Формирование навыков научно-исследовательской работы в процессе самостоятельной учебной деятельности обучающихся в вузе
- Авторы: Баканова И.Г.1, Алехина И.В.2
-
Учреждения:
- Самарский государственный технический университет
- Международный институт рынка
- Выпуск: Том 14, № 4 (2017)
- Страницы: 15-26
- Раздел: Статьи
- URL: https://vestnik-pp.samgtu.ru/1991-8569/article/view/52247
- ID: 52247
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Актуализируется необходимость самостоятельной работы студентов с целью повышения эффективности процесса обучения. Решению данной проблемы способствует научно-исследовательская деятельность. Основными задачами организации научно-исследовательской работы обучающихся в вузе являются создание предпосылок для воспитания и самореализации личностных и творческих способностей студентов, а также осуществление органического единства обучения, научного творчества и самостоятельной практической деятельности обучающихся. Научно- исследовательская работа позволяет сформировать у студентов информационную и языковую культуру личности - значимые составляющие профессиональной культуры. При этом языковая культура рассматривается как формирование богатого словарного запаса человека, определенного уровня развития слуховых навыков, а также навыков правильного использования грамматических норм. Информационная культура представляет собой знания, умения и навыки в работе с информацией, овладение нормами и правилами поведения в информационной среде, свободную ориентацию индивида в информационной среде. В статье также рассматриваются виды НИРО, включаемые в образовательный процесс по иностранному языку.
Полный текст
Научно-исследовательская работа обучающихся (НИРО) является одним из важнейших средств повышения качества подготовки специалистов с выс- шим образованием, способных применять на практике полученные знания, умения и навыки. Привлечение студентов к научно-исследовательской работе позволяет использовать их творческий и интеллектуальный потенциал для решения актуальных задач современной науки. Основными задачами НИРО являются овладение студентами методами научного познания, углубленное и творческое усвоение учебного материала; обучение методике и средствам самостоятельного решения научных и техни- ческих задач и навыкам работы в научных коллективах; ознакомление с ме- тодами организации их работы; развитие у студентов способности грамотно- го оформления и представления научных результатов. И.А. Зимняя считает необходимым при рассмотрении видов исследова- тельской деятельности определить, что входит в содержание понятий «учеб- но-исследовательская», «исследовательская под руководством», «самостоя- тельная научно-исследовательская» деятельность. Она полагает, что содер- жание этих понятий можно дифференцировать прежде всего по цели иссле- довательской деятельности для самого студента: учебно-исследовательская деятельность (цель - научиться основам ис- следовательской деятельности, т. е. освоить необходимые заданные объемы исследовательских действий под руководством и контролем преподавателя); исследовательская деятельность под руководством (цель - научиться использовать освоенные исследовательские действия при решении заданных преподавателем задач при его непосредственном контроле этого процесса); научно-исследовательская (самостоятельная) деятельность (цель - ста- вить конкретные научные задачи и находить средства и способы/методы их решения с участием преподавателя) [4]. Поскольку исследовательская активность студентов является одной из важных составляющих образовательного процесса, в вузах проводится опре- деленная работа, в которой отражена специфика организации исследователь- ской деятельности. Эта работа реализуется в процессе освоения учебных дис- циплин и в процессе производственной практики и имеет на выходе участие студентов в конкурсах, конференциях, творческих аукционах, а также публи- кации. В обучении гуманитарным дисциплинам в технических вузах исследо- вательская деятельность обучающихся носит аналитический, информацион- но-текстовый характер. Стремление к творчеству, образованность, интеллект, умение ориентиро- ваться в изменяющихся условиях являются важнейшими факторами прогрес- са. Научно-технический прогресс невозможен без научного поиска и иссле- довательской деятельности, что объективно порождает необходимость реше- ния проблемы профессиональной подготовки будущего