The development of students’ science-research skills in the process of individual academic work


Cite item

Full Text

Abstract

To increase the effectiveness of the learning process the necessity to introduce innovative educational technologies is being actualized. Solving this problem contributes to the development of research work. The main objectives of students’ research work in higher education institutions is the creation of prerequisites for education and self-realization of personal and creative abilities of students, and also the implementation of organic unity of training, scientific creativity and practical activities of students. Moreover, the information and language culture, which are considered to be significant components of professional culture, is also formed during the individual students’ work. At the same time language culture is considered as formation of rich lexicon of a person, a certain level of development of acoustical skills and also the correct use of grammatical norms. Information culture represents knowledge, skills in work with information, mastering norms and rules of conduct in the information environment, free orientation of an the individual in the information environment. The article considers some types of students’ research work included in the educational process.

Full Text

Научно-исследовательская работа обучающихся (НИРО) является одним из важнейших средств повышения качества подготовки специалистов с выс- шим образованием, способных применять на практике полученные знания, умения и навыки. Привлечение студентов к научно-исследовательской работе позволяет использовать их творческий и интеллектуальный потенциал для решения актуальных задач современной науки. Основными задачами НИРО являются овладение студентами методами научного познания, углубленное и творческое усвоение учебного материала; обучение методике и средствам самостоятельного решения научных и техни- ческих задач и навыкам работы в научных коллективах; ознакомление с ме- тодами организации их работы; развитие у студентов способности грамотно- го оформления и представления научных результатов. И.А. Зимняя считает необходимым при рассмотрении видов исследова- тельской деятельности определить, что входит в содержание понятий «учеб- но-исследовательская», «исследовательская под руководством», «самостоя- тельная научно-исследовательская» деятельность. Она полагает, что содер- жание этих понятий можно дифференцировать прежде всего по цели иссле- довательской деятельности для самого студента: учебно-исследовательская деятельность (цель - научиться основам ис- следовательской деятельности, т. е. освоить необходимые заданные объемы исследовательских действий под руководством и контролем преподавателя); исследовательская деятельность под руководством (цель - научиться использовать освоенные исследовательские действия при решении заданных преподавателем задач при его непосредственном контроле этого процесса); научно-исследовательская (самостоятельная) деятельность (цель - ста- вить конкретные научные задачи и находить средства и способы/методы их решения с участием преподавателя) [4]. Поскольку исследовательская активность студентов является одной из важных составляющих образовательного процесса, в вузах проводится опре- деленная работа, в которой отражена специфика организации исследователь- ской деятельности. Эта работа реализуется в процессе освоения учебных дис- циплин и в процессе производственной практики и имеет на выходе участие студентов в конкурсах, конференциях, творческих аукционах, а также публи- кации. В обучении гуманитарным дисциплинам в технических вузах исследо- вательская деятельность обучающихся носит аналитический, информацион- но-текстовый характер. Стремление к творчеству, образованность, интеллект, умение ориентиро- ваться в изменяющихся условиях являются важнейшими факторами прогрес- са. Научно-технический прогресс невозможен без научного поиска и иссле- довательской деятельности, что объективно порождает необходимость реше- ния проблемы профессиональной подготовки будущего специалиста, его са- моопределения в общей и профессиональной культуре. Таким образом, значимой составляющей профессиональной культуры становится информацион- ная и языковая культура личности. В понятие «языковая культура» включены такие компоненты, как лекси- ческая компетенция, грамматическая компетенция и выразительные средства. Лексический компонент в виде богатого словарного запаса человека говорит о его высокой языковой культуре. При обучении иностранному языку в не- языковом вузе следует подбирать общеупотребительную, общетехническую и терминологическую лексику. Следующим признаком языковой культуры является правильное использование грамматических норм. Умение правильно выбрать грамматическую форму слова, построить словосочетание, предложе- ние является необходимым условием профессиональной речи будущего спе- циалиста. Также важным для будущих инженеров является изучение фонети- ки иностранного языка и формирование определенного уровня развития слу- ховых навыков, так как неумение различать звуки иностранного языка ведет к неправильному восприятию и воспроизведению необходимой информации. Языки науки, технологии, а особенно терминология объединяют специа- листов различных инженерных профессий независимо от их национальной принадлежности. Язык является продуктом, частью и условием культуры. Если рассматривать процесс вербального общения как процесс обмена ин- формацией, то можно установить четкую взаимосвязь между языковой и ин- формационной культурами. Поэтому Г.