2012. - 22 с.
- Мазитова Л.А. Педагогические условия формирования у младших школьников экологического отношения к природе в процессе обучения естествознанию: Автореф. дисс. … канд. пед. наук: 13.00.02 / Уральский гос. пед. ун-т. - Екатеринбург, 2007. - 21 с.
- Набиуллин Д.Х. Педагогические условия формирования экологической культуры сельских школьников при изучении естественнонаучных дисциплин: Автореф. дисс. … канд. пед наук: 13.00.01 / Марийский гос. ун-т. - Йошкар-Ола, 2011. - 24 с.
- Галиева Г.М. Формирование экологической компетентности учащихся в процессе изучения естественнонаучных дисциплин на основе информационных технологий: Автореф. дисс. … канд. пед. наук: 13.00.01 / Марийский гос. ун-т. - Йошкар-Ола, 2011. - 23 с.