специалиста, его са- моопределения в общей и профессиональной культуре. Таким образом, значимой составляющей профессиональной культуры становится информацион- ная и языковая культура личности. В понятие «языковая культура» включены такие компоненты, как лекси- ческая компетенция, грамматическая компетенция и выразительные средства. Лексический компонент в виде богатого словарного запаса человека говорит о его высокой языковой культуре. При обучении иностранному языку в не- языковом вузе следует подбирать общеупотребительную, общетехническую и терминологическую лексику. Следующим признаком языковой культуры является правильное использование грамматических норм. Умение правильно выбрать грамматическую форму слова, построить словосочетание, предложе- ние является необходимым условием профессиональной речи будущего спе- циалиста. Также важным для будущих инженеров является изучение фонети- ки иностранного языка и формирование определенного уровня развития слу- ховых навыков, так как неумение различать звуки иностранного языка ведет к неправильному восприятию и воспроизведению необходимой информации. Языки науки, технологии, а особенно терминология объединяют специа- листов различных инженерных профессий независимо от их национальной принадлежности. Язык является продуктом, частью и условием культуры. Если рассматривать процесс вербального общения как процесс обмена ин- формацией, то можно установить четкую взаимосвязь между языковой и ин- формационной культурами. Поэтому Г.А. Фурсина предложила термин «лингво-информационная культура» [8]. Содержание работы по формирова- нию лингво-информационной культуры в процессе профессионально ориен- тированной языковой подготовки определяется теми знаниями, умениями и навыками, которые нужно сформировать у студентов технического вуза: владение тезаурусом, включающим такие понятия, как информацион- ные ресурсы, информационное мировоззрение, информационная среда, ин- формационное поведение и др.; понимание сообщений и команд компьютера, профессиональных терминов, сокращений и аббревиатур; умение грамотно формулировать свои информационные потребности и запросы, в том числе на иностранном языке; способность эффективно и оперативно осуществлять самостоятельный по- иск иноязычной профессиональной информации с помощью как средств спра- вочно-информационной поддержки, так и компьютерных поисковых систем; умение рационально хранить и оперативно перерабатывать (аннотиро- вать и реферировать) большие потоки и массивы профессионально значимой иноязычной информации; знание норм и правил «информационной этики» и речевого этикета как на русском, так и на иностранном языке; умение распознавать слова с международ- ным значением; умение вести информационно-коммуникативный диалог. Инженер должен быть способен продолжить обучение и вести професси- ональную деятельность в иноязычной среде; уметь на научной основе орга- низовать свой труд, владеть как лингвистическими, так и компьютерными методами сбора, хранения и обработки (редактирования) информации, при- меняемыми как в научно-исследовательской, так и в его профессиональной деятельности; уметь приобретать новые знания, используя современные ин- формационные образовательные технологии. Однако студент технического вуза ограничен рамками базовых курсов иностранного языка, что существен- но сужает его потенциал, а в будущем затрудняет профессионализацию спе- циалиста. Наблюдения и контроль знаний студентов технического вуза пока- зали, что большинство студентов испытывает трудности при использовании иноязычных терминов и работе со специальной аутентичной литературой, необходимой для НИР. В связи с этим правомерно говорить о необходимости развития языковой и информационной культуры будущего специалиста - выпускника инженерного вуза. В неязыковом вузе развитие языковой и информационной культуры бу- дущего специалиста включает в себя формирование знания иностранного языка, установок на профессиональную деятельность, умений на научной ос- нове организовать эту деятельность, способности к самообучению с исполь- зованием современных информационных образовательных технологий. Оно будет реализовываться также в научно-исследовательской деятельности, предполагая использование форм и методов научного поиска, адекватных этому виду деятельности. Информационная культура личности предполагает формирование необ- ходимых знаний, умений и навыков в работе с информацией, овладение