А. Фурсина предложила термин «лингво-информационная культура» [8]. Содержание работы по формирова- нию лингво-информационной культуры в процессе профессионально ориен- тированной языковой подготовки определяется теми знаниями, умениями и навыками, которые нужно сформировать у студентов технического вуза: владение тезаурусом, включающим такие понятия, как информацион- ные ресурсы, информационное мировоззрение, информационная среда, ин- формационное поведение и др.; понимание сообщений и команд компьютера, профессиональных терминов, сокращений и аббревиатур; умение грамотно формулировать свои информационные потребности и запросы, в том числе на иностранном языке; способность эффективно и оперативно осуществлять самостоятельный по- иск иноязычной профессиональной информации с помощью как средств спра- вочно-информационной поддержки, так и компьютерных поисковых систем; умение рационально хранить и оперативно перерабатывать (аннотиро- вать и реферировать) большие потоки и массивы профессионально значимой иноязычной информации; знание норм и правил «информационной этики» и речевого этикета как на русском, так и на иностранном языке; умение распознавать слова с международ- ным значением; умение вести информационно-коммуникативный диалог. Инженер должен быть способен продолжить обучение и вести професси- ональную деятельность в иноязычной среде; уметь на научной основе орга- низовать свой труд, владеть как лингвистическими, так и компьютерными методами сбора, хранения и обработки (редактирования) информации, при- меняемыми как в научно-исследовательской, так и в его профессиональной деятельности; уметь приобретать новые знания, используя современные ин- формационные образовательные технологии. Однако студент технического вуза ограничен рамками базовых курсов иностранного языка, что существен- но сужает его потенциал, а в будущем затрудняет профессионализацию спе- циалиста. Наблюдения и контроль знаний студентов технического вуза пока- зали, что большинство студентов испытывает трудности при использовании иноязычных терминов и работе со специальной аутентичной литературой, необходимой для НИР. В связи с этим правомерно говорить о необходимости развития языковой и информационной культуры будущего специалиста - выпускника инженерного вуза. В неязыковом вузе развитие языковой и информационной культуры бу- дущего специалиста включает в себя формирование знания иностранного языка, установок на профессиональную деятельность, умений на научной ос- нове организовать эту деятельность, способности к самообучению с исполь- зованием современных информационных образовательных технологий. Оно будет реализовываться также в научно-исследовательской деятельности, предполагая использование форм и методов научного поиска, адекватных этому виду деятельности. Информационная культура личности предполагает формирование необ- ходимых знаний, умений и навыков в работе с информацией, овладение нор- мами и правилами поведения в информационной среде. Личностный вклад в формирование информационного общества предполагает свободную ориен- тацию индивида в информационной среде. Умение самостоятельно осваивать и накапливать информацию оказывается недостаточным, поэтому возникает потребность в овладении технологиями работы с информацией, которые рас- считаны на подготовку и принятие решений на основе коллективного знания. Производство и потребление информации становится важной сферой прило- жения знаний и умений каждого. В связи с этим большое значение приобре- тает информационная компетентность индивида [6]. Она включает следую- щие умения и навыки, необходимые также и для НИРО: понимать, что точная и полная информация является основой для ум- ных решений; распознавать потребность в информации; формулировать информационные запросы; идентифицировать потенциальные источники информации; развивать успешные поисковые стратегии; получать доступ к источникам информации; оценивать информацию и организовывать ее для практического исполь- зования; интегрировать новую информацию в уже имеющуюся совокупность знаний; использовать информацию для анализа и решения научно- исследовательских задач. При работе с информацией человеку требуется определенный уровень культуры. Здесь используется близкий к понятию «информационная грамот- ность» термин «информационная культура», который означает умение целе- направленно работать с информацией и использовать для ее получения, обра- ботки и передачи компьютерные информационные технологии, современные технические средства и методы. Являясь важным компонентом различных предметных областей, связанных с развитием и использованием информации, информационная культура становится одним из основных элементов образо- вательного процесса. В процессе НИРО особенно актуальны следующие компоненты инфор- мационной культуры: знания о целях, средствах, объекте, результатах, ин- формационных процессах обучения; приемы информационной деятельности, основанные на навыках, составляющих опыт работы (воспроизведение уже достигнутого); творчество, т. е. продуцирование информации с использова- нием информационных технологий; опыт эмоционального отношения к ин- формационной деятельности. В связи с развитием информатизации и интеллектуализации производ- ственных технологий быстрыми темпами растет объем научно-технической информации. В этих условиях особенно актуальным является вопрос совер- шенствования технологий образования в целях повышения профессиональ- ной культуры и развития творческих способностей специалиста. Этой теме посвящены работы таких ученых и исследователей, как В.М. Михелькевич, В.И. Ионесов, Г.В. Акопов, Г.