нор- мами и правилами поведения в информационной среде. Личностный вклад в формирование информационного общества предполагает свободную ориен- тацию индивида в информационной среде. Умение самостоятельно осваивать и накапливать информацию оказывается недостаточным, поэтому возникает потребность в овладении технологиями работы с информацией, которые рас- считаны на подготовку и принятие решений на основе коллективного знания. Производство и потребление информации становится важной сферой прило- жения знаний и умений каждого. В связи с этим большое значение приобре- тает информационная компетентность индивида [6]. Она включает следую- щие умения и навыки, необходимые также и для НИРО: понимать, что точная и полная информация является основой для ум- ных решений; распознавать потребность в информации; формулировать информационные запросы; идентифицировать потенциальные источники информации; развивать успешные поисковые стратегии; получать доступ к источникам информации; оценивать информацию и организовывать ее для практического исполь- зования; интегрировать новую информацию в уже имеющуюся совокупность знаний; использовать информацию для анализа и решения научно- исследовательских задач. При работе с информацией человеку требуется определенный уровень культуры. Здесь используется близкий к понятию «информационная грамот- ность» термин «информационная культура», который означает умение целе- направленно работать с информацией и использовать для ее получения, обра- ботки и передачи компьютерные информационные технологии, современные технические средства и методы. Являясь важным компонентом различных предметных областей, связанных с развитием и использованием информации, информационная культура становится одним из основных элементов образо- вательного процесса. В процессе НИРО особенно актуальны следующие компоненты инфор- мационной культуры: знания о целях, средствах, объекте, результатах, ин- формационных процессах обучения; приемы информационной деятельности, основанные на навыках, составляющих опыт работы (воспроизведение уже достигнутого); творчество, т. е. продуцирование информации с использова- нием информационных технологий; опыт эмоционального отношения к ин- формационной деятельности. В связи с развитием информатизации и интеллектуализации производ- ственных технологий быстрыми темпами растет объем научно-технической информации. В этих условиях особенно актуальным является вопрос совер- шенствования технологий образования в целях повышения профессиональ- ной культуры и развития творческих способностей специалиста. Этой теме посвящены работы таких ученых и исследователей, как В.М. Михелькевич, В.И. Ионесов, Г.В. Акопов, Г.А. Фурсина и др. [1, 5, 7]. Профессиональная культура понимается как совокупность специальных теоретических знаний и умений, связанных с избранной сферой деятельности (технической, гума- нитарной, экономической и т. п.). Эффективность формирования профессио- нальной культуры у будущих инженеров зависит от развития познавательной активности и самостоятельности студентов с целью формирования навыков самообучения и профессионального самосовершенствования в дальнейшем. Активность студента является волевым действием, состоянием, характеризующим усиленную познавательную деятельность личности. Познавательная активность является компонентом общей активности. Прежде всего она фор- мируется в процессе деятельности человека, направленной на познание окружающего мира. В связи с этим познавательную активность можно опре- делить как одно из качеств личности, которое выражается в интенсивности и продуктивности изучения человеком предметов и явлений действительно- сти для эффективной общественно значимой реализации приобретенных зна- ний. Активность в обучении - это и условие, и результат воспитания, и очень важное средство формирования активной личности. Также под активностью личности в обучении понимается свойство личности, которое формируется в процессе развивающего обучения и проявляется в стремлении личности к непрерывному интеллектуальному развитию. Следовательно, можно счи- тать, что активность студента находится в тесной связи с его самостоятельно- стью. В психологии самостоятельность определяется как стержневое качество личности, которое проявляется в процессе выполнения познавательных и практических задач. В решении вопроса воспитания познавательной само- стоятельности суть проблемы состоит