А. Фурсина и др. [1, 5, 7]. Профессиональная культура понимается как совокупность специальных теоретических знаний и умений, связанных с избранной сферой деятельности (технической, гума- нитарной, экономической и т. п.). Эффективность формирования профессио- нальной культуры у будущих инженеров зависит от развития познавательной активности и самостоятельности студентов с целью формирования навыков самообучения и профессионального самосовершенствования в дальнейшем. Активность студента является волевым действием, состоянием, характеризующим усиленную познавательную деятельность личности. Познавательная активность является компонентом общей активности. Прежде всего она фор- мируется в процессе деятельности человека, направленной на познание окружающего мира. В связи с этим познавательную активность можно опре- делить как одно из качеств личности, которое выражается в интенсивности и продуктивности изучения человеком предметов и явлений действительно- сти для эффективной общественно значимой реализации приобретенных зна- ний. Активность в обучении - это и условие, и результат воспитания, и очень важное средство формирования активной личности. Также под активностью личности в обучении понимается свойство личности, которое формируется в процессе развивающего обучения и проявляется в стремлении личности к непрерывному интеллектуальному развитию. Следовательно, можно счи- тать, что активность студента находится в тесной связи с его самостоятельно- стью. В психологии самостоятельность определяется как стержневое качество личности, которое проявляется в процессе выполнения познавательных и практических задач. В решении вопроса воспитания познавательной само- стоятельности суть проблемы состоит в том, чтобы воспитать у студента спо- собность самостоятельно мыслить. Самостоятельность обозначает такое дей- ствие человека, которое он совершает без непосредственной или опосредо- ванной помощи и указаний другого человека, руководствуясь лишь собствен- ными представлениями о порядке и правильности выполнения операций. Раз- витие познавательной активности и самостоятельности студентов может про- исходить как при получении знаний в готовом виде, так и в процессе само- стоятельного научного поиска. Этот фактор оказывает влияние на всю даль- нейшую самостоятельную профессиональную деятельность выпускника тех- нического вуза. В развитии познавательной активности и самостоятельности большая роль отводится не только обучаемому, но и преподавателю, побуж- дающему обучаемых к активной познавательной деятельности. Активизацию познавательной деятельности обучаемых рассматривают как целенаправлен- ную деятельность преподавателя по совершенствованию содержания, форм и методов обучения с целью повышения у студентов активности и самостоя- тельности в усвоении знаний, формировании умений и навыков [7]. Осознавая важность информационной составляющей современной жизни, неизбежность и острую необходимость взаимодействия в общемировом инфор- мационном пространстве, нельзя не понимать того, что этот процесс предпола- гает не просто повышение уровня информационной культуры, но целенаправ- ленное повышение уровня общей культуры, важными составляющими которой являются языковая культура и культура речи. Языковая культура отражает куль- туру мышления и поведения личности. Современная профессиональная культура требует от человека новых знаний, умений, стиля мышления. В развитом об- ществе лишь профессионализм обеспечивает стабильный успех на рынке труда в постоянно изменяющихся условиях. Когда речь идет о профессиональной культуре специалиста, подразумеваются прежде всего его знания своей специ- альности, но в то же время профессиональные знания должны подкрепляться общей гуманитарной культурой человека, его умением разбираться в окружаю- щем мире, умением общаться. Умение же общаться для целого ряда профессий является составной частью профессиональной культуры, необходимым услови- ем истинного профессионализма. В настоящий момент профессиональную культуру выпускника техниче- ского вуза определяет не только объем знаний, но и в большей, чем прежде, мере уровень владения иностранным языком, достаточный для успешного функционирования в ситуациях профессионального иноязычного общения. Социальная зрелость специалистов проявляется в том, что они становятся не- зависимыми пользователями полученных в ходе обучения знаний и навыков и при этом ориентированы на непрерывное образование. Содержание образования и требования к специалистам сформулированы в государственном образовательном стандарте высшего профессионального образования в виде компетенций - общекультурных и общепрофессиональ- ных. Цели образования в компетентностной модели специалиста связаны как с выполнением конкретных функций, так и с междисциплинарными интегри- рованными требованиями к результату образовательного процесса. Компе- тенции не связаны жестко с конкретной профессией и могут быть использо- ваны в ряде профессий. Результат подготовки, оцененный в компетенциях, расширяет область трудоустройства выпускников. Из общекультурных ком- петенций в процессе изучения иностранного языка формируются коммуника- тивные способности работы как в коллективе, так и самостоятельно; способ- ности к исследованию и творчеству; когнитивные способности; способности адаптации к изменяющимся условиям; способности к самооценке, самопо- знанию; способности к обучению и самообучению; способности к системно- му мышлению; способности к духовному и нравственному развитию [2]. При организации научно-исследовательской работы студентов в процессе обучения иностранному языку в техническом вузе следует учитывать тот факт, что обучающиеся должны изложить на иностранном языке результаты своих исследований по тематике дисциплин, непосредственно относящихся к будущей профессии. В процессе подготовки к научным докладам использу- ется форма изучения необходимых материалов с самостоятельным доступом к информации, хранимой на компьютерных носителях. Большая ценность и преимущество этой формы обучения состоят еще и в том, что