в том, чтобы воспитать у студента спо- собность самостоятельно мыслить. Самостоятельность обозначает такое дей- ствие человека, которое он совершает без непосредственной или опосредо- ванной помощи и указаний другого человека, руководствуясь лишь собствен- ными представлениями о порядке и правильности выполнения операций. Раз- витие познавательной активности и самостоятельности студентов может про- исходить как при получении знаний в готовом виде, так и в процессе само- стоятельного научного поиска. Этот фактор оказывает влияние на всю даль- нейшую самостоятельную профессиональную деятельность выпускника тех- нического вуза. В развитии познавательной активности и самостоятельности большая роль отводится не только обучаемому, но и преподавателю, побуж- дающему обучаемых к активной познавательной деятельности. Активизацию познавательной деятельности обучаемых рассматривают как целенаправлен- ную деятельность преподавателя по совершенствованию содержания, форм и методов обучения с целью повышения у студентов активности и самостоя- тельности в усвоении знаний, формировании умений и навыков [7]. Осознавая важность информационной составляющей современной жизни, неизбежность и острую необходимость взаимодействия в общемировом инфор- мационном пространстве, нельзя не понимать того, что этот процесс предпола- гает не просто повышение уровня информационной культуры, но целенаправ- ленное повышение уровня общей культуры, важными составляющими которой являются языковая культура и культура речи. Языковая культура отражает куль- туру мышления и поведения личности. Современная профессиональная культура требует от человека новых знаний, умений, стиля мышления. В развитом об- ществе лишь профессионализм обеспечивает стабильный успех на рынке труда в постоянно изменяющихся условиях. Когда речь идет о профессиональной культуре специалиста, подразумеваются прежде всего его знания своей специ- альности, но в то же время профессиональные знания должны подкрепляться общей гуманитарной культурой человека, его умением разбираться в окружаю- щем мире, умением общаться. Умение же общаться для целого ряда профессий является составной частью профессиональной культуры, необходимым услови- ем истинного профессионализма. В настоящий момент профессиональную культуру выпускника техниче- ского вуза определяет не только объем знаний, но и в большей, чем прежде, мере уровень владения иностранным языком, достаточный для успешного функционирования в ситуациях профессионального иноязычного общения. Социальная зрелость специалистов проявляется в том, что они становятся не- зависимыми пользователями полученных в ходе обучения знаний и навыков и при этом ориентированы на непрерывное образование. Содержание образования и требования к специалистам сформулированы в государственном образовательном стандарте высшего профессионального образования в виде компетенций - общекультурных и общепрофессиональ- ных. Цели образования в компетентностной модели специалиста связаны как с выполнением конкретных функций, так и с междисциплинарными интегри- рованными требованиями к результату образовательного процесса. Компе- тенции не связаны жестко с конкретной профессией и могут быть использо- ваны в ряде профессий. Результат подготовки, оцененный в компетенциях, расширяет область трудоустройства выпускников. Из общекультурных ком- петенций в процессе изучения иностранного языка формируются коммуника- тивные способности работы как в коллективе, так и самостоятельно; способ- ности к исследованию и творчеству; когнитивные способности; способности адаптации к изменяющимся условиям; способности к самооценке, самопо- знанию; способности к обучению и самообучению; способности к системно- му мышлению; способности к духовному и нравственному развитию [2]. При организации научно-исследовательской работы студентов в процессе обучения иностранному языку в техническом вузе следует учитывать тот факт, что обучающиеся должны изложить на иностранном языке результаты своих исследований по тематике дисциплин, непосредственно относящихся к будущей профессии. В процессе подготовки к научным докладам использу- ется форма изучения необходимых материалов с самостоятельным доступом к информации, хранимой на компьютерных носителях. Большая ценность и преимущество этой формы обучения состоят еще и в том, что она не связана с местом и временем проведения занятия и поэтому может использоваться для