она не связана с местом и временем проведения занятия и поэтому может использоваться для организации самостоятельной работы обучающихся. Исследователи от- мечают, что «в настоящий момент эта форма обучения особенно актуальна в связи с тем, что новые образовательные программы включают разные виды учебной нагрузки, в том числе контактные, интерактивные; значительную часть занимает также самостоятельная работа обучающихся. Нередко инфор- мационные образовательные технологии предполагают использование в обу- чении компьютерных сетей, которые обеспечивают доступ к банкам данных по научным и учебно-методическим проблемам; с их помощью происходит обмен информацией между учебными заведениями, преподавателями и уча- щимися, проводятся телеконференции. В последнее время в крупных вузах создаются медиацентры, главным назначением которых является осуществ- ление взаимодействия информационных технологий и человека, адаптация человека в информационной среде. Инновационная составляющая таких ме- диацентров - учебные мультимедийные лингафонные комплексы, стимули- рующие использование интернет-технологий. Интернет в обучении языкам используется в основном в качестве справочно-информационной системы для доступа к базам данных при поиске информации. Интернет предоставляет также возможности индивидуальной и коллективной работы по созданию собственных баз данных, интернет-страниц или серверов, что внедрено в учебный процесс по иностранным языкам. Особыми преимуществами в этом плане пользуются слушатели переводческих отделений неязыковых вузов, изучающие иностранный язык на профессиональном уровне» [3]. Научно-исследовательская работа студентов технического вуза, включа- емая в учебный процесс по иностранному языку и осуществляемая под руко- водством преподавателя, предполагает: выполнение заданий, проектов (работ), содержащих элементы науч- ных исследований; выполнение конкретных нетиповых заданий научно- исследовательского характера на практических занятиях; изучение основных методов постановки, организации и выполнения научных исследований, планирования и организации научного эксперимента, обработки научных данных. Научно-исследовательская деятельность студентов, выполняемая в процессе самостоятельной работы во внеучебное время, организуется в форме участия в студенческих научных мероприятиях различного уровня (вузовские, региональ- ные, всероссийские, международные). К ним относятся научные семинары, кон- ференции, симпозиумы, конкурсы научных и учебно-исследовательских работ студентов, олимпиады по дисциплинам и специальностям. Остановимся на примере студенческих научно-технических конференций, которые проводятся ежегодно в вузах Самары и области на различных уровнях: группа - курс - факультет - вуз - регион (область). Рассмотрим работу секций, связанных тематически с иностранными языками (например, секция «Иностран- ный язык в сфере профессиональной коммуникации» областной СНТК, которая имеет подсекции «Английский язык в сфере профессиональной коммуникации», «Немецкий язык в сфере профессиональной коммуникации», «Французский язык в сфере профессиональной коммуникации»). За последние три десятилетия в практике проведения вузовских СНТК по иностранным языкам произошли качественные изменения. В основном эти изменения касаются рабочего языка конференции, критериев оценки докла- дов, уровня языковой подготовки, тематики докладов, требований к оформ- лению докладов и самого выступления. Рабочим языком секций на межвузовском (региональном, областном) уровне однозначно утвердился иностранный язык - соответственно англий- ский, немецкий или французский. Все доклады читаются на иностранном языке. Исключение составляют лишь доклады чисто лингвистической или филологической направленности, где допускается использование русского языка для основного текста, а для практической части (примеров) обязатель- но использование того иностранного языка, о котором идет речь. В последнее время разработаны также четкие критерии оценивания как самого текста доклада, так и выступления в целом (от 0 до 10 баллов по каж- дому критерию). Критерии оценивают информативность доклада, способ представления материала, структурирование содержания, актуальность темы, соответствие содержания заявленной теме, уровень владения иностранным языком (подготовленная/спонтанная речь), оформление презентации. Тематика докладов должна строго соответствовать направлению секции. Так, на секции областной СНТК «Иностранный язык в сфере профессиональ- ной коммуникации» заслушиваются только те доклады, в которых обучаю- щиеся (магистранты, студенты, аспиранты) излагают на иностранном языке результаты своих исследований в изучаемой ими профессиональной сфере. В то же время внутривузовский формат секции допускает также страноведче- скую тематику и использование русского языка. Тезисы лучших докладов, подготовленные и оформленные авторами са- мостоятельно, публикуются в сборниках. Это также способствует формиро- ванию и активизации у обучающихся навыков самостоятельной практической научно-исследовательской деятельности. Анализ опыта организации и результатов НИРО показывает, что подоб- ная практика стимулирует самостоятельную творческую активность обучающихся в изучении иностранного языка и способствует формированию навы- ков научно-исследовательской работы. Основные задачи НИРО - создание предпосылок для воспитания и само- реализации личностных и творческих способностей обучающихся, а также осуществление органического единства обучения, научного творчества и практической деятельности студентов можно решать с помощью развития информационной и языковой культуры. При этом важно формировать навыки научно-исследовательской работы в процессе самостоятельной творческой деятельности обучающихся.
×