организации самостоятельной работы обучающихся. Исследователи от- мечают, что «в настоящий момент эта форма обучения особенно актуальна в связи с тем, что новые образовательные программы включают разные виды учебной нагрузки, в том числе контактные, интерактивные; значительную часть занимает также самостоятельная работа обучающихся. Нередко инфор- мационные образовательные технологии предполагают использование в обу- чении компьютерных сетей, которые обеспечивают доступ к банкам данных по научным и учебно-методическим проблемам; с их помощью происходит обмен информацией между учебными заведениями, преподавателями и уча- щимися, проводятся телеконференции. В последнее время в крупных вузах создаются медиацентры, главным назначением которых является осуществ- ление взаимодействия информационных технологий и человека, адаптация человека в информационной среде. Инновационная составляющая таких ме- диацентров - учебные мультимедийные лингафонные комплексы, стимули- рующие использование интернет-технологий. Интернет в обучении языкам используется в основном в качестве справочно-информационной системы для доступа к базам данных при поиске информации. Интернет предоставляет также возможности индивидуальной и коллективной работы по созданию собственных баз данных, интернет-страниц или серверов, что внедрено в учебный процесс по иностранным языкам. Особыми преимуществами в этом плане пользуются слушатели переводческих отделений неязыковых вузов, изучающие иностранный язык на профессиональном уровне» [3]. Научно-исследовательская работа студентов технического вуза, включа- емая в учебный процесс по иностранному языку и осуществляемая под руко- водством преподавателя, предполагает: выполнение заданий, проектов (работ), содержащих элементы науч- ных исследований; выполнение конкретных нетиповых заданий научно- исследовательского характера на практических занятиях; изучение основных методов постановки, организации и выполнения научных исследований, планирования и организации научного эксперимента, обработки научных данных. Научно-исследовательская деятельность студентов, выполняемая в процессе самостоятельной работы во внеучебное время, организуется в форме участия в студенческих научных мероприятиях различного уровня (вузовские, региональ- ные, всероссийские, международные). К ним относятся научные семинары, кон- ференции, симпозиумы, конкурсы научных и учебно-исследовательских работ студентов, олимпиады по дисциплинам и специальностям. Остановимся на примере студенческих научно-технических конференций, которые проводятся ежегодно в вузах Самары и области на различных уровнях: группа - курс - факультет - вуз - регион (область). Рассмотрим работу секций, связанных тематически с иностранными языками (например, секция «Иностран- ный язык в сфере профессиональной коммуникации» областной СНТК, которая имеет подсекции «Английский язык в сфере профессиональной коммуникации», «Немецкий язык в сфере профессиональной коммуникации», «Французский язык в сфере профессиональной коммуникации»). За последние три десятилетия в практике проведения вузовских СНТК по иностранным языкам произошли качественные изменения. В основном эти изменения касаются рабочего языка конференции, критериев оценки докла- дов, уровня языковой подготовки, тематики докладов, требований к оформ- лению докладов и самого выступления. Рабочим языком секций на межвузовском (региональном, областном) уровне однозначно утвердился иностранный язык - соответственно англий- ский, немецкий или французский. Все доклады читаются на иностранном языке. Исключение составляют лишь доклады чисто лингвистической или филологической направленности, где допускается использование русского языка для основного текста, а для практической части (примеров) обязатель- но использование того иностранного языка, о котором идет речь. В последнее время разработаны также четкие критерии оценивания как самого текста доклада, так и выступления в целом (от 0 до 10 баллов по каж- дому критерию). Критерии оценивают информативность доклада, способ представления материала, структурирование содержания, актуальность темы, соответствие содержания заявленной теме, уровень владения иностранным языком (подготовленная/спонтанная речь), оформление презентации. Тематика докладов должна строго соответствовать направлению секции. Так, на секции областной СНТК «Иностранный язык в сфере профессиональ- ной коммуникации» заслушиваются только те доклады, в которых обучаю- щиеся (магистранты, студенты, аспиранты) излагают на иностранном языке результаты своих исследований в изучаемой ими профессиональной сфере. В то же время внутривузовский формат секции допускает также страноведче- скую тематику и использование русского языка. Тезисы лучших докладов, подготовленные и оформленные авторами са- мостоятельно, публикуются в сборниках. Это также способствует формиро- ванию и активизации у обучающихся навыков самостоятельной практической научно-исследовательской деятельности. Анализ опыта организации и результатов НИРО показывает, что подоб- ная практика стимулирует самостоятельную творческую активность обучающихся в изучении иностранного языка и способствует формированию навы- ков научно-исследовательской работы. Основные задачи НИРО - создание предпосылок для воспитания и само- реализации личностных и творческих способностей обучающихся, а также осуществление органического единства обучения, научного творчества и практической деятельности студентов можно решать с помощью развития информационной и языковой культуры. При этом важно формировать навыки научно-исследовательской работы в процессе самостоятельной творческой деятельности обучающихся.×
Об авторах
Ирина Геннадьевна Баканова
Самарский государственный технический университет
Email: backanovairina@yandex.ru
кандидат педагогических наук, доцент кафедры иностранных языков 443010, г. Самара, ул. Молодогвардейская, 244
Ирина Владимировна Алехина
Международный институт рынка
Email: kira2807.60@mail.ru
кандидат педагогических наук, доцент кафедры германских языков 443030, г. Самара, ул. Г.А. Аксакова, 21
Список литературы
- Акопов Г.В. Компонент сознания в условиях глобализации // Информационные технологии в работе с одаренной молодежью / Под ред. М.И. Бальзанникова, С.А. Пиявского, В.В. Козлова. Самарский государственный архитектурно- строительный университет. - Самара, 2015. - С. 4-10.
- Алехина И.В., Кабанова Е.В. Развитие иноязычной коммуникативной компетентности обучающихся в неязыковом вузе // Педагогика творчества: личность, знание, культура: Матер. Междунар. науч. конф. Самара, 2017. - Pedagogics of Creativity: Personality, Knowledge, Culture. Samara, 2017 / Мин. культуры РФ, СГИК, СКО; под ред. В.И. Ионесова. - Самара: Самар. гос. ин-т культуры, 2017. - С.82-96.
- Баканова И.Г. Теоретические основы формирования навыков самостоятельной работы студентов технических специальностей на базе информационных технологий // Проблемы современного педагогического образования. - 2016. - Вып. 53. Ч. 7. - С. 11-17.
- Зимняя И.А. Исследовательская деятельность студентов в вузе как объект проектирования в компетентностно-ориентированной ООП ВПО. Для программы повышения квалификации преподавателей вузов в области проектирования ООП, реализующих ФГОС ВПО. - М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2010. - 40 с.
- Михелькевич В.Н., Ионесов В.И. Культура и образование в креативной практике: объединяя мир через знания // Педагогика творчества: личность, знание, культура: Матер. Междунар. науч. конф. Самара, 2017. - Pedagogics of Creativity: Personality, Knowledge, Culture. Samara, 2017 / Мин. культуры РФ, СГИК, СКО; под ред. В.И. Ионесова. - Самара: Самар. гос. ин-т культуры, 2017. - С. 382-394.
- Фурсина Г.А. Формирование лингво-информационной культуры студентов технического вуза в процессе самостоятельной работы // Вестник Поморского университета. - Архангельск, 2008. - № 11. - С. 291-298.
- Фурсина Г.А., Алехина И.В. Активизация познавательной деятельности студентов в процессе профессионально ориентированного обучения иностранному языку в целях обеспечения профессиональной мобильности будущих специалистов технического профиля // Современные проблемы подготовки конкурентно- способных специалистов атомной отрасли в условиях развития ядерного кластера: Сб. матер.: в 2 ч. - Димитровград: ДИТИ НИЯУ МИФИ, 2013. - 2-я ч. - 188 с. - С. 145-152.
- Фурсина Г.А., Кабанова Е.В. Формирование лингво-информационной культуры обучающихся в техническом вузе в целях обеспечения их востребованности на рынке труда // Педагогика творчества: личность, знание, культура: Матер. Междунар. науч. конф. Самара, 2017. - Pedagogics of Creativity: Personality, Knowledge, Culture. Samara, 2017 / Мин. культуры РФ, СГИК, СКО; под ред. В.И. Ионесова. - Самара: Самар. гос. ин-т культуры, 2017. - С. 577-587.
Дополнительные файлы