About the authors

Irina G. Bakanova

Samara State Technical University

Email: backanovairina@yandex.ru
Cand. Ped. Sci., Associate Professor of Foreign Languages Department. 244, Molodogvardejskaya Str., Samara, 443100

Irina V. Alehina

International Market Institute

Email: kira2807.60@mail.ru
Cand. Ped. Sci., Associate Professor of Germanic Languages Department 21, G.A. Aksakov Str., Samara, 443030

References

  1. Акопов Г.В. Компонент сознания в условиях глобализации // Информационные технологии в работе с одаренной молодежью / Под ред. М.И. Бальзанникова, С.А. Пиявского, В.В. Козлова. Самарский государственный архитектурно- строительный университет. - Самара, 2015. - С. 4-10.
  2. Алехина И.В., Кабанова Е.В. Развитие иноязычной коммуникативной компетентности обучающихся в неязыковом вузе // Педагогика творчества: личность, знание, культура: Матер. Междунар. науч. конф. Самара, 2017. - Pedagogics of Creativity: Personality, Knowledge, Culture. Samara, 2017 / Мин. культуры РФ, СГИК, СКО; под ред. В.И. Ионесова. - Самара: Самар. гос. ин-т культуры, 2017. - С.82-96.
  3. Баканова И.Г. Теоретические основы формирования навыков самостоятельной работы студентов технических специальностей на базе информационных технологий // Проблемы современного педагогического образования. - 2016. - Вып. 53. Ч. 7. - С. 11-17.
  4. Зимняя И.А. Исследовательская деятельность студентов в вузе как объект проектирования в компетентностно-ориентированной ООП ВПО. Для программы повышения квалификации преподавателей вузов в области проектирования ООП, реализующих ФГОС ВПО. - М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2010. - 40 с.
  5. Михелькевич В.Н., Ионесов В.И. Культура и образование в креативной практике: объединяя мир через знания // Педагогика творчества: личность, знание, культура: Матер. Междунар. науч. конф. Самара, 2017. - Pedagogics of Creativity: Personality, Knowledge, Culture. Samara, 2017 / Мин. культуры РФ, СГИК, СКО; под ред. В.И. Ионесова. - Самара: Самар. гос. ин-т культуры, 2017. - С. 382-394.
  6. Фурсина Г.А. Формирование лингво-информационной культуры студентов технического вуза в процессе самостоятельной работы // Вестник Поморского университета. - Архангельск, 2008. - № 11. - С. 291-298.
  7. Фурсина Г.А., Алехина И.В. Активизация познавательной деятельности студентов в процессе профессионально ориентированного обучения иностранному языку в целях обеспечения профессиональной мобильности будущих специалистов технического профиля // Современные проблемы подготовки конкурентно- способных специалистов атомной отрасли в условиях развития ядерного кластера: Сб. матер.: в 2 ч. - Димитровград: ДИТИ НИЯУ МИФИ, 2013. - 2-я ч. - 188 с. - С. 145-152.
  8. Фурсина Г.А., Кабанова Е.В. Формирование лингво-информационной культуры обучающихся в техническом вузе в целях обеспечения их востребованности на рынке труда // Педагогика творчества: личность, знание, культура: Матер. Междунар. науч. конф. Самара, 2017. - Pedagogics of Creativity: Personality, Knowledge, Culture. Samara, 2017 / Мин. культуры РФ, СГИК, СКО; под ред. В.И. Ионесова. - Самара: Самар. гос. ин-т культуры, 2017. - С. 577-587.

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML

Copyright (c) 2017 Bakanova I.G., Alehina I.V.

Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